Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

«Нужна ли современному читателю классическая литература? Сергей чупринин Вступительное слово учителя

На работу по пьесе я отвожу два урока, третий - обобщающий урок-размышление. На первых уроках идёт подробная работа над текстом пьесы, чтение по ролям.

В процессе подготовки к итоговому уроку ребята были поделены на творческие группы с заданиями: группа «Актёры» готовила к инсценировке третью сцену второго акта «Богемские леса»; группа «Художники-оформители» готовила афишу пьесы, портреты главных героев - Франца Моора и Карла Моора; группа «Исследователи» работала над романом А. С. Пушкина «Дубровский»; группа «Искусствоведы» работала над историей создания 9-й симфонии Л. В. Бетховена.

Оформление: Театральная ширма, портрет писателя, афиша к драме, иллюстрации к произведению.

Музыкальное сопровождение: Л. В. Бетховен. 9-я симфония, ода «К радости».

Эпиграф: “Я и вправду могу вызвать изумление” (Карл Моор).

Вступительное слово учителя

На предыдущих уроках мы познакомились с вами с прославленной классической драмой немецкого поэта и драматурга Фридриха Шиллера (1759–1805) «Разбойники», писателя, которого А. С. Пушкин ставил в ряд с величайшими деятелями различных эпох - Гомером, Данте, Шекспиром, Расином. Сегодня перевёрнута последняя страница пьесы, поэтому в классе импровизированный занавес, так как разговор пойдёт не просто о литературном произведении, а о драме, где воедино слито искусство слова и театра. “Поговорим о бурных днях Кавказа, о Шиллере, о славе, о любви”, - произнесём мы вслед за А. С. Пушкиным.

Сегодняшний урок - урок-размышление над прочитанным. Мы постараемся ответить на вопросы: Как мы, ученики 8-го класса, поняли страницы великого произведения? Нужны ли нам в современности пьесы Шиллера или они стали глубокой историей? Что же такое классика, классическое произведение? Какие чувства вызвал у вас главный герой пьесы?

Беседа с классом

Действие пьесы «Разбойники» происходит в Германии XVIII века. Сюжет её построен на вражде двух братьев. Что вы можете сказать о главных героях пьесы?

Ответы учащихся

Главные герои - братья Карл и Франц Мооры. Один из них - младший брат Франц - человек бессердечный, лицемерный, низкий. Он делает всё, чтобы опорочить своего старшего брата в глазах отца - графа фон Моора. Вероломный, деспотичный, безобразный внешне Франц преследует лишь одну цель - власть и деньги.

Другой - благородный, пламенный, героический, дерзкий Карл Моор волею судьбы оказался предводителем шайки разбойников.

Какой художественный приём лежит в основе построения характеров братьев? Обоснуйте это.

При характеристике персонажей Шиллер использует приём Антитезы. Контрастна внешность братьев, их внутренний мир, их поступки.

Один лицемерно прикидывается кротким и любящим сыном, хотя на самом деле готов на подлость, чтобы опорочить Карла. Другой - великодушный, способный на возвышенные чувства. В характеристике братьев используются антонимы: подлый - великодушный, бессовестный - честный, аморальный - благородный.

Посмотрите на портреты этих героев, выполненных группой «Художники». Как, по-вашему, удалось ли им передать основные черты характера персонажей? Подтвердите ваши ответы цитатами из текста. (Развёрнутые ответы учащихся.)

“Кто же теперь осмелится прийти и потянуть меня к ответу или сказать мне в глаза: «Ты подлец!» Теперь долой тягостную личину кротости и добродетели! Смотрите на подлинного Франца и ужасайтесь!.. Гладить и ласкать - не в моих обычаях. Бледность нищеты и рабского страха - вот цвет моей ливреи. Я одену вас в эту ливрею!” (Характеристика Франца; акт 2, сцена 2.)

Амалия. Блёклые краски не могут повторить высокий дух, блиставший в его огненных глазах...

Старик Моор. Этот приветливый, ласковый взор.” (Характеристика Карла; акт 2, сцена 2.)

Учитель. В результате интриги Франца Карл Моор становится преступником, стремление его к свободе обращается в ненависть ко всему человечеству в целом. Желая восстановить справедливость и отомстить брату, Карл становится предводителем шайки разбойников. Однако жизнь разбойников далека от идеала “нравственного миропорядка”. Одной из ключевых сцен пьесы является сцена в богемских лесах. Обратимся к фрагменту 2-й сцены 3-го акта.

