Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Как складываются отношения между народами разных стран. Нации и межнациональные отношения. Блок внеклассной работы «За страницами учебника»

Введение. 2

Почему я выбрал эту тему?. 2

Что такое нация?. 3

Национальное самосознание. 4

Межнациональные отношения. 5

Суть национализма. 8

Заключение. 10

Список литературы.. 11


Введение

Что составляет величие человека: национальность или культура? Может ли какая-либо нация осчастливить человечество? Что такое национализм: любовь к своей нации или минное поле между нациями?

Примерно три тысячи различных народов составляют современное человечество. А государств на земле всего около 200. Следовательно, почти все они многонациональные.
Благополучие, а нередко и сама жизнь людей, существование их сообществ во многом зависят от способности народов к взаимоуважению, к диалогу, направленному на взаимопонимание; толерантности общества и каждого из нас к особенностям, обычаям, нравам, взглядам других народов; уважения существующих между людьми различий.

Почему я выбрал эту тему?

Я выбрал эту тему по тому, что проблема межнациональных отношений на сегодняшний день строит очень остро среди граждан всех стран мира.


Что такое нация?

Нация - наиболее развитая историко-культурная общность людей. Она складывается в течение длительного времени в результате соединения и переплетения различных племен и народностей. Среди свойств нации можно выделит общность территории проживания, национальную экономику, самоуправление, особенности культуры. Обычно представители одной нации говорят и пишут на одном языке. Но язык не является несомненным признаком нации.
Например, англичане и американцы говорят на английском языке, но это разные нации. Сплоченности нации способствует общность их исторического пути. Каждая нация имеет свои корни в истории, прошла свой неповторимый путь.

Существенные сдвиги в понимании нации произошли в последней трети XX века. Согласно современным представлениям, мы можем дать следующее определение нации: это наиболее развитая историко-культурная общность людей, сформировавшаяся в течение длительного времени в результате соединения и перемешивания различных племен и народностей. Среди признаков нации можно выделить общность территории проживания, самоуправление, общую экономику, национальное самосознание и другие.


Национальное самосознание

Национальное самосознание является важным фактором, характеризующим нацию как общность и человека как члена этой общности.

Личность, полагая себя неотделимой частицей нации, осознает историю своего народа, общественно-национальные ценности, такие, как письменность, национальный язык, разнообразные достижения в духовной культуре, ценит вклад народа в мировую культуру, разделяет успехи нации и способствует ее развитию. Таким образом, национальное самосознание базируется на исторической памяти, знании истории, традиций своего рода. Оно включает в себя также эмоционально-ценностную оценку прошлого своей нации, ее современного состояния, ее взаимосвязей с другими народами. Все это обогащает духовный мир личности, создает определенную психологическую установку на цели и направленность деятельности.

Благодаря национальному самосознанию человек остро чувствует интересы своего народа, сопоставляет их с интересами других народов, мирового сообщества. Осознание национальных интересов побуждает личность к деятельности, в процессе которой эти интересы реализуются.

Отметим две стороны национальных интересов. Во-первых, необходимо сохранять свою особенность, неповторимость в потоке человеческой истории, уникальность своей культуры. Сохранять свои памятники, сохранять и обогащать свой язык. Не только решительно противодействовать физическому исчезновению народа, но и стремиться к восполнению его естественной убыли, росту населения, обеспечивая достаточный уровень экономического развития на базе имеющихся регионально-хозяйственных факторов. Во-вторых, интересы нации состоят и в том, чтобы психологически не отгораживаться от других наций и народов, не превращать государственные границы в «железный занавес». Надо обогащать свою культуру контактами, заимствованиями из других культур, наполнять свой внутренний и культурный мир постижением общезначимых для человечества ценностей. Культурное многообразие является богатством страны.

Культурная политика нашего государства исходит из признания равного достоинства культуры, равных прав и свобод в области культуры всех проживающих в стране народов. Государство способствует созданию равных условий для сохранения и развития этих культур, укрепления целостности российской культуры.


Межнациональные отношения

Обращаясь к истории, мы видим, что за время существования наций и народностей отношения между ними нередко были напряженными, даже трагическими. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в спаде производства, в росте цен, в безработице, в резком ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжелые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку) или принижение ее, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национального насилия вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, самоизолируется, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их истинные, глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. Разрушительной силой может стать и националистическая идеология.

Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Преступные действия фашистов по уничтожению целых народов, в том числе славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, поломали судьбу миллионов семей, принесли несчастье множеству людей и показали, что человек не может быть безразличным к бедам своего народа. Людям присуще чувство национальной гордости. Но понимают они национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвижничеством борцов против эксплуатации и угнетения. Национальная гордость русских людей включает уважение к национальным интересам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Всё своё – хорошо, всё чужое – плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы оправдывать хорошее и плохое, что было в истории своего народа, и чернить историю другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, к бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом у разных народов были славные страницы. Они связаны с достижениями материальной и духовной культуры, которые вызывали и ныне вызывают восхищение многих наций. Но есть в истории и мрачные страницы, которые воспринимаются с болью и которые нельзя скрывать. Неудобные факты исторического прошлого следует не скрывать, а оценивать так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа – это возникновение и утверждение национальных традиций и обычаев, отношение к которым неоднозначно. У многих народов есть добрая традиция гостеприимства, славная традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988г. в Армении народы нашей страны и других стран мира оказывали бескорыстную помощь армянскому народу – сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разобрать завалы и восстанавливать города и сёла.

Опыт истории цивилизации показывает, что национальные конфликты можно не допустить или смягчить, осуществляя принципы территориальной, национально-территориальной автономии и соблюдая права человека. Эти положения нашли отражение в Декларации прав свобод человека и гражданина. В ней записано, что каждый гражданин России вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не может его принудить к указанию национальной принадлежности. Сам человек причисляет себя к той или иной национальности, исходя из самосознания, владения языком, на котором он говорит и считает родным. Приверженности к традициям и обычаям, которые он соблюдает, культуре, которая ему близка.

