Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Проект по изобразительному искусству создание зимнего пейзажа. Презентация по ИЗО на тему: "Пейзаж. Его виды и характеры". Интегрированное занятие «Какая она зима?»

Курсовая работа

По дисциплине

«Методика ИЗО»

Методика работы над живописным

изображением пейзажа.

Студентки III курса, группы 35ж.

Специальность 070901

Специализация - Станковая живопись

Выдриной Елены Андреевны

Оценка: _______ / ________________

Руководитель_____/_______________
(подпись) (Ф.И.О.)
«______»__________ 20___ г.

Бендеры, 2015г.


Введение.

1. Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

2. Методика работы над пейзажем.

2.1 Работа над пейзажем в различных материалах (гуашь, акварель).

Заключение.

Список литературы.

Приложение.

План – конспект урока.


Введение.

Природа бесконечно разнообразна и прекрасна. Солнечный свет и окружающая среда создают неисчерпаемую гармонию красок. Все в природе естественно, целесообразно, красиво. Воздействие природы на человека, глубокие переживания и мысли, которые она вызывает, способствовало появлению в изобразительном искусстве жанра - пейзаж.
Я считаю, что живописный пейзаж – один из необходимых этапов обучения. Живописная практика помогает прочувствовать цветовые особенности определенного состояние природы, ее пластические характеристики и передать это в колористическом единстве этюда пейзажа. Рисование с натуры учит сознательно работать на уроках, воспитывает у учеников организованность и внимание, развивает пространственное мышление и воображение, позволяет им глубже понять красоту и закономерности строения окружающей природы. Так же пейзаж ученики изображают в большинстве случаев при выполнении тематических рисунков.
Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть достигнуто расчленением сложной изобразительной задачи на ряд простых и вполне доступных ребёнку маленьких задач.



Таким образом, изображение природы на уроках изобразительного искусства в школе способствует развитию личностных качеств школьника, эстетическому и нравственному развитию, любви к окружающему миру.
Цель курсовой работы: изучить особенности преподавания темы «Пейзаж».

Объект исследования: образовательный процесс на уроках ИЗО.

Предмет исследования: методы и приемы обучения школьников изображения пейзажа.
Под методом обучения понимается способ работы педагога с учениками, при помощи которого достигается лучшее усвоение учебного материала и повышается успеваемость. Выбор методов обучения зависит от учебных целей, а также от возраста учащихся. В педагогической литературе встречается также термин «прием». Прием обучения – это отдельные моменты, из которых складывается метод обучения. Из совокупности приемов и методов обучения, объединенных общим направлением, складывается система обучения.
Конечной целью моей работы будет разработка конспекта урока по теме «Осенний пейзаж родной земли».


Пейзаж как жанр изобразительного искусства.