Группа «Актёры» представляет фрагмент этой сцены от слов патера: “Так вот оно - драконово логовище! С вашего позволения, судари мои, я служитель церкви, а там вон стоит тысяча семьсот человек, оберегающих каждый волос на моей голове...” до слов Моора: “Теперь мы свободны, друзья...”

Беседа с классом

Почему в стан разбойников приводят священника?

Ответ. Драматург проводит своего героя через испытание совестью.

Что лучше помогает нам понять характер главного героя?

Ответ. Шиллер в «Разбойниках» сумел показать самые сокровенные движения души через монологи и реплики героя. Монологи Карла Моора помогают нам понять, какой внутренне противоречивый путь от ненависти и мести к осознанию ужаса смерти и покаянию проходит герой. Он берёт на себя право казнить и миловать, но злодеяния и бесчинства разбойников не дают ему возможности стать прежним. Монолог героя показывает, как глубоко он переживает разлад с совестью.

“Моор. Откуда ты знаешь, что я не вижу по ночам страшных снов, что я не покроюсь бледностью на смертном одре? Много ли тебе приходилось делать такого, за что бы ты нёс ответственность? Знай, честолюбивый юноша: не для убийц и поджигателей зеленеют лавры! Не слава встречает разбойничьи победы, но проклятия, опасности, смерть, позор!”

Учитель. «Разбойники» - бунтарская драма, а её герой - благородный разбойник. Какая богатая тема! Шиллер не первый её открыл, и в русской литературе она нашла продолжение в романе А. С. Пушкина «Дубровский». Я предложила сравнить героя пьесы Шиллера с известным героем Владимиром Дубровским группе литературоведов.

Что можно сказать о жизненных целях этих героев? Какие качества персонажей кажутся вам похожими?

Ответ группы «Исследователи». Тема бунта и благородного разбойника представлена в романе А. С. Пушкина «Дубровский», написанном в 1832–1833 годах. Владимир Дубровский - русский дворянин, питаемый чувством мести за оскорбление и гибель своего отца, вынужден сжечь родовую усадьбу и уйти в лес предводителем разбойников. Сцена в богемских лесах напоминает сцену из главы XIX: “Посреди дремучего леса на узкой лужайке возвышалось маленькое земляное укрепление, состоящее из вала и рва, за коими находилось несколько шалашей и землянок... Разбойники заняли каждый определённое место. В сие время трое дозорных прибежали к воротам. Дубровский пошёл к ним навстречу. «Что такое?» - спросил он их. «Солдаты в лесу, - отвечали они, - нас окружают»...”

Дубровский и Карл Моор объединены похожестью судеб. Карл убивает не для грабежа, а свою законную часть добычи раздаёт сиротам. К ним обоим подходит характеристика - Благородный. Поступки Владимира Дубровского, его желание мести и отказ от неё совпадают с путём героя Шиллера, только он в отличие от Владимира сдаётся правосудию, а не скрывается за границу. Рассматривая эти образы мировой литературы, мы видим похожесть в изображении героя-бунтаря у Пушкина и Шиллера. Благородство, честность, великодушие объединяет этих героев. Их внутренний мир и характер несовместим с той средой (шайка разбойников), в которую они оба попадают: “Я не вор, скажи им, что моё ремесло - возмездие, мой промысел - месть” (Карл Моор).

Учитель. Уже двести лет финал пьесы толкуют по-разному. Неизменно встаёт и перед нами главный вопрос финала:

За что осудил себя её главный герой? Почему он сдаётся правосудию?

Опираясь на анализ последнего акта, ребята показывают осознание главным героем гибельности своего пути и желание возмездия себе за смерть Амалии, отца и брата. Человек ответственен за свои поступки и перед собой, и перед обществом: “О, я глупец, мечтавший исправить свет злодеяниями и блюсти законы беззаконием! Я назвал это мщением и правом!.. Загубленное мною - загублено. Никогда не восстановить поверженного! Но я ещё могу умиротворить поруганные законы, уврачевать израненный мир...” С горечью и стыдом Карл Моор признал, что пошёл не тем путём. Мечом он пытался восстановить в мире справедливость, но его благие намерения сопровождались бесчестными злодеяниями.

Почему слова Карла Моора “Да, я и вправду могу вызвать изумление” мы вынесли эпиграфом к уроку?

Вызвал ли изумление у вас главный герой? Как вы относитесь к его поступку? (Ответы учеников.)