И вместе с тем всякое выступление, разжигающее национальную, расовую или религиозную ненависть или представляющее подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, запрещено законом. В соответствии с этой нормой Декларация прав и свобод человека и гражданина гласит, что оскорбление национального достоинства человека преследуется по закону. Законы России предусматривают уголовную ответственность за ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ граждан по расовым и национальным признакам, а также за проповедь расовой и национальной исключительности или пренебрежения.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями – великое завоевание народов нашей страны, которое нужно во что бы то ни стало беречь и укреплять.


Суть национализма

Что сегодня обычно имеют в виду, когда говорят о национализме? Чаще всего не что иное, как притеснения и гонения по национальному признаку, независимо от того, имеют ли они форму государственной политики. Однако если вспомнить о различии между явлением и сущностью, станет ясно, что дискриминационные действия есть всего лишь проявления национализма. Национализм есть определенного рода мировоззрение, которое стоит за этими действиями и которое выражается в виде внутренне связанной системы идей или же идеологии. Оно и подталкивает отдельных людей или же целые государства к дискриминации по национальному признаку, а также оправдывает ее в их глазах, поскольку она, без сомненья, идет вразрез с элементарной, общечеловеческой моралью. Утверждать, что в превознесении своего народа и уничижительном и грубом отношении к другим - значит, на наш взгляд, неправомерно упрощать дело. Если человек и идет на какое-нибудь неприемлемое с точки зрения морали деяние, то не потому, что само это деяние ему нравится, а потому, что таким образом он надеется воплотить в жизнь какой-нибудь положительный идеал. К примеру, вор идет на кражу не потому, что ему нравится сама последовательность действий, которую мы называем кражей, а потому, что он видит большую ценность в материальных благах, которые он при этом приобретает. Так же и националист призывает к притеснению, изгнанию или даже, как в случае с нацизмом, к истреблению лиц другой национальности вовсе не в силу противоестественных свойств характера и психики. Иначе можно было бы утверждать, подобно некоторым, что все националисты – люди психически не вполне нормальные, а это будет, неоправданной редукцией проблемы социально-философского порядка и в конечном итоге – уходом от проблемы. Националист позволяет себе подобные призывы, потому что он исповедует определенный положительный идеал, и идеал этот настолько для него привлекателен, что он готов ради него даже на очевидно аморальные призывы и действия. Понятно, что определить этот идеал как благополучие своего народа – значит не сказать ничего, поскольку о благополучии народа говорят все политические силы, и либералы, и коммунисты и т.д., и т.п. Национализм от других мировоззрений именно тем и отличается, что он представляет благополучие народа весьма своеобразно. Любому националисту делом первоочередной важности представляется достижение национальной независимости своего народа, т.е. создание желательно моноэтнического и насколько возможно самодостаточного государства. Только в этом случае, как считает националист, возможно нормальное и плодотворное развитие культуры народа. Это его убеждение проистекает из другого, более общего, метафизического убеждения, которое националист не всегда открыто и последовательно формулирует, но которым он руководствуется при рассмотрении порождаемых самой жизнью проблем межнационального общения. Заключается оно в том, что интересы разных народов якобы могут совпадать только в смысле тактическом, а по сути, они противоположны и в этом, в общем-то, нет ничего ненормального, т.к. это соответствует извечной природе вещей. Потому с точки зрения националиста каждому народу и нужно свое государство – чтобы выстоять в конкурентной борьбе с другими народами, идущей испокон веков не на жизнь, а на смерть, и отстоять и развить свое культурное своеобразие и культуру вообще, до которой никому другому, собственно, нет дела. Т. е. в согласии с мировоззрением национализма такое государство-нация при решении всех политических вопросов должно исходить исключительно из своих собственных интересов, каковых по сути дела два: выживание и сохранение своеобразия в конкурентной борьбе между народами. При этом интересы других народов и государств могут им либо вовсе не приниматься во внимание, либо приниматься ровно настолько, насколько они совпадают с его собственными интересами.

Однако рассматривая государства древнего и средневекового мира (например, такие как Священная Римская империя, Арабский халифат, Российская империя, Китайская империя) можно заключить, что они никак не могут быть охарактеризованы как националистические. Все они представляют собой империи, объединяющие в себе множество различных народов, а также имеющие общий язык культуры, и, как правило, общую религию, воплощающую идеал культуры для других народов империи. Но в то же время мы наблюдаем здесь явные толерантность и даже равнодушие по отношению к другим народам. Строятся эти империи на традиционных, религиозных ценностях, которые оказывают значительное влияние даже на их экономическую жизнь.


Заключение

Национализм несет в себе смертельную опасность не только как инструмент политики, но и сам по себе. Национализм, есть род отчуждения, а без полнокровного и взаимотолерантного общения и сближения с другими народами творческое развитие народа невозможно.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

Именно поэтому необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем на основе принципов дружбы и сотрудничества народов. И в тоже время многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с националистическими проявлениями, с искусственным противопоставлением наций. Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он не относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом. Равенство наций и народов неразрывно связано равенством людей, независимо от их национальности.


Список литературы

1. Л.Н. Боголюбов «Обществознание», Москва, «Просвещение», 2006, стр. 184-190.

2. Л.Н. Боголюбов «Введение в обществознание», Москва, «Просвещение», 1996,
стр. 93-96.

3. Ю.Н. Гладкий «Глобальная география», Москва, «Дрофа», 2007, стр. 190-194.

4. Интернет http://ru.wikipedia.org

5. Интернет http://www.situation.ru

Первым условием правильных отношений между народами является осознание ими того факта, что в мире есть могучая сила, заинтересованная в их разрушении. И не просто заинтересованная, а способная их разрушить и разрушающая их весьма успешно. Эта сила - капитализм с его масонскими и другими, зависимыми от масонства, структурами. Примером такого разрушения могут служить европейские народы, утрачивающие как бы естественно свои национальные черты, чем дальше, тем больше. Но на самом деле эти народы разрушаются потому, что ставятся в условия, в которых они не могут не разрушаться. Если современные темпы их разрушения сохранятся, то, по подсчётам демографов, эти народы исчезнут практически полностью примерно через сто лет.

Глубинной причиной вражды масонских руководителей к народам является то обстоятельство, что они созданы Богом и в качестве Его созданий заключают в себе начала, препятствующие торжеству Его противников. Т.е. тех же самых масонов. Поэтому противники Бога и не могут не разрушать эти Его создания.

