Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Плюшки с сахаром в виде сердечек

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Клод шеннон краткая биография и интересные факты

Экранная культура – продукт информационного общества. Экранная культура: основные понятия, история развития и специфика Экранная культура виды разновидности классификация

Экранная культура является порождением индустриального общества и органически связана с появлением и функционированием первых экранных средств передачи информации. Возникнув в индустриальном обществе, эта культура в полной мере проявляет себя в процессе становления информационного общества, оснащаясь новыми техническими средствами и становясь ключевым культурно- образующим феноменом современности.

Первое, что бросается в глаза, когда приступают к исследованию экранной культуры, это её теснейшая связь с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации – кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Экран (франц. Ekran – ширма) - это устройство с поверхностью, поглощающей, преобразующей или отражающей излучение различных видов энергии. Экран применяется как для защиты от излучения, так и для использования энергии излучения, а так же для получения изображения. Именно последняя функция экрана – использование его для получения изображения – и является техническим базисом экранной культуры. Таким образом, сам экран имеет чисто техническое значение, он является одной из частей многих технических систем, позволяет отображать зрительные образы, восприни-

маемые человеком. Экран с помощью света воздействует на зрительные анализаторы человека. Зритель принимает световые образы за реально существующие объекты. По мере совершенствования технических артефактов экран от белого полотна кино эволюционировал к электронной телевизионной трубке и далее – к дисплею компьютера. В процессе этой эволюции экран повышал свою способность передавать изображения. Это все более и более стирало различие между миром реальных вещей и миром знаков. В наше время это привело к особому типу реальности – виртуальной реальности, миру, созданному экранными артефактами.

Развитие экранных средств отображения информации и определило формирование так называемой «экранной» культуры. «С каждым технологическим прорывом, с появлением любого исторически значимого открытия появляются и новые «эпистемологические метафоры», которые структурируют и контролируют способы нашего мышления и поведения, - пишет руководитель семинара «Антропологические проблемы экранной культуры» при СПбГУ В. Полиектов. – С конца прошлого века и до настоящего времени такой метафорой стал «экран». Феномен «экрана» обусловил рождение экранной культуры. «Экран», «экранирование», «экранная реальность» и связанная с ней «виртуальная реальность» - центральные и ключевые культурно образующие феномены ХХ века» (79, 3).

Таким образом, формируется новая культура, которая объединяет интеллектуальные возможности человека с техническими возможностями информатики. Под ней мы подразумеваем тип культуры, основным материальным носителем которой является не письменность, а «экранность. Эта культура основана на системе экранных (плоскостных) изображений, которые имитируют действия и устную речь персонажей. Она является продуктом человеческой деятельности и системой воззрений, ценностей и знаний, которые распространяются в обществе посредством экранных технических средств, частью новой культуры, получающей свое бурное развитие в условиях информатизации общества.

Эти и другие, содержательные и сущностные характеристики экранной культуры должны быть выражены её определением. «Общее определение, - пишет И.П. Фарман,- должно складываться из всех способов употребления слова на основе совокупности всех практических контекстов. Таким образом,… требуется обратиться, в сущности, ко всей общественной практике во всём ёё богатстве и подвергнуть анализу все ее аспекты» (113, 266). Поэтому для того, чтобы выяснить сущность экранной культуры и её характерные черты, дать определение этому сложному феномену информационного общества, необходимо, прежде всего, раскрыть содержание этой культуры.

Как было уже сказано, экранная культура основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами. Нет смысла давать развернутую характеристику содержания этих форм, каждой из них посвящены многие научные и популярные работы. Наша задача – представить экранную культуру как систему взаимосвязанных элементов, показать, что эта взаимосвязь составляет структуру экранной культуры. Поэтому нас интересует, в первую очередь, не содержание элементов экранной культуры, а её системообразующие признаки, проявленные в каждом из этих элементов.

Для решения этой задачи при рассмотрении экранной культуры, как системы, вполне правомочно применение требований системного анализа, которые являются, как нам представляется, конкретизацией принципов диалектического метода познания. Так, такое требование системного анализа как рассмотрение объектов познания как систем взаимосвязанных элементов является конкретизацией принципа взаимосвязи диалектического метода познания. Требование системного анализа рассматривать структуру системы как итог ее генезиса является конкретизацией принципа диалектики о сочетании в процессе познания исторического и логического подходов. Требование системного анализа о различии объекта и предмета познания конкретизирует принцип диалектического метода познания о всесторонности рассмотрения.

Одним из основополагающих принципов системного подхода является рассмотрение исследуемого объекта как системы – множества упорядоченных элементов, которые находятся во взаимосвязи между собой и образуют некоторое целостное единство. При этом каждая исследуемая система имеет системообразующие признаки. В силу этого свойства системы не являются простой арифметической суммой свойств, входящих в неё элементов. Отсюда ясна ошибочность редукционизма, который пытается представить свойства более сложных явлений как сумму свойств входящих в него частей. Выступая против редукционизма, Н.Н.Моисеев писал: «Возникает естественное предположение о том, что при объединении элементов в систему на определенном уровне сложности в ней могут возникнуть свойства, принципиально не выводимые из свойств элементов и структуры парных взаимодействий, как это имеет место в системах гравитирующих масс» (56, 205). Н.Н.Моисеев, при этом, указывает, что эти системные свойства проявляются не на начальном этапе формирования системы, а лишь на определенном уровне ее сложности. Так, например, способность мыслить – разумность в современном понимании этого слова – возникает лишь на определенном уровне сложности организации системы нейронов, которую мы называем мозгом.

Поскольку система экранной культуры находится еще лишь в процессе своего становления, ее системные свойства пока проявляются только как тенденции, которые, однако, по мере информатизации общества, выступают все явственнее и поддаются исследованию.

Система «экранная культура» включает три основных элемента – кинокультуру, телекультуру и компьютерную культуру органически взаимосвязанные друг с другом. Системообразующим признаком экранной культуры является подача представляемых объектов в аудиовизуальной и динамичной форме, т.е. в сочетании звука и динамичного изображения. Этот признак присущ всем элементам системы «экранная культура», он объединяет эти элементы в целостное единое образование. Именно он устанавливает взаимосвязь между кино-, теле- и компьютерной культурой, обеспечивает включение определенных качеств одних элементов в другие.

Параллельно формируется еще один системообразующий фактор экранной культуры – подача информации в цифровом виде, что ныне характерно для компьютерной культуры, менее – для телевизионной и еще в меньшей степени для кинокультуры. Однако передача изображения и звука в цифровой форме имеет все большее распространение.

Старейшей формой экранной культуры и одним из первых проявлений массовой культуры является киноискусство – художественные и документальные кинофильмы, рекламные ролики, образовательные, научные и мультипликационные кинофильмы. В кинематографе синтезировались эстетические свойства литературы, живописи, театра и музыки, он отражает реальный мир в движении. Именно создание кино породило экранную культуру, новый способ передачи информации, новый выразительный язык – язык экрана. Уже немой экран, демонстрация кинофильмов на котором сопровождалась титрами и музыкой таперов, включал в свою знаковую систему языка различные типы находящихся в движении двухмерных изображений и статичных объектов скульптуры. Намного более многоязычным стал звуковой экран, который предстал как соединение словесного, музыкального и шумового языков. Появление цветного и стерео кинофильмов еще больше обогатило экранный язык.

Однако функционирование современного кино немыслимо без телевидения, а в процессе его создания и функционирования все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. «Сама экранная форма, - пишет О.Ф.Нечай,- в настоящее время роднит кино и телевидение, заставляя порой некоторых исследователей говорить о телевидении как о «малом кино» или «младшем брате кинематографа» (68, 84).

Как средство массовой информации телевидение имеет свои определяющие особенности – временные и пространственные. Временные заключаются в длительности телевидения, его дискретности (прерывности), в различном сочетании реального и условного времен. Пространственные особенности телепередач заключаются в их вездесущности, то есть в практической возможности доставки аудиовизуальной информации, одновременно расчлененной на множество групп массовой аудитории, что подчеркивает особенную интимность телевидения. Кроме этого телевидение имеет и другие особенности: полифункциональность, однонаправленность, возможность выбора телепрограмм для просмотра, персонализация информации, доступность визуального восприятия. Богатство изобразительной структуры, соединяющей движущее изображение и звук в сочетании с доставкой на дом, усиливает эффективность воздействия телевидения на зрителя. Телевидение вызывает у зрителя «эффект присутствия», сопричастности к тем событиям, информация о которых оно наглядно передает часто в режиме реального времени. Телевидение практически находится круглосуточно в распоряжении зрителя. Оно не требует усилий и имеет большую силу эмоционального воздействия. «Надо учиться читать. Для этого требуется работа, время и инвестиции, - пишет Л. Туроу. – Но не надо учиться смотреть телевидение. Оно не требует усилий» (110, 103). Следует учесть и то, что телевидение расширяет охватываемое пространство, проникая буквально в каждое жилище, содержит, в определенной степени, возможность учитывать индивидуальные запросы зрителей и даже зачатки интерактивного общения. Поистине телевизионный экран - это окно, распахнутое в мир.

Классификацию систем телевидения производят чаще всего по следующим основным признакам: по качественному признаку - черно-белые, цветные, стереомонохромные и стереоцветные), по форме представления сигналов (аналоговые и дискретные -цифровые), по частотному спектру канала связи (широкополосные - с полосой пропускания, равной полосе вещательного канала или больше его и узкополосные - с полосой меньше полосы вещательного канала). Некоторые из указанных систем могут, в свою очередь подразделяться по частным признакам, например, по способу развертки изображений или по очередности передачи той или иной информации.

Телевизионное вещание - одно из массовых средств информации. Говоря об эстетической природе всего ТВ в целом, мы представляем его в виде сложной системы, различные зоны которой по-разному осваивают и отражают реальность. Наиболее крупными из этих зон можно считать художественное и нехудожественное ТВ. Под системой художественного ТВ понимаются все виды телепрограмм, созданные с использованием средств экранного искусства. Кроме художественного телевидения, ТВ включает и обширную зону нехудожественного телевидения (информационно- публицистические, образовательные, учебные, спортивные передачи). Сосуществуя в контексте ТВ с нехудожественными программами, телеискусство влияет на их экранное решение, оформление. Происходит в той или иной степени эстетизация всех видов телепрограмм.

У телевидения, как и у многих других групп экранной культуры, носителем является не физическое тело, а сигнал. Это и дает возможность наиболее скоростной, практически мгновенной доставки информации потребителю. Сигнал, как материальный носитель создаваемой информации, всегда функция реального сиюминутного времени, то есть признак синхронного времени, синхронности создания, отправления и получения сообщения.

Телевидение объединяет в себе функции, которые раньше выполняли газеты, журналы, книги, радио, кино и другие источники информации. Оно - полифункциональное по своим задачам, является важнейшим культурным фактором, объединяющем функции экономической, политической, социальной, этической информации. Более того, телевидение имеет эстетическую составляющую, выступая как новый вид искусства. Телевидение, - не только средство массовой информации, но и новый вид искусства, способный передавать на расстояние эстетически переработанные впечатления бытия. По своей массовости телевидение сегодня обогнало кино, хотя оно тесно с ним.

Связь кино и телевидения является настолько очевидным фактом, что нет нужды это доказывать. Но есть необходимость проследить нити этой связи. Характеризуя эту связь, О. Ф. Нечай отмечает, что «находящееся в процессе становления молодое телевизионное искусство утверждается как новый вид экранного искусства. Сам термин «экранное искусство» в 80-е годы ХХ века вовсе не синоним термина «киноискусство» - это более широкое понятие, объединяющее две самостоятельные ветви: киноискусство и телеискусство… Экранная форма более всего роднит телевизионное искусство с киноискусством» (68, 3). Кино в современном обществе не может существовать без телевидения и видеотехники. Любители кинофильмов переместились из все более пустующих кинотеатров к домашним телевизорам. Можно ли сегодня представить телевизионные программы без «набора» самых разнообразных кинофильмов?

Вначале телевидение транслировало произведения киноискусства без всякого вмешательства со своей стороны («Тихий Дон» С. Герасимова, «Хождение по мукам» С Рошаля и др.). Затем появляются кинофильмы, специально снятые для телевидения. Телевизионные фильмы снимаются киносъемочной камерой с учетом того, что угловые размеры экрана телевизора иные, чем у киноэкрана. Иногда телевизионные фильмы записываются на магнитной ленте. Наконец создаются собственные телевизионные фильмы («Семнадцать мгновений весны», «Адъютант его превосходительства» и др.). Телевизионные фильмы, как правило, многосерийные, им свойственны длительность, прерывность (дискретность), повторность сюжетных блоков. Они тесно связаны с принципом программности и порождают клише-героев и клише-обстоятельств.

Синтез кино и телевидения (видеокассеты, видеодиск) создают новую ситуацию – ситуацию видеокультуры. Если кино создало массового зрителя, телевидение расширило аудиторию экрана до домашнего пользования. Видеокультура сделала потребление экранных текстов с учетом индивидуальных запросов зрителей. Техника видео позволяет делать видеозаписи, что еще в большей степени способствует удовлетворению запросов определенных групп потребителей.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно подключается и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством. Кинофильмы выступают как сообщение, представляющее собой артефакты зрелищной культуры, которые передаются в пространстве и времени с помощью различных технических средств.

Современный компьютер отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. При этом связь между объектами этого гипертекста - объединения различных типов – может быть мгновенно изменена в зависимости от потребностей пользователя. Телевидение воздействует на пассивного зрителя, поскольку управление телевидением носит централизованный характер. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случае компьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя. В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран. Правда, в силу ряда обстоятельств – сложности нахождения программы кинофильмов по Интернету, сравнительно высокой стоимости просмотра фильмов и др. – эта функция компьютеров дело хотя и не далекого, но будущего.

Ныне все более актуально воздействие компьютерной культуры на киноискусство не в процессе функционирования последнего, а в ходе работы над кинофильмами. В этом случае в качестве действующих лиц вводятся синтетические образы – реалистические модели человеческого тела в движении. В процессе создания таких моделей датчики «снимают» движение с живого киноисполнителя. Данные передаются компьютеру, который создает модели для автоматической генерации поведения. Рождается абсолютно новый жанр – «виртуальные съемки».

Подобная технология создания фильмов сокращает этот процесс во времени и дает ощутимую экономическую выгоду. Она, к примеру, была применена Лукасом при создании фильма «Звездные войны. Эпизод 1». Правда, этот фильм далек от эстетического совершенства. Но в угоду экономическим выгодам этими ценностями часто пренебрегают. Для Лукаса компьютер просто средство сэкономить деньги, снять подешевле, и не более того. Ни о каком влиянии супертехнологий на эстетику в его фильме не приходиться говорить. Если и можно говорить о влиянии подобного применения компьютерной технологии на эстетическую ценность, то только, в основном, в отрицательном плане.

Компьютерная технология все шире применяется при создании мультипликационных фильмов. В этом случае компьютеры увеличивают или уменьшают изображения, рисуют все промежуточные кадры движущихся объектов, умножают созданные изображения. Для создания 15-минутного мультфильма, состоящего из 30 тысяч рисунков, должна трудиться в течение месяца группа из 20 мультипликаторов, художников, редакторов и контролеров. Компьютер позволяет резко упростить и ускорить процесс создания мультфильма. По команде оператора он может нарисовать и раскрасить до 80 % изображений, входящих в мультфильм. Введенное в компьютер изображение можно увеличивать или уменьшать, размножать. Процесс, называемый раскадировкой, позволяет мультипликатору рисовать только ключевые кадры движения. Компьютеру достаточно этой информации, чтобы нарисовать все промежуточные кадры. Производительность труда художника возрастает более чем в 10 раз, поэтому 15-минутный фильм можно закончить через неделю.

Под влиянием компьютерной технологии в кинематографии пробивают себе дорогу и другие существенные нововведения. Так, в марте 1999 года на конференции в Лас-Вегасе (США) была продемонстрирована методика цифровой обработки потоков света и продемонстрированы цифровые кинопроекторы, идущие на смену кинопленочным. Цифровое кино – неизбежное ближайшее будущее. В этих разработках широко применяются компьютеры, функционирующие на цифровой основе.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.). Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем, что усиливает эмоциональное воздействие на человека. Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком котороых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Важным требованием системного анализа, как уже было отмечено, является рассмотрение структуры системы, как итога её предшествующего развития. То, что в развитой системе находится одно возле другого, в процессе развития этой системы - одно вслед за другим. Это требование системного анализа предполагает сочетание генетического и структурного подходов. При этом под генетическим подходом в широком смысле этого термина мы имеем ввиду исследование зарождения и последующего развития системы, приводящее ее к определенному состоянию.

Что касается структурного подхода, то под ним понимается анализ связей между элементами системы, определяющими форму ее функционирования как единого целого. Развитая система, в том числе и система экранной культуры, (хотя она еще находится в процессе становления) как бы синтезирует предшествующие этапы своего развития.

В зависимости от материальных носителей культуры можно выделить устную, письменную и экранную формы культуры.

Устная культура берет свое начало с появлением речи и доминирует вплоть до распространения письма. Эта культура основана на передаче культурных ценностей при помощи звука, речи, музыки и т.д. Ее можно назвать аудиокультурой.

Письменная культура характерна для перехода общества к цивилизационному пути развития. Она основана на передаче знака (буквы) и изображения. Ее можно назвать видеокультурой.

Экранная культура возникает с появлением экранных средств передачи культурных ценностей при помощи звука и изображения. Ее становление, как системы, происходит в условиях информатизации общества. Как бы включая в себя, синтезируя качества устной и письменной культур, экранная культура является аудиовизуальной культурой.

Возникая одна вслед за другой, эти формы культуры развиваются параллельно и ныне сосуществуют друг с другом, представляя собой многообразие форм культуры информационного мира. Эти формы культуры в историческом контексте составляют ее «филогенез», т.е. исторический процесс развития всей культуры. В данном аспекте экранная культура представляет собой синтез предшествующих этапов развития, поскольку включает в свое содержание устную и письменную культуры.

Вместе с тем, важно рассматривать саму систему экранной культуры в ее «онтогенезе», т.е. в собственном своем развитии. В этом аспекте, возможно, выделить такие ступени ее развития, которые находят воплощение в основных элементах экранной культуры – кино-, телевизионной и компьютерной культурах. Каждый из этих элементов подготавливает определенные предпосылки для последующих ступеней развития. Этот процесс взаиморазвития элементов системы экранной культуры совершался на протяжении длительного периода по мере совершенствования экранных технических средств и технологии их использования.

Свое начало экранная культура, как известно, берет с появлением культуры кино. Начав свой путь, «живая фотография» - кино совершенствуется ускоренными темпами. Однако язык киноэкрана, как средство общения, ограничен в пространстве самой техникой демонстрации фильмов в кинозале и разомкнут во времени из-за длительности процесса создания фильма, его тиражирования и распространения. Последующее развитие технических средств массовой информации породили более совершенные формы общения. Возникает телевидение.

Телевидение появляется не на пустом месте. Его предком, как и предком компьютерной культуры, является культура кино. Именно кино, начиная с конца XIX века, самым непосредственным образом подготавливает человечество к цифровой среде, к цифровой форме передачи информации, поскольку оно основано на дискретиции времени – двадцать четыре дискрета в секунду. Кино приучило нас манипулировать с пространством и временем, трансформировать реальность в движущиеся изображения. Кино подготовило нас к удобствам мира плоских (двухмерных) подвижных моделей. Цифровая среда имитирует несуществующие в реальности миры, вводит человека по существу в то, что ныне мы называем виртуальной реальностью. Оно сделало наглядными многие цифровые и компьютерные понятия, такие как дискретизация и многие другие, которыми ныне люди оперируют в области телевидения и компьютеров. Таким образом, сыграв свою роль, кино подготовило появление и восприятие мира телевидения и компьютеров.

Телевизор, передавая информацию в аудиовизуальной форме на расстояние радиоэлектронными средствами, по своему существу является электронной разновидностью кинематографа. Но по своим возможностям, телевидение намного превосходит кино. Оно обеспечивает удобства восприятия информации, большой охват территории. Заимствуя у кино все его сильные характеристики (сочетание аудио и видеоизображения, дискретность, технологию киномонтажа и другие), телевизионное искусство обладает рядом новых свойств – игровой природой, диалогом, передачей информации в режиме реального времени и т.д. Однако при восприятии изображений и звука зритель-слушатель ограничен в свободе выбора получаемой информации передаваемыми программами. Правда, здесь уже существуют зачатки интерактивного общения, когда телезритель звонит в студию и тем самым «влияет» на ход передачи. Но интерактивность, по-настоящему, означает управление источником информации со стороны пользователя. В более полном виде интерактивность характерна для компьютерной культуры.

Зарождение компьютерной культуры связано не только, как уже было сказано, с кино, но и с телевидением. Дело в том, что ныне развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все более реальным становится сращивание телевизора и компьютера. В одном случае демонстрация кинофильмов осуществляется на базе телевизора, соединенного приставкой-декодером с компьютерной сетью. В другом – на базе компьютера, экран которого используется как телевизор. И в том, и в другом случае осуществляется компьютеризация телевидения. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Таким образом, компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Возникает киберпространство – совокупность систем компьютерных коммуникаций и потоков информации разной природы, циркулирующих в мировых сетях. Пользователю в кибернетической культуре становятся доступными многие культурные ценности, удаленные от него на значительные расстояния – музеи и библиотеки, театры и концерты, египетские пирамиды и буддийские храмы стран Востока. Развитие «электронной почты» позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Анализ системы экранной культуры, как итога ее генезиса, позволяет выявить логику становления этой системы.

В процессе развития экранной культуры охват пользователей идет от макрогрупп (кино) к микрогруппе (телевидение) и далее – к индивидуальному пользователю (компьютер). Следовательно, экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. В то же время степень свободы выбора идет от ограничения этой свободы техникой и условиями пользования культурными феноменами (кино) к ограниченной свободе выбора в силу приближения времени сообщений к времени событий (телевидение), и далее – к свободе выбора информации в пределах мировой Сети. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает. Так же возрастает и степень интеробщения, которое отсутствует в кинокультуре, ограничено в телевизионной культуре и приобретает глобальный характер в культуре компьютерной. Сравнение технических систем экранной культуры можно представить следующей таблицей:

Проведенный анализ экранной культуры, с точки зрения системного подхода, подводит нас к определению понятия «экранная культура». Экранная культура – исторически сложившаяся система получения культурных произведений, способов их производства и трансляции с помощью экранных технических средств, системообразующим признаком которой является представление культурных артефактов в аудиовизуальном и динамичном виде. Это главнейшая характеристика новой информационной среды, новой культуры информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание.Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.

Книгопечатание

Новая перестройка культурного кода была связана с переходом от письменной к печатной культуре. Она начинается по второй половинœе 15 века в связи с созданием И. Гутенбергом печатного станка в 1445 году. Благодаря появлению книгопечатания сакральная литература для немногих посвященных, для служителœей культа превратилась в доступный всœем грамотным людям текст, очень быстро распространившийся по всœей Европе в переводах на родных языках. Первым печатным изданием стала Библия. Далее стала печататься не только религиозная, но и светская литература. К концу 15 века в Европе было уже 1100 типографий, в которых печаталась литература по всœем отраслям знаний практически на всœех европейских языках. Книгопечатание способствовало повышению уровня грамотности, развитию образования и просвещения. Вместе с тем, революционные преобразования в системе связи обусловили существенные изменения и в содержании информации, что особенно наглядно проявилось в художественной литературе. Только на печатной технической базе могла возникнуть новая (в сравнении со стихотворной поэмой, обращенной к слуху) форма словесного искусства - роман.

Становление нового культурного кода происходило не одно столетие. Окончательно он утверждается во второй половинœе 18 века. В основу культурного кода Западной Европы нового времени было положено уже не мифологическое и религиозное, а научное знание - т. е. знание достоверное, рациональное, практически проверяемое.

Появление экранной культуры было связано с возникновением кинœематографа. Первый киносœеанс был устроен изобретателями - братьями О. и Л. Люмьер в Париже 28 декабря 1895 года. Было показано несколько коротеньких фильмов: "Выход работниц из ворот фабрики", "Прибытие поезда", "Игра в карты", "Кормление младенца" и даже комический эпизод "Политый поливальщик". Начав с документа͵ хроники, кино уже на втором десятилетии своего существования попыталось инсценировать сюжеты и персонажи литературных произведений, появились крупные планы, менялись точки съемок и отдельно снятые кадры объединялись монтажом. В течение трех десятилетий специфической чертой экранного искусства считалось отсутствие звука, немота. Кинœематограф стали называть "великим немым". Время расцвета немого кино - 20-е годы, когда начали работать С.Эйзенштейн, В. Пудовкин, А. Довженко, Ч. Чаплин. Главная особенность немого кино - пластическая выразительность актерской игры, поскольку следовало создавать образ лишь жестом, движением, мимикой.

В конце 20-х - начале 30-х гᴦ. удалось решить проблему синхронизации звука и изображения на экране, и на смену немого приходит звуковое кино. Эру звукового кино открыла американская картина "Певец джаза", вышедшая на экраны в 1928 году. Многие выдающиеся деятели немого кино тогда решительно воспротивились введению звука. Ч. Чаплин признавался: "Я ненавижу говорящие фильмы, они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира - искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания". При этом звуковое кино получило право на существование; оно обогатило возможности кинœематографа, сблизило его с литературой и театром, дало возможность создания сложных человеческих характеров. Следующей важной вехой в развитии кинœематографа стало появление в 40-х гᴦ. 20 века цветного кино.

Кино - это синтетическое искусство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ объединило художественные возможности разных искусств: музыки, литературы, живописи, театра. Его возникновение было подготовлено всœем предшествующим развитием искусства, а также техническим прогрессом. Кино во многом способствовало появлению массовой культуры. Вместе с тем, благодаря кинœематографу, особенно документальному, стало возможным запечатлеть факт, дать неискаженное, зрительно достоверное представление о нем.

Следующим этапом в развитии экранной культуры стало появление телœевидения и компьютера, в котором современные ученые видят итог эволюции книги и того культурного кода, который основан на линœейном способе письма. Во второй половинœе 20 века произошла компьютерная революция. Компьютерная техника получила широкое распространение во всœех сферах жизни общества: на производстве, в системе управления, в сфере образования. Процессы информатизации и компьютеризации оказывают большое влияние на развитие культуры, как положительное, так и отрицательное. В чем заключаются положительные моменты? - Широкое использование компьютеров рационализирует деятельность человека, расширяет доступ к информации, способствует быстрому росту компетенции специалиста. Каждая личность получает свободный выход в мир информации, может получать на экране компьютера интересующую ее информацию из библиотек, книгохранилищ, музеев, архивов. Выравниваются возможности людей в приобщении к культурным ценностям. Создаются глобальные системы компьютерной связи, благодаря которым мир становится единым и взаимосвязанным.

Вместе с тем компьютерная революция, по мнению специалистов, может привести к снижению индивидуального начала, общекультурного уровня людей, их разобщенности, изоляции, дегуманизации труда. Личные контакты и чтение книг отходят на второй план. При чтении классической литературы проделывалась огромная самостоятельная работа͵ требующая интеллектуальных и нравственных усилий и подготовленная всœем предшествующим образованием. Сегодня же печать использует комиксы, а видеотехника дает готовые образцы, не требующие самостоятельной интерпретации.

Вместе с тем, существует еще одна важная проблема. Компьютерная революция может приводить к усилению - с помощью банка данных - манипулирования людьми. Эта проблема имеет отношение не только к компьютерным системам, но и ко всœем современным средствам массовой информации. Οʜᴎ не просто сообщают какие-то сведения, но и активно формируют общественное мнение. С помощью средств современной информации искусственно создаются и навязываются имиджи, языковые формулы, стереотипы мышления и поведения. Возникает возможность манипулировать сознанием и поведением людей, навязать им определœенную точку зрения. Это подавляет личность, лишает ее свободы выбора.

Экранная культура - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Экранная культура" 2017, 2018.

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Вехи формирования массовой культуры. Элита. Рождении трагедии. Англия. Исторические условия. Философия прагматизма. Век страха. Признаки массовой культуры. Искусство. Фундамент современной массовой культуры. Структура. Массовая культура. Человеческое сознание. Элитарная культура. Классификация теорий элит.

«Типология культуры» - Явление, противоположное природе. Философские подходы к пониманию культуры. Культура, соединяющая черты востока и запада. Элитарная культура. Элементы и структура культуры. Отстранение, уход человека от мира. Маргинальные культуры. Культура. Восточный и западный типы культуры. Материальная культура.

«Виды культуры» - Массовая культура – совершенно новый феномен культуры. Молодёжь отличает стремление к неформальному общению. План. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура. Понятие. Понятие «субкультура» прочно вошло в лексикон современной культуры. Понятие «субкультура». Основные значения понятия «культура».

«Технологическая культура» - Технологическая культура. Организация рабочего места. Информационная культура. Проектная культура. Экологическая культура. Культура предпринимательства. Культура дизайна. Компоненты технологической культуры. Технологическая дисциплина. Техника безопасности. Экологическая культура аналогична возврату человека к единству с природой.

«Организационная культура» - В целом, в учебной деятельности человека наличествуют все типы организационной культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Обиняком по отношению к типам организационной культуры располагаются: . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного.

«Элитарная культура» - Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Особенности продукции массовой культуры. Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. «Апофеоз абстракции». Разновидности культуры. Элитарная культура.

Всего в теме 9 презентаций

УДК 008 ОГУРЧИКОВ П.К.

ЭКРАННАЯ КУЛЬТУРА КАК НОВАЯ МИФОЛОГИЯ

Огурчиков Павел Константинович - к. культурологии, доцент МГУКИ

Аннотация: в статье рассматривается феномен экранной культуры как важный фактор, интенсифицирующий процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат.

Ключевые слова: экранная культура, кино, киномифология.

Повсеместное распространение кино и телевидения определяется тем, что современная реальность превращает экранную культуру в особенно важный фактор для настоящего момента, интенсифицирует процессы, формирующие массовое сознание. Магия экрана рождает новую мифологию, с помощью которой происходит утверждение моделей человеческого поведения в культуре, помещение индивидуального бытия в новую систему социальных и культурных координат. Экранная культура рождает мифы в широком и в узком понимании этого слова; она не только искажает реальность в угоду тем или иным социальным и культурным запросам, но и порождает мифы социальной сопричастности, деформирующие представление о себе массового зрителя.

Одним из основных вопросов, которые беспокоят сегодня культурологов, философов, людей из мира кино, является вопрос о будущем отечественной экранной культуры. Существует ли оно, и какие формы оно примет? Всем представляется очевидным, что кино как искусство остается продуктом ХХ века. Новый век несет собою глобальную эстетическую модель, которая видоизменит и новое зрелище - кино.

Необходимо подчеркнуть, что все существовавшие ранее кинематографические модели, так или иначе, фальсифицировали реальность. Режиссер брал те или иные «отпечатки реальности» и монтировал их в соответствии со своей концепцией. Зритель верил в эту историю уже в силу ее фотографической природы. Однако современные компьютерные технологии помогли миру фантазии приобрести реальность артефакта. Таким образом, современная экранная культура стала превращаться в мир симулякров, в котором человек не переживает подлинной реальности, будучи защищен от нее мифом.

Модные сегодня, активно декларируемые пророчества социальной деградации общества выполняют функцию привлечения внимания людей к угрожающим тенденциям нашей жизни. Эта угроза отвлекает внимание от реальности с ее насущными проблемами и порождает некую «вилку» между уровнем ожиданий человека и уровнем его социальных притязаний. С одной стороны, предстает картина некоей грозящей катастрофы, на фоне которой современный человек немощен и бесперспективен. С другой, современные достижения в области естественных наук, психологии, медицины и искусства свидетельствуют о наличии мощного потенциала, который требует реализации, становясь едва ли не угрозой для общества и культуры.

Эта «вилка» порождает внутренний конфликт в сознании людей, который способен неожиданно «прорваться» на поведенческом уровне. Перенося данный процесс на современную экранную культуру, получаем некое ожидание взрыва, которое, хочется верить, разрушит, в первую очередь, модель отношений по принципу «человек человеку - товар». Именно поэтому, сейчас современному кинематографу необходима конкретная теория, которая позволяла бы раскрыть механизмы, с помощью которых экранная культура воздействует на окружающий мир, деформируя и трансформируя его.

Современная экранная культура представляет собой совокупность образов, которые создаются и существуют по законам построения мифа. Кино, как и миф, не понимается разумом, но воспринимается сердцем, вызывая желания и апеллируя к чувствам. Подобно мифу, оно ориентирует на подражание эталонным образцам, манипулируя ценностями и создавая иллюзию реальности. Наконец, кино, опираясь на законы построения мифа, создает доминанту авторской позиции над тем, что является предметом или объектом изображения на экране.

Между классической мифологией и современными, порождаемыми экраном мифами -многовековая пропасть, что не мешает современному кинематографу активно использовать «наработки» классического мифа. В современной социокультурной ситуации данный процесс становится актуальным, ибо, чем больше человек подавляется натиском тех или иных общественных интересов, тем более он тяготеет к мифу в различных его проявлениях.

Таким образом, современная экранная культура, с одной стороны, становится одним из проявлений мифологии, ориентированной на прошлое, но с другой, творит собственную, новую мифологию. Задача новых мифов, рождаемых экраном - восполнение ограниченности человеческих возможностей, освобождение от страхов перед неведомыми и неконтролируемыми процессами, происходящими в современной культуре. Экранная культура предлагает зрителю новую мифологическую реальность, в которой можно сконструировать приемлемые образы и границы будущего, освобождает от страха перед завтрашним днем, предлагает мнимый «рай» иллюзий, за которыми прячутся более совершенные технологии подчинения и контроля над «молчаливым большинством», навязывание ему удобных для социума приоритетов.

Современная наука нуждается не только в знаниях мифологических структур и архетипических моделей как способах и приемах виртуализации вещей и отношении на современном экране, но, в первую очередь, осознании новой мифологии экранной культуры -виртуального аналога социокультурной действительности или, точнее, ее деформированной имитации.

Перед нами предстает противоречие между воздействием экранной культуры на массового зрителя, по масштабу и характеру похожим на архаический миф, и отсутствием теоретического объяснения этого факта. Снятие данного противоречия составляет основу актуальности работы.

Основными аспектами исследования являются: изучение содержания, структуры,

динамики, технологий функционирования экранной культуры как социокультурного способа установления коммуникативных связей между людьми в контексте мифологической традиции.

Миф как феномен культуры представляет огромный интерес для различных специалистов.

В рамках данной работы совмещено изложение основных достижений в области философии, культурологии, психологии, искусствоведения, социологии по исследованию современного мифотворчества, в котором активно принимает участие современное кино.

В числе подходов к мифу в исследовании рассматриваются: историко-культурологический (С.С.Аверинцев, Д.С.Лихачев, А.Ф.Лосев, Д.Кемпбелл, С.А.Токарев, М.Фуко, М.Элиаде и др.); этнографический (К.Армстронг, Ю.М.Бородай, А.Е.Наговицын, Э.Тайлор, Дж.Фрезер и др.); филологический (В.В.Иванов, Е.М.Мелетинский, В.Я.Пропп, В.Н.Топоров О.М.Фрейденберг и др.); структурно-семиотический (Р.Барт, Ю.Кристева, К.Леви-Строс, Ю.М. Лотман,

Б.А.Успенский и др.); психологический (Р.Бендлер, А.Я.Бородецкий, Р.М.Грановская, Д.Гриндер, Е.Л.Доценко, Ж.Лакан, Л.Леви-Брюль, Н.Фрай, Д.Н.Узнадзе, З.Фрейд, В.А.Шкуратов, А.Эткинд, К.Г. Юнг и др.); философский (М.К.Мамардашвили, Н.Б.Маньковская, Ф.Ницше,

А.М.Пятигорский, Г.Спенсер, Ю.Хабермас, Й.Хейзинга и др.); социологический (Ж.Бодрийяр, Б.Дорн, Э.Дюргейм, М.Вебер, Э.Росс, У.Макдауггал и др.).

Анализом специфики медиакультуры и ее взаимодействия с окружающим миром занимались: Р.Арнхейм, А.Базен, М.М.Бахтин, Д.Белл, В.Беньямин, В.Библер, Л.С.Выготский, М.Кастельс, Ю.М.Лотман, М.Маклюэн, Г. Макрузе, В.Г.Михалкович, Х.Ортега-и-Тассет, Э.Тоф-флер, Ю.Н.Тынянов, А.А.Урбанович, В.П.Шейнов и др.

Психологические аспекты, важные для исследования темы, были почерпнуты из работ

Э.Берна, А.Я.Бородецкого, Е.Брунсвика, И.А.Гельмана, Дж.Гибсона, В.Н.Зазыкина, В.П.Зинченко, И.В.Крылова, А.Н.Лебедева, К.Левина, Р.И.Мокшанцева, С.А. Омельченко, Ф.Г.Панкратова, Е.Ю.Петровой, С.В.Покровской, Р.Чалдини, В.Г.Шакурина и др.

Вопросы соотношения «элитарной» и «массовой» культуры и особенности их функционирования в современном российском обществе отражены в трудах В.С.Агеева, Е.В.Александрова, Л.И.Акимовой, С.Н.Артановского, Г.К.Ашина, А.П.Мидлера, В.Ю.Бореева, А.В.Коваленко, Ю.П.Буданцева, А.А.Грабельникова, Т.Г.Грушевицкой, В.Д.Попкова, А.П.Садохина, Е.Г.Дьяковой, М.С.Кагана, Л.Н.Когана, А.В.Кукаркина, В.И.Михалковича,

А.Д.Трахтенберга, А.В.Федорова, А.Я.Флиера, Ю.У.Фохт-Бабушкина и др.

Исследования процессов, происходящих в постсоветской России, породили также ряд интересных работ, исследующих взаимоотношения экранной культуры и общества, личности и медиатекста: А.А.Андреева, Е.С.Баразговой, В.С.Библера, Е.А.Бобринской, А.А.Брагиной,

B.Н.Егорова, Т.И.Заславской, И.И.Засурского, Ю.С.Затуливетера, И.В.Иванова, В.Л.Иноземцева,

C.Г.Кара-Мурзы, А.В.Костиной и др.

Исследование непосредственно экранной культуры представляется на данный момент мало изучено. Мы базировались на фундаментальных трудах Р.Арнхейма, И.В.Вайсфельда, Е.Вейцмана, Д.А.Вертова, Л.С.Выготского, С.А.Герасимова, П.С.Гуревича, А.Ф.Еремеева, С.И.Ильичевой, Б.Н.Нащеки-на, Н.Б.Кирилловой, В.Ф.Колейчука, Н.В.Лысенко, С.А.Муратова, К.Э.Раз-логова, М.И.Ромма, Ю.Н.Усова, В.Б.Шкловского, С.М.Эйзенштейна и др.

К настоящему времени создано множество работ, рассматривающих феномен мифологии кинокультуры, анализ которых позволил сделать следующие выводы:

1. Современная экранная культура воздействует на архетипы сознания, настроенные на понимание бытия как мифа. Зритель с готовностью воспринимает предлагаемые кинематографом стереотипы; кино, как и миф, помогает ему легко вписаться в систему координат современного мироустройства.

2. Современное кино можно назвать одной из форм нового мифотворчества. С одной стороны, сегодня при создании фильмов активно используются мифологические технологии. С другой, магия экрана предполагает присутствие каждого зрителя в качестве соучастника условно созданной виртуальной реальности. Человек невольно оказывается «встроенным» в контекст этой реальности, которая диктует ему систему социальных и культурных ценностей, становится составной частью его внутреннего и внешнего мира.

3. Новая мифология экрана с ее тотальным проникновением во все области человеческой жизни создает виртуальные миры. Это происходит благодаря Интернету, поскольку современный экран имеет к Интернету непосредственное отношение. У зрителя возникает мнимое (виртуальное) пространство, в котором он может долгое время пребывать. Именно в нем воплощаются все достижения современных глобализационных процессов.

4. Одной из особенностей современной экранной культуры является порожденное ею искажение реальности, вплоть до деформации культурных ценностей. Мифы, которые порождает экранная культура, становятся угрожающим фактором для культуры в целом. Современный экран, продолжая фрагментарно или глобально запечатлевать знаковый опыт человечества и тем самым, деформировать его, приспосабливает к мифологизированному экранному миру каждого, кто останавливает на нем свое внимание.

5. Кроме адекватной ориентировки зрителя в мире, экранная культура является способом его контроля и организации. Становясь вторичной моделирующей системой, она структурирует практически все области человеческой деятельности. Создание новых смыслов, переработка реальности современным экраном создает иллюзию сотворчества в новой реальности. По сути, мы имеем дело с одним из видов манипуляций, с помощью которого «нужные культурные» мифы овладевают общественным сознанием.

6. Мифы, как правило, являются ложной мобилизующей системой, искусственно «вписывающей» массы в социальную реальность. В данном контексте, под «мифологизацией» понимается заведомое искажение реальности, превращение массового потребителя в объект политических и идеологических манипуляций. Однако существует потенциальная позитивная сторона мифологии, которая способна «выровнять» социальные искажения: сформировать позитивное мышление человека, разрушая агрессивные социальные модели для подражания.

7. Экранная культура, манипулируя мифологическими образами, в том числе, Эросом, создает ощущение доверия. Основанная на архетипах, система символических образов «подключает» к восприятию происходящего на экране каждого зрителя. Так кино подавляет и возбуждает одновременно, манипулируя комплексами и бессознательными желаниями. Создавая иллюзию отмены повседневности, экранная культура оказывает деструктивное воздействие на внутренний мир человека. Эротизация современной экранной культуры является компромиссом между страхом перед сексуальным плюрализмом и неуправляемыми формами проявлений сексуальности.

8. Экранная культура мифологическими приемами конструирует реальность зрителя, «приручает» культуру с помощью новинок современной техники, формирует нужное для социума функционирование каждого потенциального потребителя продукции экранной культуры. Конечная цель этого процесса - превращение массового зрителя в управляемую толпу, стирание личностных особенностей и невозможность удовлетворения творческих и духовных потребностей, выходящих за границы, «очерченные» экраном.

9. Однако новая мифология не носит исключительно негативный характер, ее задача - не только манипулирование сознанием, но и психологическая адаптация человека к новым изменениям постиндустриального общества. Кроме того, с помощью новой мифологии, порождаемой экранной культурой, происходит упрощение коммуникации в толпе, что снимает массовое психологическое напряжение.

10. Ориентация современной экранной культуры на общепринятые нормы взаимоотношений между человеком и окружающим миром имеет безусловное позитивное значение: позволяет зрителю чувствовать себя защищенным, сопричастным некоему общему «мы», формирует образы идентичности у представителей больших и малых социальных групп.

11. Мифотворчество в экранной культуре может стать ресурсом позитивной модернизации общества, реставрации утраченных «кирпичиков» психически здорового общества: патриотизма; профессионализма; гармонизации отношений между поколениями; правильного понимания долга и свободы; эстетического и художественного вкуса; основных постулатов психического и физического здоровья, реабилитации вечных ценностей бытия. Но это посильно лишь для кино высочайшего эстетического уровня.

12. Мифы в экранной культуре не только помогают современному человеку построить знаковую модель действительности, но и нивелируют порожденный ею внутренний конфликт самого человека. Построенное по мифологическим законам кино становится психотерапией для жителей постиндустриальной эпохи. Миф становится спасением для человека, живущего в ситуации ускользающих ценностей.

Availability: In stock!

$ 0.76 per pill

Quick Overview

Reviews

Viagra Jayne Hebert Rating:97 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins Rating:84 out of100 , 71 87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Rating:79 out of100 , 71 71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall Rating:83 out of100 , 71 100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71 Viagra Jennifer Lenoir The service was excellent. Rating:71 out of100 , 71 Viagra Dorothy Schroeder I don"t know what else to say. I would gladly pay over 600 dollars for Viagra. Rating:78 out of100 , 71 Viagra Megan Martinez After using Viagra my business skyrocketed! This is simply unbelievable! Rating:93 out of100 , 71 Viagra Rose Herrera I am completely blown away. I will recommend you to my colleagues. I just can"t get enough of Viagra. I want to get a T-Shirt with Viagra on it so I can show it off to everyone. I am really satisfied with my Viagra. Rating:82 out of100 , 71 Viagra Mary Bowman I"m good to go. Viagra is the next killer app. Rating:75 out of100 , 71 Viagra Synthia Tindall We"re loving it. Viagra has completely surpassed our expectations. Rating:83 out of100 , 71 Viagra Leslie Barry Thank You! I love Viagra. Rating:100 out of100 , 71 Viagra Andrea Kilburn We can"t understand how we"ve been living without Viagra. I was amazed at the quality of Viagra. Viagra was the best investment I ever made. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Bernardo Montano Since I invested in Viagra I made over 100,000 dollars profits. I don"t always clop, but when I do, it"s because of Viagra. Viagra is great. Rating:88 out of100 , 71 Viagra Christy Huang Definitely worth the investment. Thank you so much for your help. Keep up the excellent work. Rating:93 out of100 , 71 Viagra Mary Franks Needless to say we are extremely satisfied with the results. Rating:73 out of100 , 71 Viagra Beth Charette I am completely blown away. I wish I would have thought of it first. You won"t regret it. It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Sharon Martin Viagra is worth much more than I paid. Rating:96 out of100 , 71 Viagra Peggy Hazlewood Dude, your stuff is the bomb! Viagra was worth a fortune to my company. Rating:95 out of100 , 71 Viagra Troy Perkins I didn"t even need training. Viagra is awesome! I wish I would have thought of it first. Thanks guys, keep up the good work! Rating:84 out of100 , 71 Viagra Anna Smith It"s really wonderful. Rating:87 out of100 , 71 Viagra Helen Lee It really saves me time and effort. Viagra is exactly what our business has been lacking. Thanks for the great service. I have gotten at least 50 times the value from Viagra. Absolutely wonderful! Rating:86 out of100 , 71 Viagra Rebecca Dunlap Great job, I will definitely be ordering again! Wow what great service, I love it! We"re loving it. Viagra did exactly what you said it does. Rating:79 out of100 , 71

Вам также будет интересно:

Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...
Для чего нужны синонимы в жизни
Русский язык сложен для иностранцев, пытающихся ее выучить, по причине изобилия слов,...