Учитель. Ф. Шиллер остаётся популярным в России и в XXI веке, как был он популярен в веке XIX. Его пьесы не сходят со сцен русских театров: Московского театра имени А. С. Пушкина, Малого, БДТ и других. Зрители и читатели современности продолжают искать ответ на вопрос: можно ли остаться человеком без покаяния? Поступок главного героя пьесы Карла Моора до сегодняшнего дня продолжает вызывать споры и суждения, часть которых была представлена на нашем уроке. Мысли великого поэта о мере ответственности человека за свои поступки были близки великим русским писателям XIX века (например, А. С. Пушкину и Ф. М. Достоевскому).

Описание событий в романах и других произведениях великого немецкого поэта не осталось не замеченным музыкантами.

Группа «Искусствоведы». В 1824 году уже тяжело больной Бетховен пишет последнюю - 9-ю симфонию. Это была песнь свободы, пламенный призыв, обращённый к потомкам. Особенно торжественно звучала заключительная часть симфонии. Музыку композитор положил на слова оды Шиллера «К радости». В едином порыве великий композитор и великий поэт призывали всех: “Обнимитесь, миллионы!” (Выразительное чтение оды учащимся.)

Радость, пламя неземное,
Райский дух, слетевший к нам,
Опьянённые тобою,
Мы вошли в твой светлый храм.
Ты сближаешь без усилья
Всех разрозненных враждой,
Там, где ты раскинешь крылья,
Люди - братья меж собой.
Обнимитесь, миллионы!
Слейтесь в радости одной!

(Звучит 9-я симфония Бетховена, ода «К радости».)

Сравните оду-песнь Шиллера с его «Разбойниками». Могли бы герои драмы принять её? (Ответы учеников.)

Заключительное слово учителя. Проходят годы, меняются режиссёрские трактовки и актёрские костюмы, смещаются те или иные акценты, но неизменным остаётся пламенный пафос трагедии. Шиллер и его герой продолжают страстно взывать к человеческой совести, а читатели и зрители продолжают поиск истины до сих пор.

Домашнее задание. Написать небольшое сочинение-размышление на тему «Чем близка современному читателю драма Ф. Шиллера “Разбойники”?».

Литература История немецкой литературы: В 3 т. М.: Радуга, 1985. Т. 1. Либензон З. Е. Фридрих Шиллер. М.: Просвещение, 1990. Материалы уроков И. Аркина: Литература в школе, 1998.

Тема морального долга в драме Фридриха Шиллера «Разбойники»

Ученический сочинение по драме Фридриха Шиллера «Разбойники». Выдающийся немецкий гуманист Фридрих Шиллер задумывался над смыслом человеческой жизни. Он считал, что современная ему человек потерял простоту, искренность в отношениях с другими и живет не по вере, а по расчету и даже в своих ближних видит уже не друзей, а соперников. «Разбойники» - первая драма Шиллера. Создана юным-гением, она до сих пор остается одним из самых интересных его произведений. В нем показано противостояние двух братьев - Карла и Франца, сыновья графа Моора, носителей двух противоположных мировоззрений. Карл ненавидит убожество окружающей жизни, относится с презрением к тем, кто подобострастно повинуется властителям, притесняет бедняков. Он не хочет жить по тем законам, благодаря которым так хорошо живется лицемерам, проходимцам, ростовщикам. «Разве втиснуть мне свое тело в корсет, или же зашнуруваты законом волю? Закон заставляет ползать улитки то, что должно летать орлом ». Карл Моор в глубине души чистый и добрый юноша. Узнав о решении отца лишить его наследства, он впадает в отчаяние, личное оскорбление воспринимает как проявление несправедливости, что уже стало нормой в человеческих отношениях. Он с товарищами скрывается в Богемском лесу, становится вожаком разбойников. Карл начинает грабить богатых, знатных, имеющих власть, и помогает обездоленным и гонимым.

