Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Научная статья формирование исторической памяти. Сибирский филиал института наследия. Этапы развития исторической памяти

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 6 (361). История. Вып. 63. С. 132-137.

О. О. Дмитриева

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ И МЕХАНИЗМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ: АНАЛИЗ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ НАУКЕ

На основе изучения исследований отечественных ученых анализируется понятие "историческая память", выделяются его формы и классификация. Такие концепты, как "историческое сознание", "ком-меморация", "рекоммеморация", "образ прошлого", "места памяти", рассматриваются как механизмы формирования исторической памяти. При этом "рекоммеморация" анализируется как целенаправленный процесс забвения определенных исторических фактов. Сравниваются различные трактовки роли исторической памяти в процессе конструирования национальной идентичности. В статье рассмотрены научные взгляды зарубежных исследователей мемориальной тематики (М. Хальбвакс, П. Нора, А. Мегилл), а также влияние их концепций на взгляды отечественных ученых (Г. М. Агеева, В. Н. Бад-маев, М. А. Барг, Т. А. Булыгина, Т. Н. Кожемяко, Н. В. Гришина, И. Н. Горин, В. В. Меншиков, Ю. А. Левада, О. Б. Леонтьева, В. И. Мажовников, О. В. Морозов, М. В. Соколова, Л. П. Репина).

Ключевые слова: историческая память; историческое сознание; образ прошлого; коммеморация.

В конце XX - начале XXI в. в исторической науке большое внимание уделяется мемориальной проблематике, где в центре исследования не событие и дата, а формирование исторической памяти об этом событии и дате. «Интерес отечественных историков к проблеме исторической памяти объясняется актуальной для современной России повесткой дня, - отмечает О. В. Морозов, - обращение к исторической памяти обусловлено тем, что за двадцать с лишним лет российскому обществу так и не удалось определиться с нравственными ориентирами, идентичностью, а также подходами к оценке национального прошлого»1.

Несмотря на активный интерес исследователей, понятийный аппарат данной проблемы дискуссионен, существуют разные трактовки термина "историческая память", разные подходы к ее изучению. В связи с этим необходим историографический анализ данной проблемы, что и является целью статьи. К ее задачам можно отнести характеристику основных взглядов основоположников мемориальной историографии и их отражение в трудах отечественных исследователей. Историографическими константами в моем анализе являются историческая память, ее структура, механизмы формирования и ее соотношение с историческим знанием.

Для верной оценки работ отечественных исследователей необходимо в первую очередь об-

1 Морозов О. В. Рец. на кн.: Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в.». С. 374.

ратиться к трудам одного из основоположников мемориальных проблем М. Хальбваксу. Он первым предложил трактовку памяти как социально обусловленного элемента общественного сознания и коллективной идентичности. Французский ученый считал, что нельзя рассматривать память как нечто, присущее лишь «сугубо индивидуальному телу или сознанию», что существует совершенно уникальный феномен формирования группового сознания, исследование которого требует междисциплинарного подхода. Выделяя взаимосвязанные между собой индивидуальную память, основанную на личном опыте, и память коллективную2. Таким образом, он в своих работах впервые обратил внимание на исследование памяти в рамках коллективного (социального) измерения, а не только индивидуального автобиографического опыта.

Современные отечественные ученые ведут исследования данной проблемы в междисциплинарном поле. Важным вопросом является соотношение исторического знания, исторической памяти и исторического сознания. Одним из первых эту проблему поднял М. А. Барг, считая, что ошибочно отождествлять историческое сознание и историческую память, ведь это означает отождествить его лишь с опытом прошлого, лишая измерений настоящего и будущего. Он указывал: «Общественное сознание является историческим не только в силу того, что его содержание с тече-

2 Хальбвакс М. Коллективная и историческая память. С. 8.

нием времени развивается и изменяется, но и потому, что определенной своей стороной оно "обращено" в прошлое, "погружено" в историю»1. По этому поводу Л. П. Репина пишет: «В основе всякого историописания лежит, прежде всего, историческое сознание, объединяющее прошлое с настоящим, проецируемым в будущее»2. Российский социолог Ю. А. Левада дает такое определение историческому сознанию: «Этим понятием охватывается все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает свое прошлое»3.

Само понятие исторического сознания, по мнению ученых, шире, чем понятие историческая память. Если память в своей основе обращена к опыту прошлого, опыту истории, то историческое и общественное сознание есть как бы воплощение опыта прошлого, проецируемого в настоящем и ориентируемым на будущее, как бы продукт, сформированный в процессе осознания обществом себя самого, своего отношения к истории в настоящем времени.

Часто история и историческая память воспринимаются как синонимы, однако это не так. По мнению М. В. Соколовой, «изучение истории направлено на более объективное и точное отражение прошлого. Устная традиция передачи информации о прошлом наоборот, мифологична, характеризуется тем, что память сохраняет и "воспроизводит" сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями»4. В. Н. Бадмаев, обращая внимание на вопрос соотношения истории и памяти, пишет: «.. .Историческая память характеризуется как устойчивая система представлений о прошлом, бытующих в общественном сознании. Ей свойственна не столько рациональная, сколько эмоциональная оценка прошлого»5. В этом он видит принципиальное отличие исторической науки от исторической памяти. По мнению Бадма-ева, историческая память избирательна, выделяя одни факты, она предает забвению другие.

Л. П. Репина в своих трудах подчеркивает, что нельзя проводить четкой границы между историческим знанием и исторической памятью, так как нет существенного разрыва между ними. «... Важнейшее различие между историей и памятью состоит в том, что историк может обнаружить то, чего нет в памяти, то, что касалось "незапамятных

1 Барг М. А. Эпохи и идеи: становление историзма. С. 5-6.

2 Репина Л. П. Историческая наука. С. 479.

3 Левада Ю. А. Историческое сознание и научный метод. С. 191.

4 Соколова М. В. Что такое историческая память. С. 37.

5 Бадмаев В. Н. Ментальность и историческая память. С. 79.

времен", или просто забылось. Это - одна из главных функций исторического исследования»6. Важным предметом исследования отечественных ученых является структура исторической памяти, ее формы и классификация. Л. П. Репина указывает: «Историческая память находит свое выражение в различных формах. Существуют две модели репрезентации исторического прошлого: это - эпос (первоначальный звуковой способ передачи исторической памяти) и хроника (изначально письменный способ ее фиксации)»7.

И. Н. Горин и В. В. Менщиков дают свою классификацию форм исторической памяти: это, во-первых, «память поколений, передаваемая и хранимая в виде устной истории сообщества, которая склонна трансформировать события, забывать "мелочи" или дополнять их новыми элементами. При этом процессе происходит сакрализация событий, в ходе которой появляется следующая форма - мифы. Исследователи отмечают особенность мифа как "особой формы исторической памяти, освободив которую от архетипов, мы можем воспроизвести историческую подоснову"»8.

Следующей формой исторической памяти является научная. Вслед за ней И. Н. Горин и

B. В. Менщиков выделяют также и такую форму, как культурно-исторические символы, считая, что это «форма исторической памяти, основанная на преломлении событий истории через систему доминирующих в обществе ценностей и этико-культурных норм». Это события, явления, факты и герои прошлого, получившие в «исторической памяти конкретной общности определенную значимость и ценностное содержание»9. Ученые считают, что это понятие также корреспондирует с понятием "образ прошлого", активно используемым в современных исследованиях. Можно согласиться, что образ того или иного события прежде всего воплощает в себе символ, героизирующий неких персонажей и событие. Символ становится некой схематизированной идеей.

