Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Что изучает предмет мировая художественная культура. Что такое мировая художественная культура? Образовательные цели и задачи курса

Мировая художественная культура, как было отмечено выше, является базовым школьным предметом культурологического цикла. Данная дисциплина появилась в школе относительно недавно, с чем связаны основные сложности его преподавания.

Первая проблема возникает при определении предмета изучения МХК в школе. Название курса – Мировая художественная культура – оказывается очень широким, так что ограничивать объем и глубину изучаемого материала необходимо самому педагогу по собственному усмотрению. Заостряет данную проблему и то, что отсутствуют единый государственный стандарт образования по предмету (см.) и универсальная учебная программа.

Вторая сложность взаимосвязана с первой. Она заключается в резком несоответствии большого объема материала очень незначительному количеству учебного времени, выделяемому на его изучение. Одним из неблагоприятных условий решения этой проблемы является то, что в настоящее время Мировая художественная культура входит в региональный компонент среднего образования, то есть школы выбирают по своему усмотрению, в каких классах и в каком объеме будет преподаваться предмет. Это приводит к обострению несоответствия объемов материала и учебного времени.



Не менее значимой проблемой является отсутствие разработанной методической базы или обобщенного в публикациях опыта педагогов-культурологов.

Таким образом, преподаватель Мировой художественной культуры вынужден руководствоваться только собственными представлениями о предмете и вариантах реализации целей и задач его преподавания в средней школе.

Вместе с тем, Мировая художественная культура является необходимой для изучения в средней школе, так как усиливает гуманитарный цикл предметов (состоящий в старших классах из истории, литературы, основ права и основ современных цивилизаций – последние два преподаются обычно в течение полугода). Кроме того, в силу своей специфики позволяет школьнику создать более-менее целостную картину мира, объединяемую общим понятие «культура».

Исходя из этого, мы понимаем Мировую художественную культуру в школьном изучении не только как историю искусства, хотя этот компонент очень важен, и тем более не как исключительно изобразительное искусство, как иногда представляется на практике. Предмет изучения задается через базовое понятие – художественную культуру как совокупный процесс и результат творческой деятельности человека. Такой подход наиболее точно выражает специфику предмета и одновременно значительно усложняет задачу учителя тем, что еще больше расширяет предмет изучения, под которым подразумевается художественная культура в целом. Тогда Мировая художественная культура – название учебного курса, главной особенностью которого является интегративность, то есть способность собрать в единую картину мира разнородные знания учеников по разным учебным предметам, что позволяет сформировать у них целостное сознание.

Курс Мировая художественная культура в средней школе направлен на развитие учеников средствами художественной культуры; приобщение их к миру художественных ценностей; осмысление учащимися значения художественной деятельности в развитии индивидуума и общества в целом.

Таким образом, можно сформулировать цель курса МХК: приобщить обучаемого к художественной культуре; сформировать в нем готовность, способность и потребность в самостоятельно восприятии художественных ценностей; способствовать разностороннему развитию личности обучающегося. Данное понимание цели курса предполагает формирование в процессе изучения курса МХК самостоятельно мыслящей и активно воспринимающей художественные явления личности, которая способна обращаться к произведениям искусства в повседневной жизни за пределами школы.

Этим определено содержание курса, которое складывается из нескольких компонентов:

– изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязи и противоречиях;

– изучение мировоззренческих оснований творчества в разные эпохи у разных народов;

– изучение общих закономерностей художественного развития человечества.

Итогом изучения курса должны быть следующие знания, умения и навыки учеников:

– осмысление связей художественной культуры с другими сферами деятельности людей, ее связи с материальным и духовным миром человека;

– усвоения навыков общения с художественными произведениями разных видов искусства и жанров;

– создание художественной картины мира;

– создание образных представлений о разных типах культур в разные эпохи;

– владение эмпирическим материалом, навыком анализа произведений различных видов искусства.

Последний пункт не является самоцелью, хотя на практике ему отводится наибольшее внимание. Однако следует учесть, что механическое заучивание специфических черт разных видов искусства не даст ученику возможности составить целостное представление о мире и месте художественной культуры в нем, а лишь добавит еще одну строчку в дневниковой расписание. Акцент в учебной деятельности должен ставиться не на механическое заучивание новых понятий, а на общение и приобщение через материальную основу произведения (художественную форму) к его духовному смыслу и личностное развитие с помощью этого общения.

Структура школьного курса МХК. В настоящее время в большинстве школ на изучение Мировой художественной культуры отводится 3 года (8, 10 и 11 классы). В ряде школ ведется изучение предмета только в базовой средней школе (5–9 или 5–8 классы). Это обусловлено переводом МХК из обязательного (федерального) компонента образования в разряд предметов по выбору школы (региональный компонент образования), а также значительно возросшей в последние годы учебной нагрузкой детей в школе. В течение года на изучение МХК выделяется обычно 1 час в неделю, то есть всего 34 часа.

Курс МХК весьма сложен как для педагогов, так и для уча­щихся. Он требует большой подготовки от педагогов и готовно­сти к восприятию объемного материала учащимися, широты творческого мышления, умения сопоставлять и анализировать произведения.

Чтобы решить задачи, стоящие перед кураОм МХК, отме­тим некоторые методические особенности преподавания это­го предмета.

    Мировая художественная культура - самый объемный пред­мет в школе, объединяющий в себе элементы истории, литерату­ры, изобразительного искусства, музыки, театра; поэтому уроки не следует перегружать информацией. Обилие информации усложня­ет работу и педагога, и учащихся.

    На уроке нужно оставить время (паузы, мгновения) для созерцания, любования, восхищения, переживания, прочув­ствования искусства, особенно на первом этапе обучения, ког­да ученики еще только «входят» в этот предмет.

    Чтобы заинтересовать учащихся красотой человеческого творчества, нужно дать им свободу для высказываний и сохра­нить право на субъективную оценку произведений. Она может быть отрицательной и неверной с точки зрения общепринятого. При этом учитель без раздражения и возмущения принимает эту оценку. В классе может возникнуть беседа, спор, в котором бу­дут высказаны разные взгляды. Педагог тоже высказывает свое видение, но не в категоричной форме. Ученики, конечно, к нему прислушаются. Но в классе нужно оставить психологический момент недосказанности, «многоточия».

