Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Что такое наука обществознание. Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук

Непосредственым предметом части научных изысканий стал человек и тот социум, который он формирует. Обществознание - одна из наук, центром изучения которой и стал социум. В нашей статье мы коснемся этого вопроса с целью вспомнить, что изучает обществознание и какие интересные данные она может предоставить.

Сфера изучения обществознания

Начнем с того, что дадим толкование понятию, дабы постепенно вникать в тему. Итак, обществознание - это наука, изучающая всесторонне жизнь общества и его значение для человека.

Как дисциплина, всецело направленная на изучение человеческого общества во всех его проявлениях. Ее связи с прочими науками очень широки, как и разнообразие рассматриваемых аспектов социальной жизни.

Связь с другими науками

Как самостоятельно развивающаяся наука, обществознание включает некие базисы прочих гуманитарных. Среди них философия, психология, в частности социальная, этика, социология, история, право, политология. Кроме того, в обществознании есть основы экономики.

Столько широкие междисциплинарные связи обсуловлены с тем, что каждая из наук оперирует собственным видением человеческого общества. Обществознание же дает целостную картину данного понятия, учитывая представление каждой из дисциплин.

Все общественные науки в современном исследовательском мире связаны в единый массив знаний и методов, объединенных в обществознании. На основе столь широкого охвата проблем социальной жизни человечества, оно способно дать ответы на многие интересующие общество актуальные вопросы. Проникает обществознание целями и результатами своих научных изысканий в различные сферы человеческой деятельности: от социальной до экономической, политической и духовной.

Таким образом, резюмируем уже сказанное: обществознание - изучающая человеческую жизнь в социуме, наиболее полно, в отличие от множества других гуманитарных дисциплин.

Обществознание как школьный предмет

В каждой школе России обществознание входит в список преподаваемых предметов. Ранее, во времена СССР, схожая дисциплина называлась обществоведением.

Сегодня изучение обществознания в школьных стенах завершается ЕГЭ. Практическое значение заключается, прежде всего, в адаптации учеников к динамичности социальной жизни. Для нас это уже очевидно исходя из данных, что изучает дисциплина обществознание.

Происходит ознакамливание с различными сторонами этого процесса, расширяется помогает в дальнейшем определиться с родом деятельности, выбором дальнейшей направленности обучения.

Отметим также формирущую роль современного обществознания со стороны гражданской позиции. Политическая, экономическая сторона человеческой деятельности приоткрываются и складываются в цельную картину.

Кому необходимо изучать эту дисциплину?

Мы уже выяснили на данном этапе, что обществознание - изучающая все аспекты жизни человеческого социума. В школе эта дисциплина является обязательной частью программы. А кому же стоит изучить ее глубже при получении специализированного образования?

Как мы помним, спектр исследований обществознания сегодня затрагивает все социальные и некоторые другие науки. Поэтому изучать его углубленно стоит студентам таких специальностей, как социология, что, пожалуй, самое очевидное, психология, политология, правоведения, юриспруденция, культурология, менеджмент, педагогика.

Иными словами, для всех специальностей, которые в дальнейшем предусматривают работу с людьми, акутальны сведения и выводы рассматриваемой дисциплины. Этот вывод исходит из того, что мы уже выяснили: что изучает предмет "обществознание".

А наука ли обществознание?

Развитие дисциплины, ставшей темой нашей статьи, продолжается активно и сегодня. В научных кругах ведутся дискусии на предмет того, является ли обществознание наукой как таковой. В пользу положительного вердикта говорят большинство признаков. Мы ведь уже знаем, что обществознание - это наука, изучающая все проявления жизни общества.

Так, данная дисциплина стремиться фиксировать факты и закономерности максимально обьективно, что присуще истинной науке. Проблемный момент в том, что предмет обществознания, человеческое общество и все проявления его деятельности, слишком широк и динамичен. Поэтому до конца познать его своими методами оно не может.

Рациональность обществознания также сближает его с наукой. Точным дисциплинам, таким, как математика, оно не противоречит, хотя и не имеет собственных столь четко выделенных выводов.

