Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Последствия наркомании у подростков научные статьи. Что такое? Лечение подростковой наркомании

студентка 6 курса специальности «Психолого-педагогическое образование».

Научный руководитель:
Гришко Ирина Вильямовна

РВУЗ «Крымский гуманитарный университет» (г. Ялта)

Аннотация. Статья посвящена проблеме наркомании среди подростков в современном мире, а также формированию неотразимо привлекательной для молодежи наркотической субкультуры.

Ключевые слова. Наркомания, наркотические вещества, девиантное поведение, зависимость, окружение, взаимосвязь, профилактика, образ жизни, социально-педагогический подход, деятельность, среда, подход,

Annatation. Article deals with the problem of drug abuse among teenagers in the modern world, as well as the formation of irresistibly attractive to youth drug subculture.

Key Words . Addiction, drugs, deviant behavior, dependence, environment, relationship, prevention, lifestyle, socio-pedagogical approach, the activities, the environment, an approach.

Введение. Актуальность проблемы профилактики наркомании определяется изменением наркоситуации в нашей стране, основной тенденцией которой является катастрофический рост числа наркозависимых, прежде всего, среди детей и подростков, что создало предпосылки к угрозе эпидемии наркозависимости среди молодежи. Распространение наркомании за последнее десятилетие приняло угрожающие размеры и приобрело черты социального бедствия. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к психоактивным веществам, тем быстрее формируется наркозависимость , тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления наркотиков (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний.

Формулировка цели статьи. В настоящее время в профилактической помощи нуждается значительная группа детей и подростков, которые в силу особенностей своего поведения, школьной и социальной дезадаптации выпадают из общего числа более благополучных сверстников, и, следовательно, не охвачены программами первичной профилактики. Увеличение числа наркозависимых подростков и недооценка обществом серьезности этой ситуации; отсутствие эффективных моделей антинаркотического воспитания, с одной стороны и потребность в адекватных разработках профилактики наркомании, просветительской работы среди населения, с другой, требует поиска новых форм социально-педагогической деятельности .

Теоретические основы исследования составили: по проблемам наркомании среди подростков (Курек Н.С., Мудрик А. В., Шульга Т.И. и др.); по факторам и причинам наркомании среди подростков (Волков Б.С., Еникеева Д.Д., Ковалев С.В. и др.); по социально-педагогической деятельности по профилактике наркомании среди подростков (Галагузова М.А., Сирота Н.А., Шакурова М.В. и др.).

Изложение основного материала статьи. Термин «наркомания» происходит от греческих слов narke – оцепенение, онемение и mania – безумие, страсть, влечение, пристрастие к употреблению наркотиков, приводящее к тяжелым нарушениям физических и психических функций.

Наркомания – группа заболеваний, которые проявляются влечением к постоянному приёму в возрастающих количествах наркотических средств вследствие стойкой психической или физической зависимости от них. К наркомании относится пристрастие к веществам, которые согласно списку постоянного комитета по контролю наркотиков, утвержденному Минздравом РФ, отнесены к наркотическим веществам.

Наркотическими средства признаются только в тех случаях, если отвечают трем критериям, а именно:

1. Медицинскому, если специфическое действие данного средства является причиной его немедицинского потребления;

2. Социальному, если это немедицинское потребление принимает такие масштабы, что приобретает социальную значимость;

3. Юридическому, если, исходя из этих двух предпосылок, соответствующая инстанция (Министерство здравоохранения и социального развития РФ) официально признала это средство наркотическим и включила его в особый список..

Вопросы формирования наркотической зависимости в подростковом возрасте привлекают к себе пристальное внимание специалистов различных областей, так как количество подростков, втянутых в наркоманию, возрастает с каждым годом.

Употребление наркотических веществ стало серьезной молодежной проблемой, а в течение последнего десятилетия ее относят к числу детских и подростковых проблем, которая характеризуется:

Массовым увеличением злоупотребления наркотическими препаратами среди детей и подростков;

- «омоложением» контингента лиц, употребляющих наркотические средства, до возраста 13 лет;

Переходом от «легко доступных» психоактивных веществ, какими являлись в 80-х годах транквилизаторы, барбитураты, препараты конопли, к таким дорогостоящим и престижным наркотикам, как кокаин, героин, «экстази», наносящим более разрушительное действие на организм подростков, вызывающим быстрое привыкание к наркотикам и приводящим к деградации личности, хотя есть и определенная группа подростков, которые из-за нехватки средств употребляют дешевые, «грязные* наркотики . Но и в том, и в другом случае, в отличие от взрослых, молодежь стремится к наркотическим веществам сильного действия, когда наркотическое опьянение не расслабляет, а имеет двигательную активную окраску;

Распространением более опасных форм употребления наркотических веществ (например, внутривенные инъекции) в группе; симптомом наркотической зависимости подростка становится прием наркотического вещества в одиночку;

Удовлетворением любопытства подростка относительно действия наркотического вещества; познанием приносящего удовольствие, нового, волнующего и таящего опасность опыта, достижением чувства полного расслабления, а иногда «ясности мышления» и «творческого вдохновения». Применение наркотиков взрослыми редко диктуется любопытством, здесь выступают другие мотивы - стремление добиться спокойствия, легкости, душевного равновесия. Возникновение чувства любопытства по отношению к наркотикам говорит о широчайшем распространении в России «наркокультуры»;

Изменением социального статуса подростков, начинающих употреблять наркотические препараты. Если раньше это были дети из неблагополучных семей, то на сегодняшний день число наркоманов пополняется подростками из благополучных семей с высоким уровнем жизни. Существующая в этих семьях финансовая свобода подростка и изобилие денежных средств приводят к формированию особой молодежной субкультуры, в которой ведущей ценностью становится свободное времяпрепровождение, а наркотики выступают атрибутом определенного стиля жизни.

К социальным факторам мы отнесем две причины: мода (престижность приема наркотиков или других психоактивных веществ) и влияние референтной группы, которая имеет решающее значение из всех вышеперечисленных факторов .

