Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Программа балета лебединое озеро. П.Чайковский «Лебединое озеро. История создания балета «Лебединое озеро»

История создания

Представление за границей

Постановка в наши дни

Либретто «Лебединого озера»

">

«Лебединое озеро», «самый русский из всех балетов», как охарактеризовал его однажды британский критик Клемент Крисп, – произведение, признанное символом отечественной школы классического танца. Симбиоз четко выверенной и уникальной хореографии в сочетании с глубоким и изысканным звучанием сделали постановку шедевром мирового балетного мастерства, о котором знает даже публика, далекая от мира культуры.

История создания

Его жизнь началась 142 года назад, когда Московская дирекция императорских театров предложила Петру Ильичу Чайковскому сочинить «Озеро лебедей». Предложение для тех времен было необычным, так как крупные композиторы не писали подобных опусов. Однако Чайковский соглашается. Мотивами, побудившими его к этому, он позже поделится с Римским-Корсаковым: «... отчасти ради денег, в которых нуждаюсь, отчасти потому, что мне давно хотелось попробовать себя в этом роде музыки».

К своему делу автор подошел крайне ответственно, скрупулезно выясняя детали и особенности будущего детища. Его интересовало все, что могло пригодиться в работе: какая длина сочинений требуется, какой счёт, какими будут мизансцены? К непосредственному творчеству он приступил только летом 1875 года.

В центре партитурной ткани находится образ Одетты, которую отличает лиричность, трепетность и драматургия. Красной нитью эта нежность тянется через всю симфоническую канву. Даже не помышляя о «революции» в жанре, талантливый сочинитель тем не менее значительно расширяет музыкальный горизонт. Над оркестровкой он трудится всю весну 1876 года.

Работа над партитурой велась умело и быстро, а потому уже в сентябре на подмостках Большого театра стартовала подготовка к показу. Либретто, фабулой для которого, по разным мнениям, могли быть многочисленные сказания, стихотворения Генриха Гейне или Александра Пушкина, было написано Василием Гельцером при участии Владимира Бегичева. Балетмейстером тогда был В. Рейзингер, чья версия «Лебединого озера» оказалась весьма неудачной, – премьера, состоявшаяся 4 марта 1877 года, не была замечена, а сам спектакль с треском провалился и ушел со сцены.

Основной причиной полагают скучную и неинтересную хореографию, однако не исключено, что работы Чайковского не улучшили дела: неподготовленные к таким произведениям, слушатели не сумели оценить сложную мелодику, наполненную глубинным смыслом. Музыка композитора - не иллюстрация либретто, ее аудио пояснение, - она гармонично дополняет отдельные эпизоды, будучи связующим звеном и организующим сценическое движение элементом.

«Лебединое озеро» в Мариинском театре

Очередной этап развития нетленного сочинения начался почти двадцать лет спустя, когда за его возрождение взялись в Мариинском театре. Занимались этим талантливый Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов. За редакцию и разработку нового сценария был ответственен лично Петипа, который смог придать действию логику, ясность, выразительность и национальный колорит. Задумкой маэстро стал и чёрный лебедь Одиллия, противопоставляемый светлому образу героини. Однако не менее существенные изменения в тело творения внес скромный, прячущийся в тени своего учителя, хореограф Иванов: именно ему принадлежит идея убрать искусственные крылья, которые раньше пришивали к костюмам балерин-птиц, заставив руки танцовщиц двигаться подобно крыльям, таким образом нарушив принятое академическое построение. Он же добавляет одну из наиболее узнаваемых сцен – «Танец маленьких лебедей», живое воплощение танцевальной симфонии.

Над корректировкой партитуры работал дирижер Дриго, который исключил секстет главных героев, заменив его на блистательное па-де-де Одиллии и Принца, вырезал финал с бурей, а также присоединил три фортепианные пьесы: «Шалунью», «Искорку» и «Немножко Шопена».

К сожалению, в «Мариинке» сочинение развернулось только после кончины Чайковского. 15 января 1895 года представление перевернуло страницу в мировой истории. Исполнительницей партии Одетты определили обворожительную итальянку Пьерину Леньяни – балерину, впервые в мире исполнившую 32 фуэте подряд. Роль ее спасителя досталась Павлу Гердту, которому шел уже 51-ый год. Из-за возраста Гердта вариация Зигфрида была купирована, а в адажио Королева лебедей танцевала не со своим возлюбленным, а с Бенно фон Зоммерштерном. Театральные деятели и рьяные почитатели классики приняли мариинское прочтение «Лебединого озера» довольно прохладно, однако большая часть зрителей, уже очарованная «Спящей красавицей» и «Щелкунчиком», отнеслась к свежей интерпретации с восторгом. Музыка, напоминающая «песни без слов», полные лирики «лебединые» выступления и великолепная хореография Петипа произвели настоящий фурор.