Проблеме формирования исторических образов прошлого как «метода изучения исторической памяти» уделяет большое внимание О. Б. Леонтьева. По ее мнению, «именно образы событий и персонажей прошлого, созданные в произведениях художественной культуры, являются основой обыденных представлений о прошлом»10.

6 Репина Л. П. Историческая наука. С. 435.

7 Там же. С. 419.

8 Горин И. Н., Менщиков В. В. Культурно-исторические символы и историческая память. С. 74.

9 Там же. С. 76.

10 Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого.

Исследовательница отмечает, что изучение образов прошлого позволяет проследить наглядный процесс превращения фактов реальности в факты исторической памяти.

Несомненно, образ прошлого - фундаментальная основа исторической памяти. Именно при помощи комплекса обрывчатых воспоминаний, повседневных представлений об истории мы имеем возможность наблюдения и изучения феномена исторической памяти. Образы прошлого существуют в различных формах. Это могут быть образы конкретных исторических событий, отдельных исторических деятелей, социальных групп или собирательных типов. Образ события или исторической личности, как правило, базируется на комплексе несистематичных воспоминаний. С течением времени, когда пережитые события превращаются в историю, когда остается все меньше современников, образ все более трансформируется и видоизменяется, все более отдаляется от исторической действительности. Так комплекс образов прошлого формирует историческую память.

Исследователи особое внимание уделяют механизмам формирования исторической памяти. На основе чего забываются одни факты и актуализируются другие? Ведь память не формируется хаотически, она базируется на комплексе определенных составляющих. Формирование образов прошлого можно считать базовым механизмом формирования исторической памяти.

Процесс отбора исторического прошлого, актуализация или сознательное забвение тех или иных фактов связаны с такими понятиями, как коммеморация и рекоммеморация. Их можно считать разновидностями механизмов формирования исторической памяти. Один из основоположников этих понятий, А. Мегилл, определяет коммеморацию как процесс, когда «зафиксированные воспоминания прошлых событий могут превратиться в нечто, родственное объектам религиозного почитания». Он считает, что когда возникает поклонение, «память превращается в нечто иное: память становится коммеморацией»1. Его взгляды оказали влияние на отечественных ученых. Г. М. Агеева определяет коммеморацию как «увековечение памяти о событиях: сооружение памятников, организация музеев, определение знаменательных дат, праздники, массовые мероприятия и многое другое»2.

Таким образом, коммеморация рассматривается как целенаправленная актуализация истори-

1 Мегилл А. Историческая эпистемология. С. 110.

2 Агеева Г. М. Практики виртуальной коммеморации в библиотечно-информационной сфере. С. 156.

ческой памяти. Бадмаев отмечает, что «историческая память особенно своеобразно реагирует на трагические и драматические события истории: войны, революции, репрессии. Такие периоды характеризуются дестабилизацией общественных структур, ростом противоречий, конфликтов»3. В условиях подобной дестабилизации общества коммеморативные практики играют довольно важную роль. Н. В. Гришина, анализируя концепцию А. Мегилла, считает, что коммеморация является «своеобразным способом скрепления сообщества, целенаправленным воспоминанием»4. Исследовательница также согласна с А. Мегил-лом, что «коммеморация возникает в настоящем из желания сообщества, существующего в данный момент, подтверждать чувство своего единства и общности, упрочивая связи внутри сообщества через разделяемое его членами отношение <...> к репрезентации прошлых событий»5.

Противоположностью коммеморации является процесс рекоммеморации как целенаправленного и сознательного процесса забвения определенных трагических, болезненных для общества страниц истории, умалчивание о преступлениях, совершенных той или иной общностью в прошлом. Процесс «забвения», на наш взгляд, также следует трактовать как один из механизмов формирования исторической памяти. Каким образом проходит процесс отбора исторических фактов, ставших фундаментом формирования исторической памяти? В. Н. Бадмаев отмечает, что причины забвения могут быть различными, вследствие чувства вины или «клиотравматич-ности». Л. П. Репина считает, что «сознательное манипулирование общественным сознанием может быть одной из причин процесса забвения»6. О. Б. Леонтьева подчеркивает «избирательный и творческий характер исторической памяти, при этом забвение - это неотъемлемый ее элемент, при помощи которого выстраивается целостная, обладающая внутренней логикой картина прошлого»7. Таким образом, изучение избирательности исторической памяти - одна из дискуссионных проблем. Процесс забвения может нести вполне целенаправленный характер, когда из памяти общества сознательно стираются нелицеприятные факты истории и актуализируются

3 Бадмаев В. Н. Ментальность и историческая память. С. 80.

4 Гришина Н. В. Школа В. О. Ключевского исторической науке и российской культуре. С. 24.

5 Мегилл А. Историческая эпистемология. С. 116.

6 Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. С. 11-12.

7 Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого. С. 13.

героические вехи прошлого страны.

При изучении исторической памяти необходим анализ еще одного концептуального, неоспоримо важного, механизма ее формирования - создание «мест памяти». На отечественных исследователей оказала воздействие концепция П. Нора, который писал: «Места памяти - это останки. Крайняя форма, в которой существует коммемо-ративное сознание в истории <...> Музеи, архивы, кладбища, коллекции, праздники, годовщины, трактаты, протоколы, монументы, храмы, ассоциации - все эти ценности в себе - свидетели другой эпохи, иллюзии вечности»1. Существует тесная связь коммеморативных практик и мест памяти. Кроме того, в мемориальной историографии получило развитие представление о том, что образы прошлого не могут существовать без мест памяти, так как им необходима конкретная форма фиксации, на базе которой они могут сформироваться. В этом отношении места памяти являются одним из базовых элементов конструирования и визуализации образов прошлого.

При анализе особенностей исторической памяти на первый план выходит политический мотив ее конструирования. Власть целенаправленно пользуется механизмами формирования исторической памяти в целях консолидации общества, формирования единого понимания общностью своего прошлого, своего национального достояния и национальной идентификации. При этом процесс формирования исторической памяти идет параллельно со складыванием общего отношения к власти вообще. Т. А. Булыгина и Т. Н. Кожемяко отмечают, что «историческая память общества моделируется по различным шаблонам, выработанным властью и оппозицией на протяжении многих десятилетий национальной истории»2.

Связь исторической памяти и политических структур отмечает В. И. Мажников, считая, что актуализация изучения исторической памяти «обусловливается, главным образом, потребностью государства, властвующей политической элиты в активизации воздействия на массовое общественное сознание»3.

«Политическое манипулирование исторической памятью является мощным средством управления сознанием человека и общества, - отмечает Л. П. Репина, - конструированием приемлемых версий исторической памяти заняты не только официальные власти, но также оппозиционные

1 Нора П. Франция - память. С. 26.

2 Булыгина Т. А. Историческая память и юбилеи в России в ХХ-ХХ1 вв. С. 63.

3 Мажников В. И. Историческая память о сталинградской

битве. С. 8.

