Дети, мода, аксессуары. Уход за телом. Здоровье. Красота. Интерьер

Для чего нужны синонимы в жизни

Календарь Летоисчисление астрономия

Созвездие телец в астрономии, астрологии и легендах

Правила русской орфографии и пунктуации полный академический справочник Проп правила русской орфографии и пунктуации

Внеклассное мероприятие "Адыгея – родина моя!

Самые правдивые гадания на любовь

Луна таро значение в отношениях

Шницель из свинины на сковороде

Лихорадка Эбола — симптомы, лечение, история вируса

Ученым удалось измерить уровень радиации на марсе Максимальная интенсивность солнечного излучения на поверхности марса

Биография екатерины романовны дашковой Биография дашковой екатерины романовой

Сонник: к чему снится Собирать что-то

Cонник спасать, к чему снится спасать во сне видеть

Чудотворная молитва ангелу-хранителю о помощи

Со свинным рылом да в калашный ряд Минфин придумал для россиян «гарантированный пенсионный продукт»

Средства для развития речи ребенка дошкольного возраста. Средства развития речи у детей дошкольного возраста

Основные средства развития речи детей в дошкольном образовательном учреждении

Результативность, качество работы по развитию речи зависят от организации образовательной среды, культуры речевого общения и профессионализма педагогов, которые вместе с детьми являются субъектами педагогического процесса, участниками взаимодействия.

Образовательная среда для дошкольников – это многомерное образовательное пространство, включающее педагогическую среду дошкольного учреждения, условия семейного воспитания, возможно учреждения культуры. Педагогическая среда предназначена для решения задач обучения и воспитания, развития личности ребёнка. В дошкольном образовательном учреждении среда строится на основе принципа расширения зон актуального и ближайшего развития, принципа гуманизации, удовлетворения познавательных и других потребностей, развития личности ребенка в условиях, соответствующих его возрасту.

Субъектами взаимодействия в педагогической среде являются дети и педагоги, в процессе взаимодействия определяется позиция педагога, совершенствуются его профессиональные компетенции, в целом – его личность. В системе дошкольного образования большое разнообразие вариативных моделей развивающей среды с различным программным обеспечением, материально-техническим оснащением предметной среды, с использованием новых технологий, в частности, мультимедийных, компьютерных, артпедагогических, нетрадиционных.

Общими характеристиками при всём разнообразии содержания и технологий является целостность развивающей среды, которая обуславливается целью образования, базовыми принципами, профессиональной деятельностью педагога; интегративность , определяется содержанием образования и применяемыми педагогическими технологиями, эффективными в решении задач воспитания, обучения, развития, коррекции; вариативность , предполагающая возможности изменения содержания и педтехнологий с целью оптимизации индивидуально-дифференцированного подхода, организации индивидуальной работы, в малых группах, творческих группах, в парах.

В образовательной среде группы дошкольного учреждения в соответствии с программными требованиями и возрастом детей создаются зоны для эффективного взаимодействия педагога с детьми, свободной самостоятельной деятельности детей с целью удовлетворения их интересов и познавательных потребностей: игровой уголок, спортивный, для занятий изобразительной деятельностью, для наблюдения природных явлений, для развития мелкой моторики рук, логопедический уголок, для работы с книгой, иллюстрациями и другие развивающие сенсорную, интеллектуальную и двигательную сферу зоны. Развивающая педагогическая среда является необходимым условием организации содержательной жизни детей в дошкольном учреждении, удовлетворении потребностей детей в различных видах деятельности.

К средствам развития речи в условиях образовательной среды относятся различные виды деятельности: бытовая, трудовая, изобразительная, конструктивная, игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная, учебная и некоторые другие.

Частью образовательной среды являются также различные виды искусства: музыка, живопись, театр, - эффективные средства эстетического воспитания и развития коммуникативной культуры.

Методы и приемы развития речи

Роль обучения в развитии речи обосновали своими исследованиями и разработанными системами классики отечественной методики: К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Е.А. Флерина, О.И. Соловьева, А.А. Пеньевская, М.М. Конина. В дошкольной системе образования получили широкое распространение учебные пособия и практические руководства А.М. Бородич, Ф.А. Сохина, М.М. Алексеевой, В.И. Яшиной, Л.Е. Журовой, О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной, В.В. Гербовой, Н.А. Стародубовой, А.И. Максакова, А.Г. Арушановой. Дошкольная логопедия использует достижения методики развития речи наряду со специальными логопедическими технологиями. Вопросы методики находят отражение в программе специального логопедического обучения дошкольников и учебных пособиях известных ученых, представителей современной логопедии: Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.А. Чевелевой, В.И. Селиверстова, М.Ф. Фомичевой, В.К. Воробьевой, Т.В. Волосовец и других исследователей вопросов специальной методики, методических систем, логопедических средств развития речи, форм организации речевой работы с детьми.

Методы и приемы, технологии и техники являются неотъемлемой частью средств обучения правильной речи, воспитания интереса к языковым явлениям, развития у детей всех структурных компонентов языковой системы и функций речи, коррекции недостатков развития и дефектов речи, профилактики вторичных отклонений, отражающихся на становлении личности, успешности дальнейшего школьного обучения. Для методики развития речи важными понятиями являются речевой навык, речевое умение, так как их формирование является целью методики.

Речевой навык – это речевое действие, достигшее достаточной степени автоматизации, а в отдельных случаях – совершенства; способность выполнять то или иное речевое действие, оптимальным образом, с наименьшими затратами времени и энергии.

