Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Что значит прикладное искусство. Какие бывают виды живописи. Прилив художественных сил в прикладное искусство

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры . Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель , ткани , орудия труда,средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.). Декоративно-прикладное искусство живет вместе с народом , уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-прикладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространственным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комплекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XX в. - с художественным конструированием и дизайном .

Много прекрасных образцов декоративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, исторических, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выставка народного искусства - это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и современными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание следовать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с произведениями декоративно-прикладного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пытаясь понять, какими художественными и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попытается любовно сделать своими руками , будет доставлять окружающим людям


Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-прикладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Вышивка

Вышивка с древних времен являлась украшением домашнего очага, она придавала изюминку в одежде, ее использовали на скатертях, салфетках, занавесках и рушниках, и она была основой декоративно-прикладного искусства в Украине и на Руси.

Любая хозяйка могла с помощью вышивания придать уют своему дому, украсить одежду своих близких, воплотить свои художественные задумки, так как этот вид декоративно-прикладного искусства был доступный каждому.

Вышивки разных народов пестрят разнообразием и оригинальностью узоров и цветовой гаммы, так как создавались веками и зависели от истории и культуры народов. Так как в те времена не было модных журналов, где можно найти узор на любой вкус, люди в вышивку закладывали определенный смысл.


Вышивка была не только красивой элементом в одежде, она также выполняла важную роль оберега. Если вы обратили внимание на вышивки, то, наверное, заметили, что самыми распространенными среди орнаментов являются геометрические узоры. Так, например древний символ солнца, плодородия и женского начала, приносящего удачу и процветание, изображали в вышивках в форме ромба. Символ воды олицетворял жизненную силу и его наносили в виде волнистых линий. Горизонтальные орнаменты несли в себе символ Земли и обозначали процветание семейного очага.

Если вы заметили, то в некоторых вышивках в орнаменте изображен круг, в нутрии которого вышит крест, такой элемент вышивки символизирует Солнце и служит оберегом, который отводит от человека зло. А вот вышитый крест в узоре обозначает духовное очищение, так как является символом огня.

Украинцы отдавали предпочтение рушниковым орнаментам, которые носили растительный характер, а также было распространено изображение птиц и зверей. В цветовой гамме в основном предпочитали использовать красный, черный и синие цвета.

Растительные мотивы в вышивке были придуманы не просто и также имели свой определенный смысл. Изображение в орнаменте листьев дуба символизировало силу, а калина считалась символом красоты. Вышитые на одежде маки означали плодородие и память рода, а кисти винограда привносили в семейную жизнь счастье и радость. Вышитый барвинок являлся символом верности, ну а розы были символом молодости и любви.



Также в украинских орнаментах часто можно встретить изображения голубей, ласточек, петухов, лошадей и других животных и птиц. Такие вышивки выступали в роли оберегов, защищая человека от разных злых сил и духов.

Украинская вышиванка



Неотъемлемой частью мужского и женского гардероба в украинцев всегда была вышитая сорочка. Орнамент на сорочке характеризовал определенную местность. По этим узорам можно было легко отличить жителей Полтавы от населения подольского края, а гуцульские орнаменты отличались от полесских. Отличительной чертой этих вышиванок были не только узоры, но и техника исполнения и цветовая гамма.



В Украине вышивкой занимались преимущественно женщины. Этому ремеслу они посвящали каждую свободную минуту. Они вышивали и во время совместных посиделок, и коротая длинные зимние вечера, да и после полевых работ во время небольшого отдыха часто можно заметить украинскую женщину, занимающуюся вышиванием.

В создание орнаментов на своей одежде украинские девушки вкладывали любовь и душу, а одетая на них вышитая сорочка являлась характеристикой ее умения и трудолюбия.

С приобретением своей независимости в Украине начала возрождаться и любовь народа к своим традициям. В последнее время, украинские вышиванки начали снова приобретать популярность. Она стала модным трендом не только среди соотечественников, но и далеко за ее пределами. Людей в вышитых сорочках можно встретить повсеместно. Она уместно смотрится, как на торжественных мероприятиях, так и на школьных выпускных, на свадебных торжествах или митингах.



Художественная вышивка воплотила в себя лучшие традиции нашего народа и нашла тысячу почитателей этого прекрасного вида декоративно-прикладного искусства.

Художественно-творческие задания

Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию , познакомьте с ней одноклассников.

> Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка»,
«Золотая рожь» и др.

> Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства разных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок , преданий, пословицы , поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.



Декоративно-прикладное искусство

Раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно-прикладного искусства могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, а также другие изделия, не являющиеся по изначальному предназначению произведений искусства, но приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника; одежда, всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX в. утвердилась классификация отраслей декоративно- прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т. п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладного искусства и его непосредственной связью с производством. Решая в совокупности, как и архитектура, практические и художественные задачи, декоративно- прикладное искусство принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями. Составляя органическую часть предметной среды, с которой повседневно соприкасается человек, произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Эстетически насыщая и преображая среду, окружающую человека, произведения декоративно-прикладного искусства в то же время как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурно-пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (сервиз, гарнитур мебели, костюм, набор ювелирных изделий). Поэтому идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при ясном представлении (реальном или мысленно воссозданном) об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком.