По мнению ученых, наиболее склонны к употреблению наркотиков следующие типы подростковых групп:

Территориальные группы, которые сформировались из сверстников по месту учебы или жительства;

Делинквентные и криминальные группы. Эти группы жестко регламентированы и крепко сбиты. В них очень высока роль лидера, четко представлена иерархическая структура.

Криминальные последствия наркомании обусловлены биологическими и социально-психологическими последствиями. Механизм этой взаимосвязи может быть представлен в следующем виде. Наркоман, чтобы удовлетворить свое влечение, вынужден сначала пропускать, а затем совсем оставить работу или учебу, поскольку полностью занят поисками наркотика. Поскольку средств на постоянную покупку наркотика не хватает, наркоман вынужден искать противозаконные пути их приобретения (кражи, ограбления и разбойные нападения-основные пути быстрого дохода).

Следует отметить, что в разные периоды подросткового возраста происходит изменение отношения к наркотикам. В разных возрастных группах происходит накопление знаний о наркотиках и формируется отношение к ним:

10-12 лет. Интересует все, что связано с наркотиками – их действие, способ употребления. О последствии употребления если и слышали, то всерьез не воспринимают.

12-14 лет. Основной интерес вызывает возможности употребления «легких» наркотиков – марихуана за наркотик не признается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые, пробовали наркотик немногие – из любопытства.Опасность употребления наркотиков сильно недооценивается. Говорят о проблеме между собой.

14-16 лет. По отношению к наркотикам формируются 3 группы:

1. Употребляющие и сочувствующие – интересуют вопросы, связанные со снижением риска при употреблении без наличия зависимости. Употребление наркотиков считается признаком независимости.

2. Радикальные противники – «сам никогда не буду и не дам погибнуть другу». Многие из членов этой группы считают потребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.

3. Не определившие своего отношения к наркотикам. Значительная их часть может начать употребление ПАВ под влиянием друзей.

16-18 лет. Группы сохраняются, но число неопределившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках: они детализируются и становятся более объективными .

Данную возрастную периодизацию следует учитывать при подборе средств и приемов при проведении профилактической работы. Например, в возрасте 12-14 лет, когда подростки интересуются каким способом можно потреблять наркотики, не рекомендуется использовать видеоматериалы и документальные фильмы, особенно если на них запечатлен какой-либо из способов употребления наркотических средств.

Таким образом, можно выделить биологические, психологические, социальные, социально-педагогические, социально- культурные факторы.

К биологическим факторам относятся: степень изначальной толерантности к наркотику; природа наркотического вещества и потребности в его принятии.

К психологическим факторам относятся: привлекательность на психологическом уровне возникающих отношений; стремление к самоутверждению; отсутствие устойчивых социальных интересов и особенности личной акцентуации подростка.

К социальным факторам относятся: мода и влияние референтной группы.

К социально-педагогическим факторам относятся: воспитание ребенка в семье и адаптация в школьном коллективе.

И к социально- культурным факторам относят: влияние субкультуры на подростка; развал идеологических и общественных институтов; доступность наркотиков.

Система профилактики наркомании и токсикомании включает в себя: первичную, вторичную, третичную профилактику.

Первичная профилактика включает:

Антинаркотическую пропаганду и пропаганду здорового образа жизни;

Выявление на ранней стадии лиц, потребляющих наркотические средства, психотропные или токсические вещества на ранней и проведение с ними профилактической работы;

Антинаркотическое воспитание граждан и обучение их навыкам противодействия потреблению наркотических средств, психотропных и токсических веществ;

Достоверное и систематическое информирование граждан о текущей ситуации с распространением наркомании и токсикомании, их причинах и негативных медицинских и социальных последствиях;

Профилактическую работу с лицами, входящими в группу риска;

Организацию досуга молодежи.

Вторичная профилактика злоупотребления психоактивными веществами направлена на предотвращение формирования зависимости от психоактивных веществ, и предполагает работу с людьми, употребляющим наркотические средства, но не обнаруживающими признаков наркомании как болезни. Иными словами, это работа с теми, кто злоупотребляет наркотиками, но без сформированной физической зависимости .

Третичная профилактика проводится в отношении лиц, прошедших курс лечения от наркомании или токсикомании в виде реабилитационных мероприятий, и направлена на восстановление личного и социального статуса больного наркоманией или токсикоманией.

Выводы. Наркомания – это заболевание, которое проявляется в влечении к постоянному приему наркотических средств, неотвратимой потребностью в наркотике, добыванием его всевозможными средствами, стремлением к постоянному повышению доз, что приводит к физической и моральной деградации личности и вредным для общества социальным последствиям. Это форма девиантного поведения, которая выражается в физической или психической зависимости от наркотиков, постепенно приводящей детский организм к физическому и психическому истощению и социальной дезадаптации личности. Основными направлениями профилактики девиантного поведения являются: медико-биологический подход, социально- педагогический подход, информационный, социально- профилактический и применение санкций. По классификации профилактику можно разделить на первичную, вторличную, третичную профилактику. В целом, изучив основные направления деятельности по профилактике наркомании в подростковой среде, можно сделать вывод, что в профилактической работе нужно использовать комплексный подход, работать не только с подростками, но и с их близким окружением.

Литература:

1. Ахмерова С. Г. Теоретико-методические основы профилактики наркомании в образовательных учреждениях. - Уфа, 2005.

2. Волков Б.С. Психология ранней юности. - М., 2001.

3. Галагузова М.А. Социальная педагогика: курс лекций. – М., 2003.

4. Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика.- М.-Воронеж, 2002.

5. Медико-социальные и педагогические проблемы наркомании и токсикомании у молодежи. - Уфа, 1999.

7. Оценка наркоситуации в среде детей, подростков и молодежи: доклад Министерства Образования // Образование. - 2004. - № 1.