И, наконец, последнее - обществознание так же не приемлет суеверия, как и любая другая наука. Собирая отдельные, самые важные аспекты прочих социальных наук, оно так же придерживается принципа обоснованности фактов.

Заключение

В нашей статье мы коснулись вопроса, что изучает обществознание. Оно, по сути, является комплексом наук, затрагивающих все возможные проявления жизни общества. Отсюда можем сделать слежующий вывод: предмет изучения обществознания крайне широк, поэтому дать исчерпывающих точных данных о нем эта наука не может по объективным причинам.

Человеческое общество со своими закономерностями, специфическими фактами является особенным постоянно меняющимся предметом. Соответственно, постоянно происходит развитие обществознания. Оно имеет явные связи с остальными а также экономикой, правоведением.

Обществознание - это наука, изучающая общество во всех его проявлениях. Как школьный предмет оно обязательно к изучению. Практическое значение его также высоко.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Обществознáние - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества. Как учебный предмет оно включает в себя основы общественных наук (философии , социологии , социальной психологии , правоведения , экономики , политологии и др.) и сосредотачивается на специальных знаниях, необходимых для эффективного решения наиболее типических проблем в социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни. Характерной особенностью курса обществознания является то, что общественные науки рассматриваются в нём не в изолированном виде, а как тесно связанные между собой дисциплины, составляющие единое целое. Можно сказать, что если каждая отдельная наука предлагает свой фрагмент знаний об обществе и человеке и свою точку зрения на него, то обществознание позволяет сложить из этих фрагментов и позиций целостную и объемную картину социального мира.

Обществознание как предмет в средней школе

Обществознание - обобщённый школьный предмет средней школы РФ , затрагивающий разнообразные общественные темы. Фактически его преподавание является заменой отменённого предмета «обществоведение » в СССР (в значительной степени построенного на марксистско-ленинской философии с идеологическим и патриотическим воспитанием). Суть предмета состоит в преподавании основ общественных наук .

Включает в себя, кроме основ общественных наук (см. ниже), «введение» в право (скорее не в научном, а в прикладном смысле; полноценного разведения школьного предмета граждановедения и раздела права в курсе обществознания пока не произошло), начала психологии и общие рассуждения о «духовности » (находящиеся за рамками положительной науки).

Обществознание как комплекс наук

Обществознание - обобщающее название наук, изучающих общество в целом и общественные процессы. Термин используется для отличения в системе гуманитарных наук дисциплин, изучающих общество, от дисциплин изучающих человека (как правило вне общества - например, психологии).

Под термин «обществознание» подпадают как минимум: экономика , социология , культурология , политология , юриспруденция .

См. также

Напишите отзыв о статье "Обществознание"

Примечания

Ссылки

  • на страницах научно-просветительского журнала «Скепсис»
  • - проект для эффективной подготовки школьников и абитуриентов к единому государственному экзамену (ЕГЭ), а также к государственной итоговой аттестации (ГИА) по обществознанию, который по своему содержанию соответствует государственному стандарту образования РФ по предмету обществознание.