    Задача преподавателя - научить школьника быть объек­тивным в суждениях и для этого дать ему краткую схему анали­за произведений: оригинальное, интересное и актуальное для своего времени содержание; опора на сложившиеся ранее тради­ции (жанр, содержание); мастерство создателя данного произве­дения; соответствие выразительных средств замыслу и содержа­нию произведения; характерные черты эпохи, направление к которому принадлежит анализируемое произведение (народное, религиозное, светское); выражение в нем мировоззрения време­ни, понимания мира и места человека в этом мире.

    Личное эмоциональное восприятие произведения, свое от­ношение к нему (по желанию).

    Подход к художественной культуре, особенно на первых порах, должен быть не академически сухой, построенный на анализе выразительных средств (что многим сложно и не нуж­но), а на понимании главного замысла произведения, общего содержания, эмоционального отношения к увиденному, про­читанному, услышанному. Это во многом зависит от педагога, как он сам будет рассказывать о Произведениях.

Вспомним рассказ В. Дорошевича «Петроний оперного партера», посвященный известному музыкальному критику прошлого века С.Н. Кругликову:

« ...Можно и Венеру Милосскую описать так:

    У нее правильное лицо. Грудь развита нормально. Дефек­тов в сложении не замечается. И, к сожалению, недостает рук.

Так тысячи критиков, добросовестных критиков изо дня в день описывают спектакли, искусство, артистов.

Но кого интересует эта:

    Безрукая статуя?

Эта женщина:

:- С нормально развитой грудью, лицом чистым, носом уме­ренным, подбородком обыкновенным?

Восторгался ли Кругликов Венерою Милосской или бранил ее, - но он судил ее как Дон Жуан, а не Лепорелло.

И в этом был секрет его обаяния на публику.

Он писал с улыбкой».

    Затронув проблему «.исполнения» урока, ибо от исполни­тельского мастерства педагога зависит и успех занятия, ска­жем несколько слов о речи педагога.

Речь может быть сдержанной, интонационно маловырази­тельной, ритмически однообразной. Для ее восприятия такой речи нужно большое напряжение, сосредоточенность и внима­ние. Но при таком внешне скромном «звучании» содержание речи может быть очень интересным, захватывающим логикой мысли, ясностью изложения.

Речь может быть, наоборот, очень эмоциональной, в боль­шом динамическом интонационном диапазоне, ритмически разнообразной: с включением небольших смысловых пауз, ус­корением и замедлением темпа. Такая речь близка к артисти­ческой, ораторской, увлекающей темпераментом и страстнос­тью. В сочетании с глубокой содержательностью она, как пра­вило, производит очень сильное впечатление. Но нередко такая речь служит и «внешним» прикрытием для отсутствия настоя­щего серьезного содержания.

Наконец, третий тип речи, когда эмоциональность находится на оптимальном среднем уровне: не воспринимается однообраз­ной и вялой и не претендует на артистическую яркость.

Интересно сравнить различные по характеру речи известных судебных адвокатов из книги «Судебные речи известных рус­ских адвокатов» (М., 1958).

К.К. Арсеньев. «Ему не были свойственны эффектные ти­рады, красивые фразы и пламенное красноречие. Его речь от­личалась скупостью красок и художественных образов. Он ста­рался убедить суд скупыми, но четкими суждениями, точны­ми характеристиками и доводами... Стиль его речей, так же как и печатных произведений, - ровный, деловой, спокойный, лишенный нервных порывов и резкостей. Как отмечают совре­менники К.К. Арсеньева, он говорил плавно, но быстро».

Ф.Н. Плевако. «Главная его сила заключалась в интонациях, в подлинной, прямо колдовской заразительности чувства, кото­рыми он умел зажечь слушателя. Поэтому речи его на бумаге и в отдаленной мере не передают их потрясающей силы».

    Д. Спасович. «В числе многих и многие годы я восхищал­ся его оригинальным, непокорным словом, которое он вбивал, как гвозди, в точно соответствующие им понятия, - любовал­ся его горячими жестами и чудесной архитектурой речи, нео­тразимая логика которых соперничала с глубокой их психоло­гией и указаниями долгого, основанного на опыте житейского раздумья». I

    А. Андреевский. «Основной особенностью его как судеб­ного оратора является широкое внесение литературно-художе­ственных приемов в защитительной речи. Рассматривая адво­катскую деятельность как искусство, он защитника называл «говорящим писателем»... Его современники говорили, что слог С.А. Андреевского прост, ясен, хотя и несколько напы­щен... Речи его стройные, плавные, полные ярких запоминаю­щихся образов...»

П.А. Александров. «Наиболее характерным для судебного оратора мастерства П. А. Александрова является твердая ло­гика и последовательность суждений... Не обладая способно? стью создавать яркие образы, он, однако, всегда стремился к упрощению речи, прилагал много усилий к тому, чтобы сде­лать ее доступной и понятной».

Конечно, речь педагога камернее, скромнее, проще. Она долж­на сохраняться в пределах «педагогической профессии» и не пе­реходить в профессию адвоката, оратора, артиста. Тем не менее те достоинства, которые отмечаются в выступлениях адвокатов,

могут быть и достоинствами речи педагога. Владение богатым образным литературным языком, несомненно, поможет в рабо­те. Отказ от шаблонов и ходовых выражений позволит придать объяснению, рассказу живой, увлекательный характер.

    Педагогу нужно обратить внимание на то, как он ведет объяснение. Использование искусствоведческих терминов бу­дет усложнять его восприятие. Речь не должна быть чрезмерно сложной или, наоборот, слишком упрощенной. Но при любом уровне сложности существуют условия: простота, убедитель­ность, ясность изложения.

«В отношении слов, употребляемых в собственном значении, достойная задача оратора заключается в том, чтобы избегать затасканных и приевшихся слов, а пользоваться избранными и яркими, в которых обнаруживается известная полнота и звуч­ность» (Цицерон).

    Урок желательно наполнить радостью от общения с кра­сотой, с великим наследием мировой культуры, радостью по­знания, эстетического наслаждения, радостью размышлений, рассуждений, радостью узнавания уже известного. На уроке нужно создать атмосферу «влюбленности», ожидания откры­тий, запланировать материал «для удивления». Это может быть ваше как бы неожиданное наблюдение, догадка или сомнение, которое вы предлагаете классу разрешить.

    Необходимо учитывать готовность или неготовность уча­щихся к восприятию той или иной темы или произведения. Отсюда определяются степень глубины и сложности их раскры­тия. Быть может, для первого-знакомства нужно сознательно ограничить информацию об изученном произведении.