Совершенно противоположных идей и принципов придерживается его брат Франц. В этом образе Шиллер показал человека циничную, без чести, совести, жестокого эгоиста. Лицемерно выставляя в черных красках студенческая жизнь брата Карла, он позорит его перед отцом, добивается, чтобы весь родительский удел перешел к нему. Более того, он претендует на руку невесты Карла - Амалии. Цель жизни Франца - удовлетворение собственных страстей. Он оправдывает любое свое преступление, считает, что честь, совесть нужны лишь простонародья. Франц стремится к власти и денег и считает, что нет такого препятствия, которое бы помешало ему добиться своего. Родного отца он прячет в башне и обрекает на голодную смерть. Между тем Франца начинают преследовать жуткие видения, которые можно назвать муками униженного совесть - расплата за жестокость и преступления. Своей бездушием он украшает даже собственный герб: «Бледность нищеты и рабского страха - вот цвета моего герба. Франц не в состоянии преодолеть угрызений совести, страха перед неизбежным наказанием и наконец накладывает на себя руки. Однако не побеждает и Карл. В финале драмы его охватывает сомнение: верный путь он выбрал? И понимает, что не тем путем пошел. За свои преступления он расплачивается смертью отца и невесты Амалии и приходит к выводу, что в природе не существует благородного убийства или высокой мести. Он видит корыстолюбие, жестокоость разбойников, которые делают его дело несправедливым, и решает сдаться властям. «По дороге сюда мне довелось беседовать с одним бедняком... у него одиннадцать. Тысячу луидор обещано тому, кто приведет живым большого разбойника. Бедняге можно помочь ».

Изображая споры между братьями, между Карлом и законом, Шиллер нарушает в драме важный вопрос: если против насилия бороться насильственными методами, то не станет и сам благородный мститель преступником? Автор считает, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушил нравственный закон, независимо от мотивов, по которым он совершил преступление. В своем произведении Шиллер показал противоречивость между правом человека на протест - с одной стороны, и преступностью любого насильственного протеста - с другой. Это противоречие трагическое, поскольку, по мнению автора, в реальной жизни он не решен.

    Современную литературу нужно читать, потому что люди в современной литературе – это мы сами. Приятно осознавать, что всё в нашем мире не стоит на месте, в том числе и литература. Нельзя не принимать во внимание и тот факт, что писать может каждый, но талант далёко не у каждого человека есть. Многие из современных писателей и драматургов дают литературе новое дыхание еще и по тому, что кардинально меняют её подачу. Многие произведения современной литературы экранизируется. Визуализация в наше время очень важна для общества, и невозможно отрицать, что бывает и так, что экранизация того или иного произведения подталкивает человека к прочтению и осознанию особого метатекста, представленного автором читателю. Известные имена современной литературы, такие как Санаев, Вырыпаев, Пелевин, Улицкая трогают человека, прежде всего потому, что предлагают сюжеты, подчиненные реализму. Многое в современном мире для человека значит и игра. В литературе, как и в жизни, автор предлагает читателю игру с эмоциональным интеллектом, подразумевая полную открытость читателя, его заинтересованность, жизненный отклик на ситуации определенно жизненно направленные. Мы видим, что герои произведений современной литературы похожи на нас самих. То, как они эволюционируют на протяжении всего законченного произведения, находит отклик в наших душах. Современную литературу нужно читать не для саморазвития, а для самоанализа, для проникновения в собственный мир, порой скрытый от человека под многими слоями ненужной информации, суеты и хаоса. Когда- нибудь человек перестанет читать совсем, перестанет брать в руки книги и просто читать, погружаясь в свою атмосферу, перестанет быть открытым литературе. Но пока существуют поэты и писатели, воздействующие на души, литература будет жива.

1. Очень часто приходится слышать такой вопрос: “Вот мы знаем Пелевина, Сорокина, Акунина тоже знаем. Скажите, а есть еще какие-нибудь писатели - хорошие?”

Консерватор”, 5.10.2002

«В ситуации, когда можно так спросить и не сгореть при этом со стыда за собственное невежество, русская литература оказалась впервые. Ее разлюбили. Ею - делая исключение для нескольких раскрученных имен - больше не интересуются. Ее сторонятся. Хотя к ней, впрочем, вполне снисходительны: пусть, мол, пока живет. Но отдельно. Сама по себе. Вдалеке от мейнстрима первоочередных общенациональных и личных забот. В своем, все более и более сужающемся кругу, где друг друга вскоре будут знать в лицо и по имени. В споре физиков и лириков победили бухгалтеры».

Сергей Чупринин

В споре физиков и лириков победили маркетологи. Издательство «Эксмо» наводнило рейтинги Марининой, Беляниным, Пановым и прочей хорошо раскупаемой макулатурой, которая с точки зрения художественной ценности годится лишь для растопки камина в коттедже олигарха. Её не перечитывают. В неё не вдумываются. Вдумываться нынче не в моде, и книжный рынок поощряет эту тенденцию. Впрочем, трудно разобраться, что здесь первично, читательская лень или желание наживы у издателей. Одно могу сказать наверняка - современный читатель жаждет найти «хорошего» писателя, но не станет искать его сам. Люди волей-неволей доверяют рынку, а тот, в свою очередь, не упускает возможности поиграть с доверием ленивого читателя. 2. «Если же судить по интересам, современно то, в чем читатель видит адекватность своим ожиданиям и встречает “ответность” своим вопросам. Поэтому сегодня самыми современными можно считать, с одной стороны, Д. Донцову и А. Маринину, а с другой - тех же Пастернака и Ахматову, ставших “брендами”, а не только мифами, порою (и все чаще, увы) вне зависимости от проникновения в суть их творчества».