Архитектоника предмета, обусловленная его назначением, конструктивными возможностями и пластическими свойствами материала, часто играет основополагающую роль в композиции художественного изделия. Нередко в декоративно-прикладном искусстве красота материала, пропорциональные соотношения частей, ритмическая структура служат единственными средствами воплощения эмоционально-образного содержания изделия (например, лишённые декора изделия из стекла или других ничем не тонированных материалов). Здесь наглядно проявляется особое значение для декоративно-прикладного искусства чисто эмоциональных, неизобразительных средств художественного языка, использование которых и роднит декоративно-прикладное искусство с архитектурой. Эмоционально-содержательный образ зачастую активизируется образом- ассоциацией (сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, балясиной и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образную структуру. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своими ритмом и пропорциями (нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма предмета и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональном звучании), декор зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе. В декоративно- прикладном искусстве для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика). Средства изобразительного искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, птицы, зверя, фигуры человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра). Необходимость согласовать декор с формой, изображение с масштабом и характером изделия, с его практическим и художественным назначением приводит к трансформации изобразительных мотивов, к условности трактовки и сочетания элементов натуры (например, использование в оформлении ножки стола мотивов львиной лапы, крыльев орла и лебяжьей головы).

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Древнейшим (относящимся к доисторической эпохе) произведениям декоративно-прикладного искусства, охватывавшим самый широкий круг представлений о мире и человеке, свойственны исключительная содержательность образов, внимание к эстетике материала и к эстетике овеществлённого труда, к рациональному построению формы, подчёркнутой декором. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве (см. также Народные художественные промыслы) вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоев и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы. Однако вплоть до середины XIX в. мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в других видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX в. приводят к постепенному оскудению эстетического качества и эмоционально- образного содержания декоративно-прикладного искусства. Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство интенсивно развивающегося массового машинного производства (см. Художественная промышленность) художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, "Дармштадтская колония художников" в Германии) или фабричного (Веркбунд) труда, возродить эмоционально-образную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды (см. Модерн). На новых идеологических и эстетических основах эти попытки были развиты после Октябрьской революции 1917, открывшей перспективы создания художественно содержательной среды для труда и быта самых широких масс. Её идеи и цели вдохновляли художников, видевших в искусстве одно из действенных средств революционной агитации (например, так называемый агитационный фарфор 1918-25). Задача создания комплексного убранства квартиры рабочего, рабочих общежитий, клубов, столовых, удобной спецодежды, рационального оборудования рабочего места, рассчитанных на массовое фабричное изготовление, открывала путь для творческих исканий конструктивистов в СССР, функционалистов в Германии (см. Баухауз) и других странах, что во многом предваряло появление дизайна. Выдвижение на первый план в художественном творчестве формально- технологической стороны в начале 1920-х гг. привело к её абсолютизации, отождествлению художественного творчества с производством вещей, отрицанию роли декора в создании художественного образа произведения декоративно-прикладного искусства. Возрож- дение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 30-х гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли видную роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства ряда технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в конце 40-х-начале 50-х гг., заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства. С середины 50-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, художники заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Такие произведения (так же, как и нарядные, уникальные в силу своей рукодельности произведения народного декоративно- прикладного искусства) призваны служить зрительными акцентами в художественно организованной среде, образуемой главным образом менее индивидуализированными по форме художественными изделиями заводского изготовления и предметами, которые создаются на базе дизайнерского проектирования.

Об отдельных отраслях, разновидностях и видах техники декоративно-прикладного искусства см. статьи Батик , Ваза , Веер , Вышивка , Гобелен , Игрушка , Инкрустация , Интарсия , Керамика , Ковёр , Ковка , Кружево , Лаки , Майолика , Маркетри , Мебель , Набойка , Насечка , Резьба , Роспись декоративная , Стекло , Терракота , Тиснение , Ткани , Фарфор , Фаянс , Филигрань , Хрусталь , Чеканка , Чернь , Шпалера , Эмали , Ювелирное искусство .










Литература: Д. Аркин, Искусство бытовой вещи, М., 1932; М. С. Каган, О прикладном искусстве, Л., 1961; А. В. Салтыков, Избранные труды, М., 1962; А. К. Чекалов, Основы понимания декоративно-прикладного искусства, М., 1962; А. Моран, История декоративно-прикладного искусства от древнейших времен до наших дней, перевод с французского, М., 1982; Magne L. et H. М., L"art appliquй aux mйtiers, v. 1-8, P., 1913-28; Geschichte des Kunstgewerbes aller Zeiten und VЦlker, hrsg. Von H. Th. Bossert, Bd 1-6, В., 1929-35; Marangoni G., Clementi A., Storia dell"arredamento, v. 1-3, Mil., 1951-52; Fleming J., Honour H., The Penguin dictionary of the decorative arts, L., 1977; Bunte Welt der Antiquitдten, Dresden, 1980; Lucie-Smith E., The story of craft, Ithaca (N. Y.), 1981.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

декорати́вно-прикладно́е иску́сство

Создание художественных изделий, имеющих практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др.), а также художественная обработка утилитарных предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.). Мастера декоративно-прикладного искусства используют самые разнообразные материалы – металл (бронзу, серебро, золото, платину, различные сплавы), дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани) и др. Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных металлов и камней – ювелирным искусством .


В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды называют вазописью .


Декоративно-прикладные изделия должны быть прежде всего удобны в использовании и красивы. Они создают предметную среду вокруг человека, воздействуя на его душевное состояние и настроение. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием, поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность обработки играют в нём важнейшую роль. В форме вазы, игрушки, предмета мебели, в системе их украшений мастер стремится выявить прозрачность стекла, пластичность глины, теплоту дерева и текстуру его поверхности, твёрдость камня и естественный рисунок его прожилок. При этом форма изделия может быть как абстрактной, так и напоминать цветок, дерево, фигуру человека или животного.