References:

1. Akhmerova SG Theoretical and methodological basis of drug prevention in educational institutions. - Ufa, 2005.

2. Volkov BS Psychology of early adolescence. - M., 2001.

3. Galaguzova MA Social pedagogy: a course of lectures. - M., 2003.

4. AV Gogoleva Addictive behavior and its profilaktika.- M.-Voronezh, 2002.

5. Medical and social and pedagogical problems of substance abuse among young people. - Ufa, 1999.

6. Addiction. Guidelines for overcoming narkozvisimosti / Ed. AN Garanskogo. - M. - SPb., 2000.

7. Assessment of the drug situation among children, adolescents and young adults: a report of the Ministry of Education // Education. - 2004. - № 1.

Статистика – вещь упрямая. Но в наше время все чаще статистика является не только упрямой, но и устрашающей. Почти 70 процентов из всех употребляющих наркотические средства – это молодежь и подростки, утверждают статисты. И еще называют не менее страшные цифры: больше половины подростков-мальчиков пробовали хотя бы раз в жизни наркотик, пятая часть девочек знает вкус токсического вещества. Более того, регулярно принимать токсические препараты решается уже 45 процентов тинэйджеров мужского пола, и практически каждая пятая девчонка – также наркоман со стажем… Наркомания среди подростков приобретает признаков эпидемии. И это не преувеличение.

Наркотики как часть «элитной» жизни

Разные специалисты называют разные причины популяризации подростковой наркозависимости. Но абсолютно соглашаются в одном: среди нынешней молодежи считается немодным не принимать наркотики. Для тинэйджеров наркосредства стали частью повседневной жизни. Меньше, чем десятилетие тому назад подросток-наркоман был чем-то из ряда вон выходящим. Сегодня зависимых тинэйджеров подсчитывают уже сотнями. Они – это треть всех наркоманов, решившихся обратится за помощью к врачу. И это не может не ужасать.

Дорогой автомобиль, престижная марка телефона, элитный жилой квартал… Теперь к этому списку удачливости «золотая молодежь» обязательно добавляет и наркотики. Уровень благополучия определяется «престижностью» употребляемого нарковещества, а «кайф» становится неотъемлемой частью «элитной» жизни. И все это подается под не менее модным «соусом» философской концепции обретения духовного опыта. Подростки, принимавшие наркотики, обмениваются друг с другом своими эмоциями, ощущениями, переживаниями от принятия того или иного химического вещества. Они, восхищающиеся творчеством Кастанеды, мечтают также попасть в «волшебный мир» Дона Хуана. Они ищут свой мескалин, боготворят «дымок» и… невероятно быстрыми темпами превращаются в наркоманов со стажем…

Достаточно недолгого разговора со старшеклассником, чтобы понять: он достаточно хорошо осведомлен в вопросах, касающихся наркотических веществ. Подросток вполне доходчиво и очень детально рассказать о разнице между наркотиками, описать ощущения под тем или иным препаратом. И что самое ужасное, большинство из этой информации – не прочитанное в Интернете, а его личный опыт. Многие школьники владеют блестящими знаниями в области фармакологии, зачитываются литературой по наркологии. Большинство из них знает, как и от чего можно получить «кайф». Они без труда покупают желаемые препараты через всемирную сеть, а в аптеках безо всякого рецепта могут приобрести средства, содержащие наркотические вещества.

Бытует мнение, что наркоманами становятся в основном дети из неблагополучных семей, неудачники по жизни. Это заблуждение, основано на истории. Первый мировой всплеск популярности наркотиков произошел еще в 20 годах прошлого столетия. Тогда под влиянием кокаина были в основном беспризорники. Через 70 лет история повторилась, но тогда в наркобизнес уже были вовлечены и дети других категорий. А в нынешнее время значительная часть старшеклассников элитных учебных заведений – опытные наркоманы. Они продолжают верить, что впереди у них светлое будущее, хотя на самом деле в лучшем случае их ждет больничная койка, в худшем… Ладно, не будем о худшем.

Почему подростки стают наркоманами

Почему все больше детей из вполне удачливых семей становятся наркозависимыми? Почему тинэйджеры мечтают попробовать наркотик? Почему школьники создали из «химии» культ?

Взросление. Психологи утверждают, что в первую очередь причины проблемы стоит искать в эмоциональной составной. Подросток – это еще не сформированная личность. Он все еще любопытен и бесстрашен, желает попробовать что-то новое, не понимая, чем грозит такой опыт. Во-вторых, дети мечтают как можно быстрее повзрослеть, и наркотик, в их понимании, это часть взрослой жизни. Но подростки не в состоянии понять одного, самого главного – такое «взросление» способно погубить всю жизнь.

В большинстве случаев свою первую дозу старшеклассники употребляют в компании друзей. И сделать это он может как на дискотеке, так и в учебном заведении. Первый прием наркотика – первое понимание, что такое на самом деле «кайф», о котором так много рассказывали более «опытные» друзья. Но тинэйджер, как и все начинающие наркоманы, еще не понимает, что наркотический «кайф» быстро заканчивается, но вернуться к обычной жизни после него не так и просто. Не понимает подросток и того, что наркоманы «со стажем» принимают наркотик не ради минутного удовольствия – их главная цель – вернуться к нормальному состоянию обычного здорового человека. Но сделать это им не так легко.

Личные проблемы. Еще одна причина, называемая психологами, – желание избавиться от личных проблем. Но подросток в состоянии психологического расстройства из-за проблем в личной жизни, не желает или не способен понять, что наркотик, как и алкоголь, не способен решить вопрос. Зелье сознает иллюзию, мир без проблем, которого нет на самом деле. И это состояние «затягивает» подростка в пропасть, из которой порой нет дороги назад.

Поиски удовольствия. Эту причину психологи называют самой коварной. Подросток, попробовавший раз психотропное вещество, испытав первый «кайф», желает продлить эти ощущения, повторить их как можно быстрее. И это самая большая опасность – психическая зависимость от наркотиков развивается очень быстро, а лечится труднее всего. Ребенок может еще не ощущать физической «ломки» в отсутствии дозы, но психическая «ломка» заставляет его идти на поиски очередной «дозы кайфа».