Иванова н.

Прежде чем рассуждать об ожиданиях читателя, следует разобраться, а существует ли однозначная «современность»? Культурные реалии, поддерживаемые традиции, каноны... Существует ли в сознании русского человека устойчивое представление о реальности, в которой он живёт?

Современный человек брошен современностью. От него больше не требуют создания новой национальной идеи. Неудивительно, что в подобной ситуации читатель становится эгоцентричным и во всём полагается только на самого себя. Он ищет в литературе то, что отвечает на его личные вопросы и его личным интересам. Кого заботят жизненные трагедии Ахматовой, когда она так метко пишет о женской любви и преданности? Кого волнует целостность текста, если его можно растаскать на цитаты, вырванные из контекста? Загляните в любое тематическое сообщество в социальных сетях - масса разрозненных цитат, утащенных из литературных текстов. И ведь каждому такому обрывку текста можно придать тот смысл, который подходит текущему состоянию отдельно взятого человека. Читатель видит в тексте только то, что хочет видеть. Возможно, так было и раньше, но мне кажется, что в XXI веке стремление читателя вступить в диалог с автором становится всё слабее и слабее. Безусловно, существует целый пласт современной литературы, помогающий нашему одинокому читателю реанимировать свои способности. Это сверх-современный Маканин, лиричный Довлатов, Л. Улицкая, взывающая к доброй ностальгии... И другие.

3. « В поэзии и прозе нового поколения есть много замечательного, что уже сегодня помогает жить. Новые литературные ландшафты создают впечатление, будто мир растет. Мир идет вширь и вглубь. На фоне сомнительных социальных и житейских перипетий новая глубина литературного пространства зияет влекущими перспективами и обещает одарить небывалым опытом соучастия в жизни более реальной, чем химерная действительность эпохи фикций и зрелищ».

Сочинение

Классика составляет основу школьной программы по литературе. Ученики изучают произведения далекого 18, 19, 20 веков. Часто в этих произведениях повествуется о событиях или явлениях, незнакомых и непонятных современному ребенку, да вообще современному человеку. Так, практически все произведения начала 20 века посвящены революции 1917 года и гражданской войне, роман-эпопея Л. Н. Толстого рассказывает о жизни в период Отечественной войны 1812 года, а «Слово о полку Игореве» — о междоусобных воинах и борьбе с кочевниками в далеком 12 веке.

Так нужна ли классическая литература современному читателю? Что может она дать, чему научить? Может быть, стоит читать только произведения, рассказывающие о жизни в наши дни?

Чтобы ответить на эти вопросы, для начала, как мне кажется, нужно разобраться — а что такое «классическая литература»? Почему некое количество произведений объединено под этим названием? Почему считается, что классическую литературу обязан читать и знать каждый образованный человек?

К моему великому удивлению, ни один из словарей не смог дать четкого определения интересующему нас понятию. Ясно лишь одно — «классическая литература» пытается разобраться в непреходящих вещах, вечных ценностях, которые актуальны во все времена. Именно поэтому, мне думается, она столь ценна. Но тогда возникает другой вопрос — а почему мнение именно этих писателей считается образцовым, верным? Почему именно они, а не другие люди, творившие в это время, могут чему-то научить нас, людей 21 века?

Наверное, именно «классические» писатели наиболее точно ответили на многие вопросы, волновавшие человечество во все времена. Именно они дали тонкий анализ человеческой природы, психологии, смогли сформулировать основные «законы», по которым всегда существовал человек.

Наверное, моим самым любимым «классиком» является Ф. М. Достоевский. Его роман «Братья Карамазовы», на мой взгляд, универсальное произведение, дающее ответы на вечные вопросы, рано или поздно возникающие в голове у каждого человека.

В центре повествования находятся судьбы четырех братьев. Их жизни тесным образом связаны между собой и с жизнью их отца — человека деспотичного, развратного, грешного в самом широком понимании этого слова.

Братья Карамазовы — чрезвычайно разные люди. Каждый из них, живя в тяжелых условиях деспотизма и самодурства отца, пытается найти ответы на важные вопросы бытия. И им кажется, что они эту идею находят.