Отрывок, характеризующий Обществознание

В то время как князь Андрей ходил докладывать про багрового генерала, генерал этот, видимо, не разделявший понятий Бориса о выгодах неписанной субординации, так уперся глазами в дерзкого прапорщика, помешавшего ему договорить с адъютантом, что Борису стало неловко. Он отвернулся и с нетерпением ожидал, когда возвратится князь Андрей из кабинета главнокомандующего.
– Вот что, мой милый, я думал о вас, – сказал князь Андрей, когда они прошли в большую залу с клавикордами. – К главнокомандующему вам ходить нечего, – говорил князь Андрей, – он наговорит вам кучу любезностей, скажет, чтобы приходили к нему обедать («это было бы еще не так плохо для службы по той субординации», подумал Борис), но из этого дальше ничего не выйдет; нас, адъютантов и ординарцев, скоро будет батальон. Но вот что мы сделаем: у меня есть хороший приятель, генерал адъютант и прекрасный человек, князь Долгоруков; и хотя вы этого можете не знать, но дело в том, что теперь Кутузов с его штабом и мы все ровно ничего не значим: всё теперь сосредоточивается у государя; так вот мы пойдемте ка к Долгорукову, мне и надо сходить к нему, я уж ему говорил про вас; так мы и посмотрим; не найдет ли он возможным пристроить вас при себе, или где нибудь там, поближе.к солнцу.
Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему в светском успехе. Под предлогом этой помощи другому, которую он по гордости никогда не принял бы для себя, он находился вблизи той среды, которая давала успех и которая притягивала его к себе. Он весьма охотно взялся за Бориса и пошел с ним к князю Долгорукову.
Было уже поздно вечером, когда они взошли в Ольмюцкий дворец, занимаемый императорами и их приближенными.
В этот самый день был военный совет, на котором участвовали все члены гофкригсрата и оба императора. На совете, в противность мнения стариков – Кутузова и князя Шварцернберга, было решено немедленно наступать и дать генеральное сражение Бонапарту. Военный совет только что кончился, когда князь Андрей, сопутствуемый Борисом, пришел во дворец отыскивать князя Долгорукова. Еще все лица главной квартиры находились под обаянием сегодняшнего, победоносного для партии молодых, военного совета. Голоса медлителей, советовавших ожидать еще чего то не наступая, так единодушно были заглушены и доводы их опровергнуты несомненными доказательствами выгод наступления, что то, о чем толковалось в совете, будущее сражение и, без сомнения, победа, казались уже не будущим, а прошедшим. Все выгоды были на нашей стороне. Огромные силы, без сомнения, превосходившие силы Наполеона, были стянуты в одно место; войска были одушевлены присутствием императоров и рвались в дело; стратегический пункт, на котором приходилось действовать, был до малейших подробностей известен австрийскому генералу Вейротеру, руководившему войска (как бы счастливая случайность сделала то, что австрийские войска в прошлом году были на маневрах именно на тех полях, на которых теперь предстояло сразиться с французом); до малейших подробностей была известна и передана на картах предлежащая местность, и Бонапарте, видимо, ослабленный, ничего не предпринимал. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по обществознанию для 10 класса (углубленный уровень) составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

Обществознание как учебный предмет включает основы общественных наук


(философии, социологии, социальной психологии, политологии, экономики и
правоведения), сосредоточиваясь на специальных знаниях, которые
необходимы для эффективного решения наиболее типических проблем в
социальной, экономической, политической, духовной сферах жизни.
Характерной особенностью курса является то, сто общественные науки
рассматриваются не в изолированном виде , а как тесно связанные между
собой дисциплины, составляющие единое целое. Таким образом,
обществознание позволяет сформировать у учащихся целостную картину
социального мира. Курс «Обществознание» занимает особое место среди
общественных и гуманитарных дисциплин, которые преподаются в школе.
Его особенность заключается в том, что этот курс не наука или раздел в
системе научного знания, а учебная дисциплина, призванная познакомить
школьников и с основами жизни общества, и ввести в комплекс социальных,
общественных и гуманитарных наук, которые будут изучаться в вузах.

Обществознание знакомит учащихся с целостной картиной общественной


жизни, рассматривая все её компоненты. Поэтому содержание курса
включает широкий круг тем - от философии до политологии, от социологии
до этики и эстетики Обществознание призвано расширить горизонт
восприятия окружающего мира. При этом оно закладывает начала
теоретического мышления, учит способности мыслить. Благодаря
формированию теоретического мышления учащиеся смогут не только
получить знания на уроке, но и развить способность приобретать новые
знания самостоятельно.

Таким образом, для обществознания как школьного предмета характерны:


  • Направленность на теоретическое обобщение учебного материала;

  • Интегрированный характер, особая, по сравнению с другими
школьными дисциплинами, направленность на межпредметные связи;

  • Дискуссионный характер;

  • Практико - ориентированный характер;

  • Необходимость привлечения материалов современной жизни.
Важная содержательная и дидактическая особенность курса - прдставление основ важнейших социальных наук: философии, социалогии, политологии, социальной психологии.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ .

Реализация рабочей программы ставит перед собой цели:

- р а з в и т и е личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного"
на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интере-
са к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

- в о с п и т а н и е общероссийской идентичности; гражданской ответственности, пра~ово-
го самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманисти-
ческим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

- о с в о е н и ю с и с т е м ы з н а н и й об экономической и иных видах деятельности людей,


об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для
взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина,
для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учрежде-
ниях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;

- о в л а Д е н и ю у м е н и я м и получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной ,


коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского
общества и государства;

- ф о р м и р о в а н и ю о п ы т а применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности;

f межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероиспове-
даний; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей
с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами
защите правопорядка в обществе.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ .

Курс «Обществознания» в 10 классах (углубленный уровень) содержит комплекс знаний, отражающий основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. В 10 классе распределение учебных часов по разделам и темам курса рассчитан на 102 учебных часа (3 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения обществознания ученик должен
знать / понимать:

Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности,


место, и роль человека в системе общественных отношений;

Тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важ-


нейших социальных институтов;

Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм,

механизмы правового регулирования;

Особенности социально-гуманитарного познания;


уметь:

Характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, за-


кономерности развития;

Анализировать информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия,


устанавливать соответствия между существенными чертами и признакам и изученных социаль-
ных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Объяснять. причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объ-


ектов (включая взаимодействие человека и общества, важнейших социальных институтов обще-
ства и.природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-


экономических и гуманитарных наук;

Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых сис-


темах;

Извлекать из неадаптированных оригинальных текстов энания по заданным темам; систе-


матизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать
в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организа-


ции, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

Формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суж-


дения и аргументы по определенным проблемам;

  • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

  • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения поз-
    навательных задач по актуальным социальным проблемам;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

Для успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с


различными социальными институтами;

  • совершенствования собственной познавательной деятельности;

  • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массо-
    вой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собран-
    ной социальной информации;

  • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

  • ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; определения личной
и гражданской позиции;

  • предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

  • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских
    обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, куль-
турными" ценностями, социальным положением.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА .
Краткая характеристика изучаемого курса. Методика работы с учебным пособием. (1 час )
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. (16 ЧАСОВ)
Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

Мифы древности. Древнеиндийские Веды о происхождении мира. Буддизм. Мудрецы даосской школы.Конфуцианство. Платон и Аристотель об обществе и государстве.

Теория общественного договора. Трудовое общество А.Смита. Вперёд к «золотому веку».

Гражданское общество Г.Гегеля. На пути к научной социологии. Марксистское учение об

обществе. Развитие обществознания,в ХХ веке.

Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала ХХ века. Бердяев

Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля. Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессионально образовательные учреждения.
ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК. . (24 часа)
Происхождение человека и становление общества. Теории происхождения человека. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность.

Соотношение мышления и языка.

Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума.

Социум как особая часть мира. Факторы изменения социума.

Социальная система, её подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

Мир Востока. Ценности Запада. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

Смысл и направленность исторического развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

Понятие об историческом процессе. Народные массы, социальные группы, общественные

объединения как участники исторического процесса.

Исторические личности. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

Прогресс и регресс. Противоречивость прогресса. Критерии прогресса. Прогрессивные

общественные силы. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора. Свободное общество.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ СУЩЕСТВОВАНИЯ ЛЮДЕЙ. (11 ЧАСОВ)

Потребности и интересы. Типология деятельности. Игра. Учеба как деятельность.

Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной

культуры. Духовное потребление.


Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

Политика как деятельность. Субъекты и объекты политики. Соотношение целей и средств

в политике. Власть и политика.

Типология властных отношений. Политические отношения.

СОЗНАНИЕ И ПОЗНАНИЕ. (16 ЧАСОВ)

Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность.

Чувственное и рациональное познание.

Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Самоопределение личности.

Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

Психология семейных взаимоотношений. Гендерное поведение. Воспитание в семье.

«Дедовщина» И другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

Учебно - методическое и материально - техническое обеспечение учебного предмета.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Общестеознание. 10 кл. [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений: профильный уровень /
Л. Н. Боголюбов, А. В. Белявский, Н. И. Городецкая [и др.] ; под ред, Л. Н. Боголюбова [и др.] ;
Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М. : Просвещение, 2013.

