Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Приемы самовоспитания. Методы самовоспитания личности

Как же научиться быть по настоящему счастливым? Для этого надо и учиться и воспитывать себя.В обучении все большеее место стало занимать самообразование, а в вопросах воспитания - нравственное совершенствование личности.Это все предполагает систематическое воспитание личности.Работа ориентирована на выявление оптимальных приемов и методов работы по самовоспитанию, с организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт характера, качеств личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении «Томмотская санаторная школа-интернат» МО «Алданский район»

Самовоспитание личности.

Старший воспитатель МКООУ СТ-ТСШИ

Воликова Елена Григорьевна

г.Томмот, 2014г.

Когда у человека появляется потребность в преодолении тех или иных недочетов в своем характере или поведении, важно поставить четкую цель и обосновать необходимость ее достижения, иногда даже полезно определить сроки .

"Работа над собой, - пишет А.И, Кочетов, - требует от человека точных и ясных целей, твердой организации всей своей жизни, постоянного волевого усилия и умения пользоваться методами самовоспитания... Самовоспитание начинается с того момента, когда человек твердо определил, что он будет делать (цель) и каким хочет стать, чтобы достигнуть цели (идеал, образ самого себя в будущем). При этом он должен знать, каким он является в настоящий момент".

Цель самовоспитания исходит из мотивов, побуждающих к работе над собой и желаний, стремлений человека. Без цели не может быть начато ни одно дело, в том числе и самовоспитание.

Но надо иметь, конечно, достаточно здорового смысла, чтобы ставить себе задачи по силам. Иначе, неосуществимые, нереальные надежды могут привести к обратному эффекту, к неуверенности в своих силах.

Каждый из нас может составить список черт, которые следовало бы усилить, и список черт, которые следовало бы ослабить или искоренить.

Искоренение недостатков, как и выработка желаемых качеств характера и способностей может быть целью самовоспитания.

Все это, естественно, требует тщательного обдумывания, поиска аргументов для доказательства важности выдвигаемой цели, взвешивания всех "за" и "против", пока окончательно она не будет поставлена и мысленно сформулирована. Эту цель полезно в течение нескольких дней проговаривать вслух или про себя, пока она не закрепится прочно в сознании.

Исследования последних лет показывают, что самовоспитание протекает наиболее успешно, если:

  • школьники стремятся к совершенствованию своей личности;
  • осознают пути и средства самовоспитания;
  • четко организована деятельность школьников по самовоспитанию в коллективе.

Педагогическая наука вскрыла важнейшие пути нравственного самовоспитания. Оно начинается с самоанализа и стремления к совершенствованию своей личности.

Одновременно с этим нужно составить детальную программу самовоспитания и определить то, чего конкретно необходимо достичь . Начинать, конечно, лучше с более простых программ, например: изжить употребление бранных слов; не совершать необдуманных поступков; преодолеть дурную привычку перебивать в разговоре собеседника; всегда держать свое слово и т.д.

Программы по мере приобретения опыта самовоспитания, естественно, должны усложняться, совершенствоваться и становиться более долговременными. Очень четко определил когда-то программу работы над собой Л.Н. Толстой: "Важнее всего для меня в жизни исправление от трех главных пороков: Бесхарактерности, Раздражительности и Лени".

Занимаясь самовоспитанием, К.Д. Ушинский разработал для себя специальные правила, которые выступали в качестве программы его саморазвития:

Спокойствие совершенное, по крайней мере, внешнее.

Прямота в словах и поступках.

Обдуманность действия.

Решительность.

Не говорить о себе без нужды ни одного слова.

Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится.

Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать.

Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках.

Ни разу не хвастать, ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

Никому не показывать этого журнала.

Разрабатываемые личностью программы и правила самовоспитания имеют большое значение. По терминологии академика П.К. Анохина, они выполняют функцию "акцептора действия" (от лат. acceptor - принимающий), или механизма сличения и контроля за выполнением этой программы и правил и тем самым стимулируют усилия человека в работе над собой. Чем детальнее и четче разработаны программа самовоспитания, правила поведения, тем эффективнее будет проходить работа над собой.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы . Важнейшими из них являются следующие: а) самоубеждение, б) самообязательство, в) самокритика, г) мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия, от греч. empatea - сопереживание), д) самопринуждение (самоприказ), ж) самонаказание и др. В чем же заключается сущность каждого из этих методов?

Метод самоубеждения . Сущность его состоит в том, что ученик, выявив свои недостатки, например неумение держать свое слово, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. несколько раз проговаривать: "Нехорошо давать слово и не держать его", "Надо постараться всегда держать свое слово" и т.д.

О важной роли проговаривания намеченной программы саморазвития писал профессор С. Я. Долецкий . "Я считаю, -подчеркивал он, - что в основе процесса самовоспитания лежит необходимость самооценки. Надо ясно оценивать собственные качества, поступки, привычки, поставить, как говорят врачи, диагноз. Надо составить список всего, что ты считаешь в себе хорошим и дурным, и почаще в него заглядывать. И обязательно надо говорить о своих недостатках. Да, да, именно говорить! Давайте откровенно: ведь мы нередко осуждаем себя за какой-нибудь поступок, но осуждаем мысленно. И мысленно довольно быстро и легко находим ему оправдание и прощаем себя. Высказанное вслух признание простить себе труднее".

Метод самовнушения . Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как он будет вести себя или каких действий не будет делать. Например, ученик, который решил покончить со сквернословием, внушает себе, проговаривая вслух:"Я никогда не употреблю плохих слов", "Я не допускаю сквернословия", "Скверные слова позорят того, кто их употребляет", и т.д. Такое самовнушение нужно осуществлять до того времени, пока не будет преодолен этот недостаток. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

Самообязательство . Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, например аккуратное выполнение домашних заданий по математике и языкам, берет на себя обязательство не проявлять поспешности, хорошо обдумывать порядок выполнения заданных учителем упражнений, чтобы не допускать ошибок и поправок. Это самообязательство нужно неоднократно проговорить, чтобы оно закрепилось в сознании. В таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию, соответствующей привычки.

Метод самокритики . Сущность его в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению. Например, школьник, обративший внимание на свою небрежность в отношении к учебникам и тетрадям, а также к своему внешнему виду, начинает упрекать себя в этом: "Какой я небрежный! Надо мной смеются в классе. Небрежность - это же примета бескультурья" и т.д. Естественно, подобную самокритику нужно практиковать до того времени, пока не будет достигнута поставленная цель.

