Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Тибальди певица личная жизнь. Тебальди рената, биография, история жизни, творчество, писатели, жзл. – Как возникло это соперничество

«Синьор Тебальди!» — раздался под сводами зала громкий возглас. Молодая певица, ожидавшая вызова на прослушивание к знаменитому дирижеру Артуро Тосканини, вздрогнула и в недоумении растерянно осмотрелась вокруг: «Названа моя фамилия, но почему вдруг синьор? Может быть, кто-нибудь еще... Ах, нет, конечно же, это просто ошибка. Ведь меня здесь никто не знает... И такой большой список кандидатов на совместное выступление с маэстро... Уже быть занесенным туда — большая честь для начинающей артистки...»

Высокая награда ожидала победителей этого своеобразного конкурса вокалистов. Они получали право участвовать в торжественном концерте, знаменовавшем два крупнейших события в музыкальной жизни Италии: открытие первого сезона восстановленного после второй мировой войны миланского театра «Ла Скала» и возвращение на итальянскую оперную сцену Артуро Тосканини, не выступавшего на родине в течение шестнадцати лет. И сейчас великий дирижер строго оценивал мастерство каждого певца, находившегося в списке претендентов. Теперь настала очередь «синьора» Тебальди, а в действительности — двадцатичетырехлетней девушки с полуторагодичным сценическим стажем. Поборов волнение, она начинает петь арию Маделены «La mamma morta» («Мать умерла») из оперы Джордано «Андре Шенье».
Обычно одного номера было достаточно для решения Тосканини, но на этот раз он попросил певицу исполнить следующий отрывок. Она спела «Песню об иве» из последнегo действия «Отелло» Верди, и маэстро уже не смог скрыть своих чувств: «Браво! Браво!» — восторженно воскликнул дирижер и добавил,— непременно оставьте свое имя и адрес».
Выбор был сделан. В концерте Тосканини, состоявшемся на сцене «Ла Скала» в знаменательный день 11 мая 1946 года, Тебальди оказалась единственной солисткой, незнакомой прежде миланской аудитории.
Признание Артуро Тосканини и громадный успех в Милане открыли перед Ренатой Тебальди широкие возможности: в короткий срок «La divina Renata», как называли артистку в Италии, стала общей любимицей европейских и американских слушателей, одной из самых замечательных оперных певиц, гордостью и славой итальянского вокального искусства.