В украшениях широко применяются различные орнаменты . Часто именно декор превращает бытовой предмет в произведение искусства (хохломская чаша простой формы, расписанная яркими узорами по золоту; платье скромного фасона, украшенное вышивкой или кружевами). При этом очень важно, чтобы орнаменты и фигуративные изображения не противоречили форме изделия, а выявляли её. Так, в древнегреческих вазах узорные полосы отделяют тулово (центральную часть) от ножки и горловины, роспись тулова подчёркивает его выпуклость.


Декоративно-прикладное искусство существует с глубокой древности. Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.). Уже первобытные мастера украшали резьбой и узорами посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём. Традиции древнего искусства продолжают жить в фольклоре, в изделиях народных промыслов . В дальнейшем выделяется утварь для исполнения священных обрядов и предметы роскоши, призванные подчеркнуть богатство и властную силу своих владельцев. В этих изделиях использовались редкие, драгоценные материалы и богатый декор. Развитие промышленного производства в 19 в. позволило создавать произведения декоративно-прикладного искусства для массового потребителя. При этом замысел, эскиз росписи, форма для изготовления и т. д. принадлежали крупным мастерам, а готовые изделия тиражировались работниками фабрик и заводов (шпалеры по эскизам известных мастеров, изделия фарфоровых заводов и т. д.). Применение промышленных технологий положило начало искусству дизайна .

«Прикладное» искусство —
художественная ценность в практической жизни



Определение

Под прикладным искусством обычно имеют в виду род творческой деятельности, при которой художественная функция произведения в той или иной мере сочетается с утилитарной. Поэтому произведение прикладного искусства можно воспринимать как художественную ценность для использования её в практической деятельности.

Сложность подобного определения заключается в том, что художественное качество также представляет собой преображенную полезность (утилитарность), результат духовного, идеального переосмысления практических потребностей человека.

Поэтому искусство (как искусная деятельность вообще) становится художественной в той мере, в какой человеку удается преобразовать свои практические потребности в идеальные ценности. «Художественный образ духовен по своей модальности, он является формой идеальной субъективной реальности, локализующейся в человеческом сознании». Однако в искусстве происходит постоянное превращение идеального духовного содержания в материальную форму: «материализация духовного и одухотворение материального». Результатом этого процесса является проникновение художественного мышления в сферы утилитарной деятельности — в ремесло, в технику, в строительство и, наоборот, техническое творчество внедряется в художественное.

Однако словосочетание «прикладное искусство» следует применять, во избежание путаницы понятий, только к тем явлениям творческой деятельности, которые несут в себе художественно-образное содержание. Такие области как дизайн, оформительское искусство, моделирование одежды, основным содержанием которых являются не художественные, а эстетические ценности, не следует называть прикладным искусством. Вопреки буквальному прочтению термина, искусство никуда не прикладывается, оно существует по определению. Художественная ценность не прилагается к материальной, а одно переходит в другое. Поэтому все разновидности прикладного искусства имеют подвижную, асимметричную функциональную структуру, в которой исторически меняется соотношение ценностей.



Немного истории

В искусстве Древнего мира не существовало прикладного искусства, поскольку все его функции были неразделимыми. В античном искусстве также не разделяли понятий «техника» и «искусство», то и другое обозначали понятием Techne. В Древней

Греции статуями не любовались в музеях, с ними всегда что-то делали: поклонялись, украшали цветами и плодами, одевали в дорогие ткани, им подносили еду и напитки и обращались с просьбами.

Все произведения искусства служили атрибутами мифологически-религиозного образа жизни. В произведениях Плиния Старшего и Павсания восторженные оценки произведениям искусства даются за иллюзию и тонкость технического выполнения. Поэтому применение термина «прикладное искусство» по отношению к античности неприемлемо. В средневековом искусстве усиливалась специализация мастеров, наряду с греческим Techne встречается латинское слово Arsis («свободный труд»). Однако в Средние века еще не определилась область «чистого искусства», свободная от утилитарности, поскольку живопись и скульптура развивались внутри архитектурной композиции. Отсюда столь неорганичное звучание определений вроде: «прикладное искусство Византии» или «прикладное искусство средневековой Франции». В Средневековье существовала особая область художественных ремесел, но их функциональная структура отлична от прикладного искусства Нового времени. Учитывая это обстоятельство, специалисты склонны использовать иные термины: «художественные ремесла» либо «малые формы искусства». Например: малые формы искусства Древней Греции, «малые формы» традиционного искусства Китая и Японии. Метаморфозы значений, смыслов, функций произведений античного искусства хорошо раскрывают истории их бытования и связанные с ними мифы. В историческом развитии форм художественного мышления следует также отличать бифункциональность от декоративности — качества, возникающего в результате художественного переосмысления связи произведения искусства с окружающей средой.

Произведения декоративного и прикладного искусств имеют разные функции и поэтому представляют собой различные виды искусства, но в процессе исторического развития они взаимодействуют. В сакральных видах искусства взаимодействуют художественная и религиозная функции, но из-за этого их нельзя называть «прикладными». После эпохи Итальянского Возрождения, когда произошло размежевание архитектуры, живописи и скульптуры, образовалось станко?вое искусство — живописная картина, скульптура, не связанные с определенным местом в архитектурной среде. С этого времени можно говорить об отдельной сфере декоративно-прикладного искусства.

