Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Живопись классицизма и рококо. Изобразительное искусство классицизма и рококо. картины на религиозные сюжеты

МХК, 11 класс
Урок № 6
Искусство
классицизма и
рококо
Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв.
задания (с.63-65), таб. (с.
63) в тетради заполнить
© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА
дать представление об искусстве
классицизма, сентиментализма и
рококо;
расширять кругозор, навыки анализа
жанров искусства;
воспитывать национальное
самосознание и самоидентификацию,
уважение к музыкальному творчеству
рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

О. Фрагонар;
классицизм;
Г. Риго;
рококо;
сентиментализм;
гедонизм;
рокайлеи;
маскароны;
В.Л. Боровиковский;
ампир;
Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем
она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте
свой ответ конкретными примерами.
2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В
чём выразился реформаторский характер его творчества? Что
характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое
отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях
композитора? Что объединяет музыкальное творчество К.
Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?
3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его
принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко?
Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где?
Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого
композитора вам особенно близки? Почему?
4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что
представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.?
Почему развитие русской барочной музыки связывают с
формированием композиторской школы в России? Какое
впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С.
Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

определять
определять существенные
существенные признаки
признаки стилей
стилей классицизма
классицизма
и
и рококо,
рококо, соотносить
соотносить их с определенной исторической
эпохой;
эпохой;
исследовать
исследовать причинно-следственные связи,
связи,
закономерности
закономерности смены
смены художественных
художественных моделей
моделей мира;
мира;
оценивать
оценивать эстетическую,
эстетическую, духовную
духовную и
и художественную
художественную
ценность
ценность культурно-исторической
культурно-исторической эпохи;
эпохи;
выявлять
выявлять способы
способы и
и средства
средства выражения
выражения общественных
идей
идей и
и эстетических
эстетических идеалов
идеалов эпохи
эпохи в
в процессе
процессе анализа
анализа
произведений
произведений искусства классицизма,
классицизма, рококо и
сентиментализма;
сентиментализма;
находить
находить ассоциативные
ассоциативные связи
связи и
и различия
различия между
художественными
художественными образами классицизма, барокко и
рококо,
рококо, представленными в различных
различных видах
видах искусства;
искусства;
характеризовать
характеризовать основные
основные черты,
черты, образы
образы и темы
темы
искусства
искусства классицизма,
классицизма, рококо
рококо и
и сентиментализма;
сентиментализма;
выдвигать
выдвигать гипотезы,
гипотезы, вступать
вступать в диалог,
диалог, аргументировать
аргументировать
собственную
собственную точку
точку зрения
зрения по
по сформулированным
сформулированным
проблемам;
проблемам;
систематизировать
систематизировать и
и обобщать
обобщать полученные
полученные знания
знания об
об
основных
основных стилях и течениях искусства
искусства XVII-XVIII вв.
(работа
(работа с таблицей)
таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Эстетика
классицизма.
2.Рококо и
сентиментализм.
Задание на урок. Какое значение для Мировой
цивилизации и культуры имеют эстетика
классицизма, искусство рококо и
сентиментализм?

подвопросы

1.
1.
2.
2.
Эстетика
Эстетика классицизма.
классицизма. Обращение
Обращение кк античному
античному
наследию
наследию и
и гуманистическим
гуманистическим идеалам Возрождения.
Выработка
Выработка собственной
собственной эстетической
эстетической программы.
программы.
Главное
Главное содержание искусства
искусства классицизма
классицизма и
и его
его
творческий
творческий метод.
метод. Черты
Черты классицизма
классицизма в
в различных
различных
видах
видах искусства.
искусства. Формирование стилевой системы
системы
классицизма
классицизма во Франции
Франции и ее влияние на развитие
художественной
художественной культуры
культуры западноевропейских
западноевропейских стран.
стран.
Понятие
Понятие о
о стиле
стиле ампир.
ампир.
Рококо
Рококо и
и сентиментализм*.
сентиментализм*. Происхождение
Происхождение термина
термина
«рококо».
«рококо». Истоки
Истоки художественного
художественного стиля
стиля и
и его
его
характерные
характерные особенности. Задачи
Задачи рококо
рококо (на
(на примере
примере
шедевров
шедевров декоративно-прикладного
декоративно-прикладного искусства).
Сентиментализм
Сентиментализм как
как одно
одно из
из художественных
художественных течений
течений
в
в рамках
рамках классицизма.
классицизма. Эстетика
Эстетика сентиментализма
сентиментализма и
и
его
его основоположник
основоположник Ж.
Ж. Ж.
Ж. Руссо.
Руссо. Специфика
Специфика русского
русского
сентиментализма
сентиментализма в литературе
литературе и живописи (В. Л.
Боровиковский)
Боровиковский)

Эстетика
классицизма
Левицкий Д.Г.
Портрет
Дени Дидро.
1773-1774
гг. Музей
искусства и
истории
города
Женевы в
Швейцарии.
Новый художественный
стиль - классицизм (лат.
classicus образцовый) следовал классическим
достижениям Античности и
гуманистическим идеалам
Возрождения.
Искусство Древней Греции и
Древнего Рима стало для
классицизма главнейшим
источником тем и сюжетов:
обращения к античной
мифологии и истории,
ссылки на авторитетных
учёных, философов и
писателей.
В соответствии с античной
«…изучать Античность, чтобы
традицией был
научиться видеть Природу»
провозглашён принцип
(Дени Дидро)
первенства природы.