Метод эмпатии , или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств . Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

Самопринуждение, или самоприказ . Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила поведения, например вставать утром ровно в 7 часов, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Самопринуждение, или самоприказ, тут как раз кстати. Проснувшись в указанное время, учащийся должен заставить себя встать с постели, проговаривая вслух или про себя следующие слова: "Немедленно вставай! Хватит лежать. Уже 7 часов". Этот метод нужно применять и во многих других случаях, когда ученик чувствует у себя недостаток волевых усилий.

Метод самонаказания . Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к самому себе и применить то или иное наказание.

Формой контроля является самоотчет и самопроверка. Самоотчет может быть проведен первоначально перед своими друзьями, классом, а затем и перед самим собой.

Важное значение в нравственном самовоспитании имеет самоприказ. Учащиеся с

Интересом воспринимают это средство самовоспитания и охотно пользуются им. Они

Могут приказать себе встать с постели, когда хочется еще полежать, пойти принять душ,

Прекратить игру и идти заниматься. Однако часто бывает, что школьники, однажды

воспользовавшись самоприказом, быстро отказываются от него. Воспитателю необходимо

Периодически проверять, как учащиеся пользуются самоприказом в совершенствовании

Своей личности.

Вместе с самоприказом в нравственном самовоспитании широко используется и

самообязательство. Оно принимается по внутреннему убеждению и может стать важным

мотивом самовоспитания.

В формировании нравственных идеалов учащихся важная роль принадлежит воспитателю.

Всей своей работой он учит анализировать поведение окружающих людей, отличать подлинную нравственность от ложной, показной.

Нравственное самовоспитание стимулирует нравственное развитие личности.

Одним из средств работы над собой, является составление планов и программ, которые дают возможность конкретно планировать организацию процесса самовоспитания. Самостоятельное планирование работы над собой – процесс трудный, требующий определенных навыков, поэтому необходимо целенаправленное педагогическое руководство.

Этапы работы по проблеме.

Целенаправленная работа в данном плане позволила выделить следующие этапы в процессе руководства самовоспитанием:

I этап – побуждение у учащихся стремления стать лучше, развить в себе

положительные качества личности, избавиться от отрицательных

качеств.

II этап – оказание помощи ученикам в оценке самих себя, в анализе своей

жизни, познание своих положительных качеств и недостатков (при

условии, что у учащихся есть желание стать лучше).

III этап – оказание помощи в разработке программы самовоспитания (при

условии, что поставлена цель и ученик знает, что надо воспитывать в

себе и от чего избавиться).

IV этап – Вооружение учащихся методиками и примерами самовоспитания с

организацией упражнений, деятельности по выработке необходимых черт

характера, качеств личности.

V этап – самоконтроль.

Структура процесса самовоспитания его компоненты:

  • критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;
  • разработка программы самовоспитания;
  • определение его методов;
  • аутотренинг, т.е. непосредственная работа личности над собой;
  • самоконтроль

Самообразование и самовоспитание всегда помогало личности создавать себя. Но так ли просто создать свое «Я»?

Как работать над собой? А.И.Кочетов в своих работах предлагает учащимся конкретный план работы над собой. (Приложение 1)

Заключение.

Работа над собой – это то, высокое, на что способен человек. Конечно, это тяжкий труд, но и какое счастье, и гордость за то, что ты смог создать себя и свою жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

Бардин С. М. Учитесь властвовать собой. М-, 1976.

Гришин Д.М., Колдуное Л.И. Руководство самовоспитанием школьников. М., 1975.

Ковалев А.Г. Личность воспитывает себя. М., 1983.

Коломинский Я.Л. Воспитай себя. М-, 1981.

Кочетов Л.И. Педагогические основы самовоспитания. М, 1974.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн /. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

Приложение 1. План работы над собой

1-й этап

Определи общественную цель и смысл своей жизни. Мой нравственный идеал.

2-й этап

Познай самого себя. Какой я есть.

3-й этап

Определи программу-план самовоспитания.

Каким я должен стать.

4-й этап

Создать свой образ жизни

5-й этап

Тренируй себя вырабатывай необходимые качества, знания, умения и навыки.

6-й этап

Оцени результаты работы над собой, поставь новые задачи самовоспитания.

1.Девиз жизни.

1.Мои достоинства.

1.Требования ко мне родителей и учителей.

Режим.

1.Распорядок дня.

2.Бережное отношение ко времени.

3.Гигиена труда и отдыха.

4.Правила жизни.

Тренировки, упражнения.

1.Самообязательства.

2.Задание самому себе(на день, неделю, месяц).

3.Самоубеждение.

4.Самопринуждение.

5.Самообладаниею

6.Самоприказ.

Самоконтроль.

1.Самоанализ и самооценка работы над собой.

2.Самопоощрение или самонаказание.

3.Самосовершенствование программы самовоспитания.

2.Конечная цель моих стремлений и деятельности.

2.Мои недостатки.

2.Требование ко мне товарищей, коллектива.

3.Что люблю в людях и ненавижу.

3.Мои интересы и увлечения.

3.Требования к себе с позиции идеала и объективной самооценки

4.Цель моей жизни.

4.Духовные ценности человека.

5.Отношение к учебе.

Выход:

Программа самовоспитания.

6.Отношение к труду.

7.Отношение к людям.


ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Основы педагогики

3. Теория и методика воспитательного процесса

3.1. Суть процесса воспитания

3.1.2 Суть, условия, этапы и приемы самовоспитания

Воспитания и самовоспитания являются двумя взаимосвязанными аспектами процесса формирования личности.

Самовоспитание - сознательная деятельность человека, направленная на выработку в себе положительных качеств и преодоления отрицательных.

Неосознаваемая потребность в самовоспитании проявляется в дошкольном и младшем школьном возрасте, осознаваемая - в подростковом, что является следствием развития сознания. Результативность самовоспитания удостоверяющие реальное поведение и поступки человека.

Условия успешного самовоспитания.

Самовоспитание требует от человека прежде всего знание самой себя, умение оценивать свои положительные и отрицательные черты. Для этого необходимо иметь представление об особенностях психической деятельности человека, понимать сущность самовоспитания, владеть методами и приемами работы над собой. Самовоспитание требует постоянных волевых усилий, умения управлять собой, анализировать свои поступки, оценивать поведение, добиваться поставленной цели, не унывать от неудач. Повышает эффективность самовоспитания и наличие у человека идеала. Немалую роль играет уровень развития коллектива: если он сплочен, в нем царят здоровая общественная мысль, доброжелательность, взаємовимогливість, человеку значительно легче работать над собой.