Дружба с плохими парнями. Подростковый возраст – это тот этап, когда одним из главных авторитетом для детей являются их друзья. Вот почему столь важно знать с кем дружат ваши дети, где они проводят время, чем занимаются, когда вы их не видите. Если в родном доме старшеклассник не находит понимания, он ищет его среди сверстников и старших товарищей. Не исключено, что кто-то из них может предложить подростку заглушить душевный боль, чувство обиды и непонимания с помощью синтетического средства…

Но не стоит забывать и об иной ситуации. Ребенок может быть из примерной семьи и дружить с хорошими ребятами, но в какой-то день ему захочется стать уважаемым лидером, обрести качества, которых нет ни у кого с его сверстников, и он пробует наркотик, алкоголь, табак… Еще вчера примерный ребенок становится «плохим парнем», но «взрослым» и «уважаемым» в компании тинэйджеров.

Приходилось ли вам видеть 7-летнего ребенка с сигаретой в руках? Еще несколько десятилетий тому назад врачи сказали бы, что это не возможно. Сегодня все мы знаем, что это вполне возможно. Но первоклассник с сигаретой – это не просто малолетний курильщик, это потенциальный наркоман. Родителям ребенка со склонностями к наркотической зависимости нельзя ни дня медлить, надо как можно быстрее обратиться к врачу и обследовать дитя, во-вторых – срочно пройти курс реабилитации у психолога. Если родители смогут вовремя среагировать, шансы уберечь ребенка достаточно высоки.

Родители должны помнить, что зависимость от наркотического вещества, особенно синтетического происхождения, может развиться уже после первого употребления, а первые признаки наркомании – уже через неделю.

Первым «звоночком» должны послужить такие изменения:

  • ребенок начал плохо учиться;
  • учителя жалуются на его поведение;
  • родители и друзья заметили агрессивность в общении;
  • подросток начал приходить домой позже обычного, часто вообще не бывает дома;
  • прогуливает уроки;
  • у ребенка появились новые подозрительный (часто намного старше него) друзья;
  • тинэйджер стал замкнутым и малообщительным;
  • ухудшился аппетит;
  • частое желание «побыть одному»;
  • нарушение сна;
  • резкое и частое изменение настроения без видимых причин.

Среди физических симптомов, указывающих на пристрастие к наркотикам, называют:

  • плохую память и состояние перманентной депрессии;
  • бледность кожи;
  • неясную и невыразительную речь;
  • зрачки – суженные или расширенные при любом осветлении;
  • координация движений – нарушенная.

Есть еще множество других признаков, но эти должны насторожить родителей в первую очередь.

Что делать, если заметили за ребенком неладное?

Самое первое и самое важное, что стоит запомнить все родителям, это то, что ни в коем случаи нельзя делать – паниковать и устраивать истерики. Такое поведение родных только еще больше усугубит проблему, сделает ребенка еще больше замкнутым, он еще больше времени будет проводить с теми, кто его «понимает» и «утешает».

Холодный разум – вот что поможет в такой ситуации. В первую очередь, родителям стоит немедленно понять суть ситуации: как долго ребенок принимает наркотические вещества, какие именно препараты отравляют подростка и как он сам оценивает ситуацию. Возможно, тинэйджер попробовал наркотик только раз и он ему не понравился, а значит, у вашего ребенка нет ни малейшего желания продолжать опасные опыты. Тогда родителям надо только поддержать свое чадо, проводить с ним больше времени, деликатно окончательно убедить его, что наркотики – это зло. Лучше всего, если этой работой займутся профессионалы – медики, психологи, работники реабилитационных центров.

Профилактическая работа

Для быстрого и надежного избавления от алкоголизма наши читатели советуют Препарат "Алкобарьер" . Это натуральное средство, которое блокирует тягу к спиртному, вызывая стойкое отвращение к алкоголю. Кроме того, Алкобарьер запускает восстановительные процессы в органах, которые начал разрушать спирт. Средство не имеет противопоказаний, эффективность и безопасность препарата доказана клиническими исследованиями в НИИ Наркологии.

Наверное, никто не будет отрицать тот факт, что возраст употребляющих алкоголь, табак и наркотики резко помолодел. Теперь начинающие наркоманы – это не 30-летние, а школьники, уже успевшие до этого узнать вкус сигареты и водки. И это проблема. Проблема, которую можно пустить на самотек, а можно постараться решить. Но самый верный способ решения любой проблемы – не допустить ее возникновения.

Конечно, вы можете быть глубоко уверенны в том, что ваши дети самые умные, и они то точно никогда не додумаются пробовать наркотическое зелье. Дай Бог. Но за такой слепой уверенностью можно пропустить момент, когда подросток начнет путь к «скатыванию», а потом будет уже слишком поздно для спасения. Зато профилактика еще никому не помешала.

Так что же делать, чтоб подросток не решился в поисках новых ощущений на курение зелья?

1. Родители, избавьтесь от собственных вредных привычек.

Если ребенок с рождения наблюдает за курящим отцом или матерью, у него возникает понимание, что это идеальная модель поведения. Курение и алкоголь для него не являются вредными привычками, а частью обычной повседневной жизни. Помните, сознание вашего чада начинает формироваться с первых ней жизни, и только от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок, что для него будет нормой, а что – плохим поведением. Не программируйте малыша на пристрастие к вредным привычкам. Объясните ему, что иллюзия никогда не заменит реальный мир, что проблемы под воздействием алкоголя и наркотиков не исчезают, что мгновенной наслаждение не стоит того, чтобы губить всю свою жизнь.

2. «Фильтруйте» то, что смотрит и читает ребенок.

Средства массовой информации, интернет, книги – все это очень активно влияет на психическое развитие ребенка. Информация, полученная от СМИ, надолго «заседает» в голове подростка. Вот почему столь важно следить за тем, что смотрит и читает ваш ребенок. Постарайтесь, чтоб ему на глаза попадалось как можно больше впечатляющих фильмов и лекций, рассказывающих о вреде наркотиков на реальных примерах реальных людей. Тинэйджеры должны понять, что наркотик – это не просто зло в масштабе одной конкретной жизни, а это пусть к исчезновению всего человечества, это вырождение нации, это проблема не одной отдельно взятой семьи, а все страны, всего мира.