* * *
Тебальди — уроженка Пезаро, города, давшего миру гениального Россини. Она родилась 1 февраля 1922 года в семье виолончелиста, игравшего в маленьких оперных театрах страны. Ее мать Джузеппина Барбьери-Тебальди (умерла в ноябре 1957 года), неизменная спутница дочери во всех ее зарубежных поездках, была певицей-любительницей. Родители привили девочке интерес к музыке с раннего возраста. Правда, вначале она, как и некоторые другие оперные артистки, мечтала стать концертной пианисткой. Рената училась игре на фортепиано у частного педагога, и быстрый прогресс способной ученицы сделал возможным ее поступление в Пезарскую консерваторию. К семнадцати годам девушка обратила внимание на свой голос, но еще потребовалось определенное время, прежде чем любовь к пению одержала верх над стремлением быть инструменталистом-виртуозом.
Юность Тебальди прошла в Лангирано—небольшом городе близ Пармы. В Пармской консерватории Рената продолжила свое музыкальное образование, поступив на вокальное отделение в класс преподавателя Кампогалльяни. Все же полученных
знаний ей показалось недостаточно для выступлений на оперной сцене, и недавняя студентка берет уроки у выдающейся певицы Каомен Мелис, а также изучает оперные партии с Джузеппе Паисом.
23 мая 1944 года в Ровито, городе, где тридцать лет назад дебютировал Бениамино Джильи, Тебальди исполнила свою первую роль — Елену в «Мефистофеле» Бойто. Однако в тяжелые годы второй мировой войны юной певице не приходилось рассчитывать на широкую артистическую деятельность, и лишь с наступлением мирных дней она смогла беспрепятственно продолжать выступления в опере. В сезоне 1945/46 года Тебальди приглашают в пармский театр «Реджио» («Reggio»), а в 1946 году её слушает Триест в «Отелло» Верди. «Песня об иве» и молитва Дездемоны «Ave Maria» произвели на местную публику сильнейшее впечатление, и с этого памятного спектакля следует начать летопись блестящих успехов артистки на подмостках многих театров Европы и Америки. В Триесте певица имела такой успех, что имя ее сочли необходимым внести в список вокалистов, которых решено было представить Тосканини в период его подготовки к выступлению в «Ла Скала».
В концерте 11 мая 1946 года под управлением прославленного дирижера Тебальди пела в отрывках из «Моисея» Россини и в «Реквиеме» Верди, в обоих произведениях снискав горячие похвалы публики и критики. Трудно переоценить значение этого концерта для всей дальнейшей творческой деятельности артистки: она сразу же вошла в состав труппы «Ла Скала». Спектакли этого театра до начала сезона 1946/47 года проходили в помещении миланского Дворца спорта. Там летом 1946 года Рената Тебальди — солистка одного из знаменитейших оперных коллективов — вызвала восторг слушателей исполнением ролей Маргариты («Фауст» Гуно), Эльзы («Лоэнгрин» Вагнера) и Елены («Мефистофель» Бойто). В конце того же года она уже выступала на основной сцене «Ла Скала».
С тех пор в течение ряда лет артистка регулярно появлялась в «Ла Скала», с которым связаны ее замечательные достижения в разнообразнейшем репертуаре. Она пела здесь партии Виолетты, Дездемоны, Леоноры, Аиды, Алисы («Травиата», «Отелло», «Сила судьбы», «Аида», Фальстаф» Верди), Эльвиры («Дон-Жуан» Моцарта), Елизаветы, Евы («Тангейзер», «Мейстерзингеры» Вагнера), Алисы («Роберт-Дьявол» Мейербера), Мими, Тоски («Богема», «Тоска» Пуччини), Маделены («Андре Шенье» Джордано), Татьяны («Евгений Онегин» Чайковского), исполнением этих партий Тебальди поставила себя в ряд виднейших вокалисток Италии. Незабываемые страницы в историю театра вписали постановки «Отелло» Верди (1949) и «Адриенны Лекуврер» Чилеа (1953) с участием певицы. В заключительном действии оперы Чилеа публика устроила Тебальди грандиозную овацию еще до окончания спектакля, так что завершить его дирижеру стоило немалого труда.
Успехи в «Ла Скала» способствовали распространению славы о Тебальди по всей стране. Новой восходящей «звездой» заинтересовались крупнейшие отечественные и зарубежные театры. Кроме Милана, она неоднократно выступает в Риме, Неаполе, Флоренции, Турине, Генуе, Венеции, Болонье. Ее признание на родине подготовило успешный выход певицы на международную арену в 1950 году. В Англии артистка поет на Эдинбургском фестивале и в Лондоне — на сцене «Ковент Гарден» (с коллективом «Ла Скала»). В столицу Великобритании прибыли лучшие солисты театра: Тито Гобби, Джино Беки, Федора Барбьери, Ферруччо Тальявини. Среди них Тебальди была одной из самых молодых. Она пела здесь в «Отелло» и «Реквиеме» Верди и приобрела восторженных почитателей среди английской публики. Многие рецензенты находили ее чрезвычайно ценным приобретением для «Ла Скала», артисткой, достойной мировой славы.
Осенью 1950 года, вскоре после поездки в Англию, Тебальди пригласили дебютировать в «Аиде» на сцене оперного театра Сан-Франциско. Этот город часто служил своего рода «окном» в Америку для многих европейских вокалистов. В то время как нью-йоркская «Метрополитен опера» обычно предоставляла свои подмостки лишь «апробированным» артистам, опера в Сан-Франциско почти ежегодно знакомила американскую аудиторию с неизвестными ей певцами. Здесь, например, состоялись первые в США выступления таких знаменитых певцов, как Марио дель
Монако, Борис Христов, Леония Ризанек, и многих других.
Слава об исключительном голосе Ренаты Тебальди достигла американского континента. Огромный успех английского турне молодой артистки заставлял ожидать, что ее дебют превратится в событие большого значения. Эти ожидания оправдались. Kpитика указывала, что за последние четверть века, пожалуй, ни одна из певиц не производила большего впечатления на посетителей местной оперы, чем Тебальди.
Однако, по-прежнему основное время уделяется ею итальянским сценам. На Флорентийском фестивале 1949 года вокалистка блестяще исполнила партию Пальмиры в «Осаде Коринфа», некогда чрезвычайно популярной опере Россини; здесь же в следующем году она спела заглавную роль в возобновленной «Олимпии» Спонтини и покорила слушателей как необычайной красотой своего голоса, так и исключительно проникновенной интерпретацией. В 1951 году, когда по всей Италии отмечалось пятидесятилетие со дня смерти Джузеппе Верди, Тебальди как ведущая вердиевекая певица участвует в постановках великого композитора во многих театрах страны и с особым триумфом поет в неаполитанском «Сан Карло» в «Травиате» и «Жанне д"Арк», раннем произведении Верди, не шедшем на сценах крупнейших театров мира около ста лет. Спектакль был принят превосходно, и в июне 1951 года Тебальди появилась перед парижскими слушателями в роли Орлеанской девы, которую в свое время пела здесь Аделина Патти.
В начале 50-х годов она совершает несколько поездок в Южную Америку, посещая столицы Аргентины и Бразилии. В сезоне 1951/52 года певицу слушают в Римской опере и в «Сан Карло». Требовательные неаполитанцы встречают ее так, как, вероятно, встречали в свое время лишь самых знаменитых примадон. В 1952 году Тебальди приглашают в Монте-Карло.
Громкими успехами сопровождались выступления артистки на майских Флорентийских фестивалях. В 1952 году Тебальди поет во Флоренции партию Матильды («Вильгельм Телль» Россини) и в 1953 году — Леоноры («Сила судьбы» Верди).
Наконец, в 1955 году певица дебютирует в Нью-Йорке: 1 января аудитория «Метрополитен опера» впервые внимает пению Тебальди—Дездемоны. Музыкальные круги города с особым интересом отнеслись к ее выступлению, отчасти еще и потому, что всего лишь несколько месяцев назад в Чикаго сильнейшее впечатление произвела ее единственная достойная соперница Мария Каллас, и все с нетерпением ожидали, какую оценку заслужит Рената Тебальди в одной из своих лучших партий.
Критика единодушно отметила необыкновенное дарование певицы. С каждым новым спектаклем популярность Тебальди среди американских слушателей неуклонно возрастала. Интерпретация ею роли Мими («Богема» Пуччини), необычайно трогательная и эмоциональная, была признана подлинным откровением, а ее Тоска, Аида, Леонора («Сила судьбы»), Маделена поставили артистку в один ряд с величайшими талантами, когда-либо выступавшими в «Метрополитен».

