Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Существует ли сверхъестественное. Сверхъестественные способности человека. Крипке не forever

Термин «буллинг» сегодня, к сожалению, хорошо известен многим родителям детей, подвергшихся травле со стороны своих одноклассников. Буллинг представляет собой систематически повторяющуюся травлю, насилие над конкретным учеником, который, по тем или иным причинам, не способен защитить себя. Это проблема может коснуться и старшеклассника, и ребенка в 3-4 классе. В 1-2 классах, как правило, такого не случается.

Для ребенка любого возраста буллинг становится тяжелейшим испытанием. Как помочь своему ребенку?

Признаки жертвы в школьном буллинге – как понять, что ребенка травят другие дети?

Далеко не каждый ребенок признается родителям, что он стал жертвой буллинга. И сберечь ребенка от моральных страданий и глубокой психологической травмы поможет только внимание родителей к малейшим изменениям его состояния.

Как правило, о травле ребенка в школе могут сказать следующие симптомы:

  • Ребенок часто идет на поводу у других детей, боится выражать собственное мнение.
  • Ребенка часто обижают, оскорбляют, высмеивают.
  • Ребенок не способен защититься в драке или споре.
  • Синяки, порванная одежда и портфель, «потерянные» вещи – частое явление.
  • Ребенок избегает толпы, групповых игр, кружков.
  • У ребенка нет друзей.
  • На переменах ребенок старается оставаться вблизи взрослых людей.
  • Ребенок боится выходить к доске.
  • У ребенка нет желания идти в школу или на внеклассные занятия.
  • Ребенок не ходит в гости к друзьям.
  • Ребенок часто находится в стрессовом состоянии, плохом настроении. Может огрызаться, грубить, или замыкаться в себе.
  • Ребенок теряет аппетит, плохо спит, мучается от головной боли, быстро устает и неспособен на концентрацию внимания.
  • Ребенок стал хуже учиться.
  • Постоянно ищет предлоги не ходить в школу и стал часто болеть.
  • В школу ребенок ходит разными маршрутами.
  • Карманные деньги часто пропадают.

Конечно, эти признаки могут означать не только буллинг, но если все этим симптомы вы находите у своего чада – срочно принимайте меры.

Видео: Буллинг. Как остановить травлю?


Признаки агрессора в буллинге среди детей школы – когда надо насторожиться взрослым?

Согласно опросам в столице, около 12% детей хотя бы раз участвовали в травле одноклассников. И цифра остается сильно заниженной, по причине нежелания детей публично признавать свою агрессию относительно других людей.

И совершенно не обязательно, что агрессор – ребенок из неблагополучной семьи. Чаще всего, как раз наоборот. Впрочем, определить ту или иную социальную среду просто невозможно, потому что статус семьи совершенно не влияет на проявление в ребенке агрессии. Агрессором может стать ребенок из богатой и успешной семьи, обиженный на мир «ботаник», просто «лидер» класса.

Вовремя углядеть признаки начинающейся агрессии способен только учитель, как человек, который остается ближе всего к детям в период учебы.

Но и родители должны быть внимательны.

Однозначный повод – насторожиться и приглядеться к поведению ребенка, если…

  • Он легко манипулирует другими детьми.
  • Его раболепно слушаются во всем друзья.
  • Его боятся в классе.
  • Для него есть только черное и белое. Ребенок – максималист.
  • Он легко осуждает других людей, даже не разобравшись в ситуации.
  • Он способен на агрессивные действия.
  • Он часто меняет друзей.
  • Он не раз был вами «застукан» за оскорблениями, высмеиванием других детей, в драках, и пр.
  • Он капризный и дерзкий.

Безусловно, стыдно, страшно и больно узнать, что твой ребенок – участник травли. Но ярлык «агрессор» – не приговор для ребенка, а повод – помочь своему ребенку справиться с этим испытанием.

Помните, что агрессорами дети становятся не просто так, а уж справиться с этой проблемой в одиночку ребенок точно не сможет.

Видео: Детский буллинг. Как бороться с травлей в школе?


Чем опасен буллинг в школе?

Увы, травля – частое сегодня явление. И не только в школах, и не только в России.

Среди разновидностей данного явления можно отметить также:

  1. , психо-террор). Пример явления хорошо показан в фильме «чучело». В отличие от буллинга, моббером может быть только один ученик или небольшая группа «авторитетов», а не весь класс (как в буллинге).
  2. Хейзинг. Этот тип насилия характерен чаще для закрытых учреждений. Представляет он собой насильственные «обряды посвящения», своеобразную «дедовщину», навязывание унижающих достоинство действий.
  3. Кибермоббинг и кибербуллинг. Данная интернет-травля обычно переносится в виртуальный мир из реального. Как правило, жертва даже не знает – кто именно скрывается за масками обидчиков, которые оскорбляют ее, шлют угрозы, издеваются в Сети, выкладывают на публику личные данные жертвы и проч.

Последствия буллинга могут быть весьма печальны. Подобная жестокость может породить еще более жесткий ответ.

Например, большинство школьников, которых увозили из школ (в разных странах) в наручниках после стрельбы и поножовщины – как раз жертвы буллинга, издевательств, открытой нелюбви к себе.

Жестокость всегда «деформирует» детскую психику.


Последствиями буллинга могут стать:

  • Ответная агрессия и насилие.
  • Срывы на более слабых одноклассниках, друзьях, братьях/сестрах.
  • Психологическая травма, появление комплексов, потеря уверенности к себе, развитие психических отклонений и проч.
  • Формирование асоциальных черт в ребенке, появление склонности к различным зависимостям.
  • И самое страшное — суицид.

Как бороться со школьным буллингом, как остановить детскую травлю – пошаговая инструкция для взрослых

Если родители (учитель) точно знают о факте травли – меры нужно принимать немедленно.

В зоне риска могут оказаться любые дети, которые хоть чем-то выделяются из толпы, но это совершенно не означает, что нужно стать частью стада. Независимость нужно отстаивать.

Учите ребенка правильно вести себя: можно быть не таким, как все, но при этом быть душой компании, а не человеком, которого каждый хочет пнуть.

Излишняя самоуверенность или гипер-застенчивость – враги ребенка. От них нужно избавляться.

Кроме того…

  1. Коллекционируйте достоинства. То есть, повышайте самооценку ребенка и избавляйте его от комплексов. Здоровая уверенность в себе – ключ к успеху.
  2. Хорошая выдержка – черта характера волевого человека. Игнорировать с достоинством – это тоже нужно уметь.
  3. Ничего не бояться. Здесь все как с собаками: если та чувствует, что вы ее боитесь – обязательно кинется. Ребенок всегда должен чувствовать себя уверенно, а для этого нужно побороть страхи и комплексы.
  4. Развивайте чувство юмора в ребенке. Во многих ситуациях достаточно своевременной шутки, чтобы остудить горячие головы и разрядить обстановку.
  5. Расширяйте возможности ребенка для общения.
  6. Позвольте ребенку самовыражаться. Не загоняйте его в придуманные вами рамки. Чем больше ребенок реализует себя, тем более натренированными становятся его сильные стороны, тем выше его вера в себя.

