Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Анализ 9 главы обломов с цитатами. «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»). Несколько интересных сочинений

— произведение Гончарова, где автор отображает волнующие его проблемы, объясняя их причины, и пытаясь выразить свои убеждения и надежды. Свой роман писал около десяти лет, а знакомит он нас с жизнью главного героя Ильей Обломовым, который стал ярким представителем дворянства 19 века. На тот момент таких Обломовых было много. Знакомясь с произведением, мы видим ленивого человека, полного апатии к жизни, человека, которому бы полежать на диване, а более ничего и не нужно. Почему герой такой? Этим вопросом задавался и сам Обломов в произведении Гончарова и здесь нужно обратиться к истокам, то есть к детству, чтобы понять характер человека. Тут на помощь приходит глава Сон Обломова. А чтобы познакомиться с сюжетом данной главы, предлагаем познакомиться с ее кратким содержанием.

Сон Обломова краткое содержание

Изучая произведение, в 9 главе под названием Сон Обломова мы переносимся в Обломовку, в то время, когда наш герой был маленький. В его сне мы знакомимся с описанием Обломовки. Для Ильи — это как рай на земле, где жизнь течет размеренно, где все протекает монотонно и однообразно, где мало кого заботят проблемы и вопросы о смысле жизни.

Далее в эпизоде Сон Обломова герой видит себя семилетним мальчиком, веселым, любознательным, энергичным. Он готов все изучать, экспериментировать. Ему бы бегать, резвиться и познавать мир, но не в Обломовке, где за каждым шагом ребенка следили, заботились о том, чтобы Илья не перенапрягался, где в любую минуту все сделают за него, ведь, для этого есть крепостные. Автор нас знакомит и с родителями Обломова, ленивыми, но в то же добрыми людьми. Из-за своей лени, хозяйство заброшено, их легко обворовать, ведь отец Обломова даже не знает, какие у него доходы. Мать Обломова лишь заботится составлением меню, ведь в Обломовке очень важно хорошо поесть, а потом поспать. Вот как раз во время обеденного сна Илья и приобретал полную свободу, когда мог заниматься всем тем, что ему запрещали.

В следующем эпизоде Илья видит себя четырнадцатилетним парнем. Он учится в пансионате Штольца, где за него делает уроки Андрей Штольц. При этом родители Ильи ищут различные поводы, чтобы их ребенок не ходил на занятия, да и вообще они считают, что учеба не нужна, и знания в жизни не пригодятся. Мы видим, что Илья хочет развиваться, хочет познавать мир, но родители пресекают данные порывы и в итоге резвый парнишка превращается в ленивого дворянина.

Сон Обломова анализ

Делая главы Сон Обломова, мы можем сказать, что роль сна Обломова, как и само значение сна, большая. Эта глава является полноценным произведением, которое дополняет роман Гончарова и дает возможность понять, почему Илья живет столь ленивой жизнью, где даже одеться самостоятельно не может. В ней мы понимаем, что лень Обломова качество приобретенное и тому есть доказательство — глава Сон Обломова. Мы понимаем, что если бы Илья рос в другой атмосфере, его родители изначально не мешали развиваться, познавать мир, то жизнь героя сложилась по-другому. Она могла быть яркой, насыщенной. А так, зачем ему что-то делать, когда достаточно только мигнуть и несколько слуг исполнят любой приказ, любое желание. При этом все свои жизненные вопросы он теперь решает простым ответом: только не теперь. Вот такой наш Обломов, который стал таким под воздействием среды, в которой он рос и развивался. Это не аномалия, а привычка с детства получать желаемое за счет других, и именно эта привычка развила апатию и неподвижность героя, повергла его в ленивое состояние и жалкое существование.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28»

День открытых дверей

Урок литературы

Тема:

«Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова» по роману И.А. Гончарова «Обломов»)

Дата проведения: 15.11.2014г.

Класс: 10 Б

Провела учитель

русского языка и литературы:

Беськаева Е.А.

Саранск – 2014г

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Вид урока: урок углубленной работы над текстом произведения.

Форма урока: урок – беседа (с элементами художественного чтения, дискуссии).

Цель урока: проанализировать «Сон Обломова», выявив аспекты жизни обломовцев, которые повлияли на формирование характера главного героя; через изобразительные средства проследить формирование характера героя; уяснить роль символов; овладевать умением понимать характер человека в его связи с социальными и национальными особенностями.

Задачи:

1. Познавательные:

Вспомнить с учащимися функцию сна в художественном произведении; привести примеры изученных ранее произведений, в которых присутствовал сон.

Познакомить учащихся с композиционной особенностью использования «Сна Обломова».

Выявить положительные и отрицательные черты жизни Обломовцев, которые повлияли на характер Ильи Ильича.

Выявить роль образов-символов в главе.

Обогащать словарный запас учеников и совершенствовать навыки культуры речи.

2. Развивающие:

Развивать умение аналитической работы с текстом художественного произведения.

3. Воспитательные:

Воспитывать сочувственное понимание сильных и слабых сторон личности.

Воспитание любви к урокам литературы.

Воспитание интереса к русским традициям, особенностям русского национального характера.

Оборудование:

Текст романа И.А. Гончарова «Обломов», компьютерная презентация, схема, раздаточный материал, текст начала романа с нумерацией предложений

ХОД УРОКА

Учитель:

Сегодня мы побываем в «чудном крае, в благословенном уголке», куда нас перенесет сон Обломова.

Что сегодня мы обсудим на уроке?

( проследим становление Обломова, откуда взялись корни лени и апатии, поразмышляем о русском характере, о России и её судьбе.)

Итак, тема урока: «Все мы родом из детства» (Анализ главы «Сон Обломова»). Для темы урока я выбрала высказывание французского писателя 19 века Антуана де Сент –Экзюпери.

Ребята, как вы думаете: высказывание раскрывает основную мысль 9 главы? Обоснуйте свою точку зрения.

А эпиграфом к уроку послужат слова самого Обломова «Кто я? Отчего я такой?» На эти вопросы попытаемся дать ответ, обращаясь к детству Обломова.

Учитель:

Для раскрытия характера своего героя автор выбирает мотив сна. Давайте послушаем, какую роль играет мотив сна в художественном произведении.

(Сообщение

Сновидения издавна использовались в художественной литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями, оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали, испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях художественной литературы полифункциональны.

Учитель :

Давайте вспомним, в каких изученных нами ранее произведениях присутствовал сон?