Главным качеством «прикладного» произведения является его вещность. Например, жанр портрета относится к полифункциональному искусству, поскольку собственно живописное содержание портрета дополняется внехудожественным — документальным, фактологическим. То же происходит в классическом жанре картины на историческую тему. Но мы не называем такие произведения прикладными, поскольку вне художественная часть их содержания еще не превращает их в вещь.

Иной пример: в коллекции Уоллеса в Лондоне экспонируется отлитое из бронзы изображение свернувшейся в клубок змеи, выполненное пугающе натуралистично. Произведение создано в Северной Италии около 1600 г. и служило прессом для бумаг. Но при взгляде на эту змею не возникает ощущения «вещи», слишком сильна ее «портретность». Такие произведения ввиду сложности их функционально-образной природы трудно отнести к определенному роду искусства.

В середине XIX века в связи с успехом Всемирных выставок, под влиянием роста промышленного производства в разных странах создавались музеи прикладного искусства.

В 1857 г. такой музей был создан в Лондоне (см. Виктории и Альберта музей в Лондоне). В 1859 г. Королевский музей искусства и промышленности открылся в Вене. В России проводили «мануфактурные выставки», с 1870 г. утвердилось название «художественная промышленность».



Формы «вынужденного прикладного искусства»

В искусстве XX века помимо дизайна, архитектурного проектирования, существования традиционных народных промыслов и художественных ремесел появлялись формы «вынужденного прикладного искусства». Художник обращался к прикладному роду творчества из прагматических или коммерческих соображений. Результатом «размывания» художественного творчества в охватывающем его поле коммерческой деятельности является появление пренебрежительного термина «поделка» — виртуальная реальность; кич; клип; комикс; «коммерческое искусство»; «материализация духовного и одухотворение материального»; компьютерная графика; массовая культура; поп-арт и т.д.

В 1960—1970-х гг. художники стали уходить из области прикладного искусства в сферу «чистой предметности», они создавали предметы, но не вещи. Внешне сходные с изделиями, имеющими утилитарную функцию, такие предметы как бы изображали сами себя. Возникал эффект двойного отражения. Одни критики посчитали это явление «кризисом прикладного искусства», другие объявили о появлении нового способа творчества — «искусство предметного мира».



Виды «прикладного» искусства

Прикладное искусство подразделяют на виды согласно утилитарной функции: мебель, утварь, одежда; на разновидности в зависимости от используемого материала: изделия из керамики, стекла, металла, дерева. Специализация художника-прикладника зависит от техники обработки материала, например резчик по дереву, чеканщик по металлу, живописец по фарфору. Такие мастера, согласно классической традиции, совмещают навыки художника (рисовальщика, композитора, модельера) и ремесленника, технолога.

Взаимодействие видов искусства в «пограничных областях» породило, в частности, прикладную графику. В нее включают афишу, плакат, книжную графику, экслибрис, эпиграфику, эмблематику (прикладную или декоративную графику следует отделять от дизайн-графики, где ведущим является эстетический, а не художественно-образный метод). Термины «прикладная живопись» или «прикладная скульптура» неприемлемы, поскольку, взаимодействуя с архитектурой или композицией декоративно-прикладного искусства, живопись преобразуется в роспись, а скульптура — в декоративную пластику, либо в монументально-декоративную скульптуру.


Декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусствораздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусствамогут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, а также одежда и всякого рода украшения. Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению в научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т.д.). Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Обладая собственной эмоциональной выразительностью, своим ритмом и пропорциями, нередко контрастными по отношению к форме, как, например, в изделиях хохломских мастеров, где скромная, простая форма чаши и нарядная, праздничная роспись поверхности различны по своему эмоциональному звучанию.

Средства изобразительных искусств и орнамент служат в декоративно-прикладном искусстве не только для создания декора, но порой проникают и в форму предмета (детали мебели в виде пальметт, волют, звериных лап, голов; сосуды в виде цветка, плода, фигуры птицы, зверя, человека). Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделия (узор решётки, кружева; рисунок плетения ткани, ковра).


Единство и различия художественной и утилитарной функции

В единстве художественной и утилитарной функций изделия, во взаимопроникновении формы и декора, изобразительного и тектонического начал проявляется синтетический характер декоративно-прикладного искусства. Произведения прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием. Поэтому выявление красоты фактуры и пластических свойств материала, искусность и многообразие приёмов его обработки получают в декоративно-прикладном искусстве значение особо активных средств эстетического воздействия.

Возникнув в самую раннюю пору развития человеческого общества, декоративно-прикладное искусство на протяжении многих веков являлось важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества. Эта тенденция удержалась в приверженном традициям народном творчестве вплоть до наших дней. Но с началом классового расслоения общества в стилевой эволюции декоративно-прикладного искусства ведущую роль начинает играть его особая ветвь, призванная обслуживать нужды господствующих общественных слоёв и отвечающая их вкусам и идеологии. Постепенно всё большее значение приобретает в декоративно-прикладном искусстве интерес к богатству материала и декора, к их редкостности и изысканности. Выделяются изделия, служащие целям представительности (предметы для культовых ритуалов или придворных церемоний, для убранства домов знати), в которых ради повышения их эмоционального звучания мастера нередко жертвуют бытовой целесообразностью построения формы.

Однако вплоть до середины XIX века мастера декоративно-прикладного искусства сохраняют цельность пластического мышления и ясность представления об эстетических связях между предметом и средой, для которой он предназначен. Становление, эволюция и смена художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве протекали синхронно с их эволюцией в др. видах искусства. Тенденции эклектизма в художественной культуре второй половины XIX века приводят к постепенному оскудению эстетического качества и образно-эмоционального содержания декоративно-прикладного искусства.