Самовоспитание является непростым процессом, который охватывает несколько этапов.

Этапы самовоспитания.

На первом этапе педагоги выявляют отношение воспитанников к процессу самовоспитания путем анкетирования или индивидуальной беседы. Далее формируют побудительные мотивы, сознательное отношение к самовоспитанию, добиваясь от школьников осознание, что самовоспитание - и их личное дело, и дело заведения образования, и общества в целом.

На втором этапе, который начинается с появлением желания самосовершенствоваться, помогают молодому человеку сформировать цель (идеал) и поддерживать желание подражать ему. Выяснив различие между собой и идеалом, воспитанник видит, какие черты он должен выработать в себе, каких недостатков избавиться. Ориентируясь на это, ученик составляет программу самовоспитания.

На третьем этапе воспитанник начинает систематически работать над собой, реализуя программу самовоспитания. Для этого его привлекают к различным видам деятельности. Педагог помогает ему контролировать результаты воплощенных решений. Впоследствии внешний контроль педагога или коллектива ослабляется, возрастают самостоятельность и инициатива самого питомца.

Приемы самовоспитания.

Процесс организации самовоспитания предполагает освоение специальных приемов работы над собой.

В истории человечества выработано немало различных приемов самовоспитания: самовнушение, самовнушение, самоанализ, самопідбадьорювання, самозаохочення, самопереключення, самоприказ и др. Педагог должен научить воспитанника выбрать наиболее адекватные для определенной жизненной ситуации.

Самовнушение.

Заключается в том, что воспитаннику предлагают в определенной ситуации найти аргументы и убедить себя в том, что он поступил правильно (неправильно). Очень важно научиться в конфликтной ситуации переключать свои мысли на приятные, которые отвлекают от конфликта, успокаивают.

Самовнушения.

Используют при необходимости по преодолевать в себе страх перед трудностями, неуверенность в собственных силах, нерешительность. Самовнушение предполагает повторение мысленно или вслух определенных суждений. Например, чтобы преодолеть вспыльчивость, мысленно утверждают: «Ненавижу в себе вспыльчивость. Я должен и смогу от нее избавиться». В отличие от самовнушение самовнушение не предполагает аргументации.

Самоанализ. Включает критические размышления над своим поведением, отдельными поступками, умение анализировать и оценивать их. Он помогает раскрывать причины успехов или неудач, развивает самосознание и способствует самопознанию.

Самопідбадьорювання. Эффективное, когда человек теряется в сложных ситуациях, зневірюється в собственных силах. Для этого одни вспоминают случаи, когда им удалось преодолеть нерешительность и добиться успеха, другие представляют, какое удовольствие они получат, если осмелятся сделать намеченное. Можно также вспомнить любимого героя романа, фильма, который не боялся трудностей, и стараться быть похожим на него.

Самозаохочення. Применяют в случаях, когда после преодоления трудностей сложное задание выполнено. К нему прибегают и если необходимо преодолеть собственные негативные черты.

Самопереключення. Реализуют не только мысленно, но и в действиях, которые вызывают положительные эмоции. Так, участнику конфликтной ситуации предлагают заняться любимым делом (чтением, выжиганием, рисованием и т.д.), захватывает его и отвлекает от нежелательных поступков.

Самоконтроль. Заключается в систематическом фиксировании (мысленно или письменно) своего состояния и поведения для того, чтобы предупредить нежелательные проявления. В процессе самовоспитания самоконтроль играет роль внутреннего регулятора поведения и является свидетельством становления самостоятельности личности.

Самооценка. Суть ее сводится к взвешиванию в мыслях своих возможностей. Способствует развитию умения смотреть на себя со стороны, вырабатывает объективные критерии оценки собственных поступков, помогает преодолеть недостатки поведения. Этот прием предотвращает переоцінюванню своих возможностей, повышает требовательность к себе.

Самоосуждение. Особенность его заключается в неудовлетворенности своими действиями, поступками, поведением. Угрызения совести возбуждают, вызывают внутреннее волнение и чувство вины перед окружающими. Самоосуждение порождает желание как можно скорее исправить допущенные промахи.

Самоприказ. Этот прием воплощает в себе ярко выраженные волевые аспекты. Заключается он в принятии личностью твердого решения никогда не отступать от своих принципов, всегда обращаться только надлежащим образом. Соблюдение собственного приказа укрепляет волевую сферу личности, вызывает самоуважение, делает ее морально устойчивым в различных жизненных ситуациях.

Самозаборона. Реализуется через сознательное лишение себя чего-то приятного. Ее применяют в тех случаях, когда не соблюдены слова, не выполнены обещания. Иногда человек может намеренно поставить себя в неблагоприятные условия, чтобы почувствовать дискомфорт, отказавшись от того, что стало привычным. Самозаборона удостоверяющий наличие у личности великой силы воли.

Самопринуждение. Помогает в борьбе с внутренней неорганизованностью, нежеланием учиться или работать, ленью. Проявляется в побуждении себя к малоприятных занятий, избегании привычных пассивных форм проведения свободного времени и т.п.

Не менее эффективными и интересными являются такие практические приемы самовоспитания:

- «Шаг вперед» - прием, предусматривающий ежедневное планирование на следующий день работы над собой. План охватывает дела, выполнение которых способствует формированию желаемых черт характера.

- «Оценка дня, что прошло» - учет своей деятельности, ежедневное оценивание ее результатов с выставлением оценок за определенные поступки.

Самозобов"язання - планирование работы над собой на месяц, семестр или год в зависимости от того, какие черты личности надо сформировать или преодолеть и за какое время.

- «Правила моего поведения» - составление воспитанником правил его поведения, которых он должен придерживаться. Прием приучает к выполнению обязанностей.

- «Узнай себя» - воспитатель частично характеризует воспитанника, не называя его фамилии, а его товарищи (коллеги) дополняют эту характеристику, догадавшись, о ком идет речь.

Самохарактеристика и взаємохарактеристика - написание и обсуждение воспитанниками характеристик на себя и на товарищей. Приучают к самоанализу и дают педагогу богатый психологический материал для будущей воспитательной работы.