(А.С. Пушкин «Евгений Онегин» - сон Татьяны; у: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» - сон Петруши Гринева; у: «Баллады» В. Жуковского.

А в чем, по-вашему, функция сна в этих произведениях, зачем их используют авторы?

1. Сон - как выявление духовного состояния героя, средство психологического анализа.

2. Сон - как идиллия, мечта.

3. Сон - как предвидение будущего.

Какие функции из перечисленных выполняет сон в произведении И.А. Гончарова?

1. Сон - выявление духовного состояния героя, при этом он приобретает особое символическое значение: сон - символ всей жизненной позиции героя, его духовного сна.

2. Сон - показывает мечту героя, но её парадоксальность в том, что она устремлена не в будущее, а в прошлое.

Кто рассказывает нам сон?

(Сон передаёт повествователь. Он словно находится вне изображаемого мира Обломовки. За сказанным угадываются определённые оценки и отношения к тому, что видит герой.)

Герой мечтает об Обломовке, в его сне создаётся её подчёркнуто идиллический образ.

Словарная работа:

Что такое идиллия?

(Изображение мирной сельской жизни на фоне прекрасной природы. 3.мирное, счастливое существование. (С.И.Ожегов. Словарь русского языка).)

Жанр главы близок народной волшебной сказке, в которой мир непоколебимо держится на добре, и, конечно, идиллии. Жанр этой главы можем отнести и к жанру идиллии.

Как вы думаете, какие черты идиллического мира?

( Основные черты идиллического мира:

-идеальный пейзаж

-единение человека и природы

-замкнутость пространства

-неопределённость времени

-мифический характер

-бессюжетность

-бесконфликтность.

Учитель: Какова композиция главы?

Весь текст можно разделить на три основные части:

1) два первых абзаца (чудный уголок);

2) с 5-го по 17-е предложения - картина дикой природы;

3) последний абзац (мирный уголок). Большую среднюю часть также можно подразделить на более мелкие, связанные с главными образами текста: человеком, мо рем, горами и пропастями.

Композиция текста основана на противопоставлении и гра дации. Чудный край противопоставляется дикой природе; ей же противопоставляется человек. Изображение самой дикой природы основано на градации -усилении впечатления чего-то безгра ничного, страшного, враждебного человеку. Состояние человека перед лицом дикой природы также передается при помощи градации: сначала говорится, что человеку становится грустно при виде моря, и постепенно доходит до утверждения, что он совсем исчезает на фоне величественной картины, даже небо отступи лось от людей. Этим усиливается впечатление одиночества, нич тожности и беспомощности человека перед лицом дикой природы.

Начало и конец отрывка как бы замыкают круг, обрамляя центральную часть. Это обрамление и несет в себе главную мысль: подчеркнуть благословенность того мира, в котором живут обло мовцы.

плана 9 главы.

1.Пейзаж Обломовки.

2. Описание времён года.

3.Природные явления.

4.Описание деревни.

5.Представления о мире.

6.Что нарушает привычный ход жизни (смерть – редкость, кузнец Тарас угорел, чужой мужик в канаве).

7. Утро маленького Илюши.

8. Овраг.

9. Ребёнок убегает от няни. Наблюдения (темно – светло, тени).

10.Домашний быт.

11. Послеобеденный сон – подобие смерти.

12.Мечты о будущем Илюши.

13.Сказки.

14.Приметы.

15. Учение Илюши.

16.Обряды. Норма жизни. (Крестины, именины, свадьба)

17. «Труд» (галерея, плетень).

18. Приём гостей.

19. Вечерние беседы. (Воспоминания, толкования снов, приметы).

20. История с письмом.

21. Учение, мечты об аттестате.

22. Игра в снежки.

Учитель: Итак, мы попадаем в «благословенный уголок»… (чтение начала главы учеником)

«Где мы? В какой благословенный уголок земли перенес нас сон Обломова? Что за чудный край! Нет, правда, там моря, нет высоких гор, скал и пропастей, ни дремучих лесов – нет ничего грандиозного, дикого и угрюмого…

Небо там, кажется, ближе жмется к земле, но не с тем, чтобы метать сильнее стрелы, а разве только, чтобы обнять ее покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод.

Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть еще раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.

Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор, которые ужасают воображение. Это ряд отлогих холмов, с которых принято кататься, резвясь, на спине или, сидя на них, в раздумье на заходящее солнце.

Река бежит весело, шаля и играя; она то разольется в широкий пруд, то стремится быстрой , или присмиреет, будто задумавшись, и чуть-чуть ползет по камешкам, выпуская из себя по сторонам резвые ручьи, под журчанье которых сладко дремлется.

Весь уголок верст на пятнадцать или на двадцать вокруг представлял ряд живописных этюдов, веселых, улыбающихся пейзажей. Песчаные и отлогие берега светлой речки, подбирающийся с холма к воде мелкий кустарник, искривленный овраг с ручьем на дне и березовая роща – все как будто было нарочно прибрано одно к одному и мастерски нарисовано.

Измученное волнениями или вовсе не знакомое с ними сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми уголок и жить никому не ведомым счастьем. Все сулит там спокойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть».

Учитель: Какие средства выразительности употребляет Гончаров при описании «чудного края»? (благословенный уголок; чудный край; любимое место; живописные этюды; веселые, улыбающиеся пейзажи, все тихо и сонно и т.д.

УЧИТЕЛЬ

Почему Гончаров для противопоставления мирному уголку (Обломовке) выбирает море, горы, пропасти?

Море, горы и пропасти - это излюбленные образы романти ческой литературы, связанные в романтизме с такими понятия ми, как вечная неуспокоенность, борьба, постоянное стремление к свободе, к преодолению обыденности. Противопоставляя эти образы мирному уголку, Гончаров усиливает впечатление от 06 ломовки как от замкнутого, тихого, благословенного мира, где царствует покой, и одновременно как бы подчеркивает свою ли тературную позицию: отказ от романтизма как метода, изобра жающего нечто необычное, исключительное, далекое от обыкно венной жизни.

Учитель: И вот мы в Обломовке… Кем заселен «чудный край» в этом описании? (Крестьянами )

Какие детали крестьянского быта появились в тексте? (Весна, подготовка крестьянина к труду, ожидание и приветствие дождя. По полям и деревне ходят коровы, куры, овцы)

Как показана отгороженность Обломовки от остального мира, восприятие остального пространства обломовцами как чужого и фантастического

Почему обломовцы настороженно отнеслись к человеку в канаве?