    Уроки не должны быть однотипными по строению и не­пременно иметь кульминацию. Она может быть в начале уро­ка, в середине или в конце. Наконец, важно продумать, какая будет кульминация: торжественная, восторженная, драмати­ческая, трагедийная, лирическая. Конечно, это зависит от со­держания произведения, которое педагог «приберег» для куль­минации урока. Но кульминация может быть не только «гром­кой» , но и «тихой», когда педагог говорит почти шепотом, или возникает немая сцена, когда замирают звуки музыки, или все в восхищении смотрят на картину, потрясшую воображение учеников.

Урок должен волнообразно развиваться, иметь подъем и спад, ускорение и замедление темпа, усиление и затухание громкости речи. В этом есть некая закономерность пульсации жизни.

    Урок должен строиться на принципе контраста, что так­же будет оживлять его. Контраст может возникнуть при смене" произведений, относящихся к разным видам искусств: литера­туре, архитектуре, ИЗО, музыке, театру, или при разборе раз­ных по содержанию произведениях: о Вселенной, о природе, об обществе, о человеке.

    Не следует стремиться к одинаково глубокому разбору всех произведений. На это просто не хватит времени. Поэто­му ознакомление должно быть «разноуровневым». Какие-то произведения проходят как фон (но обязательно в соответ­ствии с данной эпохой и темой урока). Например, несколько картин образуют фоновый изобразительный ряд или фоном зву­чит музыка. О некоторых произведениях дается лишь краткая информационная справка. И, наконец, одно или несколько про­изведений достаточно широко разбираются как наиболее харак­терные, раскрывающее суть темы.

    На одном уроке обязательно должны рассматриваться два-три вида искусства (литература, ИЗО, музыка), чтобы вы­явить единство в художественном отражении мира.

    Чтобы активизировать мышление учащихся, необходимо обращаться к их знаниям по истории, литературе, музыке, ИЗО.

    Для развития самостоятельного мышления педагог сна­чала сообщает краткую информацию о произведении: кем со­здано, когда, т. е. подводит к восприятию произведения; затем произведение читают, смотрят, слушают и определяют свое эмоциональное отношение. После этого дается анализ: принад­лежность к направлению искусства (народному, религиозно­му, светскому профессиональному); содержание, замысел, предназначение, выразительные средства (особенность литера­турного языка, архитектурных форм, цветовой гаммы, линий, звучания музыки и т. д.) как отражение в данном произведе­нии времени, страны, эпохи, мировоззрения.

    Схемы примерного расположения материала на уроке.

    характеристика эпохи - показ произведений - выводы.

Объяснение нового материала: от общего к частному и вывод.

После характеристики культуры страны или стиля рассматрива­ются общие положения на примере конкретных произведений, которые выбирает педагог. В конце урока дается обобщение, дела­ются выводы, логический «мостик» к началу объяснения;

    показ и разбор произведений - обобщение, вывод. Объяс­нение нового материала: от частного к общему. Происходит зна­комство с тремя произведениями или более разных видов ис­кусства. В конце урока делается вывод;

    тезис урока (главная мысль) - произведение (разбор) - тезис (главная мысль) - произведение (разбор) - вывод (обоб­щение). Такая схема урока подходит, когда нужно подтвердить главную мысль, каждый раз поясняя ее, на разных произведе­ниях;

    обсуждение двух-четырех произведений - выводы.

Для обсуждения предлагаются контрастные по содержанию,

или разностилевые, или принадлежащие разным эпохам про­изведения. Сначала дается информация, необходимая для даль­нейшего обсуждения, или сразу учащимся предлагается само­стоятельное осмысление. В заключение педагог приводит кон­кретную информацию, связанную с историей создания этих произведений.

    При раскрытии каждой темы нужно хотя бы кратко отме­тить сквозные линии: представление о мире и о месте человека; нравственный и эстетический идеалы эпохи, представление о красоте; характерные черты культуры данной страны: природа, общественный строй, мировоззрение, религия, быт, фольклор, легенды, сказки, мифы; стиль искусства: романский, готичес­кий или стиль древнеегипетского, древнегреческого, древне­римского, византийского, древнерусского искусства и т. д.

    Имея такой обширный материал необходимо использо­вать метод сравттрчий, сопоставляя произведения одинаковых жанров, видов искусства, но относящихся к разным эпохам. На­пример, архитектуру Древнего Египта и Древней Греции; ро­манский стиль и готику; мифы Древнего Египта и Древней Гре­ции; два образа природы; две иконы разных эпох или картину и икону с изображением Богородицы.

    Контролировать знания учащихся необходимо в разно­образных формах: устный, письменный опросы, диалог, дис­пут, обсуждение, беседа, выступление (небольшое сообщение), сочинение.

    МХК - самый объемный предмет в школе, при этом на него отводится меньше всего часов. Перегруженность информа­цией на уроках не вызовет положительной реакции ни у учащих­ся, ни у самого педагога. Поэтому необходимо учитывать возраст учащихся при рассмотрении художественных произведений.

    Педагог сам выбирает те произведения из большого спис­ка программы, которые он считает нужным изучать в данном классе.

Итак, каждый раз решается задача, в которой известна ин­формация и нужно определить путь, выбрать наиболее подхо­дящую формулу для ее решения. В информационный матери­

ал надо «вдохнуть жизнь», определить темп, форму, характер и образ урока.

И последнее. Чтобы учащимся дать широкое представление о развитии мировой культуры во всем ее многообразии, нужно об­ращаться к тому материалу, который они изучают на уроках обще- ственно-гуманитарного цикла, к знаниям и умениям, полученным на занятиях по истории, литературе, ИЗО, музыке.

Мировая художественная культура - предмет, рассматривающий общие закономерности развития художественной культуры, составляющие ее различные виды искусства в их взаимосвязях, жизненные корни искусства, его активную роль в жизни людей.

Цель предмета - силой воздействия различных искусств в их комплексе сформировать духовный мир школьника, его нравственность, эстетическую восприимчивость.