Эстетика
классицизма
О. Фpaгonap. Портрет
Дени Дидро. 1765-1769 гг.
Лувр, Париж
Эстетические принципы классицизма:
1. Идеализация древнегреческой
культуры и искусства, ориентация на
нравственные принципы и идеи
гражданственности
2. Приоритет воспитательного
значения искусства, признание
ведущей роли разума в познании
прекрасного.
3. Пропорциональность, строгость,
ясность в классицизме сочетаются с
законченностью, завершенностью
художественных образов,
универсализмом и нормативностью.
Главным содержанием искусства
классицизма стало понимание мира
как разумно устроенного механизма,
где человеку отводилась
существенная организующая роль.

10.

Эстетика
классицизма
Клод Лоррен. Отплытие царицы
Савской (1648). Лондонская
Национальная картинная галерея
Творческий метод
классицизма:
стремление к разумной
ясности, гармонии и
строгой простоте;
приближение к
объективному отражению
окружающего мира;
соблюдение
правильности и порядка;
подчинение частного
главному;
высокий эстетический
вкус;
сдержанность и
спокойствие;
рационализм и
логичность в поступках.

11.

Эстетика
классицизма
Каждому из видов искусства были
присущи свои особенные черты:
1. Основой архитектурного языка
классицизма становится ордер (тип
архитектурной композиции, использующий
определённые элементы и
подчиняющийся определённой архитектурностилевой обработке), гораздо более
Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.
Триумфальная арка на
площади Каррусель в Париже.
1806 г. (стиль - ампир)
близкий по формам и пропорциям к
зодчеству Античности.
2. Произведения архитектуры отличают
строгая организованность
соразмерность и уравновешенность
объёмов, геометрическая
правильность линий, регулярность
планировки.
3. Для живописи характерны: чёткая
разграниченность планов, строгость
рисунка, тщательно выполненная
светотеневая моделировка объёма.
4. Особую роль в решении
просветительской задачи играли
литература и в особенности театр,
ставший самым массовым видом
искусства этого времени.

12.

Эстетика
классицизма
в эпоху царствования
Г. Риго. Портрет Людовика XIV.
1701 г. Лувр, Париж
«короля – солнце» Людовика
XIV (1643-1715) была
выработана некая идеальная
модель классицизма, которой
подражали в Испании,
Германии, Англии и в странах
Восточной Европы, Северной
и Южной Америки.
вначале искусство
классицизма было
неотделимо от идеи
абсолютной монархии и
являлось воплощением
целостности, величия и
порядка.

13.

Эстетика
классицизма
Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
Искусство в форме так называемого революционного классицизма,
служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение
гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
На последней стадии своего развития классицизм активно
выражал идеалы наполеоновской империи.
Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр.
style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)
классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во
Франции в период правления императора Наполеона I.

14.

Рококо и
сентиментализм
Характерной особенностью XVIII в.
в западноевропейском искусстве
стал неоспоримый факт
одновременного существования с
классицизмом барокко, рококо и
сентиментализма.
Признавая только гармонию и
порядок, классицизм «выпрямил»
причудливые формы барочного
искусства, перестал трагически
воспринимать духовный мир
человека, а основной конфликт
перенёс в сферу отношений между
отдельной личностью и
государством. Барокко, изжившее
себя и пришедшее к логическому
завершению, уступило место
классицизму и рококо.
О. Фрагонар. Счастливые
возможности качелей. 1766 г.
Коллекция Уоллес, Лондон

15.

Рококо и
сентиментализм
Ринальдиевское рококо:
интерьеры Гатчинского замка.
г. Гатчина
В 20-е гг. XVIII в. во Франции
сложился новый стиль искусства –
рококо (фр.rocaille - раковина). Уже
само название раскрывало
главную, характерную черту этого
стиля – пристрастие к изысканным
и сложным формам, причудливым
линиям, во многом напоминавшим
очертания раковины.
Раковина то превращалась в
сложный завиток с какими-то
странными прорезями, то в
украшение в виде щита или
полуразвёрнутого свитка с
изображением герба или эмблемы.
Во Франции интерес к стилю
рококо ослабел уже к концу 1760-х
гг., но в странах Центральной
Европы его влияние было
ощутимо вплоть до конца XVIII
столетия.

16.

Рококо и
сентиментализм
Главная цель искусства рококо
- доставлять чувственное
наслаждение (гедонизм).
Искусство должно было
нравиться, трогать и
развлекать, превращая
жизнь в утончённый
маскарад и «сады любви».
Сложные любовные интриги,
мимолётность увлечений,
дерзкие, рискованные,
бросающие вызов обществу
поступки героев, авантюры
и фантазии, галантные
Аллегория изобразительного искусства,
развлечения и праздники
1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см.
определяли содержание
Рококо. Франция.
произведений искусства
Вашингтон, Нац. галерея.
рококо.

17.

Рококо и
сентиментализм
Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:
грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость
и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к
экзотике;
орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок,
цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей,
масок;
сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим
количеством белых деталей и золота;
культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции,
изощрённая чувственность, эротичность;
культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в
скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам
(«Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного
человека;
эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность
образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,
чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного
взгляда или влажного блеска в глазах.

18.

Рококо и
сентиментализм
Мебель в стиле
рококо
Наибольшего расцвета стиль
рококо достиг в произведениях
декоративно-прикладного
искусства Франции (интерьерах
дворцов
и костюмах аристократии). В
России он проявился прежде
всего в архитектурном декоре в виде свитков, щитов и
замысловатых раковин рокайлей (декоративных
орнаментов, имитирующих
соединение причудливых раковин
и диковинных растений), а
также маекаранов (лепных или
резных масок в виде
человеческого лица или головы
зверя, размещённых над
окнами, дверьми, арками, на
фонтанах, вазах и мебели).

19.