силы и различные общественные движения»4. Можно согласиться с тем, что борьба за политическое лидерство нередко проявляется как соперничество различных версий исторической памяти и разных символов ее величия.

Таким образом, проблема исторической памяти является актуальной и, одновременно, дискуссионной в современной исторической науке. Актуализация этой проблемы вполне понятна, ведь в современном обществе в условиях глобализации, переосмысления общечеловеческой истории, информационной войны и политической нестабильности общее наследие, общая историческая память становятся базовым и ключевым элементом формирования национальной идентичности и национального единения. Этой социальной значимости должна соответствовать и выработка если не единых точек зрения на эту проблему, то единого понятийного аппарата. Это должно вывести научные дискуссии от схоластического спора о дефинициях к более содержательному исследованию как исторической памяти, так и механизмов ее формирования.

Список литературы

1. Агеева, Г. М. Практики виртуальной комме-морации в библиотечно-информационной сфере / Г. М. Агеева // Библиотечное дело-2012: библио-течно-информационная деятельность в пространстве науки, культуры и образования. М.: МГУКИ, 2012.Ч. 1. 283 с.

2. Бадмаев, В. Н. Ментальность и историческая память / В. Н. Бадмаев // Вестн. Калмыц. унта. 2012. Вып. 1 (13). С. 78-84.

3. Барг, М. А. Эпохи и идеи: (Становление историзма) / М. А. Барг. М.: Мысль, 1987. 348 с.

4. Булыгина, Т. А. Историческая память и юбилеи в России в ХХ-ХХ1 вв. / Т. А. Булыгина, Т. Н. Кожемяко // История и историческая память. 2012. Т. 6, № 6. С. 63-76.

5. Гришина, Н. В. Школа В. О. Ключевского в исторической науке и российской культуре / Н. В. Гришина. Челябинск: Энциклопедия, 2010. 288 с.

6. Горин, И. Н. Культурно-исторические символы и историческая память / И. Н. Горин, В. В. Менщиков // Историко-педагогические чтения. 2007. № 11. С. 74-78.

7. Левада, Ю. А. Историческое сознание и научный метод / Ю. А. Левада // Философские проблемы исторической науки. М., 1984. С. 191-193.

4 Репина Л. П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. С. 444.

8. Леонтьева, О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в. / О. Б. Леонтьева. Самара: Книга, 2011. 448 с.

9. Мажников, В. И. Историческая память о сталинградской битве как фактор формирования межнациональной толерантности / В. И. Мажни-ков // Вестн. Волгоград. гос. ун-та. 2013. Сер. 4. № 1 (23). С. 8-13.

10. Мегилл, А. Историческая эпистемология / А. Мегилл. М.: Канон+, 2007. 480 с.

11. Морозов, О. В. Рец. на кн.: Леонтьева О. Б. Историческая память и образы прошлого в российской культуре XIX - начала XX в.». (Самара: Книга, 2011. 447 с.) // Диалог со временем. 2014. Вып. 46. 399 с.

12. Нора, П. Франция - память / П. Нора. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 328 с.

13. Соколова, М. В. Что такое историческая память / М. В. Соколова // Преподавание истории в школе. 2008. № 7. С. 37-44.

14. Репина, Л. П. Историческая наука на рубеже XX-XXI вв. / Л. П. Репина. М.: Кругъ, 2011. 559 с.

15. Репина, Л. П. История исторического знания / Л. П. Репина, В. В. Зверева, М. Ю. Парамонова. М., 2004. 288 с.

16. Хальбвакс, М. Коллективная и историческая память / М. Хальбвакс // Неприкосновен. запас. 2005. № 2-3 (40-41). С. 8-28.

Дмитриева Ольга Олеговна - аспирант кафедры истории и культуры зарубежных стран Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 6 (361). History. Issue 63. P. 132-137.

HISTORICAL MEMORY AND MECHANISMS OF ITS FORMATION: ANALYSIS OF HISTORIOGRAPHICAL CONCEPTS IN DOMESTIC SCIENCE

A post-graduate student of the Department of History and Culture of Foreign Countries, Chuvash State University.

[email protected]

Studies by Russian scientists lay the foundation of this work to analyze the concept of«"historical memory" and to reveal its shape and classification. Such concepts as "historical consciousness", "commemoration", "recommemoration", "image of the past", "memory location" are seen as mechanisms of the formation of historical memory. The "recommemoration" is analyzed as a purposeful process of oblivion of certain historical facts. Different interpretations of the role of memory in the process of constructing a national identity are compared. The article describes scientific views of foreign scholars researching memorial subjects (M. Halbwachs, P. Nora, A. Megill), as well as the impact of their views on the concepts of national scholars (G. M. Ageeva, V. N. Badmaev, M. A. Barg, T. A. Bulygina, T. N. Kozhemyako, N. V. Grishina, I. N. Gorin, V. V. Menshikov, Y. A. Levada, O. B. Leontieva, V. I. Mazhovnikov, O. V. Morozov, M. V. Sokolova, L. P. Repina).

Keywords: historical memory; historical consciousness; the image of the past; commemoration.

1. Ageeva G. M. Praktiki virtual"noi kommemoratsii v bibliotechno-informatsionnoi sfere . Bibliotechnoe delo-2012: bibliotechno-informatsionna-ya deyatel"nost" v prostranstve nauki, kul"tury i ob-razovaniya , part 1. M., MGUKI, 2012, 283 p. (In Russ.).

2. Badmaev V. N. Mental"nost" i istoricheskaya pamyat" . Vestnik Kalmytskogo universiteta , vol. 1 (13), 2012, pp. 78-84. (In Russ.).

3. Barg M. A. Epokhi i idei: Stanovlenie istorizma . M., Mysl", 1987, 348 p. (In Russ.).

4. Bulygina T. A., Kozhemyako T. N. Istoricheskaya pamyat" i yubilei v Rossii v XX-XXI vv. . Istoriya i istoricheskaya pamyat" , 2012, vol. 6, no. 6, pp. 63-76. (In Russ.).

5. Grishina N. V. Shkola V. O. Klyuchevskogo v istoricheskoi nauke i ros-siiskoi kul"ture . Chelyabinsk, Entsiklopediya, 2010, 288 p. (In Russ.).

6. Gorin I. N., Menshchikov V. V. Kul"turno-istoricheskie simvoly i istoricheskaya pamyat" . Istoriko-pedagogicheskie chteniya , 2007, no. 11, pp. 74-78. (In Russ.).

7. Levada Yu. A. Istoricheskoe soznanie i nauchnyi metod . Filosofskieproblemy istoricheskoi nauki . M., 1984, pp. 191-193. (In Russ.).

8. Leont"eva O. B. Istoricheskaya pamyat" i obrazy proshlogo v rossii-skoi kul"ture . Samara, Kniga, 2011, 448 p. (In Russ.).

9. Mazhnikov V. I. Istoricheskaya pamyat" o stalingradskoi bitve kak faktor formirovaniya mezhnatsional"noi tolerantnosti . Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta , ser. 4, 2013, no. 1 (23), pp. 8-13. (In Russ.).