Если войти в логику разрушителей, то нетрудно понять, что начинать это дело они должны не с разрушения всех народов подряд, а с разрушения самых опасных для них народов и с использования ради этого дела менее опасных. А самые опасные для них народы это бывшие христианские народы, потомки которых сохраняют в своей глубине возможность религиозного и национального их возрождения.

Из христианских народов самым опасным для разрушителей является русский народ. Об этом свидетельствуют те чрезвычайные усилия, которые прилагают разрушители для его дискредитации в глазах других народов и для создания таких условий его жизни, в которых он должен разрушаться особенно быстро.

После его уничтожения или, как минимум, после его духовной нейтрализации разрушители примутся за уничтожение российских народов, ныне науськиваемых ими на русский народ. И тогда они окажутся совершенно беспомощными перед той антинациональной силой, о которой у нас речь. Вот когда они поймут, что их спасение было в спасении русского народа и в их союзе с ним. Но будет уже поздно.

То же самое нужно сказать вообще обо всех народах. Их спасение в их общем союзе против их разрушителей. Их спасение в максимально быстром гашении их вражды друг к другу. Потому что в борьбе друг с другом они обессиливают себя и помогают тем самым своим смертельным врагам.

Чтобы предотвратить катастрофу России и последующую за ней катастрофу всех народов Земли, каждый народ, большой он или маленький, должен понять, что в одиночку никто из них не спасётся. Спастись можно только сообща. И чем больше народов поймут эту истину и войдут в общий их союз, тем больше будет у них шансов на спасение. Ибо противник их располагает на сегодняшний день куда большими научно-техническими, военными и другими возможностями, чем они сами. Но окажутся ли эти возможности достаточными для торжества разрушителей - это вопрос.

Итак, вот первое условие правильных отношений между народами. Оно же и первое условие спасения русского народа.

Вторым условием правильных взаимоотношений народов является правильная их самоорганизация. Если её не будет, то никакие правильные нормы их взаимоотношений их не спасут. Даже если будут провозглашаться официально. Они так и останутся на бумаге. А в реальной жизни будет происходить по-прежнему самоубийственная борьба народов друг с другом, которая будет не только их обессиливать, но и развращать, подготавливая их тем самым к капитуляции перед их разрушителями.

Правильная самоорганизация шовинистических или склонных к шовинизму российских народов в их отказе от шовинизма ради их собственного спасения в будущем. Если эти народы сумеют осознать направленность современной жизни и логически следующий из неё финал, то начнут перестраивать себя для служения общим интересам всех российских народов. И, в первую очередь, для укрепления дружественных отношений с русским народом как с основой общероссийского единства.

Я не говорю, что такое случится непременно, но только то, что без этой перестройки национального сознания эгоистических ныне народов их ожидает общий их крах.

Можно только сказать, что настроенность российских народов будет зависеть в сильнейшей степени от господствующих настроений в русском населении. Если оно будет по-прежнему демонстрировать свою полную беспомощность в идейном и организационном отношении, то лучшим силам в российских народах будет не на кого указывать как на русский народ. Где он, этот ваш русский народ? - спросят их с усмешкой их соплеменники. И будут по-своему правы.

Но если настроение в русском населении начнёт меняться в лучшую сторону; если русские поймут, наконец, необходимость своей национальной самоорганизации снизу; если они начнут стягиваться в союзы русских людей по месту жительства (чтобы решать сообща свои местные проблемы, насколько это в их силах, и дорастать постепенно до понимания своих общенациональных задач), то и отношение к русским со стороны российских народов будет тоже меняться. Не сразу, постепенно, но будет. Если этот процесс приобретёт более или менее массовый характер.

Лишь превратившись из разрозненного и потому бессильного населения в идейно и нравственно организованный русский народ, русские донесут свою идею союза народов до российских народов. И не только до российских.

А для того, чтобы стать русским народом, русским нужна зрелая русская национальная идеология, т.е. система идей, ориентирующих их разумно в мировоззренческом и социально-политическом отношении. Если она будет выработана, то вслед за ней будет выработана и зрелая система норм русской жизни. В этом случае у русских будет общее представление о том, каким должен быть правильный человек, какой должна быть правильная семья, какой должна быть правильная национальная община. Каким должно быть правильное государство. Какой должна быть правильная внутренняя и внешняя политика государства.

В этом случае у русских появится взаимопонимание, и, как следствие, они будут не противоречить друг другу и не удаляться в раздражении друг от друга, а помогать друг другу. И жить им будет тогда намного отраднее, чем сегодня. У них появятся такие силы, каких нет сегодня.

Но кто будет вырабатывать и усваивать эту зрелую русскую идеологию? Ясно, что подавляющее большинство современных русских на это заведомо не способны. При том почти нулевом уровне их религиозного и национального образования они не способны не только находить созидающие их идеи, но даже правильно понимать уже найденные. А православные интеллектуалы-националисты тоже не способны сегодня на это по причине своей разрозненности.

Чтобы созидать зрелую русскую национальную идеологию, необходимо сочетание личных усилий по этой части с усилиями других заинтересованных в этом деле лиц. Нужны регулярные их собрания для совместного обсуждения этой большой темы. Что такое национальная идеология? Из каких идейных блоков она должна состоять? В каком виде она была в прошлом и почему не сумела в прошлом организовать русский народ? В каком виде она должна раскрываться сегодня? Эти и другие важные вопросы должны ставиться, чтобы участники собраний искали и находили на них всё более правильные и всё более полные ответы.

Нужны не просто разговоры о русской национальной идеологии, а её выработка, т.е. отбор наиболее правильных идей с точки зрения большинства участников того или иного собрания. Это большинство может ошибаться в чём-то или даже во многом, но если оно выработает свой проект современной русской идеологии (хотя бы в самом простейшем его виде), то позволит не согласному с ним меньшинству подвергнуть этот проект критике. Если критика будет убедительной, то большинство рано или поздно согласится с ней и выправит свой проект. А если не согласится, то меньшинство выработает свой проект, и сопоставление того и другого будет способствовать работе русских умов. Будет способствовать постоянному совершенствованию их представления о том, какой должна быть правильная русская идеология.