Огромный успех принесли ей и два концерта во второй половине декабря 1955 года в Нью-йоркском «Карнеги холл» (первый — сольный, второй — совместно со знаменитым тенором Юсси Бьерлингом и оркестром «Симфония в эфире» под управлением Леонарда Бернстайна), после которых музыкальная пресса писала, что, вероятно, лишь исторические выступления «шведского соловья» Женни Линд в этом городе сто лет назад производили на публику такое же впечатление. Подобного сравнения, пожалуй, не удостаивалась еще ни одна певица, побывавшая в Нью-Йорке!
В 1955 году Тебальди поет на сцене Чикагской оперы («Аида» и «Богема»), а осенью 1956 года, после шестилетнего перерыва—снова в Сан-Франциско («Тоска» и «Симон Бокканегра»). В качестве оперной (в период гастролей «Метрополитен» по стране) и концертной певицы она посещает многие города Америки.
Приезды артистки на родину каждый раз встречаются с энтузиазмом: на Флорентийском фестивале 1956 года онавызывает восхищение своей Виолеттой («Травиата») и Леонорой («Сила судьбы»), а в конце того же года, когда весь музыкальный Нью-Йорк стремился стать свидетелем искусства Каллас в «Метрополитен опера», на другом континенте миланцы приветствовали Ренату Тебальди, возвратившуюся после полуторагодового отсутствия в город, который открыл перед ней путь к мировой известности.

Среди этого великолепия, безусловно, совершенно особое место принадлежит одному голосу, который без какой бы то ни было доли сомнения можно отнести к вокальному идеалу: насколько безупречен он с технической точки зрения, настолько выразителен в эмоциональном плане. Трудно писать о таком феномене, слова бессильны передать всю его красоту и совершенство, хочется просто слушать и слушать, погружаясь в этот волшебный мир неземной гармонии. Однако сегодня есть прекрасный повод поговорить о владелице этого божественного дара, щедро делившейся им со своими слушателями - великая Рената Тебальди празднует свое 80-летие!

Одна из самых выдающихся певиц ХХ века родилась 1 февраля 1922 года в Пезаро, в городе гениального Россини, чье имя, впрочем, не стало путеводной звездой в ее карьере. Незадолго до появления на свет маленькой Ренаты ее родители расстались, что наложило отпечаток на характер и судьбу будущей дивы: она была очень привязана к своей матери Джузеппине, будучи уже знаменитой певицей не предпринимала ни одного гастрольного турне и не подписывала ни одного контракта без ее участия. Смерть сеньоры Тебальди в 1957 году стала огромным ударом для оперной знаменитости. Такое отношение к матери объясняется и еще одной причиной: с трех лет девочка была больна полиомиелитом, долгие годы привязана к постели, и только самоотверженные усилия Джузеппины Тебальди вернули ребенка к нормальной жизни.