(Посторонний вторгся в их замкнутый мир, они испытывают страх.

чужой пришел, письмо,);

Определить роль символических образов в описании уклада жизни обломовцев

В чем заключается волшебная сила? (сон)

Каков закон в этом мире (безделие);

Главная забота обломовцев? Найдите в тексте.

(кухня и еда), забота о пище, запасы)

Учитель:

Что было главным занятием обломовцев?

Найдите описание пирога, «ритуала» его изготовления и поедания.

С помощью каких художественных средств писатель поэтизирует такое физиологическое состояние человека.

Докажите, что образ пирога имеет символическое значение.

(Индивидуальное задание «За бота о пище был а первая и главнейшая забота в Обломовке. Какие телята утучнялись там к годовым праздникам! Какая птица воспитывалась! Сколько тонких соображений, сколько занятий и забот в ухаживанье за нею! Индейки и цыплята, назначаемые к именинам и другим торжественным дням, откармливались орехами; гусей лишали моциона, заставляли висеть в мешке неподвижно за несколько дней до праздника, чтоб они заплыли жиром. Какие запасы были там варений, солений, печений! Какие меды, какие квасы варились, какие пироги пеклись в Обломовке!»


В воскресенье и в праздничные дни тоже не унимались эти трудолюбивые муравьи: тогда стук ножей на кухне раздавался чаще и сильнее; баба совершала несколько раз путешествие из амбара в кухню с двойным количеством муки и яиц; на птичьем дворе было более стонов и кровопролитий. Пекли исполинский пирог, который сами господа ели еще на другой день; на третий и четвертый день остатки поступали в девичью; пирог доживал до пятницы, так что один совсем черствый конец, без всякой начинки, доставался, в виде особой милости, Антипу, который, перекрестясь, с треском неустрашимо разрушал эту любопытную окаменелость, наслаждаясь более сознанием, что это господский пирог, нежели самым пирогом, как археолог, с наслаждением пьющий дрянное вино из черепка какой-нибудь тысячелетней посуды.

Учитель:

В Обломовке царит настоящий культ пирога. Изготовление громадной сдобы и насыщение ею напоминает некую сакральную церемонию, исполняемую строго по календарю, из недели в неделю, из года в год.

Вспомним, что пирог в народном мировоззрении - один из наиболее наглядных символов счастливой, изобильной, благодатной жизни. Пирог - это «пир горой», рог изобилия, вершина всеобщего веселья и довольства . Вокруг пирога собирается пирующий, праздничный народ. От пирога исходят тепло и благоухание; пирог - центральный и наиболее архаический символ народной утопии. Обломовка - это всеми забытый, чудом уцелевший «блаженный уголок» - обломок Эдема. Здешним обитателям обломилось доедать археологический обломок-кусок громадного когда-то пирога. Само слово «пирог» созвучно слову «пир». Это празднич ное пиршественное блюдо. И действительно, «пир» - цент ральное событие каждого дня для обломовцев; они проводят свою жизнь не в трудах, считают труд наказанием, а в пирах, ибо их жизнь - гармо ния, где неразрывно слиты и телесное, и духовное начала.

Словарная работа :

Эдем - рай, место изобилия

Учитель:

Отметим особенности изображения пространства и времени в эпизоде «Сон Обломова»

Найдите описание течения времени в Обломовке.

« Всё сулит покойную, долговременную жизнь до желтизны волос и незаметную, сну подобную смерть.

Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг.

По указанию календаря в марте наступит весна. Зима выдержит характер до указанной поры тепла. В ноябре начинается снег и мороз. Лето особенно упоительно в том краю. Потом настанет пора обрядов, пиров, наконец, свадьба; на этом и сосредоточивался весь пафос жизни.

Потом начинались повторения: рождение детей, обряды, пиры, пока похороны не изменят декорации; но ненадолго: одни лица уступают другим, дети становятся юношами и вместе с тем женихами, женятся, производят себе подобных – и так жизнь по этой программе тянется беспрерывной однообразной тканью, незаметно обрываясь у самой могилы».

Учитель:

См ерть в Обломовке воспринимается как естественный переход одной разновидности сна в другой - вечный сон.

Сонное царство Обломовки мы изобразили в виде замкнутого круга, замкнутым кругом нам представилась жизнь Обломова в Петербурге на Гороховой. В этом есть определенная закономерность.

Какие слова повторяются чаще? Почему?

Чаще всего звучат слова «тишина, сон, покой». Создаётся картина неспешной, неторопливой, ленивой жизни. Время как бы замедляет своё течение. Автор передаёт радость от размеренной жизни, наслаждение ею. В атмосфере неги растёт маленький Илюша.

Учитель:

Какой можно сделать вывод?

(Вывод: никто не стремится выйти из этого мира, ибо там чужое, враждебное. Их вполне устраивает своё житьё-бытьё. Любовь, рождение, брак, смерть этот жизненный круг неизменен, как времена года. Календарный, обрядовый цикл – вековые народные традиции).

Учитель:

В этой главе очень много образов-символов. Расшифруйте символическое значение оврага.

(Когда Илюша убегал от няни, ему хотелось «попасть и в березняк, и на голубятню», и понаблюдать за насекомыми. Здесь проявляется любознательность, свойственная любому ребёнку.

«Хочется ему и в овраг сбегать; ребёнок прибегал к краю, зажмурил глаза, хотел заглянуть, как в кратер вулкана... но вдруг перед ним восстали все толки и предания об этом овраге: его объял ужас, и он ни жив ни мёртв, дрожа от страха, мчится к няне».

Учитель:

Овраг – это незнакомое, опасное. Рассказ о чудище в овраге («там, говорят, и лешие, и разбойники. и страшные звери») передан автором комически. Сравнение «как в кратер вулкана» пугает Илюшу, для него это неведомый мир, и он вспоминает все суеверия, услышанные от взрослых.

Учитель:

Часть главы похожа на сказку.

Почему в Обломовке сказка играет такую важную роль?

(Сказки: сулят золотые горы, рассказывают о неведомой стране, где текут реки из меда и молока, где никто ничего не делает. Добрая волшебница избирает себе любимца – тихого и безобидного (лентяя) , которого все обижают, и осыпает его добром.).

Какие любимые герои сказок у Обломова?

Какой смысл выявляется при сближении образа Обломова с фольклорными образами Емели и Ильи Муромца?

Учитель:

Каковы обычаи, обряды обломовцев. Найти в тексте.

