Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Картотека театрализованных игр. Учебно-методический материал на тему: Театрализованные игры в детском саду

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Театрализованные игры в детском саду. Презентацию подготовила: музыкальный руководитель Бабкина Ю.В. ОСП детский сад №10 «Улыбка» МБДОУ «ЦРР детский сад №9 «Родничок» города Няндома.

2 слайд

Описание слайда:

Театрализованная игра - это разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, сюжетом игры. Несложно увидеть особенность театрализованных игр: они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Театрализованные игры позволяют решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи интеллектуального, коммуникативного, художественно - эстетического воспитания, развитию музыкальных и творческих способностей.

3 слайд

Описание слайда:

Классификация театрализованных игр: режиссерские игры игры драматизации настольный театр игрушек настольный театр картинок стенд книжка фланелеграф теневой театр игры-драматизации с пальчиками игры-драматизации с куклами бибабо импровизация

4 слайд

Описание слайда:

Методы работы по совершенствованию творческой деятельности детей в театрализованной игре: метод моделирования ситуаций (предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов, в которых они будут осваивать способы художественно-творческой деятельности); метод творческой беседы (предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога); метод ассоциаций (дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы). Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

5 слайд

Описание слайда:

Основные требования к организации театрализованных игр: Содержательность и разнообразие тематики. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры. Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры. Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

6 слайд

Описание слайда:

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения. Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.

7 слайд

Описание слайда:

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе». С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведения, в которых небольшое количество действий (потешка «Кисонька-мурысенька»). В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка -все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.

8 слайд

Описание слайда:

Сказки по-разному отражаются в играх детей: малыши воспроизводят отдельные сюжеты, старшие дошкольники - сказку целиком. У дошкольников 6-7 лет игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи - куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить. Это требует от него умения регулировать свое поведение, обдумывать свои слова, сдерживать свои движения. Важное значение в возникновении у детей игры особого рода театрализованной имеет сюжетно-ролевая игра. Именно сюжетно-ролевая игра является своеобразным плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Оба вида игры развиваются параллельно, но сюжетно-ролевая игра достигает своего пика у детей 5-6 лет, а театрализованная у детей 6-7 лет.

9 слайд

Описание слайда:

Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности необходимо соблюдать ряд условий: Приобщать детей к театральному искусству, начиная с просмотров спектаклей в исполнении взрослых. Чередование просмотров спектаклей кукольного и драматического театров позволяют детям осваивать законы жанра. Педагог должен осознанно выбирать художественное произведение. Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играют иллюстрации. Необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве. Учиться творчеству можно только при поддержке взрослых, в том числе и родителей.

10 слайд

Описание слайда:

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Воспитательное значение театрализованных игр состоит в формировании уважительного отношения детей друг к другу, развитии коллективизма. Особенно важны нравственные уроки сказок-игр, которые дети получают в результате совместного анализа каждой игры. В театрализованных играх развивается творческая активность детей. Детям становится интересно, когда они не только говорят, но и действуют как сказочные герои. Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, специально написанные инсценировки). Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные детской фантазией, - сюжетом игры.

Принимая участие в театрализованных играх, ребенок входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества .

Это объясняется двумя основными моментами: во - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием. В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества.

В этом и заключается наибольшая ценность детской театральной постановки. Эта театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение .

Игра-драматизация позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности игр дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности .

Характерное для игры драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют

Особенно ярко в театрализованных играх проявляется детское творчество. Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Развитие творческого воображения проявляется в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованных играх действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших .

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Существует несколько точек зрения на классификацию игр, составляющих театрально-игровую деятельность. По классификации Л.С. Фурминой - это предметные (действующими лицами являются предметы: игрушки, куклы) и непредметные (дети в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль). Театрализованную игру исследователь Л.В. Артёмова делит на две группы: драматизации и режиссёрские.

В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика. пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки). Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребёнком, будет совсем не похожа героя, сыгранного другим. Игры-драматизации могут исполняться без зрителей или носить характер концертного исполнения. Если они разыгрываются в обычной театральной форме (сцена, занавес, декорации, костюмы и т. д.) или в форме массового сюжетного зрелища - их называют театрализациями.

Виды драматизации:

  • - игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • - ролевые диалоги на основе текста;
  • - инсценировки произведений;
  • - постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • - игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки.

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий. В режиссёрской игре ребёнок не является сценическим персонажем, действует за игрушечного героя, выступает в роли сценариста и режиссёра, управляет игрушками или их заместителями.

Режиссёрские игры классифицируются в соответствии с разнообразием театров (настольный, плоскостной, бибабо, пальчиковый, марионеток, теневой, на фланелеграфе и др.) По мнению других исследователей игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые - это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные игры, игры с природным материалом, театрализованные игры, игры-забавы, развлечения .

К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические игры) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта). В играх с правилами следует обращать внимание на сочетание увлекательной задачи и активной деятельности на основе умственного усилия; это мобилизует интеллектуальный потенциал ребёнка.

Важное значение в возникновении у детей театрализованной игры - имеет сюжетно-ролевая игра. Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянными литературными произведениями (на героическую, трудовую, историческую тематику). Детей больше увлекает сам сюжет, его правдивое изображение, чем выразительность исполняемых ролей. Таким образом, именно сюжетно-ролевая игра является основой, на которой получает своё дальнейшее развитие театрализованная игра.

Изучение потенциальных возможностей ребенка в ходе художественной деятельности проводится учеными в контексте проблемы формирования детского творчества: художественно-речевого; театрализовано-игрового.

Гармоничное сочетание разных видов художественной деятельности в театрализованной игре позволяет решить задачу формирования художественного вкуса и творческой активности дошкольников .

Характерное для театрализованной игры образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело, поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.

Таким образом, педагогическое сопровождение театрализованных игр направлено на сохранение самостоятельности игры и пробуждение игрового творчества, желания совместно придумывать сюжеты, ролевые диалоги и элементы предметно - игровой среды. Педагог стремиться пробудить у ребенка способность к импровизации, насыщению сюжетов оригинальными событиями, сочетающими реальные и фантастические элементы.

Игра - наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного или фольклорного произведения.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие: дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Наконец, театрализованная игра является средством самовыражения и самореализации ребенка.

Вместе с тем ныне в дошкольных учреждениях развивающий потенциал театрализованной и используется недостаточно, что можно объяснить наличием двух противоречащих друг другу тенденций в способах организации.

1. Согласно первой тенденции (назовем ее условно обучение), театрализованные игры применяются главным разом в качестве некоего «зрелища» праздниках. Стремление добиться хороших результатов заставляет педагогов заучивать с детьми не только текст, но и интонации и движения в ходе и оправданно большого числа индивидуальных и коллективных репетиций. Ребенка обучают быть «хорошим артистом». И, как результат, зрелище состоялось, спектакль понравился зрителя. Однако освоенные таким образом умения не переносятся детьми в свободы игровую деятельность. Еще бы - ведь подготовка к спектаклю, и сам он так похожи на игру!

2. Вторую тенденцию в организации театрализованной игры можно назвать невмешательствам взрослого: дети предоставлены самим себе, воспитатель только готовит атрибуты для «театра». Из группы в группу ребенка сопровождает однотипный набор шапочек-масок, элементов костюм фигурок героев... Младших дошкольников это привлекает, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться, а старшего дошкольника это уже не удовлетворяет, поскольку соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возросшим возможностям самореализации в творческой деятельности. Следствием является почти полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Между тем музыкальный руководитель принес в группу новый сценарий спектакля... Круг замкнулся, и самостоятельной творческой театрализованной игре места в нем не осталось...

Противоречие между развивающим потенциалом театрализованной игры и его недостаточным использованием в дошкольном учреждении может быть разрешено только при условии разработки научно обоснованной и практико-ориентированной педагогической технологии. Программа «Детство» предлагает именно такую технологию. Чтобы понять ее, необходимо, прежде всего, раскрыть основные теоретические идеи, лежащие в основе концепции развития театрализованной игры, и определиться с понятиями.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Их можно разделить на две основные группы : драматизации и режиссерские (каждая из них, в свою очередь, подразделяется на несколько видов).

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности. Видами драматизации являются игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки

В режиссерской игре «артистами являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Разнообразие театрализованных игр представлено в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается» программы «Детство» (автор - кандидат педагогических наук, профессор Т.Н. Бабаева). Общим для них всех является наличие зрителей. Кроме того, они представляют собой «рубежный» вид деятельности, тесно связанный с литературным и художественным творчествам. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Ее можно рассматривать как разновидность художественной деятельности, а значит, развитие театрализованной деятельности целесообразно осуществлять в контексте художественной деятельности.

Генезис становления последней раскрыт Н.А. Ветлугиной. С ее точки зрения, художественная деятельность состоит из трех этапов: восприятия, исполнения и творчества. Именно эта концепция положена в основу технологии реализации содержания раздела «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки» программы «Детство».

Не вызывает сомнения, что развитие изобразительной, литературной, музыкальной деятельности детей дошкольного возраста происходит в общем контексте становления художественной деятельности. Однако данный подход по отношению к театрализованной деятельности разработан недостаточно.

Вместе с тем анализ психолого-педагогической литературы и научных исследований доказывает целесообразность его применения для целенаправленного развития театрализованной деятельности в дошкольном возрасте.

Итак, система работы по развитию театрализованной деятельности делится на три этапа:

  • художественное восприятие литературных и фольклорных произведений;
  • освоение специальных умений для становления основных («актер», «режиссер») и дополнительных позиций («сценарист», «оформитель», «костюмер»);
  • самостоятельная творческая деятельность.

Педагогическая задача усложняется синтетической природой театрализованной деятельности, в которой восприятие, мышление, воображение, речь выступают в тесной взаимосвязи друг с другом и проявляются в разных видах детской активности (речевая, двигательная, музыкальная и пр.).

Значит, театрализованная деятельность интегративна, причем активность и творчество проявляются в трех аспектах.

  1. Во-первых, в создании драматического содержания, т.е. в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или сочинении вариативного либо собственного сюжета.
  2. Во-вторых, в исполнении собственного замысла, т.е. в умении адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности: интонации, мимики, пантомимики, движения, напева.
  3. В-третьих, в оформлении спектакля - в создании (подбор, изготовление, нестандартное использование) декораций, костюмов, музыкального сопровождения, афиш, программок.

Из-за этих особенностей театрализованной деятельности по отношению к ней чаще используется термин «театрально-игровая деятельность» . В программе «Детство» театрально-игровая деятельность детей рассматривается в двух взаимосвязанных аспектах:

  • как разновидность художественной деятельности она входит в раздел «Ребенок в мире художественной литературы, изобразительного искусства и музыки», где интегрируется со следующими видами деятельности: литературная, музыкальная и изобразительная;
  • как творческая сюжетная игра, бытующая в самостоятельном игровом опыте ребенка, она представлена в разделе «В игре ребенок развивается, познает мир, общается».

Таковы исходные теоретические положения. Раскроем теперь специфику целей, задач и содержания работы воспитателя с детьми разных возрастных групп.

Цели, задачи и содержание работы с детьми младшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;
  • от индивидуальной игры и «игры рядом» к игре в группе из трех-пяти сверстников, исполняющих роли;
  • от имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как созданию простого «типичного» образа в игре-драматизации.

Задачи и содержание работы

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль , дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки. Внимание детей фиксируется на том, что в конце куклы кланяются и просят поблагодарить их, похлопать в ладоши. Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении. От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается. Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок. Ступени работы следующие:

  • Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).
  • Игра-имитация цепочки последовательных действии в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул на дерево).
  • Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
  • Игра-импровизация под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).
  • Бессловесная uгpa-импровизация с одним персонажем но текстам стихов и прибауток, которые читает воспитатель («Катя, Катя маленькая...», «Заинька, попляши...», В. Берестов «Больная кукла», А. Барто «Снег, снег»).
  • Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает воспитатель (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; В. Чарушин «Утка с утятами»).
  • Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три.медведя»).
  • Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).
  • Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

У детей этого возраста отмечается первичное освоение режиссерской театрализованной игры - настольного театра игрушек, настольного плоскостного театра, плоскостного театра на фланелеграфе, пальчикового театра. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов («Этот пальчик - дедушка...», «Тили-бом», К. Ушинский «Петушок с семьей», А. Барто «Игрушки», В. Сутеев «Цыпленок и утенок».) Фигурки пальчикового театра ребенок начинает использовать в совместных с взрослым импровизациях на заданные темы.

Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

  1. Первая группа умений связана с освоением позиции «зритель» (умение быть доброжелательным зрителем, досмотреть и дослушать до конца, похлопать в ладоши, сказать спасибо «артистам»).
  2. Вторая грyппa умений обеспечивает первичное становление позиции «артист», включающей умение использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, движения, сила и тембр голоса, темп речи) для передачи образа героя, его эмоций и переживаний и правильно держать и «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре.
  3. Третья группа умений - это умение взаимодействовать с другими участниками игры: играть дружно, не ссориться, исполнять привлекательные роли по очереди и т.д.

Цели, задачи и содержание работы с детьми среднего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят:

  • в постепенном переходе ребенка от игры «для себя» к игре, ориентированной на зрителя;
  • от игры, в которой главное сам процесс, к игре, где значимы и процесс, и результат;
  • от игры в малой группе сверстников, исполняющих аналогичные («параллельные») роли, к игре в группе из пяти-семи сверстников, ролевые позиции которых различны (равноправие, подчинение, управление);
  • от создания в игре-драматизации простого «типичного» образа к воплощению целостного образа, в котором сочетаются эмоции, настроения, состояния героя, их смена.

Задачи и содержание работы

В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры (драматизация или режиссерская), становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.

Расширение театрально-игрового опыта детей осуществляется за счет освоения игры-драматизации. Практически все виды игровых заданий и игр-драматизаций, которые освоил младший дошкольник, полезны и интересны ребенку среднего дошкольного возраста. Помимо названных выше игр, в работе с детьми используются:

  • многоперсонажные игры-драматизации по текстам двух-трехчастных сказок о животных и волшебных сказок («Зимовье зверей», «Лиса и волк», «Гуси-лебеди», «Красная Шапочка»);
  • игры-драматизации по текстам рассказов на темы «Дети и их игры», «Ребята и зверята», «Труд взрослых»;
  • постановка спектакля по произведению.

Расширение игрового опыта детей происходит также за счет освоения театрализованной игры. В возрасте 4-5 лет ребенок осваивает разные виды настольного театра: мягкой игрушки, деревянный театр, конусный театр, театр народной игрушки и плоскостных фигур. Доступен детям и театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года - и с ширмой), театр ложек и пр. Дети показывают постановки по поэтическим и прозаическим текстам (С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»; К. Чуковский «Путаница»). Пальчиковый театр чаще используется в самостоятельной деятельности, когда ребенок импровизирует на основе знакомых стихов и потешек, сопровождая свою речь несложными действиями («Жили у бабуси»; С. Михалков «Котята», 3убкова «Мы делили апельсин»).

Существенно усложняются театрально-игровые умения дошкольников.

  1. Первая группа умений обеспечивает дальнейшее развитие позиции «зритель» быть внимательным и доброжелательным зрителем; проявлять элементы зрительской культуры: не покидать своего места во время спектакля, адекватно реагировать на происходящее «на сцене», отвечать на обращение «артистов», благодарить их с помощью аплодисментов; позитивно оценивать игру сверстников - « артистов»).
  2. Вторая группа умений связана с совершенствованием позиции «артист», главным образом это подразумевает умение использовать средства невербальной (мимика, жесты, позы, движения) и интонационной выразительности для передачи образа героя, его эмоций, их развития и смены (Машенька заблудилась в лесу - испугалась, увидела избушку - удивилась, придумала, как обмануть медведя, - обрадовалась), для передачи физических особенностей персонажа, некоторых черт его характера (старый дед с трудом, но тянет репку; внучка тянет не очень старательно, хочет убежать и поиграть с подружками; мышка так боится кошки, что тянет изо всех сил). Развивается и умение «управлять» куклой: держать ее незаметно для зрителей, правильно «вести» куклу или фигурку героя в режиссерской театрализованной игре, имитируя ходьбу, бег, прыжки, жесты и движения, символизирующие приветствия и прощание, согласие и несогласие.
  3. Третья группа умений обеспечивает первичное освоение позиции «режиссер» в режиссерской театрализованной игре, т.е. умение создавать игровое пространство на плоскости стола, наполнять его игрушками и фигурками по своему усмотрению.
  4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть основными умениями «оформителя спектакля», что подразумевает способность определять место для игры, подбирать атрибуты, вариативно использовать материалы и элементы костюмов, включаться в процесс изготовления воспитателем недостающих атрибутов для игры.
  5. Пятая группа умений, направленная на позитивное взаимодействие с другими участниками игры, включает умение договариваться, устанавливать ролевые отношения, владеть элементарными способами разрешения конфликтных ситуаций в процессе игры.

Воспитатель должен уделять внимание развитию интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью разных средств выразительности. Импровизационность становится основой работы на этапе обсуждения способов воплощения образов героев и на этапе анализа результатов театрализованной игры. Детей подводят к идее о том, что одного и того же героя, ситуацию, сюжет можно показать по-разному. Необходимо поощрять желание придумать свои способы реализации задуманного, действовать не на основе копирования взрослого или подражания другому ребенку, а в зависимости от своего понимания содержания текста.

Цели, задачи и содержание работы с детьми старшего дошкольного возраста

Основные направления развития театрализованной игры состоят в постепенном переходе ребенка:

  • от игры по одному литературному или фольклорному тексту к игре-контаминации, в которой литературная основа сочетается со свободной ее интерпретацией ребенком или соединяются несколько произведений;
  • от игры, где используются средства выразительности для передачи особенностей персонажа, к игре как средству самовыражения через образ героя;
  • от игры, в которой центром является «артист», к игре, в которой представлен комплекс позиций «артист», «режиссер», «сценарист», «оформитель», «костюмер»;
  • от театрализованной игры к театрально-игровой деятельности как средству самовыражения личности и самореализации способностей.

Задачи и содержание работы

Первая - формирование положительного отношения детей к театрализованным играм. Это подразумевает углубление их интереса к определенному виду театрализованной игры, образу героя, сюжету, наличие интереса к театральной культуре, осознание причин положительного или индифферентного отношения к игре, связанного с наличием или отсутствием интереса и способности к самовыражению в театрализованной деятельности.

Новым аспектом совместной деятельности взрослого и детей становится приобщение детей к театральной культуре, т.е. знакомство с назначением театра, историей его возникновения в России, устройством здания театра, деятельностью людей, работающих в театре, яркими представителями данных профессий, видами и жанрами театрального искусства (драматический, музыкальный, кукольный, театр зверей, клоунада и пр.).

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Усложняются тексты для постановок. Их отличают более глубокий нравственный смысл и скрытый подтекст, в том числе юмористический. В театрализованной игре начинают использоваться русские народные сказки-басни о животных («Лиса и журавль», «Заяц и еж»), произведения Л. Толстого, И. Крылова, Г.Х. Андерсена, М. Зощенко, Н. Носова.

Яркой особенностью игр детей после 6 лет становится их частичный переход в речевой план. Это объясняется тенденцией к объединению разных видов сюжетной игры, в том числе игры-фантазирования. Она становится основой или важной частью театрализованной игры, в которой реальный, литературный и фантазийный планы дополняют друг друга. Для старших дошкольников характерны игры «с продолжением». Они осваивают и новую для себя игру «В театр», предполагающую сочетание ролевой и театрализованной игры, на основе знакомства с театром, деятельностью людей, участвующих в постановке спектакля.

У детей развиваются специальные умения , обеспечивающие освоение комплекса игровых позиций.

  1. Первая группа умений связана с совершенствованием позиции зрителя «умного, доброго советчика».
  2. Вторая группа предполагает углубление позиции «артист», развитие способности выражать свое отношение к идее спектакля, герою и самовыражаться с помощью комплекса средств невербальной, интонационной и языковой выразительности.
  3. Третья группа обеспечивает становление позиции «режиссер-сценарист», что подразумевает способность воплощать свои замыслы не только собственными силами, но и организуя деятельность других детей.
  4. Четвертая группа позволяет ребенку овладеть некоторыми умениями оформителя-костюмера, т.е. способностью обозначать место «сцены» и «зрительного зала», отбирать, творчески использовать предметы-заместители и самостоятельно изготовленные атрибуты и элементы костюмов, изготавливать афиши, приглашения и пр.
  5. Пятая группа умений предполагает использование позитивных приемов общения со сверстниками в процессе планирования игры, по ее ходу (переход из игрового плана в план реальных отношений) и при анализе результатов театрализованной постановки.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения

Принципы организации театрализованной игры

Реализация названных задач и содержания работы с детьми всех возрастных групп требует учета основных принципов организации театрализованной игры.

1. Важнейшим является принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой (свободный, непроизвольный) и художественный (подготовленный, осмысленно пережитый) компоненты

2. Принцип комплексности предполагает взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка.

3. Согласно принципу импровизационности театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обусловливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой, основу которого составляют свободная атмосфера, поощрение детской инициативы, отсутствие образца для подражания, наличие своей точки зрения у ребенка, стремление к оригинальности и самовыражению.

4. Все названные выше принципы находят свое выражение в принципе интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализованно-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.

ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ.

Дошкольники с нетерпением ждут приезда «артистов» и как правило, бывают рады представлениям кукольного театра в детском саду, но не меньше они любят и сами разыгрывать небольшие сценки или спектакли при помощи кукол, игрушек-самоделок, которые всегда находятся в их окружении - в группе или дома. Дети, самозабвенно включаются в игру, погружаются в волшебный мир, где отвечают на вопросы персонажей, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Они переживают яркие эмоции: смеются, когда смеются персонажи, грустят вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки.

Через различные формы театральной игры дети совершенствуют нравственно-коммуникативные качества личности, творческие способности, психические процессы. В игре развивается мышление, речь, воображение, память, усваиваются правила общественного поведения и воспитываются соответствующие навыки. Полноценное участие детей в игре требует особой подготовленности, которая проявляется в способности эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении выслушивать текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каковы герои, надо научиться анализировать их, понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события, во многом зависит от личного опыта ребёнка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, чем богаче воображения, чувства, способность мыслить.

Для исполнения роли ребёнок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как такой уровень общекультурного развития, на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все эти показатели не складываются стихийно, а формируются в ходе воспитательной работы
Театрализованные игры дошкольников можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации.

К режиссерским играм можно отнести настольный, теневой театр и театр на фланелеграфе: ребенок или взрослый не является действующим лицом, а создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа, действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Драматизации основаны на собственных действиях исполнителя роли, который использует куклы или персонажи, надетые на пальцы. Ребенок в этом случае играет сам, используя свои средства выразительности - интонацию, мимику, пантомимику.
Л.В. Артемова предлагает следующую классификацию режиссерских игр,
Настольный театр игрушек. Используются самые разнообразные игрушки и поделки. Главное, чтобы они устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
Настольный театр картинок. Персонажи и декорации - картинки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрприза, вызывает интерес детей.
Стенд-книжка. Динамику, последовательность событий изображают при помощи сменяющих друг друга иллюстраций. Переворачивая листы стенда книжки, ведущий демонстрирует личные сюжеты, изображающие события, встречи.
Фланелеграф. Картинки или персонажи выставляются на экран. Удерживает их фланель, которой затянуты экран и оборотная сторона картинки. Вместо фланели на картинки можно приклеивать кусочки бархатной или наждачной бумаги. Рисунки подбираются вместе детьми из старых книг, журналов создаются самостоятельно.
Теневой театр. Для него необходимо экран из полупрозрачной бумаги, черные плоскостные персонажи и я источник света за ними, благодаря которому персонажи отбрасывают на экран. Изображение можно получить и при помощи пальцев рук. Показ сопровождается соответствующим звучанием.
Л.В. Артемова также выделяет виды игр-драматизаций дошкольников.
Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает пальцы. Он «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действия, находясь за ширмой или сво бодно передвигаясь по комнате.
Игры-драматизации с куклами бибабо. В этих играх на пальцы надевают куклы бибабо. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
Импровизация. Это разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.
В традиционной педагогике игры - драматизации относят к разделу творческих игр, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений,

Основные требования к организации театрализованных игр
Содержательность и разнообразие тематики.
Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.

Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.
Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.
В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. З.М. Богуславская и Е.О. Смирнова считают, что малыши, действуя в соответствии с ролью, полнее используют свои возможности и значительно легче справляются со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, они учатся, причем незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят их к самостоятельной творческой игре.
Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. Они лишь подражают животным, копируя их внешне, не раскрывая особенностей поведения, поэтому детей младшей группы важно научить некоторым способам игровых действий по образцу. О.С. Лапутина рекомендует с этой целью проводить игры «Наседка и цыплята», «Медведица и медвежата», «Зайчиха и зайчата», а на занятиях разыгрывать небольшие сценки из детского быта, организовывать игры по литературным произведениям: «Игрушки» А. Л, Барто, «Котик и козлик» В. Жуковского.
Формируя интерес к играм-драматизациям, необходимо как можно больше читать и рассказывать детям сказки и другие литературные произведения.
В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. Возможно использование обучающих упражнений, например «Представь себя маленьким зайчиком и расскажи о себе».
С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки, используя настольный театр (сказка «Колобок»). Привлекая к играм малоактивных детей, можно драматизировать произведений, в которых небольшое количество действий (потешки, прибаутки)
В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности. Драматический конфликт, становление характеров, острота ситуаций, эмоциональная насыщенность, короткие, выразительные диалоги, простота и образность языка - все это создает благоприятные условия для проведения игр-драматизаций на основе сказок.
Наблюдая за играми старших дошкольников, Д.Б. Менджерицкая отмечала: такая игра сложнее для ребенка, чем подражание событиям из жизни, потому что в ней требуется понять и почувствовать образы героев, их поведение, выучить и запомнить текст произведения.

Подготовка к проведению театрализованной игры осуществляется в три этапа:

1. Освоение литературного текста, который будет драматизироваться. При подборе важно, что бы произведение вызывало сильные чувства, переживания. Должно быть, несколько главных и эпизодических ролей, обязательно наличие диалогов. Выбрав произведение, воспитатель несколько раз читает, рассматривают иллюстрации, беседуют о прочитанном, учатся пересказывать текст;

2. Дети приобретают и расширяют представления о персонажах и событиях произведения находят выразительные средства для передачи речи, движений героев, создаются декорации, костюмы;

3. Проведение театрализованной игры, в которой дети используют ранее полученные представления, знания, навыки.

Помимо выше перечисленных видов театра, которые используются в ходе театрализованных игр, используются нетрадиционные виды театров:

    театр "Живая рука";

    театральные ростовые куклы;

    театр передников;

    театр из подушек;

    театр нестандартной игрушки;

    театр "Рукавичка";

    театр на ложках;

    театр из шерстяных ниток.

Разнообразные виды театра делают театральную деятельность дошкольников интересной, разнообразной.

Известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге "Воспитание ума и сердца" так писал о значении театрализованных игр для детей: "Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, они уже в эти ранние годы дают нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идёт развитие духовного мира детей. Количество и качество этих уроков в первую очередь зависит от родителей и от воспитателей детских садов. Как правило, маленькие дети активно относятся к тому, что вызывает у них интерес".

Игра - один из важнейших видов детской деятельности, в ходе которой идет развитие и обучение. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения и активно вовлекать в него всех детей. В статье ниже вы найдете полную информацию об этом нелегком

Понятие театрализации в дошкольных учреждениях

Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно.

Театрализованная деятельность имеет способность оказывать положительное влияние на воспитанников через персонажей.

Дети видят в героях произведений ведь чаще всего темами инсценировок становятся дружба, честность, доброта, смелость. Вживаясь в образ, ребенок перенимает на себя его черты и вникает в основы нравственного воспитания. А разнообразие тематики и способов воплощения детских театрализованных игр позволяет педагогу использовать их в целях всестороннего развития личности.

Как классифицируют игры-драматизации?

Детскую театрализацию принято делить на две большие группы: игры режиссерские и драматизации.

Режиссерские игры - это настольный и действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок - это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.

Режиссерские игры, в свою очередь, разделяются на:

  • Настольный игрушечный театр - персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.
  • Настольный - в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.
  • Фланелеграф - персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.
  • Теневой театр - в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.

Игры-драматизации делят на:

  • Пальчиковые - ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.
  • Куклы бибабо.
  • Импровизация - без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.

Данная классификация помогает расширить театральную деятельность детей во всех группах и обогатить их знания в этой сфере.

Как организовать театрализацию в ДОУ?

Работа по приобщению детей к театру начинается с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, то есть в начале они сами должны смотреть спектакли, которые ставят взрослые-профессионалы. Со временем воспитанники и сами включаются в деятельность и умеют различать жанры и настроения, тематику произведений.

Для успешного овладения азами театрализации воспитатель и родители должны предоставлять ребенку свободу творчества. Вообще, работа с родителями - важная часть обучения творчеству. Педагог и родители должны работать вместе, быть заодно. Этому способствует проведение творческих вечеров, бесед и консультаций.

Успешные театрализованные игры - это и правильно подобранные произведения для инсценировки. Педагог должен выбирать их с умом, смотря на тематику, художественную ценность и соответствие возрасту и опыту воспитанников.

На какие принципы опирается педагог при организации театрализации в ДОУ?

  1. Принцип гуманистической направленности - между педагогом и детьми должны быть установлены гуманные отношения.
  2. Принцип интеграции - в игре должны совмещаться разные виды деятельности и искусства.
  3. Принцип творческого взаимодействия - ребенок и взрослый должны вступать в отношения сотворчества и обговаривать все возможные пути развития игры.

Только следуя данным принципам, педагог может говорить о том, что он организовывает театрализованные игры по ФГОС.

Методы совершенствования творческой деятельности

Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась, педагог должен применять специфические методы. В чем заключается их суть? Итак:

  • Метод моделирования ситуаций - педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.
  • Метод творческой беседы - педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.
  • Метод ассоциаций - будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада педагогический театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению.

Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах), их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники и так далее.

Такой метод работы не только учит работать в команде, но и развивает фантазию. К работе нужно привлекать и родителей, например, они могут помочь с декорациями и костюмами.

Требования к организации игр в ДОУ

Театрализованные игры - это не только веселье для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог обязан опираться на основные требования:

  1. Разнообразие тематики и ее содержательность.
  2. Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение.
  3. Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки к ней.
  4. Сотрудничество детей со сверстниками и воспитателем на каждом этапе подготовки.
  5. Постоянное включение театрализованных игр во все и занятия (наряду с сюжетно-ролевыми).

Развитие игры начинают с подготовки сценария по мотивам какого-либо произведения и только потом приходит время импровизации. Дети должны освоить основные элементы перевоплощения в других героев так, чтоб другие участники могли быстро узнать их. Но ограничивать фантазии резко не стоит, место воображению и нестандартному показу персонажа должно быть всегда.

Особенности проведения театрализованных игр в разных группах

Проведение игр с детьми разных возрастов отлично друг от друга. Детей важно постепенно знакомить с театром и его понятиями, вовлекая их в уже активное перевоплощение. Такие игры рекомендуют начинать уже со второй младшей группы (хотя времени им будет уделено меньше, чем в последующие годы). Правда, в младшей группе такие занятия называют играми с ролями. Дети перевоплощаются в животных или птиц, но пока не в состоянии обыграть полноценный сюжет. Они копируют лису,медведя или зайца только внешне, не умея раскрыть их характер. Именно поэтому малышам нужно чаще читать художественные произведения и организовывать по ним игры.

Театрализованные игры в средней группе уже учат сочетать движения и слова, использовать пантомиму. С малоактивными детьми этого возраста можно драматизировать простые потешки. Более активные дети уже способны к драматизации простых сказок при помощи кукольного театра.

Театрализованные игры в старшей группе усложняются, дети продолжают совершенствовать свои актерские навыки. Теперь им нужно научиться находить способы образной выразительности самостоятельно. В игре обязательно должны присутствовать острая ситуация и драматический конфликт, становление персонажа, насыщенность эмоциями и не очень сложные диалоги. Такая игра более сложная, чем простое подражание кому-либо, так как в ней нужно не только выучит слова, но и прочувствовать образ персонажа.

Театрализованная игра в подготовительной к школе группе часто становится спектаклем. Причем играть его можно как для себя в группе, так и для зрителей (родителей либо младших детей в саду). Теперь стоит чаще обращаться и к режиссерским играм, где ребенок выбирает игрушку и заставляет ее говорить и совершать действия. Это учит регуляции поведения и речи.

Игры с ролями в младшей группе

Игры с ролями для малышей - это обычно разыгрывание ситуаций, пантомимы, игры со стихами, с воображаемыми предметами. В статье выше говорилось лишь о теоретической стороне игр-драматизаций, теперь пришло время привести примеры таких занятий с детьми. В каждой группе должна иметься картотека театрализованных игр с целями. Итак, какие игры с ролями имеют место в младшей группе?

  • разыгрывание ситуации "Не хочу каши" - целью такой игры будет обучение детей интонационно проговаривать фразы. Детей делят на пары - дети и родитель. Родитель просит, уговаривает, заставляет ребенка ест кашу, а ребенок - отказывается, капризничает, вежливо не соглашается.
  • пантомима "Собираемся в детский сад" - воспитатель учит детей показывать без слов как они просыпаются и потягиваются, умываются и делают зарядку, одеваются и бегут в детский сад. Цель игры - развитие воображения и выразительности жестов.
  • игра с воображаемым предметом помогает формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Например, воспитатель предлагает малышам погладить котенка, который находится у него на руках. Животное "передают" из рук в руки, ласкают и говорят ему добрые слова. Также можно поиграть в игру "Вкусные конфеты", где детей угощают воображаемым лакомством. Они берут его, протягивая руку, разворачивают фантик и отправляют конфету в рот, показывая всем какая же она вкусная. Упражнение тренирует еще и жевательные навыки.

Театрализованные игры в средней группе

Игры для детей в средней группе немного усложняются, имитации движений становятся разнообразнее. В арсенале воспитателя также пантомима, разыгрывание стихотворений по ролям, игры-стихи и игры на мышечное расслабление и напряжение.

  • Имитация ходьбы - воспитатель просит детей показать, как они ходили, когда были маленькими, как ходит бабушка, волк, лиса, принцесса и так далее
  • Пантомима "Медвежата" - дети, вживаясь в роль, выходят из берлоги, жмурятся от яркого солнышка, потягиваются и втягивают носом воздух. Медвежата расходятся по полянке, и здесь педагог может подключить импровизацию. Чем же займутся животные весной?
  • Театрализованные игры в средней группе уже подключают и мышечный корсет. Пример игры - девочка гуляет в лесу и видит бабочку. Она удивляется, протягивает шею, наклоняет туловище и совершает бросок руками вперед. Еще одна игра - девочке подарили новую куклу. Она очень рада, кружится, прижимает к себе сюрприз и показывает его всем вокруг.

  • Для обыгрывания стихотворений в младшей группе идеально подходят такие произведения, как "Был у зайца огород", "Мыльные пузыри", "Сердитый гусь".

Театрализованные игры в старшей группе

Детям 5-6 лет полезно играть в загадки без слов. Это хорошо развивает выразительность жестов и мимики. Группу делят на две части. Первая группа рассматривает картинки с загадками и выбирает те, которые они смогут показать без слов. Вторая подгруппа отгадывает то, что предлагают им товарищи. Затем происходит смена ролей.

Очень хорошо развивает фантазию и диалогическую речь игра "Телефон". Детей делят на пары и дают им задачи: пригласить друга на день рождения, извиниться перед другом за шалость и так далее. Для развития интонационной речи следует брать какую-либо фразу и просить воспитанников произносить ее грустно, весело, злобно, с удивлением.

Для совершенствования актерских способностей полезно упражняться у зеркала, чтоб видеть результаты своих усилий. Воспитатель может попросить ребенка изобразить собаку, принцессу, наказанного мальчика, пчелу, которая садится на цветок. Дав детям 5-6 лет платок можно попросить их изобразить при помощи предмета бабушку, волшебника, бабочку, человека с больным зубом.

Важным и новым в старшей группе становится развитие пластической выразительности.

Целями театрализованных игр такого плана являются обучение владеть телом, непринужденно и красиво двигать руками и ногами. Примерами их могут послужить:

  • "Лисичка подслушивает" - лиса стоит у дома петушка и кота и слушает, о чем идет речь внутри. Она выставляет вперед одну ногу и наклоняет корпус, подставляет ухо ближе к стене, приоткрывает рот и делает хитрые глаза.
  • "Танец розы" - воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям исполнить красивый танец цветка. Воспитанники импровизируют, придумывая движения самостоятельно. Вдруг музыка обрывается и ветер замораживает все розы. Дети застывают в произвольных позах. Игра повторяется несколько раз.
  • "Пальма" - дети изображают рост пальмы (руки и тело тянутся вверх, ноги на носках) и ее увядание (руки падают вниз).

Игры-драматизации для подготовительной к школе группы

В подготовительной группе дети продолжают играть в пантомиму, но задания существенно усложняются. Можно предложить изобразить гадкого утенка, гневного льва, наездника на лошади, игру в снежки, рыбалку. Развивать воображение помогают и игры-этюды, которые учат воспроизводить мимикой и жестами отдельные черты характера и эмоции. Дети могут изобразить жадного пса, ворчливого дворника или крапиву. Это занятие сопровождается чтением стихотворений.

Но самыми главными театрализованными играми в подготовительной группе считаются те, результатом которых является инсценировка сказки. Например, воспитатель читает сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Затем можно просмотреть мультфильм, нарисовать с детьми декорации (поле, реку, замок). Это и есть предварительная работа, о необходимости которой говорилось выше. Затем педагог распределяет роли между детьми и инсценирует сказку. С детьми 6-7 лет можно разыграть произведения Сутеева, сказку "Красная шапочка", русские народные сказки и так далее.

Интересным занятием для детей является переделывание сказки. К примеру, дети при помощи кукольного театра переделывают сказку "Колобок" - колобок встречается с лисой в самом начале повествования, лишь потом с зайцем, волком, медведем и котом. Потом он встречает мальчика Сашу, который мирит всех героев спектакля.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...