Рококо и
сентиментализм
Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери
Кур). живопись. Франция
Сентиментализм (фр. sentiment - чувство).
В мировоззренческом плане он, как и
классицизм, опирался на идеи
просветительства.
Важное место в эстетике сентиментализма
занимало изображение мира чувств и
переживаний человека (отсюда его
название).
Чувства воспринимались как проявление
природного начала в человеке, его
естественного состояния, возможного
только при тесном контакте с
природой.
Достижения цивилизации с множеством
соблазнов, развращавших душу
«естественного человека», приобретали
явно враждебный характер.
Своеобразным идеалом
сентиментализма стал образ сельского
жителя, следовавшего законам
первозданной природы и живущего в
абсолютной гармонии с ней.

20.

Рококо и
сентиментализм
Французскийй̆ философ, писатель,
мыслитель эпохи Просвещения.
Также музыковед, композитор и
ботаник. Родился: 28 июня 1712
г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66
лет), Эрменонвиль, близ Парижа.
Основоположником сентиментализма
считают французского просветителя
Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ
естественных, природных чувств и
потребностей человека, простоты и
сердечности.
Его идеалом был чувствительный,
сентиментальный мечтатель,
одержимый идеями гуманизма,
«естественный человек» с «прекрасной
душой», не развращённый
буржуазной цивилизацией.
Главную задачу искусства Руссо
видел в том, чтобы учить людей
добродетели, звать их к лучшей
жизни.
Главный пафос его произведений
составляет восхваление человеческих
чувств, высоких страстей, пришедших
в столкновение с общественными,
сословными предрассудками.

21.

Рококо и
сентиментализм
Правомернее всего рассматривать
сентиментализм как одно из
художественных течений,
действовавших в рамках
классицизма.
Если рококо делает акцент на
внешнем проявлении чувств и
эмоций, то сентиментализм
подчёркивает внутреннюю,
духовную сторону бытия человека.
В России наиболее яркое
воплощение сентиментализм
нашёл в литературе и в
живописи, например в
творчестве В. Л. Боровиковского.
В.Л. Боровиковский. Лизынька и
Дашинька. 1794 г. Государственная
Третьяковекая галерея,Москва

22. Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В
чём выразились связь и различия между искусством
классицизма и барокко?
2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало
искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и
почему ему пришлось отказаться?
3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его
особенности отвечали вкусам и настроениям своего
времени? Почему в нём не нашлось места для выражения
гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо
достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном
искусстве?
4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли
считать рококо продолжением барокко? Что нового стиль
рококо «добавил» к барокко? Каковы отличия
эмоционального воздействия на человека этих стилей?
5*. На каких идеях просветительства базировался
сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно
ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля
классицизма?

23. Творческая мастерская

24. Темы презентаций, проектов

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
«Роль Франции в развитии европейской художественной
культуры».
«Человек, природа, общество в эстетической программе
классицизма».
«Образцы Античности и Возрождения в искусстве
классицизм».
«Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
«Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и
течения классицизма».
«Особенности развития классицизма в искусстве Франции
(России и др.)».
«Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
«Культ естественного чувства в искусстве
сентиментализма».
«Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового
искусства».

25. рефлексия

Оцените свою работу на уроке,
закончите предложения:
Сегодня я узнал…
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
Я смог…
Меня удивило…
Мне захотелось…

26. Литература:

Программы для общеобразовательных учреждений.
Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.:
Дрофа, 2011
Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень:
учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

В XVIII веке западноевропейское искусство становится едва ли не главным объектом острых дискуссий, точкой столкновения различных мировоззрений, отражающих общую картину смешения и и разнообразия форм его существования. Современники спорили об отношении искусства и природы, о роли и назначении художника и зрителя, соотношении правды и вымысла. Характерной особенностью этого времени стал неоспоримый факт не постепенной сменяемости, а одновременного существования барокко, классицизма, рококо и сентиментализма.

Как же в этой непростой ситуации "уживались" классицизм и господствующие более полувека идеалы барокко, столь не схожие и во-многом даже противоположные по своей сути стили?

Классицизм был первым четко оформившимся направлением в европейском искусстве, создавшим собственную эстетическую программу, выработавшим строгие правила художественного творчества и свою идеологическую ориентацию (Если в начале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка, то позднее, в форме так называемого революционного классицизма, родиной которого являлась Франция, оно служило противоречивым идеалам борьбы против тирании и утверждение гражданских прав личности. Но на последней стадии своего развития классицизм стал активно выражать идеалы наполеоновской империи - недаром своё художественное продолжение он нашел в стиле ампир).

Искусство барокко, о котором достаточно подробно было рассказано в предыдущих постах (кому интересно, можете найти их по соответствующему тэгу), в большей степени опиралось на интуицию, чем на рациональное начало, поэтому никакой теории не создало. Классицизм отказался от принципиальной противоречивости барокко и отверг его главный девиз: "Кто не нарушает правил, тот не поэт". Признавая только гармонию и порядок, классицизм "выпрямил" причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенес в сферу отношений между отдельной личностью и государством.

Барокко, почти окончательно изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму. Но истинным наследником барокко стал не классицизм, а другой стиль - рококо.

Рококо в изобразительном искусстве:
Жан Оноре Фрагонар "Счастливые возможности качелей" (1766 г.)

В 20-е годы XVIII века во Франции сложился новый стиль искусства - рококо (от фр. rocaille - раковина). Уже само название раскрывало главную, характерную черту этого стиля - пристрастие к изусканным и сложным формам, причудливым линиям, во многом напоминавшим силуэт раковины.

Раковина то превращалась в сложный завиток с какими-то странными прорезями, то в украшение в виде щита или полуразвернутого свитка с изображением герба или эмблемы.


Во Франции интерес к стилю рококо ослабел уже к концу 1760-х годов, но в странах Центральной Европы его влияние было ощутимо вплоть до конца XVIII столетия.