Как помочь своему чаду, если он все-таки стал жертвой буллинга?

  • Учим ребенка фиксировать факты травли (диктофон, камера, фото и скриншоты, и пр.).
  • С доказательствами обращаемся к учителю — и ищем выход с классным руководителем и родителями агрессоров.
  • Обращаемся к психологу или психиатру (государственному, лицензированному!), который может зафиксировать факт нанесенного ребенку морального вреда.
  • При отсутствии изменений — пишем жалобы директору школы. Далее, при отсутствии результата — в комиссию по делам несовершеннолетних.
  • Если реакции по-прежнему – ноль, пишем жалобы о бездействии вышеописанных адресатов в Департамент образования, уполномоченному по правам человека, а также в прокуратуру.
  • Не забываем собирать все чеки – на лекарства ребенку для лечения психических и прочих травм, на врачей, на репетиторов, если пришлось пропускать школу из-за буллинга, на испорченное агрессорами имущество, на юристов, и проч.
  • Фиксируем травмы, если таковые были, и обращаемся в полицию с заявлением и бумагой из мед/учреждения.
  • Далее подаем в суд с требованием возмещения морального вреда и убытков.
  • Не забываем об общественном резонансе. Именно он часто помогает быстро решить проблему и заставляет двигаться все «винтики» в системе образования и проч. Пишите посты в соцсетях в соответствующих группах, пишите в СМИ, которые занимаются такими проблемами, и пр.

И, конечно, не забываем воспитывать в ребенке уверенность и объяснять, что проблема буллинга – не в нем.

Были ли в вашей жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!

Буллинг, моббинг, троллинг – эти понятия, с небольшими уточнениями, обозначают одно – детскую жестокость.

Когда над вашим ребенком издеваются в школьном коллективе, то название терминов, придуманных психологами, не так существенно. Важно понять, как остановить детскую травлю – буллинг. Избавить своего сына или дочь от участи жертвы. Что мы, как родители, можем сделать в случае детского террора, и чему научить наших детей.

Что такое буллинг

Буллинг в школе – это когда один ребенок терроризирует более слабого соученика.

Если тех, кто издевается над одноклассником, несколько – это моббинг.

Термин троллинг используется, если терроризируют через интернет и соцсети.

Эти понятия часто пересекаются: если негласный лидер начинает травлю, ее тут же подхватят его друзья. Да и кибер-буллинг или троллинг, по-другому, сейчас используется в совокупности с травлей в реале.

Термину «буллинг» уже более сотни лет, но сама детская травля – вечна.

Признаки буллинга в школе:

  1. Физическая и моральная слабость жертвы.
  2. Постоянство. То есть агрессия повторяется время от времени по отношению к одному и тому же соученику.
  3. Умышленное негативное поведение ребенка-агрессора.

Обычно буллинг в школе начинается с психологической агрессии:

  • Это могут быть обидные высказывания, высмеивания и оскорбления в адрес жертвы. Часто дается обидное прозвище, которое подхватывает весь класс, распускаются сплетни, как в реальности, так и в интернете.
  • Угрозы причинения физического вреда, как насилием над самим ребенком, так и над его близкими людьми.
  • Такие действия, как неприличные жесты в сторону пострадавшего от буллинга ученика. Выкидывание в мусор его личных вещей, плевки в лицо и на одежду. Агрессоры могут воровать вещи, деньги ребенка. Все это крайне отрицательно воздействует на психику.
  • Склонение к противоправным действиям. Могут угрозами или обещаниями прекратить издевательства заставить своровать что-либо, поджечь или сломать.
  • Вымогательство, как денег, так и вещей у жертвы.
  • Бойкот или игнорирование.

Физический буллинг в школе:

  • Причинение физического вреда. Это могут быть пинки, удары и даже избиения с тяжелыми последствиями для здоровья.
  • Действия сексуального характера. В основном, от этого страдают девочки, но и мальчикам можно причинить вред подобным образом.

Причины буллинга

Издевательства над более слабым ребенком могут иметь место еще в саду или в начальной школе. Но наибольший размах травля принимает в подростковом возрасте. Именно в этот период наиболее важно остановить детскую травлю в школе. Если этого не сделать, подросток усваивает поведенческие особенности жертвы на всю жизнь.

Пострадать от буллинга может любой школьник. Но наиболее часто жертвами агрессии становится тот ребенок, который чем-то отличается от коллектива.

Это дети, не умеющие скрывать собственную моральную или физическую слабость:

  • Такие дети тяжело находят общий язык со сверстниками, предпочитают общество взрослых и учителей.
  • Физически слабые дети, возможно, с инвалидностью.
  • Эмоциональные дети, ярко реагирующие на любую попытку их задеть, что вызывает смех у окружающих.
  • Неуверенные в себе.
  • Подростки, которые хуже или беднее всех одеты.
  • Не следящие за собственной гигиеной: плохо пахнут, имеют грязную одежду, волосы или зубы.
  • Ученики, к которым отрицательно относятся взрослые. Сколько раз мы слышали о неподобающем отношении учителей. Именно они дают моральное право плохо относиться к отверженным одноклассникам.

Как распознать, что ваш ребенок стал жертвой буллинга в школе

Довольно часто, особенно в подростковом возрасте, школьник становятся скрытными. На вопрос родителей, как дела в школе, буркнут «нормально» сквозь зубы. Но внимательным родителям несложно понять, что с их сыном или дочерью происходит неладное.

Несколько признаков того, что у вашего отпрыска существуют проблемы с общением:

  • После школы ребенок часто находится в подавленном состоянии.
  • Неохотно идет в школу, ищет любую причину, чтобы не посещать учебное заведение. Если удается пропустить, выглядит на порядок счастливее.
  • Может категорично отказаться идти на уроки.
  • У него нет друзей в школе. Если необходимо узнать про домашнее задание, такому ребенку даже некому позвонить из своих одноклассников.
  • Не участвует во внеклассных мероприятиях. Не ходит на дни рождения и в гости к другим ученикам, никого не приглашает к себе.
  • Практически ничего не рассказывает о школьной жизни.
  • Бывают случаи, когда школьник приходит домой с уроков раньше положенного и не рассказывает причину самовольного ухода.

Если у вас, как у родителей, есть сомнения, что же происходит с вашим ребенком, не бойтесь обратиться за информацией к классному руководителю и школьному психологу. Они обязаны знать, что происходит в их школе с их подопечными. Если учителя не дают четкого ответа на ваши вопросы, идите дальше – к завучу, директору и в местное Управление образования.

Но самый лучший способ выяснить, что же происходит – это доверительные отношения с вашим сыном или дочерью.