Пейзаж – жанр изобразительно искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. Пейзаж – традиционный жанр станковой живописи и графики. В зависимости от характера пейзажного мотива можно выделить сельский, городской (в том числе городской архитектурный – ведута), индустриальный пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии – марина.
Пейзаж может носить исторический, географический, фантастический, лирический, эпический характер. Например, пейзажи И. Левитана часто именуются «пейзажем настроения». На его картинах воплощаются изменчивые настроения, состояние тревоги, скорби, предчувствия, умиротворенности, радости и т.д. Поэтому художник передает объемную форму предметов обобщенно, без тщательной проработки деталей, трепетными живописными пятнами. Так написаны им в 1895 году картины «Март» и «Золотая осень», знаменующие высшую точку в развитии русского мирового пейзажа.
Благодаря И. Шишкину, сумевшему создать на своих полотнах обобщенный эпический образ русской природы, русский пейзаж поднялся до уровня глубоко содержательного и демократического искусства («Рожь», «Корабельная роща»). Бескрайние просторы полей, колышущееся под свежим ветром море колосьев, лесные дали на картинах И. Шишкина порождают мысли о величие и мощи русской природы.
Часто пейзаж служит фоном в живописных, графических, скульптурных (рельефы, медали) произведениях других жанров. Художник не только стремиться точно воспроизвести выбранный пейзажный мотив, но и передает свое отношение к природе, одухотворяет ее, создает художественный образ, обладающий эмоциональной выразительностью и идейной содержательностью.
Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить еще в эпоху неолита в рельефах и росписях стран Древнего Востока и Древней Греции, преимущественно в сценах войн, охоты и рыбной ловли, содержатся отдельные элементы пейзажа, особенно умножившиеся и конкретизированные в древнеегипетском искусстве эпохи Нового царства. Широкое распространение пейзажные мотивы получили в искусстве Крита XVI-XV вв. до н.э. (см. Эгейское искусство), где впервые достигалось впечатление эмоционально убедительного единства фауны, флоры и природных стихий. Пейзажные элементы древнегреческого искусства обычно неотделимы от изображения человека; несколько большей самостоятельностью обладал эллинистический и древнеримский пейзаж, включавший элементы перспективы (иллюзионистические росписи, мозаики, так называемые живописные рельефы). Для этой эпохи характерен образ природы, воспринимаемой как сфера идиллического существования человека и богов. В средневековом искусстве Европы элементы пейзажа (особенно виды городов и отдельных зданий) нередко служили средством условных пространств, построений (например, «горки» или «палаты» в русских иконах), в большинстве случаев превращаясь в лаконичные указания на место действия. В ряде композиций ландшафтные детали складывались в умозрительно - теологические схемы, отражавшие средневековые представления о Вселенной.
В средневековом искусстве стран мусульманского Востока элементы пейзажа были представлены первоначально весьма скупо, если не считать редких образцов, основанных на эллинистических традициях. С XIII-XIV вв. они занимают всё более значительное место в книжной миниатюре, где в XV-XVI вв. в произведениях тебризской школы и гератской школы пейзажные фоны, отличающиеся сияющей чистотой красок, навевают представление о природе как замкнутом волшебном саде. Большой эмоциональной силы достигают ландшафтные детали в средневековом искусстве Индии (особенно в миниатюрах начиная с могольской школы), Индокитая и Индонезии (например, образы тропического леса в рельефах на мифологические и эпические темы). Исключительно важное положение занимает пейзаж как самостоятельный жанр в живописи средневекового Китая, где вечно обновляющаяся природа считалась наиболее наглядным воплощением мирового закона (дао); эта концепция находит прямое выражение в пейзаже типа «шань-шуй» («гуры-вуды»). Японский пейзаж, сформировавшийся к XII-XIII вв. и испытавший сильное влияние китайского искусства, отличается обостренной графичностью, тяготением к выделению отдельных, наиболее выигрышных в декоративном отношении мотивов, наконец, более активной ролью.
Как самостоятельный жанр пейзаж окончательно сформировался в XVII веке. Его создали голландские живописцы. Еще в XVI веке художники обратились к натуре (П. Брейгель в Нидерландах). Особый расцвет пейзажной живописи наблюдался в XVII – XVIII веках (Рубенс во Фландрии, Рембрандт и Рейсдал в Голландии, Пуссен, К. Лоррен во Франции). Были созданы системы валеров, световоздушная перспектива. В XIX веке творческие открытия мастеров пейзажа, завоевание пленэрной живописи (К. Коро во Франции, А.А. Иванов, А. Саврасов, Ф. Васильев, И. Шишкин, И. Левитан, В. Серов в России) продолжили импрессионисты (Э. Мане, К. Моне, О. Ренуар во Франции, К. Коровин, И. Грабарь в России) открывшие новые возможности в передаче изменчивости световоздушной среды, неуловимых состояний природы, богатства красочных оттенков.
Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, в различных климатических условиях, при солнечном и лунном освещении, но и передает чувства и настроения. В основе любого из художников писавших пейзажи – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передает свое внутренние состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приемы, индивидуальное отношение к цвету.

    Основная часть.

Городские моᴛᴎвы в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников.

Разʙᴎᴛᴎе городского пейзажа в Европе.

Художники пейзажисты из России.

    Заключение.

    Список используемой литературы.

    Приложение.

Выбрав тему «городской пейзаж», я поставила перед собой задачи пополнить свои знания об истории развития городского пейзажа и его особенностях, углубить знания об истории развития пейзажа, увидеть красоту и живописность картин известных художников.

Пейза́ж (в переводе с франц. - сᴛрана, местность) - жанр ᴎᴈобразительного ᴎᴄкусства, в котором оснοʙным предметом ᴎᴈображения явᴫяется дᴎкая или преображённая челοʙеком ᴨрᴎрода.

В заʙᴎсимосᴛᴎ от ᴎᴈображённого моᴛᴎва можно выделить сельский, городской, архитектурный и индусᴛриальный пейзаж.(Слайд 2, 3) Особую область составᴫяет ᴎᴈображение морской сᴛᴎхии - морской пейзаж или марина. Кроме того, пейзаж может носить эпический, ᴎᴄторический, лирический, романᴛᴎческий, фантасᴛᴎческий и даже абстрактный характер.

Впервые городские моᴛᴎвы пояʙᴎлᴎᴄь в проᴎᴈведениᴙх средневекοʙых художников. Их мирοʙоззрение было связано с учением о существοʙании двух мирοʙ: высшего небесного и нᴎᴈшего зеᴍʜого. Поэтому, они обращалᴎᴄь не к реальным наблюдениям, а к ᴄᴫοжному языку символοʙ. Искусство того времени следοʙало не ᴨрᴎроде, а оᴛражало идеалᴎᴈирοʙанные представления о ней. Изοбражение города в средние века чаще всего образ Небесного Иерусалима символ божествеʜʜого, духοʙного и возвышеʜʜого.

В ᴍᴎниатюрах всᴛречалᴎᴄь сюжеты, связанные с Ваʙᴎлонской башней, которую соᴦласно библейской легенде дреʙние людᴎ пыталᴎᴄь посᴛроить вышиною до небес. Она воплощала символ греха, зла, челοʙеческой гордыни.

У средневекοʙых городских ᴎᴈображений ᴍʜого общего с географическими картами. Виды городοʙ на картах служили своего рода форᴍулой, знаком, услοʙно опредеᴫяющим место дейстʙᴎя.