Так, Иван Карамазов в основу угла ставит разум, логику. Он пытается рационально понять и обосновать то, что происходит вокруг. Однако это герою плохо удается. Иван не может многого постичь, не может принять жестокий и несправедливый мир.

Этому герою тяжело жить на свете, он пытается найти что-то, что облегчило бы ему существование, но не находит такой спасительной отдушины. Его удел — это безнадежность и отчаяние.

Другой брат — Смердяков — живет в постоянной ненависти. Этот человек ненавидит все — отца, братьев, людей, Россию, себя, в конце концов. Смердяков приходит к тому, что надо жить, позволяя себе все. Он отказывается от всяких нравственных и моральных законов внутри себя, стремится к саморазрушению.

Старший брат Митя Карамазов, возможно, четко не сформулировал жизненной позиции. Он живет так, как «бог на душу положит», следуя зову своей натуры — широкой, разгульной, страстной и безудержной. «Широк человек, слишком даже широк», — говорит Митя как будто о себе. Этот герой обладает мощными жизненными силами, но не знает, как применить их, чтобы самому быть счастливым и сделать счастливыми окружающих.

Самый гармоничный среди братьев — Алеша Карамазов. Он обладает ценнейшей способностью — верить. Именно вера в бога делает Алешу светлым человеком, способным справиться со своими темными сторонами и дарить людям свет. Из монастыря Алеша вынес всепрощающую любовь к людям и смирение — то, чего, по Достоевскому, не хватает людям во все времена.

Но в жестком, несправедливом и противоречивом мире, в котором живут братья, никто не слышит слабый голос Алеши. Все заняты собой, своими обидами и страстями. Складывается такое ощущение, что каждый из героев один на один бьется с роком, который, в любом случае, одержит верх и сломает героев.

Образ жизни и мысли Карамазовых влечет их к трагедии. И эта трагедия происходит — Смердяков убивает своего отца. Однако в этом преступлении оказываются замешаны все — подал страшную идею Иван, а расплачивается каторгой за нее Митя. Таким образом, Достоевский утверждает, что в преступлениях, совершающихся в мире, нет невиновных. В том, что происходит, духовно виноваты все. Это одна из основных мыслей в романе «Братья Карамазовы».

Один из крупнейших философов начала 20 века, В. Розанов, так охарактеризовал жизненную позицию Достоевского: «Достоевский не хочет всеобщего счастья в будущем, не хочет, чтобы это будущее оправдывало настоящее. Он требует иного оправдания и лучше предпочитает до изнеможения колотиться головой об стену, чем успокоиться на гуманном идеале».

Писатель считает, что отвлеченные размышления о прекрасном будущем преступны. Пока люди философствуют о том, что будет завтра, сегодня в мире творится зло. Каждый человек должен жить здесь и сейчас, стремясь сделать так, чтобы настоящая жизнь стала гуманнее и добрее. Всем известны слова Достоевского о том, что никакое прекрасное будущее не стоит одной-единственной слезы ребенка в настоящем.

Показывая жизнь семьи Карамазовых, автор еще раз стремится донести до читателя, что нужно переиначивать обыденную жизнь вокруг себя. А изменить мир может лишь нравственное очищение, которое, по мысли писателя, происходит лишь через страдания. Именно на этот путь Достоевский направляет Митю Карамазова, видя в нем огромный человеческий потенциал.

Таким образом, надеюсь, я ответил на вопрос, поставленный мною вначале. Я считаю, что классическая литература — это литература на все времена. Она должна стать основой, базой, которая формирует человека, его внутренний мир, морально-нравственные взгляды. Именно поэтому классическая литература изучается в школе. Именно поэтому, на мой взгляд, ее должен читать и перечитывать каждый человек, претендующий на звание Человека.

Сочинение

Деятельность Шиллера проходила в Германии, расцвет его творчества пришелся на 1790-е гг. Умер в Веймаре. Шиллер был человеком, который своим творчеством обозначил преддверие романтизма. Его основное творчество – это деятельность как драматурга. «Разбойники» (в 18 лет), «Коварство и любовь», драмы исторического характера, не очень часто обращается к истории Германии, но к европейской, мировой. «Орлеанская дева» (Жанна Д’Арк), «Мария Стюарт» (история Англии), «Дон Карлос» (Испания), «Вильгельм Телль» (национальный символ Швейцарии – вольный стрелок).