Представление за границей

За пределами Советского Союза достояние высокого искусства было показано осенью 1911 года в Великобритании. Стоит отметить, что представление, данное в Лондоне артистами «Русских сезонов Сергея Дягилева», было сокращено: вместо четырех актов пришедшие лицезрели два. Позже в представлении блистали многие всемирно известные танцовщики, среди которых можно вспомнить Матильду Кшесинскую, Тамару Красавину, Марину Семенову, Галину Уланову, Ульяну Лопаткину, Константина Сергеева, Фаруха Рузиматова и других. Нельзя не сказать, что Рудольфа Нуреева и Марго Фонтейн, выступавших Венской опере, 89 раз вызывали на бис.

Постановка в наши дни

Спустя годы интерес не ослабевает, а только растет: этот спектакль есть в репертуаре практически всех трупп России, а за рубежом представление неизменно собирает аншлаги. Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что «Лебединое озеро» на особом положении в Санкт-Петербурге, ведь Северная столица является родиной ставшей классической формы этого произведения. Популярностью пользуются показы в Александринском и Мариинском театрах, в БДТ им. Товстоногова, а также исполнение Театра балета им. Леонида Якобсона. Последний придал этому алмазу оригинальную огранку, чтобы ярче продемонстрировать имеющиеся возможности и обновить краски в уже существующей палитре: стильные декорации, выполненные художником Вячеславом Окуневым, и тонкая сценография отвечают всем требованиям современности, подчеркивая достоинства привычной формы. Конечно, не обошлось и без неприятных событий: в 1991 году, во время Августовского путча, спектакль показывали на экранах телевизоров несколько дней, заменив им остальные передачи. Однако горьковатый осадок, оставшийся от печальных воспоминаний, не мешает ценителям наслаждаться ярким и многогранным узором танца, удивительно содержательным полотном музыки, а также волшебной, романтичной атмосферой «Лебединого озера».

Либретто «Лебединого озера»

Первое действие разворачивается в саду замка Владетельной принцессы, где друзья ждут появления ее сына, чтобы отправиться с ним на праздник совершеннолетия. Принцесса, появляющаяся под звуки фанфар, напоминает Зигфриду, что на предстоящем балу ему предстоит выбрать себе невесту. Главному герою это не по душе, однако ничего поделать он не может. Когда опускаются сумерки, принц с приближенными решают поохотиться.

Выйдя из дремучего леса, они оказываются перед таинственным озером, где по водной глади скользят изящные белоснежные лебеди – одна из этих гордых птиц увенчана золотой короной. Охотники стреляют, однако птицы остаются невредимыми. Отплыв подальше, в лунном свете они обращаются в красавиц-девушек.

Принц заворожен их королевой – Одеттой, которая рассказывает Зигфриду о своей горькой участи: коварный гений проклял их, и только ночью девушки принимают свой истинный облик. Спасти от заклятия Одетту и ее подруг может юноша, никогда прежде не клявшийся никому в любви: он должен будет принести эту клятву королеве и сохранить ей верность. С приходом утра девушки снова меняют обличье и улетают, а следом за ними устремляется филин – могущественный и опасный чародей.

Действие снова переносится в замок, где в разгаре пышное торжество. Дважды звучат трубы, оповещающие о прибытии гостей. Однако принц не может думать ни о ком, кроме заколдованной узницы. Когда трубный глас оглашает округу в третий раз, во владения приезжает рыцарь Ротбарт со своей юной дочерью Одиллией, как две капли воды похожей на принцессу-лебедя. Решив, что гостья и есть мистическая незнакомка, влюбленный бросается к ней и объявляет своей нареченной. В этот миг в одном из окон возникает лебедь-Одетта, которую замечает Зигфрид.

Поняв свою страшную ошибку, он в ужасе выбегает из замка и мчится к пруду, где охваченная отчаяньем Царевна пытается броситься в волны. Добравшись до места, принц клянется, что произошедшее было подстроено хитроумным врагом, а потому он готов расстаться с жизнью вместе с Одеттой, чтобы соединиться с ней после смерти. Она бежит к озеру. В этот момент появляется филин, который стремится обратить девушку обратно в птицу. Зигфрид прыгает на волшебника, чтобы помешать его чарам, а затем кидается вслед за Одеттой в воду. Колдун падает мертвым.

Однако существует и другая, счастливая концовка, созданная в кулуарах Мариинского театра во второй половине минувшего века. На берегу загадочного озера, куда прибежал Зигфрид, осознав случившееся в зале, злодей старается погубить молодого человека: он творит злую магию, начинается буря, и водоем выходит из берегов. Однако Одетта-лебедь нападает Ротбарта – ради чувства ее не пугает даже гибель. Главные герои побеждают, чаровник умирает, а белое грациозное создание навсегда преображается в прекрасную деву.

Балет «Лебединое Озеро» от Russian Classic Grand Ballet — ведущие партии в исполнении солистов Санкт-Петербургского Мариинского Театра — 8 ноября 2011 года на сцене Русского Драматического Театра (г. Луганск). Организатор — концертное агенство «Мастер Шоу».