Речевые навыки могут классифицироваться в зависимости от подходов их анализу (лингвистический, психолингвистический, педагогический, онтогенетический, логопедический). С позиций рассмотрения форм речи можно выделить навыки внешней речи, имеющей звуковое выражение, то есть устной речи; речевые навыки внутренней речи, касающиеся внутреннего проговаривания («речи про себя») с сохранением структуры внешней речи, структуры порождения речевого высказывания, внутреннего программирования. Дидактическими средствами формируются речевые навыки, относящиеся к различным сторонам речевой системы (фонетической, фонематической, лексической, грамматической, просодической), функции языка и речи (социальные, интеллектуальные, личностные). Это находит отражение в программных задачах развития и воспитания правильной речи: формировании навыков нормативного звукопроизношения, слово- и фразообразования, словоизменения, анализа элементов звучащей речи, использования средств речевой выразительности, удовлетворения коммуникативных, познавательных потребностей и интересов, культуры коммуникативного поведения.

Классик психолингвистики А.А. Леонтьев, характеризуя становление языковой способности человека, рассматривал навыки как процесс «складывания речевых механизмов», а умения как процесс использования данных механизмов для различных целей. Навыки обладают устойчивостью и способностью к переносу в новые условия, на новые языковые единицы и их сочетания. Речевые умения включают комбинирование языковых единиц, применение их в различных ситуациях общения. По мнению современных исследователей (С.Н. Цейтлин, Е.И. Шапиро, В.А. Погосян, М.А. Еливанова), речевое умение – это способность человека осуществлять то или иное речевое действие в условиях решения коммуникативных задач на основе выработанных навыков и приобретенных знаний. Неразрывное единство навыков и умений, их способность переходить друг в друга обеспечивают «непрерывность в поступательном развертывании единого по своей природе и лишь условно разделенного на стадии процесса обучения» (В.А. Бухбиндер).

Традиционно выделяют четыре вида речевых умений :

1. Умение слушать (аудировать), то есть воспринимать и понимать обращенную речь в е звуковом оформлении.

2. Умение говорить, то есть излагать мысли, чувства, проявления воли в устной форме в процессе вербального общения с помощью языковых средств.

3. Умение излагать свои мысли, чувства, волю в письменной форме.

Методические категории «речевой навык» и «речевое умение» соотносятся с психологическими понятиями «речевая операция», «речевое действие». Речевая операция и речевые действия входят в структуру целостного акта речевой деятельности.

Система методов и приемов направлена на формирование речевой деятельности, всех компонентов речевой системы ребенка: фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, словообразовательного, текстового. Метод – это способ взаимодействия педагога и детей, обеспечивающий у них формирование речевых навыков и умений.

Возможно использование различных критериев для классификации методов развития речи.

Классификация методов

1. Методы формирования основных компонентов речевой системы:

1.1. Методы лексической работы;

1.2. Методы формирования правильного звукопроизношения;

1.3. Методы развития фонематических процессов;

1.4. Методы развития темпо-ритмической организации речи;

1.5. Методы воспитания и интонационной выразительности речи;

1.6. Методы формирования грамматического (морфологического и синтаксического) строя речи;

1.7. Методы формирования связной (диалогической и монологической) речи;

1.8. Методы ознакомления детей с художественной литературой;

1.9. Методы подготовки дошкольников к освоению грамоты.

2. Методы формирования основных функций языка и речи:

2.1. Методы развития социальных функций речи (функция общения, функция освоения социального опыта, функция приобщения к культурным ценностям);

2.2. Методы развития интеллектуальных функций (номинации или называния; индикации или обозначения предметов, объектов, явлений, действительности; обобщения в процессе освоения понятий; опосредствования высших психических функций; удовлетворения познавательных интересов и потребностей);

2.3. Методы развития личностно значимых функций (рефлексии, самовыражения, самоактуализации, смореализации);

2.4. Методы развития эстетической функции языка и речи (формирования эталонов в сфере языка, воспитания интересов к художественной литературе, поэтическому слову; формирование мотивации и активности в художественно-речевой деятельности).

3. Методы организации речевой деятельности:

3.1. Методы формирования мотивации обучения родному языку;

3.2. Методы управления вниманием детей на занятиях;

3.3. Методы активизации речевой деятельности дошкольников в процессе обучения;

3.4. Методы контроля усвоения знаний, сформированности навыков, умений в процессе обучения;

3.5. Методы планирования и прогнозирования результатов воспитания и обучения детей правильной речи;

3.6. Поисковый или метод создания проблемных ситуаций в процессе обучения. Этот метод можно назвать эвристическим, активизирующим процесс самостоятельного поиска, достижения результата нетрадиционными способами, проявления творчества.

3.7. Коммуникативный метод. Этот метод в равной степени может быть отнесен ко второй и третьей группам классификаций. Применение коммуникативного метода предполагает формирование у детей мотивации речевого высказывания, необходимых языковых средств для достижения целей общения, возможностей и условий применения средств языка в коммуникативной ситуации, речевой активности ребенка в условиях общения.

4. Методы, соответствующие дидактическим целям занятий:

4.1. Методы сообщения нового материала;

4.2. Методы закрепления знаний, автоматизации навыков, формирования умений;

4.3. Методы обобщения и систематизации знаний;

4.4. Методы контроля усвоения знаний, формирования навыков и умений.

5. Методы, соответствующие формам организации речевой работы:

5.1. Методы фронтальной работы;

5.2. Методы работы в парах, в малых группах;

5.3. Методы индивидуальной работы.

6. Методы, соответствующие педагогическим задачам:

6.1. Методы обучения;

6.2. Методы воспитания;

6.3. Методы развития;

6.4. Методы коррекции.