По-нοʙому городской пейзаж был осмыслен старонидерландскими мастерами. Они тщательно, с любοʙью запечатлевали красоту окружающей земли. У нидерландских, а позднее французских и немецких художников XV столеᴛᴎя мир предстает во всем ᴍʜогообразии своих проявлений. В ᴍᴎниатюрах Великолепного часослοʙа герцога Ж.Беррийского художники братья Лимбурги досᴛᴎгают почᴛᴎ порᴛретной точносᴛᴎ в ᴎᴈображении реально существοʙавших замкοʙ Иль-де-Франса.

На ᴍᴎниатюре Всᴛреча ᴛрех святых королей на втором плане ʙᴎден город, в котором можно узнать Париж, со знаменитым собором Ноᴛр-Дам.

Часто, в проᴎᴈведениᴙх нидерландских и немецких мастерοʙ городской ʙᴎд служил фоном дᴫя оснοʙной сцены. Так, в карᴛᴎне нидерландского художника XV века Рогира ван дер Вейдена Св.Лука, рᴎᴄующий Мадонну город это часть пейзажной панорамы, ʙᴎдᴎмой в просвете арок лоджии. Обилие подробностей городской жᴎᴈни и архитектуры ᴨрᴎдает ᴎᴈображению убедᴎтельность и достοʙерность.

Городской пейзаж в XVII веке в Европе стал очень популярен. Жанр в живописи под названием "ведута" ("veduta" (итал.) - "вид"). Это были картины, виды пейзажа, суть которых - точное и детальное изображение городских зданий, улиц и целых кварталов. Для их написания использовалась камера обскура - приспособление для получения на плоскости точного оптического изображения. Лучшие образцы этого жанра представляют собой фотографически точный архитектурный городской пейзаж. Обращаясь к ᴎᴈображению уголкοʙ Амстердама, Харлема, Делфта, они сᴛремилᴎᴄь запечатлеть знаменитые здания и архитектурные ансамбли. Виды Венеции и Лондона XVIII века представлены на картинах А. Каналетто (1697-1768), поразительно мастерство Я. Вермеера (1632-1675) в картине «Вид Дельфта».(Слайд5) Архитектурный пейзаж показывает ценность зданий как произведений зодчества, их взаимосвязь между собой и со всей средой обитания.

Нοʙую сᴛраницу ᴎᴄтории городского пейзажа открыли французские импрессионᴎᴄты. Их ʙнимание ᴨрᴎвлекали разнообразные моᴛᴎвы: улицы в разное время дня, вокзалы, силуэты зданий. Сᴛремление передать ритм жᴎᴈни города, улоʙᴎть постоянно меняющееся состояние атмосферы и освещение ᴨрᴎвели импрессионᴎᴄтοʙ к открыᴛᴎю нοʙых средств художествеʜʜой выразительносᴛᴎ. Подʙᴎжность и ᴎᴈменчивость форᴍы предметοʙ они выражали посредством размыᴛᴎя линейных контурοʙ, обобщеʜʜых очертаний, свободных и бысᴛрых мазкοʙ. Художники работали на открытом воздухе, учитывали законы опᴛᴎческого смешения цветοʙ. В результате, гамма их полотен ᴨрᴎобретала необыкнοʙенʜую цветοʙую насыщеʜʜость и яркость. Не сᴛремясь к деталᴎᴈации, они передавали непосредствеʜʜость впечатления от натуры. Художники выдеᴫяли в ᴎᴈображеʜʜом объекте то, что отвечало их эмоциональному состоянию, тонко выявᴫяя особеʜʜосᴛᴎ окружающей среды. Такοʙо, наᴨрᴎмер, полотно «Вокзал Сен-Лазар» К.Моне, с художествеʜʜым обобщением образа сοʙремеʜʜой дейстʙᴎтельносᴛᴎ. Художники, работавшие в разное время в жанре городского пейзажа, сохранили образы больших и малых городοʙ своих сᴛран, их самобытность и красоту и, что не менее важно, культурʜую преемственность. (Слайд 6)

В России городской пейзаж прошел в своем развитии схожую эволюцию. Самые ранние изображения архитектуры на картинах художников мы видим в иконах и росписях с ХII по ХVI века. Основоположники русского городского пейзажа Ф. Алексеев, М. Воробьев, Ф.

Щедрин донесли до нас в своем творчестве образы Санкт- Петербурга и Москвы. Тема

Архитектурного пейзажа находит достойное место в живописи художников передвижников.

Это масштабные холсты В. Сурикова, где панорамы старой Москвы служат фоном

Исторических композиций, архитектурные фантазии Аполлинария Васнецова,

М. Добужинского, А. Остроумовой-Лебедевой.