Но русских не спасёт даже самая правильная русская идеология, если они не поймут, что они, как уже сказано, в своём подавляющем большинстве, невежды в религиозном и национальном отношении, и не сделают из этого открытия правильные выводы.

Первый из этих правильных выводов будет в том, что их невежество в столь важном вопросе это духовная их слепота. А духовно слепые народы бессильны даже тогда, когда велики количественно и обладают большой физической силой. Представители этих народов могут собираться на митинги и кричать хором лозунги, но на правильную самоорганизацию они не способны. А без неё они не способны на правильные отношения с другими народами. А без правильных отношений с другими народами их ожидает в будущем только гибель, о чём уже говорилось.

Второй правильный вывод будет в том, что русским для их спасения как нации нужна система религиозного и национального самообразования. Существующая официальная система образования имеет космополитический и, как правило, безрелигиозный характер. Она формирует духовных невежд, умеющих производить и потреблять большое количество услуг и товаров, но не умеющих думать о смысле человеческой жизни и происходящих в человечестве процессах. А если не умеющих думать о самом главном, то и не способных строить правильное общество. Если русские не сумеют противопоставить этой порочной системе свою положительную систему самообразования, то их будущее будет временем их таяния и исчезновения как нации.

Речь идёт, естественно, не о том, чтобы русские игнорировали существующие учебные заведения. Они должны брать от них все знания, какие могут потребоваться им в жизни. Речь идёт о том, чтобы они, осознав недостаточность этих знаний для достойной человека жизни, со всей серьёзностью взялись за организацию своих регулярных национальных собраний по домам, имеющих целью религиозное и национальное самообразование.

О том, какими должны быть эти собрания, нельзя рассказать в немногих словах. Поэтому я не буду касаться здесь столь значительной темы. Кому она интересна, могут ознакомиться с моими соображениями о русских собраниях в двух статьях. Первая из них так и называется: «О русских собраниях». Название второй: «Апология русских собраний». Они расположены на моём сайте (вторая статья опубликована, кроме того, в журнале «Молодая Гвардия», № 4 за 2010-й год).

Выработка зрелой национальной идеологии и организация в русском и российских народах регулярных малых собраний с целью религиозного и национального самообразования будут, на мой взгляд, третьим условием правильных отношений между народами.

Человека? Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»? Почему возникают межнациональные конфликты? Как их предотвратить?

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малонаселенные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят а состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Факты . Общепризнано, что Российская Федерация - одно из крупнейших в мире многонациональных государств, где проживает более ста народов, каждый из которых обладает уникальными особенностями материальной и духовной культуры. В преобладающем большинстве народы страны на протяжении веков сложились как этнические общности на территории России, и в этом смысле они являются коренными народами, сыгравшими историческую роль в формировании российской государственности. Благодаря объединяющей роли русского народа на территории страны сохранились уникальное единство и многообразие, духовная общность и союз различных народов.

Вы, вероятно, не раз слышали слово «национальность». Оно означает осознание человеком своей принадлежности к той или иной этнической (от греч. ethnos - народ) общности. Собственно, важнейшим признаком такой общности как раз и является сознание ее членами общей культурной идентичности (слово «идентичный» происходит от латинского слова, означающего «тождественный, одинаковый»). Иными словами, этническая группа - это общность, культурные традиции которой объединяют членов данной группы и отличают ее от других групп; они имеют общий язык, религию, общие черты материальной и духовной культуры, представления об общности происхождения и исторической судьбы, общие черты психологического склада. Ученые нашей страны под основными типами этнических общностей, как правило, понимают племя, народность, нацию. Многие ученые используют слово «нация» в другом смысле: нация - это все граждане определенной страны, независимо от их этнических различий.

Отношения между нациями . Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального обществ) складываются народности; на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними волзикали кровавые распри. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередки национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт происходил между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая; «Все свое - хорошо, все чужое (свойственное другой нации) - плохое. Люди, разделяющие такую позицию, готовы не задумываясь оправдывать все, что было в истории своего народа, и хорошее и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно - с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1088 г. в Армении представители других народов нашей страны и зарубежных стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села. Но бывают и другие традиции, например кровная месть. Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальный традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что – осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР , возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на Фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тысяч героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Документ . Фрагмент из работы российского ученого В. Л. Тишкова:

«Пока мы не начнем наряду с понятием «народы России» утверждать понятие «российский народ», ничего путного не получится. Речь идет не о том, чтобы переделать татар или бурят в россиян, и тем более в русских. Задача ответственных экспертов, ученых и педагогов - терпеливо и настойчиво объяснять, что «российськость» как идентичность и российский народ -нация не результат внутренней унификации, а естественное наложение более широкой историко-культурной и социально-политической идентичности на множество внутренних этнокультурных различий которые существуют среди населения страны».

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутые в любой многонациональной стране, - великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе. Во второй половине 80-х гг. ХХ в. В некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате, Сумгаити, Абхазии, Фергане, Нагорном Карабахе и т.д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной коле, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковые причины этих конфликтов? Одна из главных причин – территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылаются на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликтов бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различие в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти – все это может стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты на обучение детей на родном языке, и вследствие этого возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, то отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Порой конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц, бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решении проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать, что обострение отношений между людьми разных национальностей опасно для общества, для каждой семьи , для каждого человека. Необходимо осуществлять меры по нормализации межнациональных отношенний, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен Мириться С проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставляем наций, с установкой па вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма.

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы национально-территориальной и национально-культурной автономии , большое значение имеют гарантии прав человека: права на национальное самоопределение, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации.

В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, но языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным по традициям и обычаям, которые он соблюдает,по культуре, которая ему наиболее близка.