Задачи преподавания мировой художественной культуры состоят в том, чтобы, создавая условия для живого общения учащихся с произведениями мирового искусства на уроке, внеклассных занятиях и во внешкольной жизни:

  • - обогащать их духовный мир, воспитывать чувства и вооружать их опытом поколений;
  • - развивать у них понимание искусства, способность быть читателем, зрителем, слушателем.
  • - дать сумму знаний по предмету, помогающих раскрыть перед учащимися наиболее важные закономерность сложного процесса развития мировой художественной культуры, распознать особенности образного языка искусств;
  • - воспитывать у школьника любовь к искусству, способность наслаждаться красотой, испытывать чувство счастья от общения с прекрасным;
  • - пробуждать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
  • - развивать у школьников воображение и творческие способности;
  • - формировать у учащихся мировоззрение, умение масштабно мыслить и делать обобщения, видеть общее в разных произведениях искусства.

Образовательные цели и задачи курса:

  • - изучение шедевров мирового искусства, созданных в различные художественно - исторические эпохи, постижение характерных особенностей мировоззрения и стиля и выдающихся художников - творцов;
  • - формирование и развитие понятий о художественно - исторической эпохе, стиле, и направлении, понимание важнейших закономерностей их смены и развития в истории человеческой цивилизации;
  • - осознание роли и места Человека в художественной культуре на протяжении ее исторического развития, отражение вечных поисков эстетического идеала в лучших произведениях мирового искусства;
  • - постижение системы знаний о единстве, многообразии и национальной самобытности культур различных народов мира;
  • - освоение основных этапов развития отечественной (русской и национальной) художественной культуры как уникального и самобытного явления, имеющего непреходящее мировое значение;
  • - знакомство с квалификацией искусств, постижение общих закономерностей создания художественного образа во всех его видах;
  • - интерпретация видов искусства с учетом особенностей их художественного языка, создание целостной картины их взаимодействия.

Воспитательные цели и задачи курса:

  • - помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно - ценностные ориентиры;
  • - способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
  • - подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
  • - развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
  • - создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.

Развитие творческих способностей школьников реализуется в проектных, поисково-исследовательских, индивидуальных, групповых и консультативных видах учебной деятельности. Эта работа осуществляется на основе конкретно - чувственного восприятия произведения искусства, развития способностей к отбору и анализу информации, использования новейших компьютерных технологий. К наиболее приоритетным следует отнести концертно-исполнительскую, сценическую, выставочную, игровую и краеведческую деятельность учащихся. Защита творческих проектов, написание рефератов, участие в научно - практических конференциях, конкурсах и экскурсиях призваны обеспечить оптимальное решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовить их осознанному выбору будущей профессии.

Основные дидактические принципы. Программа предусматривает изучение МХК на основе единых подходов, исторически сложившихся и выработанных в системе образования.

Принцип непрерывности и преемственности предполагает изучение МХК на протяжении всех лет обучения в школе. Избранные исторический и тематический подходы к изучению курса обеспечивают осуществление преемственности на каждом из этапов материалов, близкий в историческом или тематическом плане, раскрывается и обобщается на качественно новом уровне с учетом ранее изученного. Например, если античная мифология в 5 классе изучается в нравственно - эстетическом аспекте, то в 10 (11)классе античность осознается как уникальная культурно - историческая эпоха, колыбель человеческой цивилизации.

Принцип интеграции. Курс МХК интегративен по своей сути, так как рассматривается в общей системе предметов гуманитарно-эстетического цикла. Во - первых, программа раскрывает родство различных видов искусства, объединенных ключевым понятием художественного образа. Во - вторых, в ней особо подчеркнуты практическая направленность предмета МХК, прослеживается его связь с реальной жизнью.

Принцип вариативности. Изучение МХК - процесс исключительно избирательный. Он предусматривает возможность реализации на основе различных методических подходов с учетом конкретных задач и профильной направленности класса. Вот почему в программе предусмотрено неотъемлемое право учителя вносить изменения в распределение часов на изучение отдельных тем (сокращать или увеличивать их количество), выделять крупные тематические блоки, намечать последовательность их изучения. Вместе с тем любой выбор и методическое решение, сделанное учителем, должно соотноситься с образовательным эффектом, не разрушать логики и общей образовательной концепции программы. Максимальный объем тематических разворотов (особенно в старших классах) обусловлен не только увеличением количества часов, но и возможностью выбора.

Принцип дифференциации и индивидуализации. Процесс постижения искусства - процесс глубоко личностный и индивидуальный. Он позволяет на протяжении всего учебного времени направлять и развивать творческие способности ученика в соответствии с общим и художественным уровнем его развития, личными интересами и вкусами, возможность выбора в основной и профильной школе - залог успешного развития творческих способностей школьников.

В условиях многонациональной российской системы образования учителю предоставляется возможность более широкого использования национально - регионального компонента за счет вариативной части Базисного учебного плана. При этом учитывается специфика развития региональных культур, определенная особенностями национального состава населения, сложившимися культурными традициями и религиозными представлениями о мире. Так, например, отбирая материал для изучения о народных промыслах, героическом эпосе, праздниках и обрядах, танцах и музыке, учитель вправе обратиться к лучшим художественным достижениям своего народа, дать учащимся почувствовать их национальное своеобразие, уникальность и самобытность.

Это особенность построения курса МХК продиктована спецификой искусства, обладающего универсальным языком общения между народами. Она позволяет в общем и мировом увидеть частное и индивидуальное, способствует пониманию друг друга через вечные, непреходящие ценности, воспитывает взаимное уважение к культурам других народов.

Окружающая жизнь человека предлагает разные понимания мира, разные точки зрения на осмысление его. Сегодня человек ищет ответ на важные вопросы земного бытия: каков мир и место человека в нем? Что является сегодня нравственным эталоном? Что есть красота и что является эстетическим идеалом?

Предмет МХК нужен школе, и нужен именно как предмет искусства, имеющий уникальные возможности влияния на духовный мир школьника, возделывающий, культивирующий их души. На уроке учитель должен обладать высоким педагогическим мастерством, заключающемся в свободном владении приемами и средствами организации художественно - педагогического общения, мастерством, которое можно сравнивать с художественным творчеством.

Одной из главной проблем преподавания предмета в современной школе является проблема выбора методов обучения, составление календарно - тематического планирования, а так же разработка урока на основе метода художественно- педагогической драматургии. Преподавание МХК зависит и от особенностей каждого учебного заведения, которые определяют систематичность изучения предмета по годам, количество часов на изучение предмета в неделю, отбор художественного материала, выбор той или иной программы обучения.