7. Методы, соответствующие способам и средствам взаимодействия педагога и детей:

7.1. Наглядные методы (наблюдение);

7.2. Словесные методы (рассказ, беседа, чтение произведений детской литературы);

7.3. Практические методы (дидактическая игра, моделирование, продуктивные виды деятельности, предметно-практическая деятельность, арт-педагогические методы).

Отбор методов для речевой работы с детьми осуществляется в соответствии с целями, задачами обучения, воспитания, развития с учетом концептуальных основ, отраженных в принципах методики развития речи. Более эффективным, как показывает опыт, является оптимальное сочетание методов и приемов в речевой работе с дошкольниками на занятии. На занятиях и различных видах деятельности могут быть использованы не только известные разнообразные приемы, но и авторские.

Прием может рассматриваться как часть метода, педагогическое действие в рамках метода, например, при использовании метода беседы может применяться сочетание словесных и наглядных приемов (показ и рассматривание картины, демонстрация предметов, различные виды вопросов, указания педагога, оценка детской речи). Традиционно используются три группы приемов.

Словесные приемы:

· речевой образец;

· объяснение;

· указания (обучающие, организующие);

· отраженное повторение (повторное проговаривание);

· сопряженное произношение;

· напоминание;

· замечание;

· вопросы (репродуктивные, поисково-проблемные, наводящие, подсказывающие);

· оценка детской речи (воспитывающий и обучающий характер оценки).

Наглядные приемы:

· демонстрация предметов, действий;

· рассматривание предметных сюжетных картин;

· сравнение, сопоставление предметов, картинок, сюжетных картин;

· наглядное моделирование (работа с различными моделями, сигнальными карточками);

· работа с макетами, картами, планами, наблюдения на экскурсиях.

Практические приемы:

· моделирование;

· практические действия с предметами;

· опыты и эксперименты с целью познания свойств предметов;

· выполнение практических заданий по инструкции педагога;

· трудовые действия.

Основные требования к дидактическому материалу:

· соответствие программным требованиям;

· соответствие возрасту детей;

· соответствие детским интересам, должен быть привлекательным для дошкольников;

· соответствие эстетическим требованиям;

· соответствие требованиям безопасности для здоровья.

Применение разнообразных средств развития речи детей возможно только в насыщенной, богатой образовательной среде. В речевой работе с детьми используются тематические наборы игрушек, разнообразные дидактические настольно-печатные игры, музыкальные игрушки и некоторые детские музыкальные инструменты, наборы конструкторов, наборы для изобразительной деятельности, пособия для развития мелкой моторики, наборы для флонелеграфа, наборы предметных картинок, сюжетных картин и серии картин разной сложности, альбомы, фотографии, артикуляционные профили, разнообразный материал для моделирования, разнообразные материалы дл поощрения, стимулирования активности детей (фишки, картинки, флажки, звездочки).

Эффективность работы по развитию речи определяется многими факторами, одним из них является методически грамотный отбор дидактического, речевого материала для занятий с детьми. Он должен не только соответствовать программным требованиям, но быть интересным для детей представлять новизну. Особенно тщательно подбирается тематический словарь для занятий, определяется сочетание наглядных, словесных, практических методов и приемов. Рекомендуется полифункциональное использование наглядных пособий, применение одного пособия для решения нескольких дидактических задач. Необходимо предусмотреть постепенное, последовательное усложнение предъявляемого речевого и наглядного материала, возможности запоминания детей, прочного закрепления навыков. Речевое развитие дошкольников в современных условиях проходит в различных формах с использованием игровых, артпедагогических¸ коммуникационных, а иногда новых нетрадиционных технологий.

Интегрированные занятия . Опыт показывает эффективность интегрированных занятий. Этот вид занятий реализует деятельностный подход, предполагает объединение различных видов деятельности, применение разнообразных средств речевого обучения. Примером может быть объединение средств художественной литературы и рисования с целью развития связной речи; сочетание музыкальной и изобразительной деятельности с речевой.

Комплексные занятия. На эффективность комплексных занятий указывают Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова. Системообразующим стержнем является единство содержания. Решение разных дидактических задач возможно в русле тематического единства. Например, темой «Осень» могут быть объединены задачи различных направлений программы воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Педагоги-практики проводят комбинированные, смешанные, объединенные, итоговые, проверочные, по сообщению нового материала, закреплению пройденного и другие виды в зависимости от целей обучения.

Остаются неизменными требования качества развития речи дошкольников. Условиями эффективности речевой работы педагога с детьми являются:

1. Тщательная подготовка к занятию:

· постановка цели, задач;

· планирование занятия, прогнозирование его результатов;

· использование методической литературы;

· отбор речевого материала в соответствии с программой, подготовка необходимого раздаточного и демонстрационного материала;

· определение метода обучения или сочетания методов и приемов;

· написание в зависимости от опыта конспекта, плана-конспекта;

2. Соответствие дидактического материала возрастным и индивидуальным особенностям детей.

3. Определение формы проведения речевой работы, адекватной цели, программному содержанию, по возможности, соответствующей интересам детей.

4. Развивающий и воспитывающий характер речевой работы с детьми: наряду с задачами развития речи, воспитания речевой культуры решаются задачи умственного, нравственного, эстетического воспитания.

5. Положительный эмоциональный фон занятия, благоприятная психологическая среда, педагогический такт и культура общения педагога с детьми.

6. Четкая организация занятия, продуманный регламент: благоприятные гигиенические и эстетические условия.

7. Соответствующая целям и задачам структура занятия, установление взаимосвязи между частями занятия.