Мнения . Социологи в 2001-2002 гг. провели исследование, как учащиеся 7, 9, 11 классов относятся к людям иной национальности. Среди заданных вопросов был и такой: «Считаете ли вы для себя возможным вступление в брак с представителем другой национальности?». Мнения разделились. 10,3% ответили: «Нет, так как хочу, чтобы мои дети были той же национальности, что и я». 7,4% дали ответ: «Нет, это неизбежно вызовет конфликты в семьей. Между тем 61,4% опрошенных заняли противоположную позицию: «Для меня национальность, супруга/супруги не будет иметь значения». Причем обнаружилось, что среди старшеклассников число тех, кто не придает особого значения национальности будущего/будущей супруга/супруги, больше, чем среди учащихся 7 классов.

А каково твое отношение к этому вопросу?

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием па родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

Ситуация. За последние годы в ряде стран Западной Европы и в России появились большие группы иммигрантов приезжих из других стран, имеющих иной язык, иную культуру, иные обычаи. Представители общественности стран, принявших иммигрантов, считают, что они должны уважать культуру и традиции страны, в которую они приехали, строго соблюдать ее законы.

К еще одна важная норма международного права: всякое выступление, натравленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, уничтожение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

Проверь себя

1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и четное»?

2. Каковы различные понятия национальной гордости?

3. Какое значение имеют национальные традиции ?

4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?

5. В чем опасность межнациональных конфликтов?

6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?

7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

"" В классе и дома

1. Найди в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в Древнем мире, в Средние века , тебе известны? Назови нации и народности, живущие в разных странах в наше время.

2.Приведи примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.

3.В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, подучит вдвое больше», И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось» чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба глаза.

Подумай, о чем говорит эта притча. Объясни, как ты оцениваешь ответ человека волшебнику.

4. Проиллюстрируй на материале из газет тему межнациональных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

5. Французский писатель В. Гюго сказал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом». Согласен ли ты с писателем? Покажи на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности» а мать другой. Объясни, о чем свидетельствует этот факт. Предположи, как бы ты определил национальную принадлежность детей в этих семьях.

ТЕМА IV «БУДЕМ ГРАЖДАНАМИ»

УРОК 31 Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

Тема. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве.

Цель: познакомить детей с ключевыми понятиями урока; поговорить о том, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь; иллюстрации (Бабий Яр); аудиозаписи: «Симфония № 7» Д. Шостаковича, «Тема фашистского нашествия»; «Большой хоровод» (слова О. Жигалкіної, музыка А. Хайта); отрывки мелодий танцев разных народов.

Эпиграф: «У всех есть недостатки - у кого большие, у кого поменьше. Вот почему и дружба, и помощь, и общение были бы невозможны, если бы не существовало между нами взаимной терпимости» (Ф. Гвиччардини).

Высказывания: «Люди, как правило, меняются под действием того общественного строя, при котором живут» (А. Апшероні).

«У каждой нации есть свой неповторимый кристалл, который надо суметь высветить» (И. Шевелев).

Ключевые понятия: многонациональное государство; нация; толерантность; нетерпимость; национальность; народ; патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Тип урока: интегрированный.

Структура урока

I. Вступительная часть.

1. Поздравления.

II. Основная часть.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

3. Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

III. Заключительная часть.

IV. Домашнее задание.

Ход урока

I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Поздравления.

Учитель. Здравствуйте, дети! На предыдущем уроке мы разбирали тему «Что значит быть гражданином демократического государства».

2. Актуализация опорных знаний.

Что мы понимаем под словами «гражданский»; «гражданские чувства»; «гражданские качества»; «гражданская позиция»? (Ответы детей.) Гражданский - свойственный сознательному гражданину, направленный на пользу общества.

Гражданские чувства - чувства любви к Родине, чувство долга ее защищать; чувства уважения к символам государства, ее культуры, языка, истории, гражданское достоинство.

Гражданские качества - способность направлять свою работу и жизнь на пользу Родине; умение нести ответственность за будущее своей страны.

Гражданская позиция - стремление обсуждать и решать общие проблемы, ответственное отношение к гражданскому долгу.

В каких статьях Конституции Украины речь идет о правах и обязанностях гражданина? (Статьи 65, 66, 67, 68.)

Проверка задания в рабочей тетради по теме

«Что значит быть гражданином демократического государства».

1-2. Дай положительный или отрицательный ответ.

Свидетельствует ли благотворительность гражданскую позицию человека? (Вариант А. Так.)

Есть искренность примером гражданских чувств? (Вариант Б. Нет.)

3-4. Упиши подходящие по смыслу слова общественный или гражданский.

Свободное от учебы в университете время Петр Иванченко посвящал общественной деятельности.

Участвовать в выборах - это гражданский долг каждого.

5-6. Наведи 2-3 примеры активной гражданской позиции. (Проявлением активной гражданской позиции я считаю такое: участие в выборах, поддержка справедливых решений, протест против несправедливых решений; обустройство школьной территории.)

7-8. Склады небольшое сочинение-размышление по украинским пословицам, вынесенным в заголовок: «Хорошо речке с потоками».

9-10. Составьте список из трех проблем, которые считаешь необходимым обсудить на общем собрании школы.

(Индивидуальная ответ ученика.)

11-12. Прокомментируй притчу за вопросами.

Была последняя снежинка тяжелее других? (Нет.)

Почему же она сломала ветку? (Последняя снежинка была «каплей, переполнившей чашу». Все снежинки, которые падали на ветку, делали ее настолько тяжелой, что под последней снежинкой она сломалась.)

Какое из двух утверждений, на твой взгляд, лежит в основе притчи? (Большие дела состоят из множества обычных поступков людей; возможно, для изменения к лучшему не хватает только твоего участия.)

3. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Вы знаете, что на территории Украины живут представители разных народов и наций. Принадлежность человека к нации или народности называют национальностью. Нашу страну считают многонациональной, поскольку издавна в Украине живут украинцы, русские, белорусы, болгары, молдаване, румыны, венгры, немцы, поляки, татары, крымские татары,

греки, евреи, албанцы, цыгане. Они также являются гражданами Украины, имеют те же права и обязанности. Ни один из граждан государства не может иметь больше или меньше прав, чем другие, за свое национальное происхождение.

