Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Музейный урок день народного единства. Открытый урок ко Дню народного единства: Минин и Пожарский - примеры для подражания. История празднования Дня народного единства

Открытый урок - мероприятие на тему:

«День народного единства»

для учащихся 5-9 классов.

Кищенко Анастасия Александровна,

учитель географии, социальный педагог

МБОУ Лицей №1 им. Г.С.Титова г. о. Краснознаменск

Московская область

Цель:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация, видеофильм.

Ход мероприятия:

Сцена оформлена декорациями в виде Соборной площади Нижнего Новгорода.

    Звучит колокольный звон. Вступительное слово учителя:

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

    Звучит гимн Российской Федерации.

    Рассказ об истории праздника с элементами показа слайдов:

Ведущий : Здравствуйте, ребята. Сегодня наше мероприятие посвящено одному из самых патриотичных праздников России – Дню народного единства.

4 ноября – день Казанской иконы Божией Матери – с 2005 года отмечается как «День народного единства». 16 декабря 2004 года Госдума РФ приняла одновременно в трех чтениях поправки в федеральный закон «О днях воинской славы (Победных днях России)». Одной из правок было введение нового праздника День народного единства. В декабре 2004 года президент России, В. В. Путин, подписал Федеральный Закон "О внесении в статью 1 Федерального закона "О днях воинской славы (победных днях) России", в котором 4 ноября объявлялся Днем народного единства.

В пояснительной записке к проекту закона отмечалось: «4 ноября 1612 года воины народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, освободив Москву от польских интервентов и продемонстрировав образец героизма и сплоченности всего народа вне зависимости от происхождения, вероисповедания и положения в обществе».

Ребята, а хорошо ли вы знаете события, которые связаны с праздником Дня народного единства? Учащиеся 7 класса нам сейчас расскажут некоторые исторические факты, которые повлияли на ход событий того тяжелого времени.

    Учащиеся представляют презентации с выступлениями.

Ученик 1. С конца 16-го века на Руси началось так называемое Смутное время – непростое время кризиса для нашей страны.

В 1598 году умер царь Фёдор Иванович (сын Ивана IV Грозного). Так как он был бездетен, то с его смертью пресеклась династия "прирожденных государей". После его смерти в Москву собрались выборные люди из разных городов и выбрали на царство Бориса Годунова. Время его царствования обещало быть счастливым. Начался строительный бум. Годунов стремился облегчить положение посадских людей, а во внешней политике делал ставку на сближение с Западом. Борис приглашал иностранцев на государственную службу, освобождал их от налогов. Но осенью 1601 года пошли проливные дожди, затем грянули ранние морозы. Урожай остался в поле. В следующем году трагедия повторилась. Начался страшный голод, продолжавшийся целых три года. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, стараясь удержать рост цен. Но это не помогло. Цена на хлеб увеличилась в сто раз.

Царь приказал выдавать из казны деньги беднякам, но деньги стали терять цену. Царь приказал открыть для голодающих казенные амбары, но хлеба хватило ненадолго. Начались бунты. Царские войска разгромили восставших, но не смогли успокоить страну.

Ученик 2: 13 апреля 1605 года царь Борис Годунов внезапно скончался. Новым царём назвали Федора (сына Бориса), юношу образованного и умного. Вскоре в Москве произошел мятеж. Юного царя и его мать убили, а народу объявили, что они отравились сами. Путь к трону был открыт. Кто же стал царём? Царём стал Лжедмитрий. Это бежавший 1602 году в Польшу Григорий Отрепьев, происходивший из галицких дворян. Но вскоре он был убит. После его смерти бояре выбрали царём Василия Шуйского, но спокойствие в стране не восстановилось. Появлялись все новые и новые самозванцы.

В это время польский король Сигизмунд II вторгся в Россию. Поляки разбили войско царя Василия Шуйского, москвитяне пришли в большое волнение, и Василий Шуйский был сведен с престола. После свержения Шуйского Русь осталась совсем без царя. Поляки осаждали Смоленск. Польский король желал стать царем. Власть в Москве захватила «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» - писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение.

Ученик 3: В это же время на русскую землю пришли с целью захвата шведы. Бедствия русской земли дошли до крайности. Казалось, Россия погибла. И вот тогда в русских людях заговорило народное чувство. Они решили стать за родную страну против чужеземцев. Для этого нижегородцы решили образовать ополчение . Начались сходки: рассуждали о том, откуда взять людей и деньги. По советам старосты из Нижнего Новгорода Кузьмы Минина каждый нижегородец на ополчение жертвовал третью часть своего имущества, вождём же выбрали князя Дмитрия Пожарского . Скоро к нижегородцам примкнули и другие города. В апреле 1612 года в Ярославле уже стояло громадное ополчение с князем Пожарским и Мининым во главе. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско - более 10 тысяч служилых поместных людей , до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян. С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 году, Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 года взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы. В августе была одержана решительная победа над поляками и в октябре Москва была очищена от оккупантов. Великий Земский Собор 1613 года стал окончательной победой над Смутой и торжеством национального единства.

Ученик 4:

Последним лагерем Пожарский

Стоял у вотчины родной*.

Не нужен князю трон был царский,

И званье громкое ГЕРОЙ.

По воле сердца, не гордыни,

Возглавил на врага поход.

Его соратником был Минин,

Он ополченцев звал вперёд.

Так гражданин души великой

Прославил свой незнатный род.

В отчизне нашей многоликой

На зов откликнулся народ.

По крохам собирая средства,

Созвали ополченцев рать.

И все, кто жили по соседству,

Москву решили отстоять.

Героев слава не увянет!

Горда я, что в лихие дни

Там были родичи смоляне,

И бились за Москву они!

Повергли снова супостата:

Единством рать всегда сильна!

Бойцы стояли брат за брата,

В боях Россия спасена!

Лик Богоматери Казанской

Хранил от тягот всех и бед.

Засилье пало Польши панской!

И воссиял свободы свет!

Былое время снова близко.

Не меркнет подвиг давних лет!

В Ростокине, на обелиске,

Герои славных тех побед!

    Беседа с аудиторией о празднике:

Родина и единство... Скажите, как вы понимаете эти слова? (учащиеся отвечают)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"? (учащиеся отвечают).

    Выходит ученик в роли Кузьмы Минина и разыгрывается сценка:

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Народ стал думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском.

Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

    На экране идет воспроизведение фильма: « 4 ноября – День народного единства» (учащиеся просматривают фильм)

( )

    Ведущий:

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Ученик читает стихотворение на фоне видеофильма ( ) :

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

    Учитель говорит речь на фоне слайд-фильма:

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила (слайд);

4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей (слайд).

4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери (слайд).

    Ведущий:

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков.

Ученики по очереди читают стихотворение на фоне музыки (Redemption_Denied_-_1612_(xMusic.me):

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Ведущий : Всего вам доброго!

    Земли родной народную судьбу,

    Своих мужей великих поминают

    2 эпиграф.

    Единство - возвестил оракул наших дней, -

    Ход мероприятия:

    1 учащийся:

    Ушли в историю года,

    Цари менялись и народы,

    Но время смутное, невзгоды

    Русь не забудет никогда.

    4 ноября - стал, по предложению Госдумы новым российским праздником - Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

    2 учащийся:

    Победой вписана строка,

    И славит стих былых героев,

    Поверг народ врагов-изгоев,

    Обрел свободу на века!