Дидакт и ческие материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы [Текст] : пособие для
учителя / под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Т. Кинкулькина. - М. : Просвещение, 2007.
Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы [Текст] : пособие для учащихся / под ред.

Л. Н. Боголюбова, Ю. И. Аверьянова. - М. : Просвещение, 2011.

Лазебникова, А. Ю. Обществознание. ЕГЭ [Текст] : метод. пособие для подготовки / А. Ю. Ла-
зебникова, М. Ю. Брант. - М. : Экзамен, 2005.

Тесты. Обществознание. 1"0-11 классы [Текст] : варианты и ответы централизованного (ито-
гового) тестирования. - М. : 000 «Рустест», 2014.

Е ди н ый государственный экзамен 2010. Обществознание [Текст] : учеб.-трениров. материалы

для подготовки учащихся / ФИПИ-Центр. - М., 2014.

Допо лни те л ь н ая ли терат у ра д ля уч и те л я:

Г р ажданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных право нарушениях РФ.
Конституция Российской Федерации.

Семейный кодекс РФ.

Тр удовой кодекс РФ.

Алекса н дров а, И Ю. Обществознание. Интенсивный курс [Текст] / И. Ю. Александрова, В. В. Вла-
димирова, Л. Ш. Лозовский. -М.: Айрис-Пресс, 2010.

Б ахмутов а , Л . С. Методика преподавания обществознания [Текст] : учеб. пособие для студ. пед.
высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М. : Гуманит. ИЦ «Владос», 2001.

Бек ешев, К . А . Обществознание [Текст] : учебное пособие/ К. А. Бекешев. - М. : Проспект,
2010.

И б р агимов, Р . Ю. Сдаем основы социологии и политологии [Текст] : для средн. профессион.
образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. -Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Ка р а года н а, Л. Н. Тесты по обществознанию. 11 класс [Текст] : пособие для учителя / Л. Н. Ка-
рагодана. - М. : Просвещение, 2007.

Лоз о вс к ий, Л . Ш. Практикум по обществознанию [Текст] : вопросы и ответы; тесты с реше-
ниями Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг, - М. : Рольф: Айрис-Пресс, 2010.

П олитика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. [Текст] : пособие для уч-ся общеобразо-

ват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.

Сычев , А . А. Обществознание [Текст] : учеб. пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М:

ИНФРА-М,2010.

Сидельникова, Т. Т . Политология: комментарии, схемы, афоризмы [Текст] : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темникова, И. А. Шарагин. - М. : Гума-
нит. ИЦ «Владос», 1999.

Т ю л я ева , Т . И . Обществознание [Текст] : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Ас-
трель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:

Джегут ан ов, Б . К . Обществознание. Ответы для школьников и абитуриентов [Текст] / Б. К. Дже-
гутанов, В. С. Олейников. - СПб. Питер, 2010.

Домашек , Е . В . Школьный справочник по обществознанию [Текст] / Е. В. Домашек. - Ростов
н/Д. : Феникс, 2010.

Меха л кина , Е . В. Обществознание [Текст] : пособие для подготовки к ЕГЭ / Е. В. Мехалкина. -
Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Корсанов , Г Г Репетитор по обществознанию для учащихся старших классов [Текст] / Г. Г. Кор-
санов. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.

Сазонова , Г Г Обществознание в таблицах и схемах [Текст] / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория

Определение термина обществознания - очень простое и явно из самого названия. Это комплекс дисциплин, изучающих различные стороны человеческого общества. Попросту говоря, обществознание - это наука об обществе, и в этом определении - все, что может под этим подразумеваться. По сути же эта наука пересекается с множеством других, таких как социология, социальная психология, история, политология, правоведение, философия и прочие.

История обществознания.

Первые работы в истории обществознания, которое тогда еще не имело определенного названия, появились еще в Древней Греции. Платон придумал свое учение о справедливом обществе, чем-то напоминающее современные работы о социализме, а Аристотель придумал понятие «демократия», которое знакомо сейчас даже первоклассникам. Среди прочих общественных и политических деятелей свой вклад в развитие обществознания вложили Николо Макиавелли, Томас Гоббс, Джон Локк, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Монтескье, Карл Маркс и другие. Идеи многих из них по современным меркам были достаточно радикальными. Макиавелли, например, известен своей идеей о том, что цель оправдывает средства, а Вольтер считал, что бедные рождены для того, чтобы работать на богатых, и это и есть идеальное общество. Тем не менее, все эти работы оказали влияние на общество , а значит и на наш предмет.