Зрелая драма – центральная тема свободы, идея национального освобождения (Жанна Д’Арк), столкновение двух характеров Мария Стюарт – характер расчетливой Елизаветы и стихийного характера Марии Стюарт. С немецкой историей связана драма для чтения «Валленштейн». Драма «Дмитрий самозванец» связана с русской историей (только наброски этого произведения). Слава Шиллера была громадной до 30-х гг. 19 века. Он убежден и стремился убедить читателя в том, что в мире очень четко прочерчена граница между добром и злом. Стилистика: большие монологи героев, восторженные, созданные для декламации.

«Мария Стюарт» – Шиллер умел создавать женские характеры и не боялся ставить их в центре. Эта пьеса, в которой 2 главных женские роли – две королевы. Мария Стюарт – французская принцесса, ее отец шотландский король, ее наставник поэт, она образованна, хороша собой, очаровательна, притягательна, ревностная католичка, но была замужем два раза. В Шотландии происходя распри – отделение от Англии, борьба католиков с англиканской церковью. Ее втягивают в заговоры, способствующие смерти одного из мужей. В это время на престоле в Англии воцарилась Елизавета Тюдор (королева-девстенница).

Женщина-политик, наделена государственным умом, деловая, расчетливая, склонная к интригам. НА престол она прав не имела. Ее отец Генрих 8 послал ее мать на плаху, после этого Елизавета считалась незаконнорожденно. Поле Генриха 8 сыновей не осталось и на престол взошла Мария Кровавая. Она отправляет Елизавету в тюрьму, но после смерти Марии, Елизавета стала королевой. Она понимала, что если она выйдет замуж, то все перейдет мужу и она потеряет самостоятельность, поэтому она стала королевой-девственницей. Для Шиллера его драма – это столкновение двух подходов жизни: естественное стремление человека к свободе и самовыражению (Мария некорыстная, нечестолюбивая, женщина, созданная для любви, самокритична, открыта, ее слуги остаются с ней до конца, потому что любят ее). Для Марии самая яркая сцена – встреча с Елизаветой. Елизавета умна, она рассматривает Марию как угрозу благополучию страны. Она остается женщиной и понимает, что у нее нет того, чем обладает Мария. Она ей по-женски завидует. В ней живет тайное женское соперничество.

Встреча двух королев представляет вступление: Марии разрешено спуститься в сад, проведя годы в заточении, она рада как дитя. Мечтает королева только о том, чтобы Елизавета ее выпустила, ей нужна свобода. А Елизавета разговаривает с ней свысока, она жаждет, чтобы Мария во всем ей подчинялась, признала все приоритеты. А в противном случае Елизавета готова на все. Когда Елизавета выходит за рамки этики разговора, Мария выходит из себя. Елизавета упрекает Марию в том, что она грешна, Мария приходит в ярость и разоблачает лицемерие королевы. Выплеск правды, свобода для нее важнне чем будущее. Уже оставшись одна, понимая что освобождения не будет, горда тем, что так унизила Елизавету. Елизавета решает, что будет в безопасности только после смерти Марии. Она начинает подготавливать своих лордов, чтобы они вынесли решение о казни Марии. Сцена прощания Марии Стюарт с теми, кто ее сопровождает. Королева до последнего момента спокойна и с большим достоинством принимает смерть.

В основе сюжета лежит семейная трагедия. В родовом замке баронов фон Моор живут отец, младший сын – Франц и воспитанница графа, невеста старшего сына, Амалия фон Эдельрейх. Завязкой служит письмо, полученное якобы Францем, в котором повествуется о беспутной жизни проходящего курс наук в университете в Лейпциге Карла фон Моора, старшего сына графа. Опечаленный плохими новостями, старик фон Моор под давлением позволяет Францу написать письмо Карлу и сообщить ему, что, разгневанный поведением своего старшего сына, он, граф, лишает его наследства и своего родительского благословения.

В это время в Лейпциге, в корчме, где собираются обычно студенты Лейпцигского университета, Карл фон Моор ждет ответа на свое письмо к отцу, в котором он чистосердечно раскаивается в своей распутной жизни и обещает впредь заниматься делом.

Приходит письмо от Франца – Карл в отчаянии. Его друзья обсуждают в корчме предложение Шпигельберга собрать шайку разбойников, поселиться в богемских лесах и отбирать у богатых путников деньги, а затем пускать их в оборот.

Бедным студентам эта мысль кажется заманчивой, но им нужен атаман, и хотя сам Шпигельберг рассчитывал на эту должность, все единогласно выбирают Карла фон Моора. Надеясь, что "кровь и смерть" заставят его позабыть прежнюю жизнь, отца, невесту, Карл дает клятву верности своим разбойникам, а те, в свою очередь, присягают ему.