10. Megill A. Istoricheskaya epistemologiya . M., Kanon+, 2007, 480 p. (In Russ).

11. Morozov O. V. Rets. Na kn.: Leont"eva O.B. Istoricheskaya pamyat" i obrazy proshlogo v rossiiskoi kul"tureXIX- nachalaXXv». (Samara: Kniga, 2011. 447s.) . Dialog so vremenem , 2014, vol. 46, 399 p. (In Russ.).

12. Nora P. Frantsiya - pamyat" . SPb., Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999, 328 p. (In Russ.).

13. Sokolova M. V. Chto takoe istoricheskaya pamyat" . Prepodavanie istorii v shkole , 2008, no. 7, pp. 37-44. (In Russ.).

14. Repina L. P. Istoricheskaya nauka na rubezhe XX-XXI vv. . M., Krug, 2011, 559 p. (In Russ.).

15. Repina L. P., Zvereva V. V., Paramonova M. Yu. Istoriya istoricheskogo znaniya . M., 2004, 288 p. (In Russ.).

16. Khal"bvaks M. Kollektivnaya i istoricheskaya pamyat" . Neprikos-novennyi zapas , 2005, no. 2-3 (40-41), pp. 8-28. (In Russ.).


Места памяти

«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ »

В современном гуманитарном знании концепция исторической памяти стала одной из самых востребованных. К ней обращаются не только историки, но также социологи, культурологи, писатели и, конечно, политики.

Существует множество интерпретаций понятия «историческая память». Отметим основные определения: способ сохранения и трансляции прошлого в эпоху утраты традиции (отсюда - изобретение традиций и установление «мест памяти» в современном обществе); индивидуальная память о прошлом; часть социального запаса знания, существующая уже в примитивных обществах, как «коллективная память» о прошлом, если речь идет о группе, и как «социальная память», когда речь идет об обществе; идеологизированная история; синоним исторического сознания (последние утверждения, по мнению авторитетных исследователей не вполне правомерны) 1 . «Историческая память» трактуется и как совокупность представлений о социальном прошлом, которые существуют в обществе, как на массовом, так и на индивидуальном уровне, включая их когнитивный, образный и эмоциональный аспекты. В этом случае массовое знание о прошлой социальной реальности и есть содержание «исторической памяти». Или же «историческая память» представляет собой опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти 2 .

Член-корреспондент РАН Ж.Т. Тощенко в своем исследовании отмечает, что историческая память «это определенным образом сфокусированное сознание, которое отражает особую значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Историческая память по сути дела является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания. Полное или частичное забвение исторического опыта, культуры своей страны и своего народа ведет к амнезии, что ставит под сомнение возможность существования данного народа в истории» 3 .

Л.П. Репина напоминает, что, как правило, понятие «память» употребляется в значении «общий опыт, пережитый людьми совместно» (речь может идти и о памяти поколений), и более широко - как исторический опыт, отложившийся в памяти человеческой общности. Историческая память понимается в данном случае как коллективная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание группы) или как социальная память (в той мере, в какой она вписывается в историческое сознание общества), или в целом - как совокупность донаучных, научных, квазинаучных и вненаучных знаний и массовых представлений социума об общем прошлом. Историческая память - одно из измерений индивидуальной и коллективной / социальной памяти, это память об историческом прошлом или, вернее, его символическая репрезентация. Историческая память - не только один из главных каналов передачи опыта и сведений о прошлом, но и важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо оживление разделяемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем. Зафиксированные коллективной памятью образы событий в форме различных культурных стереотипов, символов, мифов выступают как интерпретационные модели, позволяющие индивиду и социальной группе ориентироваться в мире и в конкретных ситуациях 4 .

Историческая память не только социально дифференцирована, она подвергается изменениям. Изменения в интересе и восприятии по отношению к историческому прошлому того или иного сообщества связаны с явлениями социальными. Интерес к прошлому составляет часть общественного сознания, а крупные события и перемены в социальных условиях, накопление и осмысление нового опыта порождают изменение этого сознания и переоценку прошлого. При этом сами мемориальные клише, на которые опирается память, не изменяются, а замещаются другими, столь же устойчивыми стереотипами.

Историческая память мобилизуется и актуализируется в сложные периоды жизни общества или какой-либо социальной группы, когда перед ними встают новые трудные задачи или создается реальная угроза самому их существованию. Такие ситуации неоднократно возникали в истории каждой страны, этнической или социальной группы. Крупные социальные сдвиги, политические катаклизмы дают мощный импульс к изменениям в восприятии образов и оценке значимости исторических лиц и исторических событий (включая целенаправленную интеллектуальную деятельность): идет процесс трансформации коллективной памяти, который захватывает не только «живую» социальную память, память о пережитом современников и участников событий, но и глубинные пласты культурной памяти общества, сохраняемой традицией и обращенной к отдаленному прошлому 5 .

Список литературы

1 Изучение истории направлено на наиболее точное отражение прошлого, часто на основе теорий и подходов, заимствованных из других научных дисциплин (например, социологии). Наоборот, устная традиция передачи информации о прошлом мифологична. Она характеризуется тем, что память сохраняет и «воспроизводит» сведения о прошлом на основе воображения, порожденного чувствами и ощущениями, вызванными настоящим. Воспоминания о прошлых событиях, как давно уже установили психологи, воспроизводятся через призму настоящего. Отличие между историей и исторической памятью состоит также в том, как интерпретируются возможности познания отдаляющегося от нас времени. Хотя историк, изучающий древние эпохи, подчас сталкивается с недостатком источников, в целом доминирует представление: с течением лет, по мере того, как прошлые события утрачивают непосредственную актуальность, становится возможным дать их более объективное описание, включающее изложение причин, закономерностей и результатов, к чему и стремится историческая наука. Наоборот, с естественным уходом людей - современников исторических событий историческая память меняется, приобретает новые оттенки, становится менее достоверной и более «насыщенной» реальностями дня сегодняшнего. То есть в отличие от научного знания о прошлом историческая память как бы со временем еще больше политически и идеологически актуализируется. В отношении близкого к «исторической памяти» понятия «историческое сознание». Воспользуемся определением, данным в свое время известным социологом Ю. Левадой. Это понятие охватывает все многообразие стихийно сложившихся или созданных наукой форм, в которых общество осознает (воспринимает и оценивает) свое прошлое, - точнее, в которых общество воспроизводит свое движение во времени. Следовательно, историческое сознание может использоваться как синоним исторической памяти, однако в целом это более широкое понятие, так как включает память как «стихийный» феномен и одновременно научно-историографические представления о прошлом. Историческое сознание предполагает наличие по меньшей мере элементов рефлексии относительно собственных представлений о прошлом.

2 Савельева И. М., Полетаев А. В. Обыденные представления о прошлом: теоретические подходы // Диалоги со временем: память о прошлом в контексте истории / Под редакцией Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2008. - С. 61.

3 Тощенко Ж.Т. Парадоксальный человек. - 2-е изд. - М., 2008. - С. 296-297.

4 Репина Л.П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала нового времени / Под редакцией Л. П. Репиной. - М.: Кругъ, 2006. - С. 24.

5 Репина Л.П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала нового времени…. - С. 24, 38.

Одним из важнейших качеств, которое всегда отличало человека от животных, несомненно, считается память. Прошлое для человека - важнейший источник для формирования собственного сознания и определения личного места в обществе и окружающем мире.