Свое музыкальное образование Тебальди начала в десятилетнем возрасте, обучаясь игре на фортепиано частным образом с одним из педагогов Пармской консерватории. Вскоре, однако, обнаружилось, что ее пианистические способности весьма скромны. Но что действительно было у юной Ренаты - так это голос. "В то время я и не собиралась учиться пению, но, занимаясь на рояле, очень любила напевать. Мой педагог заметила это. Не сказав мне ни слова, она договорилась о прослушивании в Пармской консерватории". Сказавшись восемнадцатилетней, в то время как ей было только шестнадцать, Тебальди спела монолог Чио-Чио-сан и была принята на вокальное отделение в класс к педагогу Д.Кампогальяни. Через два года случай свел Тебальди с прославленной в прошлом певицей Кармен Мелис: та была частой гостьей в одном из пезарских кафе, владельцем которого был Валентино Тебальди, дядя Ренаты. Он то и упросил бывшую примадонну прослушать его талантливую племянницу. Мелис нашла манеру пения юной Тебальди ужасающей, однако природная красота тембра приятно удивила привередливую экс-диву и она согласилась давать уроки молодой певице. Когда через месяц Тебальди вернулась в Парму, вся консерватория заговорила о ее преображении: результат занятий с Мелис был так впечатляющ, что никто не мог узнать в этом новом голосе прежнюю студентку. Рената занималась с Мелис еще несколько лет, после чего та устроила ей профессиональный дебют в оперном театре города Ровиго - Тебальди спела там партию Елены в опере Бойто "Мефистофель" под управлением Джузеппе дель Кампо. Эту небольшую, но эффектную роль Рената разучила со своим педагогом всего за десять дней, причем Мелис подготовила ее не только в вокальном плане, но и изрядно поработав над драматическим образом. Дебют прошел с колоссальным успехом, однако раздираемая войной Италия совершенно не имела возможности уделять внимание своим молодым певцам: два года Тебальди перебивалась случайными выступлениями во второразрядных итальянских театрах.

1946-й год круто изменил ее жизнь. Спектакль "Отелло" в Триесте, где молодая певица выступала в паре со знаменитым Франческо Мерли, стал настоящей сенсацией, возвестив всей Италии - на горизонте появился новый прекрасный голос. "Немедленно все самые лучшие театры открыли передо мной свои двери, и я с удивлением обнаружила, что все жертвы моей матери оказались не напрасны. До конца моей карьеры Дездемона осталась моей самой любимой героиней, жертвой любви и зависти, которые не признают никаких законов".

Мир узнал об "ангельском голосе" 11 мая 1946 года благодаря Артуро Тосканини: великий маэстро дирижировал торжественным концертом на открытии восстановленного после войны театра "Ла Скала", в котором Тебальди исполнила отрывки из оперы Россини "Моисей" и Реквиема Верди. Именно Тосканини, прослушав несколько десятков претендентов, выбрал двадцатичетырехлетнюю певицу представлять искусство новой Италии и не ошибся: выступление дебютантки произвело эффект разорвавшейся бомбы, публика просто обезумела, аплодируя новой звезде и это при том, что в том концерте участвовали лучшие певцы Италии тех лет - Мафальда Фаверо, Мариано Стабиле, Танкреди Пазеро…

Карьеру Тебальди условно можно разделить на три периода. Первый - со времени ее профессионального дебюта в 1944 году и до ее появления в "Метрополитен" в 1955. Тебальди поет преимущественно в крупнейших театрах Италии - "Ла Скала", "Сан-Карло", Римской опере, флорентийском "Коммунале". В это время певица исполняла самый разнообразный репертуар - от Генделя и Моцарта до Верди, Вагнера и Пуччини. Ее колоратуры в "Осаде Коринфа" Россини, исполненные легко и непринужденно, сегодня немало удивляют тех, кто знаком с манерой ее пения более позднего периода. В тот период критики называли ее голос "чудом", особенно поражаясь тому, как сочетаются в нем драматическая сила и лирическая выразительность. Во второй период - с 1955 по 1963 годы - она выступала главным образом в США, в "Метрополитен" и Лирической опере в Чикаго, сосредоточившись на партиях, требовавших уверенного владения верхним регистром - Виолетта, Графиня Альмавива, Эльза в "Лоэнгрине". Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности певицы. Триумфы следуют один за другим. Помимо США она поет в Лондоне, Вене, Париже, Берлине, Южной Америке, часто выступает с сольными концертами. В 1963 году Тебальди покидает сцену на один сезон с тем, чтобы, пересмотрев свою вокальную технику, вернуться с голосом, полным темных, трагических красок, подарившем ей феноменальный успех в одной из лучших ее ролей - Джоконде из одноименной оперы Понкьелли. С середины 1960-х годов размах ее артистической деятельности ослабевает, она реже выступает в опере, хотя много записывается на пластинки. Ее последние выступления на оперной сцене состоялись в 1973 - с немалым успехом Тебальди пела тогда Алису в "Фальстафе" и Дездемону в "Отелло". В последующие три года певица объездила с концертами весь мир (в том числе побывала в 1975 году единственный раз в СССР, проведя триумфальные выступления в Москве, Ленинграде и Киеве), после чего, как написал в своих воспоминаниях Георг Шолти, "нашла в себе мужество и мудрость уйти вовремя, оставив публику полной воспоминаний о прекраснейшем голосе столетия". Это не совсем так, поскольку, начиная с 1970 года она уже испытывала некоторые вокальные проблемы. Однако мощь и красота ее голоса и на излете карьеры мало кого могли оставить равнодушным.