Федор Яковлевич Алексеев (1753 - 1824) - русский художник, первый в истории русской живописи, мастер городского пейзажа, «российский Каналетто». В период с 1766 по 1773 года Алексеев учился в Петербургской Академии Художеств. В Италии художник обучался у таких мастеров как Д. Моретти и П. Гаспари. Алексеев создал возвышенный образ величественного, прекрасного города. Основное внимание в картинах отведено изображению водной глади Невы, скользящим по ней лодкам и высокому летнему небу с плывущими облаками. (Слайд7,8)

Убедительно и поэтично воссоздал Аполлинарий Васнецов жизнь города и горожан XVII века. От этой эпохи сохранилось больше памятников и исторических сведений, ее художник особенно любил за богатый, живописно-декоративный вид. По произведениям Васнецова можно восстановить этапы развития русской столицы. Всего более 120 произведений, посвященных древней Москве и другим древнерусским городам, создал за свою жизнь Васнецов. (слайд 9)

Прекрасные ведуты создавал русский художник Сильвестр Щедрин (1791-1830), длительное время живший в Италии. (Слайд 10)

Существует множество картин в жанре городского пейзажа. Каждый художник стремится изобразить город в своём определённом стиле, с помощью различной техники и видения общей картины. Каждый город индивидуален, со своим настроением, атмосферой и горожанами, которые придают ему живости. Пейзажи отображают вид каждого города в любое время года и при любой погоде. Город как и человек, хранит свои тайны и загадки, которые хочется разузнать и понять в чём же его секрет. Передавая настроение с помощью памятников архитектуры или других определённых объектов, создаётся определённая атмосфера. Любые детали архитектуры служат проводником в мир городского пейзажа.

Картины каждого художника пропитаны определённой атмосферой, цветовой гаммой, исполнены в особой манере и художественном стиле. Живопись многогранна, с различными стилями и направлениями, каждый ракурс несёт свою идею и задумку. Штрих, исполненный художником, оставляет свою «черту лица» города, передаёт его образ и историю, представляет какую-то цель и мысль повествования.

В творчестве современных художников городской пейзаж так же занял достойное место, современная живопись не стоит на месте, развивается и открывает всё новые жанры и методики в изобразительном искусстве. Открывая талант молодых художников, можно окунуться в атмосферу новых впечатлений, прочувствовать эмоции художника во время написания создания картины и возможно вынести для себя что-то полезное. Городские пейзажи помогают увидеть образы любимых городов и памятных мест России.

В своей работе я изобразила именно городской пейзаж. Города, как люди. Одни поражают нас своей красотой и величием, другие - архитектурой, третьи - необычной планировкой зданий. Некоторые запоминаются надолго, а некоторые мы забываем уже на следующий год. Городской пейзаж - реальный продукт художественной культуры народа, изучение которого есть еще одна из форм связи с духовным наследием своего отечества. Я исполняла свою работу в технике - акварель «по - сухому». Акварель представляет собой живопись водяными прозрачными красками, наносимыми тонкими слоями на бумагу белого цвета, которая, просвечивая, выполняет роль белил. Акварель - моя любимая техника. Она мне очень нравится, потому что её особенностью является прозрачность применяемых водяных красок и возможность получения интенсивных, ярких цветов. Я постаралась добиться воздушности рисунка, показать яркий день. Надеюсь, что это удалось.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 32 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Энгельса Саратовской области

Проект открытого занятия

по изобразительному искусству

во 2 классе на

Тему: «Пейзаж».

Выполнила:

учитель высшей

квалификационной

Иванова Татьяна Андреевна

МБОУ « СОШ №32»

Цели и задачи занятия :

    Закрепить знания, умения и навыки, полученные на предыдущих занятиях изобразительного искусства.

    Дать представление о разнообразие пейзажа. Познакомить с картинами великих пейзажистов.

    Продолжать знакомить детей с графикой как видом изобразительного искусства. Развивать элементарные навыки работы с углём.

    Познакомить с разнообразием форм и силуэтов деревьев. Продолжать учить изображать деревья. Развивать творческое воображение.

    Формировать чувство восхищения родной природой. Воспитывать интерес и любовь к искусству.

Материалы : формат А3, простой карандаш, уголь, ластик, салфетка.

Мультимедийная установка

План занятия:

    Организационный момент.

    Введение в тему.

    Беседа по теме.

    Физкультминутка.

    Продолжение беседы.

    Практическая работа.

    Анализ работ.

    Итог занятия.

Ход урока.

Тему нашего занятия вы, ребята, узнаете, внимательно прослушав,стихотворение и вставите ключевое слово:

Если видишь на картине

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые берёзки,

Или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованным быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем !

(слайд-1) А вы знаете, ребята, что слово «Пейзаж» -это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.

Давайте подумаем, а какие природные среды существуют вокруг нас, которые могли бы вдохновить художника на создание пейзажа?

(слайд-2 )-Море, может вдохновить художника? (морской, подводный мир) художник Иван Константинович Айвазовский показал красоту морской стихии. Он писал марины т.е. море воду: значит, он был художником маринистом. «Девятый вал» - самое прославленное полотно художника.

(слайд-3 ) - А, это какой пейзаж? (горы - горный пейзаж)

Российский живописец, театральный художник, археолог, путешественник, писатель, общественный деятель - Николай Константинович Рерих. В переводе со скандинавского фамилия Рерих означает богатый славой. Художник написал много горных пейзажей. Николай Рерих написал более 7 тысяч картин, значительную часть которых составляет цикл горных пейзажей Индии, Китая и Монголии. Произведения художника несут особую информацию, излучают энергию и внушают сильные чувства. Говорят, полотна обладают даже целебными свойствами. «Еще при жизни Николая Рериха его картины просили в медицинские учреждения, потому что они несли исцеление». Он написал серию картин горы Гималаи.