Теряя память, человек утрачивает и ориентацию среди окружения, рушатся социальные связи.

Что такое коллективная историческая память?

Память - это не абстрактные знания каких-либо событий. Память - это жизненный опыт, знание событий, пережитых и прочувствованных, отражающихся эмоционально. Историческая память - понятие коллективное. Она заключена в сохранении общественного, а также понимании исторического опыта. Коллективная память поколений может быть как среди членов семьи, населения города, так и у всей нации, страны и всего человечества.

Этапы развития исторической памяти

Надо понимать, что коллективная историческая память, так же как и индивидуальная, имеет несколько этапов развития.

Во-первых, это забвение. Через определенный промежуток времени людям присуще забывать события. Это может случиться быстро, а может произойти через несколько лет. Жизнь не стоит на месте, череда эпизодов не прерывается, и многие из них замещаются новыми впечатлениями и эмоциями.

Во-вторых, люди вновь и вновь сталкиваются с прошедшими фактами в научных статьях, литературных произведениях и СМИ. И везде толкования одних и тех же событий могут сильно разниться. И не всегда их можно отнести к понятию "историческая память". Аргументы событий каждый автор излагает по-своему, вкладывая в повествование свой взгляд и личное отношение. И неважно, какая это будет тема - мировая война, всесоюзная стройка или последствия урагана.

Читатели и слушатели будут воспринимать событие глазами репортера или писателя. Различные варианты изложения фактов одного и того же события дают анализировать, сопоставлять мнения различных людей и делать собственные выводы. Правдивая память народа способна развиваться только при свободе слова, и совершенно искаженной она будет при тотальной цензуре.

Третий, наиболее важный этап развития исторической памяти людей - сопоставление событий, происходящих в настоящем времени, с фактами из прошлого. Актуальность сегодняшних проблем общества иногда напрямую может быть связана с историческим прошлым. Только анализируя опыт прошлых достижений и ошибок, человек способен созидать.

Гипотеза Мориса Хальбвакса

У теории исторической коллективной памяти, как и у любой другой, есть свой основатель и последователи. Французский философ и социолог Морис Хальбвакс первым выдвинул гипотезу о том, что понятия исторической памяти и истории далеко не одно и то же. Он впервые предположил, что история начинается именно тогда, когда заканчивается и традиция. Нет необходимости фиксировать на бумаге то, что еще живо в воспоминаниях.

Теория Хальбвакса доказывала необходимость написания истории только для последующих поколений, когда свидетелей исторических событий в живых осталось мало либо их уже нет вовсе. Последователей и противников этой теории было довольно много. Число вторых увеличилось после войны с фашизмом, в годы которой были убиты все члены семьи философа, а сам он погиб в Бухенвальде.

Способы передачи памятных событий

Память народа к прошедшим событиям выражалась в различных формах. В старину это была устная передача информации в сказках, легендах и преданиях. Персонажи наделялись героическими чертами реальных людей, отличившихся подвигами и смелостью. Былинные сюжеты всегда воспевали мужество защитников Отечества.

Позже это были книги, а в настоящее время основными источниками освещения исторических фактов стали СМИ. Сегодня в основном они формируют наше восприятие и отношение к опыту прошлого, судьбоносных событий в политике, экономике, культуре и науке.

Актуальность исторической памяти народа

Почему ослабевает память о войне?

Время - лучший лекарь от боли, но худший фактор для памяти. Это касаемо как памяти поколений о войне, так и в целом исторической памяти народа. Стирание эмоциональной составляющей воспоминаний зависит от нескольких причин.

Первое, что сильно влияет на силу памяти - это временной фактор. С каждым годом трагедия этих страшных дней все больше отдаляется. С момента победоносного завершения Второй мировой войны минуло уже 70 лет.

На сохранность достоверности событий военных лет также оказывает воздействие политико-идеологический фактор. Накал в современном мире позволяет СМИ оценивать многие аспекты войны недостоверно, с негативной точки зрения, удобной политикам.

И еще один неизбежный фактор, влияющий на память народа о войне - естественный. Это естественная потеря очевидцев, защитников Родины, тех, кто победил фашизм. Каждый год мы теряем тех, кто несет «живую память». С уходом этих людей наследники их победы не в силах сохранить память в тех же красках. Постепенно она приобретает оттенки реальных событий настоящего и утрачивает свою достоверность.

Сохраним «живую» память о войне

Историческая память о войне формируется и сохраняется в сознании молодого поколения не только из голых исторических фактов и хроники событий.

Самый эмоциональный фактор - это «живая память», то есть непосредственно память народа. Каждая российская семья знает об этих страшных годах из свидетельств очевидцев: рассказы дедов, письма с фронта, фотографии, военные вещи и документы. Многие свидетельства войны хранятся не только в музеях, но и в личных архивах.

Маленьким россиянам сегодня уже трудно представить голодное разрушительное время, каждый день приносящее горе. Тот кусочек хлеба, положенный по норме в блокадном Ленинграде, те ежедневные сообщения по радио о событиях на фронте, тот страшный звук метронома, того почтальона, который приносил не только письма с передовой, но и похоронки. Но к счастью, они еще могут услышать рассказы своих прадедов о стойкости и мужестве русских солдат, о том, как маленькие мальчишки спали у станков, чтобы только побольше сделать снарядов для фронта. Правда, эти рассказы редко бывают без слез. Слишком больно им вспоминать.

Художественный образ войны

Вторая возможность сохранения памяти о войне - это литературные описания событий военных лет в книгах, документальных и художественных фильмах. В них на фоне масштабных событий страны всегда затрагивается тема отдельной судьбы человека или семьи. Радует тот факт, что интерес к военной тематике сегодня проявляется не только к юбилейным датам. На протяжении последнего десятилетия появилось множество кинофильмов, рассказывающих о событиях Великой Отечественной войны. На примере отдельно взятой судьбы зрителя знакомят с фронтовыми трудностями летчиков, моряков, разведчиков, саперов и снайперов. Современные технологии кинематографа позволяют молодому поколению прочувствовать масштаб трагедии, услышать «настоящие» залпы орудий, ощутить жар пламени Сталинграда, увидеть тяжесть военных переходов во время передислокации войск

Современное освещение истории и историческое сознание

Понимание и представления современного общества о годах и событиях Второй мировой войны сегодня неоднозначно. Главным объяснением этой неоднозначности можно по праву считать информационную войну, развернутую в средствах массовой информации в последние годы.

Сегодня, не гнушаясь никакими мировые СМИ дают слово тем, кто в годы войны принимал сторону фашизма и участвовал в массовом геноциде людей. Некоторые признают их действия «положительными», тем самым пытаясь стереть в памяти их жестокость и бесчеловечность. Бандера, Шухевич, генерал Власов и Гельмут фон Паннвиц сегодня стали героями для радикально настроенной молодежи. Все это результат информационной войны, о которой наш предки не имели понятия. Попытки исказить исторические факты иногда доходят до абсурда, когда заслуги Советской Армии принижаются.

Защита достоверности событий - сохранение исторической памяти народа

Историческая память о войне - это главная ценность нашего народа. Только она позволит России оставаться сильнейшим государством.