Травля в школе – что делать родителям

Последовательность действий при буллинге такова:

  • Убедиться, что в школе действительно идет травля.
  • Обсудить с учителями и школьным психологом сложившуюся ситуацию, сообща найти пути решения. Преподаватели в этом случае должны провести беседы с другими учениками, выяснить их позицию и разъяснить ее последствия. Внимательнее отнестись к тому, что происходит на переменах с пострадавшим. Вызвать родителей агрессора для беседы, подключить вас к ее проведению.
  • Ребенку лучше провести один-два дня дома, пока идет разбирательство с учениками.
  • Возможно, стоит перевести вашего сына или дочь в другой класс или даже школу. Новый коллектив – это тоже некоторый стресс для ученика, но он может быть на порядок меньше, чем общение со своими школьными преследователями.
  • При подавленном состоянии и подозрении родителей на посттравматический синдром, необходимо обратиться к психологу.
  • Главное для родителей – не отмахиваться от проблем своего ребенка. Не считать их чем-то незначительным и проходящим. Если не будет поддержки родителей, ребенок самостоятельно не справится с направленной против него агрессией. Нужно внимательно выслушать подростка, задавать наводящие вопросы, и главное, ни в коем случае не осуждать его действия или бездействия, если он стал жертвой буллинга в школе.
  • Совместно обсуждать будущее поведение необходимо, но не прошлые поступки, какими бы неправильными они вам не казались. Ребенок только нарабатывает опыт общения, учится правильно проявлять или скрывать свои эмоции. Ваша задача – помочь, а не осуждать.
  • Поддержать жертву фразами: «Ты ни в чем не виноват», «Я тебе верю», «Мы решим эту проблему», «Такое часто случается с другими учениками», «Мне очень жаль».
  • Обсудите причины поведения главного зачинщика буллинга. Скорее всего, это желание самоутвердится за счет более слабого соученика, стремление к власти или способ пережить проблемы в семье или насилие.
  • Демонстрируйте желание защитить ребенка.
  • Привлекайте на свою сторону защитников: это могут быть родители других учеников или преподаватели.
  • Напомните ребенку о его достижениях, о том, в чем он не хуже других или даже лучше. Пусть он составит список своих сильных сторон. Это может быть, к примеру: «я быстрее всех бегаю», «я лучше всех пою в хоре», «я умею шить» и тому подобное. Помогите ребенку составить такой список и не убирайте его, пусть он всегда будет перед глазами.
  • Если вам известно о чем-то нехорошем в отношении одноклассника-агрессора, поделитесь этим с вашим ребенком, и научите использовать это против своих обидчиков. Да, это нечестный прием, но иногда им стоит пользоваться в рамках самозащиты.

Необходимо найти сферу применения талантов вашего отпрыска. Это может быть один из видов спорта, музыка, рисование или любое другое занятие, которое придется по душе. Сейчас есть множество детских клубов с всевозможными кружками. Если маленький человек найдет себе хобби, в которых достигнет результатов, то будет ощущать себя гораздо увереннее в общении.

Но не стоит заставлять детей ходить на тренировки или кружки, куда они не хотят. Это только добавит стресса в их жизнь, а успеха в том, к чему не лежит душа, все равно не добиться. Не страшно, если дети сменили несколько кружков, рано или поздно они найдут то, что им будет интересно и добавит уверенности в себе.

Проговаривайте вслух гипотетические ситуации, в которые может попасть школьник и варианты его ответов. В критической ситуации это поможет быстрее сориентироваться и дать отпор обидчикам.

Помните, чем раньше вы вмешаетесь, тем проще будет остановить детскую травлю.

Когда конфликт улажен, можно начать действовать на перспективу:

  • Чаще приглашать в гости тех детей, с кем ладит ваш отпрыск.
  • Родителям начать активно участвовать в школьной жизни: организовывать мероприятия, походы, поездки.
  • Наладить отношения с родителями одноклассников, проводить время совместно с их детьми.

Самозащита

У многих родителей возникает желание отдать ребенка на занятия по самообороне или каратэ. Конечно, в жизни такие навыки не повредят никому. Но не ожидайте, что ребенок в реальной ситуации сможет дать физический отпор противникам. Для этого необходим особый склад характера, которым вряд ли обладает жертва травли.

В таком случае, как остановить детскую травлю – буллинг?

Главный способ защиты лежит в психологической плоскости, а не физической. Побеждает тот, кто готов идти до конца, а не тот, кто знает больше приемов самообороны или даже сильнее физически.

Необходимо учить ребенка правильному поведению, умению отстаивать свою точку зрения и позицию в целом, а не идти на поводу школьного сообщества. С младшего возраста необходимо прививать ребенку чувство гордости, собственного достоинства и уверенности в себе.

Рассказывайте вашим детям, как распознавать ложь, манипуляцию. Это очень легко делать даже с самыми маленькими детьми – просто заостряйте внимание ваших детей на таких моментах в сказках или мультфильмах. Как пример, сказка о Буратино. Здесь лиса Алиса и Кот Базилио пытаются обмануть Буратино или Румпельштильцхен в мультфильме о Шреке для более старших детей. Обращайте внимание ребенка на интонации героев, выражение их лиц при попытке манипуляции и лжи. При чтении сказок подчеркивайте слова и их реальный смысл. Обсуждайте с ребенком ситуации из жизни, которым он стал свидетелем – как следовало ответить и поступить тому, кого обижали, чтобы не оказаться в роли жертвы.

Итоги

Дети – они как маленькие звери, в них на протяжении долгих лет нужно воспитывать человечность, доброту и участие. Учить, что такое хорошо и плохо. Плюс, в силу возраста, они просто не способны полностью контролировать свои эмоции и действия, которые их и вызывают.

Именно поэтому родители занимаются воспитанием своих отпрысков дома, а в школе для этого поставлены учителя и социальные педагоги. Но, к большому сожалению всего нашего общества, преподавателям сейчас абсолютно неважно, что творится в детском коллективе. Если только это не сказывается на оценках – ведь учителя получают свою зарплату исходя из общей успеваемости класса.

Агрессивное поведение касательно другого, исходящее от одного человека, группы людей и есть проявление буллинга. У этой проблемы несколько разновидностей, все они опасны. Обидчик угрожает, обзывает, агрессивно себя ведет, применяет физическую силу к своей жертве. Провоцирует ее, отказывая в выполнение заданий, не доверяет, указывает на некомпетентность. Проявление насилия начинается с младшей школы и заканчивается профессиональной сферой, затрагивая интересы взрослых людей.



Про буллинг

Психологическая давка, издевательства, толкания, рукоприкладство, подшучивание – все это насилие. Такие проявления в обществе стары как мир, только раньше на них никто не обращал внимания. Да и дети не были такие ожесточенные как сегодня.


Школьные издевательства выходят далеко за рамки банального конфликта, доводят детей до самоубийства. Они должны пресекаться со стороны учителей, школы, выноситься на всеобщие родительские собрания. Это беда 21 века с которой нужно бороться общими усилиями.

Психологическая работа должна проводиться со всеми сторонами одновременно.

  • Одному нужна срочная помощь, чтобы ребенок не закрылся сам в себе, оставаясь с бедой один на один.
  • Другому нужно помочь найти себя, показать все стороны проявленной агрессии, ведь он тоже был в роли жертвы и теперь выплескивает свою злость.