В. Сухомлинский считал, что «самовоспитание требует очень важного, мощного стимула - чувства собственного достоинства, уважения к самому себе, желание стать сегодня лучше, чем был вчера. Самовоспитание возможно только при условии, когда душа человека очень чувствительна к тончайшим, чисто человеческих средств воздействия - доброго слова, советы, ласкового или укоряющего взгляда».

Иногда процесс самовоспитания дополняют перевоспитанием.


Эксперт Михаил Иванович Станкин

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция позволяет сдержанно относиться к другим людям и терпимо воспринимать их недостатки, вырабатывая умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

В выработке нравственной культуры, мужества, в формировании эрудиции и в умении руководить людьми немалую роль играют приемы самовоспитания: самооценка, самоприказ, самовнушение, самоодобрение, самокорректировка, саморегуляция, самостимуляция и другие.

Самооценка

Самовоспитание начинается с самооценки. Человек должен точно знать, какие качества следует воспитывать у себя. Самооценка формируется путем сравнения себя с другими людьми и путем сопоставления уровня своих притязаний с результатами своей деятельности. Адекватная самооценка позволяет правильно сформулировать цели самовоспитания. Она формулируется в тех случаях, когда субъект выявляет мнение о себе и своих поступках у людей, с которыми контактирует в семье, в учебном заведении, на отдыхе; критически сопоставляет себя с окружающими. Если результат этих контактов - заниженная самооценка, человек начинает находить в каждом деле непреодолимые препятствия. Он теряет уверенность в себе. Ему становится труднее работать, сложнее контактировать с коллегами, устанавливать контакты с людьми.

Работая с такими подчиненными, нелишне вспомнить совет В. Гете. Он говорил, что общаясь с ближними, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Общаясь же с ними так, как будто они лучше того, что представляют собой в действительности, мы заставляем их становиться лучше. Поэтому многих людей целесообразно авансировать похвалой.

Заниженная самооценка самого руководителя непосредственно влияет на его отношение к подчиненным. Руководитель с низкой самооценкой часто бывает несправедлив к подчиненным, которых считает удачливее, умнее себя. Он, как правило, мнителен и отрицательно относится к тем, кто, как ему кажется, его не любит, не уважает. Он стремится к автократическому стилю управления, к установлению жесткой дисциплины. Считает, что каждый подчиненный старается его обмануть, за глаза посмеяться над ним, а отсюда появляется подозрительность, неверие в честность коллег.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно способствует достижению успехов в любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта работа. В эксперименте студенты ставили себе оценку за каждое из заданных экспериментатором качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда в комнату входил небрежно, неаккуратно одетый, в нечищеной обуви и неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно более высокой.

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!», «Молчать, молчать!» помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно выполнять эти обязанности. Здесь помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и в то же время, чтобы заставлял преодолевать нежелание, заставлял делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак не может заставить себя выполнять намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в приказной форме решительно потребовать от себя необходимого действия. В следующий раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в бой приказывал: «Вперед, трусливое тело! Вперед, трусливая сволочь!». С этими словами он шел впереди своих войск и своим примером вдохновлял их.

Самовнушение

Оно помогает вести себя не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Оно может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону помногу раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Я буду слушать собеседника, не перебивая, как бы трудно мне ни было!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» Делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность не становится непоколебимой, не оставляя ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.

Так, например, много раз повторяя: «Я не чувствую боли», можно избавиться от болевых ощущений. И наоборот, можно внушить себе ощущение боли, причем даже не произнося каких-либо формул.

Неприятные эмоции, сопутствующие боли, исчезают при переключении внимания. Г. Гейне переставал чувствовать преследовавшую его мучительную боль, когда сочинял стихи. Исследовательская работа помогала избавиться от болевых ощущений философу И. Канту, физику Б. Паскалю, писателю Н. Островскому. Люди заметили давно, что мысли о боли многократно ее увеличивают. Еще Л. Сенека писал: «Боль легко перенести, если не увеличивать ее мыслями о ней; если, наоборот, ободрять себя, говоря: это ничего, или, по крайней мере, - это не беда, нужно уметь терпеть, это скоро пройдет, - то боль становится легкой постольку, поскольку человек себя в этом уверит». Самовнушение или увлечение каким-то делом создает в мозгу очаг возбуждения, который став доминантным тормозит другие зоны мозга, в том числе и те, которые вызывают ощущение боли.

Академик Кассирский говорил студентам: - Когда вы даете аспирин - это лекарство. А когда я даю лекарство - это сильнейшее исцеляющее средство, потому что это лекарство плюс мой авторитет. На этом принципе основано применение плацебо, которое авторитетный врач называет новым сильнодействующим лекарством.

Особенно действенным самовнушение бывает в тех случаях, когда проводится перед сном и сразу же после утреннего пробуждения, лежа в кровати. Какие-либо усилия, волевые действия здесь не нужны. Все формулы произносятся спокойно, без напряжения. Мысленно произносимые слова вызывают эффект самовнушения, который приводит к соответствующим изменениям в организме. Мысленные внушения должны быть простыми и краткими. Слова произносятся в медленном темпе, в такт дыханию.

Самовнушение особенно эффективно при несколько заторможенном состояние коры головного мозга. Именно поэтому оно легче осуществляется в полусонном состоянии или при искусственном расслаблении (релаксации). Его хорошо проводить перед сном или сразу же после пробуждения, еще не вставая с постели. Оно особенно эффективно в процессе аутогенной тренировки. Эффективность самовнушения увеличивается, когда начинающий самовоспитание руководитель узнает о случаях его успешного применения. Вот, например, о таком.

Готовясь переплыть Атлантический океан на надувной лодке, немецкий врач Ханнес Линдеман несколько недель помногу раз в день внушал себе: «Я справлюсь! Я останусь живым!». Как он рассказывал позднее, у него появились чувства «безбрежной уверенности», «космической безопасности», не оставившие места сомнению в успехе, возможности несчастья. И когда во время плаванья лодка перевернулась, Ханнес, выбираясь из холодной воды, продолжал внушать себе: «Я справлюсь!» - и в конце концов добился успеха.

Еще в 20-е гг. своеобразную школу внушения создал французский целитель Эмиль Куэ. Основной причиной любого заболевания он считал человеческое воображение. Поэтому для выздоровления рекомендовал ежедневно повторять формулы, направленные на улучшение здоровья. Куэ утверждал, что каждый, внушающий себе: «Я достигну!», обязательно достигнет. Эта и другие предлагавшиеся им формулы содействовали активному участию больного в психотерапевтическом процессе, хотя, конечно, полностью заменить медикаментозные препараты не могли.