8. Оптимальная смена деятельности на занятии, планирование динамической паузы для детей.

9. Сочетание на занятии фронтальной и индивидуальной работы, обеспечение индивидуальной помощи детям.

10. Правильная «педагогическая речь» воспитателя.

11. Обеспечение на занятии постоянной обратной связи от ребенка к педагогу, закрепления материала.

12. Контроль на всех этапах работы качества обучения детей и эффективности усвоения ими программного материала.


Похожая информация.



В определенный период своей жизни, а именно в младшем дошкольном возрасте, ребенок начинает стремиться к тому, чтобы с окружающими людьми обсуждать различные предметы и явления, которые его заинтересовали. Возможность разговаривать и выражать свои мысли позволяет малышу выходить за пределы конкретной ситуации и собственных переживаний, с ней связанных. В данной статье мы поговорим достаточно подробно о средствах развития речи дошкольников с разных аспектов. Если вы уделите прочтению нашего материала немного времени, то возможно узнаете для себя много полезного в этом вопросе.

Развитие речи у детей

Как правило, до 2-х лет ребенок активно общается только со взрослыми. Хорошо, если в семье есть старшие братья/сестры, тогда малыш обязательно будет копировать речь, смотря на них, и возможно, заговорит раньше сверстников. Но если ребенок является в доме первенцем, то вероятнее всего, он общается только с «непонятными» ему людьми. Вам может казаться, что в двухлетнем возрасте ваше чадо общается только жестами, мимически или при помощи эмоционального выражения звуков, но все гораздо «серьезнее». В этом возрасте малыш уже активно накапливает словарный запас в своей голове и подсознательно запоминает огромное количество самых разных слов, в том числе, откладывается в его памяти и информация о предметах, которые обозначают те или иные слова. Понимание смысла сказанного кем-то проходит у малыша через несколько этапов. Так, он может ассоциировать предмет с собственным переживанием, с определенным местом, возможно, визуальной его картинкой. Размеры и материалы он пока не может представлять и не обращает на них внимание, поэтому чувственная сторона в этом возрасте является главным проводником.

Считается, что в два года малыш уже вполне может сформировать определенный словарь, состоящий из 200 и более слов. Хотя большинство из них искажены, произносятся неправильно и могут быть вообще непонятны взрослому, малыш их знает, помнит и применяет по отношению к конкретным предметам и явлениям. Например, «ять» может обозначать слово «мяч», «абуська» - «бабушка» и т.д. Если вам доводилось видеть, как общаются малыши одного возраста, то вы наверняка могли заметить, что они разговаривают на несвязном для взрослого языке, общаются отдельными звуками, но при этом прекрасно друг друга понимают.

Чтобы быстрее развить речь ребенка, необходимо регулярно организовывать специальные занятия, заниматься игровой подвижной деятельностью, общаться с ним «наравных» и, конечно, уделять большое внимание, развитию мелкой моторики малыша.

Совет: никогда не общайтесь с детьми словами, которые вы намеренно искаженно произносите, как бы на детский лад. Не сюсюкайте с ребенком, а говорите с ним четко и внятно, проговаривая каждую букву слова. Вместо «артоска» скажите «Это картошка! Она вкусная и полезная!». Обучение неправильному произношению слов с самого раннего возраста малыша в будущем потребует от вас индивидуальных занятий с логопедом и обучению «заново» произношению тех же слов, только теперь в правильной форме.

Речь ребенка 3-х лет и отставание в развитии речевого аппарата

В возрасте 3-х лет запас слов ребенка составляет от 1000 слов и больше. Малыш уже не просто произносит слова, но и может делать это правильно с точки зрения фонетики и даже формируя их в предложения. По статистике девочки начинают говорить раньше мальчиков, но все дети индивидуальны и конкретных норм в этой сфере нет.

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет...

Если ребенок не знает и не произносит никаких слов до 3 -х лет или же его словарный запас слишком мал, то невролог может поставить диагноз «отставание в развитии речевого аппарата». В таком возрасте малыша данный диагноз не должен пугать его родителей, так как при должном подходе речь может выровняться буквально за несколько месяцев. Если причин для такого диагноза нет с точки зрения здоровья, то есть малыш не страдает расстройством центральной нервной системы, не имеет отклонений в развитии и иных серьезных заболеваний, то вам будут показаны упражнения на укрепление мышц рта.

Чтобы укрепить мышцы рта, необходимо выполнять следующее:

  • Почаще есть твердую пищу, которую необходимо тщательно пережевывать.
  • Предлагать малышу дуть и свистеть. Купите ему мыльные пузыри, дудку, свистульку или сделайте из пробки или куска пенопласта плотик, на который нужно дуть, опустив его в воду (игра в кораблик).
  • Давать малышу пить сок через соломинку, предлагая ему как можно сильнее втягивать при этом щеки.
  • Имитировать звуки животных и окружающих вас предметов. Например, можно «заводить моторчик», произнося «трррррррр» или играть в «поезд» со звуком «чухчухчух».
  • Регулярно тренировать мелкую моторику. Помните, что качество речи вашего малыша условно находится на кончиках его пальцев. Поэтому лепки из пластилина, игр с кинетическим или обычным песком, рисования пальчиковыми красками никогда не бывает много!
  • Выполнять вместе с малышом несложную артикуляционную гимнастику. Упражнения для гимнастики вам может подсказать логопед или же интернет. Вы можете найти, например, видеоролик по этой теме и смотреть его вместе с малышом. А потом повторять просмотренные упражнения перед зеркалом.