Утрачивается связь между декором и формой, художественно решённый предмет подменяется украшенным. Засилью безвкусицы и обезличивающему воздействию на декоративно-прикладное искусство массового машинного производства художники пытались противопоставить уникальные предметы, изготовленные по их проектам в условиях ремесленного (мастерские У. Морриса в Великобритании, «Дармштадтская колония художников» в Германии) или фабричного труда, возродить образно-эмоциональную цельность и идейную содержательность художественно осмысленной среды.


Возрождение и падение

Возрождение народных промыслов в СССР и пробудившийся в 1930-е гг. интерес к русскому художественному наследию сыграли роль в освоении советскими мастерами декоративно-прикладного искусства лучших технологических и художественных традиций прошлого. Однако подход к произведениям декоративно-прикладного искусства с мерками станкового искусства, погоня за парадностью изделий, особенно сильно давшие себя знать в первые годы после Великой Отечественной войны, заметно тормозили развитие декоративно-прикладного искусства.

С середины 1950-х гг. в СССР наряду с поисками функциональных и художественно-выразительных форм и декора для повседневных бытовых вещей, производимых фабричным способом, истинные художники были заняты созданием уникальных произведений, в которых эмоциональность образа сочетается с многообразием приёмов обработки простейших материалов, со стремлением выявить всё богатство их пластических и декоративных возможностей. Но такие произведения призваны служить лишь зрительными акцентами в массовой художественно-организованной среде, образуемой изделиями заводского изготовления и предметами, которые создавались на базе унифицированного дизайнерского проектирования.



ольга макеенко
«Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре»

Введение

Народная культура является одним из важных элементов любой нации, поскольку она несет в себе опыт прошлых поколений, который складывался веками. Народная культура отражает быт и навыки наших предков, которые нашли отражение в том или ином роде искусств .

Изучение народной культуры должно входить в обязательную программу обучения детей . Ведь именно с детства у людей формируются привычки и навыки. Для того, чтобы правильно складывалось понятие о мире, об искусстве необходимо с самых ранних лет формировать в сознании малышей представления об окружающем мире, а также рассказывать об истории как страны в целом, так и региона, в котором он проживает. Дети – это наше продолжение, от того, как мы их воспитаем, зависит будущее, как семьи, так и города, страны и мира в целом.

«Путеводителями» в данном случае будут выступать родители, а также педагоги. Будущим преподавателям педагогических училищ, заведующим детскими садами и методистам по дошкольному воспитанию необходимо знать основные методы и приемы руководства различными видами деятельности детей дошкольного возраста. Среди этих видов деятельности большое место занимает изобразительная.

Народная культура это традиционная культура , которая включает культурные пласты разных эпох , от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Такая культура бесписьменная , именно поэтому в ней большое значение принадлежит традиции как способу передачи жизненно важной для общества информации.

Существует несколько способов, с помощью которых возможно обучение детей народной культуре . В их число входит и литература, и кино, и сказки. Можно отнести и картины, и игры и многое, многое другое.

В данной работе рассмотрим декоративно- прикладное искусство как средство приобщения детей к народной культуре . Для реализации заданной цели потребуется, в первую очередь, рассмотреть основные понятия данной темы. Это понятие , его основные направления и виды; понятие народной культуры ; и средства приобщения детей к народной культуре .

Представляет собой раздел декоративного искусства , который охватывает несколько отраслей творчества, посвященных созданию художественных изделий и предназначенных, главным образом, для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть : различная утварь, мебель, оружие, ткани, орудия труда, а также другие изделия, которые не являются по изначальному предназначению произведениями искусства , но приобретают художественное качество вследствие приложения к ним труда художника; одежда и всякого рода украшения.

Со второй половины девятнадцатого века в научной литературе утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства :

1. В зависимости от используемого материала (керамика, металл, текстиль, дерево) ;

2. В зависимости от техники выполнения (резьба, набойка, литьё, чеканка, вышивка, роспись, интарсия) .

Предложенная классификация связана с важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.

Принадлежит одновременно к сферам создания и материальных и духовных ценностей. Произведения декоративно-прикладного искусства неотделимы от материальной культуры современной им эпохи, тесно связаны с отвечающим ей бытовым укладом, с теми или иными его местными этническими и национальными особенностями, социально-групповыми и классовыми различиями.

Произведения декоративно-прикладного искусства составляют органическую часть предметной среды , с которой повседневно соприкасается человек, и своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека, его настроение, являются важным источником эмоций, влияющих на его отношение к окружающему миру. Произведения декоративно-прикладного искусства эстетически насыщают и преображают среду , окружающую человека, и, в то же время, как бы поглощаются ею, так как обычно воспринимаются во взаимосвязи с её архитектурным и пространственным решением, с входящими в неё другими предметами или их комплексами (гарнитур мебели илисервиз, костюм или набор ювелирных изделий) . В связи с этим, идейное значение произведений декоративно-прикладного искусства может быть понято наиболее полно лишь при реальном представлении об этих взаимосвязях предмета со средой и человеком .

Декоративно - прикладное искусство возникло на самых ранних этапах развития человеческого общества, и на протяжении многих веков является важнейшей, а для ряда племён и народностей основной областью художественного творчества.