Самокорректировка

Трудно переоценить умение контролировать свои действия и поступки, осуществлять самоуправляемое поведение. Самокорректировка дает возможность корректировать накал страстей, приучает держать себя в руках, быстро успокаиваться в сложных ситуациях. История необычайно богата примерами самокорректировки, помогающими выдающемуся человеку четко выполнять намеченную жизненную программу.

Всю жизнь упорно и настойчиво корректировал свое поведение Л. Н. Толстой. В дневнике он отмечает свои недостатки: «Неосновательность (под этим я разумею: нерешительность, непостоянство и непоследовательность); неприятный тяжелый характер, раздражительность, излишнее самолюбование, тщеславие; привычка к праздности» и намечает пути исправления своих недостатков: Всю свою жизнь настойчиво корректировал свои потребности и душевные состояния М. Ганди. «Человек, - писал он, - является человеком потому, что способен к самоограничению, и остается человеком лишь постольку, поскольку на практике осуществляет его».

Самое трудное, по его мнению, - подчинить контролю движение собственной мысли.

Самокорректировка позволяет преобразовывать хаос негативных мыслей и чувств, разрушающих жизненный потенциал, в гармоничную структуру. Если такое преображение происходит сознательно, оно приводит к более эффективному использованию жизненной энергии личности.

Саморегуляция

Этот прием предусматривает обучение умению следить за внешними проявлениями эмоциональных состояний. Дело в том, что изменяя внешнее выражение, эмоции, можно регулировать свое внутреннее психическое состояние. Например, хаотичные, не подкрепляющие речь движения рук в разговоре, дрожание пальцев вызывают нерешительность, неуверенность в себе; заискивающие интонации углубляют беспокойство. И наоборот, приучая себя не размахивать руками в разговоре, не горбиться, не хмуриться, а стоять перед собеседниками, развернув плечи, подтянув живот, демонстрируя красивую осанку, улыбаться в моменты растерянности, недоумения; смотреть уверенно и строго в конфликтной ситуации, руководитель приобретает уверенность в себе, не теряется в момент сильной тревоги, при возникновении чрезвычайной ситуации.

Очень непросто управлять чувствами и обуздывать их, но и этому можно научиться. Саморегуляция служит умению сдержанно относиться к другим людям, терпимо воспринимать их недостатки, слабости, ошибки. Постоянный самоконтроль вырабатывает умение не раздражаться в самых критических ситуациях.

Если все же контроль над чувствами не удался, срыв произошел, обстановка чрезвычайная и необходимо успокоиться, взять себя в руки, лучшее средство успокоиться - движение. Очень хорошо молча и задумчиво пройти по кабинету, делая, скажем, на два шага вдох и на пять шагов выдох, ведя счет шагов в уме. Движение, дыхание, счет шагов в уме быстро отвлекают руководителя от ситуации, успокаивают.

В саморегуляции большую роль играет рефлексия. Вначале необходимо интенсифицировать самосознание. Это позволяет обнаружить несовместимость своих принципов, мыслей, поступков и сравнительно легко наметить пути закрепления новых элементов поведения. При этом надо иметь в виду, что чем выше интеллект человека, чем точнее самоосознание, тем эффективнее функционирует саморегуляция.

Самостимуляция

Ряду руководителей, в первую очередь, мнительным и самолюбивым людям, большую помощь в самовоспитании могут оказать методы самопоощрения и самонаказания. В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря: «Умница!», «Молодец!», «Здорово получилось!», «И дальше так!». А в случае неудачи мысленно выговаривать себе: «Плохо!», «Очень плохо!», «Стыдно!». Очевидно, в случае крупных успехов и значительных неудач воздействие усиливается.

Желательно, чтобы реакции самопоощрения и самонаказания регулировали наше поведение постоянно. Хотя прибегать к ним, очевидно, необходимо в зависимости от ситуации. К сожалению, очень часто человек не получает положительной оценки своего поведения со стороны. А лишение элементарного внимания без самоподкрепления интенсивной работы - одна из причин повышения нервозности, депрессий.

Очевидно, поощрять и наказывать себя можно не только словесно. Естественно, лишение себя удовольствия будет действенным средством самонаказания.

Очень важно убедить себя в собственных возможностях влиять на свое тело, изменять свои взгляды, укреплять свою нервную энергию, делать себя здоровым и сильным. Но такая работа дает результат только в том случае, если требования к себе увеличиваются постепенно.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/

... ; Привлечение к участию в различных мероприятиях учебного за­ведения; ü Взаимосвязь тренера с родителями, с учебным заведением, ин­спектором милиции, социальным педагогом по месту жительства; ü Систематическое изучение подростков и выявление отрицательно воздействующих на них обстоятельств. Таким образом, занятия физической культурой и спортом -обязательный компонент работы по...

Что имеют прямую связь с этапами управления развития личности и этапами работы учителя (Каляшковою З.І., Бильбухом Ю.З., КочетовимО.І.): начальная; оперативная, текущая, корректирующая; долгосрочная, обобщающая, итоговая. На помощь классным руководителям о психологических особенностях подросткового возраста. Этот период - время физиологичного кризиса. Отсюда нетерпимость, упрямство, ...

Самовоспитание - это процесс усвоения человеком опыта предшествующих поколений посредством внутренних душевных факторов, обеспечивающих развитие. Воспитание, если оно не насилие, без самовоспитания невозможно. Их следует рассматривать как две стороны одного и того же процесса. Осуществляя самовоспитание, человек может самообразовываться, что естественно не может не отражаться на творческой деятельности человека. Стремление к совершенству через тернии лени, приводят к высоким творческим результатам.

Воспитание и самовоспитание личности во многом сводится к постепенному формированию готовности реагировать на что-либо должным образом, иными словами, к формированию установок, полезных для человека и для общества. Уже в раннем детстве родители сознательно и бессознательно формируют образцы поведения, установки: "Не плачь - ты мужчина", "Не пачкайся - ведь ты девочка" и т.п., т.е. ребенок получает эталоны "хорошего - плохого". И к тому возрасту, когда мы начинаем себя осознавать, мы находим у себя в психике массу закрепившихся чувств, мнений, взглядов, установок, которые оказывают влияние и на усвоение новой информации, и на отношение к окружающему. Эти часто неосознаваемые установки действуют на человека с огромной силой, заставляя воспринимать и реагировать на мир в духе установок, усвоенных с детства.