Подростковый буллинг

Нынешние подростки, молодежь, являются активными пользователями социальных сетей. Большое количество групп, игр, заведенные знакомства не всегда вписываются в нормальные стереотипы. Они часто разлагают моральные и нравственные основы закладываемые родителями. Детская психика сильно уязвимая, не всегда выдерживает увиденное.

  • Переписка с незнакомыми людьми часто груба, безнравственна, провоцирует насилие;
  • Большинство интернет игр порождают насилие, учат убивать, угнетать, преследовать;
  • Общение в группах тоже содержит много грубости и насилия;


Дети не готовы к адекватному восприятию такой информации, принимают ее за нормальное явление в жизни, используя и отрабатывая увиденное на своих сверстниках. Каждый родитель просто обязан объяснить своему чаду, какой хаос вносит в его голову социальная сеть. Дать понять, что примерять на себя чужие роли крайне опасно и для него, и для его друзей.

Жертва буллинга

Чаще всего обижают тех, кто выделяется. Выделяться могут одеждой, бедной или богатой неважно, для общества важен факт, могут издеваться над теми, кого и так обидела жизнь, часто тыкают пальцем на часто болеющих. В школьные годы обижают лучших учеников класса, тех, кого хвалят учителя, кого излишне опекают родители, кто ябедничает.


Касательно новых технологий, так это вообще беда. Новинки мобильных телефонов, планшетов, электронных часов сейчас на пике славы. Отсутствие у сверстника крутого телефона стает началом травли. Его не воспринимают за ровню, каждый раз показывая его место в обществе.

У всех обиженных есть одна отличительная черта, они все слишком чувствительны, часто показывают свою беззащитность, проявляют слабость. Обижают также тех, кто слишком на людях проявляет свои эмоции, злится, обижается, боится. Обидчики очень чувствительны к таким проявлениям чужой слабости, именно это и позволяет им преобладать.


Мальчишки устраивают побоища на людях, показывая свое превосходство над слабыми, девочки сводят сплетни, говорят непристойности, побоища тоже могут устраивать. Девочки изощреннее, на их драки сходится половина школы. Своих жертв доводят до панического страха.


Последствия буллинга

Результат психологического или физического воздействия печален не только для обиженной стороны, но и для агрессора. Тот, над кем постоянно издеваются, становится подавленным, неуверенным, находится в постоянной депрессии, ему на ум приходят дурные мысли, часто они приводят к самоубийству.


Не легче участь и самих агрессоров. Многие из них тоже имеют психические расстройства из-за сложившейся ситуации. Своего рода это тоже жертвы, получившие раньше психологические травмы. Их агрессия растет в геометрической проекции, съедая их самих.


Позже они становятся домашними тиранами, преступниками, устраивают террор своим одногодкам. Однозначно лечить нужно и одних и вторых. Лечение подразумевают психологическую помощь.

Виды буллинга








По статистике в начальной школе больше распространена травля среди мальчишек, к концу восьмого класса она стихает. А вот у девочек наоборот, если в младших классах они ведут себя мирно, то к седьмому, взрослея, начинают обижать своих сверстниц.


В травле участвует не один ребенок, их целая толпа. Заводила выбирают жертву, группа детей морально давит, есть такие, которые преследуют ребенка, находясь всегда у него за спиной. Так сказать серые кардиналы, они участия не принимают, наблюдают молча со стороны, ухмылками показывая свою удовлетворенность. На их реакцию всегда обращают внимание зачинщики, получая одобрение, продолжают дальше.

Буллинг в школе

Именно школьные годы отличаются своей безнаказанностью, давлением на слабых, применением к изгоям физической силы. Такие проявления агрессии были и есть частью школьной жизни. А в последние годы стали регулярными и более жестокими.


Начинается все с начальных классов, старшеклассники их обижают, отбирают деньги. Малыши подрастают и повторяют пройденный материал. В старших классах дети становятся более изощренными. Безнаказанность порождает очередные вспышки агрессии, новые варианты насилия.

Буллинг в классе

Агрессор в классе, как правило, один, двое в одном коллективе не уживаются. Часто это не самоутверждение, а развлечение. Весь класс может как беспомощно наблюдать, так и принимать участие. Редко они вмешиваются, защищают потерпевшую сторону. При бездействии взрослого человека, а именно учителей, они приходят в недоумение, понимают, что сами не смогут ничего сделать, да и нужно ли, если учитель молчит. Сами учителя учат детей беспомощности, равнодушию, не умению постоять за себя, бороться.


Такие ситуации, возможны только в тех классах, где материальные блага стоят на первом месте, где нет уважения, где мнение другого не считается ценным. Те учителя, что смогли с первого дня сплотить класс, воспитать чувство уважения, ответственности за другого, имеют редкие случаи безнравственности, оскорблений, внутриклассовой враждебности. Для таких детей проще прогулять урок, чем кого-то обидеть.


Чаще всего агрессором становится ребенок, которому в детстве много позволяли, для которого семья не стала авторитетом для подражания. Такие дети вроде бы имеют все, но обделены ласками, пониманием. Их родители в погоне за деньгами забывают о детях, уделяют им мало внимания. Нехватка любви, внимания вызывает чувство паники, которое в свою очередь приводит к нервным срывам, необъяснимой агрессии. Ребенок пытается выделиться, обратить на себя внимание, это крик о помощи к родителям и обществу. Все время занятые родители не видят сути происходящего, высказать свое негодование ребенок им не может, вот и ищет того, кто слабее себя и выплескивает свои эмоции.


А уж если он и высказал их, то сразу же получил пару нагоняев. А злость то осталась внутри, она так никуда и не вышла, она притаилась и ждет момента вырваться.


Если в классе нет должного контроля, они расценивают это как разрешение к действию. Показывая тем, что слабее свою важность, силу.


Агрессия далеко не проблема самих детей, такую модель поведения они берут из семьи. Родители же, не видят в своем поведении ничего зазорного, не учат детей покорности, уважению, пониманию. Они наоборот поощряют в них все лидерские качества, гордятся ими, так как сами такие же. В случае разбирательства могут сильно наказать ребенка, но он поступит также и в следующий раз.


Для учителя единственный выход из положения сплотить коллектив. Для жертвы и обидчика выбрать одно задание на двоих, например, быть ответственными за болеющего мальчика, приносить ему каждый день задание, помогать с уроками. Проблема исчерпает себя в ближайшее время. Контроль выполнения поставленной задачи учитель оставляет за собой, всегда держит детей на связи.


Буллинг на работе

Последние два десятка лет в мире и всего три года в РФ изучают проявления прессинга, давления на людей. Изучение направлено как на человека в отдельности, так и на сферу его обитания, работы. Его проявление зависит от сферы деятельности.Так например система МВД, все военные учреждения, части фиксируют факты буллинга. Там царит принуждение к выполнению чужой работы, невыполнение наказывается, нередки случаи угроз, унижений, физические наказания. Для армии это вторая сторона буллинга – дедовщина. Государственные структуры имеют свою выстроенную годами иерархию, где травля укоренилась много десятков лет.