3. Любите своего ребенка.

Психологи утверждают, что большинство глупостей человек совершает из-за непонимания. Взрослые не слышат детей, дети – взрослых. Каждый живет в своем мире, а когда эти миры пересекаются – скандала не миновать… Это самый простой способ толкнуть своего ребенка в мир «волшебства» и «дымка». Там подросток будет искать понимание и любовь, которых недополучил в родном доме от родных людей. Общайтесь со своими сынами и дочерями, говорить им о том, как сильно их любите, гордитесь ими, желаете им только добра и счастья. Общайтесь искренно и без масок. Объясните подростку, что мир прекрасен без наркотика и его минутного «кайфа», мир красив без дополнительных «стимуляторов», а иллюзия, созданная зельем – не что иное, как обман, который рано или поздно развеется, оставив по себе только горечь, боль и сломанную жизнь…

Наркомания (от греч. «нарко» – помрачение сознания и «маниа» – страсть) – это пристрастие, привыкание к таким вредным веществам, как кокаин,опий, морфин, индийская конопля (гашиш, анаша, марихуана) и др.

Пристрастие, например, к опию и его препаратам (морфин, кокаин) возникает через неделю – месяц после начала регулярных приемов наркотиков. Постепенно организм требует нарастания доз, иногда в сотни раз превышающего смертельные для обычного человека.

Хроническое употребление наркотика приводит к физическому истощению, ослаблению или исчезновению половой потенции, нарушению менструального цикла, деградации личности с сужением круга интересов, падению энергии.

Если наркоман лишается привычной дозы, то через несколько часов возникают абстинентные явления: общее недомогание, учащение ритма сердца, дыхания, расширение зрачков, тошнота, рвота, понос, слюно- и слезотечение, бессонница, сильные боли в суставах, потливость, истерические реакции с агрессивностью либо, напротив, депрессия. Эти симптомы могут сохраняться в течение 5 – 10 дней.

Употребление наркотиков ведет к тяжелым правонарушениям, часто лежит в основе проституции.

Таковы тяжелые последствия наркомании. Известно, что на протяжении многих лет эта проблема нас мало волновала. Наркоманов в миллионных городах насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно мы были вынуждены признать, что наркомания превратилась в серьезную проблему.

Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? Неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, промахи в воспитании? Вот факты: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, в отнюдь не коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имели среднее и незаконченное высшее образование.

Ученые, врачи, социологи говорят о нескольких причинах распространения наркомании в современном обществе.

Первая – гедонизм, т. е. гипертрофированное желание получать удовольствия, душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От бездействия к «балдению» – один шаг...



Вторая причина – невежество родителей и их детей: 90 % больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании – атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови, деградации личности, которая наступает в 15 – 20 раз быстрее, чем при алкоголизме.

Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится к второй, третьей, четвертой дозе, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но поздно... В организме наркомана рано включаются тонкие химические и физические процессы, отказаться от очередного приема яда человек уже не может. Так за несколько недель возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков, начинается путь, в конце которого бездна.

Третья причина – неумение или нежелание родителей, воспитателей организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания – это трагедия молодого человека, не сумевшего реализовать свои возможности, серьезный повод задуматься и об интересах молодежи, и о работе всевозможных клубов, спортивных секций и других учреждений, ответственных за организацию молодежного досуга.

Четвертая причина – отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, предостеречь, дать добрый совет, отвлечь от дурных мыслей. А дети в свою очередь уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения прежде всего со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых может быть далеко не всегда безупречным.

Следовательно, взаимопонимание между «отцами» и «детьми» – это такая семейная ценность, беречь которую надо, не жалея сил и времени.

49.социально-педагогическая деятельность с несовершеннолетними употребляющие наркотические вещества .

С целью предотвращения употребления наркотиков в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования проводится профилактическая работа.

Профилактика злоупотребления психоактивными веществами – это комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждения развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний).

Любая профилактическая программа или проект должны включать в себя определенные виды деятельности по каждому из следующих направлений:

Распространение информации о причинах, формах и последствиях потребления наркотических средств;

Формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о наркотиках, умение принимать правильное решение;

Предоставление альтернативы наркотизации;

Коррекция социально-психологических особенностей личности;

Целевая работа с группой риска (определение групп риска и оказание адекватной помощи в преодолении проблем, ведущих к появлению тяги к наркотикам);

Тесное взаимодействие с организациями и структурами, проводящими профилактическую работу.

Профилактические программы в школе должны соответствовать ряду правил:

1. Любая работа в области антинаркотического просвещения должна проводиться только специально обученным персоналом из числа работников школы в рамках комплексных программ на базе утвержденной концепции профилактической работы.

2. Просветительские программы необходимо вести на протяжении всего периода обучения ребенка в школе.

3. В ходе программ должна предоставляться точная и достаточная информация о наркотиках и их влиянии на психическое, психологическое, социальное и экономическое благополучие человека.

4. Предоставляемая информация должна быть уместной и давать знания о последствиях злоупотребления наркотиками для общества.

5. Необходимо делать акцент на пропаганде здорового образа жизни и формировании жизненных навыков, обязательных для того, чтобы противостоять желанию попробовать наркотики в моменты стресса, изоляции и жизненных неудач.

6. Информация должна предоставляться с учетом особенностей аудитории (возраст, пол, убеждения).

7. Родители и другие взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности.

При организации профилактики в образовательном учреждении можно выделить два этапа: подготовительный этап и этап реализации программы профилактики.