Самовоспитание - деятельность человека, направленная на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями. Самовоспитание предполагает определенный уровень развития личности, ее самосознания, способности к ее анализу при сознательном сопоставлении своих поступков с поступками других людей. Отношение человека к своим потенциальным возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки характеризуют зрелость человека и являются предпосылками организации самовоспитания.

К методам самовоспитания относятся:

1) самопознание;

2) самообладание;

3) самостимулирование.

Самопознание включает: самонаблюдение, самоанализ, самооценивание, самосравнение.

Самообладание опирается на: самоубеждение, самоконтроль, самоприказ, самовнушение, самоподкрепление, самоисповедь, самопринуждение.

Самостимулирование предполагает: самоутверждение, самоободрение, самопоощрение, самонаказание, самоограничение.

Процесс самовоспитания включает в себя несколько взаимосвязанных этапов.

1. Первый этап - принятие решения. Все начинается с принятия твердого решения о необходимости личностного самосовершенствования. Без этого важного элемента невозможно осуществление целенаправленного самовоспитания. Затем следует изучение (уяснение) возможностей самовоспитания и оценка перспектив работы над собой. Важным элементом первого этапа выступает выбор или формирование идеала (модели), к которым можно стремиться в процессе самовоспитания. На основе уже сформированного видения возможностей самовоспитания, собственного мировоззрения и под воздействием среды обитания человек сам выбирает себе идеал или пример для подражания. Иногда человек создает некий абстрактный образ (модель), которому он хотел бы подражать или каким бы хотел стать. Идеал может быть достаточно четко представляемым в лице конкретного человека, либо присутствовать в его сознании в виде определенных проявлений (внешнем виде, общении, компетенции и пр.).


2. Второй этап - самопознание. Человек, в соответствии с выбранным идеалом (примером для подражания) или своих представлениях о возможностях самовоспитания, стремится познать себя. В процессе самопознания происходит выявление и самооценка уровня развития того или иного качества или свойства личности. Степень и точность их диагностики зависит от самого человека, его желания действительно познать себя, свои достоинства и недостатки, либо удовлетворить свой частный интерес. В рамках этого этапа также происходит формулирование и уточнение ценностных ориентиров человека.

3. Третий этап - выбор средств, составление плана.

Человек делает ответственный выбор путей, методов и средств самовоспитания. Некоторые средства наиболее полно соответствуют личностным особенностям человека, специфике образовательной или профессиональной деятельности. Этот этап включает и формирование необходимых самоустановок, которые могут помочь человеку обеспечить достижение тех или иных целей самовоспитания. К ним, например, можно отнести личные правила и принципы, которые определяют поведение и поступки человека в различных ситуациях. На основе выбранных путей, методов и средств самовоспитания, а также сформулированных личных правил осуществляется планирование работы над собой. Человек составляет программу или план, в которых отражается то, над чем предстоит работать, какие методы и средства использовать, примерные сроки достижения намеченного.

4. Четвертый этап - реализация планов. А именно, активная практическая работа, направленная на достижение сформулированных ранее ценностных ориентиров.

Эффективность же самовоспитания выявляется в процессе последующей личностной самооценки.

Намечая программу самовоспитания, необходимо также определить ее методы. Важнейшими из них являются:

ü самоубеждение и самовнушение;

ü самообязательство;

ü самокритика;

ü мысленный перенос себя в положение другого человека (эмпатия - т.е. сопереживание);

ü самопринуждение (самоприказ);

ü самонаказание

1. Метод самоубеждения. ученик, выявив свои недостатки, убеждает себя в необходимости изжить этот недостаток, при этом нельзя ограничиваться только мысленным самоубеждением. Гораздо эффективнее оно становится тогда, когда учащийся будет вслух убеждать себя, т.е. проговаривать вслух тот недостаток, над устранением которого он работает.

2. Метод самовнушения. Его сущность заключается в том, что человек сам стремится воздействовать на собственную психику и чувства, сам, как правило, вслух внушает себе, как будет вести себя или каких действий не будет делать. Воздействие самовнушения обусловливается тем, что, закрепившись в сознании и чувствах ученика, оно определяет его поведение.

3. Самообязательство. Этот метод по своей сущности близок к методу самоубеждения. Суть его состоит в том, что учащийся, задавшись целью преодолеть у себя тот или иной недостаток или выработать какое-то положительное качество, берет на себя определенное обязательство. Для более прочного его закрепления в сознании его необходимо также неоднократно проговорить вслух, в таком случае оно и будет побуждать ученика к достижению намеченной цели и способствовать формированию соответствующей привычки.

4. Метод самокритики. Сущность его состоит в том, что ученик, который выявил у себя тот или иной недостаток и поставил перед собой цель изжить его, подвергает себя самокритике с тем, чтобы мобилизовать свои волевые усилия к его быстрейшему преодолению.

5. Метод эмпатии, или мысленного переноса себя в положение другого человека, сопереживания его чувств. Этот метод весьма хорош, когда речь идет о самовоспитании отзывчивости к людям, стремления к взаимопомощи. Сущность его отражена в самом названии. Она заключается в том, что в процессе самовоспитания школьник вырабатывает у себя положительные качества и преодолевает отрицательные, ставя себя в положение другого человека, сопереживая его чувствам, и таким образом побуждает себя к самосовершенствованию. Когда, например, ученик видит, с какой неприязнью воспринимают люди черствость, бездушие, грубость, и сопереживает их чувствам, он задумывается над тем, чтобы преодолеть у себя эти недостатки.

6. Самопринуждение, или самоприказ. Это очень действенный метод самовоспитания. Он применяется в тех случаях, когда учащийся определил те или иные правила, нормы своего поведения, но не проявляет достаточной силы воли в соблюдении данного правила. Поэтому данный метод применим для развития необходимых волевых качеств.



7. Метод самонаказания. Как следует из его названия, он применяется тогда, когда в процессе самовоспитания человек делает те или другие отступления от намеченных им самим правил поведения. Обнаружив такие отступления, нужно обязательно использовать определенные санкции по отношению к себе самому и применить то или иное наказание. (См. дополнительный иллюстративный материал.)