Искусство рококо формировалось в эпоху духовного кризиса абсолютистской власти во Франции. Отражавшие идеалы и настроения высших слоев французского общества, оно не могло не испытывать на себе влияния аристократических заказчиков.

Главная цель искусства рококо совершенно гедонистическая - доставлять чувственное наслаждение. Искусство должно было нравится, трогать и развлекать, превращая жизнь в утонченный маскарад и "сады любви". Сложные любовные интриги, мимолетность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства.

Характерными чертами рококо , которые можно выявить в произведениях искусства этого стиля, можно признать следующие:

1. Грациозность и легкость, затейливость, декоративная утонченность и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике.


2. Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров и т. п.
3. Сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота.
4. Культ прекрасной наготы, восходящей к античной традиции, изощренная чувственность, эротичность.
5. Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам ("прелестным безделицам"), наполняющим быт галантного человека "галантного века".
6. Эстетика нюансов и намеков, интригующая двойственность образов, переданная с помощью легких жестов, полуоборотов, чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного взгляда или влажного блеска в глазах.

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях декотративно-прикладного искусства Франции (интерьеров дворцов и костюмах аристократии).


В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маскаронов (лепных или резных масок в виде человеческого лица или головы зверя, размещенных над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Стиль рококо достаточно быстро вышел из моды.

Но его влияние, например, на импрессинистов не вызывает никаких сомнений. А наиболее наглядным вляние рококо выглядит в творчестве художников и архитекторов стиля

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

МХК, 11 класс

Урок № 6

Искусство классицизма и рококо

Д.З.: Глава 6, ?? (с.63), тв. задания (с.63-65), таб. (с. 63) в тетради заполнить

© А.И. Колмаков


ЦЕЛИ УРОКА

  • дать представление об искусстве классицизма, сентиментализма и рококо;
  • расширять кругозор, навыки анализа жанров искусства;
  • воспитывать национальное самосознание и самоидентификацию, уважение к музыкальному творчеству рококо.

ПОНЯТИЯ, ИДЕИ

  • О. Фрагонар;
  • классицизм;
  • Г. Риго;
  • рококо;
  • сентиментализм;
  • гедонизм;
  • рокайлеи;
  • маскароны;
  • В.Л. Боровиковский;
  • ампир;
  • Ж. Ж. Руссо

Проверка знаний учащихся

1. Каковы характерные черты музыкальной культуры барокко? Чем она отличается от музыки эпохи Возрождения? Аргументируйте свой ответ конкретными примерами.

2 . Почему К. Монтеверди называют первым композитором барокко? В чём выразился реформаторский характер его творчества? Что характерно для «Взволнованного стиля» его музыки? Какое отражение этот стиль нашёл в оперных произведениях композитора? Что объединяет музыкальное творчество К. Монтеверди с произведениями барочной архитектуры и живописи?

3. Что отличает музыкальное творчество И. С. Баха? Почему его принято рассматривать в рамках музыкальной культуры барокко? Приходилось ли вам слушать органную музыку И. С. Баха? Где? Каковы ваши впечатления? Какие произведения великого композитора вам особенно близки? Почему?

4. Каковы характерные черты русской музыки барокко? Что представляли собой партесные концерты XVII - начала XVIII в.? Почему развитие русской барочной музыки связывают с формированием композиторской школы в России? Какое впечатление производит на вас духовная хоровая музыка М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского?

Универсальные учебные действия

  • оценивать ; выявлять способы и средства находить ассоциативные связи систематизировать и обобщать
  • определять существенные признаки стилей классицизма и рококо, соотносить их с определенной исторической эпохой;
  • исследовать причинно-следственные связи , закономерности смены художественных моделей мира;
  • оценивать эстетическую, духовную и художественную ценность культурно-исторической эпохи ;
  • выявлять способы и средства выражения общественных идей и эстетических идеалов эпохи в процессе анализа произведений искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • находить ассоциативные связи и различия между художественными образами классицизма, барокко и рококо, представленными в различных видах искусства;
  • характеризовать основные черты , образы и темы искусства классицизма, рококо и сентиментализма;
  • выдвигать гипотезы, вступать в диалог , аргументировать собственную точку зрения по сформулированным проблемам;
  • систематизировать и обобщать полученные знания об основных стилях и течениях искусства XVII-XVIII вв. (работа с таблицей)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  • Эстетика классицизма.
  • Рококо и сентиментализм.

Задание на урок. Какое значение для Мировой цивилизации и культуры имеют эстетика классицизма, искусство рококо и сентиментализм?


подвопросы

  • Эстетика классицизма. Обращение к античному наследию и гуманистическим идеалам Возрождения. Выработка собственной эстетической программы. Главное содержание искусства классицизма и его творческий метод. Черты классицизма в различных видах искусства. Формирование стилевой системы классицизма во Франции и ее влияние на развитие художественной культуры западноевропейских стран. Понятие о стиле ампир.
  • Рококо и сентиментализм *. Происхождение термина «рококо». Истоки художественного стиля и его характерные особенности. Задачи рококо (на примере шедевров декоративно-прикладного искусства). Сентиментализм как одно из художественных течений в рамках классицизма. Эстетика сентиментализма и его основоположник Ж. Ж. Руссо. Специфика русского сентиментализма в литературе и живописи (В. Л. Боровиковский)

Эстетика

классицизма

  • Новый художественный стиль - классицизм (лат. classicus образцовый) - следовал классическим достижениям Античности и гуманистическим идеалам Возрождения.
  • Искусство Древней Греции и Древнего Рима стало для классицизма главнейшим источником тем и сюжетов: обращения к античной мифологии и истории, ссылки на авторитетных учёных, философов и писателей.
  • В соответствии с античной традицией был провозглашён принцип первенства природы.

Левицкий Д.Г.

Портрет

Дени Дидро. 1773-1774 гг. Музей искусства и истории города Женевы в Швейцарии.