У каждого поколения свои примадонны, поэтому почитатели таланта той или иной дивы всегда сетуют на упадок вокальной техники, с ностальгией вспоминая золотые дни славного прошлого. Рената Тебальди в 1950-60-е годы возродила в своем искусстве итальянскую школу пения 1920-30-х годов, тот вокальный стиль, который мы можем слышать в записях звезд довоенной поры - Клаудии Муцио, Джины Чиньи и Марии Канильи. Ее голос принадлежит к тому типу, который сегодня весьма трудно сыскать: чистейшее и грациозное лирическое сопрано с нижним регистром контральтового окраса, сверкающими, ясными и свободными верхами и исполинской силой звучания. Его звуки - яркие, полнокровные, искрящиеся, льются с поразительной легкостью и свободой. Красота ее тембра настолько абсолютна, что кажется, что одного этого было бы достаточно для того, чтоб войти в историю мировой оперы навсегда. Однако Тебальди и безукоризненный мастер вокала, ее техника позволяет петь с удивительной ровностью звуковедения, необыкновенной пластичностью, бесподобным разнообразием нюансов.

Репертуар певицы насчитывает около полусотни центральных партий преимущественно в операх итальянских композиторов XIX - начала XX веков. Как уже упоминалось, в начале своей карьеры Тебальди пела и музыку XVIII века, и романтическую оперу бельканто, и опусы Вагнера, но позже практически полностью сосредоточилась на операх Верди и веристов. Именно в этих произведениях наиболее полно раскрылся ее музыкально-драматический талант, и трактовка ею таких партий как Аида, Виолетта, Дездемона, Леонора в "Силе судьбы", Тоска, Мими, Мадлен в "Андре Шенье", Адриенна Лекуврер стали исключительными событиями в мире музыки. В звездный период своей карьеры редким исключением было исполнение певицей неитальянских партий, и тем приятнее, что именно тогда была спета единственная русская партия ее репертуара - Татьяна в "Евгении Онегине" Чайковского.

Практически весь свой оперный репертуар Рената Тебальди записала на грампластинки. На сцене она пела с выдающимися тенорами своего времени - Бергонци, ди Стефано, дель Монако, Корелли, Такером, Краусом и только что начинавшим карьеру Доминго, но в студии наиболее частым ее партнером был Марио дель Монако. Однако вряд ли его можно назвать идеальным тенором для Тебальди: его аффектированная манера пения производит на слушателя неизгладимое впечатление, но совершенно не дает по достоинству оценить ювелирную нюансировку его партнерши.

Сама певица не раз говорила, что Пуччини является ее любимым композитором, она оставила немало записей его опер (среди них и те, которые никогда не исполняла на сцене): "Богему", "Тоску", "Мадам Баттерфляй", "Турандот" (партия Лиу), "Манон Леско", "Девушку с Запада" и три центральных сопрановых партии в "Триптихе". Наиболее удачной она считает свою запись "Мадам Баттерфляй" с Карло Бергонци, но многие специалисты особенно выделяют "Сестру Анджелику", где наиболее ярко проявился драматический талант певицы.

Среди ее многочисленных вердиевских записей лучшими бесспорно являются Аида и Дездемона в "Отелло". Аиду певица записывала неоднократно, но классической по праву считается версия, сделанная под управлением Герберта фон Караяна. Тебальди жаловалась, что в студии Караян был настоящим деспотом, заставляя ее по двадцать раз пропевать одни и те же пассажи, однако такое усердие не пропало даром, и мир получил одну из совершеннейших интерпретаций бессмертного творения Верди. С Караяном же Тебальди сделала и "Отелло", запись которого, несмотря на появившиеся позже не менее выдающиеся исполнения, является грандиозным достижением и дирижера, и певицы, и ее партнера Марио дель Монако.

Рената Тебальди вошла в историю мировой оперы прежде всего как выдающаяся вокалистка, певица с удивительно красивым, горячим и проникновенным голосом, высокой вокальной культурой. Как певица она имела не много равных себе не только в Италии, но и во всем мире. Спектакли и концерты с ее участием практически с самого начала ее артистической деятельности становились большими художественными событиями, ее дискографическое наследие пользуется огромной популярностью и в наши дни, спустя четверть века после окончания ее творческой карьеры, являя собой совершенные образцы оперного искусства.