Изложенное показывает, что если представить процесс самовоспитания в целом, то в его структуре выделяются ряд компонентов:

ü критический анализ, оценка своих недостатков и постановка конкретной цели самовоспитания;

ü разработка программы самовоспитания;

ü определение его методов;

ü аутотренинг, т.е. непосредственная (внушающего плана) работа личности над собой;

ü самоконтроль.

Важную основу в процессе самовоспитания и саморазвития учащегося имеет педагогическое руководство.

В целом организация педагогического руководства самовоспитанием осуществляется по трем основным направлениям. К ним относятся:

· формирование мнения ученического коллектива о необходимости и пользе самовоспитания;

· оказание помощи учащимся в уяснении сущности самовоспитания, его методов и путей осуществления;

· практическая помощь учащимся в разработке программ самовоспитания и их реализации

Практическая работа по реализации этих направлений позволит учащимся получить более ясное представление о содержании работы над собой.

Особое значение в организации самовоспитания имеет формирование у учащихся нравственных идеалов. Носителем их чаще всего бывает конкретный человек - выдающийся общественный деятель, ученый, военачальник, герой труда. Только в процессе познания образцов героизма и подвигов будут формироваться нравственные идеалы, побуждающие их к работе над собой.

самовоспитание выступает как важное средство развития и личностного формирования учащихся только при условии, если учителя обращают должное внимание на его организацию и в состоянии умело и грамотно его направлять.

27Воспитательная ситуация составная часть педагогического процесса, характеризующая его состояние в определенное время и определенном пространстве. Ситуации – это клеточки педпроцесса, обладающие определенной автономией в нем и в то же время представляющие его. Выражается она как конкретные воспитательные отношения, возникающие в зависимости от того, как организован педпроцесс и вся воспитательная система образовательного учреждения. Воспитательная ситуация состоит из ее участников, т.е. субъектов педпроцесса, возникшего противоречия между ними и способов его разрешения. Ситуации в педагогическом процессе очень похожи на акты и действия в пьесе. Проживание таких ситуаций и есть накопление жизненного опыта, в том числе ученического и учительского. Воспитательные ситуации классифицируются по месту возникновения (на уроке, во внеклассной работе, в кружке и т.д.), по степени проективности (стихийно возникшие и плановые, созданные преднамеренно), по степени оригинальности (стандартные типовые и нестандартные), по степени управляемости решения противоречия (жестко управляемые и неуправляемые), по участникам (между учащимися; учащимся и учителем; учащимся; учителем и родителями), по характеру противоречия (конфликтные и бесконфликтные, проблемные, критические), по содержанию (ситуация успеха, подавления, перевоспитания). Большинство воспитательных ситуаций носит коммуникативный характер и является ситуациями общения, в общении, через общение и разрешаются.

В процессе обучения и воспитания важной единицей анализа оказывается учебно-воспитательная, педагогическая ситуация. Все социальные ситуации, к числу которых относятся и учебно-воспитательные, отличаются исключительной сложностью, динамичностью, изменчивостью, противоречивостью и неопределенностью, т. е. такими параметрами, которые придают им проблемный характер. Ситуацию, включающую неопределенность, а следовательно, требующую решения, принято называть проблемной.

В педагогике учебно-воспитательная, педагогическая ситуация определяется как реальная обстановка, в которой принимаются решения о способах педагогического взаимодействия и воздействия на военнослужащего, с тем чтобы перевести его из исходного состояния обученности, воспитанности, подготовленности в качественно новое. Осознание ситуации и соотнесение ее с целями обучения и воспитания образуют педагогическую задачу. По степени обобщенности ситуаций, задач и решений применительно к области обучения выделяют три уровня.

К первому относятся ситуации, задачи и решения, связанные с определением перспектив развития, обучения и воспитания человека.

Второй уровень касается определения общих принципов и стратегий решения проблемных ситуаций.

Третий уровень образуют конкретные педагогические и учебные ситуации.

В проблемной ситуации человек проявляет три основных типа поведения. При первом он вообще не пытается разрешить ситуацию из-за ее низкой для него субъективной значимости или при изменении им целей. При втором типе поведения использует ранее известные и применяемые им способы действия. Третий тип поведения связан с ситуациями, когда человек вынужден формировать новые способы действий.

Отражение в сознании человека соотношения его целей с конкретной ситуацией называется задачей. Перевод проблемной ситуации в педагогическую задачу возникает всякий раз, когда необходимо подвинуть учащегося с одного уровня обученности и воспитанности на более высокий, когда существует множество способов решений и возникает необходимость выбора одного (лучшего) с точки зрения заданного целевого критерия, когда имеются объективные и субъективные ограничения в средствах и условиях достижения целей. Специфика учебной задачи состоит в том, что предусмотренные педагогом способы ее решения должны вести к изменению и психическому развитию самих обучаемых. Этим она отличается от всех других задач, цель и результат которых заключаются не в изменении самого субъекта деятельности, а ее предмета.

При характеристике учебных задач принято выделять в них такие параметры, как сложность и трудность.

1 . Сущность воспитательного процесса .

Воспитательный процесс - это двухсторонний взаимосвязанный процесс деятельности учителя и ученика. Учитель организует, планирует, направляет,

корректирует, а ученик или поддается воздействию, или проявляет противоборство к воспитательным воздействиям. Ученик одновременно выступает и как объект воспитания (руководят взрослые), и как субъект (сам действует, усваивает). Поэтому воспитательный процесс связан со сложными и глубинными, внутренними отношениями, пронизывающими все составные элементы процесса воспитания.

Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешние объективные факторы становятся достоянием внутренних, субъективных

качеств личности ребенка, т.е. переводятся в область сознания, а затем это отражается в результатах поведения и деятельности. Личность формируется в единстве многих факторов (социальных, биологических, внешних, внутренних). Чем грамотнее воспитатель, тем воспитание становится подвластным управлению. Источником регуляции поведения являются потребности, которые становятся основным видом отношений человека к окружающей действительности. От удовлетворения потребностей зависит само существование и место человека в обществе. Поэтому смысл воспитательной работы лежит в “отборе и воспитании человеческих потребностей” (А.С.Макаренко). В психике ребенка находятся регуляторы поведения: убеждения, мотивы, интеллектуальная и эмоционально-волевая активность. Эффективность воспитания будет выше, если оно обогащает и перестраивает потребности и мотивационную сферу личности и развивает ее активность. Сущность человеческой личности проявляется в поступках и деятельности. Для этого недостаточно лишь одного желания; здесь необходимы отдельные поступки совершать многократно. Чтобы сознание перешло в акт поведения, следует связать длительные упражнения в правильном поступке, реальные взаимоотношения и организацию жизни детей на основе деятельности и общения. Длительные упражнения в поведении порождают навыки и привычки поведения. Эти привычки могут становиться свойством личности. “Добрая привычка - это прочный капитал человека” (К.Д.Ушинский). Сама личность может достигать определенных результатов через самовоспитание, т.е. внутренней деятельностью, направленной на выработку ценных качеств личности с точки зрения самой личности. Процесс воспитания имеет определенные характерные особенности, он является процессом:

Целенаправленным;

Двусторонним;

Многофакторным;

Организованным;

Комплексным (качества формируются не поочередно, а сразу):

Длительным, непрерывным;

Сложным, многогранным.