    3 учащийся:

    Россия начиналась не с меча,

    А потому, что русского плеча

    Ни разу в жизни злоба не касалась.

    И стрелами звеневшие бои

    Недаром конь могучего Ильи

    По добродушью иногда не сразу

    Возмездие вздымалось. Это да.

Просмотр содержимого документа
«День народного единства»

Тема: «Слава Родины нашей отважным сынам»

Цель: Познакомить учащихся с историей Дня народного единства

    Пояснить смысл и значение нового государственного праздника, введённого в РФ

    Показать современную идею Дня народного единства

    Воспитывать уважение к русским национальным героям

    Развивать у учащихся патриотические чувства, чувства единения многонациональной страны

Пусть ведают потомки православных

Земли родной народную судьбу,

Своих мужей великих поминают

За их геройство, славу, доброту.

2 эпиграф.

Единство – возвестил оракул наших дней, -

Быть может спаяно железом лишь и кровью!

Но мы попробуем спаять его любовью.

А там увидим, что прочней. (Тютчев Ф.)

Ход мероприятия:

1 учащийся:

Ушли в историю года,

Цари менялись и народы,

Но время смутное, невзгоды

Русь не забудет никогда.

4 ноября – стал, по предложению Госдумы новым российским праздником – Днем народного единства. (Слайд 2). Однако если разобраться, то праздник не такой уж и новый. Это день почитания чудотворной иконы Казанской Божьей Матери, а также день освобождения Москвы и России войсками Минина и Пожарского от польской интервенции.

В этот день Россия прославляет доблестное русское ополчение, спасшее Отчизну и веру православную в тяжкую годину Смутного времени.

Этот праздник был установлен при Михаиле Федоровиче Романове и на протяжении нескольких веков в Российской империи отмечался как день освобождения. Отменен он был после революции 1917 г. Поэтому в определенной степени речь идет не об установлении нового праздника, а о возрождении традиции, прерванной в 1917 году. Никогда Россия не была так близка к гибели, как в эпоху Смутного времени. Полный распад государства, борьба сословий между собой, захват власти иностранными интервентами, угроза полного уничтожения, угроза территориальной целостности и независимости страны.

2 учащийся:

Победой вписана строка,

И славит стих былых героев,

Поверг народ врагов-изгоев,

Обрел свободу на века!

Учитель. Итак, обо всем по порядку.

3 учащийся:

Россия начиналась не с меча,

Она с косы и плуга начиналась.

Не потому, что кровь не горяча,

А потому, что русского плеча

Ни разу в жизни злоба не касалась...

И стрелами звеневшие бои

Лишь прерывали труд ее всегдашний.

Недаром конь могучего Ильи

Оседлан был хозяином на пашне.

В руках, веселых только от труда,

По добродушью иногда не сразу

Возмездие вздымалось. Это да.

Но жажды крови не было ни разу. (Слайд 3)

(Звучит песня «Россия» Слова: С. Бехтеев в исп.: Жанны Бичевской)

15 лет в истории России (с 1598 по 1613 г.), названных потом Смутным временем, вместили в себя так много событий, что в истории любого другого государства их с лихвой хватило бы на добрую сотню лет. Судите сами: (Слайд 4)

Учащийся. Смутное время – это междинастический период, когда в борьбе за власть сменилось 6 правителей, вспыхнула Гражданская война народных масс за «доброго царя», возникла польско-шведская интервенция, против которой выступили народные ополчения, изгнавшие захватчиков. Смутой называли тяжелейшие бедствия, постигшие страну в первые два десятилетия 17 века. (Слайд 5)

Учащийся. В 1584 г. умер Иван Грозный. Его старший сын Иван был убит отцом в припадке гнева в 1581 г., младшему сыну Дмитрию было всего два года. На престол вступил средний сын Грозного - Федор Иванович (1584-1598). Фактическим правителем государства стал шурин царя боярин Борис Федорович Годунов. Со смертью бездетного Федора Ивановича в 1598 г. прекратилась старая династия Рюриковичей. Земский собор избирает новым царем Бориса Годунова. (Слайд 6)

Учитель. Царствование Бориса Годунова было успешным до 1601 г. В 1601–1603 гг. Россию поразил неурожай. По свидетельству современников, в этом году в небе была замечена необычайной яркости комета, в небе стояли три солнца. В течение лета 10 недель не прекращались дожди, а в августе 1601 ударили морозы. Холода стояли такие, что по Чёрному морю в Константинополь ездили на санях. Последовал голод, усиленный отсутствием запасов в разоренной стране.

Всё население оценило этот природный катаклизм, как наказание Божье за "незаконного" царя. Борис запрещал продавать хлеб дороже определённого предела, даже прибегая к преследованиям тех, кто взвинчивал цены, но успеха не добился. Стремясь помочь голодающим, он не жалел средств, широко раздавая беднякам деньги. Но хлеб дорожал, а деньги теряли цену. Борис приказал открыть для голодающих царские амбары. Однако даже их запасов не хватало на всех голодных.

Годунов оказался неудачливым царем, а значит – и незаконным.

4 учащийся:

«Мне счастья нет. Я думал свой народ
В довольствии, во славе успокоить,
Щедротами любовь его снискать -
Но отложил пустое попеченье:
Они любить умеют только мертвых…
Бог насылал на нашу землю глад,
Народ завыл, в мученьях погибая;
Я отворил им житницы, я злато
Рассыпал им, я им сыскал работы -
Они ж меня, беснуясь, проклинали!» (Слайд 7)

Учитель. Еще в 1591 г. при неясных обстоятельствах в Угличе погиб, якобы напоровшись на нож в припадке эпилепсии, последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. Народная молва приписала Борису Годунову организацию этого убийства с целью захвата власти. (Слайд 8)

В обстановке всеобщего недовольства Борисом Годуновым широкое распространение получили слухи, что жив царевич Дмитрий. В 1602 г. в Литве объявился человек, выдававший себя за него. Розыск показал, что это сбежавший в Польшу галицкий дворянин, бывший монах Григорий Отрепьев. Он тайно перешел в католическую веру, пообещал ввести в России католицизм, королю Сигизмунду III отдать Черниговские земли, а воеводе Мнишеку – Псков, Новгород, другие земли. (Слайд 9)

В 1604 г. Лжедмитрий с помощью польских магнатов, навербовав две тысячи наемников и используя недовольство казаков, предпринял поход на Москву. Со стороны Речи Посполитой это была скрытая интервенция против России. 20 июня 1605 г. 13 апреля 1605 года скоропостижно умер Борис Годунов (по слухам, был отравлен). Царем был провозглашен его 16-летний сын Федор. Он стал вторым царем Смутного времени. По требованию самозванца Федор был убит дворянами.