Ощупью жили бедные предки наши, наивно дивились всему. Смерть у них приключалась от вынесенного перед тем из дома покойника головой, а не ногами из ворот; пожар – от того, что собака выла три ночи под окном. Верили и оборотням и мертвецам. Расскажут им, что копна сена разгуливала под окном, - они не задумаются и поверят. Сильна вера в чудесное в Обломовке.»

Учитель:

Вывод: Вся жизнь состоит из обрядовых праздников. Это свидетельствует о мифологическом сознании людей. То, что для иных естественно, здесь – таинственно, свято. Особое отношение к времени суток – тоже мифологическое: вечернее время опасно, послеобеденное обладает могущественной силой. Небо жмётся к земле – воспроизведение мифа о браке земли и неба.)

Учитель:

Какой образ является в главе «Сон Обломова» центральным, объединяющим все его фрагменты?

(Образ матери (как матери-женщины и матери-природы) объединяет все элементы главы и создаёт образ родного пространства, где всё согрето материнской любовью, заботой, где всё живёт по законам следования традициям отцов. «Норма жизни была готова и преподана Обломову родителями, а те приняли её, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки. Так и текла река жизни, в лени, апатии.

Чем же заняты родители Ильи Ильича? (чтение уч-ся)

Как родители относятся к Илюше? А окружающие? Зачитайте.

Учитель:

Еще один немаловажный момент в жизни обломовцев. Каково отношение обломовцев к просвещению, книгам?

Обломовцы – люди невежественные, суеверные.

Умственным трудом никто себя не утруждал. На книгу смотрели как на вещь, предназначенную для развлечения.».Вот и « Обломовы понимали выгоду просвещения, но только внешнюю . О внутренней потребности учения они имели ещё смутное и отдалённое понятие. Они мечтали обойти тайком разбросанные по пути просвещения камни и преграды, не трудясь перескакивать через них, то есть учиться слегка, не до изнурения души и тела.»

Гончаров прибегает к перифразе , чтобы читатель осмыслил услышанное и понял отношение автора к сказанному.

Учитель:

Понимают ли взрослые обломовцы необходимость просвещения?

(Старики – да, но только внешнюю сторону. О внутренней потребности обучения они имели очень смутные представления. Им необходимы для Ильюши только некоторые блестящие преимущества).

Учитель:

Кто и как противостоит влиянию Обломовки на подростка Илью?

(Штольц, получивший трудовое практическое воспитание).

Имело ли новое влияние успех?

(Нет. «Сегодня не поедешь- в четверг праздник, стоит ли ездить взад-вперед». «Сегодня не до ученья, родительская неделя». «Что-то у тебя глаза не свежи сегодня. Посиди-ка эту недельку дома»).

Есть ли в этом отрывке черты сказочности?

( Нет. Менятеся слог повествования. Эта часть больше подходит взгляду Штольца, который, по мысли автора, должен противостоять обломовскому сну, развенчивать сказочное сознание Ильи, сделать его современным).

(Почему сцена заканчивается веселой игрой в снежки?

{ Обломов подсознательно жаждет деятельности).

Учитель:

Каково значении фамилии героя?

Обратим внимание на смысловую нагрузку имени героя: Илья Ильич - знак повторения отца, его жизни. Фамилия тоже помогает раскрыть характер. Она имеет общий корень со старорусским словом «обло» - круг, колесо (отсюда, «облако», «область»). Именно круг ассоциируется с Ильёй Ильичом. Жизнь его идёт по замкнутому циклу, то есть по кругу, без заметного поступательного движения.

Такой смысл вполне соответствует мягкокруглому человеку Обломову и его округлой, мирно блаженствующей вотчине. Хотя в литературе о Гончарове существуют и другие мнения о происхождении фамилии главного героя романа «Обломов» - от другого архаичного слова «обломон», что значит сон. Но еще явственнее в фамилии Ильи Ильича проступает значение ОБЛОМКА. По мнению исследователей творчества Гончарова, обломовское существование – это обломок некогда полноценной и всеохватной жизни, это обломок Эдема как символа счастливой, изобильной, благодатной жизни. Это и обломок старого, патриархального уклада русской жизни, опоэтизированного Гончаровым. В фамилии главного героя романа присутствует и значение обломка крепостничества, ведь роман создавался в пореформенную эпоху и явился ее ярким, гениальным воплощением.

Учитель:

Таким образом, Обломовка в сознании героя приобретает черты абсолютного идеала, Обломовка - мечта-утопия.

Итак, нравственный идеал Обломова - цельная гармоничная личность, социальный идеал - патриархальная неменяющаяся Россия. Именно этим объясняется поэтизация патриархального уклада жизни.

Учитель:

Вернемся к теме урока «Все мы родом из детства». Актуальность звучания романа. « В каждом из нас сидит значительная часть Обломова». Действительно ли это так?

УЧЕНИК

Индивидуальное задание

Взгляд современного читателя на роман в целом и, в частности, на эпизод

Это только кажется, что лишь в благословенном угол ке земли, куда перенёс нас сон Обломова, "счастливы люди жили, думая, что иначе и не должно и не может быть, уверенные, что и все другие живут точно так же и что жить иначе грех". В действительности подобное счастье сон ного царства ("Точно ком теста, свернулся и лежишь") – тайная мечта не одного Обломова и не прерогатива лишь ушедшего в далёкую историю XIX века.

Если оглянуться вокруг, то без особых затрудне ний можно увидеть рядом с собой не одного, не сотню, не тысячу людей, у кого сказка смешалась с жизнью, и они бессознательно грустят: "зачем сказка не жизнь, а жизнь не сказка"; у кого сквозь века и поколения в сознании меч та погулять, "где нет забот и печалей"; у кого остаётся расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счёт доброй волшебницы; у кого не во сне, а наяву праздное воображение рису ет неведомую сторону, "где нет ни ночей, ни холода, где всё совершаются чудеса, где текут реки мёду и молока, где никто ничего круглый год не делает, а день-деньской только и знают, что гуляют..."

"И поныне русский человек среди окружающей его стро гой, лишённой вымысла действительности любит верить соблазнительным сказаниям старины, и долго, может быть, ещё не отрешиться ему от этой веры" - это Гончаров пишет в «Обломове», надо полагать, о своём времени, а мы лишь повторяем за ним, отме чая то же самое уже в своём, XXI столетии.