История жизни
Для каждого, кто слышал Тебальди, в ее триумфах не было загадки они объяснялись, прежде всего, выдающимися, прямо-таки уникальными вокальными данными. Ее редкому по красоте и силе лирико-драматическому сопрано были подвластны любые виртуозные трудности, но в равной степени и любые оттенки выразительности. Итальянская критика называла ее голос чудом, особо подчеркивая, что драматические сопрано редко достигают гибкости и чистоты сопрано лирического.
Рената Тебальди родилась 1 февраля 1922 года в Пезарро. Ее отец был виолончелистом и играл в маленьких оперных театрах страны, а мать - певицей-любительницей. С восьми лет Рената начала заниматься на фортепиано у частного педагога и обещала стать неплохой пианисткой. В семнадцать лет она поступила учиться в Пезарскую консерваторию по классу фортепиано. Однако вскоре специалисты обратили внимание на ее выдающиеся вокальные данные, и Рената стала заниматься у Кампогалльяни в Пармской консерватории уже как вокалистка. Далее она берет уроки у знаменитой артистки Кармен Мелис, а также изучает оперные партии с Дж. Паисом.
23 мая 1944 года в Ровиго дебютирует в роли Елены в «Мефистофеле» Бойто. Но только по окончании войны Рената смогла продолжить выступления в опере. В сезоне 194546 года молодая певица поет в пармском театре «Реджио», а в 1946 году выступает в Триесте в «Отелло» Верди. То было начало блистательного пути артистки «Песня об иве» и молитва Дездемоны «Ave Maria» произвели на местную публику большое впечатление. Успех в этом небольшом итальянском городке дал ей шанс выступить в «Ла Скала». Рената попала в список вокалистов, представленных Тосканини в период его подготовки к новому сезону.
В концерте Тосканини, состоявшемся на сцене «Ла Скала» в знаменательный день 11 мая 1946 года, Тебальди оказалась единственной солисткой, незнакомой прежде миланской аудитории.
Признание Артуро Тосканини и громадный успех в Милане открыли перед Ренатой Тебальди широкие возможности в короткий срок «La divina Renata», как называют артистку в Италии, стала общей любимицей европейских и американских слушателей.
Сомнений не было - итальянская оперная сцена обогатилась выдающимся талантом. Молодая певица была сразу принята в труппу и уже в следующем сезоне пела Елизавету в «Лоэнгрине», Мими в «Богеме», Еву в «Тангейзере», а затем и другие ведущие партии. Вся последующая деятельность артистки была тесно связана с лучшим театром Италии, на сцене которого она выступала из года в год.
С театром «Ла Скала» связаны крупнейшие достижения певицы - Маргарита в «Фаусте» Гуно, Эльза в «Лоэнгрине» Вагнера, центральные сопрановые партии в «Травиате», «Силе судьбы», «Аиде» Верди, «Тоске» и «Богеме» Пуччини.
Но наряду с этим Тебальди с успехом пела уже в 40 х годах во всех лучших театрах Италии, а в 50-х - за рубежом в Англии, США, Австрии, Франции, Аргентине и других странах. На протяжении длительного периода она совмещала обязанности солистки «Ла Скала» с регулярными выступлениями в «Метрополитен-опера». Артистка сотрудничала со всеми крупнейшими дирижерами своего времени, много концертировала, записывалась на пластинки.
Но даже в середине 50 х годов далеко не все восторгались Тебальди. Вот что можно прочитать в книге итальянского тенора Джакомо Лаури-Вольпи «Вокальные параллели»
«Будучи певицей особого плана, Рената Тебальди, применяя спортивную терминологию, проходит дистанцию в одиночестве, а тот, кто бежит один, всегда приходит к финишу первым. Она не имеет ни подражательниц, ни соперниц... Некому не то что встать на ее пути, но даже составить ей хоть какое-то подобие конкуренции. Все это вовсе не означает попытки принизить достоинства ее вокала. Наоборот, можно утверждать, что даже одна лишь «Песня об иве» и следующая за нею молитва Дездемоны свидетельствуют, каких высот музыкальной экспрессии способна достичь эта одаренная артистка. Однако это не помешало ей в миланской постановке «Травиаты» испытать унижение провала, и как раз в ту минуту, когда она вообразила, что бесповоротно завладела сердцами публики. Горечь этого разочарования глубоко травмировала душу молодой артистки.
К счастью, прошло совсем немного времени и, выступая в той же опере в неаполитанском театре «Сан-Карло», она познала слабость триумфа.
Пение Тебальди навевает покой и ласкает ухо, оно полно мягких оттенков и светотеней. Личность ее растворена в ее вокале, подобно тому как сахар растворяется в воде, делая ее сладкой и не оставляя видимых следов».