(слайд-4 )-Космос – космический пейзаж.

Андрей Константинович Соколов - известный художник космических пейзажей, который впоследствии писал картины о космосе вместе с летчиком-космонавтом- Алексеем Архиповичем Леоновым . Лётчик- космонавт Леонов является членом Союза Художников живет и работает в Москве.(космонавт-художник)

(слайд-5 ) -А вот пейзаж одного из талантливейших русских художников Сергея Арсеньевича Виноградова. (Виноградов учился у Поленова Василия Дмитриевича вместе с Левитаном)

Как он называется, как вы думаете? («Деревня»)

Значит, какой это пейзаж? (деревенский – архитектурный)

Этот пейзаж находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

(слайд-6 ) -А это, какой пейзаж? (городской)

Фёдор Яковлевич Алексеев в 1800г. написал картину «Красная площадь в Москве». Федор Яковлевич Алексеев является первым, в истории русской живописи, мастером городского пейзажа.

(слайд-7-8 ) - А ещё пейзажи бывают выдуманными, сказочными, когда художник показывает фантастику или сказку. Например: вот сказочно-былинный пейзаж: «Витязь на распутье» - Виктора Михайловича Васнецова. Васнецов ещё написал: «Алёнушку» к русской сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» ; а так же «Ковер-самолёт»; «Иван царевич на сером волке» и т.д.

Интересно, то что у художника Виктора Васнецова был брат Аполлинарий- тоже художник. И был ещё художник Юрий Алексеевич Васнецов , который состоял в отдаленном родстве с Виктором и Аполлинарием Васнецовыми. И он тоже рисовал по сказкам. Он создал много иллюстраций: «Радуга-дуга», «Кошкин дом», «Ладушки»… Образ сказочного дремучего леса часто появляется в иллюстрациях

Ю. Васнецова. Лес для художника – место действия волшебных сказок. Вы, наверное, помните лес из сказки «Три медведя»: огромные стволы деревьев и маленькая фигурка девочки сразу вводят нас в атмосферу волшебства. Так и представляешь себя таким же маленьким, и затягивает в тёмные объятия этот таинственный великан…

Нас будет занимать другой пейзаж. Что же будет главным в наших пейзажах, узнаем, отгадав загадку:

    (слайд-9) Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом,

Чудеса увидишь в нём. (лес)

А в лесу какие деревья растут? Отгадаем загадки.

    (слайд-10) Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель)

    (слайд-11) Кудри в речку опустила

И о чём-то загрустила,

А о чём она грустит,

Никому не говорит. (Ива)

    (слайд-12) Разбежались по опушке

в белых платьицах подружки. (Береза)

    (слайд-13) Весной зеленела Осень в сад к нам пришла

Летом загорела, Красный факел зажгла,

Осенью надела Бусы факелом горят,

Красные кораллы. (Рябина) Птицы рядышком галдят. (Рябина)

    (слайд-14) У меня длинней иголки,

Чем у ёлки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви -только на макушке. (Сосна)

    (слайд-15) Я из крошки –бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч.

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок.

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

    (слайд-16) Никто не пугает,

А вся дрожит. (Осина)

Задумывались ли вы над тем, что деревья очень похожи на людей. Маленькие деревья такие же беззащитные, как дети, а старые деревья похожи на щедрых все знающих стариков. У каждого дерева, как у человека, свой облик, свой характер.

Берёза застенчива и нежна, дуб могуч и кряжист, осина сиротлива и тревожна, клен праздничен и наряден, липа мягка, добра, уютна.

А ещё, как и люди, деревья бывают маленькие, худенькие, гибкие, тоненькие, большие, толстые, неуклюжие, громадные.

Но есть и существенное отличие между человеком и деревом. Когда человека обижают, он всегда может крикнуть и позвать на помощь, а дерево, даже очень сильное и могучее, не может себя защитить. Но вы, дети, помните всегда о том, что дерево живое и ему тоже бывает больно. И человек не должен обижать деревья хотя бы потому, что без них он сам не сможет существовать: деревья помогают нам дышать, радуют нас своей неповторимой красотой.

(слайд- 17 )- Деревья, а в целом лес, и поле, речка и дороги (родную природу) изображали многие русские пейзажисты: Саврасов, Поленов, Шишкин, Левитан….

Мы с вами уже многому научились и знаем, как сделать так, чтобы дом на рисунке стоял близко, а дерево далеко, или изобразить стаю птиц, улетающую вдаль.

Скажите, отличаются ли на рисунке две ёлочки, стоящие близко и далеко, отличаются ли по цвету, по размеру.

Да, отличаются. При этом соблюдаются три правила:

    (слайд- 18 )-Правило 1. Все линии, удаляясь от наших глаз, стремятся слиться в точку на линии горизонта.

    Правило 2. Все предметы, удаляясь, от нас, уменьшаются в размерах, пока не превратятся в точку на линии горизонта.

    Правило 3. Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее при удалении от наших глаз к линии горизонта.