Достоверность исторических событий, освещаемых сегодня, поможет сохранить правду фактов и ясность оценки прошлого опыта нашей страны. Борьба за правду всегда тяжела. Даже если борьба эта будет «с кулаками», мы должны отстоять правду нашей истории в память о наших дедах.

Историческая память

Столярчук Ольга Святославовна,

преподаватель Национального технического университета Украины «Киевского политехнического института».

В центре современной науки находятся дискуссионные проблемы, требующие своего осмысления и переосмысления в новой парадигме. Такой является проблема исторической памяти, которая значима онтологически, гносеологически и аксиологически. На исходе ХХ века наряду с понятиями историческое знание и историческое сознание появляется концепт историческая память и интерпретируется по разному: как способ сохранения и трансляции прошлого в эпоху утраты традиции, как индивидуальная память о прошлом, как коллективная память о прошлом, как социальная память о прошлом и, наконец, просто как синоним исторического сознания. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального бытия. Содержания памяти составляет прошлое, но без него невозможно мышления в настоящем, прошлое – это глубинная основа актуального процесса сознания. Массовые представления о прошлом сохраняются до тех пор, пока оно служит потребностям настоящего. Тяга к историческому знанию значительна. Изучение проблематики памяти мы находим в работах таких философов как: Платон, Аристотель, Плотин, А.Августин, Г.Гоббе, Д.Локк, И.Кант, Г.В.Гегель, К.Маркс, Ф.Ницше, М.Хайдеггер, П.Рикер, Н.А.Бердяев, М.Лопатин, В.Соловьев, П.А.Флоренский.

Интерес к прошлому продиктован желанием знать правду о прошлом, стремлением расширить кругозор, потребностью понять и узнать корни своей страны, своего народа, стремлением найти ответ на злободневные вопросы.

Основателем теории исторической памяти считается Морис Хальбвакс, сущность его гипотезы в том, что история и историческая память во многих отношениях противоположны: история обычно начинается в тот момент, когда заканчивается традиция, когда затухает или распадается социальная память. Пока воспоминание продолжает существовать, нет необходимости фиксировать его письменно, да и вообще как-то фиксировать. Поэтому потребность написать историю того или иного периода, общества и даже человека возникает только тогда, когда они ушли так далеко в прошлое, что у нас мало шансов найти вокруг себя много свидетелей, сохраняющих о них какое-либо воспоминание».[ 6]

Для Аристотеля память – это память о прошлом «память не есть ни ощущение, ни постижение, но – приобретенное свойство или состояние чего-то из них по прошествии времени. О настоящем же в момент настоящего нельзя помнить,… но настоящее постигается ощущением, будущее – предвидением, а прошедшее – памятью. Значит, любая память – вместе со временем» . По Платону, познание в конечном счете оказывается припоминанием .

Историческая память обладает особенностью удерживать в сознании людей основные исторические события прошлого вплоть до превращения исторического знания в различные формы мировоззренческого восприятия прошлого опыта, его фиксации в легендах, сказках, преданиях, содержит знание о битвах, судьбоносных событиях, жизни и деятельности деятелей политики, науки, техники и искусства. Можно говорить, что историческая память есть в какой-то мере сфокусированное сознание, которое отражает значимость и актуальность информации о прошлом в тесной связи с настоящим и будущим. Она является выражением процесса организации, сохранения и воспроизводства прошлого опыта народа, страны, государства для возможного его использования в деятельности людей или для возвращения его влияния в сферу общественного сознания, это «важнейшая составляющая самоидентификации индивида, социальной группы и общества в целом, ибо разделение оживляемых образов исторического прошлого является таким типом памяти, который имеет особенное значение для конституирования и интеграции социальных групп в настоящем» .

Использование термина память для верификации истории абсолютно законно. Но вопрос состоит в том, каково должно быть отношения историка к этим историческим «воспоминанием». Историческая память или, более точно, наррация прошлого, может служить историку свидетельством того, что объективно произошло в прошлом, то есть того, что произошло в форме внешне наблюдаемых событий, а также быть свидетелем того, что произошло в форме внешне наблюдаемых событий, а также быть свидетелем того, каким образом пережили прошлое те люди, которые позже сделали запись своих воспоминаний. Историческое сознание порождается памятью о прошлом и становится мыслью, протянутой через цепь времен. Люди, как непосредственные носители исторического сознания, по-разному оценивают социальную память, являются его организующим началом. Они что-то выделяют как важное, забывают то, что не хотят помнить, устремляют взгляд в будущее с оптимизмом или отчаянием. Это невозможно объяснить только исходя из принципа историзма, но историческое сознание является двигателем выбора развития. В точках бифуркации, например, в годы острой нестабильности даже субъективные факторы меняют историческое сознание, которое заново перестраивает понимание социальной памяти. Можно сказать, что связь между социальной памятью и историческим сознанием заключается в том, что историческое сознание опирается на память, на будучи творческим началом, на ее основе создает свое понимание действительности. Со временем и сама мысль об истории становится памятью, тем самым происходит ее постоянное развитие. «Историческая память, как способ опознания «исторического», неразрывно связана с историческим преданием, вне его не существует и исторической памяти» .

Память – создательница прошлого, и ее историческая способность – находится во времени. Лишь благодаря познанию прошлого человек в состоянии различать, что для него возможно, а что невозможно. Лишь тот, кто знает, как развивался народ, способен определить, что будет ему полезно в будущем. Нужно искать истину – род заблуждения, которое трудно опровергнуть. Прошлое дано нам в качестве следов, то есть того наследия, о котором следует помнить.

Историческая память обретает форму знания в исторической науке. Можно на конкретных примерах продемонстрировать разные измерения истории как «истории памяти». Центральный момент в таких исследованиях – рефлексия историков о времени, в котором они живут и о том, как оно влияет на образы прошлого. Особенно интересной «история памяти» становится там, где мы попадаем на след исторической памяти, т.е. исторических ориентиров, что выражается в различных истолкованиях и оценках одних и тех же событий. Память сама по себе приковывает человека к прошлому, к традициям тех мертвых поколений, которые по выражению К.Маркса «тяготеют как кошмар над умами живых».

Для того, чтобы человек был способен раскрыть свое бытие в современном ему мире, не утрачивая связь с предшествующим, необходимо, чтобы он мог понимать смысл уже существующих артефактов. В течении всей жизни мы узнаем что-то новое и накапливаем информацию благодаря памяти. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшим познавательным процессом. Объективные условия вызывают к жизни субъективный фактор, содержание которого определяется востребованными личностями. Но личности могут быть незаурядными и бездарными… От них зависит судьба объективных условий развития страны, а в конечном итоге судьба ее населения. Но в переломные периоды развития истории наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования всего общества. Историк пользуется непозволительными с точки зрения достоверности исследованиями, факты подгоняются для получения необходимого обоснования конечной цели или некоего положения вещей в настоящем. Мы понимаем и должны согласиться, что при периодических и неизбежных сменах политических режимов, властей меняются исторические оценки, проходит разрыв между прошлым и настоящим, а значит, препятствует объективному подходу в историческом познании. Можно утверждать, что события прошлого имеют ценность и значения, обоснованную основу лишь в контексте того времени, в котором они существовали, так как говорим о препятствиях объективного подхода в историческом познании, как условии истинности и правды. История, как говорил Ницше, «нужна нам для жизни и деятельности, а не для удобного уклонения от жизни и деятельности». Настоящее же, то есть бытие, не нуждается в памяти .