Лжедмитрий был провозглашен царем. (Слайд 10)

5 учащийся:

«К несчастью, самозванец,
Откуда ни возьмись,
Такой задал нам танец,
Что умер царь Борис.
И, на Бориса место
Взобравшись, сей нахал
От радости с невестой
Ногами заболтал.
Хоть был он парень бравый
И даже не дурак,
Но под его державой
Стал бунтовать поляк.
А то нам не по сердцу;
И вот однажды в ночь
Мы задали им перцу
И всех прогнали прочь». (Слайд 11)

Учитель. В мае 1606 г. Возник заговор против Лжедмитрия, при попытке скрыться от заговорщиков он был убит. На Земском соборе царем избран боярский царь Василий Шуйский. В народе опять возникли слухи, что Дмитрий спасся и скрывается в Польше. Авторитет Шуйского падает, в результате заговора во главе с Захаром Ляпуновым был свергнут с престола. (Слайд 12)

Летом 1607 года поляки направили в Россию очередного самозванца – Лжедмитрия II , происхождение которого неизвестно. Тушинский лагерь стал центром альтернативного государства с отдельными правительством, церковной иерархией, органами административного государственного управления - приказами.
К новому «царю»пришли большие польско-литовские войска, а Шуйский обратился за военной помощью к шведскому королю Карлу IX . Польша, находясь в состоянии войны со Швецией, начинает открытую интервенцию против России. (Слайд 13)

После свержения Шуйского власть переходит к семи московским боярам (семибоярщина). В 1610 - Василий Шуйский насильно пострижен в монахи. Бояре пригласили на царство польского королевича Владислава и в сентябре тайно впустили польские отряды в Москву.

На борьбу с захватчиками поднимается русский народ. (Слайд 14)

Независимость и территориальная целостность страны оказались под угрозой.

Учащийся. На севере шведы начали интервенцию, в Москве - поляки. Первое ополчение против интервентов возглавил Ляпунов, но был убит. Ополчение распалось. К этому времени шведы захватили Новгород, а поляки – Смоленск. Польский король объявил, что Россия войдет в Речь Посполитую, а он сам станет русским царем. (Слайд 15)

Учащийся. 1 октября 1611 года на базарной площади Нижнего Новгорода по призыву старосты Минина собрались тысячи нижегородцев и жителей окрестных сел. Он зовёт их в новое ополчение: «Встанем же единомысленно всем миром и навалимся громадой на врагов!» Увлечённые его речью, люди жертвуют на общее дело деньги, кольца, серьги, дорогие меха, оружие и одежду. Здесь же, на площади, избрали воеводой ополчения князя Дмитрия Пожарского. Помощником его стал «выборный от всей земли человек» - Кузьма Минин. Минин и Пожарский обратились с грамотами ко всем городам русским. Они призывали объединиться в борьбе за освобождение родной земли от чужеземцев. (Слайды 16-18)

1 учащийся:

Кто на Руси за правду ополчится?

Кто чист пред богом? Только чистый может

Святое дело честно совершить.

Народ страдает, кровь отмщенья просит,

На небо вопиет. А кто подымет,

Кто поведет народ? Он без вождя,

Как стадо робкое, рассеян розно.

(Двое учащихся представляют руководителей ополчения – К.Минина и Д. Пожарского)

Учитель. Ополчение выступило из Нижнего Новгорода в конце февраля 1612 года. По дороге в него вливались новые отряды. В Ярославле задержались почти на четыре месяца, чтобы накопить силы. Отсюда Минин и Пожарский продолжали звать русских на борьбу, отсюда ходили освобождать от захватчиков русские города и села. В Ярославле сформировали «Совет всей земли» и ввели налог «5-я деньга». (Слайд 20)

22 октября, на день обретения иконы Казанской Богоматери, сопровождавшей ополчение, войска штурмом взяли Китай-город, а 26 октября (4 ноября) интервенты открыли ворота Кремля и сдались.

Народное ополчение торжественно, под звон колоколов, вступило в кремль. Впереди на конях ехали вдохновители и организаторы ополчения Минин и Пожарский, за ними шли отряды бойцов с развевающимися знамёнами. Ликующие толпы приветствовали победителей. Наш народ спас свою родину, спас веру и государственность. (Слайд 21-22)

Икона Казанской Богоматери сопровождала ополчение в походе к столице, сотворив «многая чудеса». (Слайд 23)

(Выступление учащегося «Икона Казанской Божьей матери – заступница Земли русской»)

Учитель. После освобождения Кремля, кн. Пожарский установил икону в церкви Введения Богородицы, а летом 1613 года сообщил о чудотворениях иконы царю Михаилу и его матери. В торжественные дни венчания на царство нового русского государя Михаила Федоровича Романова (22 февраля 1613 г.) оба великих мужа - Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин - были вознаграждены за свой подвиг во славу Отчизны: первый был пожалован в боярство, второй - в думные дворяне (отчество - Минин - теперь стало фамилией).

В 1613 году на Земском соборе был избран новый царь. Им стал Михаил Федорович Романов. В 1613 г. Земский собор избрал нового царя - Михаила Федоровича Романова. Формально Романовы имели право на престол как родственники прежней династии: дед Михаила, Н. Р. Захарьин-Юрьев, был братом первой жены Ивана Грозного Анастасии Романовны. Фактически же их избрание всех устроило. (Слайды 24 25)

В память столь чудесного заступничества царь повелел дважды в год (8 июля и 22 октября) праздновать и устраивать крестный ход с иконой Казанской Богоматери. В 1632 году на средства Дмитрия Пожарского для иконы был построен отдельный каменный собор на Красной площади.

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. (Слайд 26)

(Выступление учащегося «История Казанского собора»)

Учитель.Так два праздника на Руси слились в один. А сегодня в России празднование этих событий восстановлено.

День 4 ноября – День народного единства, День Славы русского оружия и День возрождения Российской государственности (Слайд 27)

В 1818году на Красной площади был установлен памятник Минину и Пожарскому. Автор – Мартос Иван Петрович (1750-1835), скульптор, профессор Санкт-Петербургской Академии художеств. (Слайд 28)

(Выступление учащегося «История памятника»)

Первоначально памятник планировалось установить в 1812 году, к 200-летию героических событий, однако этому помешало новое нашествие, на этот раз армии Наполеона. Наконец, в 1818 году на деньги, собранные по народной подписке в Нижнем Новгороде, на родине Минина, памятник работы скульптора И.Мартоса был установлен перед главным входом в Верхние торговые ряды.
Памятник мещанину Кузьме Минину и князю Дмитрию Пожарскому создан по проекту художника И. П. Мартоса и отлит из бронзы литейным мастером Академии Художеств В. П. Екимовым, открыт 20 февраля 1818. (Слайд 29-30)

Учитель. Памятник Минину и Пожарскому был первым памятником в Москве, поставленным не в честь государя, а в честь народных героев.

Ополчение Минина и Пожарского – яркий пример в русской истории, когда судьбу страны и государства решил народ. Это испытание помогло России осознать свое национальное единство и оценить те силы, которыми она располагала, чтобы защитить его.

Подобное неоднократно будет повторяться в русской истории. Простые русские люди, понявшие, что стране угрожает смертельный враг, самоотверженно встают на её защиту.

Символом верности Родине вечно служит подвиг костромского крестьянина Ивана Сусанина, пожертвовавшего собственной жизнью в борьбе против польских интервентов, заведшего врагов в глухой лес, в болото. По преданию, таким образом, он спас жившего тогда в Костроме выбранного на царство Михаила Фёдоровича Романова. (Слайд 31)

Звучит финал оперы «Иван Сусанин» со знаменитым хором «Славься!» и звоном колоколов)

Учащийся:

Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой.
И нет другого у тебя пути.

В дате 4 ноября важна жертвенность русского многонационального и многоконфессионального народа, различных слоёв его. Объединение вне зависимости от национальности, вероисповедания.