Об этом свидетельствуют и статьи 9, 10, 11, 12 Конституции Украины. Вспомните, когда в 5 классе на уроке по теме «Каковы моральные нормы украинского народа?» мы говорили о том, почему нужно знать обычаи разных народов, живущих в Украине, мы называли такие пословицы: «Каждый край имеет свой обычай»; «Что сторона, то и новина»; «Чей дом, того и дело»; «На чьей телеге едешь, того и песню пой» - и выделяли такую моральную норму, характерную для украинского народа, как толерантность.

Что мы понимаем под толерантностью?

Толерантность - доброжелательное, терпимое отношение к чьим-то мыслей, взглядов, чувств и т.д.

Противоположным понятию «толерантность» является понятие «нетерпимость». Что мы понимаем под этим понятием?

Нетерпимость - нежелание, неумение терпимо относиться к кому - или чему-либо.

4. Представление темы урока и ожидаемых результатов.

Учитель. Тема урока сегодня звучит так: «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».

И поговорим мы о том, что понимаем под понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация»; «нацизм»; «патриотизм»; «фашизм»; «шовинизм»; выясним, в чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе; как относиться к культурно-национальных особенностей людей, живущих в Украине; как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1. В чем заключается этика отношений между народами в демократическом обществе.

Учитель. Прежде всего для раскрытия темы нам необходимо познакомиться с понятиями «многонациональное государство»; «народ»; «национальность»; «нация». Эти понятия с пояснениями представлен в учебнике на странице 177. Прочитаем и разберем их.

Многонациональное государство - государство, состоящее из многих наций, созданная разными нациями.

Нация - историческая форма общности людей, объединенных единым языком, территорией, глубокими внутренними экономическими связями, определенными чертами характера, культуры.

Национальность - принадлежность человека к какой-либо нации. Народ - все население, все жители той или иной страны или часть жителей, связанных общим языком, традициями и культурой.

Работа с учебником.

Прочитайте текст в задании 3 на странице 177.

Как происходит регулирование прав всех народов, живущих в Украине, и отношений между ними? (Через закон (Конституцию) и моральные нормы, толерантность).

Учитель. История знает много примеров крепкой дружбы между народами. Ярким примером такой дружбы является Вторая мировая война, в которой бок о бок сражались против общего врага - фашизма - немало народов Европы. Вскоре мы будем отмечать День Победы. И когда вы будете смотреть фильмы про эту войну, обратите внимание на то, как люди разных народов, национальностей своими поступками доказывали, что счастье и мир на земле зависит от умения дружить, любить, вместе противостоять злу и жестокости.

2. Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине.

Учитель. Говоря о событиях Великой Отечественной войны, мы коснулись сразу нескольких понятий: патриотизм; фашизм; нацизм; шовинизм.

Патриотизм - любовь к конкретной стране, верность ей. Фашизм - политическое течение, представители которой пропагандировали национальную исключительность своего народа, ненависть к другим национальностям, разжигали вражду между народами.

Нацизм - течение фашизма, которая насаждалась в гитлеровской Германии.

Шовинизм - политические идеи, проповедующие превосходство, приоритет одной нации над другими.

(Звучит «Тема фашистского нашествия» из 7-й симфонии Д. Шостаковича.)

Учитель. Фашизм был ужасным преступлением перед человечеством. Бабий Яр - урочище в северно-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Бабий Яр - место массовых расстрелов гражданского населения немецкими оккупационными войсками в 1941 году. Сегодня на территории Бабьего Яра находятся несколько памятников и мемориальных комплексов жертвам Холокоста.

Работа с учебником.

Прочитайте текст «Как относиться к культурно-национальных особенностей людей, которые живут в Украине» на страницах 177-180.

Найдите слова, которые могут служить выводом из этого текста. (Сосуществование народов и наций в одной стране - это всегда путь к их взаимообогащению, взаимооткрытие и создание общей культуры всего человечества.)

Выполните задание 5 на странице 179 и определите правила сосуществования разных народов в многонациональном демократическом государстве. (Придерживаться равных прав и признавать ценность культуры всех народов, живущих в Украине.

Стремиться интересоваться культурой своих соседей.

Сотрудничать, помогать друг другу в интересах развития страны. Обмениваться взглядами, опытом, идеями с представителями других народов.

Достигать договоренностей в принятии совместных решений.)

3 . Как проявлять уважение к национальным традициям, обычаям и обрядам других народов.

Учитель. Во время путешествий по Украине вы сталкиваетесь с представителями разных народов, их обрядами и традициями. Многие из них не очень понятны. Но в любом случае до всех обрядов и традиций других народов мы должны относиться с уважением.

Работа с учебником.

На странице 180 учебника представлен отрывок из книги «О этикет крымскотатарского народа» и отрывок из книги Олексы Воропая «Обычаи нашего народа». Прочитайте их дома.

Скажите, а с какими странами граничит Украина? (С Россией, Венгрией, Словакией, Польшей, Молдовой, Беларусью, Румынией.) Или мы должны с уважением относиться к обычаям и традициям всех народов, живущих на Земле?

III. С аключна часть.

Учитель. Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве? (Добрыми, равноправными, толерантными, почтительными. Следует уважать и ценить культуру, обычаи и традиции других народов как в нашей стране, так и за ее пределами.)

Выполнить задания в рабочей тетради по теме «Какими должны быть отношения между народами в многонациональном демократическом государстве».


  • Как определяется национальность человека?
  • Являются ли синонимами слова «нация» и «национальность»?
  • Почему возникают межнациональные конфликты?
  • Как их предотвратить?

Отношения между нациями . В структуре человеческого общества важное место занимают большие группы (общности), объединяющие людей по национальному признаку. Национальность человека - это его принадлежность к определенной нации или народности.

На Земле сейчас насчитывается около 2 тыс. наций, народностей, племен. Среди них есть многочисленные и малочисленные, последних называют этническими меньшинствами. Все они входят в состав почти 200 государств. Нетрудно сообразить, что наций и народностей намного больше, чем государств в мире, поэтому среди этих государств немало таких, которые являются многонациональными.

Из курса истории вы знаете, что в первобытном обществе людей объединяло племя. После появления государств (в период рабовладельческого и феодального общества) складываются народности: на основе усиления межплеменных связей и смешения племен формируется единый для данной народности язык, возникает территориальная и культурная общность.

