Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

В системе наук психология относится к

Существует много разных классификаций наук, в большинстве из них психология занимает промежуточную позицию между несколькими категориями. Связано это с широким спектром вопросов, которыми занимается психология, и методов, которые при этом используются. С одной стороны, психология - естественная наука, активно использующая экспериментальные техники в доказательстве и опровержении гипотез. Многие общепринятые методы статистических расчётов первоначально были разработаны психологами. С другой стороны, в трудах представителей гуманистической психологии практически нет места измерениям, расчётам и экспериментам, работы этой школы можно смело отнести к гуманитарному знанию. В некоторых классификациях помимо гуманитарных и естественных наук выделяются также общественные (социология, политология) - заметную часть современной психологии можно отнести к этой группе. Советский психолог Б. Г. Ананьев указывал на место психологии как ядра системы наук о человеке .

В комплексе наук о человеке важная роль принадлежит психологии.

В общественных науках: Исследование процессов и явлений, изучаемых историей, экономикой, этнографией, социологией, лингвистикой, юридической, политической науками необходимым образом приводят к постановке проблем по существу психологических. В исследованиях социальных процессов возникает необходимость учета психологических факторов, при этом особенно острой она становится тогда, когда исследователь переходит от общих законов к специальным, от глобальных проблем к частным. На границах общественных и психологических наук сформировались социальная психология , а также историческая, экономическая, этническая, юридическая, политическая психология, психолингвистика и психология искусств .

В естественных науках: Одно из первых экспериментально-психологических исследований, а именно времени реакции человека, было проведено в середине прошлого века в связи с потребностями астрономии, а первой специальной психологической дисциплиной явилась психофизика . Изучение процесса биологической эволюции неизбежно требует изучения не только строения и функций живых организмов, но также их поведения и психики. На границах биологии и психологии сформировались такие области знания, как зоопсихология и сравнительная психология. Также на границах естественных наук и психологии сформировался ряд специальных научных дисциплин и направлений: общая, дифференциальная психология и генетическая психофизиология .



В медицинских науках: Необходимость привлечения данных психологии так или иначе возникает при разработке большинства проблем здоровья и болезни. Это прежде всего относится к психическим и психогенным заболеваниям, которые изучаются патопсихологией и психопатологией . Изучение заболеваний требует анализа изменений не только организма, но и психики больного, т.е. их внутренней, субъективной картины. В связи с этой потребностью на границах между медицинскими и психологическими науками как особая дисциплина формируется и развивается медицинская психология и тесно связанная с ней нейропсихология .

В педагогических науках: В развитии всех областей педагогики, в ее общей теории, дидактике, частных методиках - возникают проблемы, требующие психологического исследования. Знание закономерностей восприятия, памяти, мышления, способностей и мотивов имеют существенное значение для решения фундаментальных педагогических проблем, таких как, например, определение содержания образования на разных ступенях обучения, разработка наиболее эффективных методов обучения и воспитания. На границах между педагогикой и психологией развиваются педагогическая психология, а также тесно связанные с ней возрастная и детская и ряд специальных областей психологии.

В технических науках: Данные о психических функциях, процессах и свойствах человека необходимы техническим наукам в двух планах. Во-первых, для того, чтобы заранее определить, как будет работать человек с создаваемыми техническими устройствами. Во-вторых, эта данные иногда могут служить основой технических решений при создании устройств, имитирующих некоторые характеристики психических процессов и функций. На границе технических и психологических наук также формируются специальные дисциплины и направления. Важнейшей среди них является инженерная психология , изучающая психические явления с целью решения инженерных задач. Инженерная психология сыграла решающую роль в формировании особого комплекса, получившего название "эргономика ". Наряду с психологическими этот комплекс включает ряд медицинских и биологических наук, которые совместно разрабатывают практические задачи повышения эффективности и надежности систем "человек-техника-среда".



13. Отличие обыденной (житейской) психологии от научной

Выделяем пять таких отличий:

- Первое: житейские психологические знания, конкрет­ны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкрет­ным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные практи­ческие задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проница­тельности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются кон­кретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные поня­тия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее суще­ственные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения.

Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые четко определяются, со­относятся друг с другом, связываются в законы.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер, так как при­обретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей и их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и про­верке логически вытекающих из них следствий.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ог­раничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Ф.М. Достоевский, психолог по призванию, выразил свою интуи­цию в написанных им произведениях, мы их все про­чли - стали мы после этого столь же проницательными психологами? Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому «набивать шишки» для приобретения этого опыта.

В то же время в науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания крис­таллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

етверное различие "состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Суть экспериментального метода состоит, в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в резуль­тате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти усло­вия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории) психология оформилась в самостоятельную науку.

Наконец, пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фак­тическим материалом, недоступным во всем своем объе­ме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в спе­циальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, пато-и нейропсихология, психология труда и инженерная пси-хология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода.

промежуточное положение между философскими науками, с одной стороны, естественными - с другой, соци­альными - с третьей.

Объясняется это тем, что в центре ее внимания всегда остается человек, изучением которого зани­маются и названные выше науки, но в других аспектах.

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, пси­хология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их фор­мирования и развития.

Лейпциг" href="/text/category/lejptcig/" rel="bookmark">Лейпциге немецким психологом Вильгельмом Вундтом первой в

мире экспериментальной пси­хологической лаборатории.

В 1885 г., организовал подобную лабораторию в России.

6. Слово «психология» образовано из двух греческих слов «психе» (душа) и «логос» (учение, наука), оно впервые появилось в XVII веке в работе немецкого философа Христиана Вольфа.

Отрасли психологии

Современная психология представляет собой широко раз­вернутую область знаний, включающую ряд отдельных дис­циплин и научных направлений.

1. Сравнительная психология

2. Возрастная психология:

Детская психология,

Психология юности,

Зрелого возраста,

Психология старости (геронтопсихология)

3. Социальная психология - закономерности общения и взаимодействия людей.

4. Психология труда

5. Инженерная психоло­гия

6. Авиа­ционная, космическая психология

7. Медицинская психология - влияние заболеваний на психику больного.

8. Клиническая психология (патопсихоло­гия) – отклонения в психическом

развитии.

9.Психофизиология

10.Дифференциальная психология – индивидуальные психологические различия

11.Юридическая психология

12.Военная психология

13. Педагогическая психология - развитие в процессе воспитания и обучения.

14.Специальная психология:

Сурдопсихология (слух),

Тифлопсихология (зрение),

Олигофренопсихология,

Логопсихология (речь)

15. Психология бизнеса

16. Психология мененджмента (управление) и др.

Сфера психологической науки сейчас представляет собой сильно разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин.

Запросы практической деятель­ности людей и общества побуждают формирование и развитие новых психологических дисциплин.

Основные психологические теории

Зарубежные теории

1. Структурализм - В. Вундт, Э. Титченер (расчленение сознания на отдельные

элементы).

2. Функционализм - Ф. Гальтон, У. Джеймс, Д. Дьюи (функционирование психики)

3. Бихевиоризм - , Дж. Уотсон (изучается поведение).

4. Психоанализ - З. Фрейд (роль бессознательного, сексуального).

5. Неофрейдизм - К. Хорни, К. Юнг (открыл экстравертов и

интровертов).

6. Гештальтпсихология - К. Коффка, К. Келер(психология свойства целого

определяют свойства его частей).

7. Генетическая психология - Ж. Пиаже (изучение психического развития

ребенка, его интеллекта).

8. Когнитивная психология - Дж. Брунер, Г. Саймон, Ф. Хайдер (знание, познание,

9. Гуманистическая психология - К. Роджерс, А. Маслоу (творческие возможности

человека)

10. Ассоциативные теории (ассоциации – связи)

Отечественные теории

1. Культурно-историческая теория - .

2. Теория деятельности - .

3. Теория ведущей деятельности - ,

4. Единство сознания и деятельности -

5. Психология индивидуальных различий – , .

6. Психология отношений – .

7. Человекознание – .

Отечественная психология

Направления:

1.Филосовско-религиозное – Н. Грот (1852 – 1899), Л. Лопатин (1855 – 1920), Г. Челпанов (1862 – 1936).

2. Естественно-научное – (1829 – 1905), (1857 – 1927), (1849 – 1936).

Сергей Леонидович Рубинштейн (), Лев Семенович Выготский (), Александр Романович Лурия () и ряд других. Именно их работам мы в первую очередь обязаны тем, что в настоящее время психологам в нашей стране не приходится начинать с нуля.

А. Ф. Лазурский (1874 – 1917) – основатель естественного эксперимента, вопросы личности и характера человека.

М. Я. Басов (1892 – 1931) – метод наблюдения.

Алексей Николаевич Леонтьев , Борис Герасимович Ананьев (), Александр Владимирович Запорожец (), Даниил Борисович Эльконин (), Петр Яковлевич Гальперин () и др.

- изучение вопросов восприятия, психологии педагогической оценки, общих интегральных вопросов человекознания.

– разработка проблем восприятия, памяти, сознания, личности и развития психики. Им была разработана теория психологической теории деятельности.
совместно с заложил основы детской психологии.

Алекса́ндр Влади́мирович Запоро́жец (1905- 1981) - разрабатывал вопросы общей и детской психологии, психологии сенсорных процессов и движения; внёс вклад в психологическую теорию деятельности.

Д. Б. Эльконин - автор теории детской игры, концепции периодизации возрастного развития.
П. Я. Гальперин - теория планомерного (поэтапного) формирования умственных действий.
А. Р. Лурия - исследования нейрофизиологических основ памяти и мышления человека.

Соколов - создал теорию цветового зрения, теорию, объясняющую восприятие человеком формы предметов, нейрофизиологическую теорию памяти.

Методы психологического познания

Метод – это способ сбора данных.

Психологические методы:

Исследовательские;

Психодиагностические;

Развивающие;

Психокоррекционные;

Психопрофилактические.

Основные методы

1. Наблюдение:

Житейское и научное,

Срез (кратковре­менное наблюдение),

Лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет),

Выборочное и сплошное,

Включенное наблюдение (когда наблюдатель становится чле­ном исследуемой группы).

Самонаблюдение - одна из разновидностей наблюдения

(непосредственное либо отсроченное)

2. Эксперимент :

- лаборатор­ный,

- естественный,

- психолого-педагогический (констатирующий, формирующий,

контрольный)

Вспомогательные методы

1. Метод тестов. Тесты:

Прогнос­тические и диагностирующие.

Психологические тесты:

Интеллектуальные,

Тесты личности,

Проективные,

Рисуночные.

2. Беседа. Интервью и анкетирование - виды бе­седы.

3. Анализ продуктов деятельности и др.

Требования, предъявляемые к методам психологического исследования

Для достоверности результатов психодиагностических исследований необходимо, чтобы психодиагностические методы отвечали ряду требований.

1. Валидность – “полноценность”, “пригодность”, “соответствие” - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик.

2. Надежность – характеризует возможность получения с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:

Путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

Путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в

различных условиях.

3.Однозначность методики – характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства , для оценки которого данная методика применяется.

4. Точность – отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента.

Тема 1.2. Психика и ее развитие

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психика - это системное каче­ство мозга

Психика - это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психика - это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) - всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм () - психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

Структура психики человека

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений :

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

Функции психики

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания.

Этапы развития психики ()

1. Чувствительность (критерием появления зачатков психики у живых организмов является наличие чувствительности).

2. Инстинктивное поведение (врождённая форма поведения)

3. Навыки (приобретённая форма поведения)

4. Интеллектуальное поведение животных (зачатки мышления)

Понятие отражения

Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира, оно сопряжено с поиском, выбором.

Психическое отражение – это активное отражение.

Понятие сознания. Функции, структура

Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и зако­номерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего дости­гается познание и преобразование окружающей действитель­ности.

Свойства сознания: построение от­ношений, познание и переживание

Функции сознания :

1) от­ражательная,

2) порождающая (творчески-креативная),

3) регулятивно-оценочная,

4) рефлексивная - основная функция, характеризует сущность сознания.

Выделяют два слоя сознания ().

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя: 1) биодинамические свойства движений, опыт действий; 2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), вклю­чающее в себя: 1) значение; 2) смысл.

Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах. В филогенезе сознание человека развивалось и стано­вится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возмож­но лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда.

Структура самосознания, самооценка

Эпицентром сознания является сознание собственного «Я». Образ «Я» – выделение самого себя из среды.

Самосознание – осознание себя, своих потребностей, мотивов, своих качеств; высшая форма сознания.

Самосознание включает в себя самопознание и самоотношение.

Структура самосознания:

1) Осознание своих целей и мотивов.

2) Осознание: Я – реальна, Я – идеальна.

3) Познавательные представления

4) Эмоционально-чувственное самопознание и самоотношение.

Самооценка – оценивание человеком самого себя.

Специфика бессознательного, его структура.

Тема 1.3. Деятельность как способ существования

Понятие деятельности

Деятельность - это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Теория деятельности в трудах

была выдвинута концепция деятельности, являющаяся в настоящее время одним из признанных теоретических направлений современной психологии. Схема деятельности: (деятельность – действие – операция – психофизиологические функции), соотнесенная со структурой мотивационной сферы (мотив–цель–условие).

Основными понятиями данной теории являются деятельность, сознание и личность.

Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение. Она состоит из нескольких неравновесных уровней. Верхний уровень – это уровень особых видов деятельности , затем следует уровень действий, за ним – уровень операций, и самый низкий – уровень психофизиологических функций. Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности.

Структура деятельности

Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

Естественные (природные) и социальные (духовные);

Осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

Непроизвольные и произвольные,

Врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

Предметные;

Умственные, волевые;

Действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Понятие о ведущей деятельности .

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков : ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др. Полез­ные и вредные привычки.

Тема 1.4. Человек как индивид

Понятия «индивид», «личность», «субъект», «индивидуальность».

Темперамент как характеристика индивидных свойств человека

Темперамент - свойство лич­ности, придающее своеобразную окраску всей деятельно­сти и поведению людей.

Темперамент - это индивидуальные особенности чело­века, которые определяют динамику его психической де­ятельности и поведения.

Тер­мин «темперамент» в переводе с латинского означает «над­лежащее соотношение частей».

Свойства темперамента: активность и эмоциональность.

Теории темперамента

1. Гуморальная теория.

Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил кон­цепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, ка­кая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречес­ки «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).

Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холе­рического, меланхолического и флегматического.

Дав, в общем, правильное описание основных темпера­ментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.

2. Конституционная теория.

Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека.

Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.

Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.

3. Физиологическая теория.

Изучая работу больших полушарий голов­ного мозга, установил, что все черты темперамента зави­сят от особенностей высшей нервной деятельности человека. Он доказал, что у представителей различных темперамен­тов изменяются типологические различия силы, уравно­вешенности и подвижности процессов возбуждения и тор­можения в коре головного мозга.

Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа выс­шей нервной деятельности.

В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможе­ния выделил четыре типа нервной систе­мы, которые соответствуют четырем темпераментам:

1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.

2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малопод­вижный

3. Холерик - сильный, неуравновешенный.

4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и тор­можения.

Психологическая характеристика людей разных типов темперамента

Сангвиник - быстрый, подвижный, отклика­ется эмоционально на все впечатления; чувства ярки, но неус­тойчивы и легко сменяются противоположными чув­ствами. Сангвиник быстро устанавливает социальный контакт. Он почти всегда - инициатор в общении, немедленно от­кликается на желание общаться со стороны другого чело­века, но его отношение к людям может быть изменчивым и непостоянным. Он как рыба в воде чувствует себя в боль­шой компании незнакомых людей, а новая, необычная обстановка его только возбуждает

Флегматик - медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне. В отношениях с другими людьми они спокойны, устойчивы в своих эмоциях. Но в опреде­ленных условиях может развиться безразличие к труду, к окружающей жизни, безволие. Социальные контакты флегматик устанавливает медленно, свои чувства прояв­ляет мало и долго не замечает, что кто-то ищет повод всту­пить с ним в знакомство. Зато он устойчив и постоянен в своем отношении к человеку. Он любит находиться в уз­ком кругу старых знакомых, в привычной обстановке.

Холерик - быстрый, порывистый, с сильны­ми, загорающимися чувствами, которые ярко отражают­ся в выразительной мимике, жестах, речи. Он часто склонен к бурным эмоциональным вспышкам. У холериков наблюдаются быстрая смена настроений, неуравновешен­ность. С увлечением начиная дело, холерик быстро остывает, интерес к работе пропадает, и он без воодушевления про­должает, а иногда и бросает ее. В общении люди холерического темперамента бывают трудны.

Меланхолик - эмоционально откликается далеко не на все. У него небольшое разнообразие эмоциональных пере­живаний, но эти переживания отличаются значительной глубиной, силой и длительностью. Он откликается не на все, но уж когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает вовне свои чувства. В привычной, спокойной обста­новке люди этого типа работают очень продуктивно, от­личаются глубиной, содержательностью своего эмоцио­нально-нравственного поведения и отношения к окружа­ющим людям. Меланхолики очень обидчивы, тяжело переносят неудачи, обиды. Они расположены к замкнуто­сти, одиночеству, чувствуют себя неловко в новой, не­привычной обстановке, часто смущаются.

В большин­стве случаев - сочетание особенностей одного темперамента с чертами другого. Тип темперамента не может быть «хорошим» и «плохим».

Диагностика темперамента

Первая группа включает методики, основанные на естественной зависимости между свойствами нервной системы человека и его темпераментом. С их помощью на основе изучения отдельных свойств нервной системы человека судят о тех или иных врождённых особенностях его темперамента, тесно связанных именно с данными свойствами нервной системы.

Вторую группу представляют опросники, которые позволяют судить о свойствах темперамента по его практическим действиям и реакциям человека на различные жизненные ситуации.

К третьей группе методик относятся разного рода тесты - опросники, проективные и др., позволяющие детально исследовать те или иные черты характера человека, давая им развёрнутую содержательную (качественную) характеристику и количественную оценку степени их развитости.

Наконец, четвёртая группа включает в себя тесты, в основу которых положено то или иное теоретическое представление о структуре личности. Они обычно содержат в себе множество подшкал, позволяющих одновременно оценивать различные личностные качества, входящие в соответствующую структуру.

Для изучения темперамента применяется и эксперимент. Экспериментальная методика, разработанная "Перенос кубиков"

Методика "Наконечник" разработанная ёвым.

Эксперимент "Перенос кубиков" проводится в форме игры. Смысл заключается в том, что испытуемые дошкольники получают небольшую лопатку, на которую один на другой ставятся кубики (3, 4, 5 и т. д. кубиков). Ребёнок должен пронести эти кубики, держа лопатку в правой руке, от одного стола до другого на расстоянии 3 метра, затем он должен повернуться на 180° (продолжая держать лопатку в руке), принести кубики обратно, поставить лопатку с кубиками на стол, не уронив ни одного кубика.

Экспериментальная игра "Наконечник " имеет несколько вариантов. В первом - педагог в присутствии детей прячет в правой или левой руке наконечник от авторучки . Дети должны разжать кулак, чтобы найти его. После 30-45 секунд "сопротивления" воспитатель-экспериментатор расслабляет руку и дети овладевают наконечником.

Второй вариант - проводится для изучения подвижности нервной системы. Наконечника в руке экспериментатора нет. Пока дети обследуют кулак, он опускает наконечник в карман кого-то из ребят. Когда дети обнаруживают, что наконечника в руке воспитателя нет, можно предложить им угадать, у кого он. Владелец наконечника должен постараться не выдать себя, а дети по выражению лица и по поведению должны определить, у кого наконечник.

Опросник Айзенка по определению темперамента

Опросник Русаловой, Стреляу.

Леонгард - Шмишек (у детей).

Наблюдение за детьми 1-3 лет Лаврентьевой и Титаренко.

Человек в качестве предмета исследования может рассматриваться с различных точек зрения: как биологический объект, как социальное существо, как носитель сознания. При этом каждый человек неповторим и обладает своей индивидуальностью. Разнообразие проявлений человека как природного и социального феномена привело к возникновению большого количества наук, изучающих человека. Психология как область гуманитарного, антропологического знания тесно связана со многими науками. Она занимает промежуточное положение между философскими, естественными, социальными и техническими науками.

Прежде всего нужно остановиться на рассмотрении взаимосвязи психологии и философии. Став самостоятельной наукой, психология сохранила тесную связь с философией. Сегодня существуют научные проблемы и понятия, которые рассматриваются как с позиции психологии, так и философии, например смысл и цель жизни, мировоззрение, политические взгляды, моральные ценности, сущность и происхождение человеческого сознания, природа человеческого мышления, влияние личности на общество и общества на личность и др.

Другой наукой, изучающей проблемы, связанные с личностью и обществом, является социология, которая заимствует из социальной психологии методы изучения личности и человеческих взаимоотношений. В то же время психология широко использует в своих исследованиях традиционные социологические приемы сбора информации, например опрос и анкетирование. Есть некоторые проблемы, которые совместно изучают психологи и социологи, такие как взаимоотношения между людьми, психология экономики и политики государства, социализация личности, формирование и преобразование социальных установок и т.д. Социология и психология находятся в тесной взаимосвязи как на уровне теоретических исследований, так и на уровне использования определенных методов. Параллельно развиваясь, они дополняют исследования друг друга в изучении взаимоотношений человека и человеческого общества.

Педагогика также является наукой, связанной с психологией, так как воспитание и обучение детей не может не учитывать психологические особенности личности.

Психология тесно связана с историей. Примером глубокого синтеза истории и психологии является теория культурно-исторического развития высших психических функций человека, разработанная Л. С. Выгодским, суть которой в том, что главные исторические достижения человечества, в первую очередь язык, орудия труда, знаковые системы, стали мощным фактором, который значительно продвинул вперед фило- и онтогенетическое развитие людей. Другим, не менее известным примером взаимосвязи психологии и истории является использование в психологии исторического метода, суть которого состоит в том, что для понимания природы какого-либо психического явления необходимо проследить его фило- и онтогенетическое развитие от элементарных форм к более сложным. Для того, чтобы осознать, что представляют собой высшие формы психики человека, необходимо проследить их развитие у детей. Таким образом, мнения психологов и историков сходятся в том, что современный человек с его психологическими качествами и личностными свойствами есть продукт истории развития человечества.

У психологии есть отличительная особенность, она связана не только с общественными, но и с стехническими науками. Это обусловлено тем, что человек является непосредственным участником всех технологических и производственных процессов. Психологическая наука рассматривает человека как неотъемлемую часть технического прогресса. В исследованиях психологов, занимающихся разработкой социотехнических систем, человек выступает как самый сложный элемент системы «человек - машина». Благодаря исследованиям психологов создаются образцы техники, которые учитывают психические и физиологические возможности человека.

Не менее тесно связана психология с медицинскими и биологическими науками.

Эта связь обусловлена двойственной природой человека - как социального, так и биологического существа. Большинство психических явлений и, прежде всего, психических процессов, имеет физиологическую обусловленность, поэтому знания в области физиологии и биологии помогают лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние человека отражается на его физиологическом состоянии, и наоборот, различные заболевания, как правило, сказываются на психическом состоянии больного. С учетом этого, в современной медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия.

Таким образом, современная психология тесно связана с различными областями науки и практики. Можно утверждать, что везде, где задействован человек, есть место и психологической науке. Поэтому бурное развитие психологии, ее внедрение в разные сферы научной и практической деятельности привели к возникновению разнообразных отраслей психологии.

В системе наук психологии отведено особое место.

Во-первых, это наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Так как психика - это свойство высокоорганизованной материи.

Аристотель так же считал, что среди прочих знаний исследования души должны стоять на первом месте. "Так как это знание о наиболее возвышенном и удивительном". "О душе" - так называется его трактат.

Во-вторых, психология находится в особом положении, так как в ней сливаются объект и субъект познания.

Пример. Человек появляется на свет. Сначала он маленький и не помнит себя. Но его развитие идет быстрыми темпами. У него формируются физические и психические способности. Он учится ходить, видеть, понимать, говорить. С помощью этих способностей он познает мир. Он начинает действовать в нем. Но человек имеет вопросы: «Кто Я?», «Какой Я?». А позднее «Зачем Я?». Психические способности и функции являются для ребенка средством для изучения внешнего мира. Потом он изучает самого себя.

Такой же процесс можно увидеть в масштабе всего человечества. В древнем обществе люди боролись за существование. Они добывали огонь, охотились, воевали, изучали природу.

Возможности человечества росли постепенно. Люди создали материальную и духовную культуру. Появились письменность, искусство, науки. И человек задал себе вопрос: что дает ему возможность творить и исследовать? Как устроен его разум?

Этот момент был рождением самосознания человечества. Этот момент был рождением психологического знания.

Раньше мысль человека направлялась на внешний мир, а теперь обратилась на саму себя. Человек с помощью мышления начинает исследовать само мышление.

В-третьих - особенность психологии заключается в ее уникальных практических следствиях.

Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями - задача более грандиозная, чем, например освоение космоса. При этом нужно подчеркнуть, что познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология - это наука не только познающая, но и конструирующая, созидающая человека.

Психология очень молодая наука.

Официальное оформление научная психология получила более 100 лет назад.

В 1879 г. году немецкий психолог В. Вундт открыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии. Психология возникла на пересечении двух областей знания: естественных наук и философии.

Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский опыт. Например, физика опирается на знания о движении и падении тел, о свете и звуке, теплоте и многом другом. С этим мы сталкиваемся каждый день.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах. Они начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

Но по другому обстоит дело с психологией. Житейские психологические знания конкретны. Они привязаны к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам.

Научная психология стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия.

Научная психология ищет и находит обобщающие понятия. Эти понятия дают возможность понять тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности.

Житейские психологические знания носят интуитивный характер. Они приобретаются практическим путем.

Такой способ особенно четко виден у детей. У них хорошая психологическая интуиция. Она достигается ежедневными и ежечасными испытаниями. Этим испытаниям дети подвергают взрослых. А взрослые не всегда об этом догадываются.

Житейская психология отличается от научной тем, что научные психологические знания рациональны и осознаны.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в способах передачи знаний. Как правило житейская психология с трудом передается от старшего поколения к младшему. Дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Каждому новому поколению, каждому молодому человеку приходится самому приобретать новый опыт.

В научной психологии знания передаются с большой эффективностью. Накопление и передача научных знаний происходит в научных понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью речи и языка.

Следующее отличие житейской психологии от научной состоит в методах получения знаний. В житейской психологии методом служит наблюдение и размышление. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

Главное в экспериментальном методе состоит в том, что исследователь не ждет интересующего его явления. Исследователь создает специальные условия для получения данного явления. После этого исследователь выявляет закономерности. Когда в психологию ввели экспериментальный метод, она оформилась в самостоятельную науку.

Преимущество научной психологии состоит в обширном, разнообразном и уникальном материале. Такой материал недоступен во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Этот материал накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки. Например: возрастная психология, педагогическая психология, патологическая психология, нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология, сравнительная психология, клиническая психология, патологическая психология детского возраста, психопатология и другие. В этих областях рассматриваются различные стадии и уровни психического развития животных и человека. Также мы знакомимся с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда, условиями стресса, информационных перегрузок или информационного голода. Психолог расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми явлениями.

Разработка специальных отраслей психологии является методом общей психологии. Такого метода в житейской психологии нет.

Развитие науки напоминает движение по сложному лабиринту. В лабиринте есть множество тупиковых ходов. Для выбора правильного пути нужно иметь хорошую интуицию. А хорошая интуиция возникает только при тесном контакте с жизнью. Научный психолог должен быть одновременно хорошим житейским психологом. Слово «психология» в переводе означает «наука о душе». В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика». С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» - одно и тоже. Но с развитием науки и культуры значения этих понятий разошлись.

Существует целый ряд форм проявления психики. Это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления. Это есть результаты материальной и духовной культуры. В этих фактах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и поэтому может через них изучаться.

Во втором десятилетии нашего века в психологии произошло важное событие. Оно было названо «революцией в психологии». В научной печати выступил американский психолог Уотсон. Он заявил, что нужно изменить предмет психологии. По его мнению психология должна заниматься не явлениями сознания, а поведением. Это направление получило название «бихевиоризм».

От истории возникновения психологии перейдем к разделам и отраслям психологии.

Детская психология - является отраслью психологии. Детская психология изучает закономерности психического развития ребенка. В развитии ребенка можно выделить ряд возрастных периодов. Такие как - младенческий возраст, ранний возраст, дошкольный возраст, младший школьный возраст, подростковый возраст, ранний юношеский возраст. В психическом развитии детей имеет значение усвоение исторического опыта человечества. Этот исторический опыт постепенно усваивается за счет созревания нервной системы ребенка. Каждый возрастной период имеет специфические задачи развития.

Возрастная психология - раздел психологии. В этом разделе изучается развитие психики на различных возрастных этапах. Также изучаются принципы перехода от одного возрастного этапа к другому. Каждый возрастной этап имеет свое восприятие окружающего мира и культуры. Все эти задачи решаются с помощью формирования новых видов поведения и деятельности.

Педагогическая психология является отраслью психологии. Она изучает присвоение социального опыта индивидом. А присвоение социального опыта должно происходить в обучении.

Психология труда - область психологии. Она изучает закономерности формирования различных психологических механизмов в труде. Можно выделить следующие направления: рационализация труда и отдыха, динамика работоспособности, формирование профессиональной мотивации, отношения в трудовых коллективах.

Социальная психология - это отрасль психологии. Она изучает закономерности поведения и деятельности людей, которые принадлежат к различным социальным группам. А также изучает психологические характеристики этих социальных групп.

Нейропсихология - раздел психологии. Он изучает мозговые механизмы на примере локальных поражений головного мозга. Основы были заложены А.Р.Лурия. Он разработал теорию системной динамической локализации психических процессов.

Патопсихология -- отрасль психологии. Она изучает особенности психической деятельности при психических или соматических заболеваниях.

Инженерная психология - отрасль психологии. Она изучает взаимодействие человека и технических устройств. Направления инженерной психологии:

1. Изучение структуры деятельности и деятельности человека-оператора,

2. Инженерно-психологическое проектирование,

3. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности.

Зоопсихология -- раздел психологии. Он посвящен проявлениям и закономерностям эволюции психики животных. Также он изучает предпосылки появления человеческого сознания.

Сравнительная психология -- это раздел психологии. Он анализирует эволюцию психики. Здесь происходит интеграция данных, полученных в зоопсихологии, исторической и этнической психологии. В результате анализа делаются заключения о похожих свойствах психических процессов животных и человека. Выделяются качественные различия, которые привели к развитию трудовой деятельности, общественной жизни, речи и сознания человека.

Историческая психология -- изучает происхождение и развитие сознания, личности, межличностных отношений, и особенности социализации в разных культурах и экономических условиях. Основное в этом направлении то, что психолог имеет дело не с абстрактным человеком, а с человеком определенной страны и эпохи. И этот человек взаимодействует с людьми. Закономерности социогенеза являются предметом исторической психологии и этнопсихологии.

Из всех этих разделов я выбираю детскую психологию. Изучением ребенка занимаются многие науки, такие как: педагогика, психология, анатомия, физиология, гигиена, педиатрия. Важное место в науке занимает наблюдение. А основным методом изучения психического развития ребенка является эксперимент.

Взрослым приходится решать воспитательные задачи каждый день. В этой ситуации родители находятся в более выгодном положении. Они могут наблюдать ребенка постоянно. А у специалистов такой возможности просто нет. Тесная связь семьи со специалистами помогает правильно решать многие задачи. Особый интерес в воспитательном процессе проявляет детская психология.

Родителям необходимы знания методов, приемов воспитания, психологии ребенка. Родители нуждаются в знаниях, как вести себя если трудно. Как быть если ты ошибся, поспешил или был не прав? Хорошо известно, что у счастливых родителей растут счастливые дети. Дать своему ребенку можно только то, что имеешь сам. Наука психология поможет родителям жить со своими детьми в гармонии.

Психологическая наука знает многое о законах обучения ребенка, об особенностях его развития. В последние годы значительно обогатились научные представления об отношениях в семье, о закономерностях общения между детьми и родителями. Но процесс воспитания личности остается сложным, противоречивым, но всегда творческим. До сих пор нет и не может быть единой формулы, единого подхода к нашим маленьким личностям. Они все индивидуальны, и каждый требует особого подхода.

Психология и педагогика не могут иметь дело только с человеком, который есть.

Психологи и педагоги не могут не думать о человеке, который будет, который должен быть.

Психологи и педагоги не планируют его, не программируют. Психолог и педагог особым профессиональным взглядом видят в каждом маленьком человеке его лучшее, его будущее. Если не видеть в ребенке лучшее, тогда педагогу и психологу просто нечего делать. Там, где постоянно осуждают - вся жизнь становится тягостной. Там, где преобладают утверждение и поддержка проявляется творческий труд и взаимное доверие.

С ограничением предмета и появлением специальных методов его исследования связаны существенные различия научной и житейской психологией: 1) откуда и каким путем приобретаются психологические знания; 2) в каких формах они сохраняются и 3) благодаря чему передаются, воспроизводятся. Любая наука имеет в качестве своей основы некоторый житейский, эмпирический опыт людей.

Например, физика опирается на приобретаемые нами в повседневной жизни знания о движении и падении тел, о трении и инерции, о свете, звуке, теплоте и многом другом.

Математика тоже исходит из представлений о числах, формах, количественных соотношениях, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте. Но иначе обстоит дело с психологией. У каждого из нас есть запас житейских психологических знаний.

Давайте задумаемся над вопросом; чем же отличаются житейские психологические знания от научных?

Я назову четыре таких отличий.

Первое: житейские психологические знания конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Говорят, официанты и водители такси - тоже хорошие психологи. Но в каком смысле, для решения каких задач? Как, мы знаем, часто - довольно прагматических. Также конкретные прагматические задачи решает ребенок, ведя себя одним образом с матерью, другим - с отцом, и снова совсем иначе - с бабушкой. В каждом конкретном случае он точно знает, как надо себя вести, чтобы добиться желаемой цели. Но вряд ли мы можем ожидать от него такой же проницательности в отношении чужих бабушки или мамы. Итак, житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Например, в физике благодаря введению понятия силы И. Ньютону удалось описать с помощью трех законов механики тысячи различных конкретных случаев движения и механического взаимодействия тел. То же происходит и в психологии. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и за конгломератом частностей позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т. е. попросту говоря, выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны.

Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Я уже упоминала об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере практической психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера.

Четвертое различие состоит в методах, получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется.

Отрасли психологии, формы сотрудничества научной и житейском психологии. Связь научной психологии с практикой характеризуется точностью постановки прикладных задач и методов их решения. Как правило, такие задачи порождались трудностями, возникающими во внепсихологических областях, а их устранение выходило за пределы компетенции соответствующих специалистов.

Психология как наука связана с множеством других областей знаний. В этом плане она уникальна: трудно найти какую-либо иную сферу научных исследований, где число пограничных областей с другими науками было бы столь же велико. Удивляться этому нс приходится, так как объект исследования психологии – психические явления, которые относятся к числу сложнейших в природе. В связи с этим очень важно рассмотреть взаимоотношения психологии со смежными науками, потому что вопрос об этом, по существу, связан с некоторыми важнейшими проблемами психологической науки. Какие же это проблемы? Одна из них связана с вопросом о том, в какой мере психология может использовать данные других наук. Решения этой проблемы располагаются между двумя основными "полюсами", двумя крайними позициями:

  • 1) психология уникальна, она вообще не связана ни с какими другими науками, имеет свой собственный предмет и свой собственный метод, который не похож на методы других наук;
  • 2) психологические явления можно и нужно объяснять, опираясь на достижения смежных наук.

На первый взгляд, это очень привлекательная позиция: не изолироваться, а работать вместе со специалистами других дисциплин. Но, как показала история развития психологии, в своем стремлении опереться на достижения других наук она часто растворялась в смежных дисциплинах, исчезал сам предмет психологического исследования, психология теряла статус самостоятельной науки. Вместе с тем нельзя забывать, что развитие науки представляет собой сложный процесс, охватывающий и дифференциацию, и интеграцию различных самостоятельных научных дисциплин. Поэтому от определения места психологии в системе наук в немалой степени зависит решение двух очень важных вопросов: что психология может дать другим наукам, т.е. каков ее собственный вклад в современное научное знание о человеке, и в какой степени психология может использовать результаты исследований других наук? Этой проблемой специально занимались в свое время отечественный философ и науковед Б. М. Кедров и крупнейший психолог XX в. швейцарец Жан Пиаже .

Б. М. Кедров представил свою классификацию в виде "треугольника наук" (рис. 1). Вершину этого треугольника составляют естественные науки, нижний левый угол – общественные науки, нижний правый – философские науки (логика и гносеология). Между науками о природе (естественными) и философскими науками расположилась математика, между естественными и общественными науками находятся технические науки. Психология же занимает центральное место, объединяющее все три группы наук .

Предложенная Кедровым схема отражает предметное и методологическое родство психологической науки со смежными дисциплинами, ее интенсивное взаимодействие с ними, наконец, ту особую функцию "связующего

Рис. 1.

звена" между философией, естествознанием и обществознанием, которую психология выполняет на современном этапе развития. Такое "удачное" положение способствует постоянному обогащению и совершенствованию научного инструментария психологии. Ж. Пиаже в своем докладе на XVIII Международном психологическом конгрессе (Москва, 1969) положительно оценил данную схему, добавив, однако, следующий важный тезис. У Кедрова связи психологии с другими науками были односторонними , т.е. прослеживалось влияния только со стороны других наук на развитие психологии. Согласно Пиаже, несмотря на то что психология является совместным продуктом естественных, общественных и философских наук, связи психологии с другими науками должны быть двусторонними, ведь психология вносит свой вклад в теорию познания всех вышеперечисленных наук, поскольку пытается раскрыть психологические механизмы познания тех или иных сфер действительности .

По мнению Пиаже, вся совокупность наук может быть рассмотрена как некий континуум, к одному полюсу которого будут тяготеть науки, призванные координировать познавательную деятельность человека и задающие ее общую структуру, такие как философия, логика, математика, а к другому – те дисциплины, что определяются специфическими свойствами познаваемых ими объектов (например, физика, химия, биология). Психология занимает здесь ключевую позицию, поскольку именно через нее вся система наук обретает целостность и замкнутость. Психология отвечает на вопрос, как человек познает мир, а все остальные науки – и описывающие абстрактные правила познания, и распространяющие эти правила на предметный мир – являются конкретным воплощением познания, реализацией человеческой способности познавать в определенных видах познавательной деятельности. Исходя из этого, Пиаже заключает, что испытывает чувство гордости по поводу того, что психология занимает ключевую позицию в системе наук. "С одной стороны, психология зависит от всех других наук... Но, с другой стороны, ни одна из этих наук невозможна без логико-математической координации, которая выражает структуру реальности, но овладение которой возможно только через воздействие организма на объекты, и только психология позволяет изучить эту деятельность в ее развитии". Плодотворное будущее психологии он видит в развертывании междисциплинарных связей.

Данная позиция Ж. Пиаже выглядит предпочтительнее. Действительно, как указывает Е. Е. Соколова, современные науковеды пришли к выводу, что развитие науки как особой сферы деятельности человека во многом опосредовано психологией ее представителей, хотя связи здесь очень сложные и непрямые. Взять хотя бы проблему научного открытия. В последние годы появляется все больше работ о психологии научных открытий и о психологии научного творчества вообще, что позволяет рассчитывать именно на взаимодействие психологии и других наук, а нс просто на использование ею идей других наук для решения своих задач .

В методологии науки бытует и позиция разделения всего корпуса современных наук на науки о "естественном" и науки об "искусственном". В науки о "естественном" объединяются те из них, предметом которых являются области действительности, генетически нс связанные с деятельностью человека (физика, химия, геология и т.п.). В сфере наук об "искусственном" консолидируются те науки, предметом которых выступают области действительности, возникающие в результате человеческой деятельности (компьютерные науки, социология, история, искусствознание и т.д.). При данной классификации психология выполняет пограничную, связующую функцию между различными группами дисциплин, ведь, с одной стороны, психика относится к числу природных феноменов, с другой стороны, она порождается в деятельности и тем самым превращается в ходе развития человечества во все более "искусственный" объект и, наконец, сама действует как производящая сила, создающая и поддерживающая всю сферу "искусственного".

Должный концептуальный вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли известные отечественные психологи. Так, с точки зрения Б. Г. Ананьева , психология призвана привести к синтезу, интегрировать данные и достижения смежных с нею наук на уровне конкретно-научного знания. Учитывая эту заложенную в ней возможность, Б. Ф. Ломов назвал психологию "интегратором" всех научных дисциплин, объектом исследования которых является человек. По мнению Ломова, взаимодействие психологии с другими науками осуществляется через отрасли психологической науки: с общественными науками через социальную психологию; с естественными – через психофизику, психофизиологию, сравнительную психологию; с медицинскими науками – через медицинскую психологию, патопсихологию, нейропсихологию и др.; с педагогическими – через психологию развития, педагогическую психологию; с техническими науками – через инженерную психологию и т.д. Важным фактором дифференциации психологии являются именно отношения с другими науками .

Примером дальнейшего поиска определения места психологии в системе наук может служить концептуальная схема Е. Е. Соколовой. Она также представлена в виде треугольника, на одной из вершин которого находятся естественные науки, на другой – общественные науки, на третьей – технические науки.

Рис. 2.

По мнению Соколовой, общественные и технические науки, вместе взятые, можно назвать гуманитарными науками, поскольку общество – это система объединенных определенными отношениями людей, а техника (от греч. techne – искусство, ремесло, мастерство) суть совокупность средств и приемов человеческой деятельности, опосредующих как отношения людей друг к другу, так и отношения человека и природы. По утверждению автора, данный треугольник есть проекция на плоскость стереометрической фигуры – треугольной пирамиды, на вершине которой находятся философские и математические науки. Именно эти науки в отличие от других дисциплин, изучающих тот или иной аспект реальности, вооружают исследователя обобщенными (качественными и количественными) методами познания любой реальности. Тогда психология как наука будет практически даже не в центре треугольника, а внутри треугольной пирамиды (рис. 2).

Необходимо заметить, что отдельные отрасли психологии по-разному связаны с перечисленными выше группами наук. Одни отрасли в соответствии с относительной общностью решаемых ими задач примыкают к естественным наукам, другие – к общественным, третьи – к техническим. Есть и те отрасли психологии, которые как бы "парят" над плоскостью треугольника, т.е. находятся ближе всего к философии и математике. Таковой, на наш взгляд, является общая психология, выступающая, по мнению многих отечественных психологов, "философией психологии" и всеобщей методологической основой психологической науки. Однако весьма спорным моментом в данном подходе является отнесение технических наук к гуманитарным: это кажется весьма искусственным и малообоснованным.

Психология изучает общие и частные закономерности функционирования психики и ее развития. Это объективная наука о субъективном внутреннем мире человека.

Психология ищет ответы на вопросы о том, почему в определенных ситуациях человек себя ведет именно так, а не по-другому. Поведением человека управляет психика.

По мнению исследователей, место психологии в системе наук достаточно неоднозначно. Существует довольно много классификаций научных знаний. В большинстве из них психологию ставят на промежуточную ступень между разными категориями. Это связано с тем, что психология исследует очень широкий спектр вопросов, используя при этом довольно разветвленную систему методов.

С одной стороны, она является естественной наукой, которая широко применяет в исследованиях экспериментальные техники в ходе подтверждения или опровержения собственных гипотез. Именно психологи ввели в научных обиход многие методы статистических расчётов.

С другой стороны, место психологии в системе наук определяется тем, что многие ученые этой сферы абсолютно не прибегают к расчетам, измерениям и экспериментам. То есть многие школы психологии однозначно относятся к гуманитарным знаниям. К примеру, при установлении закономерностей психология способствует построению схемы процесса обучения, оказывая содействие педагогике в оптимальной разработке процесса воспитания.

Кроме того, следует упомянуть, что некоторые классификации относят психологию к группе общественных наук. советской эпохи Б. Г. Ананьев называл психологию ядром науки о человеке.

Место психологии в системе наук определяется решаемыми ею задачами, среди которых - стремление понять сущность и закономерности научиться ими управлять, применять полученные знания на практике, создавать теоретическую базу для психологической службы.

При изучении психологических явлений, исследователи вскрывают сущность самого процесса отражения в мозгу человека объективной реальности, изучают механизмы регулирования действий человека, развития психической деятельности и формирования психических

Место психологии в системе наук зависит от того, что психология широко взаимодействует с большинством из современных наук, решая совместные комплексные задачи. При этом внутри самой психологии существуют специальные отрасли, которые занимаются решением задач в определенной сфере общественной жизни. Поэтому психология находится между философскими и естественными науками, а также между ними и социальной сферой. Объясняется это тем, что центром ее внимания является человек, аспекты жизни которого также изучают все перечисленные науки в специфичных для них областях.

Психология в системе наук переплетается со следующими отраслями знаний. Тесно психология взаимодействует с экономическими науками при исследовании закономерностей действительности, связанных с хозяйственной сферой жизни. Психология также тесно связана с антропологией посредством психологии личности. Общие аспекты изучения имеются у психологии и психиатрии. Прямая связь существует с биологией (через отрасли патопсихологии, психосоматики, психологии аномального вырабатывания); нейробиологией (через нейропсихологию); генетикой (через психогенетику), логопедией (через психолингвистику), юриспруденцией (через судебную психологию, психологию жертвы, уголовную психологию, психологию следствия правонарушений). в системе наук также пересекается по многим вопросам с психологией, поскольку организация представляет собой подобие живого организма, состоящего из участвующих в общей деятельности людей.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...