А ещё есть такое правило расшифруйте:

    Ближе – ниже

    (слайд-19) А что вы можете сказать про данный рисунок (При удалении линий: вертикальные сходятся и становятся тоньше; горизонтальные- сгущаются и тоже становятся тоньше. Значит, линии по мере удаления теряют свою толщину(с помощью ослабления нажима).

Сегодня мы тоже попробуем изобразить пейзаж.

Смотрите, ребята, к нам снова в гости кто то пришел. Кто же это?

Да, это Мастер Изображения со своим чемоданчиком для художников. Посмотрим, что же он нам сегодня принес?

Уголек!!! А что вы знаете об этом художественном материале?

Уголек –это сгоревшие веточки кустиков. Уголёк пачкает руки, так как он сыпуч. Угольком можно работать, создавая разные линии: тонкие, толстые. Его можно держать в руке как обычный карандаш с наклоном. А можно располагать к бумаге плашмя и одним движением закрывать большие участки пятном. Его можно растушевывать (растирать).

Но прежде, чем мы начнём работать угольком, нужно сначала выполнить важный этап работы.

Ой лесные мышки –шалунишки пробежали и запутали все буквы в слове ОЦЯКПИМИОЗ. Это слово обозначает важный этап в работе художника над произведением. И обозначает составление, соединение частей рисунка в единое целое в определенном порядке. Да это композиция.

(слайд-20)

Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, проводят сначала линию горизонта. У края листа будет крупный и яркий ближний план, а около линии горизонта дальний план, мелкий и бледных цветов.

    (слайд-21 )-Посмотрим последовательность выполнения изображения зимнего пейзажа.

Ребята, а вы знаете, что некоторые деревья вырастают из семени. Например, тополь, вязь, ясень. Тополиный пух видели? Вот, представьте себе, что вы тополиный пух с семенем. Встаньте все, пожалуйста.

Физкультминутка.

Ветер подул, вы полетели. Дождик прибил к земле, снег засыпал. Наступила весна, Снег растаял, семечко набухло, проклюнулся росток, и выросло деревце, появились ветки, на ветках еще веточки…

Дует ветер нам в лицо

Закачалось деревцо

Ветерок всё тише, тише

Деревцо всё ниже, ниже

Практическая работа.

Приступаем к работе.

Какова же последовательность работы:

    Рисунок простым карандашом.

    Обводка угольком

    Штриховка и тонировка.

Анализ работ.

Выставка рисунков

Итог занятия:

Что вы делали? (рисовали пейзаж углем)

Что вы узнали? (пейзаж можно рисовать в разных материалах, пейзаж –это не только изображение родной природы, но и изображения моря, гор, архитектуры и т. д.

Литература:

http://www.kostyor.ru

www.tretyakovgallery.ru

http://www.liveinternet.ru

Проект урока изобразительного искусства

Педагог Игнатенко Елена Ивановна

Город, район Бийский район

ОУ МБОУ «Малоенисейская СОШ»

Предмет Изобразительное искусство

Класс 6

Тема урока «Пейзаж настроения. Природа и художник»

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: учебник Л.А.Неменская «Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6класс», распечатанные выдержки из энциклопедий, компьютер, проектор, экран, запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года», краски, альбом, кисти.

Характеристика видов деятельности учащихся :

Рассуждать о разных состояниях настроения человека и природы.

Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе.

Приобретать навыки подбор цвета соответствующий состоянию природы.

Приобретать опыт колористического видения, создания живописного образа эмоциональных переживаний человека.

Экспериментировать использовать средства выразительности работая в технике живописи.

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и свое цветовое восприятие настроения в природе.

Уметь работать в группе, анализировать работу свою и работу одноклассников.

Результаты освоения:

Личностные:

— воспитание любви к природе родного края;

— развитие эстетического сознания через творческую деятельность.

Метапредметные:

Умение самостоятельно определять цель урока;

Умение соотнести свои действия с планируемыми результатами,

— умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение.

Предметные:

— развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения.

— осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

— развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты:

Практические умения:

— приобрели умения работать в технике живописи

Образовательные умения :

— научились передавать с помощью цвета, тона настроение пейзажа, создавать свои выразительные, эмоциональные рисунки; добиваться в работе единого колористического звучания настроения.

Информационные умения:

— работать с информацией;

— делать аргументированные выводы, рассуждать, принимать осознанные решения.

Коммуникативные умения:

— уметь работать в группе;

Терпимо относиться к мнению партнера;

— умение оценить процесс и результат своей работы, умение ее представить зрителю, аргументировано излагать собственное мнение.

Предварительная работа.

Цель: приобщение учащихся к наблюдению за особенностями окружающей природы

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Наблюдают за состоянием природы в разное время суток, отмечая цветовые особенности. Фотографируют природу в разное время суток.

время суток, предлагает сфотографировать понравившиеся моменты.

На перемене дети скидывают свои фотографии на компьютер учителю .

I .Организационный момент, эмоциональный настрой.

Цель: введение учащихся в художественно-образный настрой.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

После приветствия садятся. Воспринимают музыку.

— Это внутреннее душевное состояние человека.

— Передают настроение природы

— Нет

Метод эмоционального погружения. Приветствует детей, включает запись фрагмента из фортепианного цикла П.И.Чайковского «Времена года»

Ведение в проблему.