Для процесса воспитания характерна отдаленность и неодинаковость результатов воспитания.

6. Закономерности воспитания . Закономерности – это существенно необходимые внутренние связи между причиной и следствием. В основе воспитательного процесса лежат закономерности, отражающие объективные потребности общественной жизни, социальной сущности и естественной природы человека. Личность является носителем определенной социальной программы. Будучи совокупностью интегрированных социально значимых черт, личность выступает субъектом познания, общения, труда и эмоционально-волевых характеристик. Основные закономерности:

(Закономерности и методы воспитания- это устойчивые, повторяющ. и существенные связи воспитательного процесса. Реализация которых, позволяет добиваться эффективных результатов в процессе воспитания.)

1. Характер воспитания на всех исторических этапах определяется объективными потребностями производства и интересами правящими классами (идеология). Может существовать в 21 веке.

2. Единство цели содержания и метода воспитания

3. Неразрывное единство обучения и воспитания. Воспитание (в пер смысле) – воспитание нового поколения. Воспитание (узко) работа с определенными группами учащихся

4. Воспитание личности происходит только в процессе вкл ее в деятельность

5. Воспитание есть стимулирование активности формирования личности в организуемой деятельности

6. В процессе воспитания необх проявл гуманность и уважение к личности в сочетании с высокой требовательностью

7. В процессе воспитания необходимо открывать перед учащимися перспективы роста, помогать им добиваться

8. В процессе воспитания необходимо выявлять положительные качества учащихся и опираться на них

9. В воспитании необходимо учитывать возможные и индивидуальные особенности

10. Воспитание должно осуществляться через коллектив и в коллективе

11. В процессе воспитания необходимо добиваться единства и согласованности пед усилий учителей, семьи и общ организаций

12. В процессе воспитания необх побудить ребенка к осуществл самовоспитания

8. Понятие о методах воспитания .

Метод - это способ или путь воздействия на сознание, волю, чувства, поведение, отношения детей. Метод состоит из приемов. Чтобы вызвать готовность ребенка к воспитательному воздействию, учитель создает внешние условия и организует деятельность. Организация форм воспитания- это как бы “внешняя оболочка” функционирования деятельности (урок, собрание, экскурсия и т.п.). Средства воспитания - это методические пути в решении воспитательных задач (пособия, кино, книги) и виды деятельности (игра, обучение, труд). Результат воспитания зависит от умелого использования методов, приемов, средств и норм организации воспитательного процесса. Метод воспитания принесет успех, если его применение соответствует ведущему виду деятельности ребенка. Методы взаимодействуют друг с другом, усиливая свое влияние при различных сочетаниях.

Существуют классификации методов воспитания по различным основаниям:

По источникам познания (словесные, практические, наглядные);

На основе структуры личности (методы формирования сознания, методы формирования поведения, методы формирования чувств и стимулирования);

По степени продуктивности (объяснительно-иллюстративные, проблемные, частично поисковые, исследовательские) и др.

Методы воспитания также можно разделить на четыре группы:

1. Методы убеждений.

2. Методы упражнений (приучений).

3. Методы стимулирования деятельности.

4. Методы самовоспитания.

7. Принципы воспитания .

Принцип - это основополагающее или исходное положение, которым руководствуется учитель при организации воспитательного процесса. Принципы отражают общие закономерности воспитательного процесса, а также особенности целевых установок в формировании личности ребенка. В педагогической литературе встречаются различные подходы к классификациям принципов и методов воспитания.

Принципы воспитания:

1. Целенаправленность воспитательных воздействий.

2. Связь воспитания с жизнью.

3. Воспитание происходит в процессе деятельности.

4. Личностный и индивидуальный подход.

5. Сочетание единства требований и уважение к личности ребенка.

6. Опора на позитивное в воспитании.

7. Комплексное воздействие, взаимосвязь всех факторов в воспитании.

8. Соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей.

9. Согласованность влияний обучения и воспитания на развитие ребенка.

25. Развитие личности в коллективе . Личность формируется в группах, последовательно сменяющих друг друга от возраста к возрасту. Характерразвития личности зависит от уровня развития группы, в которую она включена.

Фазы развития личности в коллективе (А.В. Петровский):

1. Адаптация - в новом коллективе человек начинает осваивать действующие нормы (нравственные, учебные), постепенно овладевает теми приемами и средствами, которые присущи всем членам коллектива. Его задача - “быть как все”. Здесь происходит становление личности на фоне коллектива.

2. Индивидуализация - на этом этапе обнаруживаются и обостряются противоречия между необходимостью “быть как все” и стремлением человека к максимальной индивидуализации. Поэтому ему приходится искать свои средства и способы для осуществления своих целей.

3. Интеграция - на этом этапе происходит обострение противоречий между стремлением человека представить себя как индивидуальность и потребностью окружающих принять или одобрить лишь те его качества,которые им импонируют и способствуют общему успеху. Если противоречие не устраняется, то происходит дезинтеграция, в результате которой личность вытесняется из группы и даже изолируется. Часто в группе закрепляются положительные или отрицательные черты, благодаря контрастирующей

личности в ней. Личность принимается в одной группе, как свой человек, а в другой -отвергается. С возрастом ребенку приходится снова и снова утверждать себя в новых возрастных коллективах в качестве самостоятельной личности.Поэтому здесь возникают новые противоречия, проблемы и трудности.Поскольку все группы находятся в процессе развития, то и развитие личности будет определяться процессом развития того коллектива, в котором она интегрируется. Так происходит взаимное обогащение коллектива и личности. Педагог должен помогать сливать личные и общественные цели, и при этом личная цель не должны потеряться.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...