Частные компании подобны армии. У них высокий риск преследования, излишнего контроля, нет возможности пробиться по карьерной лестнице, прессинга со стороны начальства. Нужно быть слишком хладнокровным чтобы не поддаваться на уловки коллег, и не быть втянутым в эту страшную игру.

Социальный буллинг

Такой вид прессинга сильно распространен в нашем обществе. Ему подвержено абсолютно все население страны. Его используют как один из авторитарных методов притеснения общества, управление, манипуляция.


Психологический буллинг

Словесное давление, унижение, шантаж и многое другое — психологическая давка. Она страшнее физической расправы, боль ребенок терпит один раз, а страх быть не таким преследует изо дня в день. Именно словесное насилие доводит детей до сомнения, заставляет их чувствовать себя ущербными, никому не нужными, доводит до самоубийств.


Среди причин буллинга выделяют…



Первоочередная причина проявления такого насилия:

  • Домашний садизм, насилие, конфликты между братьями и сестрами. Такие ситуации дома закладывают злость, агрессию, неудовлетворенность;
  • Слишком долгое попечение родителями, оно не дает ребенку стать самостоятельным;
  • Преподаватели, они либо останавливают травлю, либо ее поддерживают;
  • Отсутствие лидерской позиции у учителя;
  • Не компетентность учителя, от него зависит будут ли дети находиться в безопасности;
  • Детские телепередачи, которые побуждают к агрессии;
  • Также стоит выделить и остальные телепередачи, новости;
  • Отрицательно влияет опасное общество;
  • Высокий риск алкогольной зависимости населения, наркоманов, психически неустойчивых граждан;
  • Плохое отношение между родителями;
  • Социальная сфера, передел власти, экономически неустойчивое положение в государстве, семье – могут вызывать неуверенность, которая передается от родителей к детям, агрессивные проявления неудовольствия.


Как бороться с буллингом в школе



Очень важная и действенная методика. Она заключается в прописывании правил. Вручается при оформлении ребенка в учебное заведение. Главным и важным есть факт отчисления со школы ребенка замеченного в проявлении насилия.


Не менее действенный метод борьбы. Он проверен временем в школьных учреждениях Казахстана.



Буллинг способы противостояния

Детям, которые попали в немилость к своим сверстникам можно помочь. На помощь в таком случае первыми приходят родители, они должны неотлагательно провести беседу со своим чадом. Пояснить суть происходящего, помочь выработать модель поведения.


«Достоинство ребенка». Тот кто ведет себя по хамски не всегда счастлив сам. Он имеет очень заниженную самооценку, и ничего не умеет кроме как кричать и издеваться. А ваш ребенок должен в первую очередь знать, что он особенный, потому как любим родителями, хорошо учится, воспитан, умеет что-то делать своими руками, ходит на какой-то кружок. Когда произойдет следующая потасовка, он будет воспринимать обидчика, как обиженного судьбой ребенка, и помнить что он не такой, он лучше, умнее и добрее.

Его уверенность в такой момент поможет выстоять, принять правильное решение, дать внушительный ответ.


«Стена». Стоить научить ребенка следующему методу. Он должен научиться ограждаться неприступной стеной, через которую к нему не доходят обиды. Ребенок продолжает выполнять свою работу делая вид, что он ничего не слышит, что вообще ничего не происходит. Такая ситуация выводит забияку из равновесия, он не понимает что происходит, часто не знает как реагировать, успокаивается. Пара раз такого игнорирования отобьет у него желание доставать вашего ребенка.


«Неадекватность обидчика». Поясните ребенку, что обижающий его сверстник, обижает не его, а самого себя. Он не совсем адекватен, нормальные здравомыслящие люди так себя не ведут. Он сам обижен, поэтому обижает других. Когда ваш ребенок это поймет, у него пропадет боязнь, он будет воспринимать происходящее совершенно по — другому. Когда пропадает боязнь, ребенок становится более уверен, он может сам дать отпор обидчику.


«Толстокожий слон» . Ребенок должен усвоить новую для него тактику, внушение себе. При психологической давке он должен про себя повторять: «Я огромный слон, ко мне ничего не доходит, все обиды не пробивают меня». Научите его пропускать обиду мимо ушей, словно это его не касается. Ведь чем сильнее расстроится обиженный, тем больше будет ликовать маленький тиран.


«Противопоставление». Правильные ответы на издевки помогут быстро поставить обидчика на место. Когда вашему ребенку говорят: « ты страшилище», он пусть отвечает: «ты такой классный». Когда девочке говорят: « да ты тупая», она пусть отвечает: «ты же у нас отличница, тебе виднее». Не стоит принимать колкости сверстников, пока они его не затрагивают, он им не по зубам, но как только принял обиду и поверил в нее, над ним будут продолжать издеваться.



«Командные игры». Процесс захватывающий, он учит детей работать в команде, отвечать за другого. Во время игр им некогда подшучивать и издеваться. Наоборот, того, кого они обижали, начинают видеть с другой стороны. Наблюдались ситуации, когда жертва и обидчик становятся друзьями, обидчик начинал защищать и противостоял другим.


«Самореализация». Если вашего ребенка часто достают сверстники, займите его чем-то интересным. Любые кружки где он может себя реализовать и достигнуть чего-то, повысят его самооценку. Он будет знать, что стоит большего, что его хвалят тренера, педагоги, он имеет способности, и вообще уникален.

Как собрать доказательства буллинга

Доказательствами могут служить только в виде письменной жалобы директору школу, в инспекцию по правам несовершеннолетних. Любое насилие должно быть остановлено и наказано. Наказывается оно исключительно законным путем.

Не пишите заявлений, они не являются юридическим документом. Все что вы пишите, должно быть в двух экземплярах, и на втором обязательно подпись принявшей жалобу стороны. В памятке подробно расписано что нужно делать, к кому обращаться.



Буллинг ответственность и наказание

Законодательство РФ не предусматривает наказания за буллинг. Могут быть взаимосвязанные статьи, к ним относятся нанесенные побои, зафиксированные угрозы, оскорбительные выражения. Наказаны могут быть дети достигшие 16-ти летнего возраста. Если же ребенок в возрасте 14-ти лет нанес материальный ущерб, избил ребенка и побои зафиксированы, понесут криминальную ответственность.


Дети, не достигшие 14-ти летнего возраста, не могут быть притянуты к ответственности. Но, на сегодняшний день разработаны поправки к закону, в которых предлагается понизить граничный ответственный возраст до 12-ти лет.

Буллинг статистика

Третья часть детей РФ были на стороне агрессора, половина в роли жертв. Около 20% детей были подвержены издевательствам повторно. До пятого класса включительно у детей старшие дети забирают карманные деньги, могут отбирать телефоны. У старших классов издевательства изощреннее. Часто учителя делают вид, что не замечают происходящего, иногда сами становятся инициаторами начала травли.


Видео буллинг в школе

Тест выявление буллинга

С помощью данного теста можно определить есть ли насилие в классе, как часто оно проявляется, какого вида проявленное насилие.