«…изучать Античность, чтобы научиться видеть Природу»

(Дени Дидро)


Эстетика

классицизма

Эстетические принципы классицизма:

1. Идеализация древнегреческой культуры и искусства, ориентация на нравственные принципы и идеи гражданственности

2. Приоритет воспитательного значения искусства, признание ведущей роли разума в познании прекрасного.

3. Пропорциональность, строгость, ясность в классицизме сочетаются с законченностью, завершенностью художественных образов, универсализмом и нормативностью.

  • Главным содержанием искусства классицизма стало понимание мира как разумно устроенного механизма, где человеку отводилась существенная организующая роль.

О. Фpaгonap. Портрет

Дени Дидро. 1765-1769 гг. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

Творческий метод классицизма:

  • стремление к разумной ясности, гармонии и строгой простоте;
  • приближение к объективному отражению окружающего мира;
  • соблюдение правильности и порядка;
  • подчинение частного главному;
  • высокий эстетический вкус;
  • сдержанность и спокойствие;
  • рационализм и логичность в поступках.

Клод Лоррен. Отплытие царицы Савской (1648). Лондонская Национальная картинная галерея


Эстетика

классицизма

Каждому из видов искусства были

присущи свои особенные черты:

1. Основой архитектурного языка

классицизма становится ордер ( тип

архитектурной композиции, использующий

определённые элементы и

подчиняющийся определённой архитектурно-

стилевой обработке ) , гораздо более

близкий по формам и пропорциям к

зодчеству Античности.

2. Произведения архитектуры отличают

строгая организованность

соразмерность и уравновешенность

объёмов, геометрическая

правильность линий, регулярность

планировки.

3. Для живописи характерны : чёткая

разграниченность планов, строгость

рисунка, тщательно выполненная

светотеневая моделировка объёма.

4. Особую роль в решении

просветительской задачи играли

литература и в особенности театр ,

ставший самым массовым видом

искусства этого времени.

Ш. Персье, П.Ф.Л. Фопmеп.

Триумфальная арка на площади Каррусель в Париже. 1806 г. (стиль - ампир)


Эстетика

классицизма

  • в эпоху царствования «короля – солнце» Людовика XIV (1643-1715) была выработана некая идеальная модель классицизма, которой подражали в Испании, Германии, Англии и в странах Восточной Европы, Северной и Южной Америки.
  • вначале искусство классицизма было неотделимо от идеи абсолютной монархии и являлось воплощением целостности, величия и порядка.

Г. Риго. Портрет Людовика XIV.

1701 г. Лувр, Париж


Эстетика

классицизма

  • Казанский собор в Петербурге (1801-1811 гг.) Арх. А.Н. Воронихин.
  • Искусство в форме так называемого революционного классицизма, служило идеалам борьбы против тирании, за утверждение гражданских прав личности, созвучных Французской революции.
  • На последней стадии своего развития классицизм активно

выражал идеалы наполеоновской империи.

  • Своё художественное продолжение он нашёл в стиле ампир (от фр. style Empire - «имперский стиль») – стиль позднего (высокого)

классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во

Франции в период правления императора Наполеона I.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

  • Характерной особенностью XVIII в. в западноевропейском искусстве стал неоспоримый факт одновременного существования с классицизмом барокко, рококо и сентиментализма.
  • Признавая только гармонию и порядок, классицизм «выпрямил» причудливые формы барочного искусства, перестал трагически воспринимать духовный мир человека, а основной конфликт перенёс в сферу отношений между отдельной личностью и государством. Барокко, изжившее себя и пришедшее к логическому завершению, уступило место классицизму и рококо.

О. Фрагонар. Счастливые

возможности качелей. 1766 г.

Коллекция Уоллес, Лондон


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

В 20-е гг. XVIII в. во Франции

сложился новый стиль искусства –

рококо (фр.rocaille - раковина). Уже

само название раскрывало

главную, характерную черту этого

стиля – пристрастие к изысканным

и сложным формам, причудливым

линиям, во многом напоминавшим

очертания раковины.

Раковина то превращалась в

сложный завиток с какими-то

странными прорезями, то в

украшение в виде щита или

полуразвёрнутого свитка с

изображением герба или эмблемы.

Во Франции интерес к стилю

рококо ослабел уже к концу 1760-х

гг., но в странах Центральной

Европы его влияние было

ощутимо вплоть до конца XVIII

столетия.

Ринальдиевское рококо:

интерьеры Гатчинского замка.

г. Гатчина


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Главная цель искусства рококо - доставлять чувственное

наслаждение ( гедонизм ). Искусство должно было

нравиться, трогать и развлекать, превращая жизнь в утончённый маскарад и «сады любви».

Сложные любовные интриги, мимолётность увлечений, дерзкие, рискованные, бросающие вызов обществу поступки героев, авантюры и фантазии, галантные развлечения и праздники определяли содержание произведений искусства рококо.

Аллегория изобразительного искусства,

1764 г. - Холст, масло; 103 х 130 см. Рококо. Франция. Вашингтон, Нац. галерея.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Характерными чертами стиля рококо в произведениях искусства:

грациозность и лёгкость, затейливость, декоративная утончённость

и импровизация, пасторальность (пастушеская идиллия), тяга к экзотике;

Орнамент в виде стилизованных раковин и завитков, арабесок, цветочных гирлянд, фигурок амуров, разорванных картушей, масок;

сочетание пастельных светлых и нежных тонов с большим количеством белых деталей и золота;

культ прекрасной наготы, восходящий к античной традиции, изощрённая чувственность, эротичность;

Культ малых форм, камерность, миниатюрность (особенно в скульптуре и архитектуре), любовь к мелочам и безделушкам («Прелестным безделицам»), наполнявшим быт галантного человека;

эстетика нюансов и намёков, интригующая двойственность

образов, переданная с помощью лёгких жестов, полуоборотов,

чуть заметных мимических движений, полуулыбки, затуманенного

взгляда или влажного блеска в глазах.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Наибольшего расцвета стиль рококо достиг в произведениях

декоративно-прикладного искусства Франции (интерьерах дворцов

и костюмах аристократии). В России он проявился прежде всего в архитектурном декоре - в виде свитков, щитов и замысловатых раковин - рокайлей (декоративных орнаментов, имитирующих

соединение причудливых раковин и диковинных растений), а также маекаранов (лепных или резных масок в виде

человеческого лица или головы зверя, размещённых над окнами, дверьми, арками, на фонтанах, вазах и мебели).