Подготовительный этап дает возможность оценить проблему, определить стратегию профилактических мероприятий, выбрать наиболее эффективные методы, и самое главное – подготовить благоприятную среду для дальнейших действий. С этой целью администрации ОУ необходимо организовать проведение среди педагогического коллектива специальных семинаров по проблемам наркоманий. Кроме этого из числа специалистов, работающих в образовательном учреждении должна быть создана группа, активно действующая в рамках проводимой профилактической работы, координирующая ее и оценивающая эффективность проводимых мероприятий. Участники этой группы должны пройти специальную подготовку.

– патологическая зависимость от наркотических препаратов у лиц подросткового возраста. Развивается в результате взаимодействия психологических, биологических и социальных факторов. Отличительными особенностями подростковой наркомании являются: быстрое возникновение психопатологических нарушений, грубые личностные изменения, препятствующие последующей адаптации к взрослой жизни и выраженное негативное влияние на все органы и системы. Диагноз устанавливают на основании опроса, осмотра, беседы с родственниками и результатов тестов. Лечение комплексное, включает в себя детоксикацию, психотерапию и фармакотерапию.

Общие сведения

Причины подростковой наркомании

Исследователи различают три группы факторов развития подростковой наркомании: биологические, психологические и социальные. К числу биологических факторов относятся наследственно обусловленные особенности обмена нейромедиаторов в головном мозге, способствующие быстрому привыканию и стремительному формированию компульсивного влечения. Вероятность возникновения подростковой наркомании выше у лиц с акцентуациями характера и психопатиями , сопровождающимися расстройствами влечений, а также у больных олигофренией , шизофренией и маниакально-депрессивным психозом .

Психологическими факторами развития подростковой наркомании являются недостаточная психологическая зрелость, отсутствие четких жизненных ориентиров, слабость воли, стремление к удовольствиям и потребность немедленно получить желаемое без учета последствий. Толчком к возникновению подростковой наркомании часто становятся психологические проблемы, обусловленные как искажениями воспитания и нездоровой семейной атмосферой, так и возрастными эмоциональными и психологическими особенностями пубертатного периода.

Подростковый возраст – период быстрого изменения тела, психики, гормонального фона, социального положения, семейных отношений и образа себя. Быстрые перемены создают благоприятные обстоятельства для развития подростковой наркомании. Ребенок превращается во взрослого, этот процесс сопровождается бунтарством, борьбой за независимость, резкими колебаниями самооценки от «я ничтожество» до «я невероятно крут», потребностью в необычных новых впечатлениях, активным построением социальных контактов и повышенной конформностью по отношению к ровесникам.

К числу социальных причин возникновения подростковой наркомании относят желание «не отставать» от других членов группы, потребность повысить свой статус и произвести впечатление на окружающих. Определенное значение имеют культурные особенности среды – как семейной, так и социальной. Подростковая наркомания чаще развивается при отсутствии достаточного контроля со стороны родителей и вхождении в асоциальные группы. При этом специалисты отмечают, что периодическое потребление без развития выраженной зависимости обычно в большей степени обусловлено социальными факторами, а тяжелая подростковая наркомания – психологическими и биологическими.

Стадии подростковой наркомании

Выделяют четыре стадии развития подростковой наркомании. Первая стадия – первый прием (или несколько приемов) наркотика. Подросток употребляет наркотический препарат «за компанию», провоцируемый более опытными сверстниками или ребятами постарше. Зависимости не возникает, эйфория на этом этапе подростковой наркомании слабо выражена. Нередко преобладают неприятные физиологические эффекты, характерные для первого употребления психоактивных веществ. Основное значение первой стадии – устранение психологического барьера, исчезновение внутреннего запрета на прием наркотиков. На этой стадии подростковой наркомании у многих пациентов формируется представление о безопасности наркотического вещества.

Вторая стадия – возникновение эйфории. Подросток начинает чувствовать эйфорию в состоянии интоксикации и начинает рассматривать прием наркотика, как способ быстро и без особых усилий получить удовольствие. Наркотическая зависимость на этой стадии подростковой наркомании отсутствует, продолжение употребления обусловлено приятными ощущениями и потребностью быть частью группы, разделять ее интересы.

Третья стадия подростковой наркомании – развитие психической зависимости. При слишком долгом перерыве между приемами подросток чувствует раздражительность, тревогу и беспокойство. Теперь поводом для дальнейших употреблений становится не только эйфория, но и потребность устранить неприятные ощущения.

Четвертая стадия подростковой наркомании – возникновение физической зависимости. При отмене наркотического препарата возникают очень неприятные, порой болезненные вегетативные и соматические симптомы (ломка). Проявления абстинентного синдрома зависят от характера употребляемого психоактивного вещества.

Признаки подростковой наркомании

Клинические проявления подростковой наркомании варьируются в зависимости от вида наркотика, однако есть определенные общие признаки, позволяющие родителям заподозрить наркоманию у подростка. Первым признаком становится изменение поведения. Ребенок быстро теряет интерес к учебе, снижается успеваемость. Больной подростковой наркоманией отдаляется от одноклассников, перестает посещать кружки и секции. Он уклоняется от рассказов о своем времяпрепровождении или говорит неправду о том, где был и что делал. Он мало бывает дома, проводит время с новыми друзьями, неизвестными родителям.

Ухудшаются семейные отношения. Подросток, страдающий наркоманией, отдаляется от других членов семьи, проявляет агрессию и раздражительность, уклоняется от выполнения домашних обязанностей, перестает подчиняться, нарушает прямые указания, любым способом пытается уйти из дома. Если родители запрещают покидать дом или общаться с новыми друзьями – убегает, иногда на несколько дней. Изменяется психологическое и эмоциональное состояние. В течение дня настроение больного подростковой наркоманией колеблется, периоды высокой подвижности и неадекватного веселья сменяются заторможенностью, пассивностью и безразличием, которые могут переходить в агрессию.

Настораживающими признаками, заставляющими заподозрить наличие подростковой наркомании, являются внезапно появившаяся привычка всегда, вне зависимости от погоды, носить одежду с длинными руками, а также ухудшение внешнего вида: ощущение общей неряшливости, отечность кистей рук, сухость волос , бледный или сероватый оттенок кожи. О подростковой наркомании могут свидетельствовать нарушения координации и невнятная речь при отсутствии запаха алкоголя, стремление до минимума сократить любые контакты с родителями, исчезновение денег и пропажа вещей.

В разговорах с друзьями ребенок, страдающий подростковой наркоманией, может употреблять такие слова, как «космос», «мулька», «эфенди», «джеф», «коктейль», «винт», «лошадка», «кислота», «марафет», «терьяк», «султыга», «чек», «соломка», «химка», «опилки», «травка». В среде больных подростковой наркоманией также часто используются слова «крэк», «марафет», «ханка», «анаша», «дурь», «план» и «ширнулся», однако в последние годы они стали хорошо известны благодаря фильмам и сериалам. Подростки это прекрасно знают и потому избегают использовать подобный сленг при родителях, находя новые слова и выражения для обозначения наркотиков.

В мусорном ведре, ящиках стола, сумке и карманах ребенка, страдающего подростковой наркоманией, можно обнаружить коробочки с маком (цельным или измельченным, в виде светло-коричневой массы), кусочки прозрачной пленки с коричневым веществом, смолообразное коричневое вещество (опий), зеленоватые бруски или комочки с пряным запахом (гашиш), зеленоватую измельченную массу с пряным запахом (марихуана), различные лекарственные препараты в порошках, флаконах и ампулах. У больного подростковой наркоманией также могут быть найдены приспособления и химические вещества для приготовления и приема наркотиков: марганцовка, ложка с обломанной ручкой, шприцы, иглы, обожженные купюры (их используют в качестве мундштука при курении марихуаны), посуда для проведения химических опытов и т. д.

Последствия подростковой наркомании

Наркотические препараты крайне негативно влияют на незрелую репродуктивную систему подростка. У каждой третьей девочки, принимающей героин , прекращаются менструации, в остальных случаях, как правило, наблюдаются нарушения менструального цикла . При подростковой наркомании, как у девочек, так и у мальчиков, возникают патологические изменения, приводящие к бесплодию и увеличивающие риск развития уродств плода. Из-за расстройств белкового обмена нарушается нормальный рост мышц. В результате интоксикации возникают поражения печени и неврологические расстройства.

Страдает психика, волевая и эмоциональная сфера. Подростковая наркомания влечет за собой повышение криминогенной активности. Чтобы раздобыть деньги для приобретения наркотических препаратов, подростки могут начать воровать, грабить, заниматься проституцией или стать мелкими дилерами, распространяющими психоактивные вещества среди сверстников. Характерная для подростковой наркомании неразборчивость при выборе половых партнеров оборачивается нежелательными беременностями, распространением сифилиса , ВИЧ , гонореи и других инфекций, передающихся половым путем. Риск развития сифилиса, ВИЧ и гепатита В еще больше увеличивается при инъекционном способе употребления.

Диагностика и лечение подростковой наркомании

Диагноз выставляется на основании внешних признаков, беседы с больным и его родственниками и специальных тестов. При осмотре пациентов с подозрением на подростковую наркоманию обращают особое внимание на локтевые сгибы и внутреннюю поверхность бедра (возможные места инъекций) и на слизистую оболочку носа (возможны повреждения при вдыхании наркотика). Следует учитывать, что подростки обычно категорически отрицают употребление наркотических препаратов, а внешние признаки при небольшой длительности подростковой наркомании могут отсутствовать. Самым надежным методом диагностики является тестирование: тесты на наличие наркотических веществ, анализ волос на наркотики, определение антител к наркотическим веществам и т. д.

Тактику лечения подростковой наркомании определяют с учетом вида наркотика, длительности и тяжести наркотизации. При периодическом употреблении возможно амбулаторное лечение, при развитии психической и физической зависимости требуется длительная госпитализация в стационар или реабилитационный центр . Больным подростковой наркоманией проводят детоксикацию , затем осуществляют медицинские мероприятия по коррекции работы всех органов и систем.

Пациентов направляют на групповую и индивидуальную психотерапию . Важнейшим элементом лечения детей, страдающих подростковой наркоманией, является изменение круга общения, прекращение контактов с друзьями и знакомыми, употребляющими наркотики. Прогноз зависит от вида и тяжести подростковой наркомании, длительности употребления, наличия первичных и вторичных психопатологических изменений, атмосферы в семье, степени нарушения соматического здоровья и некоторых других факторов.

Большинство наркотических веществ вызывают стойкую зависимость, победить которую самостоятельно не может и взрослый человек, а уж тем более подросток. При этом сильнодействующие наркотики способны вызвать зависимость буквально с одной-трех доз. Как ни странно, но часто родители даже в благополучных семьях пропускают момент, когда их сын или дочь начинают употреблять наркотики, а ведь эффективной лечения от наркотической зависимости напрямую зависит от оперативности его начала.

– это огромная сложность, с которой необходимо бороться на всех уровнях, начиная от борьбы с незаконным оборотом наркотиков и заканчивая профилактической работой в школах и семьях. Но, к сожалению, на практике профилактика и борьба с наркоторговцами малоэффективна и многие ребята попадают под смертельную зависимость. Рассмотрим в статье моменты, связанные с мотивацией к употреблению наркотиков, с последствиями и методиками профилактики и лечения этой страшной проблемы.

Проблема подростковой наркомании – что мотивирует употреблять наркотики

Термины и общие моменты проблем подростковой наркомании

Для начала стоит сказать, что под термином «наркотик» часто подразумевают широкий спектр запрещенных психотропных и наркотических веществ, которые воздействуют на психику человека и искусственно вызывают временное чувство эйфории. Часто можно встретить термины «тяжелый» и «легкий» наркотик, последние считаются менее вредными и не вызывающими сильной зависимости, например, марихуана, которая даже разрешена в некоторых странах. Однако, большинство специалистов склоняются к мнению, что подобные вольности недопустимы, особенно с учетом недостаточного анализа негативных долговременных последствий приема легких наркотиков.

В медицине наркотические вещества применяются по своему прямому назначению, то есть для устранения болевого синдрома у тяжелобольных людей (обычно онкобольных), ведь наркотик, прежде всего, является прекрасным обезболивающим средством. Также наркотические вещества возможно применять для лечения некоторых заболеваний, но на сегодняшний момент их применение стремятся ограничить, вследствие побочных эффектов, привыкания и незаконного применения. За медицинскими наркотиками установлен строгий государственный контроль. Стоит заметить, что они прекрасно очищены и потому наркоманы еще советского периода, употреблявшие медицинские наркотики (обычно морфин) жили относительно долго, в отличие от современных наркоманов, принимающих «гремучие» наркотические смеси.

Проблема детской наркомании – мотивация подростков

К факторам, которые способствуют началу пагубного пристрастия к наркотикам, относят:

  • Коллективный фактор. Многие подростки становятся наркоманами «за компанию». Попадая в группу трудных подростков, они начинают принимать наркотики, чтобы не выделяться и якобы не показаться трусами и слабаками.
  • Преднамеренное приобщение в наркотикам. Этим способом часто пользуются наркоторговцы, тем самым обеспечивая себе рынок сбыта, обычно первые несколько доз дают попробовать бесплатно, при этом подзадоривая подростков вечным «тебе что слабо?».
  • Попытки самоутвердиться, стать «крутым», очень часто сопровождается подражанием какому-то кумиру, например, рок певцу, который употребляет наркотики.
  • Попытки уйти от невыносимой реальности, непонимание со стороны родителей, учителей и ровесников могут толкнуть ребенка к уходу в «мир грез».
  • Или, наоборот, навязчивый поиск «радостей жизни», который проявляется у некоторых подростков не желающих утруждать себя размышлениями о завтрашнем дне, а стремящихся получить удовольствие сегодня и любой ценой.

К подобным факторам обычно приводят серьезные пробелы в воспитании, сложные семьи, где родители сами наркоманы или алкоголики, а также разного рода психологические предрасположенности.

К профилактике детской наркомании стоит относиться серьезно и родителям и учителям. Следует максимально обеспечивать здоровое времяпровождение детей (разного рода секции и увлечения), ограждать их от плохих компаний и мотивировать достигать успехов в учебе и спорте. При этом необходимо обращать внимание на то, что подростки с одной стороны часто подвержены протестным настроениям и делают запрещенные вещи из желания показать свою зрелость (иногда просто вместе с друзьями), а с другой стороны они часто подражают своим кумирам. Следовательно, необходимо максимально продвигать идеи здорового образа жизни и приводить в качестве примеров людей, которых ваш сын или дочь уважают и любят. Возможно, это какой-то спортсмен, певец, киноактер или просто успешный родственник с активной жизненной позицией.

Проблема подростковой наркомании – как определить и что потом делать

Симптомы подростковой наркомании

Часто родители просто не хотят замечать изменения в поведении своего ребенка, списывая это на «трудный возраст». А ведь часто именно употребление наркотиков кардинальным образом меняет подростка. Симптомы могут сильно отличаться от типа употребляемых веществ и от психических типов характера, но родителям в общем случае стоит обратить внимание на следующие факторы, прямо или косвенно указывающие на проблему:

  • Вы видите у ребенка явные следы от инъекций.
  • Вы находите у подростка шприцы, иглы, пакетики или коробочки с травой (возможно, чем-то похожей на укроп), либо же какие-то подозрительные порошки.
  • В доме стали пропадать ценные вещи и деньги.
  • У ребенка блестят глаза, а зрачки неестественно сужены или расширенны, при этом реакция на свет практически отсутствует.
  • Поведение напоминает алкогольное опьянение, но запах алкоголя слаб или вовсе отсутствует. Речь невнятна, замедленна или ускорена, нарушена координация при ходьбе и сидении, почерк становится нечитабельным.
  • Резкое и неадекватное изменение настроения: смешливость или агрессия, неудержимое желание разговаривать.
  • Двигательная активность так же неадекватна: повышенная жестикуляция и перемещение по комнате или наоборот апатия и неподвижность.
  • Сухости во рту и явная осиплость голоса или, наоборот, повышенное слюноотделение.
  • Кожа бледная или покрасневшая.

Как вы видите часто симптомы диаметрально противоположные, поскольку это зависит от типа наркотиков, но всегда у подростка наблюдается неадекватное поведение и странные внешние проявления, обращайте на это внимание. А чтобы быть уверенными наверняка заставьте свое чадо пройти тест на наркотики. Полоски для мульти-теста на наличие в крови наркотических веществ продаются в обычных аптеках. При этом постарайтесь соблюсти следующие общие условия:

  • Образцы собранной для анализа мочи и тестовые полоски должны быть одинаковой комнатной температуры.
  • Образцы мочи надо собирать в чистую стеклянную или пластиковую емкость. Так же можно приобрести в аптеке специальный контейнер.
  • Наркоманы крайне изобретательны, поэтому чтобы избежать фальсификаций анализа следует лично убедиться в том, что подросток дает вам свою свежую мочу. Иначе он может подсунуть чужой образец или сильно разбавить свой с помощью воды.

Лечение подростковой наркомании

В случае обнаружения факта приема наркотиков не следует сразу впадать в истерику или закатывать скандал. Этим самым вы ничего не добьетесь, а лишь усугубите ситуацию. Ведь подросток непонятый и загнанный в угол позорным ярлыком «наркоман» становится изгоем и ищет приюта среди тех, кто его понимает, то есть среди подобных себе наркоманов. В случае сильно активных воспитательных действий со стороны родителей ребенок даже может убежать из дома, но это никак не поможет ему излечиться. Родителям стоит для начала подумать о том, что они своим «успешным» воспитанием УЖЕ довели ребенка до наркотиков, а теперь стоит предоставить дело специалистам – врачам-наркологам.

Поэтому в случае обнаружения тем или иным способом факта приема наркотиков надо как можно быстрее обращаться к врачам, и чем раньше вы это сделаете, тем эффективней будет лечение.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...