Современная идея Дня народного единства состоит в том, чтобы объединить людей ради развития своей страны. Россия сильна не только экономическими успехами и авторитетом в мире, но, прежде всего, благодаря народному единству и, конечно, благодаря огромному интеллектуальному и творческому потенциалу людей - талантливых, квалифицированных и искренне желающих принести пользу своему народу. (Слайд 32)

Вопросы викторины:

1. Кто занял место царя Ивана Грозного? (его сын Федор)

2. Почему в опере «Борис Годунов» царю Борису всюду видятся кровавые мальчики? (предполагают, что по приказу Бориса был убит царевич Дмитрий, наследник царя Федора)

3. Кем на самом деле был монах Филарет? (племянник жены Ивана Грозного, Федор Романов, кандидат на престол после прекращения династии Рюриквичей)

4. Какую фамилию носила жена Ивана Грозного? (Романова)

5. В каком веке происходили события, которые называют «смутное время»? (конец 16 – начало 17 века)

6. Кем был Кузьма Минин? (земский староста)

7. Какую роль в ополчении играл князь Пожарский (он командовал народным ополчением)

8. Какие враги были у России в «смутное время»? (поляки и шведы)

9. Какие города удалось захватить врагам?

11. Кого решено было поставить на царство, чтобы прекратить беспорядки в стране? (Михаила Федоровича Романова, сына Федора Романова, которому в то время исполнилось 16 лет)

12. Какому событию посвящена опера М.И. Глинки «Жизнь за царя»?

(Михаил не знал, что его избрали царем. Он проживал с матушкой под Костромой. Его пришлось разыскивать специальному посольству. Одновременно его искали и поляки, чтобы убить. Недалеко от села Домнино поляки встретили крестьянина Ивана Сусанина и потребовали показать им дорогу. Сусанин согласился, но завел их в болото. Поляки поняли хитрость крестьянина и жестоко расправились с ним. Этому подвигу посвящена опера Глинки, а также стихи К.Ф.Рылеева)

Касаясь трех великих океанов,

Она лежит, раскинув города,

Покрытая стеной меридианов,

Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната

Уже занесена в твоей руке

И в краткий припомнить надо

Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал, Ты вспоминаешь родину – такую,

Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,

Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,

Песочный берез с низким ивняком.
Вот, где нам посчастливилось родиться,

Где на всю жизнь, до смерти мы нашли

Ту горсть земли, которая годится,

Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, морозы,

Да, можно голодать и холодать,

Идти на смерть.. Но эти три березы

При жизни никому нельзя отдать.

(К. Симонов)

ИСТОРИЯ КАЗАНСКОГО СОБОРА

Казанский собор был построен на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в 1620-х годах и назван Казанским в честь чудотворной Казанской иконы Божией Матери, главной войсковой святыни ополчения Минина и Пожарского. После пожара 1635 года вместо деревянного собора мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии – царским мастером Абросимом Максимовым) был построен каменный на средства государя Михаила Федоровича и освящен патриархом Иосифом 15 октября 1636 года.

Со времени постройки храм стал одной из важнейших Московских церквей, его настоятель занимал одно из первых мест в Московском духовенстве. В 1650 году перед собором были построены новая паперть и колокольня, а в конце 17 века устроено парадное крыльцо. После окончания строительства собора была сделана гладкая деревянная мостовая от него до Лобного места, получившая сначала название Красный мост, а возле храма – Красная площадь.

В 1925-1930 годах под руководством архитектора Петра Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьезная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращен первоначальный облик, сняты чертежи и замеры.

Вскоре Казанский собор закрыли. Там были столовая, склад, а летом 1936 года его сломали. Через год на его месте появился временный павильон III Интернационала. Позднее здесь было открыто летнее кафе, а на месте алтаря устроена общественная уборная.

Казанский собор в Москве восстановлен в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Автором проекта стал архитектор Олег Журин, один из учеников Петра Барановского. Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) были предоставлены правительством Москвы.

4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а ровно через три года освятил заново возведенный храм. Главный престол собора освящен в честь иконы Божией Матери «Казанская».

Просмотр содержимого презентации
«226801»

«Слава Родины нашей отважным сынам»

День народного единства

Внеклассное мероприятие

Преподаватель Стребко Т.П.




Минин Кузьма (? – 1616)

Нижегородский посадский человек. Участвовал в сражениях против Лжедмитрия II в составе нижегородского ополчения. С 1611 г. – земский староста. Инициатор созыва Второго ополчения, вместе с Д. М. Пожарским возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. Участвовал в сражениях ополчения с поляками под Москвой. С 1613 г. – думный дворянин.


Пожарский Дмитрий Михайлович

(1578–1642)

Князь, полководец. Участник Первого ополчения 1611 г., военный руководитель Второго ополчения 1612 г. Совместно с К. Мининым возглавил «Совет всей земли» в Ярославле. С 1613 г. – боярин. Руководил военными действиями против поляков в 1612–1618 гг. Возглавлял ряд приказов.



Дмитрий Пожарский

Воззвание Минина

Кузьма Минин




Казанский собор

Этот собор был построен в память освобождения Москвы от поляков. Но на деньги князя Дмитрия Пожарского.



Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве

Скульптор И. Мартоса



  • Иван Осипович Сусанин, крестьянин Костромского уезда, прославился тем, что зимой 1613года спасая царя Михаила Романова, завел отряд польских интервентов в непроходимое лесное болото, за что был замучен поляками. Подвигу Сусанина М.И Глинка посвятил оперу «Жизнь за царя».



Классный час "День народного единства"

    Купава Светлана Александровна, учитель начальных классов

Цель:

    формировать чувство гражданственности и патриотизма;

    формировать ответственность за судьбу Родины;

    дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612г.;

    расширять кругозор учащихся;

    развивать умение делать выводы, обобщать;

    способствовать развитию умения участвовать в диалоге, отстаивать свою точку зрения;

    воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, компьютерная презентация.

Ход классного часа

I. Орг. момент

Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.

II. Вступительное слово учителя.

Слайды 1-5

Идет просмотр слайдов, учитель читает наизусть стихотворение С. Васильева.

Россия – как из песни слово.
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки.
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю
Степей таинственную грусть.
Люблю всё то, что называют
Одним широким словом – Русь.

Учитель . – О чем это стихотворение? (о родине)

Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

(Чувство торжества и гордости за свою Родину - Россию, за ее могучий и славный народ.)

Для каждого очень важно знать историю своей Родины. История – это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины – это научиться любить её. А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу и независимость своей Родины.

Слайд 6

Звучит колокольный звон и учитель читает стихотворение:

ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА

С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

Учитель .

День народного единства.

Слайды 7-8

Родина и единство... Расскажите, как вы понимаете эти слова? (ответ)

Как вы думаете, к чему призывает нас праздник "День народного единства"?

(К единству россиян. Ведь именно в единстве, в единении народа сила России.

- Но откуда мы с вами все это знаем?

Правильно, из истории! Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена хаоса, вражды и анархии. Когда страна слабела, на нее набрасывались соседи, спеша урвать кусок побольше, да пожирнее. Впрочем, для грабежа и разбоя всегда можно найти самые благовидные предлоги. Эти времена назывались у нас смутными, а еще - кровавыми. Внутренние и внешние бури потрясали страну до самого основания, да так, что менялись не только правители, но и сами формы правления. Но страна снова и снова восставала из пепла. После каждой трагедии она становилась лишь сильнее на зависть врагам.