Концепцию изучения художественной культуры можно представить следующим образом:

  • 1. Цель (основная) курса - воспитание художественного вкуса учащихся, повышение уровня их художественного развития, формирование представления о художественной культуре как части духовной культуры, приобщение школьников к общечеловеческим и национальным ценностям в различных областях художественной культуры, освоении художественного опыта прошлого и настоящего.
  • 2. Курс «МХК” ставит своей задачей выявить логику художественного развития человечества через знакомство с выдающимися достижениями культуры, раскрыть ведущие его закономерности, показать основные этапы и периоды становления систем художественно - образного видения мира в разные эпохи у разных народов Земли.
  • 3. Содержание курса как предмета должно складываться из следующих компонентов:
    • - изучение различных видов художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях;
    • - изучение разнообразных проявлений художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно - историческую эпоху;
    • - изучение общих закономерностей художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.

Для того чтобы освоение мира художественной культуры учащимися было более эффективным в процессе обучения нужно предусмотреть три обязательных и взаимосвязанных звена:

  • 1) классные уроки;
  • 2) внеклассные мероприятия;
  • 3) самостоятельная деятельность.

Кратко охарактеризуем каждую из названных форм:

· Классные уроки проходят в условиях учебной аудитории, класса.

Урок предполагает наличие нескольких необходимых частей: опрос домашнего задания - ответ - объяснение нового материала (лекция) - заключение - домашнее задание. Состав и порядок следования частей урока можно менять в зависимости от целей и задач занятия, от его темы, от места, которое занимает данной занятие в процессе изучения курса, от уровня активности учащихся их подготовленности к уроку и т.д.

Объяснение нового материала (лекционная часть) необходима как информационная и методологическая основа для самостоятельной деятельности учащихся. В лекции важно излагать ведущие идеи и понятия, раскрывая сущность художественной культуры. Поскольку содержание лекций охватывает большой по объему материал, учащимся важно помогать систематизировать информацию, получаемую на лекциях. Этой цели может служить опорный конспект. Необходимо на таких уроках и иллюстрирование - эмоциональная и познавательная составляющая лекции.

· Самостоятельная часть - один из компонентов обучения. Основная цель самостоятельной работы - развитие способности к самостоятельному восприятию и анализу художественных явлений в их взаимосвязях, выявление личной позиции в сфере художественной культуры.

В самостоятельной части учащиеся демонстрируют выполнение заданий, именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников. В процессе выполнения разнообразных заданий учащимися приходится демонстрировать поведенческие, речевые и другие навыки и умения.

Продуктивная часть - третий компонент занятий МХК. Значение его в том, что в продуктивной части реализуются результаты деятельности учителя и учащихся. В ней они демонстрируют выполнение зданий, предложенных в самостоятельной части занятия. Именно здесь закладываются критерии деятельности учащихся, определяются эталоны оценки проделанной работы. Задача заключается в том, чтобы шаг за шагом, на основе совместных усилий совершенствовать уровень выполнения заданий, мастерство и вкус учеников.

  • · Внеклассные мероприятия - еще одно обязательное звено в организации процесса обучения МХК. Это вполне свободная область деятельности, которая не может оставаться вне поля зрения учителя, ибо именно в этой области учащиеся, как правило, приобретают собственный опыт художественно - творческой деятельности. Важно, чтобы учащиеся накапливали опыт такой художественно - творческой и эстетической деятельности в самых разных областях:
    • Ш литературной (сочинять стихи, писать рассказы, дать рецензию на чью - то художественную деятельность и т.п).;
    • Ш изобразительной (рисовать, лепить, вырезать, рецензировать работы товарищей, составлять экспозиции выставок и т.п).;
    • Ш музыкальной (организовывать музыкальные вечера и т.п).;
    • Ш театральной, танцевальной и т.д.

Необходимым условием эффективности занятий по МХК должна стать опора на принцип активной личной вовлеченности каждого в учебный процесс и это нельзя путать с простым повышением активности учеников на уроках.

Как контролировать процесс освоения содержания курса МХК? Деятельность не может быть саморегулирующейся системой, если учащиеся не получат информации об эффективности проделанной работы, представления о ее результатах.

Процесс оценивания осуществляется в несколько этапов:

  • 1 этап - самостоятельные оценочные действия (ученикам предоставляется право проставить оценки).
  • 2 этап - оценка через совместную деятельность (например, в работе пар постоянного состава и в работе динамических пар итог совместной деятельности фиксируется в тетрадях). Каждый член пары записывает в тетрадь другого развернутую оценку деятельности соседа по парте.
  • 3 этап - коллективное обсуждение проделанной работы.
  • 4 этап - оценочную деятельность совершает учитель.

Итоговый анализ и оценка имеют значение не только для учащихся, но и для учителя, поскольку позволяет ему все более глубоко осуществлять диагностику знаний и умений, отношения к обучению учеников.

Педагог должен построить изучение различных видов искусств таким образом, чтобы доминировали не научные категории, а чувства и эмоции, учить важно не искусству, а искусством.

Важными являются такие качества личности учителя: призвание и многогранность проявляемых интересов, интуицию, педагогический такт, эмоциональную уравновешенность, эмпатию, толерантность, высокий уровень профессионализма, проявляющийся в знании своего предмета, а также комплекса социально - философских, психолого-педагогических и прикладных наук.

Эти составляющие педагогического мастерства одинаково важны для учителя любого профиля, в том числе и художественно - эстетического. Педагогическое мастерство способствует выполнению требований к преподаванию конкретного учебного предмета.

В области преподавания предметов искусства среди таких требований стоит выделить следующие:

  • - личностно - ориентированную направленность преподавания;
  • - полипрофессиональный подход к преподаванию;
  • - художественно - творческий характер преподавания.

Выбор данных требований связан с той спецификой художественного познания мира, которая характерна для всех предметов художественно - эстетического профиля и придает им статус предметов искусства. Вместе с тем учебный предмет «Мировая художественная культура”, обладает и другим своеобразием - мировоззренческой направленностью, интегрированным характером, полихудожественностью, множеством подходов к содержанию предмета и его преподаванию. Рассмотрим перечисленные требования к преподаванию через призму такого своеобразия.

Личностно - ориентированная направленность преподавания мировой художественной культуры (как и других предметов искусств) связана с целевыми установками образования и социальными функциями искусства. Условно сгруппируем их парами:

  • - преобразовательная и оценочная функция искусства способствует развитию эмоционально - ценностной сферы ученика;
  • - познавательная функция искусства влияет на его интеллектуальную сферу;
  • - коммуникативная оказывает воздействие на социально - культурное развитие.