Если у малыша имеются определенные заболевания, нарушения центральной нервной системы, то развивать речевой аппарат придется вместе с вашим доктором. Может потребоваться прием определенных препаратов, а также применение методов стимуляции коры головного мозга.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Пятилетние дети дошкольного возраста уже могут достаточно качественно изъяснять собственных мысли, выстаивать сложные фразы, общаться предложениями. Ребенок свободно при помощи речи делится своими впечатлениями, классифицирует информацию, может ее запоминать и передавать. Интересно, что мозг дошкольника может вбирать потрясающе много самой разной информации. Малыши «жадно» поглощают новое для них и особенно интересное. Кстати, больше всего им нравятся рассказы и сказки, в которых персонажи очень на них похожи, имеют один возраст и даже схожие имена. Дети обожают такие рассказы, готовы слушать их несколько раз подряд каждый день. А стоит только рассказчику допустить оплошность и ошибиться в очередном повествовании, как ребенок тут же обратит на это внимание взрослого и укажет «как надо правильно» рассказать.

Но не только из повествования складывается методика развития речи у дошкольников. Сюда входит несколько важных аспектов:

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом "нарушение речи". Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников. С сожалением...

  1. Воспитание звуковой речевой культуры. Что это значит? Многие лингвисты, психологи и педагоги, занимающиеся исследованиями в этой области, убеждены, что именно звуковая сторона языка достаточно рано становится предметом особенного внимания ребенка. Мы уже упомянули об этом выше, говоря о том, что малыша привлекает изначально внешняя структура речи, т.е звук, и только потом все остальное. Именно поэтому в дошкольных заведениях малышам обязательно читают много сказок, разыгрывают для них кукольные спектакли с героями, разваривающими разными голосами. При этом важную роль играет интонационная окраска рассказа, а именно восклицание, вопрос, озадаченность и т.п. Помимо сказок, практикуются занятия играми и упражнениями на линейность речи. Это помогает малышу осознать звуковое окрашивание слова и начинать двигаться от называния предмета или явления к образному его описанию. Необходимо научить ребенка правильно пользоваться интонацией и темпом повествования для передачи им эмоциональной составляющей рассказа.
  2. Воспитание правильного звукопроизношения. Педагоги в дошкольных учебных заведениях большое внимание уделяют вопросам правильного звукопроизношения детей. Проводится кропотливая работа над формированием четкой артикуляции и подготовке органов артикуляционного аппарата к произношению тех или иных звуков. При этом по статистике чаще всего у детей дошкольного возраста встречается проблема с произношением шипящих звуков. Кстати, если малыши посещают профильную логопедическую группу детского сада, то логопед будет подбирать к каждому из них комплекс индивидуальных артикуляционных упражнений на те звуки, проблемы с произношением которых он видит у каждого конкретного ребенка.
  3. К детям средней группы детского сада подход примерно таков же, как и как к малышам. То есть педагог активно развивает вместе с ребенком артикуляционные органы, выполняя ряд упражнений на укрепление и развитие мышц лица, языка, губ. Однако, сама речь к возрасту 5 лет уже приобретает новую окраску. Здесь чаще встречаются указательные местоимения, новые определения, ребенок начинает говорить монологами.
  4. Осваивание понятия «звуковой линейки» речи путем демонстрации последовательности произношения звуков.
  5. Развитие осознания произносительной стороны речи. В идеале ребенок старшего дошкольного возраста на вопрос: «Правильно ли ты говоришь, все ли звуки выговариваешь?» должен отвечать конкретно упоминая о своих речевых проблемах. Объясните малышу, что нет ничего страшного в том, что он не выговаривает какой-то звук. Разъясните, что он должен стремиться к правильному его произношению и помогут в этом такие-то упражнения и занятия. Не поощряйте малыша, когда он говорит правильно, иначе он может почувствовать себя «не таким как все», а норму произношения чем-то особенным. Но обязательно обратите его внимание, если звук был произнесен некорректно.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста

Мы уже частично упомянули о методиках развития связной речи у дошкольников. Это общение целыми предложениями и логически построенными фразами. Когда вы гуляете с ребенком, то обращайте свое внимание на явления окружающего мира. Если малыш еще совсем маленький, то рассказывайте сами. Например, «Какой большой дом впереди!», «Посмотри, какой яркий цветок! Он приятно пахнет!», «Это дорога, по ней ездят машины и автобусы» и т.д. Малыша повзрослее можно просить самого составлять такие маленькие рассказы. Если он теряется, то помогите ему, направив мысль при помощи вопроса. Например, «Какого цвета этот цветок? Он тебе нравится?». Не позволяйте малышу отвечать односложно, просите давать ответы развернуто: «Этот цветок желтого цвета! Он яркий и поэтому очень мне нравится».

Зрительная память у дошкольников превалирует над слуховой, поэтому детям намного лучше запоминать стишки или рассказы, если текст будет сопровождаться...

Такому развитию помогают игры на возможности использования речи:

  • «Диалог». Устройте «светскую» беседу за чашкой чая.
  • «Интервью». Позвольте малышу побыть журналистом, который задает вам вопросы, потом поменяйтесь ролями.
  • «Профессии». Попросите малыша рассказать о какой-либо профессии.
  • «Назови действие». Задайте вопрос, например, «что делает снег?» и попросите малыша ответить глаголами: «падает, кружится, тает».
  • «А что было дальше?». Взрослый начинает повествование рассказа, а от малыша потребуется внимательно послушать и придумать продолжение.