Буллинг в семье

Дети очень сильно поддаются вообще какому-либо влиянию. Атмосферу дома они воспринимают как норму жизни. Поэтому крайне важно показывать детям правильную модель поведения как дома так и в обществе. Далеко не все семьи могут похвастаться дружелюбной атмосферой дома.

  • Есть дети, которые смирились с ролью жертвы. Они чаще всего поддаются насилию, как в школьные годы, так и повзрослев. Как правило, они даже не сопротивляются, поскольку привыкли к такому отношению.
  • Вторая часть детей, находясь в роли жертвы, не может смириться, всячески бунтует, проявляет агрессию, пытается утвердиться, показать себя. Такие дети, вырвавшись из дому, переносят свою злость на других детей.


Проведенные исследования доказали, что на психику детей влияет:

  • уровень материальной стабильности семьи;
  • насколько грамотны родители, уровень их образованности;
  • возможные психические заболевания одного из родителей;
  • состояние социальной адаптации родителей;
  • депрессивные состояния родителей;


Родителям нужно быть очень осторожными в своих высказываниях, в разговоре. Подавать детям лучший пример. Проявление насилия между родителями, со стороны братьев или сестер приводит к необратимым последствиям.

Буллинг профилактика

Издевки среди сверстников, явление распространенное. Профилактические меры в учебных заведениях не проводятся, в основном пожинают плоды уже случившегося. Школьные учреждения больше заняты уроками, отметками, их тревожат самостоятельные и контрольные работы, олимпиады.

Чтобы предотвратить всяческие издевательства над учениками, директора школ должны больше внимания уделять подбору учителей. Педагогический состав в первую очередь обязан уделять внимание здоровой атмосфере общения в классе, только потом урокам. Для учеников преподаватель — авторитет, его слушают и уважают, лидер, за которым следует весь класс.


Лучше всего закладывать принципы правильного воспитания, начиная с первого класса, дети должны научиться работать в коллективе, дружить, помогать друг другу.

Хорошо работает плакат с правилами. Он всегда находится у детей перед глазами, раз в неделю по нему работают, закрепляют правила, обсуждают.

Школьные заведения обязаны помнить главное правило и следовать ему: «Травлю лучше искоренять в зародыше, чем исправлять ее последствия». Последствия ужасающие, сломанные детские жизни, пятно на всю школу.


Большинство школ утаивают факты детских преступлений, делают вид, что ничего не произошло. Конфликт улаживают родители, иногда даже без участия учителей. Родители не всегда это делают правильно, в большинстве случаев разбирательства приводят к еще большему прессингу.

Это говорит только об одном, наши дети — наше отражение. То что мы в них заложили, то и имеем на выходе. Если существует проблема, значит мы не правильно пояснили своему ребенку правила игры. Ведь жизнь — игра с определенными правилами. Нужно сначала разобраться в себе, найти пути решения, и только потом пояснить чаду что произошло, как поступать ему в данной ситуации.


Оставляя детей без защиты, школьные учреждения заведомо наносят детской психике тяжелый урон, который имеет отголоски с детства всю жизнь.

За жизнь и здоровье ребенка ответственны родители. Если они видят что-то неладное, и не могут на это повлиять, должны перевести ребенка в другую школу.















Проявление буллинга можно предупредить, снизить количество случаев. Для этого нужно задействовать все образовательные процессы, подавлять вспышки агрессии, слаженно работать от директора и до уборщицы.

Заключение

Такие проявления агрессии давно укоренились в нашем обществе, они стали обычным явлением. Основная задача родителей состоит в правильном воспитании детей. Школы должны контролировать их поведение не только на уроках, но и на переменах.

Под современным и малоизвестным словом «буллинг» подразумевается давно существующий феномен травли одного участника другими, чаще в школе, детских и подростковых группах. Для обозначения той же проблемы в среде взрослых применяется термин «моббинг». Ситуация непринятия ребенка коллективом – одна из острейших психолого-педагогических проблем. Существует немало художественных фильмов, раскрывающих без прикрас и цензуры опасности подобной травли («Чучело», «Класс коррекции», «Класс»).

Буллинг – школьное насилие, издевательства и унижения в отношении ученика со стороны других учащихся или учителей. Это систематическое проявление и причинение вреда. Буллинг чаще встречается в .

Само слово происходит от английского bully, что значит «хулиган, драчун, грубиян, задира, насильник». Термин «буллинг» ввел норвежский психолог Дан Ольвеус в 1993 году. Автор определял буллинг как «преднамеренное систематически повторяющееся агрессивное поведение, включающее неравенство социальной власти или физической силы». С тех пор началось активное изучение проблемы, методов ее профилактики и преодоления.

Причина агрессивности кроется в неадекватном уровне притязаний, высоком уровне самоуважения, несоответствии реальности и мнения булля о себе. Они остаются недооцененными в собственном понимании, что и вызывает раздражение.

Наблюдатели

Самая большая категория участников буллинга. Почти все наблюдатели отмечают, что испытывают чувство жалости к жертве, но меньше половины готовы помочь. Подобное поведение вполне объяснимо: возражая агрессору, свидетель сам оказывается под ударом, лишается безопасности. Однако влияние общественности очень важно, оно способно как пресечь травлю (массовое неодобрение), так и стимулировать ее (психологическое награждение агрессора).

Наблюдатели часто испытывают страх и стыд, страдают от чувства беспомощности, иногда желают присоединиться к агрессору. Чем дольше длится буллинг и свидетели сохраняют пассивную позицию, тем ниже у них становится уровень эмпатии.

Как бороться с буллингом

Проблема буллинга остается острой, так как пока не установлена система активных и эффективных способов пресечения травли и ее выявления. Ухудшает ситуацию тот факт, что окружающие не реагируют на буллинг, если их это не касается. Хотя и сами жертвы чаще молчат. Ужасает, что сами взрослые нередко игнорируют проблему, что дает почву подросткам продолжать подобную модель поведения и воспринимать ее как норму (больше половины случаев). Наверняка и вы слышали мнение о нормальности травли в подростковом возрасте. Да, это встречается, но это не нормально!

Буллинг – не единичная или ситуативная акция, это отражение состояния общества. Данная модель усваивается из поколения в поколение. На частном уровне с ним бороться бессмысленно, но можно корректировать подобные проявления.

Необходимо дать отпор обидчику. Для этого нужно следовать правилам:

  • Признайте проблему, называйте вещи своими именами.
  • Обратитесь к человеку, с которым сложились доверительные отношения. Расскажите о проблеме.
  • Не позволяйте агрессору управлять вашими чувствами. Определите, каких реакций он от вас ожидает, и не давайте ему этих реакций. Не реагируйте, не будьте уязвимыми. Как только агрессор осознает, что вас никак не зацепить – найдет более податливую и простую цель.
  • Научитесь говорить «нет» или отвечать на физическую силу тем же. Часто агрессору нужно всего лишь раз получить отпор.
  • Озвучивайте проблему, обзаведитесь группой поддержки. Осознайте совместную силу.
  • Уделите особое внимание работе над самоуверенностью и противостоянию манипуляциям.
  • Если предмет травли можно исправить – исправьте.
  • Если нельзя исправить, прекратите винить себя. Осознайте, что это проблемы агрессоров. Вы не можете все контролировать. Если можно сменить место обучения – смените. Это не бегство, а забота о себе. Правда, это не всегда лучший способ решения проблемы.