Концептуальная линия, выдвинутая Л.М. Предтеченской, в основе личностно - ориентированного преподавания мировой художественной культуры лежит художественный способ познания окружающего мира. Такой способ познания предполагает эмоционально - нравственный отклик школьников на искусство и окружающую действительность на основе художественно - образного восприятия.

Полипрофессиональный подход к преподаванию заложен в полипредметной основе МХК. Преподавание этого предмета имеет широкие возможности в личностном развитии обучающихся, связанные с представленностью в нем разных видов искусств. Этому способствует и тот факт, что предмет «Мировая художественная культура”, имея полипредметную основу и включая в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин, позволяет школьникам рассматривать знания о мире и человеке на качественно новом целостном уровне.

Исследования известных педагогов, работающих в системе базовой подготовки педагога художественного профиля, обращали внимание на полипрофессиональные функции их деятельности (О.А. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Л.А. Неменская, Т.В. Челышева), а значит, и на полипрофессиональный подход к преподаванию предмета МХК. Такое деление весьма условно. Оно необходимо, чтобы подчеркнуть многогранность профессиональных действий учителя, требующих от него предполагаемого эффекта по каждой из этих функций, но проявляющихся на практике целостно.

С одной стороны, преподавание МХК обусловлено общепедагогическими функциями учителя, реализующимися при решении воспитательных и обучающих задач. С другой -- психологическими функциями, обеспечивающими многогранное развитие личности обучающегося и межличностное взаимодействие на уровне субъект-субъектного общения в триаде «автор -- учитель -- ученик». Данные функции реализуются, как известно, в процессе преподавания любого предмета искусства. Однако в МХК они окрашены специфическими функциями, отличающимися от предметов «Музыка», «Литература», «Изобразительное искусство». В «Мировой художественной культуре» более глубоко осуществляется искусствоведческое и культурологическое образование старшеклассников, которое имеет как обобщающий, так и конкретный характер. Выстраивается цепочка: исходная эпоха -- художественное направление (течение) -- авторская позиция -- ее транслятор (исполнитель) -- ее адресат (читатель, зритель, слушатель) -- система эмоционально-интеллектуальных отношений, взглядов, позиций -- социум и новая эпоха.

Существует некоторое отличие творческой направленности преподавания МХК от других художественных дисциплин. В процессе преподавания музыки, литературы и изобразительного искусства активно осуществляется прикладное исполнительство учащихся, которое носит весьма конкретный характер (пение, рисование, художественное конструирование, танцы, чтение стихов и прозы и пр).. Преподавание МХК не исключает такого исполнительства, но предполагает еще художественное творчество старшеклассников в разных интегративных видах, таких как сочинительство, режиссура, актерское творчество, творчество сценариста и др.

Целесообразно рассматривать художественно-творческий характер занятий как одно из важных требований к преподаванию мировой художественной культуры, как существенный компонент специфической деятельности учителя. Такой характер обусловлен психологией искусства, его творческим потенциалом и педагогической организацией художественно-творческого процесса.

Художественно-творческий характер преподавания следует рассматривать через три психологических свойства искусства: искусство как познание, искусство как катарсис, искусство и жизнь.

Опираясь на исследования Л.С. Выготского, определим искусство как «особый способ мышления», так как «механизм психологических процессов, соответствующих произведению искусства», заключается в том, что «основой художественного переживания становится образность, а общим его характером делаются обычные свойства интеллектуального и познавательного процесса».

В связи с этим художественно-творческий характер преподавания МХК (как и любого другого предмета искусства) проявляется прежде всего в эмоциональном отклике учеников на художественный образ, что мотивирует их на его осознание. Мыслительные процессы, интеллектуальные операции -- это «как бы результат, следствие, вывод, последействие художественного произведения» . Следовательно, художественно-творческий характер как одно из требований к преподаванию МХК выражается в том, что разное толкование произведений искусства есть результат разного их проживания, а это, в свою очередь, зависит от свойств конкретной личности.

Другой важной стороной художественно-творческого характера преподавания МХК является «катарсис эстетической реакции», заключающийся, по мнению Л.С. Выготского, в превращении аффектов, которые являются особенностью всякого искусства, «в их самосгорании, во взрывной реакции, приводящей к разряду тех эмоций, которые тут же были вызваны…». То есть при восприятии искусства, с одной стороны, у обучающегося возникают чувства, с другой -- фантазии, которые основаны на аффектах и вызывают эстетическую реакцию. «На этом единстве чувства и фантазии и основано всякое искусство».

Произведение любого вида искусства, рассматриваемое в процессе преподавания МХК, «становится сильнейшим средством для наиболее целесообразных и важных разрядов нервной энергии». Это делает проживание произведения искусства моментом душевной разрядки (гр. кatharsis -- очищение), которую испытывает обучающийся в процессе сопереживания, что и определяет его эмоционально-ценностное развитие.

Психологическим фактором в художественно-творческом характере преподавания МХК является то, что искусство, совершая катарсис и вызывая в человеке самые важные личные потрясения, осуществляет при этом социальное действие. По меткому выражению Л.С. Выготского, «искусство есть общественная техника чувства, орудие общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа». То есть искусство есть механизм как личностного, так и общественного развития.

Мировая художественная культура раскрывает специфику и своеобразие духовного и эстетического опыта человечества, обобщает имеющиеся у человека представления об искусств. Этот предмет входит в базисный учебный план и является обязательным для изучения.


Понятие культура. Принципы изучения художественной культуры.

Мировая художественная культура – целый перечень научных дисциплин:

История искусства (а также его философия и психология)

Эстетика (изучение форм прекрасного в художественном творчестве)

Культурология (комплекс исследований культуры в целом)

Культурная этнография (наука, изучающая материальную и духовную народов-этносов)

Семантика культуры (изучение культурных объектов с точки зрения выражаемого ими смысла)

Семиотика культуры (рассмотрение культуры как системы знаков)

Герменевтика (изучение принципов трактовки и истолкования культурных объектов)

Онтология культуры (взаимосвязь культуры и универсальных законов бытия)

Эпистемология культуры (изучение форм познания, основанных на культурном наследии)

Аксиология (рассмотрение утверждаемых культурой ценностных ориентиров)

Что такое культура? Латинское происхождение слова отсылает нас к существительному colere «взращивание», «возделывание». Но единого определения нет.