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Сентиментализм (фр. sentiment - чувство). В мировоззренческом плане он, как и классицизм, опирался на идеи просветительства.

Важное место в эстетике сентиментализма занимало изображение мира чувств и переживаний человека (отсюда его название).

Чувства воспринимались как проявление природного начала в человеке, его естественного состояния, возможного только при тесном контакте с природой.

Достижения цивилизации с множеством

соблазнов, развращавших душу

«естественного человека», приобретали

явно враждебный характер.

Своеобразным идеалом

сентиментализма стал образ сельского

жителя, следовавшего законам

первозданной природы и живущего в

абсолютной гармонии с ней.

Court Joseph-Desire (Жозе-Дезери Кур). живопись. Франция


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Основоположником сентиментализма считают французского просветителя Ж.Ж. Руссо, провозгласившего культ

естественных, природных чувств и

потребностей человека, простоты и

сердечности.

Его идеалом был чувствительный,

сентиментальный мечтатель,

одержимый идеями гуманизма,

«естественный человек» с «прекрасной душой», не развращённый буржуазной цивилизацией.

Главную задачу искусства Руссо

видел в том, чтобы учить людей

добродетели, звать их к лучшей

жизни.

Главный пафос его произведений

составляет восхваление человеческих чувств, высоких страстей, пришедших в столкновение с общественными, сословными предрассудками.

Французский̆ философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения. Также музыковед, композитор и ботаник. Родился: 28 июня 1712 г., Женева. Умер:2 июля 1778 г. (66 лет), Эрменонвиль, близ Парижа.


Рококо и

с е н т и м е н т а л и з м

Правомернее всего рассматривать сентиментализм как одно из художественных течений, действовавших в рамках классицизма.

Если рококо делает акцент на внешнем проявлении чувств и эмоций, то сентиментализм

подчёркивает внутреннюю,

духовную сторону бытия человека.

В России наиболее яркое воплощение сентиментализм нашёл в литературе и в живописи, например в творчестве В. Л. Боровиковского.

В.Л. Боровиковский. Лизынька и Дашинька. 1794 г. Государственная

Третьяковекая галерея,Москва


Контрольные вопросы

1 . Какова эстетическая программа искусства классицизма? В чём выразились связь и различия между искусством классицизма и барокко?

2 . Каким образцам Античности и Ренессанса следовало искусство классицизма? От каких идеалов прошлого и почему ему пришлось отказаться?

3. Почему рококо считается стилем аристократии? Какие его особенности отвечали вкусам и настроениям своего времени? Почему в нём не нашлось места для выражения гражданских идеалов? Как вы думаете, почему стиль рококо достиг наивысшего расцвета в декоративно-прикладном искусстве?

4. Сравните основные принципы барокко и рококо. Можно ли

5*. На каких идеях просветительства базировался сентиментализм? Каковы его главные акценты? Правомерно ли рассматривать сентиментализм в рамках большого стиля классицизма?



Темы презентаций, проектов

  • «Роль Франции в развитии европейской художественной культуры».
  • «Человек, природа, общество в эстетической программе классицизма».
  • «Образцы Античности и Возрождения в искусстве классицизм».
  • «Кризис идеалов барокко и искусство классицизма».
  • «Рококо и сентиментализм - сопутствующие стили и течения классицизма».
  • «Особенности развития классицизма в искусстве Франции (России и др.)».
  • «Ж. Ж. Руссо как основоположник сентиментализма».
  • «Культ естественного чувства в искусстве сентиментализма».
  • «Дальнейшая судьба классицизма в истории мирового искусства».

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Литература:

  • Программы для общеобразовательных учреждений. Данилова Г. И. Мировая художественная культура. – М.: Дрофа, 2011
  • Данилова, Г. И. Искусство/ МХК. 11 кл. Базовый уровень: учебник / Г.И. Данилова. М.: Дрофа, 2014.
  • Кобяков Руслан. Санкт-Петербург

Классицизм КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus образцовый), стиль и направление в литературе и искусстве 17 нач. 19 вв., обратившиеся к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.


Рококо РОКОКО («причудливый», «капризный»; франц. rococo от rocaille осколки камней, раковины), стилевое направление, господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний, декоративной театральности, изысканности, изощренной утонченности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою в любовь, фантазией, прелестными безделушками.


Никола Пуссен ПУССЕН (Poussin) Никола (), французский живописец. Представитель классицизма. Возвышенные по образному строю, глубокие по философскому замыслу, ясные по композиции и рисунку картины на исторические, мифологические, религиозные темы, утверждающие силу разума и общественно-этические нормы («Танкред и Эрминия», 1630-е годы, «Аркадские пастухи», 1630-е годы); величественные героические пейзажи («Пейзаж с Полифемом», 1649; серия «Времена года»,).


















Мастера «галантного жанра» Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля». Главные темы живописи рококо изысканная жизнь придвор­ной аристократии, «галантные празднества», идиллические карти­ны «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Жизнь чело­века мгновенна и быстротечна, а поэтому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. «Дух мелочей прелестных и воз­душных» (М. Кузмин) становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля».