Спектакли и гала-концерты «Russian Classic Grand Ballet» объединяют балетные традиции ведущих театров России – Большого Театра России, Санкт-Петербургского Мариинского Театра и ведущих театров Италии, Германии, Японии и США.

Russia n Classic Grand Ballet – антирепризный театр «Русский Классический Гранд Балет». Художественный руководитель – Константин Пинчук.

Идея создания «Russian Classic Grand Ballet» – поддержание традиций классического искусства. Балетмейстеры театра – Владимир Трощенко и Александр Соколов — выпускники двух всемирно известных русских школ классического балета. Владимир Трощенко – Ленинградское хореографическое училище имени А.Вагановой, Александр Соколов – курс балетмейстеров Московского хореографического училища, класс Ю.Григоровича.

Репертуар «Russian Classic Grand Ballet» включает классические балетные спектакли – «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Спящая красавица», «Жизель», «Щелкунчик», «Спартак», «Дон Кихот», оперные постановки – «Травиата», «Чио-Чио-Сан», «Пиковая Дама», «Евгений Онегин», мюзиклы – «Моя Кармен», «Бременские музыканты», рок оперу «Юнона и Авось».

Гастроли «Russian Classic Grand Ballet» с программой гала-концертов проходят в странах ближнего и дальнего зарубежья – Италия, Испания, Франция, Израиль, Германия – страны, в которых были представлены «Русские сезоны». Среди приглашенных солистов – Илзе Лиепа, Николай Цискаридзе, Нина Семизорова, Марк Перетокин, Айдар Ахметов, Юлия Махалина, Анастасия Волочкова, Евгений Иванченко, Данил Корсунцев, Илья Кузнецов, Фетон Миоцци, Джессика
Мезей, Елена Филипьева, Геннадий Жало, Ирина Сурнева, Ивато Марихито, Денис Матвиенко.

Первым мюзиклом театра стал музыкальный спектакль «Моя Кармен» — сочетание оперы, классического балета и современной эстрады. Постановщик – Юрий Чайка, продюсер – Константин Пинчук, главные партии – Тамара Гвердцители и Джованни Рибикьезу.

В постановках «Russian Classic Grand Ballet» можно увидеть как состоявшихся мировых звезд, так и тех, кто делает свои первые профессиональные шаги.

В балетных спектаклях «Russian Classic Grand Ballet» делали первые профессиональные шаги, восходящие звезды классического балета – ныне победители международных конкурсов – Яна Соленко, Иван Васильев, Оксана Бондарева, Солфи Ким, Виктор Ищук, Артем Алифанов, Наталья Мацак и многие другие.

Константин Пинчук: «Балет – красота, грация, сказка! Волшебный мир искусства, который однажды затронув душу человека, уже не покидает ее. О нем невозможно говорить, его нужно смотреть и восхищаться».

Балет «Лебединое озеро» — либретто Владимир Бегичев, Василий Гельцер, музыка — Петр Чайковский в редакции Рикардо Дриго, хореография – Мариус Петипа, Лев Иванов.

Премьера прошла 4 марта 1877 года на сцене Большого театра в Москве. «Лебединое озеро» делился на 4 акта, по одной картине в каждом. Постановка Резингера была признана неудачной и не имела успеха. В 1882 году балетмейстер И. Гансен возобновил и частично отредактировал старый спектакль. В 1894 году в концерте, посвященном памяти П. И. Чайковского был показан второй акт балета в постановке Льва Иванова. В главных партиях были задействованы итальянская танцовщица П. Леньяни и Солист Его Императорского Величества П. А. Гердт.

15 января 1895 года в Мариинском театре спектакль был поставлен целиком. Либретто заново пересматривалось Мариусом Петипа и М. И. Чайковским. Партитура - Мариусом Петипа и Рикардо Дриго. Хореография принадлежала (первая картина первого акта, второй акт, за исключением венецианского и венгерского танцев и апофеоз) Петипа и Льву Иванову (вторая картина первого акта, венецианский и венгерский танцы - во втором и третий акт).

Пьерина Леньяни – итальянская балерина и балетный педагог, некоторое время была солисткой Мариинского театра в Петербурге, исполнив ряд исторических партий и внеся заметный вклад в русское балетное искусство. Яркий представитель итальянской балетной школы, которой была свойственна виртуозная техника танца, граничащая с акробатикой. В 1893-1901 Леньяни обладала титулом «прима-балерина Мариинского театра». В этом качестве она участвовала в премьерной постановке «Раймонды» А. К. Глазунова и «Лебединого озера» П. И. Чайковского. В балетах «Гарлемский тюльпан» (1887) и «Лебединое озеро» Леньяни одна из первых в России она исполнила 32 фуэте.

Спектакль был признан лирической вершиной Русского классического балета. Триумфальное шествие «Лебединого озера» — одного из лучших романтических балетов, продолжается более 100 лет и по сей день остается настоящей жемчужиной классического балета.

