3 декабря 1883 года родился Антон Веберн, австрийский композитор, дирижер и педагог Антон Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы.
Жизненный путь его небогат яркими событиями.
Антон Веберн происходит из старинного дворянского рода – он был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урожденная Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей.
В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Г. Адлера (1902-06).
За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.
Уже первые сочинения - Идиллия для большого оркестра по поэме Б. Вилле «В летнем ветре» (1904) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у Арнольда Шёнберга. В статье «Учитель» он ставит эпиграфом слова Шёнберга:
«Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять».
В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.
Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики.
Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др.
В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Людвига ван Бетховена, Франца Шуберта, Иоганесса Брамса, Гуго Вольфа, Густава Малера, Арнольда Шёнберга, а также хоры Ханса Эйслера.
Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды - К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович.
Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.
В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему «Путь к новой музыке». Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как «дегенеративной» и «культур-большевистской» веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik».
В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания.
Словами поэтессы X. Йоне Веберн призывал «колокол сердец» - любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее» (3 часть Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства.
Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзиле, занятом в 1945 году американскими войсками.
15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии.
Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что ее муж по состоянию здоровья и по своим принципам
«не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
От Веберна начинет свой отсчет новое измерение музыкального времени и пространства. Это не просто краткость и звуковая насыщенность, но прежде всего – сгущенность, сконцентрированность составляющих музыкального материала. Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры.
В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию:
«Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!»
Восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому
«прекрасное есть символ прекрасно-доброго».
В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.
Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: «Рондо (Дахштайн)», «снег и лед, кристально чистый воздух», вторая побочная тема - «цветы высокогорья», далее - «дети на льду и на снегу, свет, небо», в коде - «взгляд в высокогорье».
Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей.
У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в.
Пьер Булез сказал даже, что Веберн -
«единственное преддверие музыки будущего».
Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.
Ю. Холопов, В. Холопова
Положение в мире становится все более ужасным, особенно в области искусства. А наша задача становится все более огромной.
А. Веберн
Австрийский композитор, дирижер и педагог А. Веберн - один из виднейших представителей нововенской школы . Жизненный путь его небогат яркими событиями. Семья Веберна происходит из старинного дворянского рода. Первоначально Веберн обучался игре на фортепиано, виолончели, начаткам музыкальной теории. К 1899 г. относятся первые композиторские опыты. В 1902-06 гг. Веберн учится в Институте истории музыки при Венском университете, где проходит гармонию у Г. Греденера, контрапункту К. Навратила. За диссертацию о композиторе Г. Изаке (XV-XVI вв.) Веберн удостаивается ученой степени доктора философии.
Уже первые сочинения - песий и идиллия для оркестра «В летнем ветре» (1901-04) - обнаруживают быструю эволюцию раннего стиля. В 1904-08 гг. Веберн занимается композицией у А. Шёнберга . В статье «Учитель» он ставит эпиграфом слова Шёнберга: «Веру в единоспасительную технику следовало бы разрушать, а стремление к истинности - поощрять». В период 1907-09 гг. уже окончательно сформировался новаторский стиль Веберна.
Закончив образование, Веберн работал дирижером оркестра и хормейстером в оперетте. Атмосфера легкой музыки вызывала в молодом композиторе непримиримую ненависть и отвращение к развлекательности, банальности, расчету на успех у публики. Работая как симфонический и оперный дирижер, Веберн создает ряд своих значительных произведений - 5 пьес ор. 5 для струнного квартета (1909), 6 оркестровых пьес ор. 6 (1909), 6 багателей для квартета ор. 9 (1911-13), 5 пьес для оркестра ор. 10 (1913) - «музыку сфер, идущую из самых глубин души», как отозвался позднее один из критиков; много вокальной музыки (в т. ч. песни для голоса с оркестром ор. 13, 1914-18) и др. В 1913 г. Веберн написал маленькую оркестровую пьесу, применив серийно-додекафонную технику.
В 1922-34 гг. Веберн - дирижер рабочих концертов (Венских рабочих симфонических концертов, а также Рабочего певческого общества). Программы этих концертов, ставивших целью приобщение рабочих к высокому музыкальному искусству, включали произведения Л. Бетховена, Ф. Шуберта, И. Брамса, Г. Вольфа, Г. Малера, А. Шёнберга, а также хоры Г. Эйслера. Прекращение этой деятельности Веберна произошло не по его воле, а в результате путча фашистских сил в Австрии, разгрома рабочих организаций в феврале 1934 г.
Веберн-педагог обучал (главным образом частных учеников) дирижированию, полифонии, гармонии, практической композиции. В числе его воспитанников-композиторы и музыковеды - К. А. Хартмал, X. Э. Апостель, Э. Ратц, В. Райх, X. Сирл, Ф. Гершкович. Среди сочинений Веберна 20-30-х гг. - 5 духовных песен ор. 15, 5 канонов на латинские тексты, струнное Трио, Симфония для камерного оркестра, Концерт для 9 инструментов, кантата «Свет глаз», единственное помеченное номером опуса сочинение для фортепиано - Вариации op. 27 (1936). Начиная с песен ор. 17 Веберн пишет только в додекафонной технике.