Согласно другому источнику, декоративно- прикладное искусство – это создание художественных изделий, которые имеют практическое назначение (домашняя утварь, посуда, ткани, игрушки, украшения и др., а также художественная обработка старых предметов (мебели, одежды, оружия и т. д.) . Также, как и в предыдущем обозначении, мастерами декоративно-прикладного искусства используются самые разнообразные материалы – металл (серебро, золото, платину, бронзу, а также различные сплавы, дерево, глину, стекло, камень, текстиль (натуральные и искусственные ткани ) и др.

Изготовление изделий из глины называют керамикой, из драгоценных камней и металлов - ювелирным искусством . В процессе создания художественных произведений из металла используются техники литья, ковки, чеканки, гравирования; текстиль украшают вышивкой или набойкой (на ткань накладывают покрытую краской деревянную или медную доску и ударяют по ней специальным молотком, получая отпечаток); деревянные предметы – резьбой, инкрустациями и красочными росписями. Роспись керамической посуды именуют вазописью.

Художественные изделия тесно связаны с бытовым укладом и обычаями определённой эпохи, народа или социальной группы (дворян, крестьян и т. д.) . Уже первобытные мастера украшали узорами и резьбой посуду, изготавливали примитивные украшения из звериных клыков, раковин и камней. В этих предметах воплотились представления древних людей о красоте, о строении мира и о месте человека в нём.

Традиции древнего искусства продолжают проявляться в фольклоре и в изделиях народных промыслов .

Таким образом, на основании вышеизложенного, отметим основные моменты. Итак, термин декоративно- прикладное искусство условно объединяет два обширных рода искусств : декоративное и прикладное . В отличие от произведений изящного искусства , предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству , многочисленные проявления декоративно -прикладного творчества в основном имеют практическое употребление в повседневной жизни. Это отличительная особенность данного вида искусства .

Произведения декоративно-прикладного искусства обладают определенными характеристикам : эстетическим качеством, рассчитаны на художественный эффект и служат для оформления быта и интерьера.

Виды декоративного прикладного искусства : шитье, вязание, выжигание, ковроткачество, ткачество, вышивание, художественная обработка кожи, патчворк (шитье из лоскутков, художественная резьба, рисование и прочее. В свою очередь, нужно отметить, что некоторые виды декоративно-прикладного искусства подлежат собственной классификации. К примеру, выжигание представляет собой нанесение рисунка поверхность какого-либо органического материала при помощи раскалённой иглы, и бывает : выжигание по дереву, выжигание по ткани (гильоширование, изготовление аппликаций выжиганием с помощью специального аппарата, горячее тиснение.

2. Народная культура

Ранее, уже было предоставлено определение понятия народная культура . Повторюсь, народная культура- это традиционная культура , в которую включаются культурные пласты разных эпох - от глубокой древности до настоящего времени, субъектом которой является народ - коллективная личность, которая означает объединение всех индивидов коллектива общностью культурных связей и механизмов жизнедеятельности. Это культура бесписьменная , и поэтому в ней большое значение принадлежит традиции, как способу передачи жизненно важной для общества информации. Данное определение достаточно емкое, но не единственное. Обратимся к другим источникам.

Под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать. Культура - это набор кодов , которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие. Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность.

Понятие "народ " в русском и европейских языках -это население, совокупность индивидов. Также, народ понимается как общность людей, осознавших себя этническим или территориальным сообществом, социальным сословием, группой, иногда представляющим все общество, к примеру, в какой-то решающий исторический момент (национально-освободительные войны, революции, восстановление страны и так далее, обладающим сходными (общими) верованиями, представлениями или идеалами.

Данная общность и выступает субъектом и носителем особой целостной культуры , отличной своим видением мира, способами воплощения в различных формах фольклора и близких к фольклору направлениях культурной практики , которая часто восходит к древности. В далеком прошлом ее носителем было все сообщество (род, племя, позднее этнос (народ ) .

В прошлом, народная культура определяла и закрепляла все аспекты жизнедеятельности, обычаи, обряды, регулировала взаимоотношения членов сообщества, тип семьи, воспитание детей , характер жилища, способы освоения окружающего пространства, тип одежды, отношение к природе, миру, предания, верования, язык, художественное творчество. Иными словами, определялось, когда сеять зернои убирать урожай, выгонять скот, как выстраивать взаимоотношения в семье, в общине и прочее. В настоящее время, в период усложнения общественных отношений, появилось множество больших и малых социальных групп формального и неформального типа, произошло расслоение социальной и социально-культурной практики , народная культура стала одним из элементов современной многослойной культуры .

В народной культуре творчество анонимно , так как не осознается личное авторство, и неизменно довлеет целевая установка на следование образцу, который перенимается от предшествующих поколений. Этим образцом как бы "владеет" все сообщество, а индивид (сказитель, мастер-ремесленник, даже очень искусный , воспринимая унаследованные от предков образцы, эталоны, идентифицируется с сообществом, осознает свою принадлежность к культуре локуса , этноса, субэтноса.

Проявления народной культуры – это идентификация себя со своим народом , его традициями в стереотипах социального поведения и действия, обыденных представлениях, выборе культурных эталонов и социальных норм, ориентациях на определенные формы досуга, любительской художественно-творческой практики.

Важным качеством народной культуры во все периоды является традиционность. Традиционность определяет е ценностно-нормативное и смысловое содержание народной культуры , социальные механизмы его передачи, наследования в непосредственном общении от лица к лицу, от мастера к ученику, от поколения к поколению.