Теперь, когда Францу фон Моору удалось изгнать своего старшего брата из любящего сердца отца, он пытается очернить его и в глазах его невесты, Амалии. В частности, он сообщает ей, что бриллиантовый перстень, подаренный ею Карлу перед разлукой в залог верности, тот отдал развратнице, когда ему нечем было заплатить за любовные утехи. Он рисует перед Амалией портрет больного нищего в лохмотьях, изо рта которого разит "смертоносной дурнотой",- таков ее любимый Карл теперь.

Но Амалия отказывается верить Францу и прогоняет его прочь.

В голове Франца фон Моора созрел план, который наконец поможет ему осуществить свою мечту, стать единственным обладателем наследства графов фон Моор. Для этого он подговаривает побочного сына одного местного дворянина, Германа, переодеться и, явившись к старику Моору, сообщить, что он был свидетелем смерти Карла, который принимал участие в сражении под Прагой. Сердце больного графа вряд ли выдержит это ужасное известие. За это Франц обещает Герману вернуть ему Амалию фон Эдельрейх, которую некогда у него отбил Карл фон Моор.

Так все и происходит. К старику Моору и Амалии является переодетый Герман. Он рассказывает о смерти Карла. Граф фон Моор винит себя в смерти своего старшего сына, он откидывается на подушки, и его сердце, кажется, останавливается. Франц радуется долгожданной смерти отца.

Тем временем в богемских лесах разбойничает Карл фон Моор. Он смел и часто играет со смертью, так как утратил интерес к жизни. Свою долю добычи он отдает сиротам. Он карает богатых, грабящих простых людей, следуя принципу: "Мое ремесло – возмездие, месть – мой промысел".

А в родовом замке фон Моор правит Франц. Он достиг своей цели, но удовлетворения не чувствует: Амалия по-прежнему отказывается стать его женой. Герман, понявший, что Франц обманул его, открывает фрейлине фон Эдельрейх "страшную тайну" – Карл Моор жив и старик фон Моор тоже.

Карл со своей шайкой попадает в окружение богемских драгун, но им удается вырваться из него ценой потери всего одного разбойника, богемские же солдаты потеряли около трехсот человек.

В отряд фон Моора просится чешский дворянин, потерявший все свое состояние, а также возлюбленную, которую зовут Амалия. История молодого человека всколыхнула в душе Карла, прежние воспоминания, и он решает вести свою шайку во Франконию. Под другим именем он проникает в свой родовой замок. Он встречает свою Амалию и убеждается, что она верна "погибшему Карлу".

Никто не узнает старшего сына графа, лишь Франц угадывает в госте старшего брата, но никому не говорит о своих догадках. Младший фон Моор заставляет своего старого дворецкого Даниэля дать клятву, что тот убьет приехавшего графа. По шраму на руке дворецкий узнает в графе фон Бр`анде Карла, тот не в силах лгать своему старому слуге, воспитавшему его, но теперь он должен торопиться навсегда покинуть замок. Перед исчезновением он решает все же повидать Амалию, попрощаться с нею.

Карл возвращается к своим разбойникам, утром они покинут эти места, а пока бродит по лесу и в темноте вдруг слышит голос и видит башню. Это Герман пришел украдкой, чтобы накормить узника, запертого здесь. Карл срывает замки с башни и освобождает старика, иссохшего как скелет. Этим узником оказывается старик фон Моор, который, к своему несчастью, не умер тогда от вести, принесенной Германом, но когда он пришел в себя в гробу, то сын его Франц тайно от людей заточил его в эту башню, обрекая на холод, голод и одиночество. Карл, выслушав историю своего отца, не в силах больше терпеть и, несмотря на родственные узы, которые связывают его с Францем, приказывает своим разбойникам ворваться в замок, схватить брата и доставить ему живьем.

Ночь. Старый камердинер Даниэль прощается с замком, где он провел всю свою жизнь. Вбегает Франц фон Моор в халате со свечой в руке. Он не может успокоиться, ему приснился сон о Страшном суде, на котором его за грехи отправляют в преисподнюю.

Получив от пастора подтверждение, что самыми тяжкими грехами человека являются братоубийство и отцеубийство, Франц пугается и понимает, что душе его не избежать ада.

На замок нападают разбойники во главе со Швейцером, посланные Карлом, они поджигают замок, но схватить Франца им не удается. В страхе он сам удавился шнурком от шляпы

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...