Нет, кто что ни говори, а жизненная позиция, по которой идеал жизни - в покое и бездействии, не вчера сформи ровалась, не завтра умрёт. И лучшим подтверждением этой мысли в романе Гончарова служит эпизод с обрушением части галереи. Рождённый писателем два века тому на зад, он и поныне чуть не каждый день почти что в неизмен ном виде присутствует в телевизионных новостных пере дачах. И мы, как подлинные обломов цы, смотрим и ахаем, диву даёмся, ужасаемся и упрекаем друг друга, а иной раз так даже и сердимся. Ну, точь-в-точь как во сне Обломова, только у нас это всё наяву.

Сопоставим: обломовцы из романа Гончарова "другой жизни и не хотели, и не любили. Им было бы жаль, если б обстоятельства внесли перемены в их быт, какие бы то ни были. Их загрызла бы тоска, если бы завтра не было бы похоже на сегодня, а послезавтра на завтра".

А теперь посмотрим вокруг себя и увидим, как уже совре менные обломовцы искренне недоумевают: "Зачем им раз нообразие, перемены, случайности, на которые напраши ваются другие? Пусть же другие и расхлёбывают эту чашу, а им, обломовцам, ни до чего и дела нет. Пусть другие живут, как хотят". Роман Гончарова заставляет задуматься об активной жизненной позиции человека, его гражданственности.

В этом-то и заключается талант истинного читателя: в способности сегодня услышать в классическом произведении, написанном совсем в другое время, о других лю дях, мысли не только о прошлом, но прямо относящиеся к тебе и твоей жизни.

Иначе какой смысл был бы в нынешних спорах о характере и сути реформ Ивана Грозного, Петра I , Столыпина, Горбачёва и др. Этими реформаторами двигала мысль нарушить вечный праздник Обломовки, в которой «сбывают с плеч работу, как иго», изменить убеждение, что основное достоинство русского национального характера – мягкость, деликатность, снисхождение, позволяющие нарушить обычай, не подчиниться уставу.

Нынешним читателям и прежде всего юной её части самим придётся ответить на многие вопросы: «К ак надо жить, чтобы получить хоть каплю че ловеческой радости?

Всю жизнь валяться на диване, ничего не делая? Или исходить из того, что человек создан для дела, а не для лежания на родной русской печи?

Превозносить собственную выгоду превыше всего? Или исходить из того, что на свете есть и иные ценности?

Пребывать в счастливом состоянии "я ничего не знаю" и "...наше имя легион"? Или быть восприимчивым ко все му, что предлагают окружающие тебя мир и люди?»

Эти вопросы читаются в романе Ива на Гончарова «Обломов», написанном в 1858 году - пол тора столетия назад.

И каждый из нас должен сделать правильный вывод, прочитав роман.

Учитель:

Обобщим главу « Сон Обломова» и вернемся к эпиграфу урока. Сделаем вывод. Что такое Обломовка?

Обломовка – микромодель русской жизни вообще. Это мир, в котором воспитываются люди с чистой детской душой, подобные Илье Ильичу. НО другая сторона этого феномена – человек до конца своих дней остаётся ребёнком ( инфантилизм*) . Эдем становится началом гибели человека.

Словарная работа:

инфантилизм - ребячество, недоразвитость, ребячливость, детскость

Учитель:

Какие же черты характера развились у Ильи Ильича под влиянием жизненного уклада Обломовки? (ответы)

Положительные черты

Доброта

Человеколюбие

Честность

Совестливость

Мягкосердечнось

«голубиная» кротость

Умение чувствовать красоту

Самокритичность

Способность к самообвинению

Нежелание унижаться суетой (карьера, деньги слава)

Стремление к гармонии в душе

Отрицательные черты

Апатия

Неумение преодолевать трудности

Безволие

Нерешительность

Инертность

Барская спесь

Надежда на «авось»

Пассивность

Эгоизм

Пустая мечтательность

Учитель:

В чём разгадка характера героя, предложенная автором? Черты человека формируются в детстве. Чистая, нежная душа Обломова, его «голубиная» кротость берут истоки в Обломовке. Но лень и беспомощность – тоже оттуда. Вот почему так важна для нас эта ключевая глава романа. Через образ Обломова показан русский характер. Через Обломовку показана Россия. И горько сознаваться, что и судьба России.

Что же такое русская лень? Каждый из вас по-своему ответит на этот вопрос.

Сатирическим или ностальгическим является изображение Обломова, его родной деревни? И то, и другое. И.А Гончаров в очерке «На родине» признался: «Я писал свою жизнь».

Сегодня мы совершили с Обломовым виртуальное путешествие в его детство, рассмотрели героя, чтобы понять, «отчего он такой». В нём много привлекательного: он обаятельный, добрый, мягкий, поэтичный, умеющий мыслить. Но он оказался не готов к жизни: его не научили трудиться, действовать самостоятельно, живую фантазию и любознательность не поощряли. И в результате порядочный, неглупый человек превратился в пародию на человека, а имя его стало нарицательным.

А сегодняшняя беседа ценна для вас и как для будущих родителей. Обломов - пример того, как не надо воспитывать. Гончаров написал: «А ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом ». Помните: «Не надо бы другого образца, когда в глазах пример отца». Всё начинается с детства.

Домашнее задание.

1.письменно ответить на вопрос: «Каково значение фамилии главного героя?» , доказав одну из выбранных вами точек зрения:

а) Обло – округло (когда лежишь- оплываешь)

б)Обломов- человек, обломанный жизнью

в) от «обломка» - кусочек умершего патриархального уклада жизни).

2. Отобрать материал по теме «Ольга Ильинская и Обломов»

«Обломов» – произведение о «лишнем человеке», о том, как лень и апатия способны съесть человека, и сделать бесполезным того, кто был бы способен принести миру пользу. В произведении использованы различные образы, а с помощью контрастов и ярких моментов произведения читатель узнает важные факты о герое. Для понимания эпизода про сон Обломова анализ очень важен, ведь это одна из основных сцен произведения, которая во многом раскрывает его смысл.

Структура эпизода

Сон Обломова является кульминационным моментом произведения. Его структура важна для общего понимания смысла, ведь контраст возрастов дает читателю понять, что и как изменилось в жизни главного героя. Данный эпизод можно рассматривать как отдельное произведение, так как его структура выстроена по всем правилам литературного искусства. Сон формально разделяется на три части. В одной из них Обломов вспоминает себя маленьким мальчиком, в другой он подросток, а в третьей – уже взрослый.