Обществознание как школьный предмет.

Обществознание как школьный предмет в нашей стране появилось еще в 60-х годах прошлого века под названием обществоведение. С тех пор его продолжают преподавать, изучать и развивать. Обществознание входит в список предметов, утвержденных Рособрнадзором, на Едином государственном экзамене (ЕГЭ) .

Заключение.

Обществознание не дает все ответы на вопросы о человеке и обществе . Этим занимаются более конкретные науки, как психология, социология или правоведение, но наш предмет обобщает в себе знания этих наук, формирует целостную картину и дает направление для дальнейшего изучения и исследования.

Школьная программа подразумевает изучение многих предметов. Все они были выбраны с какой-либо целью. Ведь важны не только те предметы, что отвечают за точные науки. Ни у кого не вызывает сомнение такой предмет как русский язык или математика. Здесь итак понятно, что представленные предметы пригодятся в дальнейшей жизни каждого человека. Но существуют «спорные» предметы, когда даже взрослые не могут понять, зачем он стоит в школьной программе. Одним из таких предметов является обществознание. Многие задаются вопрос, что это вообще за урок и для чего он нужен? Однако раз уж он утвержден как школьный предмет в России, то, значит, это по какой-либо причине имеет место быть.

Обществознание – это школьный предмет, который преподают в средних школах Российской Федерации, который изучает разнообразные общественные явления и аспекты, а именно:

  • подготавливает ребенка к общественной жизни;
  • объясняет, по каким законам развивается общество;
  • объясняет роль человека в обществе;
  • взаимодействие людей друг с другом;
  • учит правильно контактировать с другими людьми;
  • социализирует.

Обществознание как предмет соединяет знания и других наук, например, психологии, философии, этики и другие. Таким образом, изучая обществознание, вы охватываете основы сразу нескольких наук и при этом тратите гораздо меньше времени на изучение каждой в отдельности.

Некоторые думают, что такому предмету не место в школьной программе, ведь толку от него абсолютно никакого. На самом деле это далеко от истины. По словам Дарьи Рудник, руководителя сайта http://distance-teacher.ru/obschestvoznanie - портала по поиску репетиторов по скайпу: "представленный предмет помогает социализировать детей, подготавливая их к взрослой жизни".

Обществознание как предмет школьной программы несет в себе следующие функции:

  1. Образовательная. Позволяет формировать поверхностные знания о человеке и его взаимодействии с другими людьми (обществом).
  2. Практическая. Позволяет изучить правила жизни, и как вписаться в общество. Включает практические примеры из жизни.
  3. Познавательная. Позволяет изучить все понятия, касающиеся человеческих отношений и взаимодействий.
  4. Методологическая. Учит разбираться в методах и явлениях, которые происходят в обществе.

Из этого можно сделать вывод, что представленный школьный предмет не учит никаким профессиям. Разве только учителю обществознания. Но даже несмотря на этот факт, этот предмет очень важен, так как он учит детей формироваться как социальная личность. Человеческий фактор играет важную роль в других сферах деятельности и других профессиях. Кроме того, неважно на какую работу потом пойдет школьник, он в любом случае будет контактировать с людьми. А вот как правильно с ними контактировать, как решать конфликты и другие не менее важные вопросы и изучают на уроках обществознания. Чтобы человеку добиться чего-либо в своей жизни, ему нужно познать в первую очередь себя. Этому также можно научиться на данном уроке.

Многие незаконно обвиняют школу и всю систему образования в том, что там не учат жизни. Как раз наоборот, учат. И явным примером как раз может служить урок обществознания. И как бы не казалось на первый взгляд, данный предмет достаточно сложный. Чтобы его правильно понять, нужно учиться постоянно. Это и должны понять все школьники. Ведь это один из немногочисленных предметов, знания которых наверняка пригодятся в дальнейшей взрослой жизни.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...