Развитие экономических связей внутри народности и между народностями привело к их превращению в нации. Нации возникли как из родственных, так и неродственных друг другу племен и народностей в результате их соединения, «перемешивания». Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью экономических связей, территории, культуры. Они говорят на одном языке. Им присущи общие черты национального характера.

История отношений между племенами, народностями, нациями сложна и драматична. Нередко между ними возникали распри, кровавые конфликты. И в современном мире продолжаются национальные конфликты. На Ближнем Востоке многие годы происходят вооруженные столкновения между арабами и израильтянами. Нередко возникают национальные конфликты в других странах Азии и Африки. Национальные противоречия временами усиливаются в США, Бельгии, Канаде. Затяжной конфликт развернулся между народами бывшей Югославии. Возникли острые конфликты и на территории бывшего СССР.

Мечтой лучших людей всех времен и народов было создание государства дружбы и братства, общества гармонии между нациями, «когда народы, распри позабыв, в великую семью соединятся», как писал А. С. Пушкин.

Отношение к истории и традициям народа . Судьбу отдельного человека нельзя оторвать от судьбы его народа. Когда германские фашисты задумали уничтожить целые народы или значительную их часть - славян (русских, украинцев, белорусов, поляков и др.), евреев, цыган,- их преступные действия поломали судьбы миллионов семей, принесли несчастье бесчисленному множеству людей. Поэтому человек не может быть безразличным к успехам или бедам своего народа. Людям любой нации присуще чувство национальной гордости. Но понимают национальную гордость по-разному. Например, лучшие представители русского народа всегда гордились творениями рук русских мастеров, выдающимися достижениями русской культуры, подвигами своих воинов на полях сражений. Национальная гордость лучших русских людей включала в себя уважение к национальным чувствам других народов, признание того, что и другие народы тоже имеют право на национальную гордость.

Этой позиции противостоит другая: «Все свое - хорошо, все чужое (т. е. свойственное другой нации) - плохо». Люди, разделяющие такую позицию, готовы, не задумываясь, оправдывать все, что было в истории своего народа,- и хорошее, и плохое, и при этом чернить все, что было в истории другого народа. Такая ограниченность ведет к национальной розни, а значит, и к новым бедам не только для других народов, но и для своего собственного.

В историческом прошлом разных народов были славные страницы. Достижения материальной и духовной культуры народа вызывают восхищение не только у людей, принадлежащих к данной нации, но и у представителей других наций. Но если в истории есть мрачные страницы, то и воспринимать их надо соответственно с болью или негодованием - не скрывать «неудобные» факты исторического прошлого, а оценивать их так, как они того заслуживают.

Исторический путь каждого народа объясняет возникновение национальных традиций и обычаев. У многих народов есть традиция гостеприимства. Сложилась традиция помощи другим народам, попавшим в беду. Так, после страшного землетрясения в 1988 г. в Армении представители других народов нашей страны и других стран сдавали кровь, посылали медикаменты и одежду, помогали разбирать завалы и восстанавливать города и села.

Но бывают и другие традиции, например кровная месть.

Молодое поколение не может слепо воспринимать любые национальные традиции и обычаи. Оно должно самостоятельно определить, что в историческом опыте достойно преклонения, а что - осуждения.

Германские фашисты, напав в 1941 г. на Советский Союз, рассчитывали на национальную разобщенность в СССР, возникновение национальных столкновений. Они просчитались. Все народы страны мужественно защищали свою общую Родину, плечом к плечу сражались на фронте, помогали друг другу в тылу. Среди 11 тыс. Героев Советского Союза тысячи русских и украинцев, сотни белорусов, татар, евреев, десятки казахов, грузин, армян, узбеков, мордвин, чувашей, азербайджанцев, башкир, осетин, марийцев, туркмен, таджиков, латышей, киргизов, воинов многих других национальностей.

Сотрудничество и взаимопонимание между нациями, достигнутое в любой многонациональной стране,- великое завоевание народов, которое нужно всячески беречь и укреплять.

Межнациональные отношения в современном обществе . Во второй половине 80-х гг. XX в. в некоторых республиках СССР произошло обострение межнациональных отношений. В ряде районов возникли нетерпимость, трения, конфликты на межнациональной основе. Среди них события в Алма-Ате - 1986 г., Сумгаите - 1987 г., Абхазии - 1988 г., Фергане - 1989 г., с 1988 г. Нагорный Карабах стал зоной армяно-азербайджанского конфликта и т. д. Эти многочисленные конфликты выбивали людей из нормальной жизненной колеи, а в ряде случаев обернулись многочисленными человеческими жертвами. Пострадали люди, в том числе старики, женщины, дети. Появились подстрекатели, которые хотели бы использовать межнациональные трения в преступных целях. Такие действия могут привести к всеобщей беде.

Каковы причины этих конфликтов? Одна из главных причин - территориальные споры. Нередко в этих спорах ссылались на историю. Из курса истории вы знаете, что в разные ее периоды происходило передвижение каких-то народов, завоевания, переселения, при которых территория, занимаемая тем или иным народом, неоднократно менялась. Если возникает территориальный спор, в качестве аргумента часто произвольно выбирают «выгодный» исторический период: «Когда-то мы на этой территории жили». Поскольку территориальные границы не всегда четко обозначались и неоднократно менялись, доказать что-либо трудно, а попытки силой решить эту проблему влекут за собой немыслимые бедствия.

Причиной конфликта бывает и неравенство социально-экономических условий, в которых живут те или иные народы. Различия в уровне жизни, разное представительство в высокооплачиваемых профессиях, в органах власти - все это могло стать источником недовольства, порождать конфликтную ситуацию.

Среди причин конфликтов особое место занимают противоречия, связанные с использованием языка того народа, который является меньшинством. Если в государстве вводятся ограничения на использование этого языка, запреты обучать детей на родном языке, возникают национальные движения в защиту своего языка и культуры, отношения в обществе становятся напряженными.

Любое ущемление прав по национальному признаку, притеснения и произвол в отношении того или иного народа вызывают общественное недовольство, стремление восстановить справедливость. Некоторые конфликты возникают на бытовом уровне.