Слайд 9 -10

А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая. Так называли тревожное время неурожаев, голода, беспорядков и восстаний. Воспользовавшись этим, войска польского и шведского королей вторглись в русские земли. Вскоре поляки были в Москве. Над страной нависла смертельная опасность. Польские войска выжигали государство Русское, разоряли, людей убивали. Вздохи и плач раздавались кругом.

Тогда и наступил конец терпению народа. Русский народ решил объединиться в одно целое для изгнания с родной земли врагов.

Слайд 11 - 14

Огромная толпа заполнила Соборную площадь Нижнего Новгорода. Народ долго не расходился, словно чего-то ждал. Тут на пустую бочку поднялся выборный начальник горожан. Староста Кузьма Минин.

Братья! Не пожалеем ничего!- сказал староста.

Отдадим всё, чем владеем, для спасения Родины.

Выдернув из-за пазухи туго набитый деньгами кошелек, он разом высыпал его в стоявшее рядом ведро. Сюда же все люди с площади стали бросать деньги, драгоценности. Жители стали сносить все, что у них есть, что накопили за свою жизнь. А у кого ничего не было, тот снимал с себя медный крест и отдавал на общее дело. Надо было иметь очень много денег, чтобы собрать большое и сильное войско, вооружить его и прокормить воинов.

Слайд 15 -16

Скоро собралась большая сила. Стали думать, кого позвать в предводители. Остановились на князе Дмитрием Михайловиче Пожарском. Пожарский был способным, умным военачальником, человеком честным и справедливым. Князь согласился возглавить войска, но при условии, что Минин будет заниматься хозяйством ополчения и его казной.

Слайд 17

По преданию, Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия Пожарского на правление войском и выступление против врагов.

Слайд 18

В ополчение, которое возглавлял князь Пожарский, был прислан из Казани чудотворный образ Пресвятой Богородицы. Зная, что бедствие попущено за грехи, весь народ и ополчение наложили на себя трехдневный пост и с молитвой обратились к Господу и Его Пречистой Матери за небесной помощью. И молитва была услышана.

Празднование, 4 ноября, Пресвятой Богородице, в честь Ее иконы, именуемой "Казанская", установлено в этот день в благодарность за избавление Москвы и всей России от нашествия поляков в 1612 году.

Войско во главе с Дмитрием Пожарским двинулось к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Слайд 19

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей, ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. Москва была освобождена.

Слайд 20

Вот настоящие герои. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству.

Слайд 21 - 22

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского. Но лучшей наградой стала память народная. Недаром бронзовый памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России с надписью: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”

А еще такой памятник установлен в Нижнем Новгороде.

Слайд 23

В память освобождения Москвы от поляков в Москве был построен на деньги Д. Пожарского казанский собор, в честь Казанской иконы Божией Матери.

Подготовленный ученик читает стихотворение

Ушли в историю года,
Цари менялись и народы,
Но время смутное, невзгоды
Русь не забудет никогда!

Победой вписана строка,
И славит стих былых героев,
Поверг народ врагов-изгоев,
Обрел свободу на века!

И поднималась Русь с колен
В руках с иконой перед битвой,
Благословленная молитвой
Под звон грядущих перемен.

Деревни, села, города
С поклоном русскому народу
Сегодня празднуют свободу
И День единства навсегда!

III. Подведение итогов беседы.

Учитель:

Какая беда обрушилась в те года на Русь? (ответ)

Кто призвал русских людей на объединение для защиты своей Родины? (ответ)

Кто возглавил русское войско? (ответ)

Скажите, ребята, а знаете ли вы, как россияне отблагодарили героев ополчения? (ответ)

Можно ли утверждать, что народ горячо любит свою Родину? Из каких слов и дел это видно? (ответ)

Каким вам представился образ Кузьмы Минина? (ответ)

Сделайте заключение о чертах характера Минина и Пожарского, выбрав нужные слова.

Запись на доске

Спокойный, уравновешенный, решительный, храбрый, бескорыстный, сильный, ответственный, беззаветно преданный Родине и любящий ее, самоотверженный, мужественный, стойкий, авторитетный, жертвенный, умеющий воодушевить людей и повести их за собой.

Слайд 24 -25

Праздник ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА - дань глубокого уважения к тем знаменательным страницам отечественной истории, когда патриотизм и гражданственность помогли нашему народу объединиться и защитить страну от захватчиков. Преодолеть времена безвластия и укрепить Российское государство.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;

IV. Творческий проект

Учитель:

Какое ещё название имеет этот праздник?

В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью. А это значит, что мы делаем какие дела? (ответ)

Какое название можно дать этому дню. (День добрых дел.)

А что может сделать каждый из вас для тех, кто нуждается в помощи и поддержке.

1. "Чистый город" (уборка территории детского сада, благоустройство обелисков, памятников).

2. "Поможем детям" (сбор детских книг, игрушек для воспитанников Детского приюта).

3. "Спешите делать добрые дела" (помощь престарелым людям, инвалидам, ветеранам войны и труда, больным, одиноким).

Слайд 26

В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речевку:

Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!

Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!

Чтение наизусть стихотворение Натальи Майданик.

ПРИЗЫВНАЯ

В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!

Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,

Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

Учитель: Всем спасибо за общение.

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК.

АННОТАЦИЯ:

  • Классный час проводится в форме беседы, с элементами интеллектуального творческого взаимодействия между учителем и учениками в форме диспута, обсуждения. Работа направлена на активизацию личностного сопереживания, анализ и оценку понятия Родина и всего, что связано с этим понятием.

ЦЕЛЬ:

  • формирование представлений о новом российском празднике, его истоках и значении.

ЗАДАЧИ:

  • знакомство учащихся с отношением православных людей к воинскому долгу, с жизнью русских воинов, ставших святыми;
  • развитие чувства гражданственности и патриотизма, любви к Родине, интереса к истории Российского государства;
  • воспитание чувства гордости и уважения к защитникам государства;
  • активизация познавательной деятельности учащихся посредством анализа материала, а также анализа символов Российского государства.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ:

· иметь представление о сложности и многомерности истории нашего Отечества; о правомерности существования различных оценок и точек зрения на одни и те же исторические события и явления;

· знать основные события и периоды отечественной истории; о героических страницах и подвигах людей;

· рассказывать о важнейших исторических событиях, их участниках; давать развернутое описание исторических объектов, памятников.

ПЛАН:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

a)ИСТОРИЯ ПРАЗДНИКА;

b)ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ;

c)СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА;

d)РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ;

e)ВИКТОРИНА.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНПИЕ:

· портреты К.Минина и Д.Пожарского;

· фото Казанского собора на Красной площади в Москве;

· наглядные пособия;

· Эпиграф к классному часу:

«Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия».

П.А.Столыпин.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ:

· актовый зал.

2. ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ.

День народного единства - один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение.

Что же означает название этого праздника?

Почему возникла необходимость возродить этот праздник?

Какие события стали основой народного единения, и кто был во главе национального единства?

В Москве на Красной площади стоит памятник. На нём надпись «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия. В лето 1818 года»

В день 4 ноября мы чтим память о военном подвиге наших предков под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского, спасших в 1612 году от гибели русское государство и продемонстрировавших образец героизма и сплоченности независимо от происхождения, вероисповедания и положения в обществе. Так было и во время войны с Наполеоном, в сражениях с немецко-фашистскими захватчиками. Сыны отечества не раз показывали примеры самопожертвования ради своей Родины.

Мы не должны забывать простую истину: мы сильны тогда, когда мы едины. Только став единым народом, можно сохранить свободу и могущество государства.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.


С историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд.

Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.


Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,

И жертвует собой.
Во славу тех героев

Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!

РАССКАЗ УЧИТЕЛЯ ОБ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА.

Давайте углубимся в историю событий конца 16 века. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в конце XVI начале XVII веков.

v Начало смутного времени .

В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время, московский трон зашатался.

Старший сын Ивана Грозного - Дмитрий Иванович (1552-1553), наследник отца умер в младенчестве.

Второй сын – Иван Иванович (1554-1581), по одной из версий, погиб во время ссоры с отцом, по другой версии, умер в результате болезни.

Третий сын Федор Иванович (1557 – 1598), прозванный блаженным - хилый да слабый, недолго процарствовал.

Большинство историков считают, что Фёдор был не способен к государственной деятельности. По некоторым данным слабый здоровьем и умом; принимал мало участия в управлении государством, находясь под опекой сперва совета вельмож, затем своего шурина Бориса Фёдоровича Годунова, который после смерти Фёдора стал его преемником.

Что сталось с младшим, Дмитрием, - неизвестно. То ли из-за болезни умер, то ли из-за несчастного случая. А в народе слух ходил: конечно, убили царское дитя! И убийца тот, кто стал царём вместо Дмитрия:

Годунов Борис Фёдорович!

Борис Годунов много хорошего для страны сделал, еще больше задумал. Но народ так и не простил ему смерти царевича Дмитрия. А тут ещё неурожай, голод. Кто виноват? Конечно, царь-убийца: это Бог его наказывает!

И началось в Русском государстве страшное время, которое назвали Смутой.

v Цари – самозванцы.

Неожиданно в Литве объявился беглый монах Григорий Отрепьев и назвал себя царевичем Дмитрием, чудесным образом спасшимся! Польский король его признал и дал войско - отвоевать "отцовский" престол. Борис Годунов не успел навести порядок в стране: умер. Сердце подвело. Или совесть замучила?.. Не дожидаясь подхода польского войска, расправились бояре с детьми Бориса Годунова: сына Фёдора убили, а дочь Ксению заточили в монастырь.

В Москве воцарился Самозванец.

Этот Самозванец - он остался в истории Лжедмитрием I - государем оказался неплохим. Полякам и боярам мешал разорять Русь. Поэтому они его и убили.

заменив на другого - ничтожного, который тоже назвал себя царевичем Дмитрием.

Он стал Лжедмитрием II. Этот самозванец Лжедмитрий II, собрав войско, двинулся на Москву. По дороге он со своим войском разбил лагерь в селе Тушино, отчего и получил прозвание «Тушинский вор».

А потом он надумал посадить на московский трон польского королевича Владислава. Отправили послов к польскому королю Сигизмунду. А тот заявил: "Сам в Москве на трон сяду. Станет Русь частью Польского королевства!

Тогда и наступил конец терпению народа.

v Народное единство .

Рязанец Прокопий Ляпунов собрал ополчение и двинулся на Москву. Испугались поляки и бояре-предатели, составили грамоту с приказом распустить ополчение.

И пошли к патриарху Гермогену: "Ты в русской церкви самый главный. Тебя народ послушает. Подпиши грамоту!" Отказался патриарх и призвал русский народ выступать против захватчиков.

Ополчение Ляпунова было невелико и не могло взять Москву. Оно потерпело поражение. Его предводитель - Прокопий Ляпунов - погиб. Но призыв патриарха Гермогена облетел все русские города.

Услышали его и в Нижнем Новгороде.

Тамошний купец Козьма Минин первым отдал на ополчение всё своё богатство и обратился с призывом к жителям города.

Собрали жители Нижнего Новгорода большое войско.

Во главе его стал князь Дмитрий Пожарский. Двинулось ополчение к Москве и в пути росло не по дням, а по часам. Люди стекались отовсюду.

Ополчение Минина и Пожарского остановилось в городе Ярославль для пополнения перед походом на Москву. А в Москве поляки снова потребовали от патриарха: "Прикажи ополчению, пусть разойдется!" - "Да будет над ними милость Божья и наше благословление! - ответил Гермоген. - Изменники же да будут прокляты и в этом веке, и в будущем".

v Так и случилось!

Вся Русская земля встала против захватчиков и предателей. Начались бои за Москву. Князь Пожарский оказался талантливым полководцем. А Козьма Минин, не жалея жизни, сражался под стенами столицы, как простой ратник.

Два месяца осаждал Москву Пожарский. Вскоре поляки сдались, Пожарский с торжеством вступил в город.

4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года вражеское войско сдалось на милость победителей.

Когда настали мирные времена, новый царь щедро наградил Минина и Пожарского.

Но лучшей наградой стала память народная. Недаром памятник им стоит на Красной площади - в самом сердце России.

«Добрый памятник поставлен

Двум героям всей страной

В знак того, что был избавлен

От бесчестья край родной»

v Национальный герой.

П оистине национальным героем того сурового времени стал Иван Осипович Сусанин.

В начале 1613 года, когда Москва уже была освобождена от польских интервентов, отряды захватчиков еще бродили по русской земле в надежде переломить исход войны.

Один из таких отрядов хотел захватить в плен только что избранного русского царя Михаила Федоровича Романова, жившего неподалеку от Костромы.

Тогда-то и совершил свой знаменитый подвиг крестьянин из села Домнино, расположенного близ Костромы - Иван Осипович Сусанин. Враги пытались сделать его своим проводником, а он завел захватчиков в глухой лес, погубил их, но погиб при этом сам. Доказательством реальности подвига Ивана Осиповича Сусанина является царская грамота о даровании Богдану Сабинину (зятю Сусанина) половины деревни за подвиг покойного тестя.

Ивану Сусанину и его подвигу посвящены произведения музыкального, изобразительного и словесного искусства: опера М. И. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»), опера К. А. Кавоса («Иван Сусанин»), дума К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин», драма Н. А. Полевого «Kocтромские леса», картина М. И. Скотти «Подвиг Ивана Сусанина».

ДЕНЬ КАЗАНСКОЙ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ.

А вы помните, что 4 ноября празднуется как день Казанской иконы Божией Матери.

Казанский собор, освященный в честь Казанской иконы Божией Матери, был построен в 20-х годах XVII века на средства князя Дмитрия Михайловича Пожарского в благодарность за помощь и заступничество в борьбе с польско-литовскими захватчиками.

Деревянный Храм был освящен патриархом в присутствии царя и самого князя Пожарского, который принес чтимую икону Казанской Божией матери из Введенской церкви, где она хранилась до возведения Казанского собора. Казанский собор в нынешнем виде (деревянный храм серьезно пострадал во время пожара) был построен зодчими Глебовым и Петровым в 1635-1637 годах по повелению царя Михаила Федоровича.

Чтимая икона была обретена 21 июля (по новому стилю) 1579 года в Казани. Сохранилась легенда о том, что девятилетняя девочка Матрона трижды видела во сне Пресвятую Богородицу, которая указывала ей место под развалинами дома, где находился Ее чудотворный образ. Девочка рассказала об этом видении местному священнику Ермолаю, и икона действительно была найдена в указанном месте.

По своему типу она икона - Путеводительница, и действительно, многим нашим соотечественникам она не раз указывала верный путь. Перед Полтавской битвой Петр Великий со своим воинством молился перед иконой Казанской Божией Матери. В 1812 году Казанский образ Божией Матери осенял русских солдат, отразивших французское нашествие. В грозные дни осени 1812 года перед Казанской иконой отслужили молебен о спасении Отечества, на котором присутствовал М. И. Кутузов.