Преодоление буллинга предполагает работу со всей социальной средой, коррекцию личностных особенностей агрессоров и жертв. Без помощи квалифицированного психолога и систематической работы с коллективом в этом случае не обойтись. Необходимо знать предмет травли и причину.

Профилактика буллинга

Для профилактики буллинга нужно работать с его причинами и индивидуально-личностными особенностями жертв и агрессоров.

Буллинг – самоутверждение через агрессию, усвоенные неадекватные образцы поведения. Этот тип поведения используется для достижения личных целей при незнании или неумении применять на практике социально приемлемые способы разрешения . Основа буллинга – социальное неравенство.

Булли выходят из психологически неблагополучных (негативный пример родителей или пренебрежение в сторону ребенка). Агрессоры отличаются психосоциальной слабостью, импульсивностью, враждебностью, агрессивностью, асоциальностью. Они спокойны и уверенны в себе, агрессию проявляют с холодным расчетом (эмоционально спокойны и равнодушны), отказываются от сотрудничества. Вместе с тем легко устанавливают контакт со сверстниками (не исключено, что будущими жертвами).

Интровертированные личности .

Большую роль играет стиль семейного воспитания. Так, гиперопека рождает жертв, а авторитаризм – агрессоров. Попустительский стиль воспитания формирует жертв-агрессоров. с одинаковой частотой создает буллей и жертв.

Кроме того, влияние оказывает СМИ и состояние всего общества. Социально-нестабильная авторитарная среда, особенно пропитанная алкоголем, наркотиками и принуждением, негативно сказывается на подрастающем поколении.

Оно означает очень тревожное явление - травля ребёнка в школе стала обыденностью: в учебных заведениях происходит всё больше и больше насилия, в первую очередь психологического.

Этот термин возник в Великобритании в 1985 году, хотя само явление стало известным ещё в начале XX века, когда о нём появились первые публикации.

Понятие буллинга охватывает множество форм травли и психологического насилия, не зависящих от возраста, пола, социального положения ученика. Цель издевательств - подавление персональных черт, индивидуальности ребёнка.

Обычно издевается другой ученик - «гонитель» (название возникло от слова bully - хулиган). Делает он это в присутствии целой группы «наблюдающих» детей, чтобы произвести на них впечатление.

Однако так же часто встречается коллективная форма травли, в которой участвует несколько преследователей. Для неё правильнее использовать другой термин - моббинг (от mob - толпа). Считается, что моббинг - более мягкая форма травли, а буллинг - более острая, но, на наш взгляд, это принципиально некорректный подход к проблеме.

Лжёт ли статистика

По данным западных источников, 50% учеников до 14 лет подвергается школьным преследованиям. В подростковом возрасте, по мере взросления, распространённость явления снижается. Но, кроме школы, встречается буллинг и в детском саду, и у взрослых.

Исследования в российской школе начались значительно позже - в конце 2000-х годов. Они также выявили, что издевательства - массовое явление. Так, в 2010 году исследователи обнаружили, что 22% мальчиков и 21% девочек в возрасте 11 лет уже подвергались издевательствам со стороны других детей. У подростков в возрасте 15 лет данные показатели ниже - 13 и 12% соответственно.

Однако, как нам представляется, данные преуменьшены. Возможно, это статистика из достаточно «благополучной» школы. И уж совершенно точно она не включает детей, которые оказываются инициаторами издевательств, а ведь это группа наибольшего риска.

Наши наблюдения за буллингом показывают, что это заметно более распространённое явление в России, чем в странах Запада. В целом трудно найти взрослого, который, вспоминая свои школьные годы, мог бы сказать, что совершенно не подвергался дискриминации или не участвовал в ней как гонитель.

Буллинг деформирует личность не только жертвы, но и инициаторов

Опасность этого явления в масштабах всего общества традиционно недооценивают. Повсюду бытует снисходительное, равнодушное отношение к травле в детской среде со стороны родителей, учителей, властей, общества: дескать, дети ещё маленькие, они ничего не понимают, это всё несерьёзно!

Нередко родители жертвы поддерживают и даже поощряют издевательства, высказываясь в духе: «Дети должны пройти «жизненную закалку», столкнуться с реальными трудностями». Социализация состоит в том, чтобы ребёнок воспитывался не в тепличных условиях, а в обычном детском коллективе, где, добавим от себя, на отношения между детьми никто не обращает внимания!

Однако, буллинг - это очень серьёзно. Известно множество случаев, когда преследования приводили к попыткам суицида. Также всё чаще жертва буллинга с помощью ножа или ружья пытается отомстить обидчикам.

Однако вместо того, чтобы найти подлинную причину таких происшествий - попустительство насилию в среде детей, - вместо устранения причин и системной профилактики у нас лишь усиливают контроль и охрану, что, на самом деле, приводит к прямо противоположному эффекту.

Буллинг в образовательных организациях, как правило, замалчивается. Достоянием прессы и общественности становятся лишь наиболее громкие ситуации, которые не удаётся скрыть.

Важно понимать, что резонансные, привлекающие к себе всеобщее внимание истории издевательств достаточно редки, в то время как главная часть травли и психологических преследований остаётся в тени.

В этой основной массе случаи буллинга не ведут к криминальным происшествиям. Они «лишь» выливаются в деформацию личности, стойкую учебную демотивацию, ненависть к школе, ведут к глубокой и стойкой депрессии у жертвы.

Для преследователей это также не обходится без последствий. Агрессивные модели поведения, оставшись безнаказанными, незамеченными взрослыми, надолго закрепляются и проявляются позже уже в других условиях и по совсем другим поводам. Возрастает также масштаб агрессии и её результатов, ведь рано или поздно опасное поведение будет замечено и пресечено.

5 причин буллинга

Без понимания причин детской травли в решении проблемы продвинуться не получится. Более того, неверное и примитивное понимание причин ведёт лишь к тому, что гонения будут усиливаться, а их проявления станут более яркими.

Во-первых, нужно отметить, что жертвами травли становятся ученики, проявляющие свою индивидуальность, обладающие явными особенностями. К ним относятся не только недостатки - задержки физического и психического здоровья, низкие академические результаты, - но и, напротив, опережающее интеллектуальное развитие, выдающиеся способности и дарования, учебные успехи.

Целью преследований является в первую очередь подавление индивидуальности, и мы хотим это особенно подчеркнуть.

Во-вторых, во многих разговорах и некоторых статьях о буллинге предлагают наивные и неверные трактовки его причин, как стремления детей установить определённую социальную иерархию в своей среде. Так трактовать мотивы травли неверно хотя бы потому, что она существует и в детских садах, у детей 3–6 лет, когда о социальной иерархии ещё не идёт и речи.