Но прошло пять лет, и Лаури-Вольпи вынужден был признаться, что его прошлые наблюдения нуждаются в существенных поправках. «Сегодня, - пишет он, - то есть в 1960 году, в голосе Тебальди есть все он нежен, тепел, плотен и ровен во всем диапазоне».
Действительно, со второй половины 50 х годов слава Тебальди нарастает от сезона к сезону. Успешные гастроли в крупнейших европейских театрах, покорение Американского континента, громкие триумфы в «Метрополитен-опера»... Из партий, исполненных певицей, число которых приближается к пятидесяти, необходимо отметить партии Адриенны Лекуврер в одноименной опере Чилеа, Эльвиры в «Дон Жуане» Моцарта, Матильды в «Вильгельме Телле» Россини, Леоноры в «Силе судьбы» Верди, мадам Баттерфляй в опере Пуччини, Татьяны в «Евгении Онегине» Чайковского. Непререкаем авторитет Ренаты Тебальди в театральном мире. Единственная ее достойная соперница - Мария Каллас. Их соперничество подогревало воображение оперных болельщиков. Обе они внесли грандиозный вклад в сокровищницу вокального искусства нашего столетия.
«Неотразимая сила искусства Тебальди, - подчеркивает известный знаток вокального искусства В.В. Тимохин, - в исключительном по красоте и силе голосе, необыкновенно мягком и нежном в лирических моментах, а в драматических эпизодах захватывающем огненной страстностью, и, кроме того, в замечательной технике исполнения и высокой музыкальности... У Тебальди - один из самых прекрасных голосов нашего века. Это поистине чудесный инструмент, даже грамзапись живо передает его обаяние. Голос Тебальди восхищает и эластичным «сверкающим», «искрящимся» звуком, удивительно чистым, одинаково красивым как в фортиссимо, так и в волшебных пианиссимо в верхнем регистре, и протяженностью диапазона, и ярким тембром. В эпизодах, исполненных сильного эмоционального напряжения, голос артистки звучит так же легко, свободно, непринужденно, как и в спокойной, плавной кантилене. Регистры его равно превосходного качества, а богатство динамических оттенков в пении, великолепная дикция, мастерское использование певицей всего арсенала тембровых красок еще в большей мере содействуют огромному впечатлению, производимому ею на аудиторию.
Тебальди чуждо желание «блеснуть звуком», непременно продемонстрировать специфически «итальянскую» страстность пения вне зависимости от характера музыки (чем нередко грешат даже некоторые видные итальянские артисты). Она во всем стремится следовать хорошему вкусу и художественному такту. Хотя и в ее исполнении встречаются порой недостаточно прочувствованные «общие» места, в целом пение Тебальди всегда глубоко волнует слушателей.
Трудно забыть интенсивные звуковые нарастания в монологе и сцене прощания с сыном («Мадам Баттерфляй»), необычайный эмоциональный подъем в финале «Травиаты», характерные «замирания» и трогательную задушевность заключительного дуэта в «Аиде» и мягкий, грустный колорит «угасания» в прощании Мими. Индивидуальный подход артистки к произведению, отпечаток ее художественных устремлений чувствуется в каждой спетой ею партии».
Певица всегда успевала вести активную концертную деятельность, исполняя и романсы, и народные песни, и многие арии из опер; наконец, участвовать в записи оперных произведений, в которых ей не доводилось выходить на сцену; любители грампластинки признали в ней великолепную мадам Баттерфляй, так и не увидев ее в этой роли.
Благодаря строгому режиму она в течение долгих лет умела сохранять отличную форму. Когда незадолго до своего пятидесятилетия артистка стала страдать от излишней полноты, она за несколько месяцев сумела сбросить более двадцати лишних килограммов веса и снова предстала перед публикой, как никогда элегантной и изящной.
Слушатели нашей страны встретились с Тебальди лишь осенью 1975 года, уже на излете ее карьеры. Но певица оправдала большие ожидания, выступая в Москве, Ленинграде, Киеве. Она с покоряющей силой исполнила арии из опер и вокальные миниатюры. «Мастерство певицы не подвластно времени. Ее искусство все так же пленяет своей грацией и тонкостью нюансировки, отточенностью техники, ровностью звуковедения. Шесть тысяч любителей пения, заполнивших в этот вечер громадный зал Дворца съездов, горячо приветствовали замечательную певицу, долго не отпускали ее со сцены», - писала газета «Советская культура».