Антуан Ватто ВАТТО Антуан (полн Жан Антуан Ватто, Watteau) (10 октября 1684, Валансьенн 18 июля 1721, Ножан-сюр-Марн), французский живописец и рисовальщик. В бытовых и театральных сценах галантных празднествах, отмеченных изысканной нежностью красочных нюансов, трепетностью рисунка, воссоздал мир тончайших душевных состояний.











К самым ярким и заметным направлениям архитектуры (и интерьеров) того времени можно отнести четыре стиля: барокко, рококо, классицизм и ампир. Эти стили существовали во всех развитых странах Европы, сменяли или дополняли друг друга, кроме того в каждой стране они обрели свои национальные отличительные особенности. Поэтому сегодня мы пользуемся такими понятиями как "русское барокко", английский классицизм" или "французский ампир". Несмотря на это, все стиле относятся к одной группе и к одному историческому периоду, поэтому мы можем выделить в них ряд общих особенностей.

Роскошь: эти стили использовались для оформления интерьеров аристократии, поэтому их иногда называют дворцовыми или королевскими (классицизм - самый скромный и сдержанный стиль в этой группе, хотя по современным меркам эти интерьеры - невиданная роскошь);

Большие просторные помещения с высокими потолками (в наименьшей степени это относится к стилю рококо);

Способы декорирования: лепнина, настенные росписи или картины с классическими сюжетами, резные изделия из дерева (в том числе использование резьбы в мебели).

Отличия рококо от классицизма:

В классицизме наблюдается стремление к стройности и упорядоченности всех элементов архитектуры;

Классицизм стремится к сдержанности и простоте, избегая вычурных деталей;

Классицизм опирается на античную теорию архитектуры, и тщательно соблюдает пространственную гармонию.

Рококо

Термин рококо происходит от французского "rocaille" (произносится "рокайль"), а в переводе означает "ракушка". Стиль стал видоизмененным воплощением, более красивой и эффектной интерпретацией стиля Барокко, порождением французской аристократии и светской культуры. В отличие от других стилей, получивших распространение в различных областях искусства, рококо относится преимущественно только к интерьерам.

История. Стиль Рококо появился в XVIII веке во Франции, и уже в конце столетия он господствовал по всей Европе.

Этот стиль визуально часто путают с барокко, между ними действительно есть много общего, но есть и много узнаваемых отличий. Отличительные особенности стиля Рококо:

Для таких интерьеров характерны следующие эпитеты: изящный, лёгкий, игривый, затейливый;

Наряду с большими помещениями в планировке присутствуют маленькие комнаты, уютные пространства - альковы (большие ниши, например, для спальной зоны);

Цветовая гамма в светлых оттенках розового, голубого, нежно зеленого, жемчужного и перламутрового;



Отделка стен и потолка: тончайшие лепные узоры, резные панели, изысканные зеркальные элементы, гладкая покраска стен и потолка дополняется ручными фресками;

Полы: узорчатый паркет и ковры;

Декоры: позолота, текстильное убранство, хрустальные и стеклянные элементы;

Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» - это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями, имитирующими естественные (природные) образования, и «рокайльщик» - это мастер, создающий такие убранства.То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного», и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало.

Основные элементы стиля: рокайль - завиток и картель - забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов - увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г.

Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. (это направление получило наименование «греческого вкуса»; предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры.

В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение, и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами, „Амуры божества любви“ превращаются в - putti - рококо».



Классицизм

Как стиль интерьера и эстетическое направление Классицизм зародился в Европе вначале XVII века. В его основу легли спокойствие и строгой античной архитектуры, ее пропорции и гармоничность. В переводе с латыни "classicus" – это норма, порядок, образец. На развитие Классицизма значительно повлияло открытие Помпеи в 1755 году. В результате он стал результатом естественного развития и совершенствования архитектуры эпохи Возрождения.

Отличительные особенности стиля Классицизм:

Интерьер классицизма характеризуют следующие слова и словосочетания: спокойный, стремящийся к идеалу, лаконичный, благородный;

Интерьерное убранство характеризуется четкими геометрическими, максимально правильными формами;

Цветовая гамма: светлые и насыщенные тона нежной ванили, бледно голубого, цвет молодой листы;

Использование традиционных античных архитектурных конструкций: колоны, пилястры (полуколонны), фронтоны и фризы;

Орнаменты с античыми мотивами: строгие и геометричные;

Отделка стен.обои с роскошными ажурными рисунками или узорами, настенные плинтуса и бордюры, широко используется роспись;

Полы: – наборной художественный паркет из дорогих, элитных сортов древесины. В прихожей, холле или столовой зоне возможно использование мрамора или других покрытий из камня;

Декор не перегружен деталями и мелкими элементами.

Самым ярким представителем эпохи классицизма можно считать английского (шотландского) архитектора Роберта Адамса, на фотографиях ниже вы можете видеть выполненные им интерьеры.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, нашедшие яркое выражение в философии Декарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное - в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Классицизм устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на высокие (ода, трагедия, эпопея) и низкие (комедия, сатира, басня). Каждый жанр имеет строго определённые признаки, смешивание которых не допускается.

Как определенное направление сформировался во Франции в XVII веке. Французский классицизм утверждал личность человека как высшую ценность бытия, освобождая его от религиозно-церковного влияния. Об особенностях классицизма в Российской империи см. статью русский классицизм.

Во многом классицизм опирался на античное искусство (Аристотель, Гораций), взяв его за идеальный эстетический образец, «золотой век». Во Франции XVII века он назывался временем Минервы и Марса.