Детство Обломова

В начале сна Обломов видит себя маленьким мальчиком, который находится в своем любимом доме - обломовке. В его душе обломовка предстает с особенным трепетом, нежностью, любовью. Он воспоминает все, что отзывается теплом в его сердце - красивые пейзажи, крестьянский быт, гармония и единение с природой, родительская любовь и ласка. В начале сна Обломову семь лет. Он вспоминает время, когда мир был интересен ему во всей красе. Во время дневного сна родителей мальчику были подвластны любые интересные для него вещи. но когда родители бодрствовали, он начинал вбирать ту самую обломовщину, примерять на себя законы барской жизни. Мальчик был полон энергией и интересом к миру, от которого на самом деле был изолирован. Этот мир представлялся ему таким, каким его описывала няня в своих сказках. Сама жизнь в обломовке была похожа на сказку - все любили его, баловали, лелеяли. Но сказка эта была монотонной. Его сердце было наполнено любовью к миру, которая требовала взаимности, но реальный мир оказался совсем не таким, каким его себе представлял маленький мальчик.

Обломов-подросток

Во второй части сна читатель видит героя в возрасте 14 лет. За это время в мальчике произошли большие изменения. Это время, когда герой должен был обучаться, но у него не удалось сделать этого полноценно, ведь все уроки за него делал сын учителя-немца. Андрей в последствии стал другом героя, который пытался вытащить Обломова из его состояния. Но именно в этом возрасте барский уклад жизни привил мальчику любовь к безделью, ощущение обломовщины, которую он принес и в свою взрослую жизнь. В этом нельзя винит ни самого Илью, ни его родителей. Виноват в этом скорее жизненный уклад, который был присущ этой социальной категории. Эту особенность можно назвать болезнью общества, и ребенок был просто не в состоянии справиться с такой болезнью, разорвать эти оковы. Ему давалось все, что он только захочет, в том числе и друзья, детские забавы.

Взрослый Обломов

Не справившись с миром вне обломовки, оставшись без родительского попечения, Обломов объявляет миру пассивный протест. Он не научился работать и не понял ценности труда, он не привык обслуживать себя сам. Обломовка осталась для него идеалом, который не нашел места в реальной жизни.

Разработка урока литературы на тему «И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9. «Сон Обломова».

10 класс

Тема: И.Гончаров. Роман «Обломов». Анализ главы 9 «Сон Обломова».

Цель: 1.Осмысление образа главного героя романа через анализ главы 9. Определении роли сна в системе произведения.

2.Обучение анализу произведения. Развитие критического мышления обучающихся через осмысленное чтение произведения.

3.Содействие нравственному воспитанию обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; смысловое чтение; оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;

Предметные: умение анализировать литературное произведение; формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка; понимание авторской позиции и своё отношение к ней; понимание образной природы литературы как явления словесного искусства.

Тип урока: урок решения учебной задачи.

Ход урока:

1.Мотивация.

Сегодня на уроке в центре нашего внимания роман И.Гончарова «Обломов», а именно глава 9, описывающая сон Ильи Ильича Обломова. В качестве эпиграфа к уроку можно взять слова самого героя произведения:

«Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право?»

«Сны - отражение реальности. Реальность - отражение снов». (Зигмунд Фрейд)

Как вы понимаете данные высказывания?

2.Целеполагание.

Исходя из темы урока и эпиграфа, поставим перед собой цели нашего занятия.

3.Подготовка к основному этапу занятия.

Какова роль сна в нашей жизни? (Ответы учеников)

В каких русских произведениях 19 века авторы используют эпизоды сна?

(Сон Светланы в балладе «Светлана»В.Жуковского, сон Татьяны Лариной в романе А.Пушкина «Евгений Онегин», сон Гринёва в «Капитанской дочке» А.Пушкина, сны Катерины в пьесе «Гроза» Н.Островского, сны Раскольникова в «Преступлении и наказании» Ф.Достоевского…)

С какой целью русские писатели включают в свои произведения сон?

(У Жуковского: сон есть отражение страхов Светланы, ожидающей своего жениха; Татьянин сон – предсказание, предопределение будущего героев, сон пророческий; сон Гринёва предваряет грядущие события, также вещий; сок Катерины – способ отражения постепенных глубоких изменений, происходящих в душе героини; сны же Раскольникова отражают физическое и нравственное состояние героя, совершившего преступление.)

Каково функция сна в романе Гончарова – ответим в конце наших размышлений.

4.Анализ текста.

Что из себя представляли деревенские избы обломовцев? как будто случайно брошены гигантской рукой и рассыпались в разные стороны», «одна изба попала на обрыв оврага, так и висит там с незапамятных времен, стоя одной половиной на воздухе и подпираясь тремя жердями. Три-четыре поколения тихо и счастливо прожили в ней», « Крыльцо висело над оврагом»…)

Как данные высказывания характеризуют обломовцев? (Бесхозяйственность, леность, безразличие)

Как относятся обломовцы к «чужим»? («Интересы их были сосредоточены на них самих», «Мальчишки первые заметили его и с ужасом прибежали в деревню с вестью о каком-то страшном змее или оборотне, который лежит в канаве», «Прохожий сделал движение, чтоб приподнять голову, но не мог… Нездешний, так и не замайте! Пусть его себе! И ходить не по что было вам!» Это примеры черствости, равнодушия к страданиям других, недалёкости ума, отсутствие их даже у стариков.)

В какие моменты видит себя во сне Илья Ильич? (Ребёнком в имении родителей, подростком – «в селе Верхлёве, верстах в пяти от Обломовки, у тамошнего управляющего, немца Штольца, который завел небольшой пансион для детей окрестных дворян».)

Каковы утро, день, вечер семьи Обломовых? Родители? Нельзя сказать, чтоб утро пропадало даром в доме Обломовых. Стук ножей, рубивших котлеты и зелень в кухне, долетал даже до деревни», «Сам Обломов – старик тоже не без занятий. Он целое утро сидит у окна и неукоснительно наблюдает за всем, что делается на дворе», «И жена его сильно занята: она часа три толкует с Аверкой, портным…», «Но главною заботою была кухня и обед. Об обеде совещались целым домом», «И так до полудня все суетилось и заботилось, все жило такою полною, муравьиною, такою заметною жизнью», в полдень все спали, вечером Илюша слушал сказки, «И старик Обломов и дед выслушивали в детстве те же сказки, прошедшие в стереотипном издании старины, в устах нянек…».)

Какова главная забота в Обломовке? («Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».)