В основу сюжета «Лебединого озера» положены многие фольклорные мотивы, в том числе старинная немецкая легенда, повествующая о прекрасной принцессе Одетте, превращённой в лебедя проклятьем злого колдуна - рыцаря Ротбарта.

Основные действующие лица: принц Зигфрид, Одетта-Одиллия, Ротбард .

Сюжет балета «Лебединое озеро»

Действие первое

Картина 1. Принц Зигфрид празднует свое совершеннолетие. Друзья приглашают принца на охоту.



Картина 2 . Ночь. На берегу озера — лебеди. Это девушки, заколдованные злым волшебником Ротбартом. Лишь по ночам возвращает он девушкам-лебедям человеческий облик. Затаив дыхание, принц следит за тем, как белый лебедь превращается в красивую девушку. Это Одетта — королева лебедей. Зигфрид очарован ее красотой. Одетта рассказывает принцу печальную историю колдовства. Только глубокая и преданная любовь может принести девушкам избавление от злых чар. Зигфрид клянется Одетте в любви и верности.




Действие второе

Картина 3 . Бал в замке принцессы. Зигфрид должен выбрать себе невесту. Появляется переодетый Ротбарт. С ним его дочь Одиллия. Она настолько похожа на Одетту, что Зигфрид принимает ее за свою любимую и готов назвать Одиллию своей невестой. Возникает видение Одетты, и Зигфрид понимает, что обманут Ротбартом.


Действие третье

Картина 4 . Берег озера. Девушки-лебеди ждут Одетту. Возвращается Одетта и рассказывает об измене Зигфрида. Вбегает Зигфрид. Он умоляет Одетту о прощении. Принц вступает в бой с появившимся волшебником. Видя, что юноше угрожает смерть Одетта бросается ему на помощь. Для спасения любимого она готова пожертвовать собой. Одетта и Зигфрид побеждают. Девушки свободны. Звучит гимн любви, молодости и красоты.



Всё начиналось с Фуэте!
Жизнь — это Вечное движенье,
Не обращайтесь к Красоте
Остановиться на мгновенье,
Когда она на Высоте.
Остановиться иногда
На то мгновение — опасно,
Она в движении всегда
И потому она прекрасна!
Ах, только б не остановиться…
(Валентин Гафт «Фуэтэ»)


Екатерина Насрединова

«Лебединое озеро» - едва ли не самый известный балет в мире на музыку Петра Ильича Чайковского . Не только музыка, но и хореография уже на протяжении долгого времени считается общепризнанным шедевром мирового балета, одним из ярчайших достижений русской культуры. А Белый Лебедь навсегда останется символом Русского балета, символом его красоты и величия.

Премьера балета, с которой началась его славная история, состоялась 15 января 1895 года на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Но мало кто знает, что это была не первая постановка «Лебединого озера».

АКТ ПЕРВЫЙ

Картина 1

На поляне вблизи замка Принц Зигфрид в кругу своих друзей празднует своё совершеннолетие. Веселье друзей прерывает внезапное появление матери Принца, Владетельной принцессы. Она дарит сыну арбалет и напоминает ему, что детство прошло, и завтра, на балу, он должен будет выбрать себе невесту. После ухода Владетельной Принцессы веселье и танцы продолжаются. Стая лебедей в небе привлекает внимание Принца Зигфрида: почему бы не закончить этот удачный день славной охотой?

Картина 2

Озеро в лесной чаще

Увлеченный охотой Принц Зигфрид выходит к лесному озеру, по которому плывет стая белых лебедей. Впереди всех - птица с короной на голове. Принц прицеливается... Но, пораженный удивительной красотой Королевы лебедей, Одетты, опускает арбалет. Она рассказывает Принцу о своей ужасной участи: Злой Колдун, Ротбарт, заколдовал её и подвластных ей девушек. Он стережет их в образе филина, лишь ночью разрешая превращаться из лебедей в девушек. Страшные чары может разрушить лишь тот, кто полюбит её всем сердцем и даст обет вечной любви. Одетта исчезает, и Принц, пораженный историей этой девушки устремляется за ней.

На берег озера выходят девушки-лебеди. Завороженный их танцами Принц клянется избавить их от власти злого колдуна. Он видит Одетту и клянется ей в любви. Завтра, на балу, он сделает свой выбор: Одетта станет его женой. Королева лебедей предостерегает Принца: если клятва не будет сдержана, Одетта и все девушки навсегда останутся во власти злых чар Ротбарта. Светает. Девушки превращаются в лебедей и уплывают. Счастье влюбленных омрачает появление филина, который подслушал их разговор. Уж он-то сделает всё, чтобы разрушить их надежды!

АКТ ВТОРОЙ

Придворный бал в замке Принца Зигфрида. Напрасно прелестные девушки своими танцами пытаются пленить Принца Зигфрида: его сердце принадлежит лишь прекрасной Королеве лебедей. Однако, повинуясь велению матери, он одинаково любезен со всеми гостями. Владетельная Принцесса требует, чтобы Принц выбрал себе невесту из претенденток, которые приехали на бал. Но Принц непреклонен: он ждет свою единственную, Одетту.