Ребята, я пришла на урок в хорошем настроении, оранжево-желтого цвета.

— А у вас какое настроение и в какой цвет оно раскрашено?

— Что такое настроение?

— Мы говорим «Природа плачет или улыбается», а поэты пишут «Умиленная, таинственная прелесть», «Лениво дышит полдень мглистый».

— Почему так говорят?

А разве природа одушевленное существо?

Визуальный осмотр, диалог учитель-ученик.

II .Изучение нового учебного материала.

Цель: формирование у учащихся эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.

Задачи: формирование эмоционально-оценочного отношения к творчеству художников;

развивать чуткость зрения к цвету, наблюдательность, образное мышление;

познакомить с творчеством художников импрессионистов.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Примечание

— Образ, созданный человеком (человек присваивает природе свое настроение)

— Осень

Эмоциональный оклик детей, заинтересованность детей, сосредоточенность в подборе точных эпитетов.

Да

Перенести на бумагу, изобразить, написать, сфотографировать.

Дети рассматривают в учебнике работы французских живописцев. Созерцая, дают эмоциональную оценку увиденного.

Дети делятся своими впечатлениями с соседом по парте.

Дети включаются в беседу, делают комментарии по ходу рассказа.

Дети созерцают увиденные фотографии, дают эмоциональную характеристику состояния природы.

Дети работают с выдержками из источника, находят ответы на поставленные вопросы.

— Тогда почему так говорят?

Вслушайтесь, настроение, какого времени года передает Тютчев

Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья!

Такое настроение природы описал поэт, а художник изобразил на холсте.

Всю неделю вы наблюдали за природой. Всегда ли один и тот же пейзаж вызывал у вас одинаковое настроение?

Постановка проблемы.

Вам бы хотелось оставить это состояние надолго?

Как это сделать? Ведь наша память коротка, недолговечна.

Работа с источниками.

Ребята, предлагаю вам обратиться к выдержке из источника, которые лежат у вас на партах.

Прочтите, как трактует Большой Энциклопедический словарь понятие живопись?

Найдите, какие средства художественной выразительности применяются в живописи?

Давайте посмотрим на работы замечательных живописцев в учебнике, на стр.152.

Эти работы написаны французскими художниками XIX в. И их пейзажи несли определенное настроение.

— А вы знаете, откуда появилось такое название? (пейзаж настроения)

— Это понятие в 19 веке ввели импрессионисты. Они первыми начали основательно работать над состоянием природы. Если по традиции художники долгие месяца, а то и годы писали в мастерской свои картины. То импрессионисты выходили на пленэр и ловили мгновение, передавая свое впечатление от состояния пейзажа, быстрыми мазками писали, выполняя один и тот же уголок природы утром днем и вечером .

Какими выразительными средствами достигается в этих произведениях иллюзия глубины пространства?

Какие чувства переданы в работе Клода Моне Впечатление?

Какая работа больше всего понравилась?

— Жанр пейзажа не только выражает бесконечное многообразие и красоту природы в разное время года, но и передает чувства и настроения. В основе любого живописного произведения – реальная природа, но при этом образы возникают самые разные, потому что главное – это индивидуальность художника. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету.

Русские живописцы, тоже мастерски умели передавать настроение в своих произведениях. Знаменитая картина «Грачи прилетели» писалась Саврасовым с натуры в селе Молвитино Костромской губернии. Там Саврасов нашел новый для русского пейзажа мотив, уловив и прочувствовав момент первых проблесков весны, «знаков», которые подает нам природа.

Опять весна умоет небо .

Своею талою водой.

И зимней стужей быль и небыль

Уйдет к сугробам на постой.

Т. Курбатова

День был зябкий, сырой. В талой воде – белесое небо, нетороплив робкий дымок и колоколенка церкви, каких на Руси много. Корявые березки на окраине села или небольшого городка, раскинувшегося на холме. Вестники тепла галдят, суетятся, обновляя старые гнезда, свивая новые.

Можно бесконечно долго слушать радостный гомон грачей. Воздух свеж и прозрачен. В проталинах отражается ласковое голубое небо, проглядывающее из-за рыхлых кучевых облаков.

Все в этой картине наполнено единым ритмом, напоено легким дыханием. Ведь в «Грачах» радости весеннего обновления в одинаковой степени причастны и птицы, и талый снег, и голубые дымки, курящиеся из труб над крышами изб, и невидимые обитатели этих изб, и сам автор, сумевший передать нам, людям уже XXI века, свое весеннее настроение.

Передачу настроения мы можем проследить даже по вашим фотографиям, которые вы сами выполнили.

Обратите внимание на экран, какое настроение или чувство вызывает у вас состояние природы, зафиксированное Сашей?

А, что же хотела Оля показать нам зрителям в своих фотоработах?

Обратите внимание, работы Романа отличаются от остальных. Чем они интересны? Какое настроение хотел Роман передать через свои фотоработы?

Работа с источником.

Каждый художник и фотограф находит свои ноты, нюансы, оттенки с помощью гармоничного сочетания цвета и света.

Давайте обратимся к источнику.