Таким образом, народная культура – это культура , создаваемая в течение тысячелетий, путем естественного отбора, анонимными творцами – людьми труда, представителями народа , не имеющими специального и профессионального образования. Народную культуру составляют : религиозная (христианская,нравственная, бытовая, трудовая, оздоровительная, игровая, зрелищная культурные подсистемы . Эта культура зафиксирована в фольклоре, народных ремеслах , существует в обычаях и укладе жизни, в убранстве жилища, в танце, песне, одежде, в характере питания и воспитания детей (народная педагогика ) .Народная культура есть базис национальной культуры , педагогики, характера, самосознания. Приобщение детей к истокам народной культуры означает сохранение традиций народа , преемственность поколений, возрастание его духа.

3. Средства приобщения детей к народной культуре .

В связи с особенностями возраста, для приобщения ребенка к любому из навыков необходимо применение особого подхода. В основном, для этого используется игра, поскольку наиболее интересна для малышей. В процессе игры дети заинтересовываются предметом, что позволяет раскрыть наиболее значимые элементы не навязывая ребенку их, а легко и не принужденно. Игры выбирают с учетом несения ими полезной информации о культуре народа , на территории которого он проживает, либо того, о котором нужно рассказать. В процессе игры рассказывают особенности народности , также они могут быть заложены в правилах. К примеру, можно организовать игру-соревнование : кто заметит больше деталей, кто перечислит больше знакомых цветов, оттенков или предметов, представленных на картине и так далее. Такая игра стимулирует их познавательную активность, развивает у детишек наблюдательность, учит формулировать и высказывать свои мысли.

Помимо игры, возможно, использовать рисование, живопись. Пейзажная живопись является одной из самых лирических и эмоциональных жанров изобразительного искусства , это - высшая ступень художественного освоения природы, вдохновенно и образно воссоздающая ее красоту. Данный жанр способствует эмоциональному и эстетическому развитию детей , воспитывает доброе и бережное отношение к природе, ее красоте, пробуждает искреннее, чувство любви к своему краю, своей истории. Пейзажная живопись развивает воображение и ассоциативное мышление ребенка,чувственную,эмоциональную сферу, глубину, осознанность и многогранность восприятия природы и ее изображения в произведениях искусства , способность к сопереживанию художественному образу пейзажа, умение соотносить его настроение со своим.

Выявление способностей у детей и правильное их развитие является одной из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учетом возраста детей , психофизического развития, условий воспитания и других факторов. Развитие способностей у детей к изобразительному искусству только тогда принесет свои плоды, когда обучение рисованию осуществляется педагогом планомерно и систематически. Иначе это развитие пойдет случайными путями, а изобразительные способности ребенка могут остаться в зачаточном состоянии.

Детям нравится пробовать что-то новое. Важно не испортить отношение ребенка к творчеству, поскольку это может повлиять на его дальнейшую жизнь. Нужно позволить раскрыть его возможности и не ругать, если что-то не получается. Ведь, у людей с детства заложены предпочтения : кому нравится рисовать, кто-то находит себя в музыке, третьи станут гуманитариями. С учетом этого и нужно использовать разные методы в обучении детей , чтобы они сами определили для себя, что им нравится, иначе в последующем, в выборе профессии, решающими станут факторы, навязанные из вне, а не то, что действительно интересно и чему стоит посвятить свою жизнь. Овладеть всей суммой средств и способов изображения, составляющих изобразительную грамоту, ребенок не может. Знание педагогом особенностей выразительных средств каждого искусства помогает установить , какие из них могут быть осознаны и освоены ребенком и какие недоступны ему.

Таким образом, основной целью развития дошкольного образования является формирование личности ребенка, развитие его творческих способностей. На занятиях с малышами основная задача педагога – привлечь их внимание к картине, скульптуре или другому произведению и удержать его. Малыши охотнее интересуются картинами, если педагогу удастся пробудить их фантазию, включить детишек в игру. Например, можно попросить их представить себя на месте героев картины, обсудить, что бы сделал каждый из них на месте изображенного персонажа, какие эмоции испытал, какими словами описал бы свое состояние. В общем, добиться от ребенка рассказа о себе в изображенной ситуации.

Заключение

Приобщение детей к декоративно-прикладному искусству это знакомство с традиционными бытовыми предметами. Дети узнают, как и для чего применялась та или иная вещь, пробуют сами использовать ее. Помимо этого, детям предлагается рассматривать декоративные узоры , объясняет символическое значение отдельных элементов орнамента. Важно обратить внимание ребенка на повторяемость узоров и отдельных элементов на разных предметах, и рассказать, какие традиционные способы украшения вещей присущи разным районам России.

На занятиях, которые посвящают традиционным народным промыслам , дети обучаются основным принципами построения орнамента, учатся правильно выполнять повторяющиеся элементы. Образцами для детской лепки и росписи могут быть традиционная посуда, игрушка и другие бытовые предметы.

В целях приобщения детей к искусству используются познавательные и творческие занятия, что подразумевает посещение разнообразных выставок картин, скульптуры , народного искусства и так далее . Можно проводить экскурсии, но они предназначены детей , старше пятилетнего возраста. Выставочные экспонаты, просмотр которых сопровождается пояснениями экскурсовода, закрепляют знания и навыки, полученные на занятиях по эстетическому воспитанию.

Декоративно- прикладное искусство находится в тесной взаимосвязи с народной культурой . Данный вид искусства воплощает в себе народную культуру . С помощью декоративно-прикладного искусства можно изучать народную культуру .