Пуссен Никола (1594-1665), французский живописец и рисовальщик. Учился у К.Варена и других французских художников; с 1624 Пуссен жил в Риме (в 1640-1642 - в Париже), испытал влияние Карраччи, Доменикино, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, изучал трактаты Леонардо да Винчи и Дюрера, зарисовывал и обмерял античные статуи, занимался анатомией и математикой. С 1620-х годов живописец Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина “Смерть Германика”), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (“Ринальдо и Армида”, “Танкред и Эрминия”, “Парнас”). Господствующий в произведениях Никола Пуссена 1630-х годов ясный композиционный ритм воспринимается как отражение разумного начала, придающего величие благородным поступкам человека (“Аркадские пастухи”, “Нахождение Моисея”). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (“Отдых на пути в Египет”, “Великодушие Сципиона”). Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (“Пейзаж с Полифемом”, около 1649, серия пейзажей “Времена года”, “Аполлон и Дафна”). Вводя в пейзаж мифологические персонажи, олицетворяющие различные стихии,используя в них

эпизоды библейских сказаний, Пуссен выражал идеи высшей необходимости или судьбы, как начала, регулирующего взаимоотношения человека и мироздания.

Ватто Жан Антуан (1684-1721), французский художник.

Родился в городе Валансьенн (на севере Франции) в семье кровельщика. Точная дата рождения неизвестна. Крещён 10 октября 1684 г.

Около 1702 г. Ватто приехал в Париж и начал работать как копиист. В Люксембургском дворце он имел возможность изучить картины П. П. Рубенса.

В 1717 г. Ватто получил звание академика за большую картину «Паломничество на остров Киферу». В 1719-1720 гг. художник посетил Англию. Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. На протяжении менее чем десятилетия он написал полотна «Венецианский праздник», «Праздник любви», «Общество в парке», «Радости жизни», «Жиль»,

«Мецетен», «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена».

Ватто не датировал свои картины, но, скорее всего, его живопись становилась с годами более светлой. Художник сделал много рисунков.

Его постоянные любимые персонажи напоминают актёров, которые разыгрывают на полотнах Ватто длинную пьесу. В зрелую пору художник всё более театрализует композиции, в которых природа (деревья, холмы) становится похожей на декорацию. Театральные сцены и «галантные празднества» - основная тема его поздних сюжетов. Ватто, особенно его орнаментальные панно, оказал решающее влияние на развитие стиля рококо.

Жан Оноре Фрагонар (5 апреля 1732, Грасс - 22 августа 1806, Париж), французский живописец и график. Учился у Ж. Б. С. Шардена и Ф. Буше в Париже. В 1756-1761 годах работал в Италии, где исполнил циклы пейзажных рисунков (окрестности Рима и Неаполя). Привязанность к конкретно-неповторимому и непосредственно-эмоциональному в живой реальности побудила Фрагонара перейти от опытов исторической живописи ("Корез и Каллироя", 1765, Лувр, Париж) к бытовому жанру, пейзажу и портрету. Продолжая традиции "галантного" жанра Буше, порой отдавая дань условности и изощрённости рококо, Фрагонар вместе с тем достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной (в т. ч. народной) жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы. Отличающиеся свежестью и изысканной декоративностью колорита, лёгкостью и темпераментностью письма, плавными композиционными ритмами, произведения Фрагонара исполнены чувствительной неги, полнокровного наслаждения жизнью ("Качели", 1766, собрание Уоллес, Лондон, "Праздник в Сен-Клу", 1775, Французский банк, Париж; "Купающиеся наяды", Лувр, Париж), пронизаны чуть заметной насмешкой над жеманным томлением персонажей ("Поцелуй украдкой", Эрмитаж, Ленинград) или согреты искренним, несколько сентиментальным сочувствием судьбе героев ("Бедное семейство", Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва; "Дети фермера", Эрмитаж, Ленинград). Утончённые эффекты светотеневой градации характерны для его многочисленных рисунков (сангиной, бистром, реже - сепией) и офортов.

Шарден Жан-Батист Симеон (1699-1779) - французский живописец, ученик П.-Ж. Каза и НоэляКуапеля.

Помогая последнему исполнять аксессуары в его картинах, приобрел необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению.

В начале своей самостоятельной деятельности писал плоды, овощи, цветы, битых животных, хозяйственные принадлежности, охотничьи атрибуты с таким мастерством, что любители искусства принимали его картины за работы знаменитых фламандских и голландских художников, и только с 1739 г. расширил круг своих сюжетов сценами домашнего быта небогатых людей и портретами.

Картины этой второй категории, отличающиеся наивной простотой содержания, силой и гармоничностью красок, мягкостью и сочностью кисти, еще более, чем прежние работы Шардена, выдвинули его из ряда современных ему художников и укрепили за ним одно из видных мест в истории французской живописи. В 1728 г. он был сопричислен к парижской академии художеств, в 1743 г. избран в ее советники, в 1750 г. принял на себя должность ее казначея; кроме того, с 1765 г. он состоял членом руанской академии наук, словесности и изящных искусств.

Наиболее известные между ними - "Карточный замок", "Молитва перед обедом", "Трудолюбивая мать", "Битый заяц и охотничьи принадлежности", "Плоды на мраморном столе" и "Атрибуты искусства", "Три мальчика, пускающие мыльные пузыри", "Кухонный стол с провизией и посудой", портрет г-жи Жофрен, "Девушка, читающая письмо", "Возвращение с рынка", "Кухарка, чистящая репу", и повторения "Молитвы перед обедом", повторение "Карточного замка" и "Молитвы перед обедом" и "Прачки", "Молодая женщина, вышивающая ковер", "Служанка, наливающая воду в кувшин", "Битый заяц и медный котел" и повторения "Прачки" и "Молитвы перед обедом" и "Мать и дитя".

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...