Внезапно трубы возвещают о прибытии новых гостей. Зигфрид с надеждой ожидает появления Одетты. Однако, как гром среди ясного неба, появляется Ротбарт в обличии знатного рыцаря и его дочь, Одиллия. Принц растерян: эта красавица необычайно похожа на Одетту! Завороженный Одиллией, Зигфрид устремляется за ней. Начинаются танцы. Настает черед Зигфрида и Одиллии. О, как же она похожа на Одетту! Своими обольстительными и искусительными танцами она завораживает и пленяет Принца. Он не может оторвать от неё глаз. Внезапно в окне появляется белый лебедь - это Одетта пытается предостеречь своего возлюбленного. Но безуспешно - он так увлечен Одиллией!

Коварная цель Ротбарта выполнена - Одиллия полностью пленила Принца. Он не успевает опомниться и делает выбор: отныне Одиллия его невеста! По требованию Ротбарта он даёт своей избраннице клятву вечной любви. Колдун торжествует: Зигфрид нарушил свою клятву, а значит ничто не способно больше разрушить его чары! Достигший своей цели Ротбарт и его коварная дочь исчезают. Всеобщее смятение. Опомнившись и осознав весь ужас обмана, жертвой которого он стал, Зигфрид устремляется к озеру, к Одетте.

АКТ ТРЕТИЙ

На берегу озера девушки с тревогой ожидают свою королеву. Появляется Одетта с печальным известием о коварстве Ротбарта и измене Зигфрида. Появляется Принц. Он умоляет Одетту простить его, ведь он принёс клятву, обманутый сходством девушек. Одетта прощает его, но уже поздно: ничто не способно разрушить чары злого колдуна. Появляется Ротбарт. Изо всех сил он пытается разлучить влюбленных. И ему это почти удается: он хватает Одетту в свои смертельные объятия. Истерзанная филином, Одетта без сил падает на землю. Зигфрид вступает в единоборство с Ротбартом. Любовь придает силы Принцу - он почти побеждает колдуна. Одетта и Зигфрид дают клятву вечной любви друг другу. Сила любви убивает Ротбарта! Он побежден! Пришел конец чарам Злого Колдуна!

Лебеди и Одетта превращаются в девушек! Одетта и Принц Зигфрид спешат навстречу своей Любви и своему Счастью! Лучи восходящего солнца несут в мир Жизнь, Любовь и Добро!

Действие первое

С ад перед замком владетельной принцессы. На лужайке веселится молодежь. Забавные пляски шута сменяются танцами девушек и их кавалеров.
Владетельная принцесса сообщает своему сыну принцу Зигфриду, что завтра на балу ему предстоит выбрать невесту среди девушек, приглашенных на праздник. Слова ее не находят отклика в душе Зигфрида: он не знает девушки, которая была бы близка его сердцу.
Наступают сумерки. Молодежь расходится. Зигфрид грустит: ему жаль расстаться с привольной жизнью в кругу друзей и в то же время в мечтах ему представляется образ девушки, которую он мог бы полюбить. Но где она, эта девушка?
Разговоры друзей не занимают Зигфрида. Лишь стая плывущих по озеру лебедей привлекает его внимание. Зигфрид направляется вслед за ними.

Действие второе

Л ебеди приводят Зигфрида в глухую лесную чащу, к берегу темного озера, около которого высятся развалины мрачного замка.
Выйдя на берег, лебеди кружатся в медленном хороводе. Внимание Зигфрида привлекает прекрасный белый лебедь, внезапно превращающийся в девушку. Девушка раскрывает Зигфриду тайну тяготеющих над ней и ее подругами чар: злой волшебник превратил их в лебедей, и лишь ночью, около этих развалин, могут они принимать свой человеческий облик. Тронутый скорбным рассказом девушки-лебеди Одетты, Зигфрид готов убить колдуна. Одетта отвечает, что этим он не рассеет чар. Только беззаветная любовь юноши, который еще никогда и никому не клялся в любви, может снять с нее злое заклятие. Зигфрид, охваченный чувством любви к Одетте, дает ей клятву вечной верности.
Беседу Одетты и Зигфрида подслушал обитающий в развалинах замка Злой гений.
Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в лебедей. Зигфрид уверен в силе и неизменности своего чувства — он освободит Одетту от власти чародея.

Действие третье

Т оржественный бал в замке владетельной принцессы. На праздник собираются приглашенные. Появляются шесть девушек — из них Зигфрид должен выбрать себе невесту. Но нет самого Зигфрида. Гости смущены. Тогда шут начинает веселые пляски.
Наконец появляется Зигфрид. Однако он холодно отворачивается от девушек, ждущих, чтобы он выбрал среди них избранницу, — Зигфрид полон воспоминаний о прекрасной Одетте.
Вдруг появляется незнакомый гость. Это Злой гений. Он привел на бал свою дочь Одиллию, поразительно похожую на Одетту. Злой гений приказывает ей очаровать Зигфрида и вырвать у него признание в любви.
Принц принимает Одиллию за Одетту и объявляет матери о своем решении жениться на ней. Колдун торжествует. Клятва нарушена, теперь Одетта и ее подруги погибнут. Со злобным смехом указав на появившуюся вдали Одетту, колдун исчезает вместе с Одиллией.
Зигфрид понимает, что он обманут и в отчаянии спешит к Лебединому озеру.