Что говорили по завершении дня? Почему? («Вот день-то и прошел, и слава богу! – говорили обломовцы, ложась в постель, кряхтя и осеняя себя крестным знамением. – Прожили благополучно, дай бог и завтра так! Слава тебе, господи! Слава тебе, господи!» Не любили суеты, лишних движений, переживаний, хлопот, кроме привычных, боялись нарушить обычный ход дня, были осторожны. Так однажды вызвало большой переполох письмо с просьбой написать рецепт пива, Обломовы не сразу решились даже его прочитать.)

Почему образ жизни не меняется в Обломовке? («Норма жизни была готова и преподана им родителями, а те приняли ее, тоже готовую, от дедушки, а дедушка от прадедушки, с заветом блюсти ее целость и неприкосновенность, как огонь Весты».)

Как относились в доме к Илюше? (Чрезмерная «нежная заботливость», опека – «и не удастся никак Илье Ильичу сделать что-нибудь самому для себя», не позволяли выходить «за ворота», на ночь рассказывали сказки, страшные рассказы, баловали, лелеяли «как экзотический цветок в теплице», цель – здоровый, румяный ребёнок, « понимали выгоду просвещения, но только внешнюю его выгоду», «ученье-то не уйдет, а здоровья не купишь, здоровье дороже всего в жизни», «любят фантазировать о будущем Илюши».)

Каким показан Илюша в детстве? («Ребенок все смотрел и все наблюдал своим детским, ничего не пропускающим умом», ему хотелось увидеть мир и за пределами дома, любил слушать сказки, верил всему, что рассказывали, хотелось играть, резвиться, быть в движении, «он с нетерпением дожидался этого мгновения, с которым начиналась его самостоятельная жизнь», когда все спали.)

Как Илюша относился к рассказам няни? («Ребенок, навострив уши и глаза, страстно впивался в рассказ», «Нянька или предание так искусно избегали в рассказе всего, что существует на самом деле, что воображение и ум, проникшись вымыслом, оставались уже у него в рабстве до старости», «Он невольно мечтает о Милитрисе Кирбитьевне, его все тянет в ту сторону, где только и знают, что гуляют, где нет забот и печалей, у него навсегда остается расположение полежать на печи, походить в готовом, незаработанном платье и поесть на счет доброй волшебницы», «Заселилось воображение мальчика странными призраками, боязнь и тоска засели надолго, может быть навсегда, в душу. Он печально озирается вокруг и все видит в жизни вред, беду, все мечтает о той волшебной стороне, где нет зла, хлопот, печалей». Любознательность, активное участие в любых проявлениях жизни, сознательное отношение к жизни, трудолюбие - всё это утрачено под влиянием чрезмерной опеки матери, няни, слуги. В то же время развились черты мечтательности, воображения, поэтического восприятия жизни, широта души, добродушие, мягкость, утончённость.)

Каким показан Илья Ильич в 13-14 лет? отец и мать посадили баловника Илюшу за книгу. Это стоило слез, воплей, капризов», «бедный Илюша ездит да ездит учиться к Штольцу. Как только он проснется в понедельник, на него уж нападает тоска», «Посмотришь, Илья Ильич и отгуляется в полгода, и как вырастет он в это время! Как потолстеет! Как спит славно! Не налюбуются на него в доме, замечая, напротив, что, возвратясь в субботу от немца, ребенок худ и бледен», «сын Штольца баловал Обломова, то подсказывая ему уроки, то делая за него переводы», «он рос медленно и вяло. Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая», « а ему бы одно могло быть полезно: опять играть в снежки».)

Чему верили в Обломовке? Почему? («В Обломовке верили всему: и оборотням и мертвецам. Расскажут ли им, что копна сена разгуливала по полю, – они не задумаются и поверят… – так сильна вера в чудесное в Обломовке!» Не знали и не хотели знать иного, того, что за пределами Обломовки, их устраивали сказки, небывальщина, которая далеко или проходит мимо: «жизнь как покойная река текла мимо них». Не задумывались над нравственными вопросами. Это признак духовной лени, «мёртвой души».)

Как обломовцы относились к труду? (Как к наказанию. Не любили трудиться. Дом постепенно ветшал. Автор иронизирует над отцом Обломова, поднимающим плетень.)

Как относились к деньгам? («обломовцы были до крайности скупы», на всём экономили, «выдавались всегда с великим соболезнованием», «соглашались лучше терпеть всякого рода неудобства, даже привыкали не считать их неудобствами, чем тратить деньги», «Вообще они глухи были к политико-экономическим истинам о необходимости быстрого и живого обращения капиталов, об усиленной производительности и мене продуктов. Они в простоте души понимали и приводили в исполнение единственное употребление капиталов – держать их в сундуке».)

Как относились к образованию, книгам? (Выгода, престиж)

Выводы:

Какие можно выделить ключевые слова 9 главы? (Сон, покой, безмятежность, дешёво, без волнений, тишина, неподвижность.)

Охарактеризуйте образ жизни в Обломовке. (Апатия, сонливость, спокойствие и размеренность, повторение, однообразие жизни, суеверие, безмятежность и суетность, равнодушие, пассивность, боязнь что-либо изменить, безразличие, запущенность, скупость, экономность.)

Почему же «Отчего же я такой ?» В чём причина трагедии Обломова? (В воспитании, образе жизни окружающих.)

Почему Обломов не хочет жить реальной жизнью, а предпочитает плен сна? (Обломов не приспособлен к жизни, ленив, не привык к деятельности, не имеет интереса и целей, т.к. с детства за него всё решалось и выполнялось. Сон обращает героя в этот мир детства, где всё просто, ясно, уютно, без суеты – «сердце так и просится спрятаться в этот забытый всеми
уголок и жить никому неведомым счастьем».)