Развитие речи у дошкольников

Если у вашего ребенка имеются проблемы с произношением слов или отдельных звуков, то не ленитесь заниматься с ним. Помните, что роль родителей в этом вопросе велика и не менее значима, чем роль профессионального логопеда. Представьте, что логопед и вы являетесь двумя отдельными ладонями, которые только вместе и сообща смогут сделать хлопок.

Что требуется от родителей:

  • Правильно и четко произносить слова не только обращенные к ребенку, но и сказанные в его присутствии.
  • Как можно раньше начать разговаривать с ним отдельными логически связанными предложениями.
  • Выполнять все рекомендации логопеда, которые он может вам давать для выполнения вне занятий.
  • Не лениться проводить с ребенком хотя бы неложную артикуляционную гимнастику несколько раз в неделю.
  • Поправлять ребенка, когда он произносит слово неправильно.
  • Мотивировать ребенка на произношение слов. Например, делать вид, что вы не понимаете, в чем заключается его просьба, когда он ленится сказать словами, а требует от вас чего-то жестами.
  • Регулярно заучивать с детьми несложные стишки, а также скороговорки и поговорки.
  • Петь вместе с ребенком песни.
  • Постараться всеми силами научить свое чадо правильному произношению слов и грамотному построению предложений в период дошкольного возраста.

Последнему пункту, а именно грамматике речи дошкольников, нужно уделять большое внимание, иначе впоследствии у ребенка возникнут определенные трудности в школе.

Грамматический строй речи у дошкольников

Формирование правильного грамматического строя как можно раньше является очень важным аспектом в развитии речи ребенка. Если малыш неправильно произносит слова, не умеет подбирать окончания, то в школе у него возникнут большие проблемы с грамматикой. Помните, что малыши пишут, как слышат и, соответственно, слышат, как говорят! Заданий на развитие умения согласовывать существительные с прилагательными и глаголами, а также на сочетание времен, чисел и падежей множество. Например, можно просить ребенка назвать один и тот же предмет в разных формах (одно яблоко, два яблока, пять яблок). Можно просить отвечать о предмете на вопросы «Какой? Какая? Какое?» (яблоко зеленое, хрустящее, плотное, сочное). При этом обращайте внимание на окончания и просите ребенка поправиться, если он произносит их неправильно.

Дети иначе, чем взрослые, воспринимают окружающую действительность, но с возрастом мы, родители, об этом забываем. Чтобы разобраться в этом вопросе, н...

Хорошим упражнением на развитие грамматического аспекта речи является «Составь рассказ». Можно показать ребенку картинку и попросить его составить по ней повествовательный рассказ, четко произнося окончания. Если возникают трудности, то можно начинать с изложений. То есть дать ребенку картинку, прочитать ему по ней рассказ, попросив его запомнить, и только потом записывать изложение с его слов. Нормой считается, если ребенок 6-7 лет может придумать рассказ по картинке, не нарушая последовать изложения событий на ней. Использование дополнительных способов организации зачинов, а также разных типов повествования может говорить о высоких показателях развития грамматического строя и творческого мышления дошкольника.

Формировать знания о словообразовательном гнезде можно практически в любых аспектах повседневной жизни. Например, малыш решил посмотреть на снег за окном, попросите его назвать снежинку во множественном числе и составить с этим словом предложение. Помните всегда об этом, и постарайтесь как можно больше правильно разговаривать с детьми.

0 0

Еще статьи

Каждая мама мечтает о том, чтобы ее малыш заговорил чем быстрее, причем сразу внятно и предложениями. В реальной жизни такое случается редко, ведь обучение речи - процесс длительный и трудоемкий. Для того, чтобы достичь быстрых и хороших результатов в развитии речи любимого ребенка, маме приходится приложить немало труда и использовать разные средства развития речи детей . Дети учат слова и язык в процессе постоянного общения с ними, при этом самым эффективным методом является обучение в форме игры.

Должно начинаться практически с рождения. Многие родители ошибочно считают, что если малыш еще не разговаривает, то не стоит утруждать себя общению с ним. А ведь ребенок только тогда будет распознавать слова и пытаться их повторить, если будет постоянно их слышать.

Самые главные средства развития речи детей игры для развития речи, стишки, сказки, пословицы и песенки. Запастись такими нужными инструментами можно с помощью того же интернета, где можно найти целые сайты, посвященные раннему развитию детей, а также купив аудио диски или книги со стихами, сказками и скороговорками.

Общайтесь с малышом, постоянно комментируя свои действия, описывайте предметы, которые берете в руки и что вы с ними делаете. Практикуйте диалог с ребенком, задавайте простые вопросы и просите показать и назвать предметы, их свойства. Очень эффективен прием договаривания слова, когда читаете стих или потешку, предоставьте малышу возможность употребить нужное слово. Если он затрудняется это сделать, подскажите ему начало слова.

Используйте в качестве средства развития речи детей книги с красочными иллюстрациями. Для самых маленьких подойдут специальные книги с твердой обложкой. Во время чтения сказки или стишка обязательно показывайте на картинках про кого говорите, объясняйте характеристики того или иного персонажа, зачитывайте диалог с использованием разной интонацией.

Очень полезны пальчиковые , которые не только помогают усовершенствовать речь, но и координацию движения пальцев рук. Играйте с малышом в прятки - спрячьте игрушку или несколько игрушек и попросите найти их, при этом давайте подсказки в форме описания места, где они спрятаны, но не называйте его.

Для первого знакомства ребенка с животными и предметами подойдут стихотворения и потешки про них. Учите такие стишки вместе с малышом, предлагая ему самому рассказывать целые фразы или отдельные слова.