Классификация определений понятия «культура» испанского культуролога Альберта Кафанья.

1) определения, отталкивающиеся от понятия социального наследия (Эдвард Сепир:«культура есть любой социально унаследованный элемент человеческой жизни - как материальной, так и духовной »)

2) определения, отталкивающиеся от понятия научаемых форм поведения (Джулиан Стюарт: «Культуру обычно понимают как приобретенные способы поведения, передающиеся социально... »)

3) определения, опирающиеся на понятие идей (Джеймс Форд: «... культура может быть в целом определена как поток идей, перетекающий от индивида к индивиду посредством символического поведения, вербального обучения или имитации »)

4) определения, отталкивающиеся от понятия сверхорганического (т.е., лежащего за пределом чувственного восприятия), - интеллектуального, эмоционального, духовного)

Культура – это совокупность социально наследуемых материальных и духовных элементов человеческой жизни: физических объектов, создаваемых человеком, трудовых навыков, поведенческих норм, эстетических образцов, идей, а также умение их сохранять, использовать и передавать потомкам.

Разделение культуры на материальную и духовную. Принято считать, что материальная представляет собой предметы труда, жилище, одежду, транспортные средства, средства производства и т. д. Но этот вид культуры представлен не только определенными предметами, он включает в себя знания, способности и навыки личности, занимающейся процессом производства. Физическое развитие человека также является частью этой культуры. Духовная культура -- это искусство, религия, образование, наука и уровень внедрения ее достижений в быт и производство, традиции, обычаи, обряды, медицина, степень развития потребностей и интересов людей в материальном и духовном планах. Сюда также можно включить отношения между людьми, а также отношение человека к себе и природе…

Такое разделение правомерно, но принимать его как безусловную истину не стоит. На это указывает, например, русский философ Николай Бердяев: «Всякая Культура (даже материальная Культура) есть Культура духа, всякая Культура имеет духовную основу - она есть продукт творческой работы духа… ». Иными словами, всякая материальная культура имеет своей причиной духовную культуру, а следствием то или иное духовное же состояние. Скажем, мобильный телефон, имеющийся у каждого из Вас – объект материальной культуры, но его существование возможно лишь благодаря культуре духовное (область науки), а его результатом является Ваше духовное состояние (например, феномен смс-мышления).


Художественная культура
- это мир искусства, которому свойственно взаимодействие с обществом и другими видами культуры. Этот вид культуры является продуктом художественной деятельности человека. Художественная культура Она включает в себя следующие составные части:

Художественное производство,

Искусствоведческие науки,

Художественную критику,

- «потребление» произведений искусства (слушателями, зрителями, читателями).

Очевидно, что первые три из этих составляющих предполагают профессиональную вовлеченность в художественную сферу (в роли художника (в широком смысле этого слова), искусствоведа, критика). Четвертая же касается непосредственно нас с Вами.


Задача курса МХК
: обретение человеком статуса «компетентного» потребителя(зрителя, читателя, слушателя), обладающего определеннымипознаниями в области искусства и пониманием закономерностей, согласно которым искусство существует и развивается.

Для того, чтобы изучить ту или иную научную дисциплину, нам нужно избрать своего рода «наблюдательный пункт» - т.е., наше положение во времени и пространстве относительно изучаемых явлений. Французский философ Анри Корбен называет эту точку «историал».

Когда речь идёт о научных дисциплинах велика вероятность того, что историал совпадет с точкой, обозначающей состояние современного человечества. Т.е., скажем, физику мы будем изучать, исходя большей частью из современных тезисов, выдвигаемых этой наукой. Т.е., научный историал безличен и более или менее неподвижен: мы анализируем физические гипотезы, выдвинутые в 4 в. до н.э. (например, идею атомов за авторство Демокрита) и молекулярную теорию 19-го века исходя из одних и тех же научных данных, принадлежащих веку 21-му.

Возможен ли такой подход к области искусства? Можем ли мы изучать, например, древнегреческое искусство, пребывая на позициях современности (современных научных данных, социального устройства, технических возможностей, эстетических тенденций)и нашей культурной и национальной идентичности (традиций, актуальной системы ценностей, религиозных воззрений и т.д.)? То есть, можем ли мы изучать тексты Гомера, всецело оставаясь русскими людьми 21-го столетия, живущими в эпоху информационного общества, демократических ценностей, воспитанных в русле христианской и пост-христианской культуры? Нет, не можем, потому что в этом случае мы просто останемся равнодушны и глухи к этим произведениям; всё, что мы сможем о них сказать – это, какую-нибудь бессмысленную и банальную чушь - мол, это «шедевры» и их «должен знать каждый»…Что же нам делать? Ответ: сдвинуть наш историал в ту пространственно временную точку, когда эти произведения создавались (в случае с Гомером это будет Древняя Греция архаического периода). Интеллектуально и эмоционально это будет означать – попытаться понять и прочувствовать гомеровские поэмы так, как их чувствовали и понимали современники автора и сам автор. Тогданаш историал будет личностным и подвижным. Тогда мы сможем хотя бы что-то понять. Вот это перемещение историала – это, пожалуй, самое технически трудное, что нам предстоит. Потому что оно требует от нас постоянно видоизменять свое мышление, постоянно освобождаться от стереотипов современности. Это действительно непросто, и это требует практики.

Зачем нам всё это нужно ? Современный русский философ Гейдар Джемаль сравнил человека со свечой. Есть свеча и есть её огонь. Пламя свечи не является свечой. Но свеча без пламени – тоже не совсем свеча, - это просто продолговатый восковой предмет. Т.е., именно пламя свечи делает свечу свечой. Также и с человеком. Есть человек (свеча) и есть смысл (пламя). Не будучи вовлечен в область смысла, человек – не совсем человек, а лишь совокупность внешних признаков человека,двуногое без перьев. И лишь ища и обретая смыслы мы становимся в полной мере людьми. А область смыслов и есть та область, с которой «работает» художественная культура.

Урок 1. Введение в предмет МХК.

Класс: 7 класс

Цель урока: познакомить с предметом МХК и пробудить интерес к нему; расширить представление о понятиях «культура», «искусство».