Некоторые люди верят в то, что будто бы есть «плохие» и «хорошие» национальности, их раздражают люди, непохожие на них по языку, религии, образу жизни. Предрассудки, которые являются следствием незнания истории, традиций, культуры других народов, а нередко и результатом злонамеренной лжи, порождают оскорбительные высказывания в отношении людей иной национальности, а иногда поступки, следствием которых являются межнациональные столкновения. Подобные слова и действия являются, как правило, отражением низкой культуры, повышенной агрессивности отдельных лиц. Бытовые конфликты возникают на рынках, среди соседей по дому, на транспорте. Они таят в себе угрозу усиления межнациональной розни.

От решения проблем межнациональных отношений в значительной мере зависят спокойствие и благополучие людей, судьба страны. Важно хорошо понимать опасность обострения отношений между людьми разных национальностей, опасность для общества, для каждой семьи, для каждого человека. Необходимо осуществить меры по нормализации межнациональных отношений, решению накопившихся в этой области проблем.

Многое зависит от каждого человека. Никто не должен мириться с проявлениями национальной розни в любой форме, с искусственным противопоставлением наций, с установкой на вытеснение одних наций другими. Эти проявления унизительны с точки зрения человеческого достоинства.

Надо руководствоваться основополагающим критерием: каждый человек, к какой бы нации он ни относился, должен чувствовать себя в любой части нашей страны равноправным гражданином, иметь возможность пользоваться всеми правами, гарантированными законом.

Равенство наций и народов неразрывно связано с равенством людей независимо от их национальности. Это высший принцип гуманизма .

Опыт человеческой цивилизации показывает, что национальные конфликты можно исключить или смягчить, соединяя принципы территориальной, национально-территориальной и персональной автономии. Последнее означает гарантию прав человека: права национального самоопределения, культурную автономию, свободу перемещения, экономическую и политическую защиту независимо от места проживания. Эти права нашли отражение в законодательстве Российской Федерации. В нем прежде всего записано, что каждый вправе свободно определить свою национальную принадлежность. Никто не должен быть принужден к определению и указанию его национальной принадлежности. Национальное самоопределение означает, что сам человек определяет свою национальность не по национальности родителей, а по самосознанию, по языку, на котором он всегда говорит и думает и который поэтому является для него родным, по традициям и обычаям, которые он соблюдает, по культуре, которая ему наиболее близка.

Законы России провозглашают, что каждый имеет право на пользование родным языком, включая обучение и воспитание на родном языке. С этой целью для детей из числа национальных меньшинств создаются школы с преподаванием на родном языке.

Люди, причисляющие себя к одной нации и проживающие среди людей других национальностей, могут объединиться для сохранения и развития своей культуры, общения на родном языке, создания школ, клубов, театров, издания книг и журналов. Международное право содержит такую норму: в тех странах, где существуют этнические, религиозные и языковые меньшинства, лицам, принадлежащим к этим меньшинствам, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды, а также пользоваться родным языком.

И еще одна важная норма международного права: всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющее собой подстрекательство к дискриминации, т. е. ущемлению прав, вражде или насилию, должно быть запрещено законом. Законы нашей страны предусматривают уголовную ответственность за действия, направленные на возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства. Уголовное наказание влечет за собой и всякая пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности.

    Основные понятия

  • Этнос, нация, национальность, культура межнациональных отношений.

    Термины

  • Термины: Племя, народность.

Вопросы для самопроверки

  1. Что такое нация? Каково соотношение понятий «нация» и «этнос»?
  2. Каковы различные понятия о национальной гордости?
  3. Какое значение имеют национальные традиции?
  4. Почему все народы заинтересованы в сотрудничестве?
  5. В чем опасность межнациональных конфликтов?
  6. Каким образом можно предотвратить национальные конфликты?
  7. Какие нормы по вопросам развития наций и национальных отношений содержатся в законах России?

Задания

  1. Найдите в учебнике истории характеристику процесса складывания народностей. Какие народности, существовавшие в период древней истории и истории Средних веков, вам известны? Назовите известные вам нации и народности, живущие в разных странах в наше время.
  2. Приведите примеры конфликтов между народами, угнетения одних народов другими в различные периоды истории.
  3. В притче давних времен рассказывается о двух враждовавших между собой племенах, живших на противоположных берегах реки. Случилось, что волшебник повстречал человека из одного племени и сказал ему: «Я дам тебе все, что пожелаешь, при условии, что представитель племени, живущего на другом берегу, получит вдвое больше». И человек ответил: «Выколи мне один глаз». Ему хотелось, чтобы тот, из враждебного племени, потерял оба.

    Подумайте, о чем говорит эта притча. Объясните, как вы оцениваете ответ человека волшебнику.

  4. Проиллюстрируйте на материале из газет тему национальных противоречий в разных странах мира в настоящее время.

    Французский писатель В. Гюго писал: «На свете нет малых народов. Величие народа вовсе не измеряется его численностью, подобно тому как величие человека не измеряется его ростом».

    Согласны ли вы с писателем? Покажите на примерах, что величие народа не зависит от его численности.

  5. В России, кроме русских, проживают 24 млн представителей других национальностей, а 24 млн русских живут в других государствах СНГ. На Украине, кроме украинцев, живут 13 млн человек других национальностей, а почти 6 млн украинцев живут за пределами Украины.

    Сделайте вывод, используя эти данные.

  6. В нашей стране немало семей, где отец одной национальности, а мать другой. Объясните, о чем свидетельствует этот факт.

    Предположите, как бы вы определили национальную принадлежность их детей.

  7. Некоторые считают, что люди разных наций не могут ужиться друг с другом. А как думаете вы? Дайте обоснование своей точки зрения.
  8. Когда в 1988 г. обострились отношения между армянами и азербайджанцами в Нагорно-Карабахской автономной области, здесь остановились промышленные предприятия. Следствием их остановки было нарушение ритма работы сотен предприятий в других республиках, в разных районах страны. Это отразилось на доходах многих семей, нанесло им ущерб.

    Подумайте, о чем свидетельствует этот факт. Только ли в этом состоит опасность местных национальных конфликтов?

  9. Попробуйте сформулировать правила, которых следует придерживаться в отношениях между людьми разных наций.

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...