Казанская икона Божией Матери пользуется в России беспримерным почитанием. Обычно именно этой иконой благословляют молодых к венцу, именно ее вешают у детских кроваток, чтобы кроткий лик Богородицы с любовью смотрел на юных христиан.

СИМВОЛИКА РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА .

У каждого государства есть своя символика, и Россия в этом плане не является исключением.

Символика государства постоянно окружает нас в повседневной жизни.

Что к ней относится? (Герб, гимн, флаг).

Гимн – официально принятая торжественная песнь в честь государства. Гимн менялся несколько раз за российскую историю, что было связано с формой государственного устройства, теми, кто руководил страной. Музыка гимна величавая, торжественная. Гимн слушают и поют стоя, сняв головные уборы.

Флаг - трёхцветный триколор появился в эпоху Петра I , каждый цвет несёт определенную смысловую нагрузку.

Белый цвет – святость, благородство, мир, чистота совести;

синий – небо, верность, вера, правда;

красный – власть, огонь, отвага.

В годы советской власти флаг был красного цвета с серпом и молотом.

В 1991 году произошло возвращение к триколору.

Герб – символический опознавательный символ государства, официальная эмблема, составленная по определённым правилам. Герб можно увидеть на знамёнах, печатях, денежных знаках, официальных документа, вывесках государственных учреждений.

РОССИЯ СЕГОДНЯ.

Говорят, история ничему не учит, и люди, сколько ни живут, не извлекают из нее полезных уроков.

Казалось бы, как много было в истории России повторов, как часто через одно, два или три столетия опять происходило то же самое, что уже случалось в прошлом. К примеру, после каж­ дой волны преобразований вслед за обновлением и подъемом почему-то непременно наступали мрачные времена.

А военные победы, давшиеся ценой такой большой крови? Почему далеко не всегда Россия могла воспользоваться их пло­ дами? Почему снова и снова легко и быстро теряла то, что так долго и столь тяжело завоевывала?

Неужели история и впрямь – всего лишь череда случайностей, цепь не зависящих от нас событий, и человечеству вечно суждено ходить кругами и совершать одни и те же ошибки?

На эти вопросы нет простых ответов. Но нет и единого взгляда на минувшее. Нет одинаковых оценок того, что было и делалось давным–давно и совсем недавно. Ведь кто–то убежден, что история спишет и кровь, и жертвы, а в памяти потомков останутся лишь великие деяния и свершения. Что из того, что Санкт–Петербург был построен на костях? Зато какой прекрасный город получился. И Ленина со Сталиным незачем обвинять в том, что на их совести миллионы загубленных жизней. Ведь они создали могучую и сильную державу – Советский Союз.

Но, слава Богу, не все так рассуждают и не все согласны с таким подходом к истории.

В нашей истории много светлых и славных страниц, но, увы, не меньше – темных и скорбных. Нам есть чем и кем гордиться, кого благодарить, но есть о чем и о ком сожалеть и кого проклинать.

Но есть в истории любого государства события, оценка которых не подлежит сомнению, не изменяется веками и не изменится никогда.

Одним из таких дней в истории России является день 4 ноября. За эти славные страницы российской истории не будет стыдно ни одному русскому человеку. Вы скажете, что в нашем государстве, кроме православных, проживают народы и других религий. Но разве под знаменами Минина и Пожарского вместе с православными не сражались русские, калмыки, татары, башкиры, мордва и другие народы. И потом, мы ведь отмечаем День народного единства , а кто станет спорить, что за свободу и независимость России во все времена отдавали жизни народы всех религиозных конфессий.

Сегодняшняя Россия далека от процветания и благоденствия, но хочется верить, что впереди у нашего Отечества счастливая судьба. Ведь в русской истории не раз бывало, когда тяжелые годы бед и невзгод оставались позади, и жизнь потихоньку налаживалась и входила в свою колею.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ.

Нет более святого чувства, чем любовь к Родине. Мы знаем много пословиц и поговорок, которые показывают отношение людей к своей Родине.

Какие пословицы и поговорки вы знаете?

«Человек без Родины – что соловей без песни»,

«В своем доме и стены помогают»,

«Жить – Родине служить»,

«Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей»,

«Нет в мире краше Родины нашей».

Посмотрите, как похожи пословицы разных народов. Все они говорят о любви к Родине, богатстве и дружбе.

3. РЕФЛЕКСИЯ .

РИСОВАНИЕ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ.

Представьте, вам на время дали земной шар.

Прикрепите те рисунки, какой бы вы хотели видеть нашу планету!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

· К чему призывает нас этот праздник? Новый праздник призван напомнить о том, что мы россияне, принадлежащие к разным социальным группам, национальностям и вероисповеданиям – единый народ с общей исторической судьбой и общим будущим.

· В чем состоит суть дня народного единства? День народного единства, проникнутый идеями национального согласия, сплочения общества, упрочнения российской государственности, взаимопонимания, милосердия, заботы о людях. День народного единства является свидетельством единения людей, служения обществу.

· Для чего нам нужно единство? Для того, чтобы строить Россию вместе. Когда у нас будет доверие друг к другу, когда наша дружба будет крепка, мы сможем защитить нашу Родину от любой опасности.

· Какие еще названия имеет этот праздник? День воинской славы России. День добрых дел. В этот день мы оказываем помощь несчастным и нуждающимся, то есть занимаемся благотворительностью.

4 ноября – это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
4 ноября – это день реальных дел , а не сомнительных маршей.


В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать!

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ

1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время?
Речь Посполитая.

2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года?
Прокопий Петрович Ляпунов.

3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года?
Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город.

4. Как звали национального героя того времени?
Иван Осипович Сусанин.

5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву.
Ярославль.

6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"?
Лжедмитрия II.

7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь?
Казанский собор на Красной площади в Москве.

8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси?
С воцарением Михаила Романова.

9. В каком году впервые было установлено Празднование в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы 4 ноября?
в 1649 г.

10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября?
День народного единства.

Открытый урок для 5-11 классов

Тема. День народного единства.

Методическая разработка

Открытого урока для классных

руководителей.

Исполнитель: учитель истории

Ольховской средней школы

Чернышова С. А.

Тема открытого классного часа. День народного единства.

Цели:

Формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота.

Воспитание патриотических чувств учащихся на примерах исторических событий, на примере объединения народных патриотических сил для изгнания захватчиков с русских земель в нач. 17 века.

Нравственное воспитание.

Карты по истории Отечества: « Смутное время в России в нач. 17 века», « Польско-шведская интервенция и освобождение Москвы в 1612 году».

Презентация открытого урока «День народного единства».

Тип урока :

Обьяснительно-иллюстративный (При желании учитель может раздать лекционную часть наиболее подготовленным детям.) с элементами творческой работы учащихся.

План классного часа:

    Организационный момент. Вхождение в урок.

    Лекция. Презентация.

    Творческая работа детей в группах. Традиции и символы праздника.

4. Заключение.

Объявление темы и цели урока. Вопросы к детям: Как вы думаете, что означает название этого праздника, что это за праздник? (Могут быть предложены свои варианты вопросов, а далее могут быть представлены фрагменты начала презентации).

Начало презентации.

22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского

4 ноября государственный праздник в Российской Федерации-День народного единства впервые отмечался в 2005 году.