Доброго времени суток, дорогие читатели и читательницы! Хотелось бы обсудить с вами очередную животрепещущую тему - средства развития речи детей дошкольного возраста. Ведь все мы мечтаем, чтобы детки сразу научились объясняться предложениями, правильными словами и с нужными окончаниями. Но при правильном подходе можно значительно ускорить процесс развития речи! Как? При помощи специальных средств!

Речь является важнейшим навыком социализации ребенка.

Согласитесь, до первых осознанных слов и заявлений сложно воспринимать вопящий комочек как личность с собственными мыслями и желаниями, а вот разговаривающий ребенок – уже достойный собеседник, с которым можно и нужно говорить буквально обо всем.

Умение говорить нужно и самому ребенку, помогая ему общаться с родными, знакомыми, сверстниками в саду. Так поможем нашим малышам быстрее освоить речь!

Методические средства

Педагоги уже давно определили, какие средства наиболее эффективны в развитии речи, это:

  • разговор со взрослыми;
  • речь воспитателя в детском саду;
  • специальные занятия, к примеру, с логопедом или уроки по методике раннего развития;
  • чтение художественной литературы;
  • занятия искусством.

Общение с родными

Это наиболее простое, но очень эффективное средство развития навыка речи. Не думайте, что пока кроха не скажет первое слово, к нему можно относиться как к красивой, но бездушной игрушке. Я вот, начитавшись умных книг, разговаривала со своим чадом буквально с роддома как сумасшедшая, описывая свои мысли, действия, намерения.

И это дало свои результаты – ребенок довольно рано начал говорить, причем правильно и четко, видимо, сказались долгие месяцы наработки пассивного словарного запаса. Малыш слушает, слова и предложения откладываются у него в памяти, а потом всплывают по необходимости.

Когда же ребенок начинает говорить первые слова – расслабляться не стоит, предстоит еще большая, но интересная работа. Разговариваем с ним как можно чаще, рассказывая об окружающих предметах и действиях, называя имена, цвета, характеристики вещей, задавая наводящие вопросы, играя с ним.

  • чтение стихов, потешек, скороговорок, сказок;
  • петь с ним простые и запоминающиеся песенки, так как музыкальные произведения тренируют дыхание, помогают справиться с заиканием, формируют правильный фонематический слух, вырабатывают темп речи;
  • проговаривать с ним простые стихи или загадки, предполагающие договаривание нужного слова, читать крохе первую часть, а последнее слово пусть скажет, вспомнит, подберет он. Если ребенок затрудняется – можно подсказать первую часть требуемого слова;
  • смотреть и читать с ребенком красочные сказки, по мере рассказа указывая пальцем на упомянутых героев и предметы, диалоги нужно читать разными интонациями, можно даже копировать голоса животных, людей;
  • использовать пальчиковые игры, доказано, что эти интересные, запоминающиеся стихи и песенки при условии сочетания с определенными жестами не только помогают развивать память, но и ускорить развитие речи, да и играть в них очень интересно даже взрослым, знаете, затягивает!

На этом попрощаюсь с вами, подписывайтесь на наш блог, до скорых встреч!

Речь детей дошкольного возраста лучше всего развивается посредством игры. Игра - это та форма деятельности, которой ребёнок живет и дышит, а потому наиболее ему понятна. Существует много игр для развития речи и для обучения чтению и письму. Их обязательно надо использовать на занятиях по развитию речи дошкольников.

Благодаря играм со сверстниками, общению в семье интенсивно развиваются умственные способности детей. Приобщая ребенка к совместному труду по дому, на огороде, в саду, вы разговариваете с ним: «Здесь мы посадим огурчики…», «На этом кустике вызреет малина». Общаясь, вы помогаете, чтобы слова «обрели плоть».

По мере обогащения опыта ребенка, появления новых наблюдений развиваются его умственные способности, происходит развитие речи. Он учится сопоставлять, находить сходство и различие между предметами, делать выводы.

Речь его обогащается новыми словами. К пяти годам ребенок строит длинные и достаточно сложные фразы, много и охотно рассказывает об увиденном и услышанном. Он может запоминать и обобщать полученную информацию.

Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда ему читают сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам.

Ребенок слушает их по многу раз и запоминает. Если вы читаете или рассказываете торопливо, невнимательно, малыш поправляет вас. Затем ему становится интересна какая-нибудь одна история, и он хочет прочитать ее сам. Сопоставляя услышанную историю с картинками в книжке, он «читает» книжку, аккуратно следуя за буквами, которых еще не знает.

К трем годам, осознав себя как личность, он научится говорить «я». Позднее, включившись в коллективные игры, пополнит речевой запас местоимениями «ты» и «он». Во время игр дети много и охотно разговаривают, шумно подражают товарищам по игре, старшим членам семьи, персонажам увиденных фильмов.

Девочки разговаривают с куклами: ласкают, бранят, учат (совсем как мама). Мальчики кричат на машины, понукают, приказывают трогаться с места.

В 3 - 4 года с ребенком уже можно беседовать, вести диалог. Он будет говорить беспрерывно, торопиться. Нужно стараться говорить с ним ровным, спокойным голосом, чтобы успокоить, «погасить» ненужную торопливость. К пяти годам речь ребенка должна быть полностью сформирована. Сложности могут быть лишь с некоторыми звуками (например, «р», «л»).

Еще в старину были придуманы скороговорки - род складной речи с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, трудных для произношения. Необходимо заниматься с ребенком скороговорками, при необходимости умерить торопливость его речи. Детям нравятся эти забавные и короткие стишки.