И да, это явление может использоваться как один из механизмов установления иерархии, но при этом формирование порядка подчинения не является непосредственной причиной гонений.

Как правило, буллинг, говоря привычным языком школы, - это попытка двоечников и троечников установить главенство над отличниками. Часто преследованиям подвергаются одарённые, талантливые дети со стороны завидующих им середнячков, для которых характерна бравада своими слабыми успехами.

В-третьих, что важно иметь в виду при выявлении и изучении проявлений буллинга: практически любой конфликт детей, их ссора, драка, даже если они кажутся совершенно случайными, в действительности неслучайны. Это лишь один из эпизодов издевательства (или защиты от него), тянущегося очень давно, который вы заметили. А за всем этим стоит скрытый от глаз взрослого океан детских взаимоотношений, каких-то реплик, дразнилок, игнорирования в ответ на обращение.

В-четвёртых, обычно родители гонителей поддерживают своих детей в этой роли. Они не только оправдывают, но и хвалят такое поведение, мотивируя это тем, что «надо добиваться своего», «быть сильными».

А родители жертв не поддерживают собственных детей и критикуют их: «Что же ты не дал ему сдачи», «Не надо было поддаваться», «Нужно быть умнее и самостоятельнее», «Следовало пожаловаться учителю». Происходит это в результате воспоминаний взрослых, как такого рода издевательства происходили в их детстве, и желания отыграться, отреагировать на эти события с помощью своего ребёнка.

В-пятых, наша традиционная школа с её обычными порядками и укладом (фронтальным, классно-урочным обучением; оценками; учителями, сосредоточенными на уроках и изо всех сил старающимися выполнить учебный план) практически ничего не может противостоять травле и преследованиям у детей.

На уроках гонения проявляются редко (например, во внезапных отказах отличников отвечать у доски, если им пригрозили до урока). А вот на переменах и во внеурочное время учитель не в состоянии контролировать детей.

Педагогу лучше скрыться, потому что он может быть обвинён в обоих случаях. Если вмешается и остановит инициатора, тогда его могут привлечь к ответственности родители гонителя за превышение полномочий. Если не вмешается - будет обвинён мамами и папами жертвы в халатности.

Кроме того, такого рода работа учителя не учитывается и не оплачивается.

Сама по себе оценочность нашей школы, оценки-отметки, которые ставят педагоги детям - это постоянный источник буллинга и моббинга. Поставили ребёнку «5» за то, за что многие в классе получили «3» и «2» и вот - повод для травли готов. Поставили кому-то «2», когда многие получили «4» и «5» - и это новая причина для издевательств.

Сигнал к гонениям очень часто подаёт именно педагог, сам того не замечая. И обозначает жертву - стоит ему произнести хотя бы одно критическое замечание по отношению к ребёнку или, напротив, выделить его из всей группы, похвалить.

Бывает достаточно одного эмоционального оценивающего возгласа взрослого, чтобы запустить травлю, не говоря уже о прокатившейся в последнее время «эпидемии» сообщений об учителях, пишущих на лбу детей «дурак» и что-то подобное.

Да, ребёнок может неадекватно себя вести и раздражать, но если педагог так явно обозначает жертву моббинга, что пишет что-то у неё на лбу - это крайний непрофессионализм и нарушение этики, за которое нужно не просто увольнять, а лишать педагогического диплома!

Часто классные руководители и учителя-предметники, зная о буллинге, используют его в своих целях для управления классом. Достаточно попросить о наведении порядка тех, кто практикует травлю одноклассников, кого-то из учеников поругать, что «он тянет назад весь класс».

Таким образом, детская травля и преследования имеют очень глубокие причины. Это результат и свидетельство того, что общество в своём развитии находится на довольно низком уровне. Это касается и общества в целом, и той среды, в которой живёт ребёнок.

Противостоять насилию в детском коллективе можно, лишь развив в среде детей отношения творческого сотрудничества и дружбы, внедрив в коллектив гуманистические ценности и уважение к индивидуальности ребёнка, какой бы она ни была.

Учителям необходимо создать вокруг учеников такую творческую атмосферу, которая бы демонстрировала им правильные и позитивные ценности и стратегии, направленные на уважение к личности и результатам её деятельности.

Буллинг: как остановить детскую травлю

Существует масса простых и неверных рецептов, как остановить буллинг. Они сводятся к разным педагогическим беседам, играм и тренингам. Если такие меры и приводят к каким-то результатам, то только к модификации издевательств, способствуя их переводу на более высокий уровень.

Буллинг не просто побочные эффекты социализации детей (и взрослых), это проявления у них подсознательного, результаты действия инстинктов первобытного человека времён палеолита, которыми, по сути, остаются дети в 6–12 лет.

Психологические механизмы выживания сообщества, приводящие в наши дни к травле, сформировались у человека в процессе его развития на протяжении сотен тысяч лет в эпоху палеолита, когда человек был номадом, охотником-кочевником.

Для выживания кочующего сообщества людей в трудных условиях требовалась жёсткая унификация, единство, даже уничтожение больных, детей и стариков, чтобы они не мешали передвижениям и совместным действиям группы.

Психологические основы и механизмы буллинга, как и многих действий у детей, имеют такую палеоантропологическую природу, и противопоставить ей можно лишь более позднюю культуру, связанную с гуманизацией общества в современный период истории.

Необходимую атмосферу в детском коллективе мы создаём, реализуя метод Монтессори. Известные в российской педагогике методики Макаренко, опыт Сухомлинского, методика коллективных творческих дел Игоря Петровича Иванова позволяли создавать детские коллективы, свободные от насилия.

Однако к сожалению, мы переживаем сейчас такой период, когда с гуманизацией школы, равно как и с уважением к личности и творчеству ученика дело обстоит не лучшим образом.

Самое важное - показать ребёнку, если он оказался объектом травли, что он не один, поддержать его.

Нельзя постоянно расспрашивать и заставлять его снова и снова пересказывать, как над ним издевались, и заново переживать унижение, угрозы, давление. Ещё более неуместно поднимать ребёнка на смех, насмехаться над его реакцией на буллинг, показывать, что всё это несерьёзно.

Выход из ситуации может состоять в том, чтобы научить сына или дочь не придавать значения провокациям, не реагировать, если вы чувствуете, что инициатор не станет переводить психологическое насилие в физическое.

Постарайтесь объяснить ребёнку, что гонители рассчитывают на панику жертвы, на проявление у неё психологической слабости, состоящей в плаче, жалобах, истерических вспышках. Демонстрация самодостаточности, достоинства и невозмутимости быстро усмиряет инициаторов.

Однако если вы чувствуете, что ребёнок не готов к демонстрации невозмутимости или боится физической расправы, следует обратиться к администрации школы, её директору, пригласить для беседы родителей инициаторов травли и дать им понять, что вы пойдёте до конца в защите своего ребёнка, обратитесь в прессу и правоохранительные органы.

Как правило, это бывает достаточно, чтобы решить проблему буллинга, ведь гонителями в конечном итоге движет низкая самооценка и желание повысить её за счёт жертвы.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...