Какова роль сна Обломова в системе романа? (1.Вспомним высказывание З.Фрейда. 2. Сон выступает как средство отражения действительности, как ключ к пониманию характера героя.
3. Глава «Сон Обломова» в романе Гончарова «Обломов» имеет самостоятельное значение. В предисловии к роману литературовед В. И. Кулешов пишет: «Гончаров решил целиком вставить ранее опубликованный «Сон Обломова», придав ему в общей композиции своего рода символическое значение. Читатель получает важные сведения, благодаря какому воспитанию герой романа сделался лежебокой. Поскольку ленивая спячка стала «стилем жизни героя и не раз ему являлись сновидения, мечты, переносившие его в мир грез, воображаемые царства, то естественным оказывался для него и «Сон Обломова». «Сон Обломова» объясняет, почему для Ильи Ильича неприемлем путь его визитеров. Сон отделяет эти визиты от прихода Штольца, сыгравшего огромную роль в жизни Обломова. С трудом в начале пятого выходит из сна Обломов, и тут, как свежий ветер с воли, врывается Штольц. Он ничего общего не имеет с прежними визитерами. Штольц честен, умен, деятелен. Он искренне хочет вывести Обломова из спячки. В чем причина того, что возможности Обломова не осуществились, внутренние силы остались без применения? Безусловно, коренится она в Обломовке. «Сон Обломова» объясняет, почему он не хотел и не мог пойти ни путем ранних визитеров к Обломову, ни путем Штольца: не было у Ильи Ильича ни определенной цели, ни энергии для ее осуществления. Таким образом, сон Обломова является как бы фокусом романа.)

5.Рефлексия.

Что нового для себя узнали на уроке?

Какие нравственные уроки извлекли?

В чём несчастье героя?

Обломов - «мёртвая душа»?

Какие положительные качества «оставило» детство?

6.Информация о домашнем задании.

Чтение второй части главы 1-4, найти цитаты-характеристики Обломова и Щтольца.

Литература.

    rushist . com Гончаров «Обломов», часть 1, глава 9 – читать онлайн – Русская историческая библиотека

    nsportal . ru Исследовательская работа по литературе «Сны и их роль в художественной литературе /Социальная сеть работников образования

    «Сон Обломова». (Анализ эпизода из романа И.А.Гончарова «Обломов».). Сочинения, Архив

    works . doklad . ru Роль снов в произведении русских писателей 19 века - Реферат

Илья Ильич Обломов остался в памяти читателей как совершенно апатичный тип героя. Он решает вечный вопрос «быть или не быть» ответом: «Только не теперь». Этот персонаж часто рисуется Гончаровым в ироничном ключе и вызывает у читателя добрую улыбку. Но иногда Илья Ильич предстает фигурой почти трагической, сложной и противоречивой. Противоречивость и становится главным признаком национальной принадлежности героя. Он русский, и этим сказано всё.

Характер Обломова – результат воздействия на него всей окружающей жизни. В романе есть один эпизод, который как нельзя лучше доказывает это утверждение – глава «Сон Обломова».

Жанр сна нередко используется авторами для раскрытия внутреннего мира персонажа. Но Гончаров применяет его не только для этого, для писателя главное – показать истоки характера героя. В этой главе автор даёт подробное описание детства Обломова. Гончаров показывает, что обломовская лень – качество приобретённое, а не врождённое.

Глава «Сон Обломова » несёт в романе ещё и дополнительную символическую нагрузку. Он обозначает привычное состояние героя: «Так он и не додумался до причины; язык и губы мгновенно замерли на полуслове и остались, как были, полуоткрыты. Вместо слова послышался ещё вздох, и вслед за тем начало раздаваться ровное храпение безмятежно спящего человека».

По композиции «Сон Обломова» является вставным эпизодом, то есть внесюжетным элементом. Эта глава хотя и обладает известной законченностью и самостоятельностью, но не влияет на развитие сюжета. Она призвана лишь чётче обрисовать характер главного героя.

На всём имении Обломова лежит печать лени и довольства. Все люди, от барина до последнего крепостного мужика, похожи друг на друга. Интересен и показателен в этом смысле эпизод с письмом, которое однажды принёс мужик, ездивший по делам в город. Барыня ругает его, что принёс письмо, ведь там может быть какая-нибудь неприятная весть. Мужик оправдывается: «Я и то не брал. На что, мол, нам письмо-то – нам не надо. Нам, мол, не наказывали писем брать – я не смею: подите вы, с письмом-то! Да пошел больно ругаться солдат-то: хотел начальству жаловаться; я и взял». И так всегда – всё, что выбивается из привычного уклада жизни, из режима «поел-поспал», пугало обломовцев. «Забота о пище была первая и главная жизненная забота в Обломовке».

Обломов видит себя во сне семилетним мальчиком. Он резв и игрив, ему любопытно всё, что происходит вокруг, он хочет узнать о мире больше. Но неусыпный надзор матери и няни мешает ему осуществить свои желания: «Няня! Не видишь, что ребёнок выбежал на солнышко! Уведи его в холодок; напечёт ему головку – будет болеть, тошно сделается, кушать не станет. Он этак у тебя в овраг уйдёт!»

И только время дневного сна давало Илюше свободу. Засыпали все, даже его няня. И вот тогда начиналась самостоятельная жизнь маленького барина.

Потом Илья Ильич видит себя мальчиком лет двенадцати или тринадцати. И вот ему уже сложнее сопротивляться, ум его уже почти уяснил, что именно так, как живут его родители, и следует жить. Он не хочет учиться, потому что, во-первых, приходится уезжать из родного дома к соседу Штольцу, а во-вторых, он не понимает, для чего нужно учиться. Главное, за чем следила его мать, это чтобы ребёнок был весел, толст и здоров. Всё остальное считалось второстепенным.

Подле Илюши уже не нянька, а Захар, который до сих пор одевает Обломова, напоминает, что нужно умыться. Обломовка задушила в герое последние ростки любознательности и резвости: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание… Ему иногда, как резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать всё самому, а тут вдруг отец и мать, да три тётки в пять голосов и закричат: «Зачем?». Так все его благие начинания и заканчивались.

Интересна интонация, с которой автор рассказывает о «благословенном уголке земли» - Обломовке. Он как бы встаёт на место самого героя, дышит его воспоминаниями, полностью сливается с ним: «Да и зачем оно, это дикое и грандиозное? Море, например? Оно наводит только грусть на человека… Горы и пропасти созданы тоже не для увеселения человека. Они грозны, страшны».

Даже язык, которым написана эта глава, создаёт ощущение старинного, деревенского быта. В каждой строчке слышится народный говор, заунывная песня, и вообще всё происходящее похоже на сказку, даже избы: «Не всякий и сумеет войти в избу к Онисиму; разве только что посетитель упросит её стать к лесу задом, а к нему передом. Крыльцо висело над оврагом». В Обломовке всё живое, одухотворённое: «Небо там, напротив, ближе жмётся к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью»; «Солнце там ярко и жарко светит… и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место»; «Река бежит весело, шаля и играя».

И Обломов продолжает видеть свои сладкие сны, перенося их в реальную жизнь.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...