В определенном смысле, согласно М.Мамардашвили, прошлое является врагом мысли, ибо оно мешает понимать то, что есть на самом деле. Порой человеку и обществу необходимо очистить свое сознание от несовершенных идей и опытов с тем, чтобы заново осмыслить пройденное, пережитое. Об этом писал и Ф.Ницше в своей работе «О пользе и вреде истории». Однако подобное «очещения» не проходит без актуализации того, что уже было. Большой интерес в этом отношении для нас представляет позиция выдающегося философа ХХ века Карла Поппера о взаимодействии прошлого, настоящего и будущего. Им обосновано положение об ассиметричности прошлого и будущего, о том, что прошлое уже состоялось и мы не можем на него повлиять, разве что может измениться наше знание о нем. Однако наша жизнь и деятельность нацелены на возможность оказывать влияние на будущее. «Стрелы времени» так или иначе направлены в будущее.

Мы говорим о эпохе, схваченной в мысли человека, а также о душе культуры, которая зарождается в определенной ойкумене (заселенном пространстве), где складывается диалог человека и среды его обитания.

Вывод

Жизнь продолжается. Поиск истины не завершен. Будущее за той моделью общества, которая сохраняя историческую память, даст обществу и человеку выбирать способы и пути решения современных задач. На протяжении многих веков человек слишком мало действовал и слишком мало мыслил.

Аппеляция к историческому опыту в ходе политических дискуссий, полярность оценок исторических деятелей и событий, попытки кардинально изменить картину исторического прошлого в общественном сознании вызвали ожесточенные споры. Политика в области исторической памяти базируется на сознательной подгонке фактов исторического прошлого под задачи формирования национальной идентичности, а это не всегда совместимо с поиском истины, и, именно в историческом познании соблюсти это требование труднее всего.

В конечном счете от деятельности ныне живущих поколений зависит, станет ХХІ тысячелетие всемирной истории ее трагическим эпилогом или вдохновляющим прологом общечеловеческой солидарности. Думаю, в конечном счете в обозримой перспективе будущее человечества – это дальнейшее восхождение реального исторического процесса на новые ступени в развитии общества. Это поступательное движение не может быть ни простым продолжением настоящего, ни циклическим повторением прошлого, ибо в своей основе этот процесс означает становление совершенно нового, беспрецедентного в истории демократического общества, которое ориентируется на вековые идеалы человечества.

Литература

1.Аристотель. О памяти и припоминании // Вопросы философии. – 2004. - №7.

2.Бердяев Н.А. Смысл истории. М., гл.1.

3.Бодрияр Ж. Система вещей: Пер.с фр. Пролегомены к истории.- 375.

4.Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта // Избр. соч.: в 9 т./ К.Маркс, Ф.Энгельс. Т.4 с.5.

5. Мамардашвили М. Картезианские размышления. – М., 1993 с.31.

6.Морис Хальбвакс М. Коллективная и историческая память // Неприкосновенный запас 2005. №2-3 с.22.

7.Ницше Ф. О. О пользе и вреде истории для жизни С.159.

8.Панарин А.С. Народ без элиты. М., 2006. с.193.

9.Платон. Te emem / Платон // Собр. соч. // в 4 т. М., 1993. – Т.2.- с.25.

10.Л.П.Репина История и память. М., 2006 с.23-24.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА

Соломатина Виктория Витальевна

студент 4 курса, кафедра истории России СВФУ им. М.К. Аммосова,

г. Якутск

Аргунов Валерий Георгиевич

научный руководитель, канд. ист. наук, доцент СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск

Память истории - своеобразный пантеон национальной идентичности. Она содержит знания об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального бытия. Вся история человечества - это банк памяти. История выступает в роли посредницы в смене поколений. Добытые ею знания в прошлом становятся необходимым элементом в будущем, они необходимы в духовной культуре, в которой всегда имеется историческая основа. Поэтому история входит в программу школьного образования, так как каждому начинающему поколению необходимы знания по истории своей страны.

Д.С. Лихачев утверждал, что - «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память - преодоление времени, преодоление пространства. Память - основа совести и нравственности, память - основа культуры. Хранить память и беречь память это наш нравственный долг перед самими собой и перед потомками. Память наше богатство. Память как «бестелесная духовная субстанция» становится отчетливой силой, особенно во время предельных испытаний, выпадающих на долю людей. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память.

Процесс исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений. Свидетельство тому - «белые пятна» и «черные дыры» в мировой и отечественной истории.

Историческая память избирательна, поскольку у каждой исторической эпохи существуют свои критерии ценностей, отсюда - свои принципы отбора ценностей. В связи с этим функции социальной памяти свойственно менять свое содержание. Представители русской историографии XVII - начале XX в. почитали одни приоритеты, советская историческая наука - другие. Оценки исторических событий также соответствовали духу и морали эпохи, общества. Суждения о прошлом изменчивы, например, меняются отношение и оценки отдельных исторических персонажей и событий. Диктует отношение к прошлому не само прошлое, а современная среда. Прошлое само по себе никого не может обязать к тому или иному варианту отношения к себе, следовательно, не может помешать и наихудшему из них, грубо искажающему реальный образ прошлого в угоду настоящему. Научные аргументы воспрепятствовать этому не могут, следовательно, область решения этого вопроса - не историческая наука, а общество. Историческое познание в состоянии предложить более или менее адекватный образ прошлого, однако станет он элементом исторического сознания или нет - зависит от общества, состояния и расстановки в нем общественных сил, позиции власти и государства.

Функция исторической памяти налагает на историческую науку заботу об охране памятников истории. Недаром существуют понятия «историческое бескультурье» и «экология культуры». В исторической науке предусмотрена специальная отрасль - охрана культурно-исторического наследия. Известно всем, что культурно – исторические ценности это народное достояние. Важность сохранения исторических памятников осознана обществом довольно рано. В 457 году римский император Майориан издал эдикт об охране памятников архитектуры от охотников за хорошо отесанными камнями. В России Петр I своими указами 1718 и 1721 наметил специальную программу охраны российских древностей. Он же положил начало скупке произведений искусства, в том числе античных статуй за рубежом. В дальнейшем, государственные указы о сохранении исторических памятников продолжали издаваться. В 1966 году было образовано Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. Многие историки активно в нем сотрудничали.

Формы исторической памяти народа:

1. Библиотека. Д.С. Лихачев библиотеки считал «самым главным в культуре любой страны», так как именно в библиотечных фондах сосредоточена историческая память народа. Книга, изначально является вещью публичной, рассчитанной на массовое производство, распространение и пользование. В это заключается ее выдающаяся роль в передаче и сохранении исторической памяти.

2. Музей, как и библиотека, призван транслировать историческую память. Музейный предмет - будь то произведение искусства или быта - может быть типичен или уникален, неповторим. Значительная часть музейных предметов обладает также свойством реликвийности по своему происхождению или принадлежности. Музейный предмет обладает способностью познавательного, зрительного и образного, эмоционального воздействия на человека.