Действие четвертое

Б ерег Лебединого озера. Мрачная, тревожная ночь. Потрясенная горем Одетта рассказывает подругам об измене Зигфрида. Девушки-лебеди тоскуют: их надежда на освобождение потеряна.
Вбегает Зигфрид. Он не нарушил свою клятву: там, в замке, в Одиллии он видел свою Одетту — к ней было обращено его любовное признание.
Злой гений в ярости вызывает против влюбленных силы природы. Начинается буря, сверкают молнии. Но ничто не может сломить юную, чистую любовь и разъединить Одетту и Зигфрида. Тогда Злой гений сам вступает в единоборство с принцем — и погибает. Его чары рушатся.
Одетта и Зигфрид, окруженные подругами Одетты, радостно встречают первые лучи восходящего солнца.

П.И. Чайковский балет «Лебединое озеро»

Балет «Лебединое озеро» вот уже более века пленяет сердца поклонников классической музыки. Он по праву считается эталоном высокого искусства, а многие танцоры с мировым именем гордились тем, что им выпала такая удача – исполнить партию в этом спектакле. «Лебединое озеро» без доли преувеличения можно назвать жемчужиной русской классики, а П.И. Чайковского – великим композитором. В основу балета легла сказка рыцарской эпохи. Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных.

Краткое содержание балета Чайковского «» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

Одетта принцесса, превращенная в белого лебедя
Зигфрид молодой принц
Одиллия дочь Ротбарта, черный лебедь
Владетельная Княгиня мать Зигфрида
Ротбарт злой волшебник
Бенно друг принца Зигфрида
Вольфганг наставник Зигфрида

Краткое содержание «Лебединого озера»


Действие балета начинается в старинном замке, во время празднования совершеннолетия наследника престола Зигфрида. Сюжет пропитан духом эпохи, этому во многом способствует обряд посвящения в рыцари, означающий, что наследник вступает во взрослую жизнь. Но он жаждет любви, и конечно среди гостей достаточное количество красоток, каждая из которых была бы счастлива оказаться рядом с ним. Принц же мечтает о светлом чувстве и как самый настоящий романтик, лелеет в душе образ идеальной возлюбленной.

Юный Зигфрид, благодаря вмешательству самой Судьбы, переносится на берег волшебного озера и знакомится с очаровательной девушкой, образ которой так долго преследовал его во снах и наяву. Ею оказывается Прекрасная Лебедь Одетта и пылкий юноша тотчас признается ей в своих чувствах и обещает хранить верность.

Но напрасно радуется наследник престола такой удаче, Судьба готовит для него настоящие преграды, препятствуя их взаимной любви и испытывает прекрасную пару ревностью и изменой. Обернувшись загадочным рыцарем и представ в замке принца с двойником Одетты, она заставляет влюбленного юношу, ослепленного эмоциями, нарушить все клятвы данные своей избраннице. Но даже пройдя через все преграды, влюбленным не суждено оказаться вместе, никто не в силах нарушить планы Судьбы, которая скрывает от Зигфрида его возлюбленную, оставляя его одного на берегу прекрасного волшебного озера.

Фото:





Интересные факты

  • Этот сказочный балет, невероятно популярный в наши дни, буквально провалился на первой премьере. Глубоко расстроенный автор заявил, что его оценят, но позже и время этого произведения еще впереди. Это «позже» наступило уже через 18 лет с блистательными постановками Льва Иванова и Мариуса Петипа .
  • Кстати, вы слышали поговорку про «девятого лебедя в пятом ряду»? Она обозначает артиста, не добившегося успеха в карьере, который вынужден постоянно довольствоваться второстепенными ролями и массовкой.
  • Роли Одетты и Одиллии исполняются одной балериной.
  • Майя Плисецкая в течение 30 лет исполняла партию Одетты-Одиллии на сцене Большого театра.


  • В 1968г. новый сорт белой розы был назван «Лебединое озеро»
  • В своей версии известного балета, Мэттью Борн впервые заменил всех действующих балерин танцорами-мужчинами, что также принесло огромный успех и интерес публики. Данная версия снискала бурные овации на сценах США, Греции, Израиля, Турции, России, Нидерландов, Австралии, Италии, Кореи, Японии, Франции, Германии и Ирландии, а также была удостоена более 30 международных наград.
  • Американской публике балет «Лебединое озеро» впервые предстал в Театре Балета Сан-Франциско.
  • Британская постановка «Лебединого озера» Грэма Мёрфи в 2002 году основывалась на скандальном разрыве между Принцем Чарльзом и Принцессой Дианой.
  • Выход постановки Иванова и Петипа в 1894 году был отложен на длительное время по причине смерти императора Александра III и последующего официального траура.
  • Буквально за четыре года до того, как Чайковский получил этот заказ, он уже сочинил небольшой балет «Озеро лебедей» для детей, который был исполнен под чутким руководством композитора в 1871 году, в имении Каменка.