В 1932 и 1933 гг. Веберн прочитал в одном венском частном доме 2 цикла лекций на тему «Путь к новой музыке». Под новой музыкой лектор подразумевал додекафонию нововенской школы и анализировал то, что ведет к ней на исторических путях эволюции музыки.
Приход Гитлера к власти и «аншлюс» Австрии (1938) сделали положение Веберна бедственным, трагическим. Он уже не имел возможности занимать какую-нибудь должность, у него почти не было учеников. В обстановке травли композиторов новой музыки как «дегенеративной» и «культур-большевистской» веберновская твердость а отстаивании идеалов высокого искусства объективно была моментом духовного сопротивления фашистской «Kulturpolitik». В последних сочинениях Веберна - квартете ор. 28 (1936-38), Вариациях для оркестра ор. 30 (1940), Второй кантате ор. 31 (1943) - можно уловить тень одиночества и духовной изоляции автора, но нет никаких признаков компромисса или хотя бы колебания. Словами поэтессы X. Йоне Веберн призывал «колокол сердец» - любовь: «да бодрствует она там, где жизнь еще теплится, чтобы, пробудить ее» (3 ч. Второй кантаты). Спокойно рискуя своей жизнью, Веберн не написал ни одной ноты в угоду установкам фашистских идеологов от искусства. Трагична и смерть композитора: уже после окончания войны в результате нелепой ошибки Веберн был застрелен солдатом американских оккупационных войск.
Центр мировоззрения Веберна - идея гуманизма, отстаивание идеалов света, разума, культуры. В обстановке жестокого социального кризиса композитор проявляет неприятие отрицательных сторон окружающей его буржуазной действительности, впоследствии занимает недвусмысленно антифашистскую позицию: «Какие огромные разрушения несет с собой этот поход против культуры!» - восклицал он в одной из лекций 1933 г. Веберн-художник - непримиримый враг банальности, вульгарности, пошлости в искусстве.
Образный мир искусства Веберна далек от бытовой музыки, простых песен и танцев, сложен и непривычен. В основе его художественной системы - картина гармонии мира, отсюда естественная близость его к некоторым сторонам учения И. В. Гете о развитии природных форм. Этическая концепция Веберна опирается на высокие идеалы истины, добра и красоты, в чем мировоззрение композитора корреспондирует с Кантом, согласно которому «прекрасное есть символ прекрасно-доброго». В эстетике Веберна сочетаются требования значительности содержания, опирающегося на этические ценности (в них композитор включает и традиционные религиозно-христианские элементы), и идеальной отшлифованности, богатства художественной формы.
Из пометок в рукописи квартета с саксофоном ор. 22 видно, какие образы занимали Веберна в процессе сочинения: «Рондо (Дахштайн)», «снег и лед, кристально чистый воздух», вторая побочная тема - «цветы высокогорья», далее - «дети на льду и на снегу, свет, небо», в коде - «взгляд в высокогорье». Но вместе с этой возвышенностью образов веберновской музыке присущи сочетание крайней нежности и крайней остроты звучания, утонченность линий и тембров, строгость, подчас почти аскетичность звучания, словно она соткана из тончайших светящихся стальных нитей. У Веберна нет могучих «разливов» и редки длительные нагнетания звучности, ему чужды поражающие образные контрасты, тем более - показ будничных сторон действительности.
В своем музыкальном новаторстве Веберн оказался самым смелым из композиторов нововенской школы, он пошел много дальше и Берга, и Шёнберга. Именно веберновские художественные достижения оказали решающее влияние на новые тенденции музыки второй половины XX в. П. Булез сказал даже, что Веберн - «единственное преддверие музыки будущего». Художественный мир Веберна остается в истории музыки высоким выражением идей света, чистоты, нравственной твердости, непреходящей красоты.
Антон Веберн , также Антон фон Веберн (нем. Anton Webern, нем. Anton von Webern; 3 декабря 1883, Вена - 15 сентября 1945, Миттерзилль, Австрия) - австрийский композитор и дирижёр, один из основателей Новой венской школы.
Биография
Отец - Карл фон Веберн, горный инженер, чиновник в министерстве сельского хозяйства. Мать - Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1895 года стал серьёзно заниматься музыкой, обучался игре на фортепиано и виолончели у Эдвина Комауэра. Окончив гимназию, в 1902-1906 годах учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера. В 1904-1908 годах занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. В классе Шёнберга Веберн познакомился с композитором Альбаном Бергом, который стал его близким другом.
С 1908 года Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-1938 годах - дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.
Жизнь Веберна оборвалась трагично в Миттерзилле, занятом в 1945 году американскими войсками. 15 сентября около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
Среди учеников Веберна - Филипп Гершкович.
Изображен на австрийской почтовой марке 1995 года.
Творчество
Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке», изданного посмертно в 1960, и т. д.