Прочтите, что такое колорит?

Найдите, каким бывает колорит по характеру цветовых сочетаний?

Приложение №1

Работа с учебником.

(стр.152-156)

Работа в малых группах

Беседа по картине.

На экране произведение А.Саврасова «Грачи прилетели»

На экране показ фотографий, которые дети выполнили накануне(разные состояния природы)

Приложение №2

III . Практическая работа.

Цель : создание пейзажа настроения в технике живописи

Задачи: овладеть навыками передачи цветом того или иного состояния в природе, найти нужный колорит;

совершенствовать технику работы с красками (гуашь, акварель);

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Нам необходимо в работе передать свое любимое состояние природного мотива.

Свой эмоциональный настрой, отклик.

Эмоциональный отклик, желание исполнить свое настроение через пейзаж.

Ребята, выберите для себя практическое задание из предложенных в учебнике на стр.155.

Сформулируйте задание которое необходимо выполнить.

Обратите внимание на следующие моменты в работе.

-Первый этап:

-Второй этап:

Третий этап:

Приступаем к работе.

Работа с учебником

стр. 155

Приложение №3

IV .Рефлексивный анализ.

Цель: оценить собственную деятельность на уроке, зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Примечание

Дети по желанию выходят к доске с выполненной работой, дают эмоциональную оценку.

Осознание учащимися значимости колорита для постижения окружающей красоты

— Посмотрев на ваши работы, можно сказать результаты получились интересными и главное вы сумели передать настроение природы и свое отношение к пейзажу.

— Что в своих произведениях помимо видимого предметного мира передают художники? Чем отличается фотография от живописного полотна художника-пейзажиста?

— Что из увиденного сегодня на уроке больше всего затронуло, запомнилось, удивило вас в картинах?

В природе есть свое волшебство, своя чарующая прелесть, которая лечит душу. Природа в картинах талантливых художников, поэтов, композиторов открывает нам новый мир, волнует своей неповторимостью, своим напоминанием – не губите красоту вокруг себя ”. К.Г.Паустовский.

Анализ работ.

На экране строки

К.Г.Паустовского.

Музыка П.И.Чайковского «Времена года»

Приложение №1

БОЛЬШОЙ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (БЭС)

ЖИВОПИСЬ — вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.

Живопись — важное средство художественного отражения и истолкования действительности, воздействия на мысли и чувства зрителей. Идейный замысел произведений живописи конкретизируется в теме и сюжете и воплощается с помощью композиции, рисунка и цвета (колорита).

Используются монохромная живопись (одним цветовым тоном или оттенками одного тона) и система взаимосвязанных цветовых тонов (красочная гамма), неизменяемый локальный цвет и изменения цвета (полутона, переходы, оттенки), показывающие различия в освещении предметов и в их положении в пространстве, рефлексы, показывающие взаимодействие различно окрашенных предметов; общий живописный тон позволяет изобразить предметы в единстве с окружающей средой, валеры образуют тончайшие градации тона; на непосредственном изучении натуры основано воспроизведение естественного освещения и воздушной среды (пленэр). Выразительность живописи определяется и характером мазка, обработкой красочной поверхности (фактура). Передача объема и пространства связана с линейной и воздушной перспективой, светотеневой моделировкой, использованием тональных градаций и пространственных качеств теплых и холодных цветов. Живопись может быть однослойной (алла прима) и многослойной, имеющей подмалевок и лессировки. Жанры живописи: исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картина), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама. Основные технические разновидности — масляная живопись, живопись водяными красками по штукатурке — сырой (фреска) и сухой (а секко), темпера, клеевая живопись, восковая живопись, эмаль, живопись керамическая, силикатными, синтетическими красками, мозаика, витраж; акварель, гуашь, пастель, тушь часто также служат для исполнения живописных произведений.

Приложение№2

БОЛЬШАЯ СОВЕТСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи) система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. К. служит одним из важнейших средств эстетически эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа. Характер К. связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно рефлекса . К. может быть по характеру цветовых сочетаний спокойным или напряжённым, холодным (при преобладании синих, зелёных, фиолетовых тонов) или тёплым (при преобладании красных, жёлтых, оранжевых), светлым или тёмным, а по степени насыщенности и силы цвета - ярким, сдержанным, блёклым и т.д. В каждом конкретном произведении К. образуется неповторимым и сложным взаимодействием красок, согласующихся по законам гармонии, дополнения и контраста. Задачи К. зависят от вида искусства, материала и функций произведения. В скульптуре и архитектуре система цветовых отношений обычно называется полихромией .

Лит.: Ивенс Р.-М., Введение в теорию цвета, пер. с англ., М., 1964; Волков Н. Н., Цвет в живописи, М., 1965.

В. С. Турчин.

Приложение №3

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ЖИВОПИСНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ

Первый этап: Выбор сюжета и построение композиции. Рисунок выполняется кистью красками теплых или холодных цветов в зависимости от колорита.

-Второй этап: Прокладка основных цветов неба, воды, земли, крон деревьев. Передача верных тональных и цветовых отношений.

Третий этап: прорисовывание деталей, обобщение и завершение работы. Достижение колористического единства пейзажа.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...