  • Работа над спектаклем длилась около года, причем с небольшими перерывами из-за того, что композитор также сочинял еще и Третью симфонию в этот период.
  • Многие почитатели творчества Чайковского гадают, что же могло вдохновить его на написание такой проникновенной и красивой музыки? Есть мнение, что это заслуга озера в Черкасской области, где обитают лебеди. Там как раз несколько дней отдыхал композитор, любуясь местной природой. А вот в Германии уверены, что в балете рассказывается именно о Лебедином озере, которое располагается поблизости города Фоссен.
  • Первоначально для премьеры в 1876 году была выбрана прима Анна Собещанская, но она сильно поссорилась с композитором, поэтому эту роль предложили Полине Карпаковой. Как оказалось, причина возникшего конфликта в том, что приму не устраивало отсутствие в 3 акте хоть одного сольного танцевального номера. Есть сведения, что Собещанская даже отправилась специально к М. Петипа и попросила вставить соло на его музыку в это действие. Если балетмейстер выполнил ее просьбу, то композитор наотрез отказался вставлять фрагмент не своей музыки. Вскоре Чайковский предложил уладить конфликт и написал все же ей соло, чуть позже к нему добавились и вариации.
  • Смета на премьерный показ «Лебединого озера» была очень мала и составила около 6.800 рублей.
  • Известный критик Герман Ларош отметил после премьеры музыку балета, но все, что касалось танцевальной стороны он назвал «скучным и бедным».
  • В прессе похвалу журналистов получила лишь работа художника Карла Вальца, который специально разработал технологию, обеспечивающую иллюзию тумана с помощью пара.
  • Исследователи предполагают, что в основе литературного первоисточника могут лежать: сказка «Лебединый пруд», «Похищенная вуаль» Мазуеса, а также немецкая старинная легенда.
  • Лев Иванов во время работы над постановкой балета переосмыслил костюмы танцовщиц, убрал лебединые крылья, чтобы освободить их руки, предоставив им возможность двигаться. Также ему принадлежит уже легендарный «» из второго акта.
  • Лавры лучшей исполнительницы партии Одетты принадлежат Пьерине Леньяни, которая выполняла все танцевальные движения особо изящно, даже 32 фуэте. Впервые в этой роли она выступила на сцене Мариинского театра.
  • Многие жители бывшего СССР запомнили этот балет с весьма тревожными событиями в жизни страны, ведь во время августовского путча, произошедшего в 1991 году именно этот спектакль транслировали все телеканалы.
  • Во всеми любимом мультфильме «Ну, погоди!» (15 выпуск) показана пародия на Танец маленьких лебедей. Вообще, классическую музыку можно довольно часто услышать в мультфильмах . Более подробно можно познакомиться с этим в специальном разделе.

Популярные номера из балета «Лебединое озеро»

Танец маленьких лебедей - слушать

Испанский танец - слушать

Тема Одетты - слушать

Неаполитанский танец - слушать

Большой вальс - слушать

История создания «Лебединого озера»

В 1875 году П.И. Чайковский получил очень неожиданный заказ от дирекции императорских театров. Они предложили ему взяться за «Озеро лебедей», вот только, как правило, оперные композиторы в то время почти не работали в жанре балета, не считая Адана. Однако Петр Ильич не стал отклонять этот заказ и решил попробовать свои силы. Композитору предложили для работы сценарий В. Бегичева и В. Гельцера. Примечательно, что в его основе преимущественно были различные сказки и легенды, в которых встречаются девушки, превращенные в лебедей. К слову, несколько десятилетий назад императорская труппа уже обращала внимание именно на этот сюжет и даже было создано на заказ «Озеро волшебниц».

Чайковский окунулся в работу с головой и очень ответственно подошел к каждому шагу. Композитору пришлось изучать полностью танцы, их очередность, а также какая именно музыка должна быть написана для них. Ему даже пришлось подробно изучить несколько балетов, чтобы отчетливо понимать композицию и структуру. Лишь после всего этого он смог приступить к написанию музыки. Что касается партитуры, в балете «Лебединое озеро» раскрываются два образных мира – фантастический и реальный, однако, подчас границы между ними стерты. Красной нитью через все произведение проходит нежнейшая тема Одетты.


Буквально за год была готова партитура балета и он приступил к оркестровке. Таким образом, к осени 1876 года уже началась работа над постановкой спектакля, которую поручили В. Рейзингеру. К тому времени он уже несколько лет трудился на должности балетмейстера Большого театра. Вот только многие его работы, начиная с 1873 года потерпели фиаско.