Декоративно- прикладное искусство содержит большой объем информации, которая полезна для детей в процессе изучения истории своей или другой страны, нации или общности. Как средство приобщения к народной культуре декоративно- прикладное искусство является одним из самых эффективных и интересных.

Деятельность людей по производству предметов быта, удовлетворяющих не только требованиям целесообразности и удобства, но и требованиям художественного порядка, называли, да и теперь еще называют, по-разному. Так говорят:

«Прикладное искусство », «декоративное искусство», «художественное ремесло», «народные художественные промыслы», «художественная промышленность».

Что же собственно значит каждое из этих названий? Понятие «прикладное» искусство, - это буквально искусство, «приложенное» к предметам быта. Именно такое значение имело это название в XIX и в начале XX века. В этом смысле прикладным искусством можно назвать производство всех тех бытовых вещей, к которым предъявляются художественные требования. В этом же смысле наиболее ярким и близким нам примером «прикладного» искусства было искусство русских крестьян, существовавшее в отдельных районах еще в XIX веке. Крестьянское искусство родилось в процессе работы крестьянина над предметами своего трудового домашнего обихода. Это искусство не знает «ненужных» вещей, оно создавало только то, что было необходимо крестьянину в его трудовой деятельности и в быту. Сравнивая вещи, созданные крестьянами, с вещами, сделанными в городах, особенно в крупных, являвшихся торговыми центрами, замечаешь, что мастера города располагали большим разнообразием материалов, чем крестьяне. Вещи, созданные крестьянами в условиях их жизни в деревне, за Немногими исключениями, сделаны из материалов, которые они находили здесь же, где они жили, как, например, гончарную глину и дерево. Другие материалы крестьяне производили сами, выращивая и обрабатывая лен для тканей, превращая шерсть домашних животных то в пряжу для тканей, то в войлок и другие изделия. Даже красители добывались по — преимуществу на месте - это глина разных цветов или растительные красители, как, например, кожура лука и сок некоторых деревьев.

Металлы как материал привозной занимали в быту крестьян несравнимо меньшее место, чем дерево и глина.

Вещи, выполненные городскими мастерами, отличались от крестьянских не только тем, что они были сделаны из более разнообразных материалов и рассчитаны на быт, во многом отличающийся от крестьянского, но и тем, что появились новые виды вещей, используемых только для украшения, - декоративных, как мы привыкли их называть, например вазы.

Такие вещи явно выходят из рамок узкого понятия «прикладное искусство», но их создание обусловлено той же потребностью людей, которая заставляет их тратить силы и время на украшение предметов — быта, «бесполезное» с точки зрения прямого назначения этих предметов.

«Художественное ремесло». Сделанные мастерами детали архитектурных сооружений, мебель и другие бытовые вещи могут иметь большие или меньшие художественные качества или даже совсем не иметь этих качеств. Отсутствие или наличие художественных качеств у определенной вещи, разумеется, характеризует мастера, сделавшего эту вещь, или только как техника или также и как художника.

А. М. Горький написал о таком «ремесле» следующие замечательные строки: «Кто превращал в искусство тяжкий, ежедневный труд, сначала на себя, а затем на господ? Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи» (статья «Об искусстве», впервые опубликована в журнале «Наши достижения» № 5-6 за(1935 г., Гос. изд. «Художественная литература»),

«Народные, художественные промысла» возникли в результате специализации производителей предметов быта. Путь такой специализации яснее виден в деревне: первоначально крестьянин сам делал для себя вещи трудового и домашнего обихода. Он по мере надобности становился то гончаром, то плотником, то кузнецом, всегда оставаясь в то же время землепашцем. Затем стало очевидным преимуществом разделение труда по отраслям производства, и в деревне появились гончар, плотник, кузнец и т. д. Это был общеизвестный путь от натурального хозяйства к ремеслу, затем к специализации по выполнению отдельных «операций» при работе над одинаковыми вещами, производимыми для продажи.

Наличие в определенном районе материалов, требующихся для того или иного производства и рынков сбыта изделий, содействовало возникновению «промысла» по изготовлению бытовых вещей из этих материалов. Так, например, наличие высококачественных гончарных глин в районе Гжеля обусловило возникновение там керамического производства.

Среди производителей вещей выделялись люди, способные придавать» вещам художественные качества.

Эти мастера вносили в свою работу творческое начало, они изобретали новые формы вещей и стремились сделать их не только удобными, но и красивыми.

При дальнейшем развитии производства эти творчески работающие мастера часто попадали в мастерскую купца.

При советской власти мастера объединялись в артели художественных промыслов. Внутри артелей почти всегда действует общий принцип специализации по выполнению отдельных операций, но задача создания вещей художественно-качественных объединяет всех мастеров и направляет работу каждого из них.

В настоящее время в каждой артели продолжают творчески работать лучшие мастера, создавая первые экземпляры новых изделий.

Для руководства работой артелей в отношении художественного качества их изделий, с одной стороны, а с другой - для связи с теми торгующими организациями, которые не только организуют сбыт этих изделий, но и учитывают требования потребителей изделий, в системе учреждений промысловой кооперации существует Московский институт художественной промышленности, задача которого вырабатывать проекты и модели художественных изделий.

Эти проекты и модели передаются в артели для производственной реализации.

«Художественной промышленностью» называют производство в больших количествах, на специальных фабриках и заводах, по проектам и моделям, созданным архитекторами или художниками декоративного искусства, художественных изделий из различных материалов. К художественной промышленности относят производство мебели, изделий из керамики, декоративных и других тканей, обоев и т. п.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...