3. Архив. Документ отличается от книги и музейного предмета достоверностью отражения исторической памяти. Документ обладает свойством юридической доказательности зафиксированного в нем факта, событий, явления, процесса и по этой причине подлежит обязательному хранению - вечному или в течении определенных сроков.

Библиотеки, музеи и архивы являются основными хранителями исторической памяти, но существуют так же и другие формы сохранения исторической памяти - 1) исторические песни (песни-славы, песни-плачи, песни-хроники, и т. д.), которые обладают конкретным историзмом. Сначала создается историческое событие, потом рождается жанр и предание, затем песенная форма; 2) исторические предания; 3) былины; 4) мифы; 5) баллады и т. д.

Памятники как тексты истории являются информационным и духовным ресурсом цивилизации, молчащим свидетелем перемен и противоречивых мнений.

Социальная память складывается в сознании народа исторически в виде исторических традиций, обычаев, преданий, исторических песен. Чаще всего в них находят свое отражение народная оценка исторических событий, явлений, личностей. Попытки искусственно создать новые традиции и обычаи, как правило не удается.

Историческая память является способом самопознания общества. Она сообщает обществу необходимые устойчивые знания. Например - если хотят подчеркнуть величие народа, то говорят, что его история уходит вглубь веков.

Историческая память нередко становится ареной идеологических конфликтов, душевных драм и трагедий. Переписывание истории, переоценка прошлого, свержение кумиров, ирония и насмешка разрывают хрупкую нить исторической памяти, изменяют энергетический потенциал культуры. Великие «отцы» становятся забытыми «дедами», новые памятники противоречат прежним ценностным ориентирам, мемориалы становятся бесхозными, книги оказываются не нужными. Примеров тому масса. Меняются экспозиции в музеях, восстанавливаются стертые цензурой имена на картинах и фотографиях, возрождаются старые памятники.

Память истории необходима каждой цивилизации. Потеря исторической памяти для народа равносильна потере памяти у человека. Человек утрачивая память перестает быть личностью.

История - коллективная память народа. Потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь бессмысленной, варварской. Таковы бесы Ф.М. Достоевского с их четкой программой: «Надобно, чтобы такой народ, как наш, не имел истории, а то что имел под видом истории, должно быть с отвращением забыто». В этом случае речь идет о коллективной памяти народа, массовом историческом склерозе. Беспамятство лишает возможности должным образом ориентироваться в настоящем и способности понимать, что надо делать в будущем.

В цепи времен «прошлое-настоящее-будущее» первое звено является самым значимым и самым уязвимым. Разрушение связи времен, то есть исторической памяти или сознания, начинается с прошлого. Что значит разрушить историческую память? Это значит, прежде всего, разорвать связь времен. Опираться на историю можно только если она связана цепью времен. Чтобы разрушить историческую память, надо рассыпать историю, превратить ее в несвязные эпизоды, то есть устроить хаос в сознании, сделать его фрагментарным. В этом случае из отдельных кусочков нельзя будет составить целостную картину развития. Это означает разрыв диалога между поколениями, что приводит к трагедии беспамятства .

Разрушить историческую память - значит изъять, конфисковать какую то часть прошлого, сделать его как бы не существующим, объявить его ошибкой, заблуждением.

Следует отметить, что экологию истории и культуры очень легко нарушить различными способами: революционными потрясениями, распашкой земель, кладоискательством, техническими просчетами, халатностью и равнодушием. Например, забыты имена Петра Бекетова, основателя пяти сибирских городов, в том числе Якутска; Курбата Иванова, первооткрывателя Байкала, заброшена деревня на реке Чусовой, откуда начал свой путь Ермак.

Большинство людей сегодня знает и помнит события Великой Отечественной войны, так как сохранились крепкие традиции воздания почести всем ветеранам и погибшим участникам войны, а многие ее события мы хорошо знаем по книгам и фильмам. Хуже ситуация обстоит с более ранними историческими событиями, очевидцы которых давно ушли из жизни. Возьмем например, некоторые события Первой мировой войны или Крымской войны - многие соотечественники мало знают о них. Также стирается память о многих ученых и общественных деятелях прошлого, прославивших страну.

Необходимо помнить, что наша земля способна рождать самых достойных и талантливых людей. К сожалению, о многих из них мы забываем. К таким людям относился губернатор Якутской области Иван Иванович Крафт, имя которого до ни давнего времени было известно только в узких кругах, несмотря на то, что он много сделал для развития сельского хозяйства, животноводства, ветеринарного дела, пушного промысла в Якутии. Развивал торговлю, способствовал статистико-географическому обследованию области, под его началом были открыты приюты для слепых, глухих, умалишенных, строились больницы и фельдшерские пункты, а также занимался городским благоустройством и т. д.

Связь времен рвется в периоды острых общественных кризисов, социальных потрясений, переворотов, революций. Потрясения революционного характера, приносящие с собой изменения общественного строя, порождали и самые глубокие кризисы исторического сознания. Однако исторический опыт показывает, что связь времен в конечном итоге восстанавливалась. Общество, во все временна, испытывает потребность в восстановлении связей с прошлым, со своими корнями: любая эпоха порождена предшествующим ей этапом исторического развития и преодолеть эту связь, то есть начать развитие с нулевой отметки не возможно.

Завоеватели всегда оскверняли и уничтожали исторические памятники, так как убить память народа - значит убить сам народ. Примером этому может служить разрушения фашистов в годы Великой Отечественной войны. А. Гитлер утверждал, что «было бы разумнее установит в каждой деревне громкоговоритель, чтобы таким путем информировать людей о новостях и дать им пищу для разговоров. Это лучше, чем допустить их к самостоятельному изучению политических, научных, исторических и тому подобное, сведений. И пусть никому в голову не приходит передавать покоренным народам по радио сведения о их прежней истории».

Историческая память по природе своей не имеет таких очевидных доказательств своего практического применения в жизни общества. Этот факт является одной из причин предрассудков, ставящих под сомнение или совсем отвергающих социальное значение исторического познания в жизни людей. К примеру Гегель говорил - «Народы и правительства ничему не учатся - каждое время слишком индивидуально», Ницше - «Историческая память угрожает гибелью от «затопления» чужим прошлым - историей. Из этого следует, что изучение прошлого ничему не учит или даже приносит вред. Возникает вопрос: «Почему до сих пор ни одно поколение людей не прибывало в беспамятстве, но в той или иной форме сохраняло память о своем прошлом?» Сохранять историческую память, прежде всего, помогают профессиональные историки. Историки и писатели вносят вклад в возвращение исторической памяти в более полном объеме.

В наше время литературные произведения (биографические книги, мемуары, исторические альманахи, посвященные тем или иным эпохам), фильмы передают представления о трагических страницах российской истории, могут возродить интерес общества к истории, стимулировать после просмотра фильма, прочитать книги по истории той эпохи или биографии их героев. Немалое значение имеет устная история, закрепленная в воспоминаниях участников событий. Их достоверность создает особый эмоциональный канал сопричастности к прошлому. Без осмысления прошлого, трудно понять настоящее и построить будущее. Поэтому важно хранить историческую память, знать события прошлого, жизнь и деяния великих людей нашего народа.

Список литературы:

  1. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 272 с.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...