Голос Ренаты Тебальди критики именовали чудом. Ее красивому и сильному голосу – лирико-драматическому сопрано – доступны были и тончайшие нюансы, и непринужденное преодоление вокальных сложностей. Сама певица утверждала, что она не прилагала никогда особых усилий, чтобы достичь высот вокала – ей достаточно было «открыть рот». «Личность, растворенная в вокале» – так говорили о ней.

Родина Ренаты Тебальди – Пезаро. Отец будущей певицы был профессиональным музыкантом – играл на виолончели, мать же увлекалась пением, прекрасным голосом обладали и бабушка по отцовской линии, и кузина Ренаты, которая, возможно, тоже прославилась бы как оперная певица, если б не ее ранняя смерть.

Обучаясь фортепианной игре с 8 лет, девочка мечтала о пианистической карьере и делала успехи, что позволило поступить в консерваторию в родном городе. Здесь преподаватели замечают блестящие вокальные данные Ренаты, и талантливая студентка продолжила учебу в консерватории в Парме – теперь она обучается вокальному искусству.

Оперный дебют будущей любимицы публики относится к 1944 г. – она выступила в Ровиго в «Мефистофеле» Арриго Бойто. Кармен Мелис – наставница молодой певицы – считала партию Елены в этой опере наиболее подходящей для ее дебюта: эта героиня очень мало двигается, в основном сидит на троне, такой робкой девушке, какой была в то время Рената, несложно будет сыграть такую роль. Но не только природная робость осложняла дебют Тебальди. Работа над спектаклем шла в непростых условиях, репетиции часто приходилось прерывать из-за воздушных тревог, поэтому к премьере нервы Ренаты были настолько расшатаны, что она едва не бросилась бежать, когда начал открываться занавес – но пришла в себя, как только вступил оркестр. Эту счастливую особенность – забывать обо всем, как только зазвучит музыка – певица сохранила на всю жизнь.

Продолжить выступления молодой певице удалось лишь после завершения войны. Успех в роли Дездемоны в Триесте, когда публику особенно впечатлило исполнение «Песни об иве» открыл исполнительнице путь в «Ла Скала». Она выступила на концерте в мае 1946 г. с , где пела арию из « » Джоаккино Россини и выступала в . На прослушивании, отбирая участников для концерта, маэстро сказал о молодой певице: «У нее ангельский голос». На этом концерте Тебальди была единственной певицей, которую миланская публика прежде не слышала – тем сильнее оказалось произведенное ею впечатление.

В дальнейшем ведущие партии следуют одна за другой: Эльза в « », Мими в « », Маргарита в « », Виолетта, Аида, Тоска… Певица выступает и в других театрах родной страны, а также в США, Великобритании, Австрии и иных странах. Певицу полюбили по обе стороны океана, «мисс Аншлаг» – так именовали ее в США, а в память о выступлении ее в « » в городе Хэртфорде, расположенном в штате Коннектикут, появился сквер Ренаты Тебальди.

Не всегда певице сопутствовал успех – например, однажды она не вполне удачно спела Виолетту в Милане – но чаще всего в восторженных отзывах недостатка не было: «Пение Тебальди полно мягких оттенков и светотеней», «Некому даже составить ей хоть какое-то подобие конкуренции».

Впрочем, соперница у Ренаты Тебальди все же была – таковой становится . Знаменитое соперничество двух примадонн разделило любителей оперы на два лагеря – подобно тому, как в СССР поклонницы разделялись на «лемешисток» и «козловитянок». Сама артистка охарактеризовала ситуацию так: «Армия поклонников огромна, но армия поклонников Тебальди, думаю, больше». Не оставалась в долгу и . По ее словам, считать их соперницами можно будет лишь тогда, когда Тебальди исполнит партию Нормы или Лючии, а в следующий вечер споет Виолетту или Медею, а пока этого не произошло, сравнивать их невозможно, как нельзя сопоставлять шампанское и кока-колу. Не обошлось и без экстравагантных выходок со стороны поклонников – например, после одного из спектаклей в «Ла Скала» некий зритель бросил пучок редиски вместо букета цветов (разумеется, в этом обвинили поклонников Тебальди), а Рената жаловалась на анонимные телефонные звонки с угрозами…

Возможно, в реальности соперничество двух примадонн и не было таким ожесточенным, как это представляли (или пытались представить) поклонники и пресса, выносившая его в заголовки, но оно стало частью публичного образа обеих певиц – и с этим приходилось считаться. Например, Рената Тебальди отказывалась петь в «Ковент-Гарден», когда там пела

В 1975 году Тебальди порадовала своим выступлением советскую публику. В концертную программу вошли и вокальные миниатюры, и фрагменты из опер.

Скончалась Тебальди в возрасте восьмидесяти двух лет. Сообщая о ее смерти, многие газеты помещали заглавие: «Умерла соперница », – хотела того Рената Тебальди или нет, но этот «титул» остался за нею навсегда.

Музыкальные Сезоны

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...