Народность есть выражение любви к Отечеству. День народного единства - это день выражения любви к своему Отечеству, осознание себя частью великого народа и готовность в любую минуту жертвовать собой ради спасения своего Отечества.

П.2. Лекция с использованием карт и фрагментов презентации.

Слова учителя: « Нам сегодня предстоит познакомиться с историей возникновения этого праздника».

Со смертью первого русского царя Ивана Грозного в1584 году началась почти тридцатилетняя пора Смутного времени. Началась Смута с народных волнений, связанных великим голодом на рубеже 17 и 18 веков. Два лета подряд стояла необычайная погода, летом 1601года сначала шли проливные дожди, холодные дожди, в июле выпал снег, а с августа начались снегопады. Ездили на санях как среди зимы. На полях жгли костры, чтобы спасти незрелые колосья, но это мало помогало. Все было бы не так трагично, если бы следующий год был урожайным. Но природа опять «смутилась». Весна как ей положено началась теплом, бурно росли озимые, но, как и в прошлом году, грянули морозы « превеликие и страшные», а за ними - сухое и жаркое лето. Вместо хлеба на полях царствовал бурьян. На третий год в 1603, природа не «бунтовала», но сеять было не чем. Начался голод. Ели всё: кошек, мышей, мякину и сено, навоз и коренья. И самое страшное, чего никогда не было на Руси,- началось людоедство.

Люди умирали от голода прямо на улицах. В Москве только в трех братских могилах было похоронено 127 тыс. человек, в основном тех, кто пришел в столицу в надежде на спасение. Москвичей, как правило, хоронили на церковных кладбищах. Современники полагали, что вымерла треть царства Московского.

По дорогам ходили толпы людей, собирались разбойничьи шайки. Обычная жизнь государства была нарушена мятежными раздорами, волнениями, беспорядками. По-прежнему в Успенском соборе Кремля короновали царей, но они не долго оставались на троне. После смерти в 1598 году бездетного Федора и в мае 1591 царевича Дмитрия пресеклась династия Рюриковичей. Комиссия, которая расследовала обстоятельства смерти последнего пришла к выводу, что смерть наступила от несчастного случая. Но в смутное время появилась другая версия: царевича убили подосланные Борисом Годуновым люди. События откликнулись трагедией через 10 лет: появился Лжедмитрий, который объявил, что он царевич Дмитрий, который спасся от гибели и с его воцарением в стране наступит порядок. Польские князья, которых не устраивал мир с Россией, решили воспользоваться случаем и помочь Лжедмитрию взойти на Московский престол. В обмен на поддержку Лжедмитрий согласился выполнить ряд условий. Польскому дворянину Мнишеку он обещал миллион злотых и жениться на его дочери Марине, а также передать ей у удел Псков и Новгород, Польскому королю - Часть русских земель и обратить Русь в католичество.

Осенью1604 года войско Лжедмитрия (около 2 тыс. наемников) вторглось в Россию и опираясь на недовольных политикой Б. Годунова, голодом быстро продвигалось к Москве. К 1605 году, после смерти Б. Годунова путь на Москву был свободен. 20.06.1605 года Лжедмитрий1 вступил в Москву. 21. 07.1605 коронован в Успенском соборе. Но уже в феврале 1606 года в Москву явились послы короля Сигизмунда с территориальныни претензиями. Своеволие поляк в Москве стало главной причиной заговора, в результате которого Лжедмитрий был убит, а царем был выкрикнут Василий Шуйский

Началось бесславное правление В. Шуйского. К осени 1611 года Россия перестала существовать как единое государство. Значительная часть территорий была захвачена поляками, на юге действовали многочисленные самозванцы, Новгородская земля перешла под власть Швеции.

Смертельная опасность заставила граждан забыть свои личные беды и подняться на защиту Отчизны. Знаменем в этой борьбе стал патриарх Гермоген. Он призывал всех людей подняться на войну за православную веру, за русскую землю. Из захваченной поляками Москвы он рассылал свои грамоты с призывами. Последней его грамотой было обращение к нижегородцам. Поляки уморили патриарха голодом, но остановить народ, который поднялся на борьбу, было уже нельзя. Мощная патриотическая волна, родившаяся в Нижнем Новгороде, поставила во главе народного движения простого гражданина Кузьму Минина и князя Дмитрия Пожарского.

Началось всё с того, что нижегородскому земскому старосте Кузьме Минину было видение: ему явился преподобный Сергий, повелел собрать «казну» на военные нужды и велел очищать Московское государство. Минин понял, что сам господь покровительствует ему, и осенью 1611 года обратился к нижегородцам, призывая пожертвовать всем ради освобождения земли русской. Минин, призывая людей на помощь, говорил: « Вера и Отечество наше погибают, но мы можем спасти их. Не пощадим жизни и имущества нашего для избавления Москвы, продадим дома свои, заложим все своё имущество и выкупим из беды Отечество!» Слезы текли по щекам Минина, когда он произносил эти слова, святой огонь любви к Отечеству блистал в его взоре. Граждане кричали: « Умрем за Русь святую!» В этом крике соединились все сердца, все души, все желания. Он раздавался во всех отдаленных местах России, он привел к одной цели, он воодушевил всех защитников её.

Добровольные пожертвования позволили сформировать народное ополчение. Каждый отдавал в казну одну пятую и даже одну третью часть своего имущества. Тот, кто был победнее, отдавал последнее, те у кого ничего не было, шли в кабалу. На призыв нижегородцев встать на освобождение своей земли откликнулись многие города Поволжья и других мест. Сбор нового ополчения был назначен в Ярославле. Здесь появилось правительство « Совет всей Земли». Летом 1612 года ополчение двинулось на Москву. 4 ноября по новому стилю, удалось отвоевать часть Москвы-Китай город. Вскоре ополчение вступило в опустошенный и оскверненный интервентами Кремль. Впереди шел Кузьма Минин с иконой Казанской Божьей Матери в Руках. Москвичи бурно праздновали победу. С освобождения Москвы от иноземцев народное ополчение начало дело освобождения всей страны от польских и шведских интервентов и восстановления независимости Российского государства

П.3. Творческая работа.

Слова учителя: « У каждого праздника есть свои символы. Например, символом нового года является елка, символом праздника, отмечаемого в СССР 7 ноября, как праздник победы в революции-были красные флаги, которые вывешивались на площадях и других публичных местах, символом 9 мая стали парад победы на Красной площади и песня день победы и др. И у каждого праздника есть свои традиции. У пока еще нового праздника « Дня народного единства» еще нет традиций. Я предлагаю вам разбиться на группы (желательно по 7 человек в каждой) и выполнить следующие задания: придумать и нарисовать символы этого праздника; придумать традиции этого праздника».

Работа в группах (5-7 мин.)

Защита группами своих предложений (2-3 мин.)

Возможные варианты:

Символы. Памятник Минину и Пожарскому; икона Казанской Божьей Матери и т.д.

Традиции. Театрализованные постановки различных значимых исторических событий (ледовое побоище, Куликовская битва, освобождение Москвы от интервентов и др.); народные гуляния (с элементами народных игр, песен)

П.4. Заключение.

Обсуждение работы групп. Подведение итогов.

К детям «Как вы думаете, нужен ли нам этот праздник. Необходимо ли нам помнить о событиях 1612 года и роли, которую сыграл народ в освобождении своего Отечества.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...