· формирование осознания у учащихся особой роли искусства в жизни отдельного человека и общества;

· воспитание эстетического восприятия прекрасного;

· развивать умение слушать, видеть и интерпретировать произведения искусства.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Краткое описание: Введение в предмет МХК. Понятие культуры и искусства. Предназначение искусства. История взаимодействия художественной культуры и личности.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Есть интересные исследования, что человек реализует только 10% своих возможностей. Вдумайтесь, что это значит! Это значит, что человек видит только 10% красоты окружающего мира. Он слышит только 10% окружающей его музыки и поэзии вселенной. Он обоняет лишь 1/10 благоухания мироздания и вкушает лишь 1/10 прелести быть живым. Он лишь на 10 процентов даёт открыться таящимся в нём чувствам нежности, восхищения, удивления и благоговения. Его разум охватывает лишь малую часть того, что он мог бы узнать, обдумать и понять. Его сердце испытывает 10% той любви, которую он мог бы испытать.

Мы не рождаемся со всеми названными способностями. Способности воспринимать мир развиваются и взрослеют вместе с нами. Этому надо учиться - не просто смотреть, но и видеть. В одно окно смотрели двое: Один увидел - дождь и грязь, Другой - листвы зеленой вязь, Весну и небо голубое! ... В одно окно смотрели двое.

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА МХК Бадаева Галина Васильевна, учитель МХК МБОУ «Цаганаманская гимназия»

«Прекрасное пробуждает доброе». Д. Кабалевский «Искусство есть извечный символ стремления человечества к добру, истине, совершенству.» Т. Манн

На уроках мы с вами будем «путешествовать» по самым разным странам, знакомиться с культурой разных стран. Но мы будем путешествовать не в настоящем времени, а вернемся на много веков и даже тысячелетий назад, узнаем, как жило человечество на заре своего существования. РОССИЯ ИТАЛИЯ ФРАНЦИЯ ЯПОНИЯ... Много тысяч лет тому назад примитивное существо, живущее на окраине дремучих лесов, уже испытывало потребность улучшить, изменить условия своего существования; чтобы укрыться от стужи и зноя, иметь постоянную пищу, дикарь научился строить жилища, шить одежду, создавать орудия труда. Чтобы предупредить себе подобных о грозящей опасности, призвать к бою или выразить радость победы, он научился произносить определенные сочетания звуков - боевые кличи, звуков-напевов и др.; научился рисовать или выскабливать на скалах и стенах пещер примитивные значки и рисунки.

Но, создавая искусственную среду для существования в сложном, таящем множество опасностей мире, первобытное существо одновременно стало изменять и самого себя. Стадо превратилось в общество. Зверь стал человеком. И вот на Земле уже много тысячелетий живет человек, и столько же существуют его творения. Все, что создал человек - орудия труда, жилище, одежда или музыка, театр, изобразительное искусство, язык - это культура общества.

Слово «культура» употребляется в различных смыслах: возделывание, обработка, улучшение, совершенствование - «культурное растение», «культуризм», «культиватор» и т. д.; воспитание, соблюдение правил, этикета - «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.; цивилизация, историческая эпоха («культура готов», «славянская культура»); искусство, творчество - «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д. Известно, что чем сложнее и многограннее явление, тем труднее охарактеризовать его сущность, тем больше определений оно порождает. Американские ученые подсчитали, что в 1964 г. определений было - 257; считается, что к настоящему времени их число возросло в 2 раза. Чтобы лучше понять смысл этого слова обратимся к его происхождению.

«Культура" в переводе с латинского (cultura, от основы colere - возделывать) – «уход за землей», "возделывание", "взращивание". Цицерон ввёл новый смысл понятия «культура». Культура - возделывание души. Из этого формируются определенные качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность». То есть культура меняет человека, возделывает его, перепахивает его, как трактор перепахивает землю. Культура- всё, что создано человеком в результате материального и духовного развития. Это не только результат, но и сам процесс творческой деятельности людей.

КУЛЬТУРА КУЛЬТУРА Мировая Национальная Духовная Материальная Наука Искусство Нравственность

В ы в о д: культура - порождение человека, социума. В мире животных этого понятия не существует. Зверем управляет инстинкт. Человеком управляет мораль, нравственные ценности, в этом его главное отличие от зверя. Задача нашего и вашего поколения состоит в том, чтобы эти рычаги, управляющие сознанием, работали правильно. Иначе человек рискует превратиться в животное.

Бесконечен и разнообразен мир искусства, неисчерпаемы пути его познания. Как разобраться в нем, постичь его тайны, язык, особенности развития? Как сквозь «магический кристалл» искусства художник изображает «невидимое посредством видимого»? Как рождаются и почему не устаревают вечные творения великих мастеров? "Ни искусство, ни мудрость не могут быть достигнуты, если им не учиться" Демокрит Научиться понимать и интерпретировать произведение искусства - задача не из легких. Этому можно учиться всю жизнь. Что же необходимо для этого? Прежде всего, чтобы в вашем сердце была струна, которая, по словам К.Г.Паустовского, могла отзываться «даже на слабый призыв прекрасного». Важно не уподобится тем, кто, имея глаза и уши, ничего не видит и не слышит, оказавшись в волшебном мире красок, слов или звуков.

Можно ли научиться этому постижению теперь? Конечно. Для этого необходимо развивать в себе тонкий вкус, воспитывать эмоциональную отзывчивость к прекрасному, надо научиться жить, как говорил художник М.К. Чюрленис, «широко открыв глаза на все, что прекрасно». Именно в этом главная задача предмета МХК. Не каждый в будущем станет поэтом, художником или музыкантом, но каждый может быть слушателем, читателем или зрителем – человеком для которого создаются великие произведения.

Изменялись названья королевств и империй. Пролетели столетья. Идеалы летели. А былое геройство то забавно, то грустно Все на свете уходит – остается искусство. Революция, войны – время все уничтожит. Или строчкой в учебник их уложит быть может, Император и канцлер, заговорщик Якушин – Все забудут потомки – возвысится Пушкин. Кто их нынче припомнит, бывших кесарей имя, При которых писали Апулей и Вергилий? На спесивых могилах даже камни истлели, Но бессмертны творенья Фальконе, Растрелли. Цепь веков не прервется голосами поэтов. Смотрят фрески соборов и полотна портретов. На земле одряхлевшей будет горько и грустно. Только пусто не будет, пока живо искусство. В.Беровицкая

Домашнее задание: Подумайте, можете ли вы назвать те вещи, которые оставили у вас неизгладимый след в душе, будь то книга, театральная постановка, кинофильм или полотно художника?


Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...