Творчество Веберна оказало огромное влияние на течения послевоенного музыкального авангарда на Западе, включая таких композиторов как Стравинский, Булез, Штокхаузен, Ноно, Мадерна, Лигети и др., а также на российских композиторов Волконского, Денисова, Шнитке, Губайдулину, Кнайфеля, Вустина и многих других.
Сочинения, помеченные опусом
- Op. 1 - Пассакалия для оркестра (1908);
- Op. 2 - Ускользая на лёгких чёлнах (Entflieht auf Leichten Khnen) для смешанного хора
- Op. 3 - Пять песен для голоса и фортепиано
- Op. 4 - Пять песен для голоса и фортепиано
- Op. 5 - Пять пьес для струнного квартета (1909);
- Op. 6 - Шесть пьес для большого оркестра (1909, вторая ред. 1928);
- Op. 7 - Четыре пьесы для скрипки и фортепиано (1910, окончательная ред. 1914);
- Op. 8 - Две песни для голоса и ансамбля
- Op. 9 - Шесть багателей для струнного квартета (1911);
- Op. 10 - Пять пьес для оркестра (1911);
- Op. 11 - Три маленькие пьесы для виолончели и фортепиано (1914);
- Op. 12 - Четыре песни для голоса и фортепиано (1915-17);
Страница:
Антон Веберн, также Антон фон Веберн (родился 3 декабря, 1883, Вена — умер 15 сентября, 1945, Миттерзиль, близ Зальцбурга, Австрия) — австрийский композитор, дирижёр, представитель «Новой венской школы».
Антон Веберн был сыном горного инженера Карла фон Веберна, служившего чиновником в министерстве сельского хозяйства. Мать Веберна Амалия (урождённая Гер), дочь мясника, интересовалась искусством и была пианисткой-любительницей. В юности Антон жил в Вене, Граце, посещал гимназию в Клагенфурте (Каринтия). С 1885 стал серьёзно заниматься музыкой. Д-р Эдвин Комауэр обучал его игре на фортепиано и виолончели. Окончив гимназию, Веберн учился как музыковед в Венском университете под руководством Гвидо Адлера (1902-06). С 1904 по 1908 Веберн занимался композицией у Арнольда Шёнберга, что оказало самое серьёзное влияние на формирование его личности и творчество. Творческие контакты Веберна со своим учителем продолжались до конца жизни Веберна. В классе Шёнберга Веберн сблизился также с другим выдающимся композитором Альбаном Бергом. Их триумвират вошёл в историю музыки под названием «Новой венской школы», и сам Веберн считал, что Шёнберг — голова, а он и Берг — крылья Шёнберга.
Какой смысл любителям заниматься элементами музыки, «загадками её правил»? Смысл именно в том, чтобы научить за
банальностями видеть бездны! И ещё – и это было бы спасением – быть активным духовно.
(«Путь к новой музыке»)
Веберн Антон
С 1908 Веберн работал как оперный и симфонический дирижёр в городах Австрии и Германии, а также в Праге. Руководил Венским рабочим певческим обществом. В 1928-38 дирижёр австрийского радио, отстранён от этой должности после утверждения нацистского режима в Австрии.
Жизнь Веберна оборвалась трагично вскоре после окончания войны в Миттерзиле, занятом тогда американскими войсками. 15 сентября 1945 около 10 часов вечера, выйдя из дома своего зятя Маттеля, чтобы выкурить дорогую американскую сигару, полученную в подарок от зятя, Веберн был застрелен из пистолета тремя выстрелами в упор солдатом (поваром) американской армии, по ошибке принявшим вспышку спички, зажжённой Веберном, за что-то другое. Повар оправдался тем, что стрелял в целях самообороны, будучи в возбуждённом (а вернее, нетрезвом) состоянии. Вдове Веберна Вильгельмине пришлось доказывать американским властям в письменной форме, что её муж по состоянию здоровья и по своим принципам «не мог нападать на кого-либо, особенно на солдата».
Веберн воспитал множество учеников. Один из них, Филипп Гершкович(1906—1989), в течение многих лет (1941—1987) жил в Советском Союзе, ведя активную педагогическую деятельность.
Ученик и последователь создателя т. н. «атональной» школы Арнольда Шёнберга, Веберн довёл её принципы до крайних форм выражения. Он использовал в своих сочинениях додекафонную и серийную технику. Для его музыки характерны предельная афористичность, сжатость, лаконизм, экономия и концентрация музыкальных выразительных средств, а также строгость, возвышенность и ирреальность музыкальных образов. Предельная звуковая рафинированность сочетается в музыке Веберна с жёсткой конструктивной схемой и абстрактностью мышления.
Он автор симфонических, камерно-инструментальных, вокальных и хоровых произведений, из которых только 31 помечены номерами opus’ов. Он также автор литературных трудов, поэзии, драмы «Мёртвый» (1913), музыкальных исследований и статей, анализов собственной музыки, цикла бесед «Путь к новой музыке» изданного посмертно в 1960, и т. д.