Постановки


Долгожданная премьера «Лебединого озера» в феврале 1877 года была встречена публикой довольно прохладно, несмотря на огромную проделанную работу всей труппы. Знатоки того времени и вовсе признали это произведение неудачным и вскоре его сняли со сцены. Главными виновниками такой неудачной постановки были признаны в основном балетмейстер Венцель Рейзингер и Полина Карпакова, исполнявшая партию Одетты.

Спустя почти двадцать лет дирекция императорских театров вновь обратила свое внимание на произведение Чайковского, чтобы поставить его в новом сезоне 1893-1894 годов. Таким образом уже новый сценарий спектакля разработал знаменитый Мариус Петипа, и буквально сразу же началась работа над ним, совместно с Чайковским. Но внезапная смерть композитора прервала эту работу, а сам балетмейстер был глубоко потрясен этим. Ученик и помощник Петипа поставил через год одну картину из балета, которая была очень восторженно встречена публикой. После такого успеха и высочайшей оценки критики, балетмейстер поручил Иванову работу над другими сценами, а сам Петипа вскоре смог вернуться к работе над «Лебединым озером». Бесспорно, благодаря стараниям двух постановщиков, сюжет спектакля невероятно обогатился. Иванов решил ввести Белую королеву лебедей, а Петипа предложил противопоставить ей Одиллию. Таким образом возникло «черное» па-де-де из второго акта.


Новая премьера состоялась в январе 1895 года в Санкт-Петербурге. Именно с этого момента, балет получил заслуженное признание как среди публики, так и среди музыкальных критиков, а эта версия была признана лучшей.

Невероятный восторг у публики вызвала постановка на сцене Венской оперы, состоявшаяся в 1964 году. Исполнителей партии Одетты – Марго Фонтейн и Зигфрида – Рудольфа Нуриева вызывали на «бис» восемьдесят девять раз! Любопытно, что режиссером спектакля выступил сам Нуриев. В его варианте все действие было сосредоточенно именно на принце.

Стоит отметить, что в основном все академические постановки балета брали за основу версию Л. Иванова и М. Петипа. Среди последующих работ стоит отметить постановку В.П. Бурмейстера в 1953 году. Он ввел в новых действующих лиц и немного изменил сюжетную линию. Также балетмейстер задумал изменить трагический финал и сделать его светлым. Вот только вопреки ожиданиям, такое новшество не сразу понравилось публике. Считалось, что именно трагический финал придает углубленность трактовки всего произведения.


Среди необычных трактовок следует отметить работу Джона Нормайера, для постановки в Гамбургском балете. Это уже Иллюзия, как Лебединое озеро, где главные герой превращается в Людвига II. Нет ничего, что напоминает о первоисточнике – озера, лебедей. Все что происходит вокруг – это не более, чем разыгравшаяся фантазия больного разума главного героя.

Также, достаточно смелой и оригинальной версией принято считать работу британского хореографа Мэтью Борна, поставленную в ноябре 1995 года. Если первоначально идея заменить всех балерин на мужчин вызвала неодобрение публики, со временем, эта версия получила огромный успех. Как признается сам Мэтью Борн, первое время мужчины выходили из зала, когда начинался танец Лебедя и Принца, но вскоре зрители поняли, что такое современная хореография и чем она отличается от классического балета. Удивительно, что именно эта версия попала в школьную программу Великобритании.

В постановке австралийского балетмейстера Грэма Мерфи, Одетта – это пациентка психиатрической клиники, а лебеди – плод ее фантазии.


Поражает работа китайского режиссера Чжао Мин. В его «Лебедином озере» танец приобретает иной смысл. Это уже ближе к акробатике, а некоторые па и вовсе кажутся просто нереальными, за гранью человеческих возможностей. Еще одна интересная постановка была исполнена во время открытия саммита мировых лидеров G20 в Китае. Там, балерины танцевали на глади озера Сиху, а все движения тут же были воспроизведены их голографическими копиями. Зрелище получилось захватывающим.

Среди экранизаций спектакля следует отметить фильм Герберта Раппопорта «Мастера русского балета», куда вошли фрагменты из постановки в Мариинском театре. Любопытно, что в картине «Мост Ватерлоо» некоторые номера спектакля были использованы, чтобы показать главную героиню – балерину Майру Лестер. Это легендарное произведение вдохновил и Даррена Аронофски, который снял психологический триллер «Черный лебедь». В нем показаны все интриги, которые происходят в театре вокруг распределения ролей.

Несмотря на первоначальную жесткую критику и оглушительный успех после, многочисленные изменения в сюжетах и сценах, одно остается в этом балете неизменно – прекрасная, очаровывающая с первых звуков вечная музыка П.И. Чайковского. Не случайно, именно «Лебединое озеро» признан самым известным балетом мира и является неким эталоном. Предлагаем вам насладиться этим шедевром прямо сейчас и посмотреть «Лебединое озеро» П.И. Чайковского.

Видео: смотреть балет «Лебединое озеро»

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...