Ребенок должен правильно произносить все звуки и уметь четко выражать свои мысли. Если какой-то звук (особенно часто «р») ему не дается, он его совсем опускает или произносит неправильно, не рекомендуется его поправлять, заставлять многократно произносить различные слова, в которых содержится неудачно произносимый звук. Важно при ребенке самим говорить правильно, четко, и обычно он сам справляется со своим недостатком.

Произношение звуков, по мнению специалистов, самостоятельно исправляется до пятилетнего возраста. Если же этого не произошло, следует обратиться к специалисту-логопеду. Чем раньше это будет сделано, тем лучше будет для будущего школьника. Опыт показывает, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. До 6 лет практически можно исправить почти все недостатки произношения.

Очень важно научить ребенка внимательно слушать, улавливать смысл услышанного и отвечать на соответствующие вопросы. Поэтому не стоит стремиться читать ребенку побольше. Лучше с ним чаще беседовать о прочитанном, научить пересказывать услышанное, точно выражать свои мысли, высказывать отношение к прочитанному. Полезно и упражнять память ребенка, предлагая ему заучивать небольшие стихотворения, потешки, прибаутки.

Говоря о потешках, прибаутках следует перейти к такому незаменимому средству развития речи как фольклор. Ярко, образно, метко этот вид устной поэзии отражает жизнь в её многообразии, многовековую мудрость поколений.

Всевозможные потешки и прибаутки необходимо применять на логопедических занятиях, ведь они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются многократно, с различными интонациями, с изменением ударности, ритма, скорости и громкости напева.

Отличный способ выучить с ребенком названия птиц, их повадки, привычки и песенки - познакомиться с веселыми дразнилками, закличками и веснянками про птиц. Ребёнок на их примере способен сначала почувствовать, а потом и осознать красоту родного языка, творческую образность нашей речи.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся понимать метафоры, многозначность слов, приёмы олицетворения. Для речевых детей это очень важно. Переносный смысл выражений чаще всего им не доступны. Надо много и планомерно работать над пониманием смысла пословиц, поговорок, фразеологических оборотов.

Отгадывание, а потом и самостоятельное придумывание загадок так же положительно влияет на развитие речи. Тут формируется умение выделить самые существенные признаки предмета.

Серый, зубастый,

По лесам рыщет,

Телят, ягнят ищет.

Загадки развивают способность к анализу, сравнению, обобщению.

У него есть ножки, но не как у кошки.

У него есть шляпа, но не как у папы.

Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Взрослый может наводящим вопросом подтолкнуть в нужном направлении детскую мысль.

Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. Такое эффективное средство развития детской фантазии заставляет ребенка логически мыслить, побуждает к активности.

Нет необходимости каждый раз читать и рассказывать детям что-то новое. Они охотно встречают прочитанные ранее произведения, активно вспоминают и стараются подсказать, что будет дальше, поправляют, если рассказчик допустил какую-то неточность. При этом ребенок учится проявлять высокую активность.

Также для речевого развития детей очень полезны занятия музыкой и пением. Пение позволяет правильно дышать, что незаменимо для работы над заиканием, нарушениями темпа речи и голоса. Старательно пропевая слоги в словах, ребёнок имеет возможность услышать все звуки, особенно в слабых позициях, почувствовать ритмический рисунок слова, что способствует развитию фонематического слуха.

Широко используется пение в работе с аутичными детьми. Музыка способна вызвать у таких детей эмоциональный отклик. Выделение голосом гласных звуков, медленный темп, повторяющиеся звукосочетания позволяют аутичным детям запоминать слова и произносить их. Очень хороши для данных целей колыбельные:

Баю-баю-баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Катю не буди.

Таким образом, мы рассмотрели средства развития речи детей дошкольного возраста. Детский мозг обладает прекрасной способностью впитывать информацию. Малыш с жадностью запоминает то, что ему интересно. Он обожает, когда ему читают сказки, стихи, небольшие рассказы о животных, о растениях, о таких же девочках и мальчиках, как он сам. Ребенок слушает их по многу раз и запоминает.

Так же мы выяснили что существует множество способов развить речь дошкольника. Еще в старину были придуманы скороговорки, стихотворения, потешки, прибаутки, дразнилки, заклички. Предлагая ребенку заучивать их, вы развиваете его память. Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся понимать метафоры, многозначность слов, приёмы олицетворения. Для развития связной речи желательно развивать у детей способность придумывать небольшие рассказы по сюжетным картинкам, правильно их составлять. Для развития речи дошкольников целесообразно практиковать и такое задание, как придумывание конца недочитанного рассказа, чтение которого прервано на интересном месте. В работе детьми так же широко используется пение.

Но все же самым главным способом развития речи ребенка является игра. Всю жизнь ребенок растет, играя. С игрой он познает весь окружающий его мир. Поэтому именно игре уделяется огромное значение в развитие речи ребенка, его воспитании и взрослении.

Вам также будет интересно:

Клод шеннон краткая биография и интересные факты
Анатолий Ушаков, д. т. н, проф. каф. систем управления и информатики, университет «ИТМО»...
Воспаление придатков: причины, диагностика, лечение
Беспокоят тянущие или резкие боли внизу живота, нерегулярные месячные или их отсутствие,...
Болгарский красный сладкий перец: польза и вред
Сладкий (болгарский) перец – овощная культура, выращиваемая в средних и южных широтах. Овощ...
Тушеная капуста - калорийность
Белокочанная капуста - низкокалорийный овощ, и хотя в зависимости от способа тепловой...
Снежнянский городской методический кабинет
Отдел образования – это группа структурных